Скачать epub pdf Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова. Номер резолюции Святейшего Патриарха: ПК-01/416 от 31.03.2016. Ответ профессора А.И. Осипова на заключение Синодальной библейско-богословской комиссии (СББК) А сейчас – уж очень вы меня просили – прокомментировать заключение Синодальной библейско-богословской комиссии. В комиссию обратился (я не знаю этого человека), но который себя называет богословом и фамилия его Люлька. Там еще какие-то подписи, и в Синодальную комиссию давно уже, в 2013 году. Почему-то вот так долго это все решалось, наконец, сейчас, в этом году наконец опубликовали это заключение. Вот оно, передо мной – «Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора Осипова». «Спорных». Я думал, «теоретических» бы, но почему – я сразу обращаю ваше внимание – спорных. Вот мы с вами сейчас начнем, и то поспорим. Что значит «спорных»? Но это неважно. Речь идет вот о чем. Первый пункт: о вечности геенских мук. Этому посвящена больше чем страница и вывод такой: «Таким образом, мнение о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят оснований в Священном Писании ». Можно было подумать, что Осипов утверждает что-то. Вот вы сидите передо мной, вы помните мои лекции. Я никогда не говорил: «Учение Церкви говорит о конечности адских мучений». Я говорю, что мы находим в Священном Писании две линии свидетельств (в Священном Писании, у святых отцов, в богослужебных книгах). Прямо две линии. Каких свидетельств? Одни говорят о вечных мучениях грешников и вечном блаженстве праведника. Другие говорят о том, что жертвою Христовой, и только ею, в конечном счете, будет Бог всё во всем. Правда, это будет не сразу. Каждый перенесет соответствующие страдания – там, в вечности, за свои преступления, за свои поступки против совести. Две линии, я говорю, это вы помните.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

2) в дополнение к изменениям, объявленным в указе Святейшего Синода от 8-го сего марта за 4 и применяемым во всех богослужебных книгах в тех местах, где упоминаются имена императора и царствовавшего дома, напечатать на отдельных листах следующие необходимые изменения в тексте богослужебных книг: [...]. 54 Обсудив приведенный рапорт преосвященного Финляндского и признавая предположенные Комиссией по исправлению богослужебных книг изменения в богослужебных книгах и молитвословиях правильными, Святейший Синод ОПРЕДЕЛЯЕТ: поручить Синодальным типографиям напечатать для каждой из упомянутых выше богослужебных книг соответствующие изменения на отдельных листах, каковые листы и вкладывать в продаваемые книги, при напечатании же вновь упоминаемых выше богослужебных книг принять к руководству намеченные Комиссией изменения; 55 вместе с сим, для объявления об указанных выше изменениях по духовному ведомству, напечатать настоящее определение в журнале «Церковные Ведомости». 56 РГИА. Ф. 796.Оп. 209. Д. 2833. Л. 707Зоб. Машинопись, подлинник; ЦВ. 1917. 1617. С. 8386. Приложение I к 10 Из определении Св. синода 28 «О возносимом на великой ектений прошении об утверждении мира в земле нашей» 57 12 января 1905 г. ПРИКАЗАЛИ: На основании бывших рассуждений, Святейший Синод ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1) восстановить возношение на великой ектений прошений, установленных указом святейшего Синода от 8-го мая 1881 года («Церковный вестник» за 1881 г., 22). 58 ЦВ. СПб., 1905. 3. С. 3132. Приложение II к 10 Из распоряжения высшей московской епархиальной власти 59 Опубликовано 16 октября 1905 г. В воскресенье, 16 октября, во всех храмах Москвы во время литургии следовало читать следующие прошения 60 : 1) На Великой ектений после [прошения] «О плавающих»: О еже 61 услышати глас молитвы нас недостойных рабов твоих, и простите нам вся 62 прегрешения, ими же раздражихом, ярость же и негодование Его на ся воздвигохом, 63 Господу помолимся. О еже отвратити весь гнев ярости Своея, праведно на ны 64 движимый, и милостиву и благоуветливу 65 быти нам недостойным, Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постановили: Констатировав отсутствие деятельности Патриаршей Синодальной Библейской комиссии, упразднить комиссию и включить круг подлежавших ей вопросов в сферу деятельности Синодальной Богословской комиссии, переименовав последнюю в Синодальную Библейско-богословскую комиссию. I.2.3.2. Синодальная комиссия по богослужению Об создании Синодальной Богослужебной комиссии (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 16 октября 1989 г.) Имели суждение: во исполнение определения Архиерейского Собора 9–11 октября 1989 года 17 . Постановили: (...) 5. Образовать Богослужебную комиссию... I.2.3.3. Синодальная комиссия по канонизации святых О создании Комиссии по канонизации святых (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 11 апреля 1989 г.) Имели суждение: о претворении в жизнь решения Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного 1000-летию Крещения Руси, касающегося канонизации святых. Справка: в 8-м пункте Деяний Собора о канонизации святых говорится: «Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду». Постановили: 1. Во исполнение решения Поместного Собора продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления почитающихся в народе подвижников веры и благочестия. 2. Образовать комиссию по вопросам канонизации святых. I.2.4. Патриаршие комиссии I.2.4.1. Комиссия по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях О создании Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 5 марта 2010 г., журнал Постановили: 1. Создать при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Комиссию по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях. О Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях (принято Архиерейским Собором 4 февраля 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

