блгв. кн. Андрей Боголюбский тайно покинул Вышгород, куда был посажен на княжение своим отцом, киевским кн. Юрием Долгоруким, и направился в родные ростово-суздальские земли. С собой он взял чудотворную икону Божией Матери, известную впоследствии под именованием Владимирской. В г. Владимире кн. Андрей хотел сделать остановку, но в 10 верстах от города кони остановились и не двигались дальше. Князю и его свите пришлось заночевать на берегу р. Клязьмы. Ночью св. Андрею приснился сон, в котором ему явилась Богородица и повелела не везти икону в Ростов, а оставить ее во Владимире. Князь исполнил волю Царицы Небесной. На месте своей остановки он основал загородную резиденцию – г. Боголюбов, в котором заложил каменную церковь во имя Рождества Богородицы. Затем кн. Андрей приказал своим иконописцам написать образ Богоматери такой, какой Она явилась ему во сне. Как гласит предание, внизу на этой иконе, названной Боголюбской или Боголюбивой, он повелел изобразить себя коленопреклоненным у ног Пречистой Девы. Князь поместил святыню в новопостроенный храм, где она, по мнению большинства исследователей, располагалась у восточного столпа и была парной к утраченному образу Иисуса Христа. Вскоре вокруг храма вырос Боголюбский Рождество-Богородичный монастырь. Празднование Боголюбской иконе Божией Матери и ее списков было установлено св. блгв. кн. Андреем Боголюбским 6/18 июня. Богомолье (паломничество) Хождение на поклонение православным святыням, сверх обычно посещаемых святых мест. Обычай был широко распространен среди всех слоев русского общества, но особенно среди крестьянства. Уход на богомолье служил причиной для отлучек крестьян из сельской общины по всей территории расселения русских. Если крестьянин отправлялся, напр., на поклонение особо чтимой в Сибири Абалацкой иконе Богоматери (в Абалацкий Знаменский монастырь под Тобольском), то конкретная цель поездки указывалась в одобрении, которое давала община для получения покормёжного паспорта: «пообещал помолиться и молебен отслужить (...) образу Пресвятой Богоматери «Одигитрии», что на Оболаке»; отпущен «на срок за поруками».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Существует подробное описание этого замечательного собора с рисунками, в лист, изданное в 1849 году, в Москве, графом С.Г. Строгановым, Из приходских Владимирских церквей замечательны следующие: Георгиевская, построенная в 1152 году великим князем Георгием Владимировичем Долгоруким в честь своего ангела. При ней с 1153 года был женский монастырь, в последствии, неизвестно когда, упраздненный. Ризположенская, на Золотых воротах. Церковь эта построена была в одно время с Золотыми воротами, в 1164 году, великим князем Андреем Боголюбским. Но от того времени как в храме, так и в самых воротах немного осталось древнего, кроме наименования ворот Золотыми. Владимирские Золотые ворота устроены, без сомнения, по образцу Киевских, так же как эти последние по образцу Цареградских, сооруженных императором Феодосием Великим. Спасопреображенская церковь построена в одном году с Ризположенской и тем же великим князем Боголюбским. При этой церкви был мужской монастырь, называвшийся Спасским-Златовратским; упразднен в 1764 году. Богородицкая, во имя Успения Пресв. Богородицы. Сооружена в 1649 году. При ней был девичий монастырь, упраздненный в 1750 году. Монастырские здания употреблены были для помещения низших классов вновь открытой тогда епископом Платоном Петрунькевичем, как выше было сказано, семинарии. Впоследствии, на обширном монастырском дворе, построен был, в 1808 году, старанием преосвященного Ксенофонта, каменный двухэтажный корпус, куда переведены были из Рождественского монастыря высшие классы семинарии. Здесь-то и мне суждено было проходить поприще семинарского учения. После указания достопримечательных храмов епархиального города Владимира, сообщу краткие сведения о незабвенном для меня архипастыре, преосвященнейшем Парфение, архиепископе Владимирском и Суздальском 32 . Преосвященный Парфений (в миру Павел Васильевич Чертков), сын диакона Московской Иоанно-Предтечевской, что на Лубянке, церкви, родился 10 августа 1782 года (следовательно 4 1 / 2 месяцами ранее в Бозе почившего Московского митрополита Филарета).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Открылся лик Боголюбской иконы Божией Матери Завершена сенсационная реставрация древнейшей русской иконы 11 марта, 2016 Завершена сенсационная реставрация древнейшей русской иконы Шесть лет светила отечественной реставрации спасали Боголюбскую икону Божьей Матери. «Картина ужасного разрушения» За восемь с лишним веков она претерпела немало испытаний. Наиболее трагичным был для нее 1722 год, когда настоятель храма Рождества Богородицы решил растесать окна. Храм обрушился, и икона длительное время находилась под каменными завалами. Реставраторам того времени пришлось заново сплачивать разошедшиеся доски, вклеивать фрагменты нового дерева в разломы и расщепы основы, подклеивать к основе обширные фрагменты отслоившейся живописи с левкасом и поволокой, а в утратах подводить новый левкас и прописывать всю живопись. Негативную роль в судьбе Боголюбовского образа сыграла и известность. В 1771 году после перенесения иконы из Боголюбовского монастыря во Владимир прекратилась эпидемия чумы. И в 1772 году по случаю чудесного исцеления от чумного поветрия был установлен крестный ход с иконою по городу Владимиру и окрестным селам со службами в храмах и домах горожан и селян. Именно такое почитание, по оценке специалистов, и привело к тому, что к началу ХХ века живопись оказалась в плачевном состоянии. «…Глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя, после первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника». Такой икону увидели в 1918 году члены комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи под руководством И. Э. Грабаря при постановке на учет. С тех пор икона пережила три крупных реставрации, и перед каждой ставился один и тот же диагноз — крайне тяжелое состояние. Белые пятна Нынешней реставрации предшествовало событие, которое во Всесоюзном художественном научно-реставрационном центре (ВХНРЦ) имени И. Э. Грабаря назвали ЧП колоссального масштаба.

