даров (Тип., л. 191 на об.). Так как здесь не упомянуто об отпусте после изобразительных и сказано, что после нех абие (тотчас) начинаем вечерню и т. д., то в этом предписании надобно видеть указание на одно богослужебное собрание для отправления всех дневных служб, что в числе этих служб находится литургия преждеосв. даров, хотя бы праздники приходились в такие дни, в которые не полагается никакой литургии, и что, наконец, все эти службы надобно отправлять в храме, потому что литургия, кроме храма, не отправляется ни в каком другом месте. б) В 34 храм. главе, имеющей заглавие: «Подобает ведати, аще случится храм святаго или святыя в понедельник 2 или 3 и 4 и 5 и 6 недели святых постов», сказано, что в день храмового праздника «при часе 3 дне поем 3 час и 6, такожде поем 9 час... блаженны скоро без пения... и отпуст: и абие начинаем вечерню», вместе с которой отправляется литургия преждеосвященных даров (Тип., л. 419 на об.). В 35 храм, гл., имеющей заглавие: «Аще случится храм святаго в кий либо день 2, 3, 4, 5 и 6 недели постов, кроме субботы и недели, сказано: «Поем час 3, 6 и 9...: на часех... по Ослаби, остави кондак храма и отпуст, и абие начинаем вечерню», вместе с которой отправляется литургия преждеосв. даров (Тип., л. 420). В обеих этих главах говорится о двух богослужебных собраниях, из которых первое должно быть в 3 часу дне, но собраниях, отделенных одно от другого уже не известным более или менее значительным промежутком времени, а только переменою места служения: другими словами, здесь говорится о том, что часы с изобразительными в 3-м часу дня надобно отправлять не во храме, где всегда отправляется вечерня с литургией, а в другом месте (каковым может быть и притвор, как в Великие четверток и субботу, и трапеза, как в праздник Благовещения, когда он случится в постный день), но так, однако, чтобы вслед за ними перейти во храм и в нем служить вечерню с литургиею преждеосвященных даров 645 . 4) Кроме вышепоименованных праздников, на постные дни св. Четыредесятнищы может падать праздник Благовещения пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   Задостойник: припев «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию Славу!» и ирмос 9 песни: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных); устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».    Более подробные сведения о богослужении этого праздника в соединении с другими празднованиями определяются в специальном разделе Типикона, который называется «Марковы главы».    Благовещение, утреня, канон, п. 3, 1.    Утреня, седален по полиелее.    Утреня, светилен.    Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».    Великая вечерня, 1 стихира на литии и 1 стихира на стиховне.    Предпразднство Благовещения, утреня, канон, п. 3,4; стихира на «Слава, и ныне» на хвалитех.    Благовещение, великая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах» и седален по 2-й кафизме утрени.    Утреня, канон, п. 8, 1.    Великая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах».    Утреня, канон, п. 8, 4.    Великая вечерня, 4 стихира на литии.    Великая вечерня, 4 стихира на стиховне.    Великая вечерня, 3 стихира на литии.    Утреня, канон, п. 9, 1.    Утреня, канон, п. 4, 2.    Великая вечерня, стихира на «Слава» на литии.    Утреня, 2 стихира на хвалитех.    Великая вечерня, 3 стихира на стиховне.    Утреня, припев на 9 песни канона.    Великая вечерня, стихира на «Слава» на литии.    Великая вечерня, 4 стихира на стиховне.    Утреня, стихира на «Слава, и ныне» на хвалитех.    Утреня, седален по 2 кафизме; канон — икос по 6 песни, 3 стихира на хвалитех.    Утреня, канон, п. 9, ирмос.    Утреня, канон, п. 5, ирмос.    Утреня, канон, п. 1,2; срав.: п. 7, 4.    Утреня, канон, п. 7, 4.    Утреня, канон, икос по 6 песни.    Совпадение Благовещения с Великим Пятком было в 1950 году. Подробные Уставные указания см. «Богослужебные указания на 1950 год». М., 1950. Ч. 2. С. 6—46. Сретение Господне (2/15 февраля)    Тропарь (глас 1)    Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Священник: малый отпуст. Хор: «Аминь». Если же 9-й час совершается в храме, то отпуста нет, сразу начинается вечерня. В приходских храмах 9-й час всегда совершается без отпуста. §3. Последование великопостного часа Укажем сначала те особенности, которые отличают великопостный час от обычного часа. 1. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. 2. На каждом часе читается кафисма, кроме 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу. 3. Поется великопостный тропарь часа с поклонами (исключая праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читается тропарь праздника). 