ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Волгоградского и Камышинского Германа упразднить мужской монастырь Архистратига Михаила города Краснослободска Волгоградской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия открыть Воскресенский Белогорский мужской монастырь в селе Белогорье Подгорненского района Воронежской области и назначить иеромонаха Симона (Камнева) на должность игумена этого монастыря. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Омского и Таврического Владимира освободить игумена Виталия (Кляритского) от должности игумена (настоятеля) Никольского мужского монастыря в деревне Большекулачье Омской области и назначить на должность игумена (наместника) указанного монастыря иеромонаха Зосиму (Балина). 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Павла открыть Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь в поселке Пронск Рязанской области и назначить игумена Луку (Степанова) на должность игумена этого монастыря. 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Самарского и Сызранского Сергия назначить на должность игумении Заволжского Ильинского женского монастыря села Подгоры Волжского района Самарской области монахиню Нину (Механикову). 6. В связи с прошением Преосвященного митрополита Томского и Асиновского Ростислава освободить от должности игумена Богородице-Алексиевского монастыря города Томска Преосвященного епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана и назначить на эту должность иеромонаха Кирилла (Умрилова). 7. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия освободить Преосвященного епископа Мичуринского и Моршанского Гермогена от должности игумена (наместника) Знаменского Абалакского монастыря Тобольской епархии. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Якутского и Ленского Романа открыть Спасский мужской монастырь города Якутска и назначить иеромонаха Никона (Бачманова) на должность игумена (наместника) этого монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/3275888.ht...

