Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Открытое письмо больничному священнику Это не статья, а письмо, написанное священнику служащему в больнице, которое я решил сделать открытым. Зачем? Потому, что поднимаемые здесь вопросы актуальны всегда и для всех. Можно ли молиться за Божественной Литургией за некрещеных людей?.. Кажется, что ответ абсолютно однозначен – нельзя! Но на самом деле, если мы обратимся к христианской древности, причем не к первым векам христианства, когда богословие еще не сформировалось, а к самой что ни на есть зрелой, византийской поре, мы увидим удивительную вещь. Если человек готовился принять крещение (а этот период продолжался несколько лет) и внезапно умирал, он поминался за Литургией как… христианин. Естественно, его поминали и на заупокойных богослужениях. Так же дело обстояло и с младенцами. Если его не успели крестить, но собирались это сделать, тем более провели над ним положенные для новорожденного чины, он тоже считался маленьким христианином. Даже если само крещение совершить не успели и малыш предал душу Богу. Но редко кто об этом знает. И получается вопиющая по своей трагичности картина. Скажем, недоношенного ребенка, родившегося в христианской семье, причем мама молилась, причащалась… помещают в кювету, в стеклянный бокс. Родители приглашают священника. Но тому не разрешают касаться младенца. Как крестить ребенка? Родители мечутся – только бы малыша успеть крестить, а то ведь за малютку в храме и не помолишься. Один священник в такой ситуации прочитал Чин Крещения и оставил святую воду врачу. Чтобы тот помазал ею ребенка. То есть, таким образом, Крещение было бы совершено. Но есть и другой вариант. Совершить над малышом Чины оглашения. А крещение отложить пока кювету не откроют. В любом случае, этот ребенок будет, по византийской и древне-христианской практике считаться христианином. И за него можно будет молиться как за члена Церкви. Пусть еще не вошедшего в храм, но стоящего, говоря, условно, на пороге.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otkrytoe-pi...

Второй проблемой оказываются неработающие лифты. Вернее, работают они по расписанию – с семи утра. Комнатка же, выделенная под храм, находится в полуподвальном помещении. Формально – это что-то среднее между первым и нулевым этажом – из-за перепада ландшафта. На этом этаже нет отделений, они все выше. И поэтому мамы с пациентами, а практически все пациенты здесь на колясках, могут попасть сюда только на лифте. К началу литургии подходят только те, кто может принести ребенка на руках. Начать богослужение позже нельзя, с восьми у пациентов уже начинаются процедуры, и литургию нужно закончить до этого времени. Больничный храм представляет собой небольшое помещение с двумя окнами. В углу комнаты – алтарь, в другом – аналой и уголок для певчих. Напротив туалет, уборщица заканчивает мыть пол. Пока священник достает из сейфа богослужебные сосуды: «Знаете, один раз я пришел, а того, что нужно, просто не было, теперь прячу в сейф», – и начинает литургию, волонтеры обходят палаты, чтобы позвать желающих на богослужение и помочь тем, кому нужна помощь. Женщины-волонтеры нестройно поют. Первой приходит мама с малышом – потому что малыш на руках, завернут в одеяло. Коляски нет, спустились по лестнице. Следом приходят Ирина и Максим. Они лежат в НПЦ два-три раза в год и каждый раз стараются попасть на богослужение. Мама оставляет коляску в коридоре, садится в храме на скамейку. Но во время чтения Евангелия встает. Она держит сына на руках, видно, что ей тяжело, спина напряжена. Но она не садится. Когда в семь часов начинают работать лифты, в коридоре у храма появляются мамы с детьми. Дети сидят в колясках. Кто-то спокоен, кто-то волнуется. В храм мамы не заходят: во-первых, в тесном помещении коляски не поместятся, а держать на руках довольно больших детей не каждому под силу, во-вторых, в комнате душно, она не предназначена для скопления народа. Ангелоподобную девочку с огромными глазами начинает тошнить. Мама охает, вытаскивает откуда-то заранее приготовленный пакет, разворачивает коляску и устремляется к лифтам.

http://pravmir.ru/bolnichnaya-sluzhba-po...