http://pravmir.ru/otkryilsya-lik-bogolyu...

Боголюбский монастырь В полутора километрах от храма Покрова находится Боголюбский монастырь, также основанный князем Андреем. Он начинался с храма Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, здесь было чудесное явление Божией Матери Андрею Боголюбскому. Пресвятая Богородица повелела благочестивому князю на месте Её явления построить храм и святую обитель. Рядом с вознесшимся храмом князь выстроил свои палаты. В лестничной башне княжеских палат до наших дней сохранилось место мученической кончины святого князя. Храм Рождества Пресвятой Богородицы, после революции, долгие годы был закрыт для богослужений, и вот осенью 2006 года, храм снова ожил. Как и во времена Андрея Боголюбского, здесь снова совершается Божественная литургия. Ведущий – священник Алексий Уминский: — Московскому храму Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в этом году исполняется 310 лет. Он никогда не закрывался. Все эти годы многие поколения верующих приходили сюда помолиться и попросить помощи у Царицы Небесной. И помощь всегда приходила. Сегодня здесь, как и во всех православных храмах, звучит праздничное песнопение: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором». Сюжет: Покровский храм на Лыщиковой горе Московский храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит на Лыщиковой горе. Лыщиково происходит от древнерусского слова «лыскать» — блестеть, сверкать, сиять. Вот и сияет этот храм своими святынями более трехсот лет. Главные из святынь храма – две иконы Покрова Пресвятой Богородицы: храмовая и в иконостасе. Телевизионная съемка в храме на Лыщиковой горе происходила за неделю до престольного праздника. Валентина Заботкина пришла в этот храм в 1941-м, в войну. Да так и осталась. Валентина Заботкина: – Сейчас у нас уборка: готовимся к празднику Покрова. Вся жизнь прошла в этом храме. Я детей своих здесь крестила, и уже одного из них отпевала, и сестру, и мужа… Все были на войне и вернулись. Муж всю войну прошел от Москвы до Берлина и лишь под Берлином был ранен. Только Покров Божией Матери, только Царица Небесная нас спасает, и охраняет, и оберегает, без Ее помощи нельзя прожить.

