искусства. М., 1928. Вып. 1. С. 5-7; Фуфаев А. С. Собор моск. Рождественского мон-ря//Архит. памятники Москвы XV-XVII в.: Новые исследования. М., 1947. С. 55-75; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977; Ильенкова Н. В. Собор Рождественского мон-ря в Москве: Исследование и реставрация//Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской 13. М., 1981. С. 82-88; Либсон В. Я. Возрожденные сокровища Москвы. М., 1983. С. 136-140; Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 211-216; Бураков Ю. Н. Под сенью мон-рей московских. М., 1991. С. 193-203; Сорок сороков. М., 1992. Т. 1: Кремль и мон-ри. С. 190-197; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы (кон. XIII - нач. XV вв.) по данным археологии. М., 1995. С. 193-194; он же. Проблемы архитектурной топографии Москвы XVI в.//ДРИ. М., 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего средневековья, XVI век. С. 456-467; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в.: Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996; Лекомцев М. Г. Из ранней истории моск. Рождественского мон-ря и его окрестностей//Золотой Рожок: Сб. статей о древнерус. культуре и искусстве. М., 1999. Вып. 2. С. 25-31; Москва православная: Церк. календарь: История города в его святынях. Благочестивые обычаи: Сент. М., 2003. С. 149-156; Памятники архитектуры в Советском Союзе: Очерки истории архит. реставрации. М., 2004. С. 510-513; Мазуров А. Б. Духовная грамота вдовы кн. Владимира Андреевича Серпуховского Елены Ольгердовны//Вестн. Коломенского гос. пед. ин-та. Гуманит. науки. Коломна, 2006. 1. С. 9-25; Мазуров А. Б., Никандров А. Ю. Рус. удел эпохи создания единого гос-ва: Серпуховское княжение в сер. XIV - 1-й пол. XV вв. М., 2008; Любовь и единение: Очерк истории Богородице-Рождественского ставропигиального жен. мон-ря. М., 2009; Ставропигиальные мон-ри РПЦ: [Альбом]. М., 2011. С. 255-276; Панова Т. Д. Ист. и социальная топография Моск. Кремля в сер. XII - 1-й трети XVI в. М., 2013; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр.