В день памяти мученицы Татианы Гримблит председатель Синодального отдела по благотворительности совершил Литургию в храме на Бутовском полигоне 25 сентября 2021 г. 16:35 23 сентября 2021 года, в день памяти мученицы Татианы Гримблит (1937), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон совершил Божественную литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне . На Литургии присутствовали сестры милосердия и добровольцы православной службы помощи «Милосердие», студенты Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, больничные добровольцы, в том числе добровольцы «красной зоны». «По благословению Святейшего Патриарха Кирилла каждый год мы собираемся здесь в таком большом количестве, для того чтобы помолиться святым новомученикам. И это святое место — не только место скорби, но и, конечно, место радости, — сказал после богослужения викарий Святейшего Патриарха. — Среди тех мучеников, которые сегодня поминаются здесь, особое значение для нас имеет святая мученица Татиана Гримблит. Она помогала заключенным епископам, священникам, мирянам. И она сознательно пошла на это милосердное служение. Поэтому ее светлый образ вдохновляет сестер милосердия, студентов Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, добровольцев на служение Богу и людям». В 1937 году в этот день в Бутово было убито больше 350 человек. Только в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года на Бутовском полигоне было расстреляно 20 762 человека. Общее число пострадавших и захороненных в этом месте неизвестно, по некоторым оценкам, оно значительно превосходит указанную цифру. После Божественной литургии была совершена заупокойная лития по невинно убиенным в годы политических репрессий. Святая мученица Татиана (Гримблит Татьяна Николаевна) родилась 1 декабря 1903 года в Томске. После окончания местной гимназии в 1920 году поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи». После окончания Гражданской войны и начала массовых репрессий она почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах Томска, меняла на продукты и вещи и передавала их заключенным в местную тюрьму. Она стала медсестрой, чтобы помогать страждущим. Также святая мученица Татиана писала стихи.

http://patriarchia.ru/db/text/5847258.ht...

Молебен перед мощами святителя Иннокентия Пензенского с участниками проектов «Квартала Луи» У меня такая деятельность началась с первого дня — меня назначили настоятелем больничного храма при областной Пензенской больнице. То есть, кроме богослужения, я еще и регулярно обхожу палаты — а это целый городок, можно сказать. И вот тут мне очень помог журнал «Фома»: у меня было какое-то количество своих номеров, которые я оставлял людям в палатах, как верующим, так и нет — всем было интересно. И под этим предлогом начиналось общение, люди интересовались верой, задавали вопросы.  За небольшое время моего служения произошло несколько случаев, которые запомнились мне особо. Эта история произошла в Митрофановском храме — я служу здесь в будние дни и по вечерам суббот, а по воскресеньям и большим праздникам провожу службы в храме в «Новых берегах» как его настоятель — первая служба у нас состоялась на Рождество Христово. Как-то в субботу на всенощном бдении я вышел исповедовать, людей было немного. И тут подходит ко мне один парень и говорит: «Знаете, я не собирался сегодня исповедоваться. Да и вообще в храм не собирался — проезжал сейчас мимо и вдруг понял, что не хочу жить так, как я жил. Мне нужно измениться — у меня много грехов, от которых я хочу избавиться!» Его внезапная готовность произвела на меня огромное впечатление. Он подошел к аналою, серьезно и подробно исповедовался. Иногда человек может ходить в храм десять лет на каждую службу, но не достигнуть такого состояния, как этот молодой человек... Установка купола и креста на строящемся храме в арт-поместье «Новые берега». А еще запомнился такой случай. Однажды я соборовал человека в реанимации. Он был без сознания, к нему меня проводит врач-реаниматолог. Мне показалось, что ему не очень приятно находиться со мной в одном помещении, и я честно спросил его об этом после таинства. Он так же честно ответил: «Я не очень хорошо отношусь к священникам». А дальше рассказал об очень сложном дежурстве, за время которого умерло несколько человек. Врачу было тяжело, и он решил зайти в храм и поговорить с батюшкой, но тот куда-то спешил и не стал слушать. С тех пор у него к священникам «не очень». В итоге мы прекрасно пообщались и даже нашли общий язык. Поэтому если говорить, что важно в служении священника — не оттолкнуть человека от Церкви. Это самое страшное.

http://foma.ru/ja-uzhe-privyk-k-svetskoj...