http://pravmir.ru/pokrovskie-xramy-rusi/

В правой руке Она держит хартию с молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской), Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила. Написанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Прчистой Богородицы. Празднование Боголюбской иконе было установлено 18 июня/1 июля н. ст. Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжён, один только Боголюбский образ чудесно сохранился в огне невредимым. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе в Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы, Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, после чего, татары в страхе бежали с Русской земли - Русь была спасена. После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. В 1432 году великий князь Московский Василий Васильевич Тёмный (1425-1462) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца (она считалась охранной иконой русских царевичей). Благочестивый царь Фёдор Алексеевич Романов (1676-1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году пожертвовал к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Этот крест с дарственной надписью стал позднее изображаться на многих списках Боголюбской иконы. Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году город Владимир постигло страшное бедствие - эпидемия моровой язвы - чумы (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России). Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях - так прошёл весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию - народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню - Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода.

http://sobory.ru/article/?object=00184

Икона Знамение Пресвятой Богородицы – одна из наиболее почитаемых в русском православии. Икону относят к XII веку, но ее серьезно поновляли в XVI веке, так что от древней живописи на лицевой стороне сохранились только фрагменты. В 1170 году войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, осадили Новгород. По решению архиепископа Новгородского Иоанна икону вынесли из храма и обнесли ею крепостную стену. Осаждавшие обстреливали крепость, и одна из выпущенных ими стрел попала в икону, отчего из глаз Богородицы потекли слезы. Суздальцы были охвачены ужасом, побросали оружие и отступили от города. Первоначально икона находилась в Спасо-Преображенской церкви на Ильине улице, а с XIV столетия – в специально построенном для нее Знаменском соборе. После революции ее передали в Новгородский музей-заповедник. В августе 1991 года икону вернули Церкви и поместили перед иконостасом новгородского Софийского собора. Боголюбская икона Божией Матери была написана для Рождественского храма в загородной резиденции князя Андрея Боголюбского, построенной под Владимиром, на месте явления Богородицы. По преданию, Божья Матерь явилась князю в походном шатре во время перенесения Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода. Икона сильно пострадала от времени и неудачных реставраций. В 1992 году изначальный образ передали в Свято-Успенский девичий Княгинин монастырь во Владимире, но после резкого ухудшения состояния ее сохранности в 2009 году она была возвращена во Владимиро-Суздальский музей, где находится на реставрации вплоть до настоящего времени. – Что случилось с Боголюбской иконой во Владимире? – Ну, если говорить с музейной и хранительской точки зрения – с ней произошла катастрофа. Из трех названных произведений Боголюбская икона Божией Матери была всегда самой сложной. На момент снятия оклада в 1918 году состояние ее сохранности было чудовищным – авторский грунт и живопись были сильно разрушены и находились под множеством слоев разновременной записи и потемневшей олифы. Уже тогда икону частично расчистили и законсервировали, а в 1946 году, когда она, наконец, оказалась во Владимирском музее, выяснилось, что древний левкас очень неустойчив и отстает от основы, так что икону нужно было укреплять заново. Но и этого оказалось недостаточно – в 1958 году икону передали в ВХНРЦ, где она провела целых двадцать лет!

http://pravmir.ru/iskusstvoved-levon-ner...

