Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕСЯТИННЫЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в Новгороде, на Софийской стороне, в Людине конце на Десятине (ныне Десятинная ул.). Название происходит от слова «десятина». Время основания монастыря неизвестно, впервые он упоминается под 1327 г., когда Новгородский свт. Моисей построил «в Десятине» деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (НПЛ. С. 98). Согласно Краткому летописцу Новгородских архиереев, свт. Моисей «украси» храм «и иконами, и книгами» (Новгородские летописи. 1879. С. 136). Вероятно, строительство Д. м. осуществлялось из казны Новгородского архиерейского дома или на принадлежащей ему земле. Об этом свидетельствует также существование в XV в. в мон-ре владычных келий (НПЛ. C. 98; ПСРЛ. Т. 16. Стб. 218-219). Не случайно Летопись Авраамки 2-й пол. XV в., основываясь на легендах, приписывает учреждение Д. м. первому Новгородскому еп. св. Иоакиму Корсунянину в 998 г., тем самым желая подчеркнуть древность монастыря и связь с домом Св. Софии (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Десятинный в честь Рождества Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Десятинный в честь Рождества Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Архим. Макарий (Миролюбов) бездоказательно считал, что Д. м. мог быть основан в XIII в. кнг. Феодосией Мстиславовной, матерью св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского ( Макарий (Миролюбов). 1860. С. 211). Косвенным свидетельством возможного более раннего, чем 1327 г., основания мон-ря является икона «Успение Божией Матери» (нач. XIII в.; ГТГ), происходящая из Д. м. (см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 73-75). Однако икона могла оказаться в Д. м. после упразднения соседнего Варварина монастыря, основанного в XII в., или Софийского собора. Предание, отразившееся в Сказании о чудотворной иконе Божией Матери «Знамение» , связывает само место основания мон-ря с событиями 1169/70 г., когда суздальское войско во главе с блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским осадило Новгород. Икону новгородцы поместили на крепостную стену Окольного города. Произошла битва суздальцев с новгородцами. Новгородцы победили суздальцев благодаря заступничеству Богоматери.

http://pravenc.ru/text/171770.html

Ныне Боголюбов Рождественский монастырь существует в обновленном виде . В расстоянии одной с четвертью версты от монастыря Боголюбова, на устье реки Нерли, Боголюбский создал другой монастырь с церковию во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырь этот заложил князь по смерти сына своего Изяслава (1165), когда, предаваясь глубокой скорби о скончавшемся, тем с большею ревностию старался совершать богоугодные дела. На сооружение Покровской церкви употреблены были камни из каменоломен болгарских, которые после знаменитой победы Боголюбского над болгарами (1164) вывозимы были по его приказанию в землю Суздальскую в продолжение двух лет и послужили здесь для многих важных построек. Нет сомнения, что и Покровский монастырь испытал от врагов одинаковую участь с Боголюбовым, но древняя церковь Покровская сохранилась доныне и одиноко стоит на месте бывшей обители . Основываясь на несомненном свидетельстве, что Боголюбский создал в стране Суздальской «монастыри многи», из которых мы знаем только два, можем думать, что им же, может быть, основаны в этой стране и другие монастыри, случайно упоминаемые в летописи, происхождение которых неизвестно, именно: а) Косьмодамианский суздальский, коего игумен Арсений по убиении Боголюбского (1174) первый решился внести тело его в церковь и отпеть над ним панихиду ; б) Богородичный владимирский, коего игумен Феодул перенес с своими клирошанами тело убиенного князя Андрея из Боголюбова во Владимир и здесь похоронил в соборном храме ; в) Вознесенский владимирский, упоминаемый в 1187 г., когда здесь останавливался Черниговский епископ Порфирий; г) Петровский ростовский, где тринадцать лет был игуменом Пахомий, духовник ростовского князя Константина, избранный в 1214 г. во епископа Ростову; д) Дмитриевский суздальский, откуда по смерти епископа Пахомия изведен был (1216) на Ростовскую кафедру черноризец Кирилл и куда спустя тринадцать лет снова удалился он с епископии для высших подвигов, приняв схиму с именем Кириака; е) Спасский владимирский, игумен которого Феодосий упоминается в 1237 г. при разорении Владимира монголами .