Каменные работы выполняли В. и С. Войлошниковы. В 1805 г. к сев. части корпуса, со стороны реки, были пристроены контрфорсы. Работами руководил А. Кашин. В 1836 г. надвратная Андреевская ц. была разобрана до основания, восстановительные работы вели до 1838 г. В 1840 г. надвратная церковь освящена. К 1845 г. сев. часть келий пришла в аварийное состояние, в результате их ремонта фасады были переделаны: первоначальные наличники окон срублены, часть окон расширена, другие заложены, рядом прорублены новые. Стены были оштукатурены, рядом с проездными воротами пробиты вторые, обрамленные колоннами с фронтонами. Два больничных корпуса, выстроенные на вост. стороне Н. Б. м., фланкировали обращенные к Нижнему городскому посаду «задние» монастырские ворота с надвратной ц. ап. Иоанна Богослова. Этот комплекс сооружений перестал существовать с началом строительства в 1821 г. Воскресенской (Алексиевской) ц. Современное здание келейного корпуса расположено на юж. стороне, между Благовещенским собором и Алексиевской ц. Корпус возведен архит. Я. А. Ананьиным во время генерального межевания города и ремонта монастырских строений в 1780-1786 гг. Его помещения использовались как монашеские кельи и гостиница для паломников. Напротив келейного корпуса, с севера, на бровке окского откоса, находится 2-этажное каменное здание под тесовой деревянной крышей, которое в описи «казенного имущества» мон-ря 1822 г. названо «второй корпус братских келий» (ЦАНО. Ф. 578. Оп. 1. Д. 45. Л. 112 об.). Его 1-й этаж представляет собой одностолпную палату (8,64×11,2 м), а 2-й этаж имеет сомкнутый свод с распалубками над проемами. В 1894 г. в этом здании были оборудованы помещения для церковного историка архиеп. Макария (Миролюбова), удалившегося в обитель на покой и здесь скончавшегося († 1895). Святыни и реликвии К сер. XIX в. самой чтимой иконой в Н. Б. м. являлся Корсунский образ Божией Матери «штилистовой», в киоте, на левой створке которого был изображен арх. Михаил, а на правой - св. Иоанн Предтеча с усеченной главой у ног.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Верхняя и нижняя части иконы, на к-рых начертаны слова гимна Пресв. Богородице «Достойно есть», к сер. XIX в. были уже утеряны. В 1718 г. икона находилась у юж. алтарных дверей Алексиевской (с 1854 Сергиевской) ц. На иконе и створках киота имелись серебряные оклады с резными сребро-позолоченными венцами. К сер. XIX в. образ был перенесен в Благовещенский собор, где находился у правого столпа, на особом аналое из посеребренной меди с золочеными арабесками. Затем его поместили на аналое перед алтарем в Воскресенской (Алексиевской) ц. В 1858 г. для иконы был сделан новый оклад, где кроме венца над главою Божией Матери имелись 2 звезды из драгоценных камней: одна - на челе, другая - на плечах, и бриллиантовая брошь. Створки киота украшали ризы, шитые золотом и серебром. На лицевой стороне, в нижней части иконы, находилась надпись по-славянски, по-гречески и по-гречески славянскими литерами: «образ писан в лето 6501 (993) Симеоном иеромонахом». Из-за того, что некоторые слова, написанные на доске иконы, стерлись, они переведены на серебряную позолоченную дощечку, на к-рой надпись была вычеканена тем же почерком, что и подлинная, и «дщица» была прикреплена к иконе поверх оригинальной надписи. До нач. ХХ в. образ считали произведением кон. X в., но в 1919 г. И. Э. Грабарь произвел пробную расчистку иконы и датировал ее XVI в. Подробный анализ надписи не оставил сомнения в том, что она выполнена в XIX в. ( Грабарь. 1966. С. 292; Шалина, Шевченко. 2015). Грабарь, а за ним и некоторые др. искусствоведы полагали, что икона XVI в. могла заменить более древнюю, пришедшую в ветхость монастырскую святыню ( Грабарь. 1966. С. 292; Балакин. 1999. С. 27; Этингоф. 2005. С. 159-160). Однако, поскольку сам иконографический тип Корсунской иконы сформировался на Руси лишь в XVI в., предположение о древнем прототипе не имеет оснований. После передатировки иконы безосновательным оказывается и широко распространенное мнение о том, что этим образом свт. Алексий, митр. Московский, благословил основанную им обитель в Н.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Храм во имя свт. Алексия, митр Московского. 1834 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Храм во имя свт. Алексия, митр Московского. 1834 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 1690 г. близ юго-зап. угла Благовещенского собора, у горы, на узком пространстве между собором и стеной, была возведена церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского (впосл. во имя преподобного Сергия Радонежского). Здание предположительно возведено на месте одноименного юж. придела Благовещенского собора на средства ушедшего в Н. Б. м. на покой патриаршего ризничего Иосифа Булгакова, к-рого в 1710 г. похоронили под этой церковью. В 1715 г. церковь пострадала от пожара, после чего маковица главы была вновь покрыта зеленой черепицей. В 1722 г. с запада к церкви была пристроена паперть, к-рая являлась продолжением галереи Благовещенского собора. Из церкви в гору вели пещеры, стены и потолки к-рых крепились лодейным брусом. К 1803 г. церковь пришла в аварийное состояние, между 1810 и 1825 гг. была частично перестроена. В здании было сделано плоское междуэтажное перекрытие, надстроен алтарь, а церковь перенесли на верхний этаж. Она представляла собой поднимающееся восьмериком сооружение с крытой муравленой черепицей главкой и кованым золоченым крестом, с оконными наличниками, имела одноапсидный алтарь и деревянную зап. паперть. В 20-х гг. XIX в. по проекту архит. И. Е. Ефимова вместо деревянной была построена каменная паперть, соединенная с галереей Благовещенского собора. В 1854 г. по благословению еп. Иеремии (Соловьёва) церковь была переосвящена во имя прп. Сергия Радонежского, а в 1867 г. отремонтирована на средства Дубровина. Своды были расписаны. К кон. XIX в. в храме имелся одноярусный, выкрашенный краской и местами позолоченный иконостас; шатровый свод был расписан водяными красками. Из-за ветхости и повреждений службы совершались редко, и только летом. Между Сергиевской (Алексиевской) и Успенской церквами, под горой, располагаются искусственно сооруженные пещеры. Сначала у трапезной палаты была выкопана для родника пещера глубиной 11 м со сводом, выложенным белым камнем. Для удаления излишних водяных токов через территорию мон-ря к р. Оке был проложен желоб. В нач. XVIII в. близ Алексиевской ц. в горе выкопали 2-ю пещеру - для захоронения иноков. 25 мая 1710 г. в ней 1-м погребен Иосиф (Булгаков). Над его гробницей на камне, встроенном в юж. стену, вырезаны слова: «1710-го года Маия 25-го дня в 2-ом часе нощи, успе во Христе, блаженночестный монах иеродиакон Иосиф Булгаков, бывый потриарше судия и ризничей, иже первый пещеры сей, и храма святителя Алексия основатель и зде первый положися». К 2018 г. пещеры подверглись значительным обрушениям ( Филатов. Нижний Новгород. 1994. С. 31; Медоваров. 2011).