Посещаемость отдельно стоящего больничного храма может зависеть и от времени года. Летом больным не нужна верхняя одежда для выхода на улицу, они чаще гуляют, поэтому в теплое время года можно добавлять в расписание дополнительные службы. В будни утренние богослужения должны заканчиваться ко времени врачебного обхода. Например, обход врачей совершается в отделении в 9.30. Тогда расписание может выглядеть так: Больным необязательно быть в храме к началу чтения Часов, они могут прийти непосредственно к началу литургии или даже позже — в зависимости от их состояния. Если больной плохо себя чувствует или есть трудности с передвижением, можно привести его в храм к Причастию. От начала литургии до Причастия в больничном храме должно проходить не более часа, чтобы больным было по силам участие в службе. Нельзя торопиться с совершением литургии, нужно служить благоговейно, со страхом Божиим, внимательно прочитывая все молитвы, но и не затягивать службу. Например, в некоторых больничных храмах делают так: не пропевают все стихи первого антифона; сокращают число тропарей и поют только один кондак; оставляют только одно апостольское и евангельское чтение; не читают вслух молитву: «Бог молитвами святаго славнаго и всехвальнаго апостола…» перед евангельским чтением; не удлиняют службу вычитыванием записок на сугубой ектенье, а поминают всех на проскомидии; не вставляют дополнительных прошений, кроме одного прошения и/или молитвы о болящих; опускают ектеньи об усопших и об оглашенных; не вынимают частички из просфор при пении Херувимской. Исповедь больных лучше совершать вечером. Можно обойти отделения и поисповедовать больных прямо в палатах. Молитвы исповеди священник может прочитать в какой-то одной палате или в холле, куда собираются все, кто хочет исповедоваться, и затем уже выслушивает каждого и читает над ним разрешительную молитву. Было бы хорошо предварить исповедь беседой о смысле покаяния. В больнице, как и на приходе, недопустима так называемая общая исповедь. В больнице эта практика особенно вредна, ведь здесь большинство людей либо никогда не исповедовались, либо исповедовались очень давно. Общая исповедь исключает личный контакт священника и больного, столь необходимый для того, чтобы воцерковиться, научиться видеть свои грехи и каяться в них перед Богом. В сознании человека, только ступившего на путь воцерковления, опасно закреплять заведомо неправильные представления о таинстве Покаяния.

http://azbyka.ru/zdorovie/bolnichnyj-svj...