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице - лишь домовый храм при Александро-Невском приюте - доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта. Чудотворные списки с Боголюбской имелись: в Калужской губернии - в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец ) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии - в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии - в городах Козлове (ныне Мичуринск ) и Елатьме (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии - в Угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской. В её честь были устроены обители: мужская " киновия " Троице-Сергиевой лавры (близ Гефсиманского Черниговского скита ), женский монастырь в городе Козлове (ныне Мичуринск) ; женский монастырь в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского района Свердловской области; женский монастырь в лесах на речке Вотгати (ныне - посёлок Вешка Кадыйского района Костромской области). Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли . Боголюбский образ пребывал в специальном " климатическом киоте " в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире . Но древнюю икону не пощадило время и людская небрежительность: она была много раз записана и поновлена, пострадала от недолжных условий хранения, так что в 2009 году остро встал вопрос о срочном спасении святыни. Образ был отправлен на реставрацию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря. В результате многолетней работы реставраторам удалось спасти святыню домонгольского периода и раскрыть первоначальный замысел иконописца. В марте 2016 года за эту работу генеральный директор Центра им. И. Э. Грабаря Александр Лесовой и реставратор Александр Горматюк получили премию газеты " The Art Newspaper Russia " .

http://drevo-info.ru/articles/1544.html

Храм стоит посреди поля, которое в разлив покрывается водой. Движение транспорта здесь запрещено. Туристы и паломники идут пешком. Весной Боголюбовский луг затапливается. Местные жители перевозят желающих на лодках. Владимир Пассажирский (Фото railwayz.info) - узловая станция на линии Москва — Нижний Новгород (Горьковская ж/д). Первый поезд из Москвы прибыл во Владимир 19 марта 1861 года. Он привез в город сотни тюков с «Положением о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», иначе говоря — весть об отмене крепостного права. С 1891 года через Владимир пошли поезда по Транссибирской магистрали на Нижний Новгород и далее на Владивосток. (Реклама сайта rzd.ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR- код); Храм Покрова на Нерли : Более восьми веков он стоит посреди заливного Боголюбовского луга. Когда-то здесь сливались Нерль и Клязьма, теперь русло изменилось, но в половодье луг по-прежнему заливает водой, и легкий, светлый храм, словно белый корабль, плывет над бурными вешними водами, отражаясь в них; Андрей Боголюбский : Великий князь Владимирский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, стал одним из первых правителей, кто попытался создать единое Русское государство. Князь перенес столицу Руси во Владимир и усилил Владимиро-Суздальское княжество. В 1174 году князь был жестоко убит заговорщиками. Спустя пятьсот с лишним лет прославлен Русской Православной Церковью. Ил.: Князь Андрей Боголюбский. Иконография; Парадный храм: В середине XII века по приказу Андрея Боголюбского, особо почитавшего Богородицу, на стрелке при слиянии рек Нерли и Клязьмы была выстроена церковь в Ее честь, ныне известная как храм Покрова на Нерли. Парадный княжеский храм построили на пересечении важных торговых речных путей — он встречал гостей, следовавших по воде или льду в пределы Владимирского княжества. В полутора километрах находился замок князя Андрея в Боголюбове. Долгое время храм был частью монастыря. Ил.: Схематичное изображение Парадного храма; Как попасть внутрь храма : Сегодня храм Покрова на Нерли — это и музей и действующая церковь — подворье Богородице-Рождественского монастыря Владимирской митрополии.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-230-...