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Архив Пн Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронежа 18 сентября 2011 г. 01:00 Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии , был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Место для строительства было выбрано на Акатовой поляне — покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города, давшей название новой обители. Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства. В недолгий период пребывания в Воронеже Петра I монастырь оказался в крайне стесненных обстоятельствах — в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII — начала XIX века Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита. В царствование императрицы Екатерины II, когда число православных монастырей было резко сокращено, Алексиевская обитель была отнесена к второклассным; по штату ей полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли. Из материалов об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII-XIX веках известно о трудах настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительской деятельности (с 1796 года должность настоятеля традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859 г.), наиболее полное для своего времени. В конце XIX века отмечается особый расцвет просветительской деятельности в стенах обители во многом благодаря трудам ее настоятеля преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал епархиальный училищный совет и епархиальный комитет православного миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам владыка Владимир).

http://patriarchia.ru/db/text/1624711.ht...

Из книги Минин С.Н. священник. Очерки по истории Владимирской епархии (X-XX вв.). - Владимир: 2004. С. 21-22 С Константино-Еленинской обителью связано и другое имя - св. Пахомия Нерехтского (в миру Иакова), родившегося в семье священника в начале XIV в. во Владимире. После смерти отца в возрасте 12 лет он был отдан послушником в Богородице-Рождественский монастырь, где позднее был пострижен в монашество и получил сан иеродиакона. Митрополитом Алексием назначен игуменом вновь открытого Константино-Еленинского монастыря близ Владимира, но вскоре удалился в костромские земли, где основал Троицкий монастырь в с. Сыпаново, в котором почил с миром 23/03/1384 и там же был похоронен. По материалам " Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь " . - Владимир, 2002. Еще в IX – начале Х вв. на этих землях жили угрофинские племена – язычники, которые поклонялись своим богам и приносили им жертвы на капищах. Здесь возникает первое поселение монахов-славян, пришедших с юга, и на месте бывших капищ строятся деревянные срубы храмов, православные церкви. Монастырь выполнял функцию форпоста на левом берегу Клязьмы на подступах к Владимиру. В 1238 г. монастырь был сожжен татаро-монголами. Некоторые летописцы относят возникновение монастыря к кон. XII - нач. XIII вв., основываясь на том, что один из игуменов монастыря, Феодор, был посвящён в 1276 г. в сан Владимирского епископа. Монастырь вновь был открыт в 1362 г. другом и соратником Сергия Радонежского Алексием, который был настоятелем этого монастыря, а в последствии митрополитом Киевским и всея Руси. Первоначально при монастыре была построена в 1362 г. соборная Царе-Константиновская церковь, которая в указе Синода 1752 г. уже числилась как соборная церковь во имя святых благоверных царей Константина и Елены. В нач. XVII в. Константино-Еленинский монастырь не избег Литовского разорения, подобно Боголюбову монастырю. В 1721 г. по ветхости зданий и скудности средств содержания Константино-Еленинский монастырь был упразднён и приписан к Боголюбову монастырю, но в 1727 г. по просьбе братии опять восстановлен и оставлен на прежнем основании под управлением игуменов. По штатам 1764 г. он сделан второклассным с настоятелем архимандритом. Архимандритом Константино-Еленинского монастыря Авраамием было начато возведение пятиглавой каменной Константино-Еленинской церкви. В 1775 г., согласно указу Святейшего Синода, за ветхостью зданий Константино-Еленинский монастырь был окончательно упразднён и братия его переведена в Николо-Волосовский монастырь, с настоятелем, братиями и церковной утварью, отчего тот иногда именовался Цареконстантиновским Николаевским монастырем. Обитель была закрыта, храм передан общине села Доброе.