http://pravenc.ru/text/2564212.html

Калужской Епархии женский, упразднённый. Находился в уездном городе Лихвине. В нём была церковь каменная, во имя св. Афанасия, Патриарха Александрийского. Кельи и ограда деревянные. До Штатов 1764 года было за монастырём сим 256 душ крестьян; по Штатам положен в 3 классе, но после за ветхостью упразднён. Лихвинский Гремячий монастырь Мужской, упразднённый. См. Гремячий Лихвинский. Лихвинский Покровский Добрый монастырь См. Покровский Лихвинский Добрый. Лихвинский Рождественский монастырь Лихвинского Уезда, упразднён. Лихвинский Успенский монастырь Лихвинского Уезда, упразднён. Лищинский монастырь Мужской. Находился в Минской Епархии в Пинском повете и был приписным к Виленскому Святодухову монастырю; потом обращён на Унию. Ломовский или Спасо-Ломовский монастырь Вологодской Епархии мужской, в 1764 году упразднённый. Находился в Пошехонском уезде от Вологды к югу вёрстах в 60 и писался Спасская пустыня на Лому. Крестьян было за ним 37 душ. Ныне в Ярославской Епархии приходской церковью. Прибавление из VI тома Ломовский монастырь Построен Пр. Игнатием Вологодским, пустынником Водожского Богородицкого монастыря, что на Лому, на реке Сарре, учеником Пр. Кирилла Белоезерского, преставившимся в 7100 году, Декабря 28. Монастырь этот в 7181 году именовался: Игнатиева-Спасская пустынь. Лопотов Богородицкий монастырь Мужской 3 класса. Находится в Вологодской Епархии в Кадниковском уезде на реке Пеляшме, по Архангелогородской дороге от Вологды к северо-востоку в 40 и от Кадникова к югу в 7 вёрстах. Монастырь этот основан в XV столетии Преподобным Григорием, по пребыванию его при реке Пелшме, прозванным Пелшемским; но родом был он из фамилии Галицких Бояр Лопотовых, от чего и монастырь его получил название Лопотова. Сперва жил он послушником в Богородицком Галицком монастыре при Озере, где и пострижен; потом в Ростовском Богоявленском Авраамиевом монастыре, и оттуда произведён Ростовским Архиепископом Дионисием в Архимандрита в Ростовский Спасов монастырь, что на Песку. Но прожив там два года, пошёл искать себе пустынного жития и пришёл в Глушицкий монастырь к Преподобному Дионисию, который и дал ему келью в своём Сосновецком монастыре. Пожив здесь несколько времени с Дионисием, пошёл, с благословения его, искать уединённой пустыни и, найдя на Пелшме реке удобное место, основал там местопребывание своё. А потом в 1426 году, с благословения Ростовского Архиепископа Ефрема, построил монастырь с церковью во имя Собора Пресвятой Богородицы и сам до кончины своей, случившейся в 1442 году, Сентября 30, был Игуменом 4 своей обители на общежительном правиле. Кроме подвигов общежительных Преподобный Григорий имел ещё всегда упражнение в переписывании книг, и отличился сим искусством. По кончине его Настоятелями в монастыре сем всегда бывали Игумены, а с состояния Штатов 1764 года положено быть Строителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл. Основан в нач. XIII в. Точное время и обстоятельство устроения Е. м. неизвестны, летописных сведений об этом не сохранилось. Принятая в исторической лит-ре дата основания - 1207 г. впервые и без ссылки на источники приведена в сочинении ключаря Богородице-Рождественского собора А. Фёдорова XVIII в. «Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суздале»: «Монастырь девич Положения Ризы Пресвятыя Богородицы древняго строения, построенный в лето 6715 (т. е. 1206-1208 гг.- А. М.) близ стены, что в старый по кремле земляный вал» ( Фёдоров. 1855. С. 56-57). Прп. Евфросиния Суздальская с видом на Ризоположенский мон-рь. Литография. XIX в. (ГПИБ) Прп. Евфросиния Суздальская с видом на Ризоположенский мон-рь. Литография. XIX в. (ГПИБ) Е. м. известен прежде всего как место иноческих подвигов в 1-й пол. XIII в. прп. Евфросинии Суздальской, предания о к-рых и чудеса, современные агиографу, впервые записал насельник Евфимиева суздальского монастыря инок Григорий в XVI в. Преподобная была канонизирована предположительно в 1576 г., мощи обретены 18 сент. 1698 г. В наименовании мон-ря имя святой появляется, очевидно, с посл. четв. XVI в. Существование Е. м. в XIII в. косвенно подтверждается результатами археологических раскопок, проведенных в 1990-1991 гг. под рук. М. В. Седовой : установлено, что на рубеже XI и XII вв. в районе обители находился курганный могильник, на месте к-рого с сер. XII в. была улица, застроенная усадьбами посадских. В нач. XIII в. происходит перепланировка участка, улица исчезает. По мнению Седовой, это произошло в связи с основанием прп. Евфросинией рядом с Е. м. Троицкого мон-ря для пострига «мужатых жен» ( Седова. 1997. С. 141-143). В 1764 г. Троицкая обитель была упразднена, а ее насельницы переведены в Е. м., Троицкая ц. бывшего мон-ря стала приходской и приписывалась к Е. м. дважды: с нач. 40-х гг. XIX в. до 1851 г. и с 6 нояб. 1871 г. до упразднения мон-ря в 1923 г.

http://pravenc.ru/text/187868.html

6. В связи с переводом насельниц Веверицкого женского монастыря в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Унгенского уезда в Богородице-Рождественский Речульский женский монастырь того же уезда преобразовать вышеозначенный монастырь в мужской. Настоятелем мужского Веверицкого монастыря в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Унгенском уезде назначить игумена Матфея (Поповича). 7. Настоятельницей Свято-Успенского Таборского женского монастыря в Орхейском уезде назначить монахиню Антонию (Лисник) с возложением наперсного креста по должности в связи с прошением монахини Елисаветы (Алексей) об освобождении ее от несения послушания настоятельницы обители. 8. Освободить монахиню Даниилу (Мереуце) от несения послушания настоятельницы Свято-Георгиевского Сурученского женского монастыря Кишиневского уезда в связи с переводом на послушание в семинарию-лицей Единецко-Бричанской епархии. Настоятельницей Свято-Георгиевского Сурученского женского монастыря Кишиневского уезда назначить монахиню Епистимию (Гончаренко) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ Рапорт архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о назначении наместника Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Верхотурье Екатеринбургской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумена Филиппа (Ельшина) наместником Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Верхотурье Екатеринбургской области. СЛУШАЛИ Прошение епископа Курганского и Шадринского Михаила о преобразовании Никольского прихода в селе Боровское Курганской области в женский монастырь Похвалы Божией Матери. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование Никольского прихода в селе Боровское Курганской области в женский монастырь Похвалы Божией Матери. Имели суждение по докладу Преосвященного Анатолия, епископа Магаданского и Синегорского, о положении дел в Магаданской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященного Анатолия, епископа Магаданского и Синегорского, освободить от управления епархией в связи с необоснованным долгосрочным отсутствием на кафедре, что привело к расстройству духовной жизни Магаданской епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429472/