4. По «Отче наш…» читаются особые тропари, текст которых дается в последовании часа (в Часослове или Следованной Псалтири) на ряду. Однако в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и полиелейного святого в седмичный день вместо тропарей Часослова читается кондак праздника, а на седмице Крестопоклонной, в четверг 5-й седмицы и в дни Страстной седмицы читается кондак Триоди. 5. Перед молитвой часа совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю (или тремя) поклонами. 6. На 6-м часе после Богородична читаются тропарь пророчества, прокимен, паремия и 2-й прокимен. §3.1. Общее последование великопостного часа Чтец: «Приидите, поклонимся…» и обычные псалмы часа. «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). Хор: «Господи, помилуй» (трижды). «Слава…». Чтец: «И ныне…» , читает кафисму. Каждая кафисма, как обычно, разделяется на 3 «славы», по прочтении каждой такой части чтец говорит: «Слава…» , затем хор поет: «И ныне…» , «Аллилуиа…» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…» . После этого чтец говорит: «И ныне…» и продолжает чтение кафисмы. Чтение кафисмы не положено только в понедельник на 1-м часе и в пятницу на 1-м и 9-м часах. В этих случаях сразу после псалмов следует великопостный тропарь часа. Чтец (по окончании всей кафисмы): «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды). Священник поет тропарь часа , затем совершает поклон (вместе с народом).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Почитане на светците – поклонение пред светците като явление на благодатта Божия, като посредници между хората и Бога. Православен – принадлежащ към Православната църква; правилно, истински вярващ и правилно славещ Бога. Празници църковни – богослужението в църковната година съдържа както празници, празнувани в точно определен ден от годината (т.н. празници по Месецослова), така и празници, подготвящи празнуването на Христовото възкресение (т.н. подвижни празници по Пасхалията, чието време на празнуване се определя по специален, съборно установен начин). Всеки църковен празник има предпразненство, същински празник, попразненство и отдание. Предпразненството е обикновено един ден преди празника. Празничният тропар и канонът на празника продължава да се пее през следващата седмицата (попразненство на празника). На осмия ден се прави отдание на празника: службата се извършва по същия начин, както на самия празник и с това празнуването завършва. Има и изключения, едно от които е за Благовещение, защото то е във Великия пост. Когато се случи в средата на седмицата, отданието му става същата вечер. Ако Благовещение се случи в петък, празнуването продължава и в събота и отданието става на края на съботната литургия. Ако е в събота, отдава се в неделя. Прародители – първата човешка двойка Адам и Ева. Предание (1) Свещено предание, Апостолско предание – първоначалният начин на разпространение на свръхестественото Божествено Откровение, което е единственият извор на нашата вяра: чрез устното слово и личния пример. Сам Иисус Христос предал учението Си устно (чрез проповед) и чрез примера на живота Си, а не писмено. По същия начин и свв. апостоли разпространявали първоначално вярата и утвърждавали Христовата Църква. Така предаваното Божествено Откровение е предхождало винаги Свещеното Писание и това е напълно разбираемо: устното предание е било достъпно за всекиго, докато малцина са ползвали книги. Христовата Църква е пазила ревностно и правилно преподавала богооткровените истини на вярата, съдържащи се в еднаква степен в Свещеното Писание и Свещеното Предание. Свещеното Предание се съдържа в редица писмени паметници, появили се след времето на светите апостоли. (2) Църковно предание – на основата на Апостолското Предание и в тясна връзка с него, но там са намерили място и много устни предания, които не са задължителни за Църквата като цяло, ако не са в съгласие с духа на Свещеното Предание. Вж. повече Православното Предание в раздела «Нашата вяра».