Троицкий Пензенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий Пензенский женский монастырь - православная женская обитель г. Пензы, основанная в 1692 году. Монастырь был закрыт после революции, возвращен Церкви в 1992 году. Содержание История [ править править код ] Спустя четверть века после строительства крепости Пенза, основанной в 1663 году для защиты юго-восточных рубежей Русского государства, около тридцати пензенских жительниц решили создать здесь женскую обитель. В декабре 1689 года священник Рождественской церкви Петр Иванов безвозмездно уступил " безместным старицам " Таисии и Феодосии свою усадьбу, распологавшуюся в 100 саженях от крепости на спускающемся склоне. Вскоре к ней прибавились еще две соседние усадьбы, в результате чего образовался участок земли площадью 2400 квадратных саженей, что позволяло уже обратиться с челобитной на имя царей Иоанна и Петра Алексеевичей. 15 октября 1692 года святейший патриарх Адриан выдал благословенную грамоту, согласно которой в Пензе дозволялось " построить девичь монастырь, да в нем две церкви " . 23 августа 1693 года был выдан антиминс на освящение в монастыре церкви Пресвятой Богородицы Одигитрии, которая, вероятнее всего, разместилась в одной из келий. Первой игуменией новоучрежденного монастыря в 1694 году стала монахиня Анисия. В 1702 году состоялось освящение деревянного Троицкого храма, материалом для которого послужил разобранный по ветхости Спасский собор - первый храм города-крепости Пенза. В 1717 году при игумении Марии строится еще одна церковь - во имя преподобного Александра Свирского , а в 1746-1747 годах вместо деревянных церквей игуменьей Александрой был сооружен каменный Троицкий, храм с приделом в трапезной во имя Смоленской иконы Божией Матери, а также каменная колокольня, в которой разместилась церковь во имя прп. Александра Свирского . По утвержденным в 1764 году штатам, Пензенский монастырь был отнесен к третьему классу, и в нем полагалось находится игумении, казначее и пятнадцати монахиням. В 1770 году монастырские здания пострадали от пожара, в связи, с чем колокольню пришлось перестроить. На рубеже XVIII и XIX веков была перестроена и Троицкая церковь, облик которой затем уже не менялся до 1900 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Пензе...

