Каменка. Церковь Софии, Премудрости Божией в Стратилатовке. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Софии, Премудрости Божией , Рождества Пресвятой Богородицы , Андрея Стратилата Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1812 и 1832. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Харьковская область, Изюмский район, с. Каменка Координаты: 49.122129, 37.29433 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Построена по образцу собора Вознесения Господня в Софии (1782-1788, арх. Ч. Камерон) и по инициативе его первого настоятеля Андрея Самборского. Подробнее см.: А.В. Чекмарёв. Влияние царскосельской Софии на архитектуру усадебных церквей //МАРХИ. Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 8-12 апреля 2013 г. Москва, МАРХИ, 2013. С. 133-135. Карта и ближайшие объекты Стратилатовка – на берегах речки Камянки и вблизи Донца, на дороге из Изюма в Славянск. Первый храм в Камянке, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построен был в 1746 году полковым есаулом (впоследствии Изюмским полковником) Федором Краснокутским. Второй деревянный храм построен в 1784 году старанием священника Григория Гринькова. Ныне существующий каменный храм построен в 1832 году дочерью придворного протоиерея Андрея Афанасьевича Самборского и племянником полковником Иваном Васильевичем Малиновским. Храм сей один из самых примечательных как по красоте постройки и богатству украшений, так по историческим памятникам. В нём три престола: главный – во имя Софии Премудрости Божией. Здесь иконы Софии Премудрости Божией и Богоматери, Благовещения и Евангелистов на Царских вратах, Архангелов Гавриила и Михаила – работы знаменитого художника Венецианова. В южном приделе, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, местные иконы на медных досках Василия юродивого и Мученицы Софии, южные и северные двери – медные, с изображением Праведника Симеона и Пророка Моисея, - все четыре писаны знаменитым Венециановым.

http://sobory.ru/article/?object=52342

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афонские свв. - житие Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших - день памяти 29.06 н.ст. (16.06 ст.ст.) В конце первого тысячелетия христианской эры Святая Афонская Гора, лежащая на границе мира греческого и славянского, наполнилась выдающимися подвижниками благочестия. По Промыслу Божию иноческая жизнь на Афоне особо процвела тогда, когда обращенным племенам славянским нужно было просвещаться высокими примерами монашеского делания. Святая Гора сделалась приютом и рассадником иноческой жизни не только для греков, но и для славян. В предисловии к Афонскому Патерику (Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших), написанном в 1896 г. на Афоне в Русском монастыре, показана важная роль Афона и афонских святых в православии, а также история создания Афонского Патерика: «Всему христианскому миру известно, что святая Афонская Гора находится под особенным покровительством Пресвятой Госпожи Девы Богородицы и что сие место наречено Ее жребием, как жребий евангельского Ее слова. Истину эту всегда признавали православные, но ее признают не только православные, но и иноверные, и даже неверные. И безчисленные опыты доказывали и доказывают Богоматернюю любовь и нежный промысл о посвятивших себя на Афоне трудам подвижнической жизни. Все также знают, что по державной Ее воле это место остается и останется, как говорят местные предания, до скончания мира исключительным жребием мужского иночества. С давних времен Афон и по законам царей земных, державствовавших в православной Греции до ее падения, обречен исключительно пребыванию на нем отшельников. Даже и после разгрома Востока от нечестивых сынов Агари, Святая Гора грозными их повелителями оставлена в прежних ее правах. И с тех пор даже доныне, во все дни пребывания Востока под сокрушительным игом магометанства, она остается собственностью иночества и есть как бы отдельный иноческий мир со своими законоположениями в отношении к нравственной и внешней его жизни, посреди господствующего изуверского деспотизма чтителей ложно пророка магометанской власти, не касаясь прав и преимуществ Святой Горы, обременяли и обременяют ее обители только налогами.

