Фасады имели богатый белокаменный декор нарышкинского стиля. К церкви примыкали 2-этажные палаты (3 комнаты с сенями наверху, кладовая внизу), выстроенные, по преданию, для царевича Алексея Петровича, к-рый мог проживать в них лишь короткое время, фактически находясь под арестом весной 1718 г., после принудительного возвращения из-за границы. Первоначальное убранство и богослужебные предметы храма были приобретены также на средства вкладчика Викторова. В 1849 г. стены храма расписали фресками. К нач. XX в. в храме находились 4-ярусный резной позолоченный иконостас, справа от царских врат местный образ Спасителя с предстоящими свт. Арсением и св. блгв. кн. Михаилом Тверским, слева - местный Киево-Печерский образ Божией Матери, а также чтимая икона св. Алексия, человека Божия, «греческого письма» в серебряной ризе (вклад 1843 г. вдовы действительного статского советника А. М. Полторацкого, погребенного в Ж. м.). К 1917 г. в Алексиевском храме размещалась б-ка, в нижнем этаже - кельи. По описаниям 1685 и 1702 гг., в Ж. м. находилась деревянная «рублена осмерик» шатровая колокольня с 8 колоколами. Не позднее 1713 г. между Алексиевской ц. и Успенским собором на средства вкладчика Викторова была возведена каменная шатровая колокольня. Внутри колокольни находились часы «железные русские». В июле-авг. 1803 г. сгнившая тесовая крыша колокольни была заменена на железную, в 1897 г. колокольня еще раз ремонтировалась. В 1833-1834 гг. в линии вост. ограды (между палатами царевича Алексея и настоятельскими кельями) были сооружены новые св. ворота в стиле ампир, на месте которых в 1912-1914 гг. по проекту архит. А. П. Фёдорова была построена надвратная колокольня. Все 3 яруса колокольни (проездной и 2 яруса звона) были кубическими: нижний - со слегка пирамидальными очертаниями, верхний - со срезанными углами; колокольня завершалась небольшой маковичной главой. Интересными деталями сохранившегося до наших дней нижнего яруса являются полукруглый выступ с юга, напоминающий апсиду, а также аркатурно-колончатый пояс под карнизом.

http://pravenc.ru/text/182239.html

К началу XX века были построены келейные корпуса, хозяйственные здания, открыта школа для девочек. С начала 1990-х годов на его территории находится Богородице-Алексиевский мужской монастырь. 63 Храм царя Соломона был построен в 961 году до Р. Х.; в 586 году до Р. Х. был разрушен халдеями (вавилонянами). Новый храм – храм Зоровавеля – строился очень долго и был закончен в 515 году до Р. Х. 64 Часовня возводилась как точная копия Иверской часовни у Воскресенских ворот в Москве. В ней хранился привезенный из столицы и прославившийся чудесами список Иверской иконы Божией Матери. Построенная в центре города, Иверская часовня именовалась томичами «духовными вратами Томска». В 1933 году Иверская часовня была разрушена, а находившаяся в ней икона бесследно исчезла. Долгие десятилетия православные томичи жили надеждой на возрождение этой святыни. По многочисленным просьбам жителей Томска часовня была восстановлена в 2002 году и 26 мая 2002 года освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 66 Николай II, будучи наследником престола, посетил Томск 5 июля 1891 года, возвращаясь из кругосветного путешествия. 67 Жертвователем на возобновление часовни Иверской иконы Божией Матери был купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин города Томска Иннокентий Евграфович Кухтерин (1870–1911). История эта изложена в Прологе. Один старец-столпник, спасавшийся близ Едессы, на вопрос святителя Феодора, епископа Едесского, что именно заставило его взойти на столп и сколько лет он собирается на нем подвизаться, отвечал: «Вместе со старшим братом я расстался с миром еще в юности. Сначала три года мы провели в монастыре, а затем ушли в пустыню и, найдя там две пещеры, поселились: я – в одной, брат – в другой. Время мы проводили в безмолвии, посте и молитве и сходились только в воскресные дни. Такая жизнь в пустыне для меня продолжалась, однако, недолго. Раз, когда мы оба вышли из своих пещер для сбора злаков и кореньев для еды и были на некотором расстоянии друг от друга, я вдруг заметил, что брат мой внезапно остановился, как будто чего-то испугавшись, а потом стремглав побежал и скрылся в своей пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