Тульская область (монастыри) Материал из Азбука паломники Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь Свято-Введенский Макариевский Жабынский мужской монастырь был основан в 1585 году при царе Фёдоре Иоанновиче. В 1585 году старцу Онуфрию была дана царская жалованная грамота, по которой ему предостовлялось «Жабынское городище под монастырь в Карманье». Старцу Онуфрию повелевалось: «На том городище храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить». Кто такой был старец Онуфрий — история умалчивает. Первоночально монастырь назывался — Белевская Жабынская Введенская пустынь. Введенская — по имени первого построенного храма, Белевская — по близ лежащему городу Белёву, а Жабынская — по названию древнего городища на месте которого она основана. Адрес: Россия, Тульская область, Белевский район, с. Жабынь Телефон: +7 (910) 1517719 Подробнее... Рождество-Богородицкий Анастасов мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1-я пол. XVI в. Статус : действ. Адрес : Тульская обл., Одоевский р-н, с. Анастасово Мужской Анастасов Рождественский монастырь основан в 1-й пол. XVI в. князьями Воротынскими. Упразднён в 1784, церковь обращена в приходскую. Восстановлен в сер. 2000-х, сооружён ряд новых зданий в духе зодчества XVII в. Подробнее... Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1-я четв. XVII в. Статус : сохр. Адрес : Тульская обл., Белевский р-н, г. Белев Основан на части старого белёвского городища в 1-й четв. XVII в. по челобитью старицы Марфы Палицыной. Первоначально был небогат, в 1764 упразднен, но в 1768 вновь восстановлен, к нач. ХХ в. достаточно многолюден. Надвратная колокольня сооружена в 1804-1810, корпуса келий XIX в. Закрыт в 1920-х, постройки отданы под жильё. К кон. 1990-х строения заброшены, восстановительные работы начаты в 2007. Подробнее... Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь [ править править код ] Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Тульская_облас...

Московский Георгиевский (Егорьевский, Юрьевский) женский монастырь, основан в конце XV столетия. В 1812 г. сильно пострадал и был обращен в приход. Ярославский Спасо-Преображенский мужской монастырь, основан в XII в. великим князем Константином Всеволодовичем († 1219 г.), в 1787 г. преобразован в архиерейский дом, упразднен. В советское время стал базой Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Ферапонтов мужской монастырь (ныне село Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области), основан в конце XIV в. прп. Ферапонтом Белозерским († 1426 г.), в 1798 г. упразднен. В 1904 г. возобновлен как женский, вновь закрыт в 1924 г. С 1975 г. на территории монастыря началось формирование Музея фресок Дионисия. С 2000 г. ансамбль Ферапонтова монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире, основан в конце XII в. владимирским князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо († 1212 г.), с 1744 г.— место расположения Владимирского архиерейского дома. Закрыт в 1918 г. В советское время на территории монастыря располагались следственные изоляторы. В 1991 г. монастырь возрожден. Свято-Алексеевский Константино-Еленинский монастырь во Владимире, изначально основан предположительно в XIII в., в 1360-х гг. возобновлен митрополитом Московским свт. Алексием († 1378 г.) и стал домовым митрополичьим. Упразднен в 1775 г. С 2003 г. на его территории действует Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь. Белёвский Спасо-Преображенский мужской монастырь (Тульская область), основан в 1-й четверти XVI в., закрыт в 1921 г. С 2008 г. началось возрождение монашеской жизни. Арзамасский Свято-Троицкий особый мужской монастырь, основан в 1-й половине XVII в., упразднен в 1674 г. Введенский девичий монастырь в Ярополческой волости (ныне город Вязники Владимирской области), основан в 1-й половине XVII в., в 1764 г. преобразован в мужской, ныне действует. Самарский Спасо-Преображенский девичий монастырь, основан в 1624 г., закрыт в 1920 х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