http://sobory.ru/article/?object=05408

Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей монастырских уставов. Также в нём содержались и светские лица. Главным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Изначально постройка была деревянная, неоднократно сгорала. В 1789 году было построено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ Божией матери «Неопалимая купина». В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенами и башнями-часовнями (проект томского архитектора К. Г. Турского). На территории находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастырямонастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века. В 1922 году сам монастырь был закрыт, но община верующих при Казанском храме существовала до 1929 года. Монахи в этот период проживали под арестом в братском корпусе, а после закрытия храма вместе с архимандритом были казнены на горе Каштак. В 1930 году в помещениях монастыря расположился Индустриально-педагогический институт. Решение Томского облисполкома от 17 февраля 1978 года комплекс монастырских зданий был взят под государственную охрану. В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого. В 2010 году в келейном корпусе монастыря (бывшее здание архиерейского дома, построенного в 1835 году у южной стороны монастырской ограды), была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней размещён мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле. В 2012 году из федерального бюджета по программе «Культура России» было выделено 15 миллионов рублей на реставрацию Казанской церкви. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Але...

От каждого из столпов арки перекинуты на стены. Своды, за исключением находящегося под центральным барабаном - глухие; опирающиеся на них барабаны не видны изнутри. Интересен декор на столпах в виде двойных наличников, верхняя и нижняя части которых имеют полуциркульные завершения, направленные в сторону сводов. Такие декоративные элементы совершенно не характерны для древнерусской архитектуры. Их явно барочный вид заставляет задуматься о позднем появлении этих элементов на столпах. Высота храма - 13,1 метра, высота колокольни - 21,4 метра. Стенопись церкви оштукатурена. Участок земли в ведении храма - 0,142 гектара. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2013 г. Успенская Адмиралтейская церковь - одна из самых древних воронежских церквей. Время закладки храма неоднократно уточнялось воронежскими краеведами. Сначала был воздвигнут деревянный храм (время его постройки относят к концу XVI в.). В грамоте царя Федора Ивановича воеводе Ивану Кобякову от 5 августа 1594 г. сообщалось об отправке в Воронеж строителя Александра. Он вез из Москвы «в храм к Успенью» с приделом Феодора Стратилата разнообразную церковную утварь - иконы, колокола, богослужебные книги. Вся утварь была приобретена «на Воронеж» в Успенский монастырь. Уже тогда Успенскую обитель было намечено перенести от реки на возвышенное место, где сейчас находится Алексиевский Акатов монастырь, но с исполнением медлили. По Переписной книге 1678 г., Успенский монастырь находился на прежнем месте, главный храм в честь Вознесения Господня имел приделы в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. Около 1600 г. в Воронеже постановлением царя Бориса Годунова вокруг храма был устроен Успенский мужской монастырь, основателем которого был игумен Кирилл. Успенская церковь стояла близ реки, и в частые половодья храм заливало водой. В конце XVII в. игумен монастыря Тит решил выстроить каменный храм на месте деревянного. Предположительно, он был построен в одну из трех называемых историками дат: 1694,1699 или 1703 год.