До февр. 1928 г. при надвратной Андреевской ц. действовала небольшая (ок. 100 чел.) община верующих, к-рую возглавлял архим. Иосиф (Каменецкий). После закрытия мон-ря в его помещениях разместились 125 учащихся школы им. М. Ю. Лермонтова. В дальнейшем они заняли монастырскую трапезную, переоборудовав ее в столовую и физкультурный зал. Затем различные жилые помещения Н. Б. м. были отданы под квартиры для рабочих и служащих. Но большая часть территории мон-ря оказалась в ведении 17-й стрелковой дивизии. Военные заняли склады и др. хозяйственные помещения. До 1928 г. в стенах обители делали лодки, ремонтировали экипажи, подковывали лошадей и т. п. до тех пор, пока, наконец, военно-обозное хозяйство не было выселено по требованию Губернского музея. В 1924 г. по просьбе приходского совета Андреевской ц. постройки мон-ря были приняты под охрану Нижегородским губернским музеем. Однако музей продолжил сдавать помещение мон-ря различным арендаторам. В 1929 г. в Благовещенском соборе разместился Клуб инвалидов. Одновременно с 30-х гг. ХХ в. в соборе, Алексиевской ц. и в одном из монастырских корпусов складировались документы Нижегородского архива. В 1922 г. из храмов Н. Б. м. изъяты все богослужебные предметы из драгоценных металлов - 135 предметов общим весом 8 пудов 39 фунтов 57 золотников 77 долей серебра. В янв. 1927 г. Подотдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины предлагал общине верующих монастыря выдать ему иконы Божией Матери «Одигитрия», «Страстная» и Владимирский образ из Успенской ц., а также шитую пелену XVII в. с изображением Благовещения. В кон. янв. 1928 г. церковному совету предлагалось выдать реставратору И. А. Баранову икону Преображения Господня и выносной крест «для помещения их в музей». В февр. того же года община была ликвидирована и все ее имущество передано в Госфонд. В июне 1929 г. из мон-ря для продажи за границу была изъята 21 икона 2-й пол. XVIII в. В окт. 1929 г. музей не стал возражать против внутренних перестроек Благовещенского собора и снятия с куполов крестов.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Злоумышленник прятался в вечернее время в церкви, а ночью вскрывал ящики для пожертвований и похищал деньги прихожан. 9 января. ПРАВМИР. В Томской области задержан подозреваемый в ограблении четырех церквей, сообщает Благовест-Инфо . За две недели,  с 22 декабря 2012 года по 9 января 2013 года, 20-летний житель Кривошеинского района обокрал Богородице-Алексиевский мужской монастырь, Петропавловский и Богоявленский соборы и Знаменскую церковь. Злоумышленник прятался в вечернее время в церкви, а ночью вскрывал ящики для пожертвований и похищал деньги прихожан. Общий ущерб от краж составил около 300 тыс. рублей. Деньги молодой человек потратил на покупку отечественного автомобиля и на развлечения. По факту краж возбуждены уголовные дела, решается вопрос об избрании задержанному меры пресечения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 апреля, 2024 28 сентября, 2023 26 сентября, 2023 31 августа, 2023 16 августа, 2023 16 марта, 2023 14 июня, 2022 11 апреля, 2022 21 февраля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/zhitel-tomskoj-oblasti...