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Не остановимся же, братие, подобно малым детям, на благой вести о нашем спасении; постараемся узнать, чего она от нас требует и что нам должно делать для нашего спасения; исполним потом все требуемое, дабы таким образом благая весть обратилась в благое дело: тогда, – и только тогда, – день сей для нас воистину будем днем Благовещения, еже да сбудется над всеми нами благодатью Господней! (Сост. по «Проповеди», Иннокентия, арх. Херсонского, т. 2). Б. Из церковных песнопений в день Благовещения а) На Господи воззвах. «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая (приветствуя) и вещая, радуйся, земле ненасеянная: радуйся, купино (куст) неопалимая: радуйся, глубино неудобозримая: радуйся, мосте, к небесем преводяй и лествице высокая, юже Иаков виде: радуйся, Божественная стамно (сосуд) манны: радуйся, разрешение клятвы: радуйся, Адамово воззвание, с Тобою Господь». б) На литии. «В шестый месяц архистратиг послан бысть к Тебе, Деве и чистей, возвестити Тебе слово спасения, вкупе (вместе) же и звати Тебе: радуйся, обрадованная, Господь с Тобою, родиши Сына превечнаго из Отца, и спасет люди Своя от грех их». в) На стиховне. «В шестый месяц послан бысть архангел к Деве чистей и радоватися Ей прирек, благовести из Нея Избавителю проити, темже приемши целование, зачат Тя превечнаго Бога, несказанно благоволившаго вочеловечитися, во спасение душ наших». г) Тропарь. «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Ныне начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой. д) Величание: «Архангельский глас вопием Ти, чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». с) Прокимен: «Благовестите день от дне (благовествуйте со дня на день) спасение Бога нашего». ( Пс.95:2 ; Лк.1:39–49,56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

При исхождении в притвор, во 1-х, поется стихира, юже екклезиарх захочет, или евангельская стихира 552 . Во 2-х, по исхождении в притвор бывает чтение Оглашений Студитовых. В Уставе, по большей части, назначается читать эти Оглашения после отпуста утрени 553 . В 3-х, в притворе бывает иногда елеопомазание 554 . Первый час положено совершать в храме – в дни седмичные непраздничные. И если на утрени бывает читаемо, а не пето, великое славословие, то отпуст великий бывает после первого часа 555 . В Великую Четыредесятницу Устав также назначает совершать 1-й час в храме. Тогда исхождение в притвор назначается после 1-го часа, и там глаголются обычные молитвы и чтутся Оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита (Тип., послед. понедельника 1-й седмицы Велик. поста). Точно так в среду и пяток сырные исхождение в притвор и лития за усопших бывает после отпуста 1-го часа (Тип., последование сырной среды). Служба 9-го часа совершается иногда в храме, иногда в притворе 556 . В дни поста 9-й час положено совершать в храме (Тип., последование 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста) 557 . Часы З-й и 6-й совершаются в храме (Тип., послед. 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Великого поста) и в притворе (Тип., послед. нед. Антипасхи). Царские часы 1-й, З-й, 6-й и 9-й совершаются в храме (Тип., 24 дек., 5 янв.). Часы З-й, 6-й и 9-й с Изобразительными пред литургией, в страстной четверток, в страстную субботу, также и в день Благовещения, случившийся в эти дни, совершаются в притворе. По конце часов и Изобразительных бывает отпуст (Тип., послед. сих дней). В эти дни Устав назначает совершать службу часов не вместе с литургией, а отдельно, что видно из времени, которое назначает для часов и для литургии, например: часы назначает в Великий четверток в 3-м часу дня, в Великую субботу – в 4-м часу, а литургию в четверток – в 8-м, в субботу же – в 10-м часу дня (по восточному счислению). Но в день Благовещения, случившийся в понедельник, вторник, среду страстные упомянутые часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме 558 , и после них и чина Изобразительных не бывает отпуста, но после молитвы: «Пресвятая Троице», абие «Приидите, поклонимся» (Тип., послед. 25-го марта в понед. страстн. седм.) 559 . В Великую среду бывает в конце часов прощение, по обычаю (Тип., 25-го март., в Вел. среду), т. е. после молитвы: «Пресвятая Троице», таже «Достойно есть», «Слава и ныне» и вместо отпуста, настоятель – молитву: «Владыко многомилостиве» (Тип., послед. Вел. среды). Междочасия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Почему нынешний день называется днем Благовещения? Очевидно, по какой-либо благой вести для всех нас. Что это за весть? Та весть, что к нам бедным на землю нисшел ныне Единородный Сын Божий, вечное Слово, Коим сотворено и держится в бытии все видимое и невидимое; – нисшел до того, что облекся естеством нашим, соделался во всем, кроме греха, подобным нам человеком, и это не на время только какое-либо, малое или великое, а на всю вечность. Та весть, что Сей воплотившийся Сын Божий соделает для нашего спасения все, что нужно: озарит нас светом истины и укажет путь к жизни вечной, восприимет