http://sobory.ru/article/?object=00818

Чудов (Алексиевский, Архангело-Михайловский) монастырь в Кремле был основан митрополитом Московским Алексием в 1365 г. в память о чудесном исцелении жены хана Джанибека, Тайдулы, от слепоты и беснования. При нашествии Тохтамыша в 1382 г. монастырь был сожжен, затем в 1493 г. и в 1547 г. опустошен, но каждый раз восстанавливался. В XVI–XVII вв. он был известен под названием Великой лавры. Многие иноки монастыря занимались переводом книг Св. Писания на славянский язык, в XVII в. здесь производилась книжная справа. При патриархе Филарете в монастыре было учреждено греко-латинское училище. С 1744 г. в монастыре находилась кафедра московского архиерея, а в XIX в. часть зданий занимали Духовная консистория (до 1833 г.), Епархиальное попечительство и Цензурный комитет. Последний раз монастырь перестраивался в 1814 г., после ограбления и поругания наполеоновской армией в 1812 г. В монастыре было пять храмов: Чуда св. Архистратига Михаила (1358), свт. Алексия, митрополита Московского (1686), Благовещения Пресвятой Богородицы (1686), апостола Андрея Первозванного (1814), свт. Иоасафа Белгородского (1911). В начале XX в. братия монастыря составляла 49 монахов. В 1918 г. монастырь закрыли. С 1919 г. на территории монастыря действовали: кооператив «Коммунист», лудильная мастерская, библиотека. В декабре 1929 г. монастырь был разрушен. Алексия святителя церковь Алексия святителя храм, сооруженный в 1483 г. по благословению архимандрита Чудова монастыря Геннадия (впоследствии святителя Новгородского), перестраивался в 1680–1686 гг. по указу царя Феодора Алексеевича: в нем были устроены две церкви Алексеевская (для мужчин) и Благовещенская (для женщин), соединенные внутри арочным проемом, где находилась рака с мощами свт. Алексия. В 1906 г под храмом была устроена церковь прп. Сергия Радонежского, ставшая усыпальницей убитого в 1905 г. Великого князя Сергея Александровича. В 1929 г. храм свт. Алексия был разрушен. Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Новгородский Рождество-Богородицкий Антония Римлянина особножительный мужской монастырь основал в 1106 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1960-х - начале 1970-х гг. под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря. С 1966 года территорию монастыря занимает психоневрологический интернат 3, подчиненный Мособлсобесу. Никольский собор, отреставрированный в 1964-1965 гг. в формах XVI в., занят столовой. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение затянулось на много десятилетий. В соответствии со ст. 54 устава местной православной религиозной организации прихода церкви Рождества Богородицы села Пустынь Дмитровского района Московской области (свидетельство о регистрации 1216 от 15.09.2000 г.) настоящим вышеозначенный приход реорганизуется в форме преобразования в православную религиозную организацию подворья Николо-Пешношского монастыря - Богородицерождественскую церковь села Пустынь Дмитровского района Московской области. 19 августа 2007 года начались регулярные богослужения в Богоявленском храме. 21 августа на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. Официальное открытие возрожденного Николо-Пешношского мужского монастыря, в соответствии с решением Священного Синода от 21 августа 2007 года, состоялось 2 сентября того же года. На торжественном открытии монастыря присутствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение. Интересно, что список с чудотворной иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», хранящийся в монастыре, именно в первой декаде августа обильно замироточил. Чудо подтвердил и бывший настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Никон (Головко). Упомянутый список чудотворной иконы вместе с образом преподобного Мефодия Пешношского был передан в монастырь воспитанниками православной Свято-Алексиевской гимназии " Ольсово " для детей-сирот после возобновления монастырских богослужений в день празднования Преображения Господня в 2007 году. До этого времени образ, написанный мастерами Троице-Сергиевой Лавры, пребывал в гимназической общине, которая длительное время добивалась возвращения монастыря Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00506

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010