При перестройке западная часть северной стены, к которой примыкали арка ворот и переход, уцелела выше уровня хор, хотя и была перелицована со стороны интерьера. Факт перелицовки доказывается наличием в кладке блоков с «перевернутыми» насечками под штукатурку; блоков без насечек (соответственно, перетесанных, перевернутых либо перемещенных); маломерных вставок в кладку; неровно положенных блоков (рис. 68). Остальные стены сохранились на 2–3 ряда кладки. Таким образом, план церкви Рождества Богородицы нам известен. Храм был четырехстолпным, трехапсидным, несколько вытянутым с запада на восток (длина без учета апсид – около 13 м, ширина – около 10 м). Сторона подкупольного квадрата – в среднем 4,5 м. Храм имел не крестчатые, а круглые столпы (их остатки уцелели и были открыты раскопками Н.Н.Воронина). Лопатки храма имели полуколонны посередине и четвертные колонны по сторонам, угловые лопатки были объединены угловой трехчетвертной колонной, апсиды имели тонкие полуколонки-тяги (четыре на средней апсиде и по две – на боковых). Цоколь храма был украшен аттическим профилем. Базы полу- и четвертных колонн лопаток также были украшены аттическим профилем и имели угловые «рога-грифы» («когти»). Отметим, что аналогичные «когти» встречаются в большом количестве романских и готических храмов Западной Европы. Церковь Рождества Богородицы имела аркатурно-колончатый пояс (его остатки сохранились на западном прясле северной стены). Н.Н.Воронин на основании анализа фресок XVIII века с фигурами, частично прикрытыми северными пристройками к храму, показал, что на месте фресок XVIII века находились фрески XII века и, соответственно, аркатурно-колончатый пояс был расписан, как и на Успенском соборе во Владимире. Вопрос о количестве глав храма решается просто – одноглавым он был изображен на иконе Боголюбовской Богоматери XVII века, ближайший к нему по стилю и пропорциям храм Покрова на Нерли также одноглавый. Но вопрос о пропорциях Рождественской церкви заслуживает отдельного рассмотрения.

http://sobory.ru/article/?object=02498

Драгоценное убранство собора, по-видимому, было разграблено воинами рязанского кн. Глеба, а позднее монголо-татар. завоевателями. Игум. Ипполит (1684-1695) решил растесать узкие окна храма, чтобы вставить стекла, затем были разобраны хоры. В результате перестроек собор начал разрушаться и 14 нояб. 1722 г. обрушился. Впрочем, опись мон-ря 1767 г. сообщает, что своды храма рухнули в 1705 г., это известие подтверждается описью монастырского архива сер. XIX в., где упоминается несохранившаяся челобитная игум. Аверкия 1716-1717 гг. «о построении разрушенного собора». В 1751-1752 гг. на месте старого был воздвигнут новый собор Рождества Богородицы, повторивший крестово-купольную систему 4-столпного храма XII в. Первоначально церковь была выстроена «о трех осмириках плинфяных», в 1754 г. они были сломаны и заменены деревянными. В 1772 г. в центре относительно плоской 4-скатной кровли собора были восстановлены каменный 8-угольный барабан с 7 окнами, с такой же каменной шейкой, увенчанной главой и крестом. В 1752-1755 гг. храм был расписан, в нем установили иконостас. 18 июня 1756 г. храм освятил еп. Владимирский и Яропольский Платон (Петрункевич). В 1764 г. в Рождественской ц. вновь сделали хоры, к-рые были окончательно разобраны в 1802 г. В 1765-1766 гг. настенная живопись храма была отреставрирована, иером. Феодорит писал «на своде на столпах Духа Святого, под ним на правом столпе образ Тихвинския Богородицы, на левом - Смоленския Богородицы, несенныя ангелами, под ним же на правом - Успения Пресвятыя Богородицы, на левом - Покрова Пресвятыя Богородицы». В 1802 г. «за ветхостью» были уничтожены росписи на зап. стене и по столпам. Лишь в алтаре, в 4 клеймах, сохранились композиции: Рождество, Успение, Введение во храм Пресв. Богородицы и Сретение Господне; по стенам центрального нефа - образы Божией Матери и арх. Гавриила. В 1803 г. был устроен новый 3-ярусный иконостас, увенчанный резным изображением Воскресения Христова. В 1804-1809 гг. пол церкви выстлали плитами из известняка. В 1892 г. храм был расписан по образцу владимирского Успенского собора (ГА Владимирской обл. Ф. 567. Оп. 2. Л. 13).

