ПЛОЩАНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ, пуст. муж. в Севском уезде, на берегу озера Площанского. Основана в XVI веке старцем Прокопием. В ней четыре церкви: 1) Соб. Казанской Богородицы, с двумя приделами: Николая Чудотворца и Мальтинской Божией Матери; в этом храме погребены: строитель Иоасаф, ученик основателя Прокопия, и строитель же Иоиль, ученик Иоасафов, коих память за благочестивую жизнь уважается и доныне. 2) Теплая, Сошествия Св. Духа, с приделами: Феодоровской Божией Матери и Иоанна Крестителя, построенная г.г. Веревкиными в конце XVIII века. 3) Покрова Богородицы. 4) Всех Святых, над вратами. ВВЕДЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Орле, на левом берегу реки Орлика; основан в 1616 или 1617 г., после опустошений и разорений, причиненных городу Орлу литовцами и крымскими татарами. Здесь соборная церковь Введения Божией Матери, с. двумя приделами – Афанасия и Кирилла, и Мирона Чудотворца. – В 1843 году, мая 31, монастырь этот сгорел в случившийся в Орле пожар: две церкви, колокольня и все кельи сделались жертвою пламени. ТРОИЦКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Севске; основан в 1684 году. В нем каменная Соб. церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделом Благовещения Богородицы. ЗНАМЕНСКИЙ, женский, заштатный, в уездном городи Ельце; существует с древних лет и в 1764 году был упразднен; но в 1822 году, по указу императора Александра I, восстановлен с тем, чтобы пользоваться ему содержащем из процентов на сумму, внесенную в Сохранную Казну купцом Шапошниковым. – Здесь церковь Знамения Пресвятой Богородицы. РОЖДЕСТВЕНСКИХ, женский, заштатный, в уездном городе Болхове; основан в XVI веке и, после разорения в 1613 г. от поляков, возобновлен царем Михаилом Феодоровичем. Здесь две каменные церкви, из коих соборная во имя Рождества Богородицы. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: УСПЕНСКИЙ, муж. бывший в 3 классе, близ губернского города Орла, с соб. церковью Успения Богородицы. О времени основания и уничтожения его неизвестно. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж. бывший в 3 классе, в уездном городе Брянске. Начало основания этой обители относится к отдаленной древности: ибо известно, что в XIII веке она уже существовала. При царе Михаиле Феодоровиче монастырь этот был приведен в цветущее положение; а патриархом Никоном возведен на степень Ставропигиального. Когда упразднена эта древняя обитель, сведений нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

II. Монастыри в Восточной России К оглавлению В Восточной России татары опустошили в 1237 г. города Рязань, Москву, Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Тверь, Муром и многие другие. Везде они опустошили и монастыри: одни пожгли, другие ограбили, а иноков и инокинь частию умертвили, частию увели в плен. То же самое повторялось несколько раз и впоследствии, особенно в первый, тягчайший период монгольского ига, когда даже сами князья русские, враждовавшие между собою, неоднократно призывали татарские полчища для опустошения пределов отечества . К изумлению, однако ж, оказывается, что и в этот период некоторые монастыри в Восточной России восставали из своих развалин, а другие созидались вновь. Во Владимире на Клязьме, бывшем великокняжескою столицею, уже в 1239 г. являются архимандрит Дионисий, игумены и черноризцы, находившиеся при встрече тела великого князя Георгия Всеволодовича, убитого татарами на реке Сити, следовательно, были и монастыри. В частности, здесь упоминаются еще в XIII в. монастыри: Рождественский, или Рождество-Богородицкий, называвшийся великою архимандритиею, в котором погребено (1263) тело святого Александра Невского; Успенский женский, где погребены две супруги и дочь того же великого князя, и Константино-Еленинский, откуда игумен Феодор возведен был (1276) на кафедру епископии Владимирской и Суздальской. Первые два монастыря основаны были в прежнее время, имя последнего встречается в первый раз . В Суздале из прежних монастырей продолжали существовать Ризположенский женский, пощаженный монголами, и Борисоглебский Кидекоцкий, в котором в 1239 г. освящена была Ростовским епископом Кириллом каменная церковь. Вновь устроен монастырь Александровский женский, благоверным князем Александром Ярославичем Невским, этот монастырь служил усыпальницею для суздальских княгинь, как свидетельствуют доныне сохранившиеся памятники двух из них XIII в. В том же столетии мы видим четыре монастыря в Ростове: один из преждеоснованных — Авраамиев-Богоявленский, из которого взят был на кафедру Ростовскую архимандрит Игнатий (в 1261 г.), и три новые: Петровский, построенный Ордынским царевичем Петром при епископе Игнатии (1261–1288); Спасский — женский, созданный ростовскою княгинею Мариею Михайловною († 1271) и называвшийся Княгининым, и Иоанновский, откуда поставлен был (1288) во епископа Ростову игумен Тарасий .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