В 1922 г. из храмов и ризницы мон-ря производилось изъятие церковных ценностей. Весной 1923 г. Ж. м. был закрыт, к лету того же года в нем зарегистрирована трудовая артель. К 1929 г. в Ж. м. размещался также детский дом. Решением Тверского губисполкома от 10 июня 1929 г. были закрыты Успенский и Алексиевский храмы, использовавшиеся впосл. под зернохранилище; церковное имущество конфисковано и расхищено. Кладбище было разорено, надгробные памятники растащены, некоторые захоронения осквернены. В 1930 г. были уничтожены т. н. палаты царевича Алексея, старая колокольня, разобраны на кирпичи 2 верхних яруса колокольни 1914 г. В марте 1931 г. местные власти получили разрешение Главнауки на разборку Алексиевской ц. До нач. войны 1941 г. на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе - магазин. В окт. 1941 г., при отступлении Красной Армии из Калинина (Твери), мон-рь пострадал, были разобраны или взорваны Успенский собор, ц. во имя преподобных Антония и Феодосия, настоятельский корпус, ограда. В 1945 г. Ж. м. был снят с госохраны, на территории обители устроен склад ГСМ военной части. К 2008 г. сохранились остатки 2-этажного братского корпуса и нижний ярус надвратной колокольни 1914 г. с аркой св. ворот.  http://www.pravenc.ru/text/182239.html В 2011 году по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора Малицкому монастырю было поручено заниматься вопросом передачи Тверской епархии земель Успенского Желтикова монастыря и оформлением их как своего подворья. В последние годы шло активное противостояние церкви и министерства обороны. В итоге монастырь стали медленно, но верно передавать епархии. Долгие судебные разбирательства привели к тому, что в феврале 2015 года Пролетарский районный суд постановил: «Воинскую часть 53956 снести». Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации прекратить хозяйственную деятельность части на территории Успенского Желтикова монастыря, которую она занимала там с начала 1930-х годов. До начала Великой Отечественной войны здесь располагались авиамастерские, в соборе был открыт магазин. В послевоенное время часть перевели в склад ГСМ, коим она и являлась до своих последних дней. Такое решение принято судом не случайно. В начале прошлого столетия, во времена религиозного гонения, Красная армия заняла настоящий памятник истории и культуры.

http://sobory.ru/article/?object=49437

Томская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богородице-Алексиевский мужской монастырь (Томск) Томская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Административный центр — город Томск . Граничит на западе с Омской и Тюменской областями, на западе и севере — с Ханты-Мансийским автономным округом — Югрой, на востоке — с Красноярским краем, на юге — с Кемеровской и Новосибирской областями. Содержание Православие в Томской области [ править править код ] История [ править править код ] В 1604 году по указу царя Бориса Годунова казацким головой Писемский и боярским сыном Тырковым строится крепость, расположившаяся на высокой горе, вблизи впадения в реку Томь Ушайки и по тому названная Томском. В благословение созидаемому граду царь присылает образ Пресвятой Троицы. Повелением государя в городе воздвигается и деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Во круг этого храма начинает созидаться церковная и общественная жизнь на томской земле, возвещаться непреходящая истина святого Евангелия. Одни за другими возводились в Томске и окрестных землях храмы и часовни. Умножалось и количество православных как за счет переселенцев, осваивавших Сибирь, так и за счет принимавших Православие местных жителей. К середине XVII столетия назрела необходимость открытия в Томске самостоятельной архиерейской кафедры. Этот вопрос рассматривался на Большом Московском соборе 1666-1667 гг., где было определено: " Ради церковного устроения: и по Богоревнивому желанию благочестивого Самодержца: царя Алексия Михайловича: мы, православные патриархи - Паисий, Божею милостию папа и патриарх Антиохайский и всего Востока; Иосиф, Московский и всея Руси, преосвященные миторополити, архиепископи и епископи и весь освященный Собор благословихом и утвердихом в царстве Сибирском, в Тобольске с окрестными грады, вместо архиепископи и метрополии быти, в Томске граде - епископу " . Кафедральным собором Томска стал старинный деревянный храм во имя Святой Троицы, а после его разборки по ветхости в 1819г. - Богоявленский собор.

http://azbyka.ru/palomnik/Томская_област...