http://pravenc.ru/text/149505.html

Судя по археологическим находкам в Боголюбове (резным женским и львиным маскам, голове зверя от белокаменного водомета), у нас есть все основания полагать вслед за Н.Н.Ворониным, что храм имел примерно ту же систему зооантропоморфного скульптурного убранства, которая присутствует в церкви Покрова на Нерли. При раскопках в Боголюбове была найдена мелкая зооморфная скульптура, следовательно, базы колонок аркатурно-колончатого пояса церкви Рождества могли быть не только клинчатыми, но и зооморфными, как базы колонок церкви Покрова. Храм имел перспективные порталы. Их колонки были гладкими, а архивольты, вероятно, были украшены резьбой. Рассмотрим вопрос о притворах церкви Рождества Богородицы. В «Повести о смерти Андрея» говорится, что тело князя было положено в притворе. Но никаких остатков притворов масштабные археологические исследования не обнаружили. В связи с этим Е.Е.Голубинский предполагал, что западный притвор представлял собой открытую паперть, Д.И.Иловайский – что у храма был открытый «портик», Н.Н.Воронин – что западный притвор мог представлять собой открытый с трех сторон «балдахин», опиравшийся арками на стену собора и два столпа. Однако все эти предположения были весьма произвольными, и даже Н.Н.Воронин, выдвинув свою версию вида и расположения притвора, не счел возможным отразить его на своих реконструкциях храма. Мы позволим себе выдвинуть собственную версию того, о каком притворе шла речь в «Повести». Во-первых, положение тела убитого князя в открытом притворе (хотя бы и под «балдахином») было практически равнозначно оставлению его на улице на всеобщее обозрение, а логика «Повести» говорит о том, что тело было внесено в некое помещение, где через два дня его увидел игумен Арсений и настоял на отпевании. Во-вторых, открытый белокаменный притвор (хотя бы и в виде «балдахина») должен был бы иметь фундаменты под столпами, а поскольку весьма детальные раскопки не открыли эти фундаменты, то вероятнее всего, что их никогда не существовало. В-третьих, для четырехликой капители, которую Н.Н.Воронин относил к гипотетическому открытому притвору, мы вслед за Г.К.Вагнером определили более вероятное и логичное место.