Архив Пн Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь 7 ноября 2010 г. 13:00 Богородице-Рождественский монастырь был основан в 1386 г. в память победы на Куликовом поле (по некоторым данным, первоначально находился в Кремле, а в 1484 г. был перенесен на нынешнее место в Белый город). Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1501-1505 гг. и многократно перестраивался. Во время пожара 1547 г. собор пострадал, но вскоре был восстановлен. В южной алтарной апсиде по повелению царя Иоанна IV был устроен Никольский придел, к которому в XVII в. пристроили трапезную. К концу XVIII в. собор был окружен с северной и южной сторон крытой папертью, в которой в XIX в. были устроены приделы Сошествия Святого Духа (1814 г.) и свт. Димитрия Ростовского (1820 г.). В 1670-е гг. с восточной стороны к собору пристроили усыпальницу князей Лобановых-Ростовских, над которой в XIX в. разместилась монастырская ризница. В 1676-1687 гг. на средства кн. Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской была построена каменная церковь свт. Иоанна Златоуста. В XVI в. над юго-западным углом Рождественского собора располагалась звонница, разобранная в XVII в. и замененная шатровой колокольней, которую в 1855 г. поразила молния. Колокольня над святыми вратами построена в 1835-1836 гг., в нижнем ярусе на средства С.И. Штерич устроена церковь сщмч. Евгения Херсонского. Первая каменная ограда с четырьмя угловыми башнями была возведена в 1671 г., новая ограда построена в 1882 г. частично на основании прежней. В начале XX столетия в стенах обители, в ее многочисленных скитах и подворьях подвизалось свыше шестисот насельниц (перед закрытием монастыря в нем пребывало по одним сведениям — 625, по другим — около 700 сестер или даже более того, с учетом обитательниц монастырских скитов и подворий), монастырь владел 33 гектарами земли. При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа. На протяжении многих веков параллельно северной и южной стенам монастыря располагались в несколько рядов одноэтажные строения сестринских келлий. В XIX и начале XX столетия эти здания были снесены. Из одноэтажных строений на территории обители остались келлии, расположенные вдоль восточной монастырской стены (ныне — строение 8 дома 20 по ул. Рождественке), рядом с которыми возвышается огромный четырехсотлетний дуб. В начале XX века на месте снесенных зданий началось строительство величественного трапезного храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/1313758.ht...

