Боголюбская икона восстановлена! Увидеть ее, причем в первоначальном виде, можно во Владимире Оксана Головко Любой желающий сможет увидеть ту самую настоящую Боголюбскую икону Божией Матери (XII в.) на выставке, которая открывается 15 марта в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Еще не так давно казалось, что святыня утрачена навсегда. Но реставраторы не только сохранили ее, но и смогли из-под поздних записей раскрыть первоначальный образ. Выставка «Икона XII века “Богоматерь Боголюбская”» предваряет череду крупных проектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, посвященных 1000-летию первого письменного упоминания Суздаля. Боголюбская икона Божией Матери На грани исчезновения Сколько раз икона могла погибнуть! В течение почти 900 лет своего существования чего только ей не пришлось пережить: набеги булгар, ордынское иго… Летопись Боголюбова монастыря сообщает о пожарах, ограблениях, происходивших в монастыре на протяжении длительного времени. От всевозможных воздействий, в том числе совершаемых из благих побуждений, древесина, оклад, живописные слои повреждались, появлялись новые живописные слои – икону поновляли, пытаясь сохранить, спасти так, как представлялось возможным в то время. Сколько раз икона могла погибнуть! В течение почти 900 лет своего существования чего только ей не пришлось пережить – В процессе реставрации я столкнулся с тем, что в некоторых частях иконы было более двадцати слоев подновлений. Такое редко встречается в истории реставрации, – говорит Александр Горматюк, куратор проекта, кандидат искусствоведения, реставратор высшей категории ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Александр Анатольевич – тот человек, который принимал самое непосредственное участие в реставрации памятника… В 1722 году произошло событие, которое внесло свой отрицательный вклад в сохранность иконы. Тогдашний настоятель Богородице-Рождественского храма XII века в Боголюбове, где хранилась святыня, велел растесать окна в храме, что в конце концов спустя время привело к обрушению здания. Как следствие – в середине иконы появился пролом древесины. Лик, к счастью, оказался не задет. То, что икона сохранилась, хоть и пострадав среди глобального разрушения, было чудом.

http://pravoslavie.ru/159130.html

Ничего подобного нельзя сказать о современном состоянии церкви: разграблены богатства, уничтожены временем и позднейшими строителями (игуменами) следы древнего зодчества, так, напр., в 1722 г. по вине игумена Ипполита, расширившего древние узкие окна в сводах храма, рухнул купол, а в 1756 г. храм был совершенно перестроен. Что касается внутреннего украшения храма, то здесь в Андреевском приделе обращают на себя внимание 4 иконы: Распятие Иисуса Христа, Преображение, Аарон и 3ахария. К северной стороне храма примыкает сохранившее свою древнюю архитектуру небольшое здание моленной комнаты Андрея Боголюбского, сообщающейся с храмом окном, через которое князь и семья его могли слушать богослужение. Предполагают, что это остаток княжеского дворца, но без достаточных оснований и даже называют сохранившуюся комнату спальней князя, что совершенно не мирится с чувством глубокого уважения, которое Андрей Боголюбский питал к святости храма. Сохранив древнюю архитектуру и отчасти орнаментовку, комната и сени в значительной мере потеряли от того, что стены расписаны отдельными сюжетами печального события 1174 г., вместо того, чтобы сохранить прежний вид. Кроме комнаты и сеней, сохранилась небольшая ниша у нижних ступеней лестницы, где израненный князь укрылся было от убийц, но был найден и умерщвлен. Тело Андрея Боголюбского было выброшено злодеями в сад. На месте, где лежало тело, впоследствии была выстроена часовня, сначала деревянная, а в 1911 году каменная. В северной стене часовни вделан загадочный камень с выпуклостями с 3-х сторон, напоминающими человеческую голову. По всей вероятности, это подставка для креста, быть может поставленного на месте часовни до нее и потом затерявшегося. Недалеко от входа в храм, на месте явления Богоматери Андрею Боголюбскому, находится Святой шатер, утвержденный на 4-х столбах и покрывающий круглую чашу, из которой, будто бы, Андрей Боголюбский раздавал милостыню и в которой теперь торжественно освящают воду в день Св. Леонтия (18 июня). Пристройка к храму