http://sobory.ru/article/?object=02498

чудотворному пречистыя Богородицы образу, вожделеша убо небесныя кровы и будущее блаженство молитвами ее наследовати, и подвигшеся многа имения своя истощивше, поставиша церковь каменную на воспоминание преславного чудеси, во имя пресвятыя Богородицы честного ее Знамения, на той же Ильине улице близь тоеже святыя церкви святого Спаса, и всяческими церковными добротами и благолепно украсиша» 606 . Таким образом Знаменский собор основан в XIV веке, при архиепископе новгородском св. Моисее, в воспоминание чуда от иконы Божией матери, бывшего в 1169 году во время осады Новгорода войсками в. к. суздальского Андрея Георгиевича Боголюбского до построения новой Преображенской церкви за 18 лет. Собор в 1380 году подвергался пожару 607 , а в 1527 году перестроен при преосвященном Макарии, архиепископе новгородском и освящен им в 1528 году 608 . После этой перестройки упоминаются в соборе бывшие приделы св. Апостола Иакова Алфеева 609 , св. Иоанна архиепископа новгородского 610 . В том же Знаменском соборе отправляемо было храмовым порядком торжество в честь Богоматери св. ее иконы Владимирской, 23 Июля. В этот день установлено было пред литургиею совершать крестный ход из Софийского в Знаменский собор. Святитель с монастырскими властями, по совершении крестного хода, освящал воду пред Знаменскою церковию и совершал в ней литургию, по отпущении крестного хода в Софийский собор 611 . Построенный в XIV веке храм частию от времени, а частию от бывших пожаров, обветшал. На место разобранного прежнего храма в конце XVII века построен ныне существующий Знаменский собор. Построение его, по летописи, относится к 1682 году 612 . «В лето 7190 (1682), как сказано в Новг. III летописи 613 , в царство благочестивыя державы великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всей великия и малыя и белыя России Самодержцев, при святейшем кир Иоакиме, архиепископе московском и всея России и всех северных стран патриархе, и при митрополите Коршилии Великого Новаграда и Великих Лук, та прежняя церковь Знамение пресвятыя Богородицы разобрана и место очищено, и вновь на том же месте, пространства ради и помещения людского, тщанием его преосвященного Корнилия, митрополита Великого Новаграда и Великих Лук, и не малым в строение то домовыя своея казны истощанием и прилежным в деле разсмотрением, построена церковь соборная Знамения пресвятой Богородицы, велми пречудно и величеством и высотою вне и внутрь зело умерена и преукрашена; освящена же бысть та новая преудобренная церковь Знамения Богородицы 7196 (1688), ноября в 20, в неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Климента Папы Римского, у Варварских ворот, первоначально построена в 1626 году; а перестроена в 1741 году. Главный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Приделы: 1) Климента Папы Римского; 2) Боголюбской иконы Божией Матери. Климента Папы Римского, на Пятницкой " улице, построена в 1769 году. Главный храм в честь Преображения Господня. Приделы: 1) Климента Папы, Римского; 2) Знамения Божией Матери; 3) Николая Чудотворца; 4) Божией Матери Неопалимая Купина; 5) Вознесения Господня; 6) Рождества Пресвятой Богородицы. Константина и Елены, в Межевом институте, в Басманной, построена в 1873 году. Константина и Елены, в Военно – учительской семинарии, в Лефортове, построена в 1829 году. Космы и Дамиана, на Покровке, перестроена в 1792 году. Приделы: 1) Спасителя исцелившего расслабленного; 2) Святого Николая Чудотворца. В семь храме местночтимая икона Спасителя, исцелившего расслабленного. Космы и Дамиана, на Таганке, (старый), построена в 1657 году. Придел во имя святого Филиппа митрополита Московского. В XV веке здесь был Космодамиановский мужской монастырь, когда упразднён неизвестно. Космы и Дамиана, в Таганской слободе, на Швивой горке (новый). Построена в 1656 году. Приделы: 1) Рождества Пресвятой Богородицы; 2) Иоанна Богослова; 3) Пророка. Илии; 4) Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Космы и Дамиана, в Шубине, между Дмитровкой и Тверской, построена в 1626 году, а потом в 1837 году возобновлена. Главный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Обновления храма Воскресения Христова; 2) Космы и Дамиана. Космы и Дамиана, в Нижних Садовниках, близ Комиссариата, построена в 1687 году. Главный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Приделы: 1) Космы и Дамиана; 2) Николая Чудотворца. Космы и Дамиана, в Кадашах, на Полянке, когда построена неизвестно. Главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Космы и Дамиана; 2) Николая Чудотворца; 3) Преподобного Сергия Радонежского. Космы и Дамиана, В Старых Панех (в рядах), когда первоначально построена, неизвестно, а перестроена в 1803, году. Главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Приделы:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

