Предметом анализа для диакона Максима Плякина, секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации (Саратов), явились так называемые квазилитургические тексты, которые бытуют среди определенных групп людей. В этих произведениях, которые внешне совпадают с гимнографическими, формулируется своя христология, экклезиология, сотериология, которые, разумеется, имеют мало общего с учением Церкви. Гимнографическими «героями» выступают здесь лица, жизнь которых не соответствует представлениям о христианском благочестии. Православная аксиология в таких квазилитургических текстах подменяется, как правило, националистическими и политическими идеями («акафисты» Петру I, С. Есенину, И. Сталину и т.д. и т.п.). После прочтения доклада завязалась активная полемика, которая была сосредоточена вокруг следующих вопросов: можно ли считать такие квазилитургические тексты гимнографией в традиционном ее понимании, каким образом должно выражаться к ним отношение православной общественности и священноначалия, заслуживают ли они исследовательского внимания и, наконец, какова роль Синодальной богослужебной комиссии в «селекции» акафистов. Исчерпывающую справку дал игумен Андроник (Трубачев): задачей комиссии является редактирование и составление новых богослужебных текстов и чинопоследований. Причем – и это надо подчеркнуть – она рассматривает материалы, которые направляются только Святейшим Патриархом и Священным Синодом. К ним же они и возвращаются после соответствующей экспертизы. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН О.А. Родионов (Москва) посвятил свое сообщение истории греческого текста акафиста Иисусу Сладчайшему. Им установлено, что данное гимнографическое произведение появляется в славянских сборниках XV–XVI веков; в XVII столетии оно уже получает широкое распространение, окончательно закрепляясь в богослужебных книгах на рубеже XVII–XVIII веков. Отличительная особенность акафиста заключается в том, что он не имеет греческого источника. Напротив, текст, который имеет хождение в Греческой Церкви и пользуется там устойчивой популярностью, является переводом с церковнославянского оригинала.

http://pravoslavie.ru/33020.html

«Помощники», как тюремные благочинные, при посещении мест лишения свободы обязаны регулярно проверять состояние канонического обустройства тюремных храмов, наличие в них необходимой богослужебной утвари для совершения Евхаристии и других богослужений, правильность и регулярность ведения богослужебного журнала и совершения богослужений, следить за состоянием антиминсов, богослужебных сосудов и церковной утвари, канонически написанных храмовых икон, наличием исправных священнических облачений и др. Необходимо стремиться к тому, чтобы богослужения в тюремных храмах совершались регулярно: как минимум — один раз в неделю должна совершаться Божественная литургия, однако желательно две или (по возможности) три Литургии еженедельно. Благочинный тюремных храмов обязан регулярно, не реже одного раза в год, посещать храмы в учреждениях УИС, регулярно проводить (по возможности ежемесячно) в разных учреждениях УИС духовно-просветительские лекции с сотрудниками в соответствии с заранее согласованным и утвержденным руководством планом мероприятий. План лекций должен отражать интересы сотрудников, освещать значимые церковные или светские государственные даты. В обязанности «помощника» входит также надзор за деятельностью воскресных школ для осужденных и различных кружков, включая катехизаторские, действующих при тюремных храмах. «Помощник» должен своевременно информировать правящего архиерея и председателя «Объединенной комиссии митрополии» о состоянии дел церковного порядка и проблемах, возникающих у тюремных капелланов и во вверенных их попечению тюремных храмах. Отдельно в выступлении были рассмотрены обязанности «помощника» относительно проведения обыскных мероприятий в учреждениях УИС, включая молитвенные помещения и алтарь в тюремных храмах, находящихся в местах лишения свободы. В 2013 году при проведении оперативно-режимных обысковых мероприятий в одном из территориальных органов ФСИН России сотрудники УИС по неведению прошли в алтарь тюремного храма во время богослужения через отверстые царские врата и бесцеремонно своими руками брали с престола богослужебную утварь, а однажды разломали престол, освященный за месяц до того случая епархиальным архиереем, чтобы осмотреть внутри на предмет возможности наличия спрятанных под престолом наркотиков. Синодальный отдел по тюремному служению совместно с ФСИН России разработали Методические рекомендации для священнослужителей Русской Православной Церкви и сотрудников уголовно-исполнительной системы «По вопросам осуществления взаимодействия, проноса предметов богослужебного предназначения, а также проведения органами УИС оперативно-режимных мероприятий в культовых объектах» (далее — «Методические рекомендации»).

http://patriarchia.ru/db/text/5858040.ht...