http://pravicon.com/info-1865

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2013-07-12 21:22:32 Владелец: Aleksandra Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: [Добавлено 2013-07-12 22:24:04]: Икона ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ Икону мне подарили, надписей никаких на ней нет, размером примерно с обычную школьную тетрадь, на цельной доске, оклад загнут по краям и прибит к доске крохотными гвоздиками. Хотелось бы узнать примерно какой век. Ответов: 1. Последний ответ: Скорее всего начало 20в. Добавлено на опознание: 2013-07-10 21:49:15 Владелец: Saha55656 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Дасталась от бабушки.Подскажите какой век,и какую ценность она имеет? Ответов: 2. Последний ответ: Серафим Саровский, скорее всего 19 век, стоимость зависит от размеров и от того, какой металл на окладе. А вообще, лучше не продавать (имхо))) Добавлено на опознание: 2013-07-02 13:42:29 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 2. Последний ответ: " Козельщанская " икона Богоматери. Но на сайте такая уже есть. http://pravicon.com/image-13865 Добавлено на опознание: 2013-07-02 13:29:08 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы " Неувядаемая Роза " http://pravicon.com/icon-208 Добавлено на опознание: 2013-07-02 13:27:54 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Одигитрия " . http://pravicon.com/icon-222 Добавлено на опознание: 2013-07-02 09:34:37 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 1. Последний ответ: " Божия Матерь На Престоле (Богородица На Троне) с пророками " Добавлено на опознание: 2013-07-01 19:28:49 Владелец: Fotiniy Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Подскажите, пожалуйста, какой Святой на иконе. И вообще про эту икону. Ответов: 1. Последний ответ: Не будем полагаться на случай, а пойдём логическим путём, как говорил персонаж нашего фильма.Итак...Что за надпись стоит внизу иконы?верно,она гласит, что 15 мая 1883 года произошло коронование императора.И далее- город Кузнецов Саратовской губернии [...]

http://pravicon.com/unknown/107

Ковернино. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1784. Адрес: Нижегородская обл., р.п. Ковернино (близ центральной площади, рядом с рестораном " Братина " ) Координаты: 57.124346, 43.813591 Проезд:1. Нижний Новгород - Городец - Ковернино (ближний путь); 2. Нижний Новгород - Семенов - Ковернино. Ходит автобус Н.Новгород - Ковернино от автостанции " Канавинская " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Ранее на этом месте стояло два храма: один деревянный, построенный в 1754 году (перестраивался в 1846-47 гг.) и каменный, построенный в 1784 году (расширенный в 1861 г.). В каменном храме три престола: 1)в честь Вознесения Господня, 2) Покрова Пресвятой Богородицы и 3) Феодоровской иконы Божией Матери. Именовался он соответственно Вознесенской церковью. Каменная Вознесенская церковь утрачена в 1960-е гг. Деревянная Ильинская церковь сгорела в 1972 г. В 1999 году в Ковернино была построена новая каменная церковь в честь Вознесения Господня и на новом месте - в районе автостанции, метрах в двухстах от места прежнего храма. По материалам ковернинского краеведческого музея " Отчина " Краткая история Ильинского прихода села Ковернино (церкви Ильинская и Вознесенская) Перед Октябрьской революцией к 1917 году в волостном селе Ковернино действовало два приходских храма: Ильинский и Вознесенский. Первая церковь деревянная здесь была построена в 1754 году, а спустя годы «за ветхостью» в 1846-1847 годах она будет капитально перестроена. Другой каменный храм, находившийся рядом, возвели в 1787 году (о чем было подано прошение 28 февраля в Костромскую духовную консисторию). Прежде на его месте стоял еще более древний, деревянный (теплый) храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 1861 году вторую церковь так же отремонтировали и расширили, как сказано в документах — «распространили». Обе ковернинские церкви возводились и ремонтировались на средства прихожан, а также при помощи средств, получаемых от сдачи в аренду торговых весов, находящихся на сельской базарной площади и состоящих в ведении прихода начиная еще с 1781 года. В храмах было освящено четыре престола. В первой из них (теплой) — один, в честь святого пророка Ильи. В каменной — в честь праздника Вознесения Господня; в теплой, трапезной части: на правой стороне (южной)— в честь Покрова Богоматери, и на левой стороне (северной) — в честь иконы Феодоровской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=15018