На восточной стороне территории Н. Б. м., вероятно уже в кон. XVII в., существовала церковь во имя апостола Иоанна Богослова (святителя Алексия). В документах XVIII в. она называлась надвратной и больничной, т. к. располагалась над вост. («задними») воротами, между 2 корпусами монастырской больницы. Первый этаж церкви представлял собой одностолпную палату, 2-й был перекрыт сводом. Глава была покрыта зеленой черепицей, и увенчана железным прорезным позолоченным крестом. Богослужение совершалось ежедневно больничными монахами. При пожаре 1722 г. храму был нанесен урон, сгорели икона ап. Иоанна Богослова в серебряном окладе и Владимирская икона Божией Матери в серебряном окладе с жемчугом и драгоценными камнями. После пожара 1767 г. богослужения в храме не совершались, а в 1821 г. его вместе с больничными кельями разобрали на кирпич для новой монастырской ограды. В июле 1832 г. по инициативе архим. Макария на вост. монастырском участке, освобожденном от прежних строений, разобранных восточных св. ворот, больничного корпуса келий и больничной ц. ап. Иоанна Богослова, началось строительство нового храма. Первоначальный проект с 4 колонными портиками по сторонам создал архит. И. И. Межецкий, позднее его доработал А. Л. Леер. 15 сент. 1834 г. храм в честь Воскресения Христова был освящен Нижегородским еп. Амвросием (Моревым) в сослужении настоятеля архим. Иннокентия. В 1854 г. еп. Иеремия переосвятил храм во имя свт. Алексия, митр. Московского (тогда же Алексиевская ц. была переосвящена во имя прп. Сергия Радонежского). В 1882 и 1883 гг. в Алексиевском храме на средства потомственных почетных граждан братьев И. М. и М. М. Рукавишниковых были устроены 2 придела: правый - в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», левый - во имя вмч. Пантелеимона. Тогда же в храме было смонтировано паровое отопление, что позволило совершать службы и в зимнее время. Церковное здание - яркий образец провинциальной архитектуры эпохи классицизма. В плане имеет форму 4-конечного креста, увенчано 5 куполами, все 4 фасада украшены портиками с колоннами. В кон. XIX в. в Алексиевской ц. стоял одноярусный резной позолоченный с колоннами иконостас; царские врата тоже были «резными в виде семисвечника»; иконы написаны «на золоте»; стены в алтаре и нефе расписаны. В частности, на зап. стене имелись изображения сцен из Жития свт. Алексия. В приделах иконостасы также были вызолочены и украшены резьбой.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

В Томске прошли торжества по случаю 400-летия Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря 22 ноября 2005 г. 11:37 В Томске прошли торжества, по случаю 400-летия Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря. Эта древнейшая в Сибири обитель стала одним из первых монастырей, посвященных Казанскому образу Пресвятой Богородицы. Обретенная незадолго до этого в Казани чудотворная икона Божией Матери воспринималась нашими предками как благословение Пречистой на освоение русскими людьми бескрайних просторов Сибири, на просвещение многочисленных коренных народов светом евангельской истины. На протяжении столетий томский мужской монастырь был центром духовной жизни и церковного строительства в центрально-сибирском регионе. Вплоть до назначения на Томскую кафедру первого епископа настоятель монастыря по поручению Тобольского митрополита осуществлял руководство всей церковной жизнью на огромной территории от Оби до Енисея. В 1746 году в стенах Богородице-Алексиевского монастыря была открыта первая в городе школа, ставшая колыбелью системы образования одного из ведущих учебных центров России. Опустошенный в годы гонений на Церковь, томский мужской монастырь был вновь открыт в 1992 году. В 1995 здесь были обретены мощи святого Феодора, ставшие главной святыней обители и всей Томской епархии. В юбилейных торжествах приняли участие руководители области и города, а также гости из сибирских епархий. Праздничное богослужение в монастыре возглавил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав . Ему сослужили епископ Абаканский и Кызылский Ионафан и епископ Прокопьевский Амвросий. Среди праздничных мероприятий — проведение выставки об истории томского монастыря в областном краеведческом музее, открытие мемориальной доски, посвященной первому учебному заведению Томска, возникшему в стенах обители, установка памятника святому старцу Феодору на месте, где была его келья. Служба коммуникаций ОВЦС МП /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/59255.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Житель Томской области за две недели награбил в церквях 300 тыс. рублей и купил автомобиль 09.01.2013 В Томской области задержан подозреваемый в ограблении четырех церквей, сообщает пресс-служба УМВД по региону в среду. По информации ведомства, 20-летний житель Кривошеинского района в период с 22 декабря 2012 года по 9 января 2013 года обокрал Богородице-Алексиевский мужской монастырь, Петропавловский и Богоявленский соборы и Знаменскую церковь. Злоумышленник прятался в вечернее время в церкви, а ночью, когда в храме никого не было, он вскрывал ящики для пожертвований и похищал деньги прихожан. Общий ущерб от краж составил около 300 тыс. рублей. Эти деньги молодой человек потратил на покупку отечественного автомобиля и на развлечения. По факту краж возбуждены уголовные дела, решается вопрос об избрании задержанному меры пресечения. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 09.01.2013 16:08:24