После 1920 года началось разорение архиерейского дома, затронувшее и древний Рождественский собор, несмотря на то, что он был включен в список подлежащих государственной охране памятников старины. Храм лишился купола, кровель, оконных рам. Территорию монастыря занял дом отдыха. В 1934 году была частично разрушена Вознесенская церковь-колокольня, достигавшая высоты 86 метров. В настоящее время от нее сохранились лишь руины первого, наиболее древнего яруса. Во время Великой Отечественной войны здесь расположился штаб группы армий " Север " . Территория и здания монастыря были благоустроены для проживание немецких офицеров. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. При отступлении немецкие войска вывели из строя артезианскую скважину и водонапорный бак, стоявший над церковью Вознесения. В послевоенный период продолжил свое существование дом отдыха и детский санаторий. Однако, Рождественский собор был отдан в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. Уже в конце 1940-х - начале 50-х гг. была проведена его частичная реставрация, продолженная в 1985 году и ведущаяся до сих пор. В 1993 монастырь был передан Псковской епархии и открыт как женский. Богослужения совершаются в трапезной Никольской церкви. В нем имеются мощевик с частицей мощей преподобномученика Иоасафа Снетогорского, иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, святителей Николая Мирликийского и Тихона Задонского, иконы Божией Матери Тихвинская, Иверская, Снетогорская, икона преподобного Макария Желтоводского с частицей мощей, переданная монастырю от Патриарха Кирилла. 26 июля 2012 года собор Рождества Богородицы был передан в безвозмездное пользование Снетогорскому женскому монастырю сроком на 50 лет. Строения монастыря [ править править код ] В ансамбль Снетогорского монастыря входят: собор Рождества Пресвятой Богородицы (1310 — 1311 гг.), трапезная церковь Святителя Николая Чудотворца (1519 г.), Архиерейский дом (1805 г.), руины Снетогорского столпа - колокольни с церковью Вознесения Господня (1526 год - XIX век), Святые ворота и ограда монастыря (XVII — сер. XIX веков). Периметр монастырской ограды составляет 420 метров. Собор Рождества Богородицы [ править править код ] Собор Рождества Богородицы (Снетогорский монастырь)

http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Прес...

Дата основания : ок. 1622 Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., Лебедянский р-н, г. Лебедянь, ул. Студенческая, 12 Мужской монастырь, основанный в лесу у окраины Лебедяни ок. 1622 как Троицкая Яблонова пустынь, с 1680 подчинен патриаршему дому. Во 2-й пол. XVII в. отстроен в камне, сооружены три храма и стены. В 1764 упразднен, но в 1768 восстановлен. В XIX в. сравнительно небогат, был известен чтимыми иконами Троицы. Окончательно закрыт в 1929, постройки переданы сельхозтехникуму. Вновь открыт в 2005 на части старой территории как женский. Подробнее... Успенский Липецкий мужской монастырь [ править править код ] Свято-Успенский мужской монастырь Адрес: 398000, г. Липецк, ул. Салтыкова-Щедрина. Телефон: (4742) 77-27-13 Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Свт. Николая Чудотворца был построен в 17 веке, а в начале 18 века была основана мужская иноческая обитель, именовавшаяся в то время Паройской пустынью. Монастырь находился на берегу Петровского пруда, ныне уже не существующего. В царствование Екатерины II, проводившей политику сокращения иноческих обителей, Паройская пустынь была закрыта по ее указу в 1764 году. В 1804 году Успенский храм назвали приходским, он был приписан к Христо-Рождественскому храму г. Липецка. До осени 1936 года в Успенском храме совершались богослужения. В 1938 году храм был закрыт официально и окончательно. С 1960 года храм является памятником истории и архитектуры всероссийского значения. В 1996 году храм был передан РПЦ, были начаты восстановительные работы. Накануне 2000 года в храме возобновились регулярные богослужения. В 2003 году постановлением Священного Синода РПЦ принято решение об открытии Свято-Успенского мужского монастыря. Подробнее... Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь [ править править код ] Адрес: 399631 Липецкая область Лебедянский район с. Сезеново ул. Набережная Телефон: 8(47466) 9-41-38 Электронная почта: sezenovo.monastery@yandex.ru Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского.

http://azbyka.ru/palomnik/Липецкая_облас...