Среди мон-рей, существовавших в регионе к нач. XVII в.,- мценский во имя святых апостолов Петра и Павла мужской монастырь , мценский во имя арх. Михаила и Благовещения Пресв. Богородицы жен. мон-рь, болховский Оптин Рождественский муж. мон-рь (см. Оптин болховский во имя Святой Троицы и в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ), болховский в честь Рождества Христова жен. мон-рь, орловский Богоявленский муж. мон-рь (см. в ст. Орловский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь ), кромской во имя Св. Троицы мужской мон-рь, ливенский во имя прп. Сергия Радонежского муж. мон-рь. К кон. XVII в. в регионе действовало 12 мон-рей. В Смутное время многие храмы и мон-ри региона подверглись разорению или погибли в пожарах. Их постепенное восстановление относится гл. обр. к 20-м гг. XVII в. Значительное каменное церковное строительство развернулось в сер.- 2-й пол. XVII в. Во 2-й пол. XVII в. поднимался вопрос о создании в регионе самостоятельной епархии с центром в Болхове. На Московском Соборе 1681-1682 гг. царь Феодор Алексеевич утвердил это решение, однако из-за недостатка средств планы реализованы не были. В XVIII в. в пределах совр. О. о. действовали духовные правления (Болховское, Ливенское, Мценское, Новосильское, Орловское) как органы церковного управления и суда и контроля денежных доходов церквей. Серьезные изменения церковно-адм. деления в регионе произошли согласно Высочайше утвержденному 14 июня 1764 г. «Росписанию» (ПСЗ. 1830. Т. 44. Ч. 2. С. 40-43). Так, зап. и юго-зап. районы совр. О. о., а также Орёл и Кромы с уездами отошли в подчинение Севского викариатства Московской епархии (Там же. С. 43), из подчинения Крутицкой кафедры в Московскую епархию переданы Болхов, Мценск и Новосиль с уездами (Там же. С. 40), а в Воронежскую епархию - г. Ливны с уездом (Там же. С. 42). После секуляризации церковных имуществ и введения монастырских штатов в 1764 г. в регионе осталось всего 2 штатных мон-ря: орловские мужской в честь Успения Пресв. Богородицы и женский в честь Введения Пресв. Богородицы во храм. Мценский Петропавловский мужской, болховские Оптин Троицкий мужской и Христорождественский женский мон-ри были переведены в заштатные, новосильский Свято-Духов мужской мон-рь был упразднен в 1764 г. и восстановлен в 1767 г., а остальные окончательно упразднены.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Вознесенский женский монастырь в Кремле Вознесенский женский монастырь простоял в Кремле около шести столетий. Основанный великой княгиней Евдокией в конце XIV века в память о Куликовской битве, он прожил с Москвой самые славные и тяжкие страницы ее истории. Плач Евдокии Московский Кремль. Вознесенский монастырь Кремлевский Вознесенский монастырь был одной из первых женских обителей в Москве. Лишь два московских монастыря – Зачатьевский и Рождественский – были немного старше его, но и они были основаны в том же XIV веке: Рождественскую обитель в праздник Рождества Богородицы основала мать князя Владимира Серпуховского, героя Куликовской битвы, в память о славной и великой победе, одержанной русскими на Куликовом поле. Великая княгиня Евдокия, супруга великого князя-воителя благоверного Димитрия Донского, тоже устроила при своих кремлевских покоях церковь в честь Рождества Богородицы, дабы иметь такой храм около себя и быть от него неотлучной. Маленькая белая главка с золотым куполом этого чудом сохранившегося храма и сейчас хорошо видна с Моховой улицы на фоне Большого Кремлевского дворца. А чуть позднее Евдокия основала в Кремле и Вознесенскую обитель в память о ниспосланной победе и о муже. В этой обители она собиралась сама принять постриг. Святая Евдокия, одна из великих женщин России, была дочерью Суздальского князя Дмитрия Константиновича. Ее отец чтил русскую старину: именно для него монах Лаврентий составил знаменитую Лаврентьевскую летопись. Время было тревожное. Русь терзали междоусобицы, неспокойно складывались отношения и с Москвой: суздальский князь добивался себе великого княжения, но после того как московский великий князь Димитрий Иоаннович оказал ему военную помощь в удельных раздорах, состоялось их примирение. Сей мир должен был закрепиться каким-нибудь знаменательным событием – свидетельством примирения и залогом мира в будущем. И тогда суздальский князь выдал свою дочь Евдокию за великого князя Димитрия Иоанновича. Невесте было всего 13 лет, жениху шел восемнадцатый год. Венчание состоялось 18/31 января 1367 года в праздник святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. В память об этом великий князь повелел поставить у Спасских ворот (тогда еще Фроловских) Кремля деревянную церковь во имя святых Афанасия и Кирилла.