Лукачёво (Богородский погост). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Корне. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Пресвятой Богородицы на Корне, в Воскресенской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года. Корневская Богородицерождественская церковь, 1793 года. Деревянная, холодная. Ярусная. Главный сруб с основания восьмигранный; вход в него устроен в особой обширной нише, вынутой в нижней части западного сруба - трапезы. Престол один. В 1908 году отремонтирована. Вторая - Корневская Ильинская церковь, 1895 года, каменная. Престол в честь пророка Илии. На проявление локального архитектурного своеобразия деревянных церквей исследователи обратили внимание в конце 1930–х годов. С.Я.З абелло, В.Н. Иванов, П.Н. Максимов в своей известной монографии первыми назвали местные архитектурные «школы»: «прионежскоую» и «пинежско–мезенскую». Позднее С.Я. Забелло отметила локальную группу храмов с крещатой формой плана в Череповецком уезде (ныне Вологодская область). Ю.Г. Самойлов выделил особую разновидность ярусных церквей в селениях по реке Ветлуге и ее притоку Волу. Но все эти исследователи лишь констатировали обнаруженные ими явления и не углублялись в их изучение. Отчетливо о существовании региональных особенностей в деревянной церковной архитектуре заявил В.П.Орфинский в монографии о деревянном зодчестве Карелии. Он же в ряде статей развил идею об этническом своеобразии карельской деревянной архитектуры. Недавно так называемое кубоватое завершение церквей в качестве местной архитектурной формы подверглось разностороннему исследованию в работе А.Б.Боде. В частности, автор инвентаризировал и систематизировал известные кубоватые храмы, уточнил время, пути и границы их распространения, попытался установить источник их образования и пришел к выводу о существовании «поонежской архитектурной школы». Типологически своеобразная группа из трех ярусных церквей, построенных в последние два десятилетия XVIII века, выявлена нами в Вологодской области. Все они были посвящены Рождеству Богоматери и стояли в селах: Каликине (Поповке) Вожегодского района, Корневе Устьянского района, Васильевском (Межурках) Харовского района. В прошлом эта территория составляла порубежье Вологодской и Новгородской губерний.

http://sobory.ru/article/?object=37309

М.А. Гузик Канон (греч. kanon – правило, норма, мерило; буквально прямая палка, служившая для опоры, для проведения прямой линии, измерения взвешивания) 1 . Нормативная художественная система, свод положений, имеющих догматический характер, окончательно сформировался в период иконоборчества (728842). Патриарх Никифор (?829) рассматривал каноничность, ставшую с IX в. определяющей характеристикой восточно-христианского искусства, как важнейший культуро-созидательный принцип. В основе византийского канона лежали такие категории образного мышления, как свет, символ и слово. Бог это свет, слово и красота. Свет, все ослепляющий, пронизывающий и оживляющий, является основным признаком бытийности, тварности. Это путь познания, прозрения и озарения. Свет, организующий пространство в храме, олицетворяет движение истории, цикличность времени и преломляется в цветовой символике. В каноне получила закрепление категория символа, которая разрабатывалась в христианском изобразительном искусстве со II в. н.э. Свет символизирует божественный разум, слово – Бога и истину. Разнообразна символика, связанная с земной жизнью Иисуса Христа (см. церковная символика ). Категория слова воплощает божественный разум и является символом Иисуса Христа, несущего слово. Оно помогает подвигу веры, подготавливает ее, осуществляя связь между человеком и Богом. Канон регламентировал расположение сюжетов, призванных раскрыть основные принципы богослужебного обряда, и иконографические типы изображения Христа, Богоматери, православных святых, праздников и др. 2 . Жанр ранневизантийской литературы, окончательно сложившийся к VIII в. В нем было девять песен, но в богослужении использовалось лишь восемь: вторая песня входила в великопостный канон. Каждая песня состояла из ирмоса (своеобразного зачина) и нескольких тропарей и посвящалась конкретному библейскому событию (первая песнь переход под руководством Моисея через Чермное море [рукав Красного моря на востоке полуострова Синай]; вторая песнь – проповедь Моисея в пустыне; третья благодарение Анны, матери пророка и судьи Самуила; четвертая – пророчество Аввакума, восьмого из двенадцати малых пророков, и т.д.), которое истолковывалось иносказательно с заметной долей назидания. В VIII в. канон вытеснил кондак.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Николо-Перервинский монастырь. Собор Иверской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты После 1917 года судьба Николо-Перервинского монастыря слилась с трагической судьбой всей России. После закрытия, примерно в 1940 году, Иверский собор использовался под склады и цеха мелких предприятий. Прмерно в это же время здание было передано заводу Станкоконструкций. После 1952 года собор утратил главы, кресты, иконостас и все убранство интерьера. Цветные стекла были заменены на простые. Была утрачена большая часть кровли и заложены боковые проемы крыльца. В конце 1960-х годов при приспособлении под цех завода, с разрешения Госинспекции по охране памятников г.Москвы, была забелена живопись и устроены междуэтажные перекрытия из железобетонных плит, которые разделяли его внутреннее пространство на три этажа, а с востока сделаны пристройки. Когда-то величественный Иверский собор представлял из себя жалкое зрелище: обезглавленный, на кровле его росли кустарник и трава, а внутри работали станки. Со страниц издания Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря В смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, митрополит Владимир благословляет строительство в загородном Николо-Перервинском монастыре собора в честь Иверской иконы. Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора. Из Иверской часовни у Воскресенских ворот была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, и крестный ход двинулся от часовни через всю Москву в монастырь. Когда вечером процессия прибыла к Николо-Перервенскому монастырю, то вся местность, окружавшая обитель была переполнена богомольцами, собравшимися из окрестных сел и деревень, а также прибывшими из Москвы. Чудотворная икона была внесена в новый соборный храм и поставлена посреди его на особо месте. В девять утра началось освящение главного престола во имя Иверской иконы Божией Матери, 21 сентября был освящен правый придел в честь святого равноапостольного Великого Князя Владимира, левый придел в честь святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна был освящен в 1909 году, на третий день Пасхи.