Благодаря помощи Великого Государя Покровский храм был вновь воздвигнут и освящен в 1687 году по благословенной грамоте Сибирского митрополита Павла. В 1651 году игумения Мария привозит из Москвы царские дары: церковные сосуды, облачения, книги. Кроме того, выходит распоряжение отпускать в год по ведру церковного вина и по два фута ладана. В следующем 1652 году, как видно из указа Тобольского и Сибирского митрополита Симеона, в монастырь присылают новый антиминс взамен сгоревшего. Позднее в 1690 при церкви устанавливают деревянную колокольню, а вокруг нее ограду. В 1694 Тобольскому митрополиту Игнатию поступает челобитная о строении в Верхотурье новой Покровской церкви. Неизвестно, была ли она заложена. Но согласно преданию, после так называемого Ильинского пожара бывшая в Никольском мужском монастыре Покровская деревянная церковь, по сооружении каменной, перенесена в 1739-40 годах в женский монастырь. В 80 саженях к югу от Покровской церкви, у моста по левую сторону речки Дернейки, находилась каменная часовня Спаса Нерукотворного Образа. Точная дата ее основания неясна, но из грамоты митрополита Антония 22 декабря 1727 года видно, что по прошению игуменьи Анисьи с сестрами дозволено возобновить упраздненную в 1727 году часовню. Таким образом ее строительство восходит практически ко времени основания самого монастыря. По преданию же, она была построена за городом. В 1740 году монастырь становится местом ссылки княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты Императора Петра II. Саму невесту Екатерину Алексеевну Долгорукую отправляют в Рождественский женский монастырь в Тюмень, где она и скончается. Еще ранее, в 1619 году в Верхотурье ссылают Марию Хлопову, невесту царя Михаила Федоровича. После недолгого пребывания ее переводят в Нижний Новгород, где она и умирает. При царствовании Императрицы Елисаветы Петровны по благословенной грамоте митрополита Антония от 19 сентября 1744 года в монастыре закладывают новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Освящают его в 1753 году с благословения митрополита Тобольского Сильвестра. Тогда же, благодаря попечению основателя Богословских заводов Максима Походяшина, посреди монастырской ограды начинают строительство еще одной каменной двухэтажной церкви. Нижний престол во имя святой великомученицы Варвары освящают в 1768, а верхний во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью, в 1776.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_Вер...

После 1920 года началось разорение архиерейского дома, затронувшее и древний Рождественский собор, несмотря на то, что он был включен в список подлежащих государственной охране памятников старины. Храм лишился купола, кровель, оконных рам. Территорию монастыря занял дом отдыха. В 1934 году была частично разрушена Вознесенская церковь-колокольня, достигавшая высоты 86 метров. В настоящее время от неё сохранились лишь руины первого, наиболее древнего яруса. Во время Великой Отечественной войны здесь расположился штаб группы армий «Север». Территория и здания монастыря были благоустроены для проживание немецких офицеров. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. При отступлении немецкие войска вывели из строя артезианскую скважину и водонапорный бак, стоявший над церковью Вознесения. В послевоенный период продолжил своё существование дом отдыха и детский санаторий. Однако, Рождественский собор был отдан в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. Уже в конце 1940-х — начале 1950-х гг. была проведена его частичная реставрация, продолженная в 1985 году и ведущаяся до сих пор. В 1993 монастырь был передан Псковской епархии и открыт как женский. Настоятельницей монастыря с возведением в сан игуменьи, была назначена монахиня Людмила (Ванина). Схиигумения Людмила была известна своей прозорливостью и любовью к многочисленным паломникам. Неутомимая молитвенница скончалась 14 апреля 2015 года, в день памяти " Иверской " иконы Божией Матери. 26 июля 2012 года собор Рождества Богородицы был передан в безвозмездное пользование Снетогорскому женскому монастырю сроком на 50 лет. Современное состояние [ править править код ] Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] В память о матушке слайд - показ. Схиигумения Людмила (Ванина). Снетогорский женский монастырь в г. Пскове.

http://azbyka.ru/palomnik/Рождество-Бого...