http://pravoslavie.ru/775.html

Город Коломна, улица Голутвинская, дом 11. Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах. Богоявленский монастырь стоит на окраине Коломны, на месте слияния Оки и Москвы. По одной из версий монастырь этот обетный: как считают некоторые исследователи, его основал святой благоверный князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы. Великий святой пешком пришел в Коломну и подарил будущей обители икону Богоявления из своей домашней церкви, в серебряном окладе, а также ризы и аналойный крест. Есть легенда, что именно Сергий Радонежский заложил первый камень в основание Богоявленского собора. Сегодня от того, первого, здания, сохранилось немногое — фундамент и цокольная часть. Они находятся в подклете второго Богоявленского собора, построенного над ними b XVII веке. Эти древние реликвии называют «камушками Преподобного». Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Фото конца XIX века. В честь подворья Старо-Голутвина монастыря в Москве назвали Голутвинскую слободу и Голутвинские переулки. В 1799 году жизнь обители прервалась: монахов отсюда перевели в здания Коломенского архиерейского дома, где возникла Ново-Голутвина обитель. Однако вскоре монастырь возродился: сюда отправили иноков из другой древней обители — Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря. В советское время монастырь закрывался, здания его пострадали, иноки оказались изгнанниками. Но начало 1990-х стало временем возрождения монастыря. С 1996 года здесь же находится и Коломенская духовная семинария. Десятью годами позже сюда перенесли святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого). 5. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь Город Ступино,  улица Белопесоцкая Обитель основана во второй половине XV века. вято-Троицкая Белопесоцкая обитель — одна из старейших на земле Московской Руси. Монастырь основан иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря Владимиром в месте, именуемом с древних времен Белые Пески, на левом берегу Оки, напротив города Каширы. Неподалеку от этого места в древности процветал город Кремична. Впервые монастырь упоминается в документах в конце 1490-х годов. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Гравюра второй половины XIX в.

http://foma.ru/svyatyini-podmoskovya.htm...

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Зачатьевский монастырь в Москве — православный женский монастырь Русской Православной Церкви в районе Хамовники, между улицей Остоженка и рекой Москвой. Основан в 1360-е годы. Был закрыт в 1918 году и возобновлён в 1995 году в статусе ставропигиального. Надвратная церковь Спаса Нерукотворного, единственная из сохранившихся в советское время, — архитектурный памятник конца XVII — начала XVIII века. Содержание История [ править править код ] Первый монастырь на этом месте основал в 1360-е годы митрополит Алексий (Бяконт). Он именовался и Зачатьевским, по имени церкви Зачатия св. Анны, и Алексеевским — по престолу этой церкви. Первыми монахинями, по преданию, стали родные сёстры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Алексеевский монастырь был уничтожен пожаром в 1547 и возобновлён ближе к центру города, на месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя (см. Алексеевский монастырь); в XIX веке он переместился на Верхнюю Красносельскую улицу (см. Ново-Алексеевский монастырь). На пожарище осталась небольшая община, в 1584 вновь ставшая монастырём при поддержке Фёдора Иоанновича. Между 1584 и началом Смуты здесь были выстроены каменный собор Зачатия св. Анны и Богородице-Рождественская церковь, пережившие разрушения 1612 года. Монастырь в 1882 г. с псевдоготическим собором Парадные ворота с надвратной церковью Спаса Нерукотворного были выстроены в 1696 на средства стольника А. Л. Римского-Корсакова. Его род издавна владел землями по соседству, и Спасская церковь стала их «домовым» храмом; вплоть до закрытия в 1924 она была не монастырской, а приходской. Входное крыльцо на галерею первоначально находилось внутри монастырских стен; внешняя двухмаршевая лестница, дошедшая до наших дней, выстроена в 1724 специально для Римских-Корсаковых. В 1766 была выстроена церковь над могилами Иулиании и Евпраксии, во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (разобрана в 1887 в связи с включением объёма церкви в придел Аннинского собора).

http://azbyka.ru/palomnik/Зачатьевский_м...