А.А. Завьялов 1883 г. 1. -слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 21 Сентября 1882 года за 4590, о совершении Православного Богослужения на инородческих языках. Из предложения сего видно: 1) что ещё в 1846 году, когда по делу об отпадении крещёных Татар Казанской губернии дознано было, что Татары отпадают от Православия в Магометанство главным образом потому, что не понимают православного русского Богослужения, последовало Высочайшее повеление о переводе церковно-богослужебных книг на Татарский язык, 2) что с устройством в 1860 году в Казани крещено-татарской школы, занятия переводом и проверкой переводов богослужебных и веро-учительных книг на Татарский язык сосредоточились в означенной школе, а с учреждением в Казани при Братстве Св. Гурия Переводческой Комиссии, получающей значительные средства от Православного Миссионерского Общества, дело переложения и издания богослужебных книг на Татарском и других инородческих языках получило ещё большее развитие, и в настоящее время уже существуют печатные и рукописные переводы на Татарском и Чувашском языках: Четвероевангелия, Деяний Апостольских, отрывков из посланий Апостольских, значительного числа богослужебных книг, отдельных молитв и церковных песнопений, 3) что по благословению Преосвященных Казанского и Симбирского совершается Богослужение на инородческих языках: в церквах при Казанской крещено-татарской школе, при Казанской Учительской Семинарии, в Симбирской Чувашской школе и постепенно распространяется по другим инородческим школам и крещено-татарским приходам, при Богослужении употребляются как печатные, так и рукописные переводы богослужебных книг, и на Татарском языке способ исполнения Богослужения установился выразительный и вполне православный, и 4) что в инородческих приходах церковное Богослужение на языке родном для прихожан составляет действительное средство к христианскому просвещению и воспитанию в них религиозного духа и любви к Православной церкви, а посему в устранение нередко являющихся сомнений и недоразумений, задерживающих применение этого полезного дела, желательно разрешение на совершение в инородческих приходах Богослужения на соответственных инородческих языках, и разрешение это могло бы быть ограждено следующими условиями: а) Во всех епархиях, где есть более или менее значительное население крещёных Татар, Чуваш, Черемис, Вотяков, Калмыков, Мордвы и других инородцев, допускается церковное Богослужение, общественное и частное, на соответственном языке, вполне или по частям, на сколько составлено к данному времени богослужебных переводов на тот язык, б) В употреблении при Богослужении допускаются только издания Православного Миссионерского Общества, печатаемые Переводческою Комиссией при Братстве Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В 2020 году Синодальная богослужебная комиссия составила и отредактировала 64 службы и чинопоследования 02.02.2021 Синодальная богослужебная комиссия представила отчет о своей деятельности в 2020 году. В 2020 году состоялось лишь одно очное общее пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии — 19 марта. В дальнейшем в связи со сложной эпидемиологической обстановкой работа комиссии проходила в онлайн-режиме. По мере возникновения необходимости в очной форме отдельно проходили заседания Московской и Санкт-Петербургской рабочих групп. Постоянно велась работа по редактированию и составлению богослужебных текстов и чинопоследований, а также работа над обращениями из епархий и от частных лиц. На все поступившие запросы был составлены аргументированные ответы. Усилиями одного из членов Синодальной богослужебной комиссии и с использованием ресурсов Петрозаводской епархии осуществлялась поддержка сайта комиссии. В 2020 году Комиссией составлены и отредактированы 64 службы и богослужебных последования, которые утверждены Священным Синодом Русской Православной Церкви. Синодом утверждены следующие службы: Священным Синодом также утверждены следующие богослужебные тексты, подготовленные комиссией: Комиссией подготовлены и направлены на рассмотрение Священного Синода: службы преподобномученику Ефрему Новому, Собору Пермских святых, преподобноисповеднику Гавриилу Мелекесскому, священномученику Павлину Могилевскому, преподобному Антипе Валаамскому, преподобномученице великой княгине Елизавете и инокине Варваре, священномученику Кириллу, митрополиту Казанскому; молитвы священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому; преподобному старцу Гавриилу Самтаврийскому; апостолу Иакову, брату Господню по плоти; святителю Нектарию Егинскому, митрополиту Пентапольскому, чудотворцу; преподобному Иустину (Поповичу); преподобному Косме Етолийскому; мученику Лонгину сотнику; святителю Николаю (Велемировичу), Охридскому и Жичскому; равноапостольному Николаю, архиепискому Японскому; преподобному Паисию (Величковскому); преподобному Паисию Святогорцу; священномученику Петру, митрополиту Крутицкому; праведному Феодору Ушакову; молебное пение о беременных и готовящихся рожать, чин благословения нежилого помещения, чин благословения трапезной, молебное пение об обретении достойного спутника жизни, молебное пение о безчадных супругах, молебное пение о заблудших чадах, чин благословения лечебницы, молебное пение перед хирургической операцией. Как отмечается в сообщении Синодальной богослужебной комиссии, план ее работы на 2020 г. полностью выполнен.