Волжский же известняк имеет серо-коричневый оттенок; – если бы храм был построен в память Изяслава, то более вероятно, что он был бы посвящен тезоименитому святому сына Боголюбского. Но церковь посвящена празднику Покрова; – Житие говорит о том, что камни были «отлагаемы» на месте будущего строительства церкви Покрова еще во время строительства Успенского собора. Получается, что Андрей в 1158 году уже знал, что в 1165 году его сын уйдет из жизни и он будет строить храм в его память. Все эти неразрешимые противоречия не позволяют нам основывать датировку церкви Покрова на сообщении позднего Жития Андрея Боголюбского (отметим, что Н.А.Артлебен, Д.Н.Бережков и Н.П.Кондаков также не доверяли «Житию», датируя храм в широком временном промежутке с 1158 года по 1190-е годы). Мы имеем возможность достаточно уверенно определить дату храма на основании непротиворечивых сообщений домонгольских летописей, которые ранее по неизвестным причинам исследователями игнорировались. Прежде всего вспомним сообщение «Краткого Владимирского летописца»: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сътвори Боголюбивый град и спом осыпа, и постави две церкви камены». В том, что в этом сообщении речь идет про церкви Рождества Богородицы в Боголюбове и Покрова на Нерли, сомневаться не приходится, так как Новгородская I летопись говорит: «И постави ей (Богородице – С.З.) храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица». Как мы видим, оба летописных сообщения четко связывают основание города Боголюбова и строительство церквей Рождества Богородицы и Покрова. А Новгородская IV летопись дает однозначную дату основания Боголюбова – 1158 год. Следовательно, мы обязаны принять этот год в качестве даты и церкви Рождества Богородицы, и храма Покрова на Нерли. Эта позиция подтверждается сообщением Владимирского летописца (XVI век) под 1158 годом: «Сии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь».

http://sobory.ru/article/?object=00185

По древнему преданию, св. евангелист Лука написал три иконы Божией Матери. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». По преданию православной Церкви одна из трех этих икон была та, которую мы знаем как «Владимирскую». Икона Владычицы до 450 года находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В первой половине ХП столетия Константинопольским Патриархом Лукою Хризоверхом святая икона была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москвы, и поставлена им в Вышегородском девичьем монастыре. Село Вышгород некогда принадлежало святой равноапостольной княгине Ольге, а с 1155 года стало уделом сына князя Юрия – Андрея Боголюбского, весьма благочестивого и набожного. Многочисленные чудеса от иконы Владычицы сообщались князю. Между прочим, было рассказано князю и о том, что святая икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе; из этого князь понял, что надлежит переменить местопребывание иконы. Князь Андрей Боголюбский – это целая интереснейшая эпоха: начало создания нашего государственного ядра. Это совсем иной принцип государственной жизни, чем был тогда на юге, от чего отказываясь и чего не любя, и ушел князь Андрей на север. Решив переселиться из Вышгорода на свою родину, землю Суздальскую, князь Андрей Боголюбский без ведома отца взял с собой чудотворную икону Божией Матери. По пути он постоянно служил перед нею молебны. Во Владимире на Клязьме жители встретили икону с усердием и радостью. Из Владимира князь направился в Ростов. Проехав от Владимира десять верст, лошади остановились на берегу реки Клязьмы и, несмотря на понукания, не хотели идти дальше. Запрягли свежих, но и эти лошади не пошли. Пораженный этим, князь пал в страхе перед иконою Богоматери и слезно молился. Пресвятая Богородица явилась ему со свитком в руке и повелела оставить икону Ее во Владимире, а на этом месте построить храм в честь Рождества Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