Уникальное собрание библиотеки типографии требовало от ее управляющего постоянной готовности защищать ее от различных проектов реорганизации. А.С. Орлов не стал исключением. Среди рукописных материалов типографии сохранилась вот такая его записка: В Петербурге состоялось совещание о централизации библиотек в ознаменование 300-летия дома Романовых. 8 января в типографии был Бобровников Н.А., чин[овник] Сов[ета] мин[истерства] нар[одного] просвещения, и сказал, что от Ак[адемии] наук в совещании присутствуют Вернадский и Радлов, а также А.И. Соболевский и что А.И. Соболевский весьма стоит за централизацию. От Синода же в совещании участвовал Георгиевский и еще кто-то. Синодальные представители высказали, что они ничего не имеют против того, чтобы передать этому централизованному учреждению Типографскую библиотеку. Управляющий М[осковской] с[инодальной] т[ипографи]ею сказал г-ну Бобровникову, что т[ипографска]я библиотека есть обязательная часть Т[ипограф]ии, неотъемлемая, что она служит гл[авным] об[разом] потребностям книжной справы, что даже Синод обращается в М[осковскую] т[ипографи]ю за справками в ее библиотеке для своих потребностей, что без библиотеки ни одной книги печатать нельзя, что Т[ипографская] б[иблиотек]а составлялась все время применительно к потребностям Т[ипограф]ии, что она в порядке (особое здание, описания и т. д.), поэтому Т[ипографску]ю б[иблиотек]у нельзя отделять от Т[ипограф]ии и брать ее в Санкт-Петербург 2 . Таким образом А.С. Орлов защищал целостность книжного собрания Типографской библиотеки. Ему, как и его предшественникам (см., в частности, раздел этой статьи, посвященный П.А. Бессонову), мы обязаны сохранностью этого уникального рукописного собрания. Другой документ показывает, что в качестве управляющего типографией А.С. Орлов прилагал усилия к тому, чтобы типографские справщики могли на законных основаниях участвовать в работе Комиссии по исправлению богослужебных книг – крупнейшем церковно-филологическом проекте того времени 3 . Богослужебные книги исправлялись в Санкт-Петербурге (Петрограде), а набор, корректура и печатание осуществлялись в Москве. Московские справщики, которым был явно интересен этот проект, начали по своему усмотрению вносить в богослужебные книги дополнительную правку. Это вызывало недовольство Комиссии. В 1915 г. секретарь Комиссии К.Я. Здравомыслов обратился к А.С. Орлову с просьбой не вносить исправлений без согласования с Комиссией. А.С. Орлов наложил на это письмо вот такую резолюцию:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Галина Борсуковская 18 июня 2011г. 04:05 Ради Бога! Не нужно ничего менять! Зачем менять то, что всеми любимо, что всеми принято близко к сердцу?  Ну представьте себе ребенка, который с рождения говорил на родном языке - языке своих родителей, а потом кто-то в приказном порядке вдруг заставит его этот язык изменить. Новое уже никогда не станет родным, но так и останется чуждым, навязанным, нелюбимым. Зачем это?  Не нужно! Лидия Константиновна Александрова-Чукова 18 июня 2011г. 12:55 Галине Борсуковской. Уважаемая Галина, на ваше   " Ради Бога! Не нужно ничего менять! "   - менять основной текст  издатели очевидно и не будут.   Вы  лучше почитайте  внимательно  проект. Речь в нем  идет о научном издании  материалов  работы  синодальной комиссии начала прошедшего века. Вере Константиновне. Уважаемая Вера  Константиновна,  патриарх Сергий  до 1917 года был архиепископом. И если уж Вы приводите здесь  материал, да еще и в кавычках: " С чего начну оплакивать окаянного моего жития деяний…”. А народ после службы не стал расходиться. Стоял молча и чего-то еще ожидал. И как только Сергий хотел было выйти из храма, кто-то из народа взял, да и спросил: “Ваше Высокопреосвященство, а когда будут Канон Андрея Критского читать?”  - то надо, наверно и сноску указать, а то несерьезно как-то получается, сказание прямо таки  какое-то. И если народ  " не принял "    тогда  исправленной Триоди,  то  наверно  это и  будут  констатировать материалы, сопровождающие  основной текст,   если  имеются  убедительные тому  доказательства. А научное издание трудов  комиссии такого состава, которого уже никогда не будет,  наверно  не  так уж  и  повредит вашей  Вере.    Георгий, Москва 18 июня 2011г. 13:30 В проэкте прямо говорится: " " Проект переиздания исправленной версии Триоди предполагает репринт Постной и Цветной Триоди в двух томах, предваряемый небольшим предисловием... " Так что по факту нам подсовывают крайне неудачную версию Триодей Постной и Цветной, с ее корявым и крайне неудачным переводом, отвергнутым самим церковным народом. И для чего же тогда трудится нынешняя богослужебная Комиссия Межсоборного присутствия, если хотят административно-волюнтаристским путем узаконить крайне неудачную русификацию Триодей Комиссии архиепископа Сергия начала ХХ века? Иными словами, нам предлагается для духовного потребления явно недоброкачественный «геномодифицированный продукт», по всем критериям уступающий прежнему. То есть в ближайшее время в практику нашего богослужения войдут новые тексты Триоди Постной и Цветной, отличающиеся не в лучшую сторону от ныне используемых при богослужении.