http://drevo-info.ru/news/26559.html

Завершена работа над Службами общими новомученикам и исповедникам Российским XX века 15 апреля 2008 г. 17:32 На проходящем в Москве заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия был заслушан доклад архиепископа Орехово-Зуевского Алексия , председателя Синодальной Богослужебной комиссии , о завершении комиссией работы над Службами общими прославленным новомученикам и исповедникам Российским XX века по чинам святости и о подготовленных комиссией: 1) Службе общей священноисповеднику XX века единому; 2) Службе общей преподобноисповеднику XX века единому; 3) Службе общей исповеднику XX века единому, а также о составленном комиссией Акафисте священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому. Справка: Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 мая 2003 г. (Журнал 7) Синодальной Богослужебной комиссии поручено составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским XX века общие службы по чинам святости по такому же образцу, как это имеется в Мине Общей. Ранее на заседаниях Священного Синода рассмотрены, утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению Службы общие новомученикам XX века: 26 декабря 2003 г. — священномученику единому, 24 декабря 2004 г. — преподобномученице единей, 16 июля 2005 г. — преподобномученику единому, 26 декабря 2006 г. — мученику единому и мученице единей, 21 августа 2007 г. — преподобноисповеднице единей и исповеднице единей. Члены Священного Синода постановили утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению представленные богослужебные тексты: Службу общую священноисповеднику XX века единому, Службу общую преподобноисповеднику XX века единому, Службу общую исповеднику XX века единому и Акафист священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому. Принято решение направить утвержденные богослужебные тексты в Издательский Совет Русской Православной Церкви для издания. Также на заседании Священный Синод выразил благодарность членам Синодальной Богослужебной комиссии за понесенные труды по составлению Служб общих новомученикам и исповедникам Российским XX века (см журнал 14 ). Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/392096.htm...