В честь праздника Покрова недалеко от Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму, в 1166 году был воздвигнут первый Покровский храм. При сооружении храма использовались камни из болгарских каменоломен, что стало возможным после победы князя над болгарами в 1164 году. Удивительное совершенство форм и пропорций делает церковь Покрова на Нерли, создание князя Андрея, одним из наиболее выдающихся шедевров не только древнерусской, но и мировой христианской архитектуры. Князь Андрей, получивший наименование Боголюбского, особо чтил Деву Марию, явившуюся ему в видении. Это почитание Богородицы нашло отражение в посвящении воздвигнутых им храмов. Все три храма: на Нерли, в Боголюбове и во Владимире — архитектурно очень близки и объединены почитанием Богоматери. Плывущие по реке корабли входили в русло Нерли и поворачивали к княжеской резиденции, архитектурным преддверием которой служил храм Покрова. За ним следовал боголюбовский собор Рождества Пресвятой Богородицы; затем церковь Положения ризы Богородицы над Золотыми воротами Владимира и, наконец, Успенский собор во Владимире, воздвигнутый князем Андреем Боголюбским и имевший особое значение градозащитного покровительства. Воздвигнутые князем храмы представляют собою различные типы церковно-архитектурного ансамбля: в условиях города, замка и природы, одновременно образуя целостную цепь ансамблей в пространстве. Князь Андрей Боголюбский активно развивал градостроительные киевские традиции в Залесской Руси. Уйдя из Киева-Вышгорода, он построил “новый Киев” — Боголюбово-Владимир на берегах Клязьмы. Поиск архитектурных форм увенчался выработкой самобытного образа белокаменного храма с изысканным декором, господствующего над окружающими просторами и отличного от киевского прототипа. Наряду с храмостроительством в Залесской Руси созидались монашеские обители. Еще князь Юрий Долгорукий основал на берегу Нерли, в Кидекше Борисо-Глебский монастырь на месте встречи братьев князей-страстотерпцев по пути в Киев. Но особой известностью пользовались Боголюбовский и Покровский монастыри, основанные при князе Андрее Боголюбском.

http://pravmir.ru/blagovernyiy-knyaz-and...

Нынешняя Боголюбова обитель существует в обновленном виде. Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея, находится в соборном храме ее имени, построенном в 1866 году в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2 1/2 аршина, а в ширину 1 1/2 аршина. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в город Владимир. В память явления святому князю Божией Матери, в монастыре в 1158 году установлен 18 июня праздник, который торжественно отправляется и доныне. Северная сторона Рождественского храма занимает бывшую моленную святого князя Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; в настоящее время здесь устроен придельный алтарь во имя святого князя. При монастыре имеются: школа, больница для братии и странноприимный дом. К Боголюбову монастырю приписан Покровский монастырь, находящийся в 1 1/2 версте от города Боголюбова; он основан в 1165 году; здесь хранится современный основанию монастыря престол и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы; эта святая икона ежегодно, вместе с Боголюбской, приносится во Владимир. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Согласно преданию, князь Андрей Боголюбский тайком вывез чудотворную икону «Божией Матери» из Киева. А возле впадения реки Нерли в Клязьму лошади, запряженные в повозку с иконой, неожиданно отказались идти. Князь остановился на ночлег, и во сне к нему явилась Богоматерь, указав место для церкви во имя Рождества Богородицы. Вскоре (1158 г.) в Боголюбове было начато строительство загородной крепости для князя и продолжалось оно до 1165 года. По замыслу князя это должен был быть небольшой, но хорошо укрепленный замок. Его окружали мощные земляные валы, имевшие в основании до 20 метров, а высота их равнялась шести метрам. На валах были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями; самая длинная сторона крепости шла вдоль крутого берега Клязьмы. Главным в дворцовом ансамбле был белокаменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшийся в юго-западной части крепости. Глава и крыша этого одноглавого крестово-купольного храма были обложены золотыми листами, внутри же церковь украшали не привычные столпы, а четыре стройные колонны. Благоверный князь Андрей дивно «украси ю (церковь) иконами многоценными, златом и каменьем драгымъ, и устрои е различными цятами (плитами) и апсидными цятами украси и всякими узорочьи». Прямо из верхних покоев дворца князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, через анфилады переходов пройти на церковные хоры. Известно, что благочестивый князь Андрей любил водить сюда иноземных гостей, и те, пораженные роскошью и великолепием храма, во все края разносили молву о богатстве и могуществе владимирского «самовластца». Не мене богато был украшен храм и снаружи: купол его был вызолочен; церковные своды и аркатурный пояс, охватывавший собор со всех сторон, тоже были позолочены и расцвечены камнем; стены покрывала каменная резьба в виде женских и львиных голов.

http://sobory.ru/article/?object=00184

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010