Как следует из вышеизложенного, на канонической территории Православной Церкви Америки, включающей в себя США и Канаду, к 2007 г. старокалендарный раскол был представлен как независимыми церковными юрисдикциями, претендующими на обладание статусом Поместной Церкви, так и экзархатами, митрополиями, епархиями и приходами различных греческих старостильных Синодов. В числе независимых церковных структур на территории США и Канады, заявляющих о своей автокефалии, можно выделить следующие: 1 . «Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод»), возглавляемая Архиерейским Синодом, состоящим из семи архиереев под председательством митрополита Бостонского Ефрема. По состоянию на 2007 г. данную юрисдикцию представляют в Канаде 5 приходских храмов, 2 церковные миссии и женский монастырь Пресвятой Богородицы в Стоуфвайл (Онтарио). На территории США данная юрисдикция включала мужской монастырь святого Григория Синаита в Келсейвалле (штат Калифорния), церковную миссию имени святителя Иоанна Сан-Францисского в Франкфорте (штат Иллинойс), Свято-Вознесенский скит Йорке (штат Мейн), скит святых Апостолов в Кейп Неддик (штат Мейн), Свято-Рождественский женский монастырь в Бруклине, Спасо-Преображенский монастырь в Бостоне, Свято-Вознесенский скит в Пенсильвании, Сретенский женский монастырь в Стэнвуде (штат Вашингтон), скит святой Марии Магдалины в Варрентоне (штат Виржиния). 29 приходов и 2 часовни в штатах Аризона, Калифорния, Флорида, Иллинойс, Мэриленд, Мейн, Мериленд, Массачусетс, Миннесота, Миссури, Нью-Йорк, Орегон, Пенсильвания, Южная Дакота, Юта, Виржиния, Вашингтон 1075 . 2 . «Миссионерская Православная Архиепископия Америки», выделившаяся из «авксентьевского» Синода ЦИПХ Греции, состоящая из шести архиереев и возглавляемая митрополитом Василупольским и всея Америки Панкратием (Хулогесом) 1076 . 3 . Церковь ИПХ юрисдикции митрополита Монреальского и Канадского Акакия (Дускоса), состоящая из одного архиерея и весьма ограниченного числа приходов 1077 . 4 . «РПАЦ в Америке», возглавляемая архиепископом Денверским и Колорадским Григорием (Абу-Ассалем) и поддерживающая евхаристическое общение с «каллиникитским» Синодом ЦИПХ Греции. На территории США к данной юрисдикции относятся 1 скит, 1 женский монастырь и 4 приходских храма 1078 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Московская область (монастыри) Материал из Азбука паломники Александро-Невский монастырь (Маклаково) [ править править код ] Александро-Невский монастырь (Маклаково) - православная женская обитель, основанная в 1905 году. Монастырь был закрыт в начале 1930-х гг., возвращен Церкви в 1996 году. В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельниц обители. Совершенствуются формы социального служения. В монастыре сестры пишут иконы, выполняют художественную резьбу по дереву, работают в огороде, выполняют другие послушания в монастырском хозяйстве. Адрес: Россия, Московская область, Талдомский район, с. Маклаково Подробнее... Белопесоцкий монастырь [ править править код ] Белопесоцкий женский монастырь - православный женский монастырь. Основан как мужской в конце XV века св. Владимиром Белопесоцким. В 1924 году монастырь был закрыт, здания перешли историческому музею. В 1993 году монастырь был возвращен Церкви. При монастыре действует гостиница. Адрес : Россия, Московская область, г. Ступино, ул. Белопесоцкая, монастырь До монастыря удобнее добраться с Павелецкого вокзала от платформы " Акри " автобусом 1, 9, или 21 до остановки " Монастырь " . На автомашине: по М4 " Дон " до д. Псарёво, далее поворот на Ступино (первый от Москвы поворот в город), за ст. Ступино и перед пл. Акри необходимы переезды через ж-д пути Павелецкого направления. Сохраняя юго-восточное направление, от поворота с М4 до монастыря 17 км. Подробнее... Благовещенское подворье Троице-Сергиевой лавры [ править править код ] Бобренев монастырь (Коломна) [ править править код ] Богородице-Рождественский Бобренев монастырьмонастырь в Коломенском районе Московской области, в селе Старое Бобренево, близ Коломны. Объект культурного наследия РФ. Год основания - 1381. Сохранившиеся храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Феодоровская. Считается, что его основал воевода Боброк (командир засадного полка в Куликовской битве). По другой версии, его основал раскаявшийся разбойник Бобреня. Монастырь действующий, восстанавливается.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Троицкий собор Корецкого мон-ря. Фотография. 2010 г. Троицкий собор Корецкого мон-ря. Фотография. 2010 г. Корецкий во имя Святой Троицы (Воскресения Христова) женский монастырь (ставропигиальный), находится в г. Корец Ровненской (до 1991 Ровенской) обл. (Украина), на берегу р. Корчик. Основан не позднее кон. 70-х гг. XVI в. История возможного существования К. м. до XVI в. легендарна. В описаниях мон-ря кон. XIX - нач. XX в. приводились различные легенды, относившие устроение К. м. к XI-XII вв. По одной из них, некий игум. Варлаам в 1064 г. на пути в Грецию, «в трех верстах от древнего города Корчева на крутом скалистом берегу небольшого полуострова, омываемого водами реки Корчик, основал девичий общежительный монастырь» ( Антонюк. 1999. С. 27). Исследователи XIX - нач. XX в. допускали, что К. м. мог быть основан в нач. XII в. удельными князьями ( Переверзев. 1914. С. 398). По преданию, К. м. был разрушен летом 1496 г., во время осады Корца войсками крымского хана Менгли-Гирея, также и во время др. набегов монголо-татар на Волынь; во 2-й пол. XVI в. восстановлен. XVI в.- 1795 г . Во 2-й пол. XVI в. К. м. был «домовым» для князей Корецких. Одним из главных фундаторов и возможных основателей К. м. был кн. Богуш (Богдан) Федорович, сын кн. Федора Ивановича Корецкого и племянник Ивана Ивановича Корецкого, бывш. покровителей Пересопницкого Богородице-Рождественского мон-ря. Как и др. рус. магнаты, семья Корецких имела более тесные связи с Киево-Печерским мон-рем, собором Св. Софии и др. киевскими обителями. Кн. Б. Корецкий был ближайшим соратником князей Константина Константиновича Острожского и А. М. Курбского - ревнителей Православия на Волыни. В завещании кн. Б. Корецкого, воеводы земли Волынской, составленном 21 июня 1579 г. перед походом на Россию, отмечалось, что «на церкви соборные и на манастыри в моих имен(ь)ях» надо было дать «по две копы грошей». При этом Корецкий подчеркивал: «Особливе теж то сим тестаментом моим ознаймую, иж которые три манастыри, то есть манастырь Корецкий, манастырь Маренинский, манастырь Городиский, для уставичное фалы Божое, ижъбы в них николи хвала Божая не уставала, и для вечистое памети душ прародителей моих и моее, фундашами, листы моими уфундовал и, водлуг можности моее, кождый з них надал». Более того, кн. Корецкий просил опекунов своей семьи, чтобы они проследили, чтобы его сын кн. Иоаким (Яким) Корецкий «и потомки его» не лишали все 3 монастыря своих пожалований и вкладов под угрозой «неблагословенем моим отцовским и под клятвами, в листех фундышох моих описаными» (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 1. 17. С. 97).

