Есть старинный обычай печь в марте месяце «жаворонки», сладкие булочки в форме птичек, отмечая этим наступление весны. И это можно приурочить к празднику Благовещения. Сорок дней Великого Поста кончаются субботой шестой недели, Лазаревой субботой, когда мы вспоминаем воскрешение Лазаря. Воскресенье после шестой недели называется Вербным. Это праздник в память Входа Господня в Иерусалим, когда народ радостно встречал Иисуса Христа с пальмовыми ветками в руках. За Всенощной мы стоим в церкви с зажженными свечами и ветками вербы в руках. Это особенно детский праздник. В Евангелии от Матфея сказано: « Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? » ( Мф. 21:15–17 ). Принести домой освященную в церкви веточку вербы, укрепить ее около иконы помогает детям почувствовать смысл праздника. Теперь до Пасхи остается всего одна неделя – Страстная. С ней связано столько воспоминаний, столько торжественных богослужений и семейных обычаев, что это тема для отдельной беседы. 11. Страстная неделя Когда мы, родители, думаем о наших детях, об их будущем, нам всего труднее допустить и осмыслить возможность их страдания в жизни. Теоретически мы знаем, что в жизни страданий не избежать, но как–то всегда невольно думается, что моего ребенка горе может не тронуть, невольно молишься: «Господи, сделай так, чтобы мой ребенок был счастлив в жизни, чтобы горе его минуло!» Самая суть христианской веры состоит в том, что Бог благ и любвеобилен, что Божие добро вечно и сильнее зла и что сила зла побеждается любовью и страданием. Христианская вера – не просто деизм или признание какой–то духовной жизни. Она основана на вере в Иисуса Христа, вере, что Бог воспринял человеческую жизнь, страдания и смерть и что сила Его победила смерть. И всякий христианин знает, что он может страдать в жизни, но что зло не может победить его окончательно, уничтожить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Еще раз повторю - нежелательно, это не запрет. А так, конечно, можно ходить тогда, когда требует душа. Есть и такое, что нельзя беременным женщинам или детям до определенного возраста приходить на похороны людей. Эти суеверия не имеют ничего общего с верой во Христа. Когда после похорон надо ходить на кладбище? Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании " Сретение " , клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы В любой день и в любое время, если этого требует душа. Но чтобы наша молитвенная помощь была действенной, хорошо бы, чтобы этот путь пролегал через храм, в котором мы могли бы причаститься «врачевству бессмертия», как священномученик Игнатий Богоносец называл Святые Дары, совершить панихиду по усопшем, чтобы Бог прославил его в лике Небесной Церкви. Мы ведь так Его об этом и просим: «Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего!» В церковном календаре есть особый день, когда мы сугубо поминаем усопших. Это – суббота. Суббота Покоя, как еще ее называют на языке богословия. Ибо в этот день Тело Спасителя нашло после Крестной смерти пристанище и упокоении в пещере, пожертвованной Иосифом Аримафейским. А Его душа сошла во ад. О том, что происходило там в эти часы между Голгофой и Воскресением, апостол Петр пишет так: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (Первое послание Петра, 3 глава, 18-20 стихи). Поэтому в субботу в православных храмах всегда совершается сугубое поминовение усопших. Некоторые из этих суббот носят наименование «Родительских суббот». Литургическое поминовение сочетается в эти субботы с особым заупокойным богослужением. Когда ходят на кладбище после Пасхи? Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва

http://foma.ru/hodit-li-na-kladbishhe.ht...

И Евангелие от Иоанна, зачало 16. И Евангелие от Иоанна, зачало 16 Рече Господь ко пришедшым к Нему иудеем: аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот. Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут. Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даст и Сынови живот имети в Себе и область даде Ему и суд творити, яко Сын Человечь есть. Не дивитеся сему, яко грядет час, воньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда. Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца. Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: Истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и ныне есть, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть и суд творить, потому что Он – Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в гробницах, услышат голос Его, и выйдут: сотворившие доброе – в воскресение жизни, а сделавшие злое – в воскресение суда. Не могу Я Сам от Себя творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой – праведен, ибо не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня Отца. Ин 5:24–30 Причастен дне: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Другий за упокой: Блажени, яже избрал, и приял еси Господи, и память их в род и род. Аллилуиа, трижды. Причастен дня: Радуйтесь, праведные, о Господе – правым прилична хвала. И за упокой: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи, и память их в род и род. Аллилуия. (3) Сице убо бывает служба за упокой, в три субботы святаго и Великаго поста, егда ни един есть праздник от триех: Предтечев, святых четыредесяти мучеников, или Благовещения. Другие переводы

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmica-v...