Святейший Патриарх Алексий: Его любовь вдохновляла многих Я даже боялся сказать по телефону, что скончался Святейший Патриарх, моей маме, человеку очень пожилому и чувствующему себя плохо. Мне позвонила моя дочь и спросила: «Что же делать, как ей сказать? Она же сейчас узнает по телевизору, или услышит по радио…» 5 декабря, 2008 Я даже боялся сказать по телефону, что скончался Святейший Патриарх, моей маме, человеку очень пожилому и чувствующему себя плохо. Мне позвонила моя дочь и спросила: «Что же делать, как ей сказать? Она же сейчас узнает по телевизору, или услышит по радио…» На радио «Радонеж» – разговор о первом свободно избранным Патриархе после пленения Церкви безбожной властью, о Его Святейшестве Патриархе Алексии… Своими воспоминаниями и размышлениями с читательской аудиторией делился протоиерей Аркадий Шатов. Сегодня весь православный люд скорбит и молится о упокоении души Святейшего Патриарха Алексия. Узнав о кончине нашего Патриарха, и в нашем больничном храме собрались на молитву. В том числе и ученики гимназии, существующей при храме. Дети после заупокойного богослужения не захотели идти на физкультуру, и нам пришлось отменить эти уроки. Плачущих девочек пытались утешить учителя: «Ну, что вы плачете, надо радоваться – душа Патриарха со Святыми». А они отвечали: «Ну, как же не плакать, мы же плачем, когда умирает отец, или мама, так и сейчас». Некоторые из них видели Святейшего Патриарха,   поэтому, конечно, скорбь была неутешной. Как и у взрослых. Я даже боялся сказать по телефону, что скончался Святейший Патриарх, моей маме, человеку очень пожилому и чувствующему себя плохо. Мне позвонила моя дочь и спросила: «Что же делать, как ей сказать? Она же сейчас узнает по телевизору, или услышит по радио…» И она поехала к ней, чтобы быть рядом, когда это услышит моя мама. И, действительно, она плакала, долго не могла успокоиться. Сослался на то, что учителя говорили детям: что плакать не надо, ведь душа Святейшего Патриарха с Богом, и мы в это верим. Думаю, так во многих храмах плакали, молились. И будут молиться и плакать, потому что Святейший был для нас не только исторической фигурой вселенского масштаба, причем оценку его роли в истории еще дадут ученые. Он был для всех нас близким, родным, живым таким человеком. И это, конечно, самое главное для нас.

http://pravmir.ru/ego-lyubov-vdoxnovlyal...

Председатель Синодального отдела по благотворительности встретился с московскими добровольцами и сестрами милосердия 29 апреля 2024 г. 17:40 26 апреля 2024 года в храме благоверного царевича Димитрия при Городской клинической больнице 1 имени Н.И. Пирогова председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , руководитель Патриаршей гуманитарной миссии   епископ Верейский Пантелеимон встретился с московскими добровольцами и сестрами милосердия. На мероприятии присутствовали добровольцы Патриаршей гуманитарной миссии, православной службы помощи «Милосердие» , церковного штаба помощи беженцам , добровольцы по уходу в больницах зоны конфликта и госпиталях Москвы и Московской области, волонтеры паллиативного отделения Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского , сестры милосердия сестричеств Москвы. Перед встречей архиерей совершил Литургию, на которой присутствовали участники встречи — сестры милосердия и добровольцы. После богослужения в храме состоялась беседа о духовном смысле дел милосердия. В конце встречи епископ Пантелеимон ответил на вопросы добровольцев и сестер милосердия о подготовке к Пасхе, духовной жизни и церковной благотворительности. В зону конфликта с марта 2023 года съездили более 2000 православных волонтеров для помощи пострадавшим мирным жителям и раненым. Больничные добровольцы, подготовленные Учебным центром больницы святителя Алексия при поддержке Синодального отдела по благотворительности, еженедельно вахтовым методом направляются в больницы Горловки, Луганска, Макеевки и Донецка ухаживать за больными и ранеными. В восьми госпиталях Москвы и Московской области помогают 488 добровольцев по уходу. Более 1200 добровольцев трудятся в православной службе «Милосердие» в Москве, более 700 добровольцев — в церковном штабе помощи беженцам. Волонтеры-ремонтники еженедельно вахтами выезжают из Москвы в Мариуполь для ремонта жилых частных домов нуждающихся жителей города — с 8 марта 2023 года в Мариуполь съездили 60 смен добровольцев-ремонтников, 795 человек. Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви»  и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам»  и в группе Синодального отдела по благотворительности в  VK ,  ОК , на  Уоитиве-канале . Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно на сайте  помочьвбеде.рф . Поддержать церковные социальные проекты можно на онлайн-платформе Синодального отдела по благотворительности  «Поможем» . Диакония.ru / Патриархия.ru Календарь ← 28 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6124800.ht...