Тюмень. Богородично-Рождественский Ильинский женский монастырь. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История Ильинской церкви После многих лет гонений и притеснений вновь возвращаются к жизни храмы и обители многострадальной Родины. Поруганные, обезображенные, встают они из руин и пепла. Очевидно, дошла очередь и до храма Пророка Илии в Тюмени, в котором с 1935 года находился ломбард, а с 1942 по 2002 годы - ликеро-водочный завод. Первые упоминания об Ильинской приходской церкви г. Тюмени относятся к 1586-1587 годам. Она размещалась первоначально в левом углу городского посада. В церковь царем Федором Ивановичем были пожалованы четыре иконы: образ Пророка Илии, образ Флора и Лавра, образ Владимирской Божией Матери и Деисус. В 1620 году при приходской Ильинской церкви настоятелем Никоном была основана женская монашеская община, просуществовавшая, по разным данным, до 1764-1765 годов с последующим её преобразованием в приходскую Успенскую церковь. Обитель за свою полуторавековую историю имела несколько названий: Ильинская, Алексеевская, Успенская. Пожары 1687, 1695, 1705 годов уничтожали ее, но она вновь отстраивалась и существовала дальше. И только, пожалуй, пожар, произошедший в июле 1766 года, послужил разделению церкви и обители, хотя поводом для этого стало обращение тюменских жителей, поселившихся за городом в новой слободе, к епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму I (Петрову), в котором они просили разрешения на постройку новой деревянной церкви. После очередного пожара Ильинскую церковь восстанавливать не стали, а по благословенной грамоте того же архиерея 27 апреля 1769 года, начали строительство нового деревянного храма в полуверсте от прежнего места, вниз по течению реки Туры (на современной улице 25 Октября). 21 июня 1773 года состоялось его освящение. Так на карте города появился однопрестольный приходской храм во имя Ветхозаветного Пророка Илии. Новое молитвенное здание, находившееся на возвышенном берегу реки, просматривалось вдоль всего водного пути, как бы благословляя путников в дальнюю дорогу.

http://sobory.ru/article/?object=03057

Чирково. Церковь Афанасия Великого. Церковь свт. Афанасия Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На левом берегу главного русла, Кубенского озера, есть песчанная горка, которая до сих пор называется Лысой. Здесь, напротив богатого села, так и названного — Устье на знаменитой Лысой горе, когда-то стоял монастырь: Лысогорско-Богородицкий монастырь. О Лысогорском монастыре данных практически нет. В Устьянском краеведческом музее, расположенном в красивом Преображенском храме, имеется только упоминание, что в селе Чирково когда-то в древности стоял женский монастырь. Не сохранилось даже его название. Монастырь на Лысой горе заложила святая благоверная княгиня Мария, жена святого благоверного князя Дмитрия Заозерского, после его гибели в 1429 г. В традициях отпрысков ярославского княжеского дома было иметь свои монастыри. Это удельное княжество вообще представляло исключение в Северо-Восточной Руси. Там сложился обычай хоронить членов княжеских династий в соборных церквях. Лысогорский монастырь еще как-то пережил польско-литовское и казацкое разорение, о чем говорят записи в писцовых книгах. Но дальнейшие трагические события — мор, голод, прокатившиеся по вологодской земле, вынудили монастырь закрыться. В дальнейшем его крепко забыли. Народная память о князьях Заозерских жила до середины XIX в. В 1848—1849 гг. на месте княжеских хором в деревне Чирково была поставлена каменная часовня, сохранившаяся в наше время, в честь святого Димитрия Солунского. К сожалению, не сохранилось или не было написано житий святого благоверного князя Дмитрия Заозерского и святой благоверной княгини Марии. Неизвестно, где и когда Мария Заозерская закончила свои дни. На Лысой горе помимо ныне существующей церкви с колокольней в честь святого Афанасия, Патриарха Александрийского, освященной в 1863 г., находилась еще холодная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с одним престолом постройки 1791 г. Богородицкую церковь разрушили сравнительно недавно, в 60-е гг. XX в., «на кирпич». Она являлась приходской церковью в селе Чирково и осталась от некогда существовавшего здесь монастыря. Если это так, то полное наименование женской обители звучало так: Лысогорский Богородице-Рождественский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00252

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010