Из множества малых монет составляются великие суммы. И так, несите в храм с усердием малое, чтобы собралось в нем великое. Усердие изобретательно. Оно недостающие денежные средства заменяет личным трудом как мужским, так и женским. Прекрасную картину в нравственном отношении представляют нам наши крестьяне, когда при построении своего сельского храма они, – и старый, и малый, несут и везут, и лес, и песок, и кирпичи, и все, что нужно, и что могут, к месту церковного здания. Как пчелы малыми каплями сносят в улей и скопляют в нем в большом количестве душистый мед, так и они своими убогими, но многочисленными приношениями созидают и украшают свой храм, радуясь на него, как на свое сокровище. Мы видели опыты усердия и иного рода: богатые мужчины и женщины, желая личным трудом хотя мало послужить сооружению храма, приходили в сумерки к новостроящемуся зданию, носили на плечах своих кирпичи на подмостки, и перекрестясь уходили домой с теплым чувством сердца, дышащего любовью к Богу. Особенное внимание прихожане, созидающие храм, должны обращать на сохранение дружелюбия, согласия и мира между собою. Бог наш есть Бог любви и мира. Господь Иисус Христос в последней беседе Своей пред крестною смертью сказал ученикам Своим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам ( Иоан. 14, 27 ). Этот мир преподает всем устами священнослужителя св. Церковь при каждом богослужении, давая нам понять, что только в мире и тишине духовной, освобождающей нас от волнений и страстей, зреет всякий плод духовный. В распоряжении мудрого храмоздателя царя Соломона мы видим указание на то, в какой благоговейной тишине должно происходить сооружение храма. Все работы, соединенные с шумом и стуком, он повелел производить вдали от строящегося здания, а в стены храма класть уже обтесанные камни; „ни молота, говорит бытописатель, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при построении его“ ( 3Цар. 6, 7 ). Так да будут удалены от вас, братия, всякое превозношение, всякое соперничество, все разногласия и споры.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Мир нашей обители не сосредоточен на одной маленькой скале. Симоновой Скалой являются также и восемь подворий ее: Благовещения в Ормилии (Халкидики) 309 , Вознесения в Афинах, святого Харлампия в Фессалониках, три во Франции и еще два в Греции. Все они широко известны у нас на родине. И эти места имеют тайноводственное значение: и там собирается немалый урожай теми, кому Церковь так близка. Жизнь каждого подворья связана с другими: всюду возможно рождение и возрождение! Паломников подворий ждет насыщение радостью и духовной пищей. Покидая подворье, каждый чувствует что-то свое: и жизнь моя видит свет. Вот, все это делает Бог ( Иов 33:28–29 ). Вся жизнь сосредоточена в Божественном свете, и они поют славословия Подателю благ. Тот, Кто соберет однажды весь мир, уже готовит нас и наших единомышленников. Разве не к нам обращается Он словами: «Я напоил всякую душу жаждущую и всякую душу голодную насытил» ( Иер. 38:25 )? Монастырь – это ковчег святых, освященный град. Прообразы и их отпечатки, Небо и монастырь по благодати «одно есть». Небесный Сион и монашеская «община» – это уготованный Богом мир. Это – казна для тех, кто хочет захватить Царство Божие. Это – кладовая, в которой все хранилища открыты. Здесь можно хранить наши инструменты и оружие, духовное и боевое, для орудия нашего труда перед Богом. Это – гардероб, содержащий черные одежды обетов и красные от крови одежды аскезы. Это винные погреба для «вина нового», хлебные амбары для Хлеба Жизни, защитные очки для того, чтобы безболезненно смотреть нам на Солнце и на звезды духовные. Это хранилища особые, ибо иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд ( 1Кор. 15:41 ). Сам Господь говорит: Сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых вовеки ( Иез. 43:7 ). Сын человеческий... ты находился в Едеме, в саду Божием... все, искусно усаженное у тебя в гнездышках... приготовлено было в день сотворения твоего... ты был на святой горе Божией ( Иез. 28:12–14 ). И восклицает вновь: В доме Отца Моего обителей много... И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я ( Ин. 14: 2–3 ). Он дает нам свое обетование: ты будешь ради Меня «венцом красоты» в Моих руках и царскою диадемою на длани Бога твоего ( Ис. 62: 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Наконец, сама земля говорит против сектантов–иконоборцев, ибо и теперь при раскопках в Римских катакомбах, т. е. пещерах, где первые христиане, укрываясь от гнавших их язычников, совершали богослужение и хоронили тела мучеников, находят иконы Спасителя и изображения честного Креста Господня. Из древнейших икон, найденных учеными археологами при раскопках катакомб, или подземных храмов, обращают на себя особенное внимание следующие: изображение Спасителя, найденное в катакомбе Каллиста, относимое учеными к концу второго или началу третьего века, а также изображения разных евангельских событий из жизни Христа, как: поклонение волхвов, чудесное претворение воды в вино, исцеление