Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Боголюбская икона Божией Матери 3 мин., 30.06.2015 История написания Боголюбской иконы Божией Матери неразрывно связана с жизнью и деятельностью одного из русских князей XII века – Андрея Юрьевича Боголюбского. В 1155 году князь Андрей переселялся со всем своим двором из Вышгорода в Суздальскую землю. С собой в дорогу он взял из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную некогда самим святым евангелистом Лукой. Когда княжеский обоз уже подъезжал к городу Владимиру, произошло чудесное событие. Лошади, которые везли икону, внезапно остановились. Как ни пытались их тронуть с места, ничего не получалось – их как будто удерживала некая невидимая сила. То же самое произошло и с новыми лошадьми, которых впрягли вместо прежних. Тогда князь приказал ехавшему с ним священнику Николаю отслужить молебен Богородице, а сам дал обет основать на месте остановки храм в честь Пречистой. После молебна князь Андрей пришел к себе в шатер, где продолжил молиться. Здесь с ним произошло чудо – ему явилась Сама Матерь Божия. В левой руке Она держала свиток с молитвой к Господу Иисусу Христу, а правой указывала на видимый в воздухе образ Спасителя. Богородица повелела князю перенести Свою икону во Владимир, а на месте остановки основать храм и монастырь в Свою честь. После данного наказа видение исчезло. Исполняя волю Пречистой, князь заложил каменную церковь в честь Рождества Богородицы и начал строительство монастыря. Желая также сохранить память о произошедшем чуде, он призвал лучших иконописцев и повелел им написать икону явления ему Божией Матери. Мастера написали образ так, как повелел им князь. После того как был возведен и освящен храм, Андрей Боголюбский внес в него обе иконы – новонаписанную и ту, которая послужила причиной всех событий, – и установил празднование в честь нового образа 18 июня (1 июля по новому стилю). Устроенный по завету Богородицы монастырь, а также город, который возник рядом, князь назвал Боголюбовым. По его словам, Сама Божия Матерь «возлюбила это место». Собственно, с этого момента и самого князя Андрея стали называть Боголюбивым или Боголюбским. Древняя же икона, с которой все началось, была доставлена во Владимир, получив от него свое наименование Владимирской. Позднее ее перенесли в Москву, где она пребывает и ныне, будучи одним из наиболее чтимых образов русского Православия.

http://foma.ru/bogolyubskaya-ikona-bozhi...

В 1891 г. крестьянином с. Палех Владимирского уезда Львом Ивановичем Париловым была начата роспись Богородице-Рождественского храма. За образец были взяты сюжеты фресок Андрея Рублева из Владимирского Успенского собора. Эта роспись, несмотря на столетнюю давность, сохранилась до наших дней и сейчас требует неотложной реставрации. Во времена князя Андрея Боголюбовский замок был вторым после Владимира центром политической жизни. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира, судьбы Владимирской земли и Руси. Вот как предположительно выглядел княжеский замок. Сохранилась лестничная башня – свидетельница трагедии, разыгравшейся в Боголюбове в июньскую ночь 1174 г. Каменные ступени винтовой, перекрытой ползучим сводом и освещенной узкими, похожими на бойницы оконцами лестницы выводят на второй этаж. Великолепное тройное окно с массивными колонками и резными капителями смотрит через замковую стену в даль нерльской проймы, где белеет церковь Покрова-на-Нерли. После трагической смерти князя его постройки пришли в запустение. Дворец был разграблен убийцами-заговорщиками. В 1177 г. Боголюбово подверглось разорению от набега рязанского князя Глеба. Монголо-татарское нашествие довершило опустошение. Князья, преемники Андрея, опасались жить в этом обагренном кровью месте. Лишь несколько монахов основанного здесь же князем Андреем монастыря возносили свои молитвы об упокоении страстотерпца в селениях праведных. Против юго-западного угла собора на площади стояла особо примечательная постройка – резной киворий в виде восьмиколонной аркады, поставленный на месте шатра, в котором во время ночной молитвы князю Андрею явилась Божия Матерь. Сейчас на этом месте стоит кирпичная часовня XVII в. Внутри неё находилась белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из нее наделял деньгами строителей храма св.блгв.кн. Андрей Боголюбский. Сама площадь перед дворцом была вымощена белым камнем. Кроме кивория на ней стояла белокаменная колонна – Богородичный столп – окованная золоченой медью и увенчанная четырехликой капителью с изображением Богоматери. Предположительно, что их было две, и они служили опорами для сени церковного крыльца.

http://sobory.ru/article/?object=00184

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (52) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2020-01-05) Происхождение изображения: Загружено 2020-01-05, анонимно. Описание: Боголюбская икона Божией Матери передана в Никольский кафедральный собор г.Тейково. Историческая справка В далеком 1831 году на Тейково обрушилось большое испытание: в село пришла холера. Число погибших от морового поветрия, как именовали заболевание в те времена, шло на сотни. Бороться со смертельным недугом в Тейково прибыл Владимирский губернский предводитель дворянства Андрей Петрович Хметевский. Уроженец соседнего с Тейковом села Березовик, он не смог оставаться в стороне от бедствия земляков. Хметевский организовал лечебницу для пострадавших, доставил лекарей. Однако, все усилия оказывались тщетными, тейковцы продолжали умирать. В своих донесениях, адресованных владимирскому губернатору, Андрей Петрович с горечью сообщал: «… положение крестьян местного селения заставляет меня еще остаться здесь, не могу Вам выразить, какое в них возрыдалось уныние и, даже можно сказать, отчаяние… Заболевших никак не могли уговорить принять лекарство. Некоторые по сделанным убеждениям и приказаниям и брали лекарство в рот, но, исходя наружу, выплевывали. Привозят же больных в таком положении, что тяжелые умирают уже через несколько часов. Вот что и заставляет меня завтра тотчас после обедни поднесть образы в приготовленную фабрику для лазарета, отслужить молебен с водосвятием и приступить к переводу больных…». Будучи глубоко верующим человеком, Хметевский в те страшные дни много молился, понимая, что лишь чудо может спасти село от полного вымирания. Он же по благословению епископа Владимирского и Суздальского Парфения доставил в село икону — список с почитаемой иконы Боголюбской Божией Матери. Она и сотворила чудо, молитвы