1.10. Председатель подчиняется непосредственно Святейшему Патриарху. 1.11. Председателю подчиняются заместитель председателя, члены Наградной комиссии, Геральдический совет, сотрудники аппарата и казначей Наградной комиссии. 1.12. Геральдический совет разрабатывает эскизы новых общецерковных наград, проводит экспертизу учреждаемых наград Автономных и самоуправляемых Церквей, экзархатов и митрополичьих округов Русской Православной Церкви, наград синодальных отделов и учреждений, епархиальных наград, а также юбилейных медалей и знаков Русской Православной Церкви. 1.13. Аппарат Наградной комиссии осуществляет техническое делопроизводство в рамках своей компетенции. 1.14. Председатель возглавляет заседания Наградной комиссии и осуществляет руководство аппаратом Наградной комиссии. 1.15. В случае отсутствия председателя или невозможности им исполнять возложенные на него обязанности руководство Наградной комиссией возлагается на заместителя председателя Наградной комиссии (далее – заместитель председателя). 1.16. Казначей ведет учет орденских и других наградных знаков и вещей, осуществляет контроль за качеством изготовления наградных знаков в соответствии с утвержденными образцами, а также их хранение и учет. Казначей Наградной комиссии является материально ответственным лицом. 2. Богослужебно-иерархические награды Русской Православной Церкви 2.1. Общие положения о богослужебно-иерархических наградах 2.1.1. Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя об их достойном служении. 2.1.2. Богослужебно-иерархическими наградами священнослужителей являются: 1) возведение в сан; 2) части богослужебного облачения, несущие духовно-символическое значение; 3) богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы...» или по «Отче наш...»). 2.1.3. Награждение богослужебно-иерархическими наградами производится в строгой последовательности. 2.1.4. Инициатива награждения архиереев и право вручения им наград принадлежит Святейшему Патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

В Издательстве Московской Патриархии состоялась конференция «Современная православная гимнография» 27 ноября 2009 г. 13:57 Конференция «Современная православная гимнография» состоялась 24 ноября в Издательстве Московской Патриархии . В форуме приняли участие члены Синодальной богослужебной комиссии , сотрудники Издательства Московской Патриархии, сотрудники институтов Российской академии наук, преподаватели и студенты духовных школ. Участники конференции обсудили литургические и филологические вопросы, связанные как с новейшими гимнографическими текстами (в первую очередь акафистами), так и с написанными ранее чинопоследованиями. Открывая работу конференции, председатель Синодальной богослужебной комиссии архиепископ Орехово-Зуевский Алексий рассказал о работе комиссии над современными богослужебными текстами. «Наша основная задача — умножить славу человека, уже прославленного Церковью, — отметил архиепископ Алексий. — В основе создания богослужебных текстов лежит участие человеческого сердца. Поэтому при решении спорных вопросов мы очень внимательно относимся ко всем пожеланиям и замечаниям каждого участника нашей комиссии. Текст должен ложиться очень легко, быть понятен. Те богослужебные тексты, которые мы создаем, должны принадлежать не отдельным специалистам, но всей полноте Церкви». А.Г. Кравецкий, к.ф.н., старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, руководитель Научного центра по изучению церковнославянского языка при ИРЯ РАН (Москва), посвятил свой доклад проблемам изучения современной церковной гимнографии. В своем выступлении он остановился на вопросах сотрудничества исследователей и издателей. По мнению ученого, «современное исследование церковнославянского языка невозможно представить себе без использования компьютерных технологий». Для проведения подобных исследований необходима полная оцифровка основного блока богослужебных книг в формате, доступном для филологического анализа. «Частично такая работа была проведена группой исследователей, – рассказал А.Г. Кравецкий, — в результате чего в Интернете появились тексты, к которым сейчас обращаются исследователи церковнославянского языка. Это замечательно. Беда лишь в том, что в качестве оригинала для оцифровки выбирались бессистемно подобранные тексты. Теперь все исследователи опираются на них, и приходится лишь надеяться на то, что возникающие в связи с этим ошибки будут статистически незначимы».