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло. Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице – лишь домовый храм при Александро-Невском приюте – доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта. Чудотворные списки с Боголюбской имелись в Калужской губернии в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии в городах Козлов и Ела-тьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии в угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской. В ее честь были устроены обители: мужская «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом). Боголюбский монастырь      Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли. Образа Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире. Тропарь, глас 1: Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

http://pravoslavie.ru/1887.html

Представители Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетили Владимирскую епархию 4 апреля 2022 г. 18:09 30 марта 2022 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) Владимирскую епархию посетили члены выездной экспертной группы в следующем составе: председатель комиссии — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Научно-методического совета Комиссии, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы. Во Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии прошла аккредитация курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Владимирской епархии. Делегаты выездной комиссии приняли зачет по дисциплине базовой части учебного плана «История монашества и аскетика» у трех групп слушателей курсов. Зачет успешно сдали 54 слушателя, среди которых две игумении, три насельника и 49 насельниц из восьми монастырей и подворий Владимирской епархии — Боголюбского женского монастыря, Успенского Княгинина женского монастыря, Покровского женского монастыря г. Суздаля, Спасо-Преображенского женского монастыря с. Спас-Купалище, Никольского женского монастыря с. Волосово, Богородице-Рождественского мужского монастыря, Архиерейского Благовещенского подворья с. Сновицы, Архиерейского Никольского подворья с. Санино. Всем успешно окончившим курсы будут выданы свидетельства. Комиссию сопровождал и участвовал в приеме зачета руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Владимирской епархии, преподаватель истории монашества и аскетики, наместник Боголюбского Алексиевского мужского монастыря г. Владимира иеромонах Дионисий (Пелевин). Членов выездной комиссии принял первый проректор Владимирской семинарии иерей Андрей Сидоров; были проверены документы курсов.

http://patriarchia.ru/db/text/5914439.ht...

Церковь Покрова на Нерли. М., «Северный паломник». 2003. 4 октября 2015 года историческое событие состоялось на Владимирской земле – были освящены всемирно известный храм Покрова на Нерли и возрождённый Трёхсвятительский храм, ставший основой учреждённого архиерейского подворья Богородице-Рождественского монастыря города Владимира. За богослужением молились игуменьи владимирских монастырей, учащиеся Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, Владимирского Епархиального женского духовного училища, участники православных молодёжных объединений города Владимира, многочисленные прихожане и паломники. В чине освящения престолов храмов и в Божественной литургии митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию сослужили митрополит Вятский и Слободской Марк и митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх. Информация с сайта: http://www.eparh33.ru/ Церковь Покрова на Нерли (город Владимир, исторический облик) Церковь Покрова на Нерли (1165) — прекраснейшее явление в русской архитектуре. Исключительное художественное совершенство ее форм и необыкновенное гармоническое сочетание с окружающей природой сделали этот небольшой храм известным всему миру. Обласканная самыми высокими эпитетами и сравнениями, церковь Покрова неизменно остается неисчерпаемым источником вдохновения для художника и интереснейшим объектом для исследователя. Построенная мастерами князя Андрея Боголюбского, она явилась вершиной бурного расцвета древнерусского зодчества середины XII века. Время скрыло от нас её достоверный первоначальный облик, но археологические раскопки, проведенные около церкви, дают основание догадываться об утраченных элементах здания. Вариант реконструкции разработан Н. Н. Ворониным. Источник: Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973. Церковь Покрова Богородицы на Нерли, единственная из всех церквей эпохи Андрея Боголюбского, сохранила почти полностью свой скульптурный декор. Главными элементами этого вполне скромного декора (по сравнению, например, с декором Димитриевского собора во Владимире или Георгиевского в Юрьеве-Польском) являются три одинаковых рельефа на северном, южном и западном фасадах храма, изображающие царя Давида на троне в окружении парных скульптур голубей и львов.