http://pravenc.ru/text/2057268.html

     В 2019 году Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий женский монастырь отмечает две знаменательные даты, связанные с его историей: 110 лет со дня кончины основательницы монастыря игумении Павлы (Трегубовой) и 120 лет с самого появления на Дальнем Востоке этой первой женской обители. Параскева Николаевна Трегубова – так звали в миру будущую игумению Павлу – родилась в 1830 году в деревне Трегубово Слободского уезда Вятской губернии. С юности она решила посвятить себя служению Богу. Двадцати четырех лет, в 1854 году, Параскева поступила в Христово-Рождественский Слободской женский монастырь, и с первых дней своего вступления на иноческий путь уже могла быть примером подвижнической жизни. 14 октября 1865 года она была пострижена в рясофор с наречением имени Парфении, а 23 апреля 1866 года приняла монашеский постриг с именем Павлы. Из тридцати лет, которые мать Павла прожила в Слободском монастыре, двадцать лет она несла многотрудное, а порой и многоскорбное послушание по сбору добровольных пожертвований в пользу монастыря – в основном, в Петербурге и в Москве. В то время, когда умы людей уже захватывало неверие, ей во время выезда на послушание приходилось терпеть большую нужду. Обходя дома со сборной книгой, она получала множество насмешек и оскорблений. Кто знает, сколько боли, душевной и физической, перенесла она, с терпением и молитвой неся возложенное на нее послушание. Но имея крепкий внутренний фундамент веры, уповая во всем на Бога, она из года в год, изо дня в день без слова ропота и с полной решимостью шла по монашескому пути отсечения своей воли. В числе первых российских монахинь-сборщиц монахиня Павла отправилась за пожертвованиями и в Сибирь. Архиепископ Владивостокский Евсевий      Зная силу духа и твердость веры игумении Павлы, Высокопреосвященнейший архиепископ Вениамин (Благонравов) убедил ее начать строительство женского монастыря в Забайкальской области, и в 1884 году она прибыла в Иркутск. Монастырь вскоре был устроен ее трудами в Чите. А спустя несколько лет матушка Павла отправилась на новое послушание – на Дальний Восток, в только что созданную самостоятельную Владивостокскую и Камчатскую епархию. Первый архипастырь вновь учрежденной огромной – в 1 200 000 квадратных верст – епархии владыка Евсевий (Никольский) энергично приступил к духовному просвещению Уссурийского края, в те годы быстро развивающегося. В 1899 году владыка докладывал Святейшему Синоду: «Учреждение в Южно-Уссурийском крае женской общины, которая впоследствии могла бы быть переименована в женский монастырь, необходимо потому, что население края, состоящее из переселенцев европейской России, привыкло на месте своего первоначального жительства искать религиозного утешения в иноческих обителях...»

http://pravoslavie.ru/122355.html

Тула (Горелки). Богородице-Рождественский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Богородице-Рождественский женский монастырь существует с 2001 года. Ранее существовал как приходской храм. Каменное здание Богородице-Рождественской церкви было построено в 1781 году лейб-гвардии поручиком Алексеем Ивановичем Ивашкиным. Освящено в 1783 году епископом Коломенским Феодосием. В церкви было два престола: главный - во имя Рождества Богородицы, южный - во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В документах 1916 года появляется еще один - во имя святого Георгия Победоносца. Размер усадебной земли вместе с погостом на то время составлял 5 десятин 6658 кв. сажен. Церкви при­надлежала церковно-приходская школа, построенная в 1888 году, и кирпичная церковная сторожка, церкви была приписана часовня, построенная на средства Ивашкина в 1911 году. Общая численность прихожан на 1916 год составляла 2447 человек. Г. Тенцер «Тула православная. Действующие храмы Тулы» - Тула: Свамия, 2003г. Приход с. Горелок находится в 5 вер. от г. Тулы, по Московской шоссейной дороге; местоположение прихода довольно возвышенное, окруженное с северной и восточной сторон большими лесами, обильное фруктовыми садами. Климат благоприятствует здоровью и пользоваться им весною и летом приезжают многие тульские городские жители, нанимая у местных владельцев дачи. По составу своему приход обнимает село Горелки и деревни: Горельские выселки, Ивановку, Алешню и Клюкову, с населением 796 душ муж. и 857 ж. пола. Земледелие составляет только придаточный промысл прихожан, главное занятие которых составляет слесарное мастерство: заготовление замков, печных, дверных и оконных приборов и самоварных принадлежностей, равно оружейное и патронное мастерство. Когда и как образовался приход с. Горелок, достоверно неизвестно. На основании местного предания можно только полагать, что село Горелки получило свое название от первоначального местоположения на горе, отстоящей от места настоящего расположения села на 3 версты и сохранившей за селом прежнее название и доселе. Существующий в с. Горелках каменный храм во имя Рождества Пр. Богородицы с придельным алтарем во имя св. Алексия, митрополита Московского, построен в 1781 году личными средствами местного землевладельца, лейб-гвардии поручика Алексея Ивановича Ивашкина. А бывший до сего времени деревянный храм в с. Горелках перевезен в 1783 году и устроен тем же г. Ивашкиным в другом его имении, селе Глухих

http://sobory.ru/article/?object=05527

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010