на Себя грехи наши и загладит их Своими страданиями; низойдет во гроб и воскресением Своим рассеет для нас мрак гроба и страх смерти; подаст нам Духа Святого и с Ним всю полноту даров благодатных; да, очистившись от всякия скверны, сделаемся способными к сожитию на небе с ангелами. Та весть, что мы, посредством сего беспримерного снисхождения к нам и соединения с нами Сына Божия, из врагов Богу сделались близкими и опять своими Богу, из изгнанников рая, пришельцев земли, наследниками неба и благ вечных. Видите, сколько радостей и надежд принес нам день настоящий. Достойно убо и праведно именуется день настоящий днем Благовещения: достойно и праведно небо и земля призываются ныне к радости и прославлению Господа: ибо небо и земля будут действительно участвовать в Его милосердии и торжестве нашем. Но, братие мои, радуясь и прославляя Господа за великую и беспредельную милость Его, не забудем, что благая весть тогда бывает совершенно действительна и достигает своей цели, когда, получив ее, сообразуются с ней и действуют именно так, как того требует существо ее. Сколько ни уведомляйте блуждающего по чуждым домам и странам сына, что он прощен отцом, но если сей сын не оставит своего блуждания, не пойдет к отцу, то благая весть останется без действия и не облаженствует его. То же и с благой вестью, нам принесенной. Все – и сошествие на землю Сына Божия, и Его вочеловечение ради нас, и Его смерть, и воскресение за нас, все сие останется втуне, если мы не оставим греховной жизни и не начнем вести себя, как требует новое, великое и святое предназначение наше. В таком случае, христиане истинные, следуя за нисшедшим с неба Спасителем и творя Его волю, примут все, что Он принес и стяжал для них, достигнут благ вечных и вселятся с Ним в Царствии Отца Его; а нерадящие о своем спасении, не последующие заповедям и стопам Его, продолжающие идти по дебрям греха и похотей, и с благой вестью, Им принесенной, как ни к чему неспособные, останутся во грехах своих и явятся под конец, яко ничтоже имуще.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Филе рыбы (я беру кижуча), мелко рубленное и слегка обжаренное (посолить, поперчить) – Грибы, обжаренные с луком (Грибы хорошо соленые, нехорошо – маринованные; лук обжарить отдельно) – Вареный рис Можно и рыбную печенку, и вязигу положить. Но такие продукты, конечно, труднее «достать». Если мы кладем начинку слоями, то прокладываем каждый слой блинчиками. Блинчики делаются так: 1 стакан муки, соль, 2 ст. л. подсолнечного рафинированного масла и столько воды, чтобы получилось тесто, по густоте как сметана. Выпекать на подсолнечном масле. Выпекать до готовности, примерно час. Мы делаем кулебяку в форме рыбки – с головой, хвостом, плавниками. Все украшения из теста лепят сами дети. «Глазки» – это просто дырочки: через них выглядывают темные грибы. В большую «голову» нашей «рыбы» мы обычно не кладем рыбную начинку, только грибы с рисом: у одного из наших детей аллергия, а малышу рановато есть красную рыбу, и этот прием – способ приготовить один пирог для всей семьи. Так или иначе, один из «лайфхаков» – как «все успеть к празднику»: все, что только можно – готовить заранее, до праздника, и как можно раньше. И в этом случае все для начинки кулебяки, даже блинчики, мы стараемся приготовить с утра 6 апреля. Тогда же готовим по возможности и все остальное для завтрашнего праздничного застолья, или хотя бы подготавливаем продукты для готовки. При этом стараемся особенно не мудрить, наша кулебяка и так вполне сойдет для сытного обеда и очень даже праздничного настроения. Если получается, то перед всенощной ставим дрожжевое тесто. Спокойно идем вместе на вечернее богослужение (обычно ненадолго, ближе к помазыванию). А потом дома успеваем и закончить приготовление еды (слепить кулебяку, испечь ее, приготовить остальные запланированные блюда), и спокойно подготовиться к Причастию. Просто вовремя лечь спать – великое дело для семьи с маленькими детьми, важная часть подготовки к любому празднику. Если получится, почитаем что-то детям на ночь. Например, «Лето Господне» Шмелева, как раз про Благовещение. Или что-то о самом евангельском событии – если мы раньше не успели поговорить с детьми о празднике. Хотя… часто канун праздника выпадает на будние учебные дни, иногда не получается все заранее рассчитать и успеть, так что свободные вечерние полчаса тратим все-таки на банальную уборку. В этом году канун праздника придется на субботу, может быть, будет больше времени? Впрочем, не факт: у нас часто случается, что планы – отдельно, а мы – отдельно.