http://sobory.ru/article/?object=05404

О.В. Губарева Образы и символы Иконография Рождества Христова, как и богослужение праздника, начала складываться еще в те времена, когда первые христиане для совершения своих обрядов вынуждены были скрываться от римских властей в катакомбах. Ко II веку относится фреска в катакомбах св. Присциллы в Риме. На ней изображена кормящая грудью женщина, рядом стоит мужчина, указывающий пальцем на звезду в небе. Именно этот указующий жест дал возможность исследователям интерпретировать сцену как относящуюся к Рождеству Христову. Кто этот мужчина, точно сказать невозможно. Может быть, это праведный Иосиф, а может, один из волхвов, пришедший поклониться новорожденному Христу? Некоторые исследователи предпочитают толковать его фигуру символически, как пророка Валаама, говорящего о рождественской звезде ( Чис.24:17 ). Самые ранние из дошедших до нас образов с изображением собственно Рождества относятся к первой половине третьего столетия. В катакомбах св. Севастиана мы видим повитого пеленами Младенца, Который лежит на возвышении, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Рождество Христово IV в. Фреска из катакомб Присциллы. Рим, Италия Рождество Христово Около 359 г. Рельеф саркофага Стилихона из базилики Святого Амвросия. Милан, Италия Первые памятники христианского искусства сохранились в основном на территории Италии, не подвергавшейся разрушительным войнам с мусульманами и иудеями. В них заметна связь с позднеантичным искусством: изображения больше приближены к реалиям древнеримской жизни, чем к евангельским описаниям. Не только одежда и прическа Богоматери, но и место, где лежит Младенец, не похоже на пещеру. Это скорее традиционный древнеримский хлев: простое открытое сооружение из стоек и крыши. Около яслей изображаются животные, осел и вол. Хотя евангелисты не указывают на присутствие в пещере животных, в одном из ветхозаветных пророчеств о рождении Мессии, в пророчестве Исайи, говорится: «Воя знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» ( Ис.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