слепорожденного и др., найденные тоже в катакомбе Каллиста и относимые к тому же времени. Найдены в катакомбах Каллиста, Домитиллы и Прискиллы, относимые к концу 2 и началу 3 веков иконы святого семейства, Благовещения, изображения ап. Петра и Павла, ветхозаветных праотцов, патриархов, пророков и некоторых новозаветных мучеников. Но самая древняя икона, которую ученые относят к 1 веку христианства, это – образ Богоматери, держащей на руках Предвечного Младенца, со звездой наверху иконы. Все эти изображения, добытые при раскопках подземных древнейших христианских храмов, с неопровержимой очевидностью убеждают нас в существовании св. икон в самые первые времена христианства 21 . О св. Кресте и крестном знамении «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какой смертью Он умрет» ( Иоан. 12:32 ). «Как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому ( Иоан. 3:14 )». «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа Нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и Я для мира» ( Гал. 6:14 ). «Слово о кресте для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). Для Своих знамений и чудес, для откровения Своей божественной воли, для помощи и спасения людей Господь часто употребляет обыкновенные предметы, иногда даже презираемые людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Однажды в порядке священнической очереди Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме. В один из дней своей службы Захария вошел в святилище для каждения. Неожиданно по правую сторону кадильного жертвенника явился ему Ангел Господень и возвестил, что Бог услышал его молитвы и жена его, Елисавета, родит сына: «… и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются …» (Лк.1:13–14). Но Захария усомнился в словах Ангела, не поверив, что в таком возрасте он и его супруга смогут родить дитя. Захария хорошо знал Священное Писание и должен был помнить о рождении Исаака Авраамом и Саррой, о рождении пророка Самуила праведной Анной, поэтому за недоверие Богу он был наказан немотой – до времени исполнения возвещенного ангелом. После видения Захария вышел из святилища и люди, молившиеся в храме, поняли, что с ним произошло что-то необычайное: священник не мог говорить и объяснялся знаками. По окончании дней своего служения в храме Захария возвратился домой. Когда праведная Елисавета поняла, что ждет ребенка, она не открыла это никому из знакомых и смиренно благодарила Бога за милость. Пророческий дар ее сына, будущего Иоанна Крестителя, проявился за три месяца до рождения, когда Елисавету навестила Пресвятая Дева Мария. Мария, уже пережившая радость Благовещения и носившая во чреве Иисуса, знала от ангела, что и престарелая родственница ее, Елисавета, ждет сына, и пришла поздравить ее. Почувствовав приближение Пресвятой Девы и Младенца Христа, Иоанн в утробе матери пришел в радостное возбуждение, и в этот момент Елисавета узнала о тайне Боговоплощения. Она пророчески прославила Пречистую Деву как Богородицу и засвидетельствовала, что это знание получила от своего сына: « Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа » (Лк.1:42–45).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

" Одолеть препятствия " ноября 2019 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове " За утренним богослужением мы слышали сегодня евангельское чтение о том, как святые жены-мироносицы рано утром после иудейской субботы решили пойти на гроб, чтобы слезами и миром помазать тело Спасителя, - сказал владыка в проповеди. - Это была особая, слезная суббота для апостолов и всех последователей Иисуса Христа. И вот, суббота заканчивалась, святые жены решили идти. Они думали о том, кто отвалит им камень от гроба. Так всегда: как только человек начинает идти к Богу, обязательно появляются какие-то препятствия. Для них первым препятствием был камень. Камень - выше сил женских, отвалить его было невозможно. Они шли и думали о том, кто же отвалит его. Но не знали, что там было еще одно препятствие - стража, которую поставили первосвященники. Но к тому времени ее уже не было и камень был отвален. Иногда нам кажется, что есть препятствия на пути к Богу, но их не нужно бояться. Сила Божия сильнее препятствий. Так Господь, видя желание святых жен, заранее послал Своего ангела, который отвалил камень " . " Когда, к примеру, мы хотим построить храм в Санкт-Петербурге, нужно взять участок, - продолжил архипастырь. - Это трудно сделать, так много препятствий возникает. Или хотим освободить какой-то храм от нынешних посторонних хозяев - снова множество препятствий. И так, за что ни возьмись, кругом одни препятствия. Но мы должны в любом случае, движимые любовью ко Господу, идти к цели, что бы ни случилось. Святые жены пришли и увидели, что камень отвален. Кроме того, увидели ангела в образе юноши (вообще весь ангельский мир - юный, на небе никто не стареет, там всегда все молодые). Юноша предстал перед женами, и они ужаснулись, увидев незнакомца. Ангел сказал им: " Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого? Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам " (Мк. 16:6-7). Ангел выделяет апостола Петра, потому что тот уже не надеялся ни на какую радость от воскресшего Христа, помня свое отречение и зная, что радоваться ему не придется. Но мы знаем, что Спаситель простил все. Так жены-мироносицы, получив благовестие, побежали сообщить ученикам Христовым, что Он воскрес " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Оканчивается вечерня хвалебною песнею Богородице. Эта песнь начинается приветствием архангела Гавриила Деве Марии во время благовещения и напоминает нам, что с этого времени уже началось спасение людей: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с Тобою! благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего, потому что Ты родила Спасителя душ наших». По окончании вечерни начинается утреня. Она начинается ангельским славословием: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Это славословие воспели святые ангелы, явившиеся Вифлеемским пастухам в ночь рождения Иисуса Христа и возвестившие им о явлении в мир давно ожидаемого Искупителя. Пред чтением шести псалмов, мы просим Господа, чтобы Он вдохнул в нас желание искренно и горячо молиться Ему: «Господи отверзи уста мои, и они возвестят хвалу Твою». В первом псалме выражается надежда и преданность человека воле Божией: «Господи! Как много у меня врагов! Многие восстают на меня, многие говорят о душе моей: нет ей спасения от Бога. Но Ты, Господи, – щит, охраняющий меня. Я ложусь, сплю и встаю, потому что Господь ограждает меня. От Господа спасете и над народом Его – благословение Его» ( Псал. 3 ). Но в следующем псалме мы слышим вопль души человека, сознающего всю тяжесть своих грехов, для которого ни днем, ни ночью нет покоя от этого сознания; но он от Господа же ожидает помощи себе. «Господи, не во гневе Твоем обличай меня и не в ярости Твоей наказывай меня! Нет здорового места в теле моем от гнева Твоего, нет мира в костях моих от греха моего. Беззакония мои покрыли голову мою, как тяжелое бремя тяготят меля. Я сознаю вину мою, сокрушаясь о грехе моем. Не оставь меня, Господи, Боже мой, не удались от меня! Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!» ( Псал. 37 ). Но вот снова мы слышим радостный голос человека, чующего на себе руку Божию: «Боже, Ты мой Бог ! С раннего утра жаждет Тебя душа моя, томится по Тебе плоть моя в земле сухой, жаждущей, безводной. Вспоминаю о Тебе на постели, во все ночные стражи помышляю о Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Он шел во святой град, чтобы в ближайшее затем время закончить здесь подвиг Своей земной жизни на Кресте ради спасения мира. А они думали, что Он идет восприять, с одобрения синедриона, земную власть с тем, чтобы низложить потом гордыню угнетавших их иноплеменников. Они славили Господа восклицаниями: «осанна!», а уже через несколько дней, разочаровавшись в своих ожиданиях и увидев в Его Лице не торжествующего земного владыку, а страждущего и всеми оставленного Учителя, оказались способными на полное от Него отречение, что и засвидетельствовали своими исступленными криками: «возьми, возьми, распни Его!» и " отпусти нам Варавву» ( Ин. 19: 15 ; Лк. 23:18 ). Какой великий урок для нас заключен в евангельских повествованиях об этой страшной перемене. Конечно, мы не можем даже представить себе, чтобы мы оказались способными на такое предательство и измену. Мы обычно очень легко осуждаем в душе малодушных и легкомысленных современников Христа и бываем уверены, что, оказавшись на их месте, остались бы безусловно верными Ему. Но достаточно вспомнить, что случилось с великим Апостолом, который говорил некогда своему любимому Учителю: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф. 26:33 ), а в час испытания стал «клясться и божиться, что не знает Сего Человека» ( Мф. 26:74 ), чтобы рассеялась без остатка наша самоуверенность и поблекло привычное благодушие. Вот ныне, в этот великий день праздника, мы стоим с вами, возлюбленные, в этом святом храме, держа в руках свечи и освященные ветви вербы и радостно восклицая: «Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» А заботимся ли мы о том, чтобы наше прославление и теперь, и всегда было действительно достойным и угодным нашему Господу, нашему Искупителю и Спасителю!? Ведь славить Господа нужно не только в храме и не только в часы богослужения и молитвы, но и непрестанно, в каждую минуту нашей жизни, в любых условиях и обстоятельствах. «Благословлю Господа во всякое время», говорит св. Псалмопевец ( Пс. 33:2 ), и он же призывает всех делать то же «на всяком месте владычества Его» ( Пс. 102:22 ). Далее, славить имя Божие нужно чистыми устами, не допуская, чтобы одним и тем же языком мы в одно время благословляли Бога и Отца, а в другое проклинали «человеков, сотворенных по подобию Божию» ( Иак. 3:9–10 ). Наконец, прославлять Бога нужно не одним лишь словом, не одним лишь возношением молитв и славословий, но и всей своей жизнью, всем добрым христианским поведением. «Прославляйте Бога, – говорит св. апостол Павел, – и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010