После возвращения Рождественского собора Церкви, Феодоро-Тироновский наименование собора не утратил, но кафедральным быть перестал. В 2002 году при соборном храме Феодора Тирона был учрежден женский монастырь, получивший статус ставропигии Православной Церкви Молдовы. Адрес: Молдавия, г. Кишинёв, ул. Чуфля, 12 Подробнее... Успенский женский монастырь (Коада Язулуй) [ править править код ] Свято-Успенский женский монастырь в селе Коада Язулуй расположен в 118 км от Кишинева, недалеко от села Биличений Векь. Святая обитель была основана в 1999 году благодаря совместным усилиям верующих из окрестных сел и монахинь. Монастырь с престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы был первоначально основан как скит монастыря Фрумоаса. Церковь с элементами русской церковной архитектуры (особенно купола в форме маковки), находящаяся на вершине холма, доминирует над ландшафтом. Адрес : Республика Молдова, Сынжерейский район, к. Старые Биличены, с. Коада Язулуй Подробнее... Свято-Никольский мужской монастырь (Кондрица) [ править править код ] Согласно историческим документам Кондрицкий Свято-Никольский заштатный общежительный мужской монастырь был основан в 1783 году, как скит, иеромонахом Иосифом на земле, принадлежащей Каприяновскому монастырю, к которому и был приписан, и они вместе подчинялись Святой Горе на Афоне. Легенда скита гласит, что гайдук Кондря, прося прощения и очищения души в молитве, получил ответ - ежедневно поливать сухой пень, водой, принесённой во рту. Через три года пень ожил. Первая каменная церковь «Святого Николая» была построена экономом Рафаэлем в 1820 году, а летняя церковь «Успение» была построена в 1895 году экономом монастыря Феофаном Урсу. Вследствие исторических событий 1918 года, скит Кондрица получил независимость и первым старцем становится иеромонах Даниил Грозаву. Это был пик расцвета монастыря, где проживало 45 братьев. В 1947 году монастырь был закрыт, тогда в нем проживали почти 60 монахов. Часть монашествующих расселили по еще действующим монастырям, немощных отправили в дома престарелых, молодежь определили на работу в колхозы. На месте монастыря была организована лесная школа, зимняя церковь превращена в клуб, летняя - в склад ядохимикатов. Через 12 лет здесь открыли пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской.

http://azbyka.ru/palomnik/Молдова_(монас...

16) преобразование Важеозерского Спасо-Преображенского женского монастыря в поселке Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелии в мужской монастырь (3.04.2001), 17) преобразование архиерейского подворья в честь Спаса Нерукотворенного Образа в селе Клыкове Козельского района Калужской области в мужской монастырь Спаса Нерукотворенного Образа пустынь (17.07.2001), 18) преобразование Николаевского Клобукова мужского монастыря в городе Кашине Тверской области в Николаевский Клобуков женский монастырь (17.07.2001), 19) преобразование Богородично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря в городе Зея Амурской области (6.10.2001), 20) преобразование прихода во имя преподобного Серафима Саровского на острове Русском в городе Владивостоке в Свято-Серафимовский мужской монастырь (6.10.2001), 21) открытие Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском в Ставропольской епархии (6.10. 2001), 22) преобразование Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь (6.10.2001), 23) преобразование Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь (6.10.2001), 24) открытие Свято-Казанского женского монастыря в селе Папоротка Богородицкого района Тульской области (6.10.2001), 25) открытие Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске (26.12.2001), 26) открытие Свято-Сретенского женского монастыря в городе Гороховце Владимирской области (26.12.2001), 27) открытие Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря в Суджанском районе Курской области (26.12. 2001), 28) открытие Свято-Михаило-Афонской Закубанской общежительной пустыни (мужского монастыря) в поселке Победа Майкопского района Республики Адыгеи (26.12.2001), 29) открытие Ильинского женского монастыря в Тюмени (12-13.03.2002), 30) преобразование бывшего кафедрального собора Кишинева с храмом во имя святого великомученика Феодора Тирона в Феодоро-Тироновский женский монастырь в Кишиневе (17.07.2002), 31) открытие Покровского женского монастыря в селе Шаморга Шацкого района Рязанской области (17.07.2002),