— Тебе, Го-споди! — с радостным изнеможением рухнул хор. — Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков! — Аминь! Мощь церковной молитвы потрясла меня. Первый раз в жизни, я участвовал в богослужении, причём, не просто стоял или присутствовал, но именно участвовал! Всё происходящее в храме было не театральным лицедейством, которое ты наблюдаешь со стороны, лишь в той или иной мере позволяя ему затрагивать твои эмоции и вызывать соответствующую чувственную реакцию. Богослужение совершалось не передо мной, и даже не вокруг меня, но, скорее внутри, проходя меня насквозь, как проходит солнечный свет сквозь прозрачный сосуд наполненный чистой родниковой водой. Моё сердце, будто очищенное от кожуры, обнажённо пульсировало, мои тело, душа, всё существо, словно сами превратились в Храм, в котором совершалась божественная служба. Я был в храме, и храм был внутри меня, и в обоих присутствовал, явственно ощущаемый своей благодатною Силою Бог. — Глас шестый, блажен муж, Аллилуйа! — вновь прозвенел с клироса ангельский голосок Серёжи-именинника. — Блажен муж, иже не идет на совет нечести-и-ивых, Ал-ли-лу-у-ийа, Ал-ли-лу-у-ийа, Аа-а-а-ли-лу-у-у-у-ийа… — тревожно-трепетно подхватил хор, и завораживающий ритм псалма заструился прерывистым течением то взлетающей, то рассыпающейся горным ручьём мелодии. И я, словно листок, подхваченный этим стремительным потоком, поплыл по нему, отбросив попытки контролировать ход своих мыслей и чувств и всецело отдавшись несущей меня упругой волне священного песнопения. — … и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе… — это не про меня, столько лет топтавшего пути всех возможных грехов… — …яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.— Господи! Проведи меня в остаток дней моих путём праведных, да минует пути погибельные душа моя… Вновь встало передо мной несчастное заплаканное лицо Ирины, — лежит, наверное, бедняжка, в пропахшей лекарствами и чужой болью больничной палате, смотрит с тоской в окно… А, может быть, молится… может быть, и обо мне… Может быть, я потому и вижу её перед собой, и чувствую её страдание, что это она сама обо мне молится? Ведь, Флавиан назвал же её в числе молитвенников за меня, наверное он знает… Господи! Помоги бывшей жене моей, Ирине!… Почему, бывшей? — брошенной мною, жене моей, Ирине, другой-то всё равно ведь нет у меня… Да, и у неё тоже, никого… Кроме Бога… Господи! Не оставь её, ей плохо, больно, одиноко… как и мне было ещё два дня назад! Господи, даруй и ей утешение в скорби, вылечи её, Господи! Исправь, то, что я исковеркал в её душе, пусть Твоё Божественное утешение восполнит всё, чем я обделил её в нашей совместной жизни, пожалей её, Господи! Ты же пожалел погибающего меня, открыл мне другую, настоящую жизнь, наверное ведь и её молитвами! Теперь я прошу, молю тебя, Господи, помоги Ирине, сделай так, что бы ей стало легко, не больно и не одиноко! Господи, и меня помилуй, Господи!

http://azbyka.ru/fiction/flavian/?full_t...