http://sobory.ru/article/?object=00185

Недалеко от Рождественского храма находится зимняя Благовещенская церковь . Храм этот был построен самим Андреем Боголюбским и освящен во имя мученика Леонтия. Церковь была вероятно построена из белого камня, как и другие храмы, воздвигнутые Андреем Боголюбским. Церковь несколько раз перестраивалась. Одно время в 1780 г. была упразднена, и помещением воспользовались для келий, но в том же году возстановлена и освящена во имя Андрея Боголюбского. В 1820 г. была переименована в Благовещенскую, и устроен придел во имя Леонтия. При входе в храм обращает на себя внимание изображение Тайной Вечери, отдельно передающее моменты благословения хлеба и вина, при чем Христос изображен дважды, апостолы же разделены на две группы по 6-ти человек. В самом храме ничего выдающегося нет, но на всем лежит отпечаток, правда не глубокой, старины, выдержанности и монашеской скромности. В кладовой монастыря много церковной утвари, среди которой следует отметить: потир из чистого золота с серебряным поддонком, в нем весу 1 фунт 72 зол.; серебряный крест с надписью на обороте: «мощи Св. Апостол Петра и Павла»... Два Евангелия, напечатанные в 1644 г., в царствование Михаила Феодоровича. Требник 1123 года. Меч духовный Киевской печати 1666 г. Уложение царя Алексея Михайловича 7157 (1649) года. Древний Покровский монастырь На юго-восток от Боголюбовского монастыря, на разстоянии 10–15 минут ходьбы, за небольшой каменной оградой с воротами, увенчанными колокольней, стоит наиболее сохранившийся памятник церковного зодчества 12 в.– Покровская церковь . К восточной стене ограды примкнула небольшая теплая церковь, очень недавно построенная, да в углу примостился домик, в котором, по словам старика сторожа, жили два иеромонаха и совершали богослужение, да по весне умерли. Впечатление чего-то забытого, заброшенного производит обстановка, окружающая Покровскую церковь . Этой заброшенности мы и обязаны возможностью наблюдать памятник в его почти первоначальном виде. Построенный недалеко от впадения Нерли в Клязьму, теперь среди поемных лугов, заливаемых водою, а в древности и среди скрывавших его лесов, он не привлекал к себе ни мирного путника, ни вторгавшегося врага–разрушителя. О времени построения храма и строителе нет прямого указания в наших летописях, но в житии Андрея Боголюбского есть такое указание: «Сего же лета (1165 г.) сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отыде, и положен бысть в Соборной Успения Пресвятые Богородице церкве. Сей же Великий Князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне, яко человек объят быв.... нача здати церковь во имя Пресвятой Богородицы Честного Ея Покрова, на устье реки Нерли, из собираемых и дволетием из Болгар вывозимых камней для строения во Владимире Соборныя Успения Пресвятыя Богородицы церкви и др. (Изяслав Андреевич умер в 1165 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каждый день складывается из событий внешней и внутренней жизни, и решающее значение имеют именно последние. И если мы созидаем внутри себя Царствие Божие, то, с Божией помощью, можем достичь того, что в нашем сердце будет царствовать праздников Праздник и Торжество торжеств – Сам Господь, Который есть Радость, Свет и Цель нашей жизни. Добавим к словам игумении Викторины, что именно в день Рождества Пресвятой Богородицы нашими предками была одержана важная не только в историческом, но и духовном смысле победа в Куликовской битве. Монастырь стал памятником этой победы, поэтому он посвящен Рождеству Богородицы. Иконы этого события особо почитаются в обители. Одна из них пребывает в алтаре собора и выносится для всеобщего поклонения на престольный праздник. Она передана обители вместе с церковным имуществом прихода собора Рождества Пресвятой Богородицы в 1993 году при упразднении прихода и открытии монастыря. Другие чтимые праздничные иконы находятся в иконостасе собора и в монастырских храмах. Особо почитается также Боголюбская икона Божией Матери. Среди чтимых святынь образы святителя Николая Чудотворца, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей, преподобных отец, в обители святого Саввы убиенных (с частицей мощей), святого праведного Симеона Верхотурского и святого Гурия Казанского – обе с мощами. Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника      В соборе Рождества Пресвятой Богородицы находится удивительная икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мученика Лонгина Сотника: этот образ, переданный обители вместе с некоторыми другими из запасников музеев, чудесно обновился во время принесения в собор частицы Древа Животворящего Креста Господня в сентябре 2005 года. В соборе Рождества помещена и редкая для России икона преподобного Иустина Челийского (Поповича). Насельницы и прихожане монастыря почитают этого удивительного сербского святого. Игумения Викторина и сестры участвовали в торжествах по случаю перенесения мощей преподобного Иустина в 2014 году, а также посетили Челийский монастырь в 2015 году.  

http://pravoslavie.ru/141904.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010