Борисо-Глебский храм (Куртниково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Борисо-Глебский храм построен в 1809 году на средства титулярного советника Г.И. Рукина, вместо сгоревшей деревянной церкви XVI века. Архитектура строения выполнена в стиле классицизм, является объектом культурного наследия. Содержание История [ править править код ] Древнейшее упоминание о Борисо-Глебской церкви с. Куртникова относится к 1564 г. Село Куртниково (в рукописях древнего времени можно встретить название Курятниково, Куретниково, а позже Куритниково) расположено у Истринского водохранилища, близ залива, образованного рекой Черной, притоком реки Истры. В начале XIX века деревянная церковь с. Куртниково, построенная в 1593 г., стала жертвой пожара. В 1809 г. началось строительство новой, каменной церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба. Одним из главных деятелей и попечителем при ее основании был титулярный советник Г.И. Рукин. В книге-летописи XIX в. о нем записано: «Гавриил Иванович был нрава кроткого, человек чувствительный, со своими крепостными обходился мягко… А когда этому доброму человеку выпал жребий заняться постройкою в селе Куритниково церкви, то он был бдителен до такой степени, что заставлял рабочих переделывать одно и то же дело по нескольку раз, как это было при кладке бута под церковные стены – и оттого-то храм отличается прочностью постройки». Храм был освящен в 1816 г. и запоминался монументальностью архитектурных форм. В 1831 г. в трапезе церкви Бориса и Глеба с правой стороны был устроен придел во имя святого пророка Божия Илии. В 1857 г. с левой стороны был устроен придел во имя Тихвинской Божией Матери. Непосредственно участвовал в утверждении проектов приделов храма и подписывал антиминсы святитель Филарет Московский (Дроздов). В 1935 г. в храме прекратились регулярные богослужения. Последний священник храма был арестован в 1938 г. После Великой Отечественной войны здание церкви использовалось под сельскохозяйственное хранилище и было основательно разрушено. Обрушены своды трапезной и алтаря. До весны 2002 г. развалины храма использовались в качестве деревенской свалки.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисо-Глебски...

Борисо-Глебский храм (Коломна) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Борисо-Глебский храм построен в 1716 г. на средства жителей Запрудской слободы К. Житникова и Н. Набокова. В начале XX в. Борисоглебский храм неоднократно посещал Ф.И. Шаляпин, которому нравилась акустика храма. Содержание История [ править править код ] На левом берегу Коломенки, вблизи впадения ее в Москву-реку, расположился один из древнейших уголков Коломны — старинная слобода Запруды. Здесь находится храм в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Когда-то храм имел важнейшее значение в жизни купцов и ремесленников — основного населения Запрудной слободы. Впервые он упоминается в документах XVI в. До XVII в. церковь была деревянной. «Свидетелем» этого раннего периода является датируемая XIV веком храмовая икона «Святые Борис и Глеб с житием», которая хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее. Каменная церковь была построена в 1716 — 1726 гг. неизвестным зодчим в стиле русского барокко, на средства местных состоятельных жителей — К. Житникова и Н. Набокова. Во второй половине XVIII — начале XIX вв. храм перестраивался. К нему была пристроена трапезная часть с престолом в честь праведных пророка Захарии и Елисаветы. Пятиглавие на тонких световых барабанах сохранилось, но в окончательном варианте главы оказались широко расставленными по углам. Теперь глава, венчающая купол, возвысилась над остальными четырьмя. Некогда нарядные оконные наличники были упрощены. Южный портал приобрел массивное крыльцо с колоннами. В Борисоглебской церкви был крещен будущий писатель И.И. Лажечников. Дом, в котором он родился, стоял неподалеку от храма, и, что очень вероятно, его родители, как и другие жители Запрудов, являлись прихожанами этого храма. Обстановка, дух и колорит Запрудской слободы нашли отражение в повести Лажечникова «Беленькие, черненькие и серенькие», где сам автор выступает прототипом главного героя. Сохранились сведения, что в начале XX в. Борисоглебский храм неоднократно посещал Ф.И. Шаляпин, бывая у своих коломенских друзей. Федор Иванович был большим любителем церковного пения и, конечно, любому настоятелю льстило его присутствие и участие в церковном богослужении. Шаляпину понравилась акустика Борисоглебской церкви. По дошедшим воспоминаниям(на уровне легенды), во время его пения мощная сила голоса даже гасила лампады.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисо-Глебски...