http://drevo-info.ru/news/14491.html

И. Геликонского: Никольской, в Воробине, церкви, свящ. И. В. Никанорова: Священник И. В. Никаноров Церковный староста И. X. Смирнов —15— 35. Петропавловской, в Лефортове, церкви, свящ. И. Д. Можарова: Священник И. Д. Можаров Преображенской, в Преображенском, церкви, свящ. С. Г. Соколова: Священник С. Г. Соколов К. Л. Беляев Трехсвятительской, на Кулишках церкви, прот. В. С. Пятикрестовского: Протоиерей В. С. Пятикрестовский А. А. Корзинкин «Утоли моя печали», при Александровской Общине сестер милосердия, церкви, свящ. А.В. Озерецковского. Священник А.В. Озерецковский Диакон А.Н. Речменский Благовещенской, при 4 мужской гимназии, церкви, свящ. Н.А. Ремизова: Ивановского сорока 2-го отделения: Алексиевской, на Мал. Алексеевской, церкви, свящ. В. А. Красновского: Священник В. А. Красновский И. П. К. Н. Максимов Богородице-Рождественской на Старом Симонове, церкви, свящ. И. В. Остроумова: Священник И. В. Остроумов От причта Воскресенской, в Гончарах, церкви, свящ. М. Г. Городенского: Священник М. Г. Городенский Воскресенской, в Таганке, церкви, прот. Н.А. Красновского: Бр. Бубновы А. Г. Буров И. Васильев А. Таланов Св. Мартина Исповедника церкви, Протоиерея А.И. Молчанова: Протоиерей А.И. Молчанов Св. Никиты Мученика, что за Яузой, церкви, свящ. Н.И. Померанцева: Д. Т. Баранов Николаевской, на Болвановке, церкви, свящ. Н.А. Орлова: Калинов Николаевской, в Котельниках, церкви, свящ. Н. Ф. Черткова: Священник Н. Ф. Чертков Николаевской, в Кошелях, церкви, свящ. К. Д. Всехсвятского: Священник К. Д. Всехсвятский К. Н. Вишняков М. П. Голубев И. Н. Калачев —17— 51. Петро-Павловской у Яузских ворот церкви, прот. В. И. Цветкова: Протоиерей В. И. Цветков Покровской, на Лыщиковой горе, церкви, свящ. Д.И. Рождественского: Д. Поляков Сергиевской, в Рогожской слоб., церкви, прот. И. А. Орфанитского: Протоиерей И. А. Орфанитский Священник С. Полиевктов Священник Минервин В. Т. Волков Св. Симеона Столпника церкви, за Яузой, прот. В. П. Беневоленского: Протоиерей В. П. Беневоленский Сорокосвятской, у Новоспасского м., церкви, свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010