http://pravoslavie.ru/120378.html

2) Если в понедельник 4, 5 и 6 седмиц В. поста будет предпразднство Благовещения, то в состав вечерни входят некоторые песнопения предпразднства (чит. об этом ниже, ч. 2, отд. 4, гл. 26). 3) Если в понедельник 2, 3, 4, 5 и 6 седмиц Вел. поста случится храм святаго 633 , то накануне храмового праздника отправляется всенощное бдение, начинающееся великою вечерней (храм. гл. 34, Типик., л. 318 на обор.). Точно так же и накануне праздника Благовещения. 4) Кроме кануна понедельника всех седмиц св. Четыред., вседневная вечерня отправляется еще накануне понедельника Страстной седмицы. Об особенностях её чит. ниже: ч. 2, отд. 3, гл. 25. Малое повечерие накануне понедельников св. Четыредесятницы. Вторая великопостная служба есть малое повечерие, читаемое накануне всех понедельников св. Четыредесятницы. Общий его порядок тот же, что во дни Октоиха (чит. выше, ч. 1, гл. 1-ю). Но 1) Каноны поются так, как мы разъясняем ниже в главе 31, отд. 5, ч. 2. 2) Вместо обычного возгласа: Молитвами святых... произносится: Боже, ущедри ны... (Тип., л. 306 на обор.). 3) После возгласа – 3 великих поклона с молитвою: Господи и Владыко... 12 малых с молитвою: Боже, очисти мя грешнаго и, наконец, снова один великий поклон с молитвою: Господи и Владыко... (Типик., л. 204 на обор, и 306 на обор.; Тр. Постн., л. 76 на об.). 4) После поклонов – конечное трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Аминь. Господи, помилуй 12. После этого, обычная молитва: Нескверная, неблазная... (там же). Дополнительные примечания о малом повечерии. Кроме канунов понедельников св. Четыредесятницы в период времени пения Триоди Постной малое повечерие читается 1) накануне недельных дней, если почему-либо не отправляется всенощное бдение. На этом повечерии не бывает великих поклонов с молитвою Ефрема Сирина , обычные тропари и кондаки заменяются другими: в Типиконе на л. 296 сказано, что если накануне недель Мытаря и Фарисея, Блуднаго, Мясопустной и Сыропустной нет всенощного бдения и поется малое повечерие, то „по Отче наш кондак Триоди един“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

679 Ср. применение белого цвета для фона в обороте иконы «Спас Нерукотворный» (см. выше, с. 246). 681 Его определения впервые четко сформулировал О. Демус: Demus О. The Style of Kariye Djami and its Place in the Development of Paleologian Art//Underwood P. (ed.). The Kariye Djami. Princeton, 1975. Vol. 4. P. 128 ff. (см. об этом стиле: Kitzinger E. I Mosaici del periodo normanno in Sicilia. Il duomo del Monreale. Palermo, 1994; Hadermann-Misguuch L. La peinture monumentale tardo-comnene et ses prolonguments au XIII siècle//АСЕВ. 15. Vol. 3. Athènes. 1976. P. 99 ff.; Mouriki D. Stylistic Trends. P. 116 ff.; Лазарев В. H. История византийской живописи. T. 1. С. 118; Колпакова Г. С. Искусство Византии. 1. С. 436 и сл. 682 Батхель Г. С. Новые данные о фресках церкви Благовещения в Аркажах на Мячине близ Новгорода//ДРИ. Художественная культура домонгольской Руси. Μ., 1972. С. 245 и сл.; Лазарев В. H. I) Искусство Новгорода. С. 27 и сл.; 2) Древнерусские мозаики и фрески. С. 47; Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения в Аркажах. СПб., 1999. 683 Walter Ch. The Christ-child on the altar on Radoslav nartex: a Learned or Popular theme?//Studenica et Art Byzantin de l’année 1200. Beograd, 1988. P. 219 ff. 684 Cm.: Babi G. Les chapelles annexes des Églises byzantines. Fonction liturgique et programmes iconographiques//BCA. Paris, 1969. Vol. 3. P. 7, 10, 58, 61–64; Jolivel-Levi C. Les Églises byzantines de Cappadoce: les programmes iconographique de l " apside et ses abord. Paris, 1991. P. 80 ff., 338 ff. 685 Красносельцев H. Ф. Памятники древнерусской письменности, относящиеся к истории нашего богослужения в XIV в.//ПС. М., 1884. Январь. С. 93 и сл.; Муретов С. Д. 1) Исторический обзор чинопоследования проскомидии//ЧОЛДП. М., 1893. Июль. С. 19 и сл.; 2) Чин проскомидии в греческой церкви с XII до половины XIV в. (до патриарха Филофея)//ЧОЛДП. М., 1894. Февраль. С. 192 и сл.; 3) Чин проскомидии в русской церкви с XII по XIV в. (до митрополита Киприана)//ЧОЛДП. М., 1894. Октябрь. С. 485 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010