http://bogoslov.ru/article/1762769

Положение о Номинационной комиссии Учебного комитета (постановление Высшего Церковного Совета от 10 декабря 2015 года, журнал Священного Синода 89 от 24 декабря 2015 года); Положение о Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта, список членов комиссии (постановление Высшего Церковного Совета от 10 декабря 2015 года, журнал Священного Синода 107 от 24 декабря 2015 года); Рекомендации синодальным учреждениям в области подготовки и повышения квалификации профильных епархиальных сотрудников и координации их деятельности (постановление Высшего Церковного Совета от 10 декабря 2015 года, журнал Священного Синода 89 от 24 декабря 2015 года); Положение о Синодальной богослужебной комиссии (журнал Священного Синода 113 от 24 декабря 2015 года); Устав Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации (журнал Священного Синода 17 от 16 апреля 2016 года); Временное положение об Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации (постановление Высшего Церковного Совета от 13 апреля 2016 года, журнал Священного Синода 18 от 16 апреля 2016 года); Временный регламент работы Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации (постановление Высшего Церковного Совета от 13 апреля 2016 года, журнал Священного Синода 18 от 16 апреля 2016 года); Аккредитационные показатели для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области теологии, имеющие государственную аккредитацию (уровень бакалавриата) (постановление Высшего Церковного Совета от 13 апреля 2016 года, журнал Священного Синода 47 от 15 июля 2016 года); Квалификационные требования к экспертам, привлекаемым для проведения церковной аккредитационной экспертизы (постановление Высшего Церковного Совета от 13 апреля 2016 года, журнал Священного Синода 47 от 15 июля 2016 года); Порядок аккредитации экспертов, привлекаемых для проведения церковной аккредитационной экспертизы (постановление Высшего Церковного Совета от 13 апреля 2016 года, журнал Священного Синода 47 от 15 июля 2016 года);