О.В. Губарева Сюжет и почитание Для многих народов мира рождение Иисуса Христа стало главным событием в человеческой истории, разделившим ее на «до» и «после». Именно с него начинается эра, которую мы привычно называем «нашей». Многие пророки Ветхого Завета предсказывали явление Спасителя, но относительно времени воплощения Сына Божия библейских пророчеств было только два: патриарха Иакова ( Быт.49:10 ) и пророка Даниила ( Деян.9:24–27 ). В этих пророчествах давалось довольно точное указание на исторические обстоятельства, в которых должен появиться на свет Мессия, то есть Спаситель. Это должно было совершиться, «когда скипетр отойдет от Иуды», в период могущественного языческого царства, которое будет крепко, как железо. Евангелист Матфей. Евангелие Хитрово. Начало XI в. Москва. Российская государственная библиотека, Москва И вот, Иудея попала под владычество мощной Римской империи, самого могущественного в древней истории языческого царства, власть в ней от царей из колена Иудина перешла к Ироду, идумеянину по происхождению. Настало время родиться Христу. Исторически это событие произошло в иудейском городе Вифлееме в период царствования первого римского императора Октавиана Августа. Путешествие волхвов Клеймо иконы «Богоматерь Тихвинская». XVI в. Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей заповедник В Новом Завете события Рождества описаны двумя евангелистами – Матфеем и Лукой. Евангелие от Матфея ( Мф.1:1–17 ) начинается с подробной родословной Христа, но родословная излагается по линии Иосифа Обручника, который не был единокровным отцом Иисуса. Евреи не вели родословные по женской линии. Но по закону мужчина должен был жениться на женщине из того же рода и колена, к которому принадлежал он сам ( Чис.36:6–9 ). Поэтому, рассказывая о родословной праведного Иосифа, евангелист Матфей тем самым говорит, что и Дева Мария принадлежала к этому же роду, и родившийся от Нее Иисус тоже происходит из колена Иудина и рода Давидова. В Евангелии апостола Матфея описана известная рождественская история о поклонении волхвов – восточных магов, которые занимались изучением звезд, астрологией.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

О воцерковлении 12 И егда исполнишася дние очищения Ею, по закону Моисеову, вознесоста Отроча Иисуса во Иерусалим, поставити Его пред Господем ( Лк. 2:23,24 ). Богоматерь, чистейшая солнечного света, без сомнения, не имела нужды в очищении, определенном для обыкновенных матерей. Первенец Приснодевы Марии, рожденный прежде веков от Отца безначального, не подлежал закону о поставлении пред Господом первенцев израильских. Нет, это не есть обыкновенное „очищение или посвящение Богу первенца: таинственный серафимский Угль, очистивший древле пророка Божия, приносится ныне славнейшею Серафимов, Богородицею 13 , как бы для предварительного поставления пред Господом в очистительную жертву за грехи людей, – прежде чем принесется Сам Он в жертву непорочную за мир, на жертвеннике крестном! Что же значит убогая жертва, приносимая св. Обручником Пресвятой Девы, Иосифом, от лица Младенца Иисуса? „Супруг горличищ по гласу св. Церкви, „образует нескверную Церковь Иудейскую „и от язычников новоизбранных людей, имеющих соделаться достоянием Христа Спаса; „два голубиных птенца“ служат здесь как бы видимым знамением того, что Младенец Иисус есть „Начальник ветхого же и нового завета 14 которого, „как супруг горлиц или двоица птенцов голубиных, сретают в иерусалимском храме „божественный старец, удостоившийся принять в свои объятья Свободителя душ наших, и целомудренная и преподобная Анна пророчица, священнолепно проповедающая всем Владыку Господа! 15 Братья христиане! Как отрадно, как утешительно вспомнить нам ныне, что вся эта многознаменательная тайна сретения Господня повторяется, некоторым образом, в жизни каждого из нас! И наши матери, по примеру Пресвятой Богородицы (какая высокая честь для матери христианки!), в сороковой день по рождении, приходят в церковь для принятия очищения, и особенно для того, чтобы, по выражению св. Кирилла Иерусалимского 16 , „посвятить в дар Господу, как две горлицы, душу и тело своего детища. Служитель алтаря Господня, подобно праведному Симеону, носившему на своих объятьях Божественного Младенца Иисуса, принимает на свои руки всякого четыредесятодневного младенца, „принесенного в церковь – „явитися всех Творцу и Владыке всесильному, поставляет его пред Господом и благословляет Бога молитвой Богоприимца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010