Конечно же, сыну очень запомнились и всеобщие разговины после Пасхальной ночи все в той же монастырской трапезной. Сын до сих пор впечатлен той первой своей заутреней, кроме того, тогда он успел пообщаться с настоящими англичанами из Англии и впервые задумался, сколько же людей сейчас встречают Пасху Господню и у скольких христиан теперь «Праздников Праздник и Торжество есть Торжеств». Я же сказала ему, что у него много братьев и сестер, и каждый рад ему и всегда, чем сможет, поможет, иначе просто быть не может, ведь мы христиане, все мы друг другу братья и сестры во Христе Иисусе. К тому времени наша семья, наконец-то, оказалась: в сборе, бабушка продала наш дом на прежнем месте жительства, и мы с Божьей помощью купили однокомнатную большую квартиру, мытарства по чужим людям прекратились. Лехом того же года благодетели нашей общины совместно с батюшкой нашли помещение для домовой больничной церкви в местном санатории. В день памяти св. равноапостольной Ольги состоялся малый чин освящения алтаря и храма. Это было три года назад. Батюшка наш к тому времени более или менее оправился от болезни и со рвением приступил к службе. На первом же молебне мой сын, спотыкаясь и заикаясь, тормозя на каждом слове, по благословению батюшки читал Апостол. Бабушки плакали от умиления, а я умирала от волнения и страха за Илью. Так он начал свое послушание при алтаре. Помимо послушания на богослужении, у мальчика была и другая обязанность при храме: я писала объявления о предстоящих службах, а он должен был их расклеить по поселку. К этой обязанности он также относился добросовестно, и случалось так, что нам, взрослым, владельцы торговых точек и не разрешали наклеить объявление на свои магазинчики, но Илье почти никогда в этом не отказывали. Приходил он помогать и сестрам-матушкам убираться в храме и украшать его для предстоящего праздника: чистил ковры в алтаре, начищал утварь и подсвечники, подметал, выносил мусор. Службы стали проходить все регулярнее, и батюшка терпеливо обучал сына азам послушания: когда и как подать или принять кадило, куда поставить свечу, где встать, когда поклониться. Нужно сказать, что поначалу я не видела особого воодушевления в сыне. Он аккуратно приходил со мною на каждую службу, занимал свое место, и тут его начинало «выворачивать» на изнанку. Парень мой с наслаждением чесался, где только мог достать, самозабвенно засовывал палец в нос, его одолевала неукротимая зевота, он непрестанно переминался с ноги на ногу, его голова вращалась на все триста: шестьдесят градусов. При этом он постоянно озирался на меня и спрашивал глазами и бровями: как он ведет себя? Нормально? Честно говоря, все это меня очень сердило. Однако вспомнила, как было трудно поначалу мне, взрослому человеку, стоять в церкви, и немного умирилась. Община по-доброму отнеслась мальчику, все защищали его, если я в притворе ругала его за чесание, зевоту и остальное.

http://pravmir.ru/o-vospitanii-malchika-...

Отец Андрей, ныне декан исторического факультета ПСТГУ и директор Традиционной гимназии, вспоминает, как, «впервые оказавшись в больничном храме, почувствовал, что именно здесь живет Бог». Его поразило, насколько радостным и открытым человеком является отец Аркадий, как просто и естественно он со всеми общается, как много времени проводит в храме, насколько просто умеет подбирать слова утешения для других, в то время как сам недавно потерял горячо любимую матушку. Впоследствии, женившись на старшей дочери отца Аркадия, у отца Андрея появилась возможность узнать будущего владыку поближе. Он отмечал, что его дочери «воспитаны в очень строгом русле. Отец Аркадий следил за тем, что они читают. Те книги, которые ему не нравились, он выкидывал. Смотрел за тем, как часто девочки ходят в храм». В результате матушка отца Андрея оказалась настолько воцерковленным и знающим Устав человеком, что первое время подсказывала мужу многие вещи, связанные с богослужением. «Но самое главное, что за всей этой строгостью стояла любовь, такая непосредственная простая горячая любовь к Богу, – вспоминает отец Андрей. – И постоянное горение, которое влечет за собой. Нам в нашей жизни очень не хватает примеров того, как нужно жить. Человеческая натура склонна к лености, к тому, чтобы тебя всё время понуждали к добрым делам. А у владыки всё это выходило совершенно естественно. Он естественно общался с людьми. Естественно служил. Никогда у него не было формализма». И сейчас владыка «рождает нескончаемый фонтан различных идей. Казалось бы, уже всё устроено: и храм, и детские дома, и школы, и сестричества – всего не перечесть. Но у владыки всё время рождается что-то ещё: как организовать что-то полезное, как по-новому взглянуть на вещи, которые давно приелись». Заметим, что и сейчас, несмотря на огромную занятость, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению остается самым родным на свете отцом и самым замечательным дедушкой четырем своим дочерям и вот уже 20 внукам.

http://pravoslavie.ru/82244.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010