Телефон: +7 (498) 729 51 07 Подробнее... Борисо-Глебский храм (Куртниково) [ править править код ] Борисо-Глебский храм построен в 1809 году на средства титулярного советника Г.И. Рукина, вместо сгоревшей деревянной церкви XVI века. Храм был освящен в 1816 году и запоминался монументальностью архитектурных форм. В 1831 г. в трапезе церкви Бориса и Глеба с правой стороны был устроен придел во имя святого пророка Божия Илии. В 1857 г. с левой стороны был устроен придел во имя Тихвинской Божией Матери. Непосредственно участвовал в утверждении проектов приделов храма и подписывал антиминсы святитель Филарет Московский (Дроздов). Адрес: Московская область, Истринский район, c. Куртниково, ул. Старосельская д. 60. Подробнее... Георгиевский храм (Дедовск) [ править править код ] Георгиевский храм построен в 2000 году, первый в истории дедовского поселения, образовавший самостоятельный приход. В начале XX века, в одном из зданий рабочих казарм рабочего поселка Дедовка была освящена молитвенная комната для совершения таинств, треб и праздничных богослужений. Она была приписана к приходу храма в Садках, а рабочие Дедовки, предки нынешних дедовчан, являлись прихожанами садковского храма. В 30-х годах молитвенную комнату закрыли. Сейчас новый храм большой и красивый - белоснежный с шатровой колокольней, возведенный в русском стиле, в полной мере восполнил давнюю потребность прихожан. Адрес: Московская область, г. Дедовск, ул. Войкова, д. 18. Телефон: +7 (498) 729 27 04 Подробнее... Иоанно-Предтеченский храм (Садки) [ править править код ] Иоанно-Предтеченский храм построен в 1741 году владельцем села Ф.А. Лопухиным на месте деревянной церкви XVII века. Здание храма возведено в формах аннинского барокко, колокольня – в стиле ампир. В годы богоборчества церковь была закрыта и разорена. Последний настоятель, священник Евдокимов Иван Григорьевич, был арестован 27 мая 1937 года и 9 декабря того же года расстрелян на полигоне в Бутово. В 1941 году, в дни обороны Москвы от фашистских захватчиков, линия фронта дошла до села. Но дальше церкви немцы не прошли, это был рубеж, дальше которого к Москве они не смогли пробиться.

http://azbyka.ru/palomnik/Истринский_окр...