Рождества Богородицы, где молился и слушал богослужение Андрей Боголюбский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новотихвинский – Александровский – Екатеринбургский Борисоглебский-Аносин Аркадиевский-Вяземский Благовещенский-Уфимский Спасский-Бородинский Богородицкий-Тихвинский-Кирсановский Тихвинский – Новодевичий-Богородицкий -Керенский Ивановский-Казанский-Сезеновский Троицкий – Одигитриевский – Зосимова пустынь Покровский-Медведовский Сретенский-Сызранский Абабковский-Николаевский Иоанно-Предтечевский-Мариинский Рождество-Богородицкий-Темниковский Тихвинский-Богородицкий-Бузулукский Иверский-Самарский Пророко-Ильинский-Мензелинский Успенский-Краснослободский Влахернский-Спасский Дивеевский-Серафимов Одигитриевский-Богородицкий-Челябинский Покровский-Ардатовский Казанский-Троицкий Богородицкий – Тихоновский – Тюнинский-Задонский Димитриевский – Милостиво – Богородицкий – Кадомский Иоанно-Предтечевский-Кунгурский Троицкий-Верх-Теченский Серафимовский-Понетаевский Вознесенский-Николаевский Никоновский-Сушкинский Димитриевский-Троекуровский Успенский-Оренбургский Покровский-Бугурусланский Боголюбский-Козловский Богородично-Всехсвятский-Болговский Троицкий-Ковыляевский Иоанно – Предтечев – Иннокентиевский – Томский Тихвинский-Екатеринославский Троицкий-Бирский Благовещенский-Бежецкий Богородицкий-Казанский-Ключегорский Софийский-Тулиновский Успенский-Нижнеломовский Благовещенский-Сарапульский Боголюбский-Тишениновский Богородицкий-Казанский-Мокшанский Казанский-Вышневолоцкий Короцкий св. Тихона Задонского Николаевский-Улалинский Рождество-Богородицкий-Федоровский Успенский-Богородицкий-Пермский Благовещенский-Херсонский Варваринский-Сомовский Макариев-Желтоводский-Троицкий Ягодинский-Введенский Александровский-Никитский-Каширский Параскево-Вознесенский-Пайгармский Покровский-Балашовский Чагринский-Покровский Иоанно-Предтечев-Леушинский Иосифовский-Марьевский Казанский-Головинский Казанский-Колычевский Троицкий-Чуфаровский Выксунский-Иверский Николаевский-Дальне-Давыдовский Скорбященский-Старобельский Троицкий-Раковский Крестовоздвиженский-Иерусалимский-Флоро- Лаврский-Лукинский Тихоновский-Троицкий-Задонский Троицкий-Творожковский Троицкий-Черемисский-Козмодемьянский Знаменско-Мариинский-Яранский Богородицкий-Лесневский Воскресенский-Феодоровский Вохоновский-Мариинский Казанско-Богородицкий-Бугульминский Севастьянов – Спасо – Преображенский- Сохотский Покровская-Уральская община 18 мая переименована в общежит. монастырь. („Церковн. вед.”, 1890 г., 23, 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В воспоминание сего чудесного избавления Москвы от врагов, церковь празднует 21 мая Владимирской иконе Богоматери и совершает крестный ход из Успенского собора в церковь Владимирской иконы Богоматери. (См. Слава Пресвятыя Богородицы М. 1853 г, и Дни Богослужения, Дебольского. 109 Боголюбская часовня устроена была в 1880 роду, открыта и освящена 20 июня; приписана к Московскому Покровскому Миссионерскому монастырю и состоит в ведении Православного Миссионерского Общества. 110 Боголюбская чудотворная икона Божией Матери первоначально прославилась чудотворениями в 1155 году. Когда великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский отправлялся на свою родину, в землю Суздальскую, и когда был в Вышгороде, то, по совету своих бояр, бывшую там в Девичьем монастыре Владимирскую икону Богоматери взял с собой и выехал со всем своим двором. Во время своего путешествия он не переставал совершать молебного пения пред иконою Богоматери. Когда подъезжали к городу Владимиру, то в одном месте при реке Клязьме, лошади, запряжённые в сани, в которых везена была икона, остановились, так что принуждены были несколько раз переменять, и впрягать других лошадей и ни одна из них не могла сдвинуть с места саней. Тогда великий князь велел раскинуть палатки, и долго молились пред иконою Богоматери. В это время Божия Матерь явилась ему с хартией в руке, завещевала не ехать далее и оставаться во Владимире, а на этом месте построить храм во имя Рождества Её и устроить монастырь. Князь исполнил повеление Божией Матери и воздвигнул на указанном Ей месте монастырь и назвал его Боголюбовым. Для прославления этого чудесного явления, он повелел иконописцам изобразить Божию Матерь в том виде, в каком Она явилась ему. Новонаписанную