Как правильно подготовиться и провести Пасху О Страстной седмице, о суевериях, связанных со Страстной неделей, о том, где освятить куличи, если в местном храме не протолкнуться, о делах милосердия на Пасху, о том, где и какие продукты можно покупать, чтобы пасхальное пиршество не привело на больничную койку — прот. максим Козлов, Владимир Легойда и Н. Раева рассказали на пресс-конференции в «Российской газете». 31 марта, 2010 О Страстной седмице, о суевериях, связанных со Страстной неделей, о том, где освятить куличи, если в местном храме не протолкнуться, о делах милосердия на Пасху, о том, где и какие продукты можно покупать, чтобы пасхальное пиршество не привело на больничную койку — прот. максим Козлов, Владимир Легойда и Н. Раева рассказали на пресс-конференции в «Российской газете». 30 марта в пресс-центре « Российской газеты » состоялась пресс-конференция на тему: «Страстная неделя. Как правильно подготовиться и провести Пасху». В конференции приняли участие: Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма святой мученицы Татианы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Владимир Романович Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Надежда Руслановна Раева, начальник отдела надзора за питанием отдела ТУФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Протоиерей Максим Козлов рассказал о том, как проходит Страстная седмица — Начавшаяся неделя называется на языке православной традиции Великой или Страстной. Страстная неделя, имея в виду славянский смысл этого прилагательного, на русский точнее всего переводится как страдательная, неделя страдания. Это страсть не в смысле страсти увлечения, а страсть в смысле претерпевания, страдания, мучения, того, что произошло с Господом нашим Иисусом Христом именно в канун Пасхи почти 2000 лет назад. В богослужении Православной церкви каждый из этих дней выделен особо, но в целом их можно разбить на несколько циклов. Первые три дня (понедельник, вторник или среда)  мы день за днем идем почти по часам земной жизни Господа Иисуса Христа, при этом выделено несколько ключевых моментов. Вчера речь шла об иссушении смоковницы, дерева, к которому Христос подошел, увидел, что оно не приносит плодов и предрек ему , что оно засохнет. Толкователи этого места, святые отцы, говорят, что это было очень важное действие. Христос показывал окружающим его людям, что Он как Сын Божий может не только добродетельствовать, но может и наказывать. Но при этом, будучи человеколюбцем, для наказания избрал не человека, что мог бы сделать, а бездушное творение — дерево.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-podgotovi...

Москва. Церковь Феодора Студита у Никитских ворот. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты На месте, где сейчас находится церковь, в 1624-1626 гг. Патриархом Филаретом (Романовым) был основан Феодоровский Смоленский Богородицкий мужской монастырь. Монастырь был больничным и домовым у Патриарха. В это время были построены храм и колокольня, одна из первых колоколен в г.Москве. В 1709 г. монастырь был упразднен, монахи переведены в Новинский монастырь, а храм стал приходским. Прихожанином храма был знаменитый полководец А.В.Суворов. При храме были похоронены его родные. Храм был закрыт после 1917 гю Колокольня сломана в 1930 гг. Реставрация храма началась в 1984 г., предполагалось в нем открыть музей Суворова. Богослужение возобновлено в 1992 г., восстановлена колокольня. Святыней храма является образ преподобного Феодора Студита. Главный престол освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, правый придел - в честь преподобного Феодора Студита Исповедника, левый - во имя Аверкия епископа Иерапольского. Многие москвичи и гости столицы знают храм Большого Вознесения Господня у Никитских ворот, потому что там венчался А.С.Пушкин. Но, увы, не многие замечают скромно стоящий напротив, утопающий в зелени ясеней и кленов, храм прп. Феодора Студита (Смоленской иконы Божией матери) на Большой Никитской улице, 29. Церковь и колокольня были построены в 1624-1626гг. Федором Никитичем Романовым, будущим патриархом Филаретом. Святынями храма являются икона прп.Феодора Студита и икона Божией Матери «Песчанская». Для Москвы и для всей России ноябрьский праздник святого преподобного Феодора Студита оказался особенным днем. В XV-XVI столетиях на том месте, где стоит сейчас церковь во имя преподобного Феодора Студита, проходила главная дорога от Кремля к Великому Новгороду. «Большой Никитской» она стала позднее, когда отец патриарха Филарета, боярин Никита Захарьин –Юрьев в конце века основал здесь Никитский монастырь. Феодоровская же церковь появилась здесь значительно раньше.

http://sobory.ru/article/?object=02257

ЦВ 15-16 (436-437) август 2010 /  28 августа 2010 г. Духовная столица 19–22 августа Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Соловки. Святейший Патриарх Кирилл поклонился могилам новомучеников на острове Анзер, провел плановую встречу с иерархами Кишиневско-Молдавской митрополии, а также возглавил работу комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага. У святых врат Соловецкой обители Святейшего Патриарха Кирилла встречали братия монастыря и паломники. Предстоятель проследовал в Спасо-Преображенский собор монастыря, где поклонился мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Обращаясь к собравшимся в храме с приветственным словом, Патриарх Кирилл назвал Соловки «одной из духовных столиц нашего Отечества». На следующий день, 20 августа, Святейший Патриарх Кирилл посетил остров Анзер и расположенный на нем храм Воскресения Христова у подножия горы Голгофы, где в 1923 году был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения. «Это историческое место, значимое для всей нашей Церкви, — сказал Патриарх Кирилл. — Мы стоим на земле, политой кровью мучеников. Здесь чувствуется присутствие благодати Божией». У поклонного креста, воздвигнутого у места братских захоронений, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий Анзерский скит, где ознакомился с ходом реставрационных работ и побеседовал с насельниками и трудниками. Поднявшись на гору Голгофу, он также осмотрел храм в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. После острова Анзера Патриарх Кирилл посетил остров Большая Муксалма. В тот же день Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Патриарх возглавил чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии, и архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии.

http://e-vestnik.ru/church/duhovnaya_sto...

Больничная служба – почти в подвале Главное, чтобы мы не мешали. Один из моих главных принципов как священника – не навредить 24 ноября, 2015 Главное, чтобы мы не мешали. Один из моих главных принципов как священника – не навредить Священник Алексей Забелин: «Если потребуют надеть халат, надену белый халат. Некоторые рекомендуют: иди с большой чашей, иди с алтарником, который впереди тебя будет нести зажженную свечу. Увы, если мы так пару раз походим, я убежден, что нас просто попросят уйти. Главное, чтобы мы не мешали. Один из моих главных принципов как священника – не навредить». Литургия в больнице начинается в 6.30 утра. Я приезжаю раньше, чем надо, и, ежась от холода, стою в темноте у шлагбаума, перекрывающего въезд на территорию. «Вы что-то хотели?» – спрашивает охранник, выглянув из будки. Объясняю, что жду священника, отца Алексия, который служит в больничном храме. «Так пройдите в холл, подождите там, – приветливо машет рукой охранник, – там теплее всё-таки». Оказывается, двери больницы и правда открыты, в холле тепло. Я жду шести тридцати и разглядываю больничные стенды с фотографиями детей. Здесь, в Научно-практическом центре детской психоневрологии, лечатся и проходят реабилитацию дети с врожденной и приобретенной патологией центральной и периферической нервной системы, патологией позвоночника и грудной клетки, деформациями конечностей, контрактурами суставов. Диагнозы у пациентов самые разные: детский церебральный паралич, последствия черепно-мозговых и спинномозговых травм, аномалии и пороки развития центральной и периферической нервной системы, рассеянный склероз, эпилепсия, аутизм. На больших фотографиях при входе – улыбающиеся малыши, под фотографиями – не только подписи с именами, но и коротенький рассказ о характере и навыках ребенка. С 2002 года в больнице проводятся богослужения. Именно на него я и приехала. 6.30 утра. Отец Алексий проходит мимо меня стремительно. Я подпрыгиваю и спешу за ним. «У нас тут одна певчая потерялась. Не видели?» – спрашивает он. Удивляюсь, как это – потерялась? «Здесь такие запутанные переходы, что с непривычки сложно найти больничный храм. И это одна из проблем», – объясняет он.

http://pravmir.ru/bolnichnaya-sluzhba-po...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Открытое письмо больничному священнику Это не статья, а письмо, написанное священнику служащему в больнице, которое я решил сделать открытым. Зачем? Потому, что поднимаемые здесь вопросы актуальны всегда и для всех. Можно ли молиться за Божественной Литургией за некрещеных людей?.. Кажется, что ответ абсолютно однозначен – нельзя! Но на самом деле, если мы обратимся к христианской древности, причем не к первым векам христианства, когда богословие еще не сформировалось, а к самой что ни на есть зрелой, византийской поре, мы увидим удивительную вещь. Если человек готовился принять крещение (а этот период продолжался несколько лет) и внезапно умирал, он поминался за Литургией как… христианин. Естественно, его поминали и на заупокойных богослужениях. Так же дело обстояло и с младенцами. Если его не успели крестить, но собирались это сделать, тем более провели над ним положенные для новорожденного чины, он тоже считался маленьким христианином. Даже если само крещение совершить не успели и малыш предал душу Богу. Но редко кто об этом знает. И получается вопиющая по своей трагичности картина. Скажем, недоношенного ребенка, родившегося в христианской семье, причем мама молилась, причащалась… помещают в кювету, в стеклянный бокс. Родители приглашают священника. Но тому не разрешают касаться младенца. Как крестить ребенка? Родители мечутся – только бы малыша успеть крестить, а то ведь за малютку в храме и не помолишься. Один священник в такой ситуации прочитал Чин Крещения и оставил святую воду врачу. Чтобы тот помазал ею ребенка. То есть, таким образом, Крещение было бы совершено. Но есть и другой вариант. Совершить над малышом Чины оглашения. А крещение отложить пока кювету не откроют. В любом случае, этот ребенок будет, по византийской и древне-христианской практике считаться христианином. И за него можно будет молиться как за члена Церкви. Пусть еще не вошедшего в храм, но стоящего, говоря, условно, на пороге.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otkrytoe-pi...

Россия, которую мы вернули Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 Поводом для смелого утверждения, содержащегося в заголовке, послужил журнал “Сестры и братья. Приходской журнал больничного храма Святого благоверного царевича Димитрия”, выходящий с 1994 г. более чем скромным тиражом и, как кажется, вовсе не предназначенный для распространения вне общины. Невзирая на компьютерную печать и достаточно хорошее качество иллюстраций, журнал можно отнести к “домашним” изданиям, некогда распространенным в образованном обществе, но прочно забытым в нынешнем неустроенном, торопливом и малосемейном быте, а может быть — и вытесненным навязчивой невнятицей стенгазет. В нашем распоряжении — первые четыре номера; постараемся рассмотреть их таким образом, чтобы читатель смог понять, какое впечатление они производят. Очевидно, необходимо сказать, что община, выпускающая журнал, собралась в храме при Первой градской больнице Москвы (настоятель — прот. Аркадий Шатов). Здесь — сестричество, члены которого ухаживают за больными, и училище православных сестер милосердия. Здесь же община основала небольшой приют для маленьких девочек, которые оказались вышвырнутыми на улицу, — забытые, потерянные, брошенные. Для того, чтобы писать о такой общине, нужно в ней быть. Не имея такой возможности, ограничимся описанием приходской жизни, как ее видят авторы и редакторы журнала. В первом номере журнала, в кратком обращении к читателю говорится: “Этот журнал несовершенен, как несовершенна наша община, как несовершенно наше единство. Этот журнал — попытка осмысления нашей общей приходской жизни. Такой, какая она есть”. Номер открывается хроникой приходской жизни за январь–апрель 1994 г. Здесь — богослужения, рождественские праздники, которые сестры и братья проводили “в разных местах и для разных детей и взрослых”, новости из жизни училища, дни памяти почитаемых в общине священников, открытие нового храма, приходские собрания, паломничества…

http://pravmir.ru/rossiya-kotoruyu-my-ve...

Фото Алексея Реутского ЖМП 6 июнь 2018 /  1 августа 2018 г. 16:55 Задачи и приоритеты социальной практики духовенства После рукоположения клирики Московской городской епархии проходят церковную социальную практику, которая организована Синодальным отделом по церковной благотворительности, Марфо-Мариинской обителью и православной службой «Милосердие». Духовенство посещает больницы и социальные учреждения, знакомясь с опытом окормления пациентов и подопечных. Для чего это нужно, как это происходит и что нового для себя узнают практиканты? ПДФ-версия Главные задачи Социальная практика направлена на решение двух задач. Первая — это знакомство с совершением церковных Таинств и подготовкой к ним в условиях лечебных и социальных учреждений. Понятно, что Таинства исповеди, причастия, соборования может совершать только священник, а задача диакона — это катехизаторская беседа с пациентами или подопечными, выяснение их готовности к участию в богослужении и в церковных Таинствах, подготовка к ним, а также привлечение прихожан и добровольцев для организации окормления медицинского или социального учреждения. Новорукоположенное духовенство не выполняет никаких санитарных работ: не моет полы, не кормит беспомощных больных, не выносит судно, не меняет постель и тому подобное. Это относится к сфере деятельности сестер милосердия и добровольцев. В их же компетенции — составить список желающих причаститься или исповедаться, передать духовную литературу, помочь пациенту или подопечному, если тот не может передвигаться сам, посетить молебен или богослужение в храме. Вторая задача — это знакомство клириков с проектами нашего синодального отдела, так как подавляющее большинство из них не знакомы с социальной работой. Они где-то что-то слышали об этом, но не до конца представляют как все это устроено. Поэтому наша задача — пробудить в практикантах живой интерес и желание организовать одно или несколько направлений социальной работы, а также усовершенствовать и развить на приходе уже работающие проекты. Очевидно, когда перед глазами есть пример и с вами делятся опытом, то сделать это самому уже намного легче. Если священнослужителя заинтересовало какое-либо направление, то мы его подробно консультируем, разбираем ситуацию: возможно ли организовать именно это служение на приходе. Также проводятся пастырские беседы по различным вопросам больничного служения, на которых передается наш опыт, накопленный за 25 лет.

http://e-vestnik.ru/analytics/sozialnaya...

Москва. Марфо-Мариинская обитель милосердия. Домовая церковь Марфы и Марии при больничном корпусе. Карта и ближайшие объекты Жен-мироносиц святых праведных Марфы и Марии домовая церковь. Временная церковь Марфы и Марии была пристроена к одному из домиков сразу же после учреждения общины. В сентябре 1909 г. церковь Марфы и Марии была обустроена и освящена. Церковь была устроена так, чтобы лежачие больные могли видеть богослужения. Обитель была закрыта после Пасхи в 1918 г. С 1926 г. в храме Марфы и Марии разместилась амбулатории им. профессора Ф.А. Рейна - филиал ЦЕКУБУ (Центральная Комиссия по улучшению быта ученых). До 1928 г. в храме и больнице действовала поликлиника, в которой работали бывшие сестры обители. В 1992 г. было принято решение о передаче церкви Покрова и здания бывшей Марфо-Мариинской церкви верующим и возобновлены богослужения. В 1995 г. сестричество, действовавшее в обители с 1992 г., официально преобразовано в обитель. Марфы и Марии, праведных, Марфо-Мариинской обители сестер милосердия церковь (улица Большая Ордынка, дом 34). В 1908 г. великая княгиня Елизавета Федоровна создала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, сестры которой были призваны на оказание разнообразной деятельной помощи ближним. Комплекс строений обители создавался в 1908–1912 гг. по проекту А.В. Щусева в древнерусском стиле. За источник вдохновения архитектор взял новгородско-псковскую традицию древнерусского зодчества. 9 сентября 1909 г. в двухэтажном больничном корпусе освятили церковь во имя праведных жен-мироносиц Марфы и Марии. Здания, построенные во второй половине XIX века, располагались по красной линии улицы Большая Ордынка. После их покупки и частичной перестройки здесь разместили келии сестер, больницу, храм и квартиру настоятельницы. Церковь находилась в помещении бывшей оранжереи, устроенной хозяевами дома на втором этаже в 1907 г., незадолго до продажи. Из храма существовал проход в квартиру настоятельницы и в больничный корпус. Здание больницы перепланировали таким образом, чтобы из палат для тяжелобольных сквозь открытые двери можно было наблюдать богослужение. Храм имел три больших окна на фасаде и был облицован глазурованной плиткой. Его закрыли в 1926 г., а храмовую икону жен-мироносиц Марфы и Марии передали в церковь святителя Николая Чудотворца в Кузнецах.

http://sobory.ru/article/?object=14271

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Великое освящение воды совершил в Богоявленском соборе столицы Патриарх Алексий 19.01.2002 Великое освящение воды совершалось 19 января, в праздник Крещения Господне в православных храмах и, по древней традиции, на водных источниках России. В Богоявленском кафедральном соборе Москвы чин освящения воды совершил после праздничной литургии Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Его Святейшество напомнил верующим, что к крещенской воде " надо относится с благоговением - это великая святыня " . " В этот святой и торжественный день освящается вся природа, и мы прибегаем к этой святыне особенно в болезни и дни испытаний " , - сказал Предстоятель Русской Церкви. Патриарх пожелал верующим укрепляющей силы благодати Божией. Церковный год > > Крещение Господне ИТАР-ТАСС/РАДОНЕЖ Крещение Господне в Ставрополе ознаменовано богослужением в новопостроенном храме Федоровской иконы Божьей Матери 19.01.2002 Отмечаемый 19 января праздник Крещения Господня в Ставрополе был ознаменован богослужением во вновь построенном храме Федоровской иконы Божьей Матери - покровительницы женщин-рожениц. На пожертвования верующих он возведен на территории городского больничного комплекса, рядом с родильным домом и по волеизъявлению рожениц стал местом совершения крещения появляющихся на свет младенцев. Закладной камень в фундамент вновь возведенного храма был несколько лет назад освящен совершившим тогда поездку по приходам Ставропольского края Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Храмовое здание больничного комплекса спроектировано в двух уровнях под семью золочеными куполами со звонницей, колокола для которой отлиты уральскими мастерами-литейщиками. ИТАР-ТАСС/РАДОНЕЖ Тысячи православных верующих приняли участие в молитве по случаю Крещения на Западном и Восточном берегах реки Иордан 19.01.2002 Тысячи православных верующих собрались 18 января на Западном и Восточном берегах реки Иордан для молитвы по случаю Крещения. Подобное моление проводится впервые после оккупации Израилем в июне 1967 года Западного берега Иордана, находившегося тогда под юрисдикцией Хашимитского Королевства. Иорданские военнослужащие на восточном берегу реки и израильские - на западном не позволили верующим приблизиться к священным водам, в которых Иисус Христос принял крещение от святого Иоанна Предтечи. Иорданский архимандрит Христофос Ханна благословил всех собравшихся.

http://zavet.ru/news/news020117.htm

Санкт-Петербург. Церковь Державной иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Державной иконы Божией Матери Год постройки:Между 2000 и 2007. Архитектор:В.П. Богданович Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 4-а Координаты: 60.034788, 30.362773 Проезд:метро " Проспект Просвещения " , " Озерки " ; троллейбус 21; трамвай 55 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Строительство храма Державной иконы Божией Матери по проекту архитектора В.П. Богдановича при больничном комплексе ГУВД началось весной 2000г. И вот уже белоснежный храм поднялся на пересечении пр. Культуры и пр. Луначарского. Синий купол с золотыми звездами опирается на изящную ротонду, в которой расположена звонница. Верхняя часть апсиды украшена дуговой колоннадой. Богослужения в нижнем храме начались еще во время строительства с марта 2001г. и с тех пор проводятся постоянно. 25 мая 2007г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил торжественный молебен с освящением купола и креста храма. Пятиметровый крест выполнен в уникальной технике золочения сусальным золотом и с вставленными в него зеркальными пластинами, отражающими солнечные лучи и дающими эффект необыкновенного сияния. Крест покрыт специальным лаком и на нем установлена защита от птиц. Традиция установки «зеркальных» крестов возникла еще в древности: такой крест издалека виден по всей округе. Установка их была дорога и престижна. После революции это первый «зеркальный» крест в Санкт-Петербурге. По материалам Санкт-Петербургских СМИ Все началось в сентябре 1993 г., когда в больницу центральной медсанчасти 122 приехал для лечения архимандрит Псково-Печерского монастыря Пантелеимон, вскоре после того благословивший строить церковь на больничном пустыре. В марте 1996 г. было освящено место строительства и поставлен деревянный крест. В июле 1999 г. был заложен фундамент церкви. Здание храма, как и большинство современных церквей, кирпично-монолитное. Автор считает, что современным конструкциям должен отвечать и современный облик. Традиционными должны быть только купола и алтарная часть. Для инвалидов-колясочников спроектированы специальные подъемы.

http://sobory.ru/article/?object=08795

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010