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Вероятно ли, после сего, чтобы в женский монастырь был обращен самый древний мужской монастырь в городе? Вероятнее всего, что Успенский женский монастырь явился не на месте древнейшего ладожского мужского монастыря, а с самого основания своего был обителью женской: был основан не позже, а, вероятно, раньше XV-ro века, для удовлетворения благочестивому стремлению женщин к подвижничеству. От конца XV-ro и от XVI-ro века до нашего времени сохранились сведения о том, что Успенский монастырь, или по тогдашнему названию «Пречистые монастырь из Ладоги», «Богородицкий монастырь из Ладоги», в XV и XVI веках был монастырем, достаточно обеспеченным и владел землями и деревнями в двух пятинах – Вотской и Обонежской. В Вотской пятине у него находились деревни в погостах: Пречистенском Городенском, Федоровском Песоцком и Егорьевском Теребужском. 154 В Обонежской пятине монастырь владел землями в погостах: Климетцком на Волхове и Рождественском на Сяси. 155 Сверх того в Вотской же пятине, в самой Ладоге у него было земли под огородами четверть десятины и тридцать четыре с половиной сажени под 12-ю амбарами или лавками, в которых, в два монастырских праздника – Успение и Рождество Пресвятой Богородицы, торговали новгородские посадские люди. 156 В начале XVII столетия (в 1611 г.), когда шведские войска, под предводительством Понтуса Делагарди, опустошили многие города и селения Новгородской области, Ладожский Успенский монастырь испытал одинаковую участь с другими северо-русскими монастырями: Валаамским, Коневским и Ладожскими – Васильевским и Николаевским: монастырь был разорен, сестры рассеялись, хозяйство монастырское пришло в совершенное расстройство. Но, по милости Божией, св. обитель недолго оставалась в запустении, после разрушительных действий шведов в Ладоге. Старица Успенского монастыря Акилина, собравши около себя несколько рассеявшихся сестер Успенского монастыря, вскоре после разорения монастыря начала воссозидать его. По возвращении Ладоги Швецией России, она просила царя Михаила Феодоровича о возобновлении обители, и челобитие её имело полный успех. «По челобитной Успенского монастыря строителя-старицы Акилины с сестрами», говорилось в царской грамоте 7129 года, «Его царское величество, поскольку де по разорению шведами великого Новагорода и с прочими, к нему принадлежащими городами, разорена и сия обитель, а в прошлом де 7125 (1617 г.) Новагород с пригороды от шведов обратно отданы, приказал, по просьбе означенной старицы, монастырь возобновить, сестер собрать, прежние вотчины и угодья отдать для содержания монахинь». 157