Славковичи. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Успения Пресвятой Богородицы в Славковичах построен в 1810 году. В храме было три престола: центральный во имя Успения Пресвятой Богородицы, и приделы Пресвятой Троицы и в честь Собора Иоанна Предтечи, разрушенный большевиками. В 1920-е годы он был закрыт, во время Великой Отечественной войны фашисты устроили в нем конюшню, а позже открыли для богослужения, по преданию, священник Успенского храма был ими убит. С 1954 года в Успенском храме возобновил богослужение отец Евгений Степанов. Погост Славковичи церковь Успения Божией Матери Дата строительства церкви неизвестна, в 1810 году прихожанами построен придел в честь Святого Иоанна Предтечи, в 1811 году построен придел в честь Святой Живоначальной Троицы. Придел Святого Иоанна Предтечи на средства прихожан расширен в 1890-1893 годах, вновь освящен 7 ноября 1893 года. Церковь и колокольня построены из камня. Колокольня построена отдельно от храма, в 1834 году она пострадала от пожара, но исправлена старанием прихожан. На колокольне было восемь колоколов. Первый колокол весил 101 п., имел надпись: «Лит сей колокол в С.-Петербурге на заводе мастера купца Стуколкина в 1863 году в церковь Успения Божией Матери Славковского погоста усердием прихожан и церковного старосты Ивана Емелианова при священниках Василии Цветкове, Василии Светлове, Иакове Аполинском и диаконе Алексии Яснецком». На третьем колоколе имелась надпись: «Слава Богу Великого Царя и Государя Великого Князя Ивана Васильевича, при архиепископе Нова-Града и Пскова Владыке Серапионе». Остальные колокола надписей не имели, известен вес пятого колокола - 20 п. 34 ф., и шестого колокола - 17 п. 13 ф. Престолов в церкви было три. Главный престол - во имя Успения Божией Матери, правый придел - во имя Собора Святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, левый придел - во имя Пресвятой Троицы. Возле церкви находилось кладбище. В приходе было двенадцать часовен. При церкви находилась каменная Владимирская часовня, построенная в 1865 году прихожанами, остальные часовни были деревянными. В полуверсте от церкви находилась Пятницкая часовня с колодцем; при деревне Крюково - Дмитриевская часовня; в деревне Голубово - Георгиевская часовня; в деревне Дарицы - Пятницкая; в деревне Петли - Борисо-Глебская; в деревне Ольхово - Петропавловская часовня; в деревне Авчух - Троицкая; в деревне Боровики в 1875 году построена Власиевская часовня; в деревне Сумско - Пятницкая часовня на кладбище; в деревне Козибор - Борисо-Глебская; в деревне Молонец - Никандровская часовня.

http://sobory.ru/article/?object=14714

Православное духовенство утверждало (и не без оснований), что построенный в 1798 г. помещиком Михаилом Воловичем Околовский костел находится на месте старой Борисо-Глебской униатской церкви, которая и была в предыдущее время уничтожена помещиком-католиком. Соответственно земля, как вклад бывшей униатской церкви, а также и костел, должны быть возвращены в собственность Православного духовенства. Католический пастырь, а вместе с ним и владелец поместья римо-католик Иосиф Волович, настаивал на том, что в Околово никогда не существовало греко-униатского прихода, а сам костел построен на месте трухлой католической часовни, которая перед тем была перенесена на небольшое расстояние, равное приблизительно 200 шагам. В начале 1810-х гг. планировалось даже отреставрировать эту часовню. Тогдашним настоятелем костела как будто бы был уже заготовлен лес для её реставрации, но во время войны 1812 г. часовня была разобрана и сожжена французами. В доказательство своей правоты католическая сторона приводила свидетельства старожил, часть которых под присягой подтверждали сказанное выше. Другие признавались, что на их памяти богослужения в старой часовне ещё совершались, но совершались они по униатскому чину или католическому, они сказать не могут. Православная сторона ссылалась на «Визиты» Околовской греко-униатской Борисо-Глебской церкви 1763 г. и 1784 г., а также на документ 1799 г., в котором в числе других униатских приходов говорится и про самостоятельный Околовский приход вместе с деревнями Околово, Старина, Соколы, Ячное, Жердяжье, Жестиное, Городище, Корги, Головня и Чистый Бор и с количеством прихожан мужского пола 333 души и женского 298 душ. Наконец, главным документом, который пролил свет на историю «пропавшего» прихода, стал предъявленный православными «договор о изменении веры» между доминиканским монахом Игнатием Менцицким, каноником Смоленским, администратором Околовского римо-католического прихода и униатскими священниками Околовской церкви о. Филицианом Хруцким, Горненской – о. Михаилом Несторовичем, Завишинской – о. Фларианом Еленевским, подписанный 20 ноября 1797 г. Между сторонами был заключен договор на следующих условиях перехода униатов в католичество:

