24. Четверг 6-й седмицы, ваий. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха. Свт. Артемия, еп. Солунского . Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефана и Петра Казанских. Служба совершается по главе Типикона под 24 марта: «Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы» . На великом повечерии в среду вечером – канон Богородицы (Октоиха), служба отдания Благовещения Пресвятой Богородицы и служба Архангела Гавриила (с 25–26 марта). Примечание. В текущем году отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (26 марта) выпадает на Лазареву субботу. Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта (отдания Благовещения и Архангела Гавриила) переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6-й седмицы Великого поста: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или Неделю ваий, или во един от дней Страстныя седмицы, или Светлыя: тогда отдания Благовещения несть, и поются стихиры и канон попразднства, и Архангела на повечерии в мимошедших днех шестыя недели» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»). Примечание. На этом заканчивается пение служб святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи, совершавшееся на повечериях с понедельника 2-й седмицы Великого поста. Полунощница вседневная – по великопостному чину. Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 17 февраля). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 1-й) и Троичны гласа. Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди). По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду). Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...». Каноны: 1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон предпразднства, глас 4-й . 4-я, 8-я и 9-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 и трипеснцы на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-06/

Архив Пн 26. Понедельник 4-й седмицы, Крестопоклонной. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Служба совершается по главе Типикона под 26 марта: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в понедельник 4-я или 5-я, или 6-я недели постов» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»). Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 4 марта. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 8-й и глас 3-й – 3, праздника , глас 4-й 4 (первая стихира – дважды), и Архангела, глас 1-й 3 . «Слава, и ныне» праздника, глас 6-й: «Послан бысть...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Днесь радость...» (см. на стиховне великой вечерни в сам день праздника) . Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба мч. Саввы Стратилата (с 24 апреля). Примечание. «Повечерие малое, без поклонов, поклоны от Слава в Вышних..., на немже глаголем канон рядовый Минеи» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы», «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в понедельник 4-я или 5-я, или 6-я недели постов»). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся тропарей и кондаков малого повечерия в день Благовещения вечером, возможны следующие варианты: 1) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). Ср.: Типикон, 7 января. 2) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). «Слава, и ныне» – кондак Благовещения, глас тот же . Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (окончание малого повечерия см. 4 марта).

http://patriarchia.ru/bu/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя Крестопоклонная, Благовещение Пресвятой Богородицы, воскресенье 7 апреля 2024 года: что будет в храме? 13 мин., 05.04.2024 Третье воскресенье (Неделя) Великого поста в 2024 году уникально. Во-первых, оно посвящено Кресту Господню и называется Крестопоклонным. Но во-вторых, 7 апреля ежегодно отмечают непереходящий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом году Церковь чествует оба духовных события одновременно. Также в этот день верующие обращаются в молитве к прославленным в ХХ веке святителю Тихону, Патриарху Московскому, и греческому святому преподобному Савве Новому. Еще 7 апреля отмечается память икон Божией Матери «Благовещение» Киевская и «Благовещение» Московская. Двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 2024 году приходится на воскресный, то есть выходной день, который многие христиане могут посвятить его Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день стоит отложить прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля. Воскресенье, 7 апреля 2024 года, Неделя Крестопоклонная, Благовещение Пресвятой Богородицы О Кресте Господнем и значении Недели Крестопоклонной читайте в наших материалах: О смысле и значении Благовещения Пресвятой Богородицы читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения В воскресенье 7 апреля в храмах совершается литургия святителя Василия Великого, хотя обычно в дни Великого поста на Благовещение служат литургию святителя Иоанна Златоуста . Звучат песнопения, посвященные празднику Благовещения. Так, на входе мы услышим три тропаря: воскресный, Кресту и Благовещению. Читать тропари и кондаки праздника с переводом

http://foma.ru/nedelja-krestopoklonnaja-...

Благовещение Пресвятой Богородицы: о Богослужении Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву 5 апреля, 2005 Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву С удивлением Она сказала Вестнику: «Ты являешься Мне, как человек, с непостижимыми словами. Я — не знающая мужа и брака Дева. Отойди от Меня далеко. Ты не прельстишь Меня, говоря, что Господь со Мною и вселится в Мою утробу. Как Я, Отроковица, зачну Необъятного и Невместимого, как буду Матерью Моего Создателя и пространным местом для Превосходящего Херувимов. К браку Я не имею отношения, не познала сласти. Как же рожду Сына?» История праздника Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы». Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. Слово святителя Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин упоминают об этом празднике как о древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII вв.,вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью. Особенности богослужения праздника По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но, так как часто совпадает с днями Великого поста, имеет только один день предпразднства и один день попразднства, или отдания праздника. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 5-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Литургическое освещение праздника

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-presvya...