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

ДИМИТРИЕВСКИЙ, мужской, на поле бывший за Псковом за Петровскою Слободою выжжен был Шведами в 1615 году; после возобновлен и приписан к Архиерейскому дому, а ныне кладбищенскою Церковию. ИЛЬИНСКИЙ, женский Монастырь в Завеличье при городе Пскове, просто именовавшийся Илья Сухой, выжжен был Шведами в 1615 году; после возобновлен, но в 1764 обращен в приходскую Церковь , которая в 1786 году упразднена. ПОКРОВСКИЙ девичий в Пригороде Вреве. ИЛЬИНСКИЙ мужской в Пригороде Вреве. Упоминаются в Писцовых Книгах 1623 года. ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ КОСТЕЛЬНИКОВ с Мишариной горы, мужской, во Пскове упоминается в Писцовой Книге 162З года; упразднен по издании Духовного Регламента; а при Штатах 1764 года Церковь оного обращена в приходскую и кладбищенскую. НИКИТИНСКИЙ С ПОЛЯ за городом Псковом, мужской, упоминается 1623 года; в 1764 году упразднен, а Церковь оного обращена в приходскую, но с 1786 приписана к Покровской на Проломе, а с 181З опять сделана приходскою с припискою к ней Покровской. ТРЕХСВЯТИТЕЛЬСКИЙ с Болота, женский во Пскове, упоминается в Писцовых Книгах 162З года: упразднен по издании Духовного Регламента. РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, женский в Торопце, упоминается в 1627 году, а упразднен в 1764 и обращен в приходскую Церковь . СПАСОКЛИНСКИЙ, мужской, в Холмском Уезде в Спасоклинском Погосте упоминается в 1627 году. ИЛЬИНСКИЙ Опоцкий, мужской Монастырь в Порховском Уезде в Погосте Опоцком, упоминается 1628 г; в 1688 году упразднен и обращен в приходскую Церковь . РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Порховский, женский, близ Порхова на устье реки Полони упоминается 1628 года ; в 1764 году обращен в приходскую Церковь . СПАССКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Порховский, мужской, в города Порхове упоминается в 1628 году. СПАССКИЙ СЯБЕРСКИЙ, мужской Монастырь при озере Сябере в Гдовском Уезде упоминается в 1628 году. ЛЮБЯТОВ НИКОЛАЕВСКИЙ за городом Псковом на поле при левом береге Псковы реки, мужской, упоминается в надписи на находящейся там Иконе Умиления Богородицы упраздненным до 1645 года. Но опять был восстановлен и вторично упразднен после Штатов 1764 года, а Церковь оного обращена в приходскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В XVII столетии Рождественский монастырь становится фамильной усыпальницей князей Лобановых-Ростовских, которые выстроили в нем храм, стены с башнями и воротами, наполнили ценными вкладами монастырскую ризницу. Обитель владела земельными богатствами: в конце XVI века — 2424 четверти пашни, в 1678 году — 150 дворов, в 1744-м — 1009 душ, в 1764-м — более1600 душ. После секуляризации она была зачислена во II класс. Не обходили монастырь стороной и бедствия: пожары 1500 и 1547 годов, разорение в Смутное время. В 1812 году из-за дороговизны подвод игумения Есфирь не стала вывозить ризницу, а запрятала ее в трех местах под землю. Сестры покинули обитель, остались только казначея и 10 монахинь, которые стали свидетельницами и бесчинств французских солдат, и ограбления храмов, и расстрела у монастырской стены москвичей, заподозренных в поджогах. В обитель вселился французский генерал, трапезную превратили в конюшню. Один из французов попытался вынуть из ризы образ Николая Чудотворца, но пострадал при этом так, что его вынесли на руках, и иконы более не касались. Выстроенная в 1830-х годах новая колокольня (старую сожгло мол-нией) стала трогательным памятником материнской любви: она возводилась на средства С. И. Штерич в память об умершем от ранней чахотки сыне Евгении. Краеведы рассказывают, что монастырскую стену запечатлел художник В. Г. Перов на картине «Тройка». В начале XX века необщежительный женский монастырь имел четыре храма с восемью престолами. Здесь под руководством игумений подвизались 15 монахинь и 225 послушниц. При обители действовали церковно-приходская школа, приют для малолетних девочек, которых обучали грамоте и рукоделию. Главными монастырскими святынями являлись Казанская икона Богоматери и образ Николая Чудотворца. В ризнице хранились парчовые ризы, по преданию, присланные в монастырь в 1740 году императрицей Анной Иоанновной. Рождественский монастырь закрыли в 1922 году. После выселения в 1923-м 788 монахинь в обители обосновался «исправительно-трудовой дом». Один из храмов в 1923-м передали под клуб. В 1925-м от ливня обрушилось прясло монастырских стен, впоследствии часть их была сломана. Монастырский собор действовал как приходский до конца 1920-х годов, но был закрыт. Чтимые иконы передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе. С конца 1920-х годов монастырь занимал музей истории химии, который снес главы с собора и получил даже разрешение сломать колокольню, но к счастью, не воспользовался им. В 1930-е годы с колокольни сбросили колокола, на территории монастыря выстроили, исказив его архитектурный ансамбль, школу и другие здания. Мо-настырские корпуса отошли под жилье и конторы, храмы до 1989 года занимал «ВНИИПромгаз».

http://sobory.ru/article/?object=03342

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010