http://sobory.ru/article/?object=13653

Фасады храма украшены богатым декором в русском стиле. Интересны кронштейны вблизи входов на западном фасаде для размещения воинских знамен во время богослужений. Невысокий дубовый резной иконостас в русском стиле с золочеными деталями украшает интерьер церкви. Иконы в нем выполнены в стиле Васнецовского письма. В храме много икон, часть из них была перемещена сюда из закрытого собора св.Александра Невского, некоторые подарены военнослужащими во время Первой мировой войны. Над притвором расположены небольшие хоры, открытые в интерьер церкви. Русский приход при храме был открыт в 1922 году, латышский – в 1925 году. Храм неоднократно ремонтировался, но сохранился без перестроек. В 1938 году изменился статус храма – он стал собором вновь образованной кафедры Ерсикского епископа. Даугавпилсская кафедра была возобновлена в 1987 году. После уничтожения городского собора св. Александра Невского в 1969 году Борисо-Глебский собор стал главным православным храмом Даугавпилса. Источник информации : 1) Kaminska R., Bistere A. «Sakrls arhitektras un mkslas mantojums Daugavpils rajon», R.2006. 2) Буклет «Борисо-Глебский собор.100 лет» БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР Примером взаимного проникновения соседствующих строительных традиций является Борисоглебский собор (ул. Таутас, 2), построенный неизвестным архитектором в 1905 году для нужд, расквартированных в Двинске воинских частей. Обозревая его снаружи, замечаешь в восточной части четверик с кокошниками, увенчанный пятью декоративными главками. От четверика к притвору со стилизованным шатром тянется необычно длинная трапезная, больше напоминающая гражданские постройки «неорусского» стиля 80—90-х годов XIX века. С запада и востока во всю длину расположены более низкие пристройки, подобные боковым нефам барочных костелов. Стоит зайти в церковь, чтобы обнаружить, что перед нами действительно трехнефная в плане базилика. Четверик на восточном конце не что иное, как алтарная часть. В глубине зала — темной полировки дубовый резной иконостас, декорированный в русском стиле. Иконы его — копии творений В. М. Васнецова из Владимирского собора в Киеве. Краевед начала века С. П. Сахаров пишет также о фресках — «копиях васнецовского однако, их судьба неизвестна — стены покрыты краской.

http://sobory.ru/article/?object=10050

Окончательное закрытие храма состоялось в 1940-41 гг. Некогда величественный храм постепенно стал разрушаться, правда, за церковью и кладбищем присматривали вплоть до 1970-х годов. В 1980-90-х гг. в этом исчезающем с карт селе стояла полуразрушенная церковь, не находившаяся даже на учёте органов охраны памятников истории и культуры. Ситуация изменилась, когда кроме строительства дач в этом месте нашлись средства и подвижники возродить церковь в этом заповедном уголке Владимирской Руси. В начале сентября 1995 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий благословил восстановление храма в Борисоглебе и 24 сентября в клубе " Досуг " города Радужного состоялось первое собрание учредителей прихода церкви Казанской иконы Божией Матери, тогда приписанной к селу Кадыево Судогодского района. После собрания протоиерей отец Владимир (священник храма с. Арбузово) совершил молебен на развалинах о возобновление Казанской церкви. Каждую субботу первые прихожане очищали храм и территорию вокруг него от мусора. К осени сделали ремонт в доме рядом с церковью, в нём открылся молебный дом. Первое богослужение в храме состоялось на Пасху 1996 года. Его провёл священник из Князь-Владимирской церкви города Владимира. Все ремонтно-восстановительные работы проводились на средства и под руководством прихожанина, мецената Александра Владимировича Колотова. Пять колоколов общим весом 500 кг заказал и подарил храму Юрий Григорьевич Билык. Освятил колокола архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. 5 января 2001 года они были подняты на колокольню. В 2001 году начались работы по росписи стен иконописцем профессором Академии славянской культуры Владиславом Павловичем Низовым и его студентами. В 2003 году началось строительство пристроек к колокольне для крестильни и ризницы. 15 декабря 2004 года состоялось освящение пяти главок с крестами, позже установленных на барабанах четверика. Церковь Казанской иконы Божией Матери в августе 2009 года включёна в состав новообразованного Радужного благочиния. 15 мая 2012 года, в день перенесения мощей блгв. князей Бориса и Глеба, был совершён чин освящения престола. Службу возглавил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. В честь праздника Владыка преподнёс храму Казанскую икону Божией Матери. С сайтов: www.lubovbezusl.ru/статьи/Борисо-Глебский погост/Церковь Казанской иконы Божией Матери и www.proza.ru/Казанский храм в с. Борисоглеб г. Владимир

http://sobory.ru/article/?object=02070

После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую), расстоянием более двухсот поприщ от Мурома. Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу святителя Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе. Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости. Во время одного опустошительного набега варваров, Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Промысл Божий назначил другое место пристанища и упокоения — это нынешняя Рязань. Предание говорит, что свт. Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором. Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы, сократили многотрудную жизнь святителя, и 3 июля (ст. стиль) 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе. Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского — одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим — дало пример веры и терпения.