История алатырского храма Рождества Пресвятой Богородицы начинается с 1552 года, когда по указу царя Иоанна Васильевича на выбранном им месте была основана крепость. Возвращаясь после неудачного похода на Казань в 1619–1620 годах, он повелел построить храм в Алатыре. Так началась история собора Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он стал преемником тех русских храмов, которым суждено было стать духовными твердынями для укрепления русского православного государства. И первый храм, построенный в честь Рождества Богородицы в селе Боголюбово князем Андреем Боголюбским в 1137 году, и московский храм в Старом Симонове, освящённый преподобным Сергием Радонежским в 1370 году, и московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго княгиней Марией – все эти храмы своей историей воплотили в жизнь девиз преподобного Сергия – «любовью и единением спасемся». В распространении и утверждении этого наказа не последнюю роль сыграли и сыны алатырской земли. Осенью 1812 года было сформировано ополчение более чем из восьми тысяч алатырцев, которых возглавил князь Д.В. Тенишев. В июне 1813 года алатырские воины участвовали в ликвидации вражеских гарнизонов в Дрездене, Магдебурге, Гамбурге. В боях под Дрезденом отличился Симбирский конный полк предводителя алатырского дворянства гвардии штабс-капитана ротмистра Д.А. Третьякова, не давший неприятелю обойти русские войска. Большой славой у современников пользовался и уроженец Алатыря генерал-майор Петр Андреевич Кикин, пользовавшийся особым доверием у императора Александра I. В 1812 году он был дежурным генералом обеих армий и принимал участие в сражениях под Смоленском, Красным и в походе 1814 года. Петр Кикин первый подал мысль о сооружении в память победы 1812 года Храма Христа Спасителя в Москве. Зная уклад жизни русского человека, со всей уверенностью можно говорить о том, что ни одно важное событие в жизни человека (как, например, отправление на битву) не происходило без того, чтобы попросить Божьего благословения.

http://sobory.ru/article/?object=04994

В послевоенное советское время земля с огородами была отобрана под парк. Летом 1960 г. была экспроприирована и собственность монастыря. Все его насельницы были переведены в Жировичскую обитель. В здании монастырского храма разметилось местное ДОСААФ. В нем чинили спортивные мотоциклы, в монастырском дворе выгуливали собак члены клуба служебного собаководства. В 1977 г. здания монастыря передали Республиканскому музею атеизма и религии. В самом Рождество-Богородичном храме стали проводиться концерты (в алтаре стоял рояль), а в Свято-Сергиевской церкви проводились выставки художников и выставлялись экспозиции самого музея. В 1992-1995 гг. православному женскому монастырю были возвращены монастырские здания и главный храм. В 1992 г. в праздник иконы Божией Матери «Боголюбская» было совершено первое после закрытия богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы. А с праздника Успения Божией Матери стали совершаться постоянные монастырские уставные богослужения в Свято-Сергиевском храме монастыря. Комплекс монастыря представляет собой образец позднего барокко. Церковь Рождества Богородицы - это крестово-купольный трехнефный храм с двумя четвериковыми колокольнями по бокам. Мощный купол венчает головка на барабане. К прямоугольной алтарной части примыкали низкие объемы ризниц (в 1984 г. ризница южного фасада перестроена в двухэтажный объем). Главный фасад завершен треугольным фронтоном. Стены декорированы пилястрами, в месте соединения объемов - сдвоенными. По периметру в верхней части стен - широкий профилированный карниз. Внутри крылья трансепта перекрыты цилиндрическими сводами. В северном крыле трансепта хоры, связанные с келейным корпусом. Келейный корпус - двухэтажное Г-образное в форме строение, примыкающее с севера к храму. Окна прямоугольные размещенные нерегулярно. Стены гладко оштукатурены. Теплая (зимняя) церковь зального типа с реминисценциями декора фасадов к древнерусскому стилю. В настоящее время монастырский комплекс включает церковь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь во имя Святого преподобного Сергия Радонежского, жилой и хозяйственный корпуса, часовню. В главном соборе монастыря пребывает чудотворный образ Божией Матери «Владимирская», чтимый мироточивый образ Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=40973

Адрес : Владимирская область, г. Муром, площадь Крестьянина (Троицкая пл.), д. 3-а г. Телефон: 8(49234) 2-26-48 Подробнее... Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы [ править править код ] Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери). Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть. Адрес : 601270, Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово Подробнее... Смоленско-Зосимова мужская пустынь [ править править код ] Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

12 век был эпохой расцвета христианской проповеди. Самым замечательным духовным оратором-проповедником был Кирилл, епископ Туровский (ум. 1183); от него осталось 12 слов, послания, молитвы и литургические тексты. Он был также автором аскетических произведений («Сказание о черноризце») и великим подвижником (память 28 апреля). Кроме еп. Кирилла, надо отметить еп. Симона Владимирского и Климента Смоленского (Смолятич). 12 век также очень богат переводной литературой. Русские люди много и с любовью переписывали книги духовного содержания. Кроме житий святых, которые были излюбленным народным чтением, были распространены творения отцов Церкви и апокрифические сказания о Ветхо-Заветных и Ново-Заветных событиях. Церковное искусство, достигшее большого развития в 11 веке, особенно расцвело на Севере, хотя и в Киеве до его разорения в 1147 году были построены замечательные памятники церковного зодчества, как Михайлов Златоверхий монастырь и церковь св. Кирилла. Лучшим памятником архитектуры на Севере является небольшая церковь Покрова Пресвятыя Богородицы на берегу речки Нерли, недалеко от Владимира (1155). Из храмов суздальско-владимирской области надо отметить Успенский собор во Владимире, построенный кн. Андреем Боголюбским, собор Рождества Богородицы в Ростове, церковь Преображения Господня в Переяславле-Залесском. Два храма украшены богатыми скульптурными украшениями: Дмитриевский собор во Владимире и церковь св. Георгия в Юрьеве-Польском. В новгородских церквах этой эпохи сохранились до последней войны замечательные фрески, из которых самыми известными были росписи Церкви Спаса «Нередицы», погибшие в 1944 году. Последним памятником северно-русского зодчества, построенным перед самым татарским нашествием, является Собор Рождества Богородицы в Суздали. Примечание : Более подробное изложение памятников древней русской церковной письменности, а также отрывки из них можно найти в: 1) Истории Русской Литературы (Древний период) Ю. Сазоновой. 2 тома. Чеховское изд. Нью-Йорк, 1955.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Восторгов. Икона. 10-е гг. XXI в. Евдокимович Восторгов (21.11.1875, с. Никологоры Вязниковского у. Владимирской губ.- 1.02.1930, Соловецкий ИТЛ), сщмч. (пам. 19 янв., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи псаломщика. Окончил земскую школу в Никологорах. В 1885 г. поступил во Владимирское ДУ, но, не доучившись год, по бедности был вынужден оставить обучение. Был принят послушником в Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь . Через 3 года перешел в Благовещенский Семибратский мон-рь в г. Вязники (ныне вязниковский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь ), где был послушником 2 года, после чего поселился в Боголюбском в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастыре . Вскоре покинул Боголюбский мон-рь вместе с иером. Сергием (Меморским), назначенным настоятелем Свято-Введенской Островной пуст. на Вятском (Введенском) оз. близ г. Покрова Владимирской губ. Полтора года Н. был келейником и секретарем игум. Сергия (Меморского), вел в Свято-Введенской Островной пуст. «секретарское, экономическое-расходническое и распорядительное» дела. В пустыни Н. был певчим, нес клиросное послушание. В марте 1897 г. Н. обвенчался с Татьяной Покатовой, дочерью почившего псаломщика Горицкого погоста Муромского у. Владимирской губ. Был назначен на его место в Николаевскую (Покровскую) ц. 4 февр. 1915 г. перемещен псаломщиком к Спасскому храму соседнего с. Дедова, был рукоположен во диакона к этой церкви. В апр. 1927 г. рукоположен во иерея и назначен священником в ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Голянищева Муромского у. В июне 1928 г. был переведен в Сретенскую ц. с. Чулкова того же уезда. В сер. июля 1929 г. местные власти объявили Н. о его выселении. Прихожане подали прошение не выселять священника из церковного дома, построенного крестьянами.

http://pravenc.ru/text/2565688.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010