http://religare.ru/2_117103.html

В связи с этим инцидентом от имени комиссии 13 июля 2011 года было направлено письмо губернатору Ленинградской области В.П. Сердюкову. 29 июля 2011 года вице-губернатор Ленинградской области А.В. Кузнецов направил подробный и обстоятельный ответ, за который члены комиссии благодарны. Конфликт оценивается представителями правоохранительных органов как бытовой, но он мог легко превратиться в межнациональный в силу двух вышеописанных причин — во-первых, его информационное освещение делало чрезмерный упор на национальность враждовавших, во-вторых, в ходе этого конфликта одна сторона привлекла большое количество своих единоплеменников. Члены комиссии считают, что следует ужесточить меры по недопущению интерпретации бытовых конфликтов как межнациональных через СМИ и социальные сети. Одновременно должны получать более жесткую правовую оценку и более решительную реакцию правоохранительных органов попытки вовлечь в бытовой или экономический конфликт группы лиц, объединенных по этническому, религиозному, земляческому или идеологическому признаку, особенно когда эти лица совершают оскорбления и унижают достоинство людей по национальному или религиозному признаку. Очевидно, что подобные ситуации чреваты серьезнейшими последствиями, и поэтому государство и общество призваны действовать в этих ситуациях решительно и справедливо, дабы не ставить под угрозу гражданский мир в стране. Любые конфликты должны разрешаться не варварскими методами, а в рамках закона, причем лучше всего — с учетом диалога сторон. Наша Комиссия будет и далее привлекать внимание общества к межнациональным и чреватым межнациональными осложнениями конфликтам в различных регионах, желая помочь сохранению мира и согласия между живущими в России народами. за темою Наказ XXV руського народного собору «Сьогодення та Руського [Документи] з питань та Ради при РФ з об " Митрополита Ставропольського Кирила нагороджено Золотою медаллю дому П " ятигорський Церкви у На журналу «Фома» #молимсязаврачеи Голова Синодального Церкви з вручив нагороду Генеральний секретар Руху Церкви у ряд з представниками Церкви Заява Синодального Московського Церкви з [Документи] з ключовими словами Церква – синодальний Церкви та   документи ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года Наказ XXV руського народного собору «Сьогодення та Руського Про православне ставлення до практики благословення «пар, що перебувають у та одностатевих пар» у Циркулярний лист митрополита Воскресенського про звершення молитов про постраждалих у терористичному документ XXXII читань «Православ " я та культура: втрати здобутки минулого, образ майбутнього» документ XI Загальноцерковного з " Коментар Правового у зв " язку з Президентом РФ указу 181 «Про окремим Положение о Синодальной комиссии по иконописи Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии Поименный список Собора святых Крымской митрополии   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1604683...

Участники слушаний также были ознакомлены с Обращением к общественным организациям и политикам , призывающим обратить неотложное внимание на многие вопросы, связанные с укреплением и защитой семьи в России, которое недавно приняла Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Патриаршая комиссия по вопросам семьи /Патриархия.ru за темою Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения : та звернення] У пройшла розвитку Посада голови Ради ФЗ РФ Кирилу з та звернення] У ФЗ РФ XII збори питань захисту " материнства й дитинства у Наказ XXV руського народного собору «Сьогодення та Руського [Документи] рекомендували розвивати щодо з Ключовий напрям допомоги — влаштування у " Голова з питань " захисту материнства виступив на Загальномосковському православному У Синодальному з та пройшла читань «Церковне про У вшанування Церкви щодо обмеження та " Представник Церкви закликав законодавчо заборонити та практики з ключовими словами Рада – –   новини Кирила з РФ К.А. Чуйченко Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У збори Насельники центри У «Ковчег» монастиря у Ради Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) збори питань захисту " материнства й дитинства у Кирила з РФ С.С. Кравцовим За на Башкортостану запущено програму фудшерингу   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4404714...