http://pravicon.com/info-1946

Старейший по хиротонии клирик Русской Зарубежной Церкви скончался в Лос-Анджелесе 11 марта, 2012. Новостная служба Протопресвитер Константин Тивецкий родился 27 января 1925 года. Окончил Одесскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, где учился вместе с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и будущим митрополитом Волоколамским Питиримом (Нечаевым). 10 марта. ПРАВМИР. В Лос-Анджелесе 2 марта в возрасте 87 лет скончался старейший по хиротонии клирик Русской Православной Церкви Заграницей, заштатный священник Спасо-Преображенского собора протопресвитер Константин Тивецкий, сообщает Патриархия.ru . 6 марта в Спасо-Преображенском соборе Лос-Анджелеса состоялось отпевание новопреставленного отца Константина. Его совершил епископ Сиэтлийский Феодосий. На заупокойном богослужении присутствовало большое количество верующих. Отец Константин погребен на голливудском кладбище. Протопресвитер Константин Тивецкий родился 27 января 1925 года. Окончил Одесскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, где учился вместе с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и будущим митрополитом Волоколамским Питиримом (Нечаевым). Принял священство в 1948 году, служил в храме свт. Николая в Хамовниках, Богоявленском кафедральном соборе и храме Всех святых на Соколе в Москве, Борисо-Глебском кафедральном соборе в Рязани, Свято-Троицком соборе г. Александрова (Владимирская епархия). После приезда в 1980 году в США отец Константин много лет служил в Свято-Николаевском соборе в Сиэтле (Западно-Американская епархия РПЦЗ), а в последние годы — в Спасо-Преображенском соборе Лос-Анджелеса. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/starejshij-po-xirotoni...

В ночь под страстную седмицу страшное событие совершилось в г. Костроме: был убит протоиерей Алексей Васильевич Андроников, настоятель Борисо-Глебской церкви, старейший из всего духовенства Костромской епархии, с момента своего посвящения 63 года бессменно священнодействовавший в одном и том же храме. Отцу Алексею шел 87 год. Убийцы ворвались в спальню. Старец поднялся с постели, но в этот момент ему нанесли смертельную рану в голову, кинжалом ударили в сердце... 18 апреля Собор издал определение “О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь ”. Первые 9 пунктов его посвящены подготовительным мерам к церковному прославлению мучеников: 1 . Установить возношение в храмах за Богослужением особых прошений о гонимых ныне за Православную Веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках. 2 . Совершить торжественные моления: а) поминальное об упокоении со святыми усопших и б) благодарственное о спасении оставшихся в живых. Примечание (в тексте Определения): Таковые моления уже совершены соборным служением: заупокойное в храме Духовной Семинарии 31 марта и молебнов в Храме Христа Спасителя 1 апреля. 3 . Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января – (день убийства митроп. Владимира), или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников. 4 . Устроить в понедельник второй седмицы по Пасхе во всех приходах, где были скончавшие жизнь свою за Веру и Церковь исповедники и мученики, крестные ходы к местам их погребения, где совершить торжественные панихиды с прославлением в слове священной их памяти. 5 . Преподать благословение от Священного Собора всем исповедникам. 6 . Обратиться к Святейшему Патриарху с просьбой о выдаче благословенных грамот пострадавшим за Веру и Церковь . 7 . Напечатать и раздать Членам Священного Собора к их отъезду из Москвы краткое сообщение о пострадавших в нынешние дни гонений за Православную Веру и Церковь для распространения среди православного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010