икону назвал Боголюбивою, и повелел праздновать Её 18 июня. В 1771 году, когда во Владимире свирепствовала моровая язва, тогда некоторые из благочестивых христиан испросили себе позволение принести из Боголюбова монастыря чудотворную икону Богоматери. Когда принесена была икона и начали совершать пред нею молебствия, то, как в городе, так и в окрестностях его, болезнь стала прекращаться. Между тем, моровая язва распространилась и в Москве; народ, видя постоянные жертвы этой болезни, в страхе прибегал к московским чудотворным иконам и угодникам Божиим, моля их о избавлении от гнева Божия. Когда слух о чудесах от Боголюбской иконы Божьей Матери во Владимире достиг до Москвы, тогда и здесь начали притекать с молитвой к Боголюбовой иконе Богоматери об избавления от смертоносной язвы. По вере и усердию народа, болезнь скоро начала прекращаться. С этого времени прославилась и в Москве Боголюбская икона Божией Матери и с благоговением чтится православными христианами. Празднование сей иконе совершается в Москве, по примеру Боголюбова монастыря, 18–го июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Князь обладал и полководческим даром – он совершил несколько военных походов на Волжскую Булгарию, которая делала опустошительные набеги на Владимиро-Суздальскую землю. Господь чудом помог князю одержать победу, и в честь этого было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 14 августа. Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек – Нерли и Клязьмы. Этот храм является жемчужиной зодчества в мировом масштабе. Князь Андрей сам установил празднование Покрову Богоматери 14 октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свое покровительство, Свою защиту. Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря. Летом 1174 года князь был убит заговорщиками. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней. После кончины князя обитель претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать. Со времени учреждения Патриаршества в России в 1588 году Боголюбский монастырь подлежал ведомству патриархов и назывался Рождества Пресвятой Богородицы Патриаршим домовым монастырем. Обитель стояла возле оживленной дороги, ведущей в Нижний Новгород и Казань, монастырь часто посещали цари, князья и другие именитые лица. Здесь нередко бывал и молился святой князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. В 1552 году сюда приезжал царь Иоанн IV. Сюда приезжали на богомолье патриархи московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбове. В 1680 году по пути во Флорищеву пустынь к настоятелю Илариону (впоследствии Суздальскому митрополиту) в монастыре был царь Федор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. В 1690 году обитель посещал император Петр I (в царствование которого и был причислен к лику святых князь Андрей Боголюбский). Здесь бывали также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья. А 13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтила своим посещением семья последнего русского императора Николая II с семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Боголюбский мон-рь. Литография. 1875 г. (ГИМ) муромский в честь Преображения Господня (в Муроме, муж., основан не позднее 1096, закрыт в 1923, возрожден в 1995; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Боголюбский в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) (в пос. Боголюбово Суздальского р-на, жен., основан в 60-х гг. XII в. как муж., закрыт в 1923, возрожден в 1991, в 1997 при нем образован также жен. мон-рь, в 2003 муж. мон-рь переведен во владимирский Алексиевский (Новоалексиевский) монастырь ); владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы (во Владимире, муж., основан ок. 1196, обращен в архиерейский дом в 1744, закрыт в 1920, возрожден в 1992); владимирский Княгинин в честь Успения Пресв. Богородицы (во Владимире, жен., основан в кон. 90-х гг. XII в., закрыт в 1923, возрожден в 1993); муромский в честь Воскресения Христова (в Муроме, жен., основан в XII в., упразднен в 1724, возрожден в 2000; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Евфросиниев суздальский в честь Положения ризы Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан не позднее 1207, закрыт в 1923, возрожден в 2000); суздальский во имя свт. Василия Великого (в