Комиссия активно работает, обеспечивая своим научным потенциалом подготовку важнейших церковных решений. Надеюсь, что с тем же усердием она будет работать и впредь. Однако хотел бы сделать одно существенное напоминание. Опыт работы комиссии показал, что изучаемые темы находят широкий отклик, привлекают внимание многих церковных и околоцерковных кругов. И здесь необходимо избегать какой-либо политизации процесса научного богословского изучения, не вносить в академическую работу дух отстаивания групповых или тем более общественно-политических интересов. К сожалению, попытки такого рода при обсуждении указанных тем делались. Говоря о трудах Синодальной Богослужебной комиссии, должен сказать, что ею проделана серьезная работа по составлению, рассмотрению и представлению на утверждение Священному Синоду служб новопрославленным святым, а также по подготовке других решений Синода по литургическим вопросам. Тексты, представленные комиссией, отличаются содержательностью, глубокой богословской и церковно-исторической осмысленностью. Замечу, что хотелось бы скорее иметь службы всем новопрославленным святым. Полагаю, что Издательство Московской Патриархии должно более активно публиковать авторизованные комиссией службы новопрославленным святым и приводить в соответствие с ними церковный календарь. Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения " Канона о самовольне живот свой скончавших " . При прославлении местночтимых святых в епархиях нередко вводятся в употребление богослужебные тексты, гимнографический и богословский уровень которых далек от совершенства. Поэтому представляется целесообразным, чтобы такие тексты все же проходили проверку в Богослужебной комиссии. За истекшее время Священным Синодом были приняты решения об образовании новых епархий: Абаканской, Белгородской (Определение от 18 июля 1995 года), Томской, Элистинской, Сыктывкарской (Определение от 6 октября 1995 года), Мурманской (Определение от 27 декабря 1995 года). По решению Священного Синода Украинской Православной Церкви также образованы две новые епархии - Владимир-Волынская и Криворожская. Эти решения предлагаются на утверждение настоящему Собору.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Поскольку члены Комитета не имели общих принципов исправления текста, подготовленные ими материалы скорее ставили проблему, чем решали ее. Поэтому Синод создает новый орган, который был должен рассмотреть эти материалы. Председателем этой новой комиссии стал архиеп. Казанский Сергий (Ляпидевский) . Материалы, относящиеся к деятельности этой комиссии, пока не обнаружены. Документ 1 Определение Синода от 7 апреля 1869 г. 760 [РГИА, ф. 796, он. 209, 1518, л. 99–101] По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали предложение господина Обер-Прокурора Святейшего Синода от 26 минувшего марта за 3964, коим объясняет, что Преосвященный Митрополит Московский 7 сообщил директору хозяйственного управления, что одна из изданных в недавнее время Московской Синодальною типографиею богослужебных книг напечатана с различными ошибками, даже орфографическими, и что замечания об этих ошибках переданы в Московскую типографию. По истребовании от корректоров Московской типографии объяснений оказалось, что указанные Преосвященным недостатки происходят от разности употребления одних и тех же слов и знаков препинания в Следованной Псалтири и в последовании Утрени в одних и тех же псалмах и при том как московского, так и киевского изданий. Вообще несходство интерпункций в одних местах Часослова с теми же псалмами в других произошло от того, что все они заимствованы были первоначально из разных мест Следованной Псалтири, имеющей несходство интерпункций в самой себе и правленной разными корректорами, имевшими каждый свои понятия. При таковом же несходстве как Следованной Псалтири, так и других подлинников, служащих обыкновенно руководством для правления книг, корректору нельзя не прийти в затруднение, какому лучше последовать чтению и какое принять себе в образец место из тех стихи, псалмы и молитвы напечатаны с некоторою разницею; при чем приложен список с представленными старшим справщиком Московской Синодальной типографии выписками из псалмов, напечатанных в Псалтири и в последовании Утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Пресс-служба Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы /Патриархия.ru за темою Молодий настоятель [Стаття] Учасники XI Загальноцерковного з " виступили за розвиток у православних У Центр Кирила на перших зборах духовенства : та звернення] У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Кирил: У взяли участь понад 800 тисяч людей Голова Синодального з та чернецтва очолив престольне свято монастиря м. Москви Хресна хода, присвячена явлення Чесного Животворного Хреста Господнього поблизу граду Ростова Великого, пройде через 27 та У Донському молитовно вшанували пам " ять святителя Тихона, Московського У свято Введення в храм керуючий справами звершив в Успенському Московського Кремля Михайло Юхимович — ХХ [Стаття] У Донському молитовно вшанували пам " ять святителя Тихона, Московського з ключовими словами життя – ходи – Тихон   новини У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У м. Москви чергове Синодального з чернецтва У Високо-Петровському Москви присвячена преподобного чергове ради з видання Священного Собору 1917-1918 рр. Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля У проходить з у монастирях За Церкви в про людей з ментальними порушеннями У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя та очолив на Раменського   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2602199...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010