http://patriarchia.ru/db/text/10613.html

Синод одобрил «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго» 27 июля, 2011. Новостная служба На заседании Священного Синода обсуждался вопрос об установлении определенной формы молитвенного утешения родственников тех, кто окончил жизнь самоубийством. 27 июля. ПРАВМИР. На заседании Священного Синода обсуждался вопрос об установлении определенной формы молитвенного утешения родственников тех, кто окончил жизнь самоубийством. «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго» был представлен Преосвященным Костромским и Галичским Алексием, председателем Синодальной богослужебной комиссии. Одобренный Синодом «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго» будет разослан в епархии для употребления на приходах Русской Православной Церкви с указанием, что этот чин может быть совершаем многократно, как многократно совершаются панихиды, всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священнику за утешением в постигшем их горе, а также опубликован с соответствующим предисловием в официальных средствах массовой информации Русской Православной Церкви. Кроме того, было определено, что в случае обращения к священнику родственников лица, окончившего жизнь самоубийством, с просьбой о поминовении, священник может совершать таковое в своей келейной молитве словами преподобного Льва Оптинского. Всем архипастырям и пастырям члены Священного Синода решили напомнить также, что, согласно правилу патриарха Тимофея Александрийского, в отношении лиц, окончивших жизнь самоубийством в состоянии психического расстройства, может быть совершено заочное отпевание, в том случае, если это расстройство будет подтверждено соответствующими медицинскими свидетельствами. Справка: На протяжении 2009-2010 годов вопрос об установлении определенной формы молитвенного утешения родственников тех, кто окончил жизнь самоубийством, неоднократно рассматривался на заседаниях Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной богослужебной комиссии, комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, Епархиальных собрании и совете г. Москвы.

http://pravmir.ru/cinod-odobril-chin-mol...

Генеральная прокуратура РФ удовлетворила ходатайство Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений о защите прав верующих 26 октября 2015 г. 20:23 На заседании Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию религиозными объединениями при Президенте РФ 22 июля 2015 года ее члены выслушали доклад Патриаршего экзарха Армянской Апостольской Церкви , главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии архиепископа Езраса (Нерсисяна) о противодействии местных властей нескольких районов Ростовской области проведению богослужебных собраний приходов Армянской Апостольской Церкви по причине неверной трактовки отдельных нормативных и законодательных актов Правительства Ростовской области о проведении публичных мероприятий на территории объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Вследствие этого один из армянских приходов был оштрафован за установку звукоусиливающей аппаратуры на территории храма — памятника культуры регионального значения, а другому было отказано в разрешении совершить богослужение и провести мероприятие, посвященные 100-летию годовщины памяти жертв геноцида армян. Этот вопрос был освещен в выпуске авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» на телеканале «Союз» 25 июля 2015 года. По итогам заседания в августе 2015 года председателем комиссии протоиереем Всеволодом было направлено ходатайство в адрес Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки с изложением консолидированной позиции членов комиссии по возникшей негативной ситуации. В письме отмечалось, что изложенная ситуация может стать прецедентом для ограничения прав верующих на организацию богослужебных собраний в храмах и других религиозных объектах, признанных памятниками культурного и исторического наследия. В ответе Генеральной прокуратуры говорится: «В ходе проведения проверки установлено, что в целях реализации полномочий, предоставленных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормой ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 54-ФЗ " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях " , постановлением Правительства Ростовской области от 30.12.2011 334 утвержден Порядок проведения публичных мероприятий на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Порядок).

http://patriarchia.ru/db/text/4255292.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010