Суздале, муж., основан не позднее XV в., преобразован в жен. в 1899, закрыт в 1923, возрожден в 1995 как муж.); суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан в 1364, закрыт в 1923, возрожден в 1993); киржачский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (в Киржаче, жен., основан в 1358 как муж., закрыт в 1764, возрожден в 1995 как жен.: с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии); Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы (в с. Махра Александровского р-на, жен., основан ок. 1370 как муж., закрыт в 1923, возрожден в 1995 как жен., с 2004 ставропигиальный); Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Волосов во имя свт. Николая Чудотворца (в с. Волосове Собинского р-на, жен., основан не позднее 1498 как муж., закрыт в 1764, в 1844 упразднен, возрожден в 1909 как жен., закрыт в 1923, возрожден в 1993); Космин Яхромский в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Боголюбский монастырь Рождества Богородицы — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области (Владимирская и Суздальская епархия Русской Православной Церкви). Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. Содержание История [ править править код ] Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери). Боголюбская икона Божией Матери Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть. Свято-Боголюбский монастырь, XX в. Князь Андрей был убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится. По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение Владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855-66 гг. в т. н. «русско-византийском стиле» по проекту его основоположника, К. А. Тона.

http://azbyka.ru/palomnik/Боголюбский_же...

Москва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца , Боголюбской иконы Божией Матери , Леонтия Ростовского Год постройки:Между 1866 и 1870. Ссылки:   Адрес: 109429, Москва, 1-й квартал Капотни, 1-й Капотнинский пр-д, 10 Координаты: 55.63923, 37.7916 Проезд:от метро «Кузьминки» автобус 655; от метро " Каширская " автобус 95; от метро " Братиславская " автобус 112; от метро " Люблино " автобус 854; от метро " Домодедовская " автобус 795; от ж/д платформы " Перерва " автобус 35. Ехать до остановки " Районная управа Капотня " , остановка рядом с церковью. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянный храм в селе Капотня был известен с 1659 года. Каменный храм в новорусском стиле в честь Рождества Богородицы в Капотне был построен взамен деревянного в 1860-х гг. Храм был закрыт в 1938 г. Богослужения возобновлены в 1991 г. Ранее было село «Копотня», которое принадлежало Николо-Угрешкому монастырю. Оно известно с кон. 14 – нач. 15 вв. Деревянный храм был построен в 16 веке на территории нынешнего кладбища. Ныне действующий каменный храм был построен в 1860-е - 1890-е гг. Точная дата неизвестна, архитектор также неизвестен. Храм построен в псевдорусском стиле. Закрыт в 1938 году. Занят заводом и складом. К храму сделаны пристройки. Разобран находившийся в 50 м от храма деревянный храм Рождества Богородицы (1658, перенесен в 1789 из Екатерининской пустыни Подольского уезда). Богослужения в каменном храме возобновлены в 1991 году. Главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы, приделы — Боголюбской иконы Божией Матери (левый) и свт. Николая Чудотворца (ранее — иконы Божией Матери «Взыскание погибших»), приставной (справа) — свт. Леонтия Ростовского. Святыни — особо чтимые иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и Боголюбская. Село Капотня («Копотеньское») впервые упоминается в 1339 г. в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. Его название, вероятно, происходит от личного прозвища Копоть. Деревянный храм на этом месте документально известен с 1624 г., когда село являлось владением Николо-Угрешского монастыря. На протяжении XVII в. приход храма постепенно увеличивался. В 1633 г. в него входило 29 дворов, а в 1703 г. – 71 двор. В 1789 г. в Капотню был перенесен деревянный храм во имя Рождества Богородицы (1658 г.) из Екатерининской пустыни. Современное церковное здание в новорусском стиле построено в 1866-1870-е гг. рядом с деревянным храмом. Главный престол был освящен в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, приделы во имя мученика Леонтия и святителя Николая.