Вениамин (Федченков) в этой книге проникновенно пишет о празднике Благовещенья. Кроме собственно толкования праздника здесь содержатся и богословские замечания. «Благовещение — один из самых радостных праздников года. Самое слово «благая весть» говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, — что с греческого языка значит тоже «благая весть»; и даже звон в храм называется «благовестом»: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому — у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек. Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя Василия Великого, а обычная — святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается — в том смысле, что дозволяется есть рыбу; другой раз в Великом посту это разрешается лишь на Вход Господа в Иерусалим. На трапезе вообще «бывает утешение братии велие: ядим рыбы, пием вино, в кий-либо день случится» в посту. Впрочем, на страстной неделе, в первые четыре дня, разрешение дается «на елей и вино точию»; а в великую пятницу — только на вино; и «ядим сухоядение»: обыкновенно в этот день монахи не едят и даже не пьют ничего… Но что является особым исключением для этого праздника — зажжение свечей пред 9-й песнью канона, как и на полиелее. Конечно, никогда не поется «Покаяния отверзи ми…»: время — не покаянное, а только — радостное… Благовещение… Звон — «во вся тяжкая». Так радуется Церковь!» Группа Вконтакте Facebook группа Благовещение Раздел I. Мысли на праздник РАДОСТНОЕ ТОРЖЕСТВО Благовещение — один из самых радостных праздников года. Самое слово «благая весть» говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, — что с греческого языка значит тоже «благая весть»; и даже звон в храм называется «благовестом»: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому — у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек. Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя Василия Великого, а обычная — святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается — в том смысле, что дозволяется есть рыбу; другой раз в Великом посту это разрешается лишь на Вход Господа в Иерусалим. На трапезе вообще «бывает утешение братии велие: ядим рыбы, пием вино, в кий либо день случится» в посту.

http://predanie.ru/book/216804-blagovesc...

Желнино. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь; Желнинская церковь Карта и ближайшие объекты Храм Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 1878 году купцом первой гильдии Степаном Петровичем Солиным. Освящен в 1879 году.В храме освятили три престола: главный - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а также во имя Архистратига Михаила, Святителя и Чудотворца Николая. В прошении, адресованном купцом Преосвятейшему епископу Нижегородскому и Арзамасскому в 1879 году, говорится: " Крайне скорблю об уклонении от православия некоторых своих же собратий и в предотвращении большего уклонения выразил я сильное желание поставить этому преграду через построение в нашей деревне Церкви Божией " . С дозволения владыки были перенесены в Желнинский храм древние иконы из Макарьевского Желтоводского монастыря. Храм был закрыт и разорен в 1937 году. Богослужение возобновлено в 1988 году. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Желнино - один из старейших в Черноречье. " Намоленный " , - уважительно говорят о нём верующие. Возведённый в 1878 году " тщанием прихожан и усилиями " купца первой гильдии Степана Петровича Солина, спустя без малого 140 лет впечатляет своим грандиозным видом. Его автор - безвестный епархиальный архитектор. Храм виден с любой точки обозрения и своей монументальностью производит довольно яркое впечатление. Достойно решены детали здания, выполненные в псевдорусском стиле, получившие распространение в русской архитектуре в конце XIX столетия. Отличительная особенность храма в том, что всё здание возведено в т. н. " кирпичном " стиле, когда главный строительный материал - кирпич - несёт на себе ещё и декоративные функции. Церковь в Желнине была построена на три года раньше, чем возведённый в Нижнем Новгороде собор в память Александра Невского на Стрелке (1881 год, архитектор Р.Я. Килевейн). Сооружения имеют схожие черты: появились они в пору стремления продолжения национальных форм русской средневековой архитектуры. За их основу была принята идея пятиглавия, но с заменой купольного покрытия шатрами как народным и старинным архитектурным элементом.

http://sobory.ru/article/?object=02944

Коваши. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты 7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил чин освящения строящегося храма в честь этого праздника в деревне Коваши Ломоносовского района. Его Преосвященству сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Глазунов, благочинный Ломоносовского округа протоиерей Владимир Вафин, протоиерей Стефан Витько и настоятель храма иерей Николай Виноградов. За богослужением присутствовали глава Ломоносовского района Алексей Кондрашов, представители администрации губернатора Ленинградской области, члены попечительского совета по восстановлению храма, представители подрядной организации, осуществляющей строительство, местные жители. 9 октября 2022 года Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил чин освящения крестов и куполов строящегося храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Коваши Ломоносовского района. gatchina-eparhia.ru Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая была построена в 1788 году на средства князя Я.П. Долгорукова. Церковь изначально была возведена деревянной, холодной , двухпрестольной, с колокольней. Иконостасы деревянные, резные, с позолотой. В главном храме иконостас белый, в приделе зелёный, все иконы в позлащённых рамах. В 1875 году при храме открыто церковно-приходское попечительство. Церковь ремонтировалась в 1882, 1888, 1893 и 1903 годах. В 1903 году она была перестроена по проекту Сильвио Данини (Валентин Амвросиевич). Через 8 лет архитектор Косяков Василий Антонович представил в строительную комиссию проект новой каменной церкви с колокольней на 720 человек. Несмотря на положительное решение, проект не был реализован. Декретом СНК от 23 января 1918 года " Об отделении церкви от государства и школы от церкви " храм был лишён прав юридического лица, а имущество подлежало национализации. Церковь была закрыта в 1930-е годы, в дальнейшем здание использовалось в качестве психиатрической лечебницы. Со временем здание было разрушено, причины разрушения не установлены. Уцелел лишь колокол церкви, который в настоящее время хранится в Ораниенбаумском соборе Архангела Михаила. В период составления перечня объектов культурного наследия утраченных в Ленинградской области данный объект не был включён в реестр, при этом в научно-техническом отчёте исполнители ИИМК РАН признали факт, что церковь является объектом культурного наследия. Сохранился руинированный фрагмент фундамента, подземная часть фундамента, элементы благоустройства (булыжная мостовая, каменная ограда территории). Проект архитектора Василия Антоновича Косякова является объектом культурного наследия как ранее согласованный, но не реализованный. Принято решение о воссоздании каменной церкви по проекту В.А. Косякова.

http://sobory.ru/article/?object=59471

Великая Четыредесятница В молитвах и песнях Триоди Постной в дни Четыредесятницы так же постоянно представляются нам побуждения к покаянию и пощению, как и в дни приготовительные к посту. Но, вместе с тем, в дни Великого поста в песнях и молитвах Триоди мы слышим вопль кающейся души, горько плачущей о грехах. Самый звон в службах Великого поста, кроме суббот и недель (воскресений) и некоторых праздников, отличается от звона в другое время года: бывает печальнее, реже. На службах седмичных дней Великой Четыредесятницы, кроме суббот и недель (воскресений), полагаются великие поклоны с молитвою «Господи и Владыко живота моего». Литургия полная, т.е. св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого , совершается только в дни субботние, воскресные и в день Благовещения. В дни воскресные 1, 2, 3, 4 и 5 седмиц Великой Четыредесятницы всегда совершается литургия св. Василия Великого , хотя бы случился в них праздник Благовещения. В другие же дни или совершается литургия преждеосвященных Даров, или вовсе не бывает литургии, а совершаются так называемые часы, состоящие из служб 3, 6 и 9 часа, чина Изобразительных и вечерни. Повечерие совершается великое на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, кроме повечерия на субботу и на дни, в которые бывают праздники с полиелеем, повечерие оканчивается молитвою «Владыко многомилостиве», с главопреклонением всех на землю. На утрени, кроме суббот и недель (воскресений) и праздников – Благовещения, храмового праздника и праздника с полиелеем (24 февраля, 9 марта): а) вместо «Бог Господь» и тропарей святым поются «Аллилуиа» и троичны гласа; б) стихословятся большей частью по три кафизмы; в) после 50 псалма читается молитва «Спаси, Боже, люди Твоя»; г) канон поется с песнями Св. Писания, иначе сказать, с ним стихословится «Господеви поем»; д) светильны поются троичные гласа; е) великое славословие не поется, а читается; ж) вместо ектении «Помилуй нас, Боже», кроме праздников Благовещения, храма, с полиелеем (24 февраля, 9 марта), произносится «Господи, помилуй», 40 раз; з) после возгласа иерея «Сый благословен», вместо многолетия читается молитва «Небесный Царю» и совершаются великие поклоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Зарайск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Сооружение Благовещенской церкви связано с трагическими событиями Смутного времени. В марте 1608 г. в сражении с польско-литовскими интервентами в окрестностях Зарайска погибли триста ратников из Арзамаса и Рязани. Их похоронили в одной братской могиле, рядом с которой в 1614 г. и была построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существующая ныне каменная Благовещенская церковь с приделами во имя Архангела Михаила и преподобного Сергия Радонежского начала строиться в 1777 г., а достроена была в начале XIX в. Каменная трехъярусная колокольня установлена в 1825 г., трапезная перестроена в 1863 г. Благовещенская церковь — единственная в городе, в которой после революции не прекращались богослужения. Сюда были переданы многие иконы из закрытых и уничтоженных храмов района. Почитаемая храмовая реликвия — памятник-хоругвь с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, преподнесенный жителями Арзамаса в честь 300-летия Зарайской битвы. Источник информации - Московская епархия Русской Православной Церкви Благовещенская церковь первоначально воздвигнута была, как значится в писцовых книгах Писарева 1625 г., по челобитью чернослободских тягловых людей «Сенки Казанца с товарищами» по благословению архиепископа Рязанского Феодорита в 1614 г. и в ней «Божье милосердье, образы и книги, и колокола, всякое церковное строенье попа Михаила и мирских людей того же приходу»… Деревянная церковь существовала почти до конца прошлого столетия. Существующая ныне каменная церковь с приделами Сергиевским и Архангельским начата строением по благословенной грамоте в 1777 г., а окончена в текущем столетии. Подле Благовещенской церкви находится курган, воздвигнутый в начале XVII ст. над телами арзамасцев, разбитыми поляками. Курган этот имеет в окружности около 31 сажени, вышиною не более полутора сажень, большая половина его от времени осыпалась. Находившийся на нем деревянный крест вместе с иконостасом прежней деревянной Благовещенской церкви был продан в село Николы Кобыльское в конце прошлого столетия. В замен оного в 1880 г. полковником Александром Аполлоновичем Мариным поставлен чугунный памятник с приличными надписями, за что преподано было г. Марину в 1881 г. июля 29 благословение св. Синода.

http://sobory.ru/article/?object=00795

Непонятно, однако, почему же именно пасха, совпадающая с благовещением есть настоящая, нормальная пасха. Что совпадение дня св. пасхи с благовещением весьма знаменательно, – это бесспорно. Но с точки зрения нашего богослужебного устава это совпадение нужно считать не нормальным, а прямо исключительным: только в этом случае – 12раз в 532 года – богослужение в день св. пасхи посвящается не всецело воспоминанию воскресения Христова, а вместе и благовещению. Но как ни важно событие, воспоминаемое в день благовещения к пасхе – и ветхозаветной и новозаветной оно не имеет прямого отношения. – Нормальная, «господьственная» пасха, по-видимому, есть та, которая посвящается исключительно воспоминанию Воскресения Христова, т. е. та, которая не совпадает с благовещением. Сам автор заметки в пентикостарии, по-видимому, не умел объяснить, почему же «господьственне», κυρως, быть пасхе вместе с благовещением. Но самый термин «κυριο-πασχα» несомненно древнего происхождения; только это название первоначально не имело никакого отношения к празднику благовещения Пресвятой Богородицы. Пасха 25 марта называлась в Византии «господьственной», τо κριον πσχα не потому, что на это число приходится праздник благовещения, а потому, что почти все древние восточные хронологи (начиная с египетского монаха – хронографа начала 5 века – Анниана) были убеждены, что Иисус Христос пострадал 23-го и воскрес 25-го марта 42-го (по Анниану, Синкеллу и Феофану) или 31-го (по пасхальной хронике), Матфею Властарю и другим, державшимся «византийской» эры от сотворения мира) года по р. Х. (по вульгарной, дионисиевой эре). Когда, след., александрийская пасха приходилась на 25-е марта, то, по мнению восточных хронологов она совпадала с историческим днем воскресения Господа. Поэтому название τ κριον πσχα могло прилагаться к пасхе 25 марта и в такое время, когда восточная церковь еще не праздновала в этот день благовещения. Это объяснение загадочного выражения «кириопасха» не есть только мое предположение. В скудных остатках византийской пасхалистической литературы сохранились ясные следы того, в каком смысле употреблялось в Византии название τ κριον πσχα.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010