http://sobory.ru/article/?object=01937

Он увидит древний соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы, сооруженный на месте явления Царицы Небесной, который был некогда великолепно украшен, подобно древнему Иерусалимскому храму; в нем древнюю чудотворную икону Богоматери Боголюбскую; потом ему укажут древнюю Великокняжескую комнату и сени, внизу которых кончил благочестивую и славную жизнь Святой Князь Андрей Боголюбский, варварски убитый от своих родственников-врагов; далее, против того храма, у юго-восточной ограды путешественник увидит то место, где лежало обнаженное тело Святого Князя Андрея, выброшенное его злодеями; близ того же храма Св. шатер с каменной внутри чашей, а против этого шатра на юг церковь , прежде построенную Князем Андреем в честь Святого мученика Леонтия в 1158 году. Вот и все, что осталось от древности особенно достопримечательного в Боголюбской обители. 1) Древняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Эта та самая древняя церковь , которую построил сначала Князь Андрей Георгиевич Боголюбский в 1156 году по повелению Самой Богоматери, явившейся ему на этом месте в Божественном лучезарном сиянии в то время, когда он отправлялся с Её древней чудотворной иконой из Вышгорода в Ростов; в Киевской летописи, современной Княжению Князя Андрея, об этом храме говорится, что благочестивый Князь Андрей дивно украсил церковь Рождества Пресвятой Богородицы против всех церквей, подобно храму Святая Святых, воздвигнутому в Иерусалиме царем Соломоном. Церковь , сооруженная вся из белого камня, внутри украшена была чистым золотом и прекрасной живописью; драгоценные сосуды, серебряные паникадилы, золотые оклады икон, осыпанные драгоценными каменьями и жемчугом, золотое украшение на дверях и ободверьях внутри и снаружи были тогда предметом удивления не только для Россиян, но и иностранных посетителей. Глава и крыша были также обложены золотыми листьями. Вскоре после смерти Князя Андрея Боголюбского этот великолепный храм лишился всех драгоценностей – от нашествия на город Боголюбов врагов. Наконец, прежний вид его совершенно изменен от всеразрушающей силы времени и от неискусных поновлений: щелистые окна расширены, белокаменный свод, по разрушении, заменен кирпичным, самые стены перестроены, вместо древнего иконостаса поставлен новый, позлащенный и довольно искусно отделанный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 марта 1919 г. Владимирская губернская коллегия по делам музеев постановила принять боголюбовские палаты «под свою охрану». 17 марта 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей , в Б. м. было конфисковано утвари и различных предметов: из золота - весом 46 золотников 6 долей, из серебра - весом 57 фунтов 61 золотник 51 доля. В мае 1922 г. в Б. м. был расквартирован 1-й кавалерийский полк войск ГПУ. В 1921-1923 гг. настоятелем Б. м. являлся Ковровский еп., викарий Владимирской епархии, исп. Афанасий (Сахаров) , в 1921 г. в мон-ре жили ок. 30 насельников. В 1922 г. представители обновленческой «Живой Церкви» захватили здания владимирского Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , братию к-рого выселили в Боголюбово. С нач. 1923 г. обновленцы в союзе с органами власти приступили к ликвидации мон-рей во Владимирской губ. 11 мая 1923 г. в Б. м. были опечатаны Благовещенская и Рождественская церкви, 3 июня мон-рь был закрыт. В том же году обновленцы пытались зарегистрировать церковную общину и пастырскую школу при Благовещенском храме Б. м., но губисполком не поддержал этого начинания. 17 сент. президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества мон-ря уездному и волостному исполкомам. Однако постановлением того же исполкома от 21 дек. 1923 г. и Владимирского губземуправления от 8 янв. 1924 г. бывш. Б. м. со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела. Начиная с сер. 20-х гг. губмузей, испытывавший финансовые трудности, сдавал монастырские здания в аренду различным орг-циям, в т. ч. приемнику-распределителю беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги. В результате проведенной музеем в сент. 1927 г. проверки оказалось, что доступ экскурсантов к памятникам XII в. затруднен из-за «невыразимого бесчинства беспризорных». В 1928 г. детприемник был переименован в детдом, к-рому музей передал монастырские келейные корпуса, в 1929 г. Боголюбский собор и Рождественский храм были сданы под склад зерна, музейные владения в Боголюбове фактически ограничились памятниками XII в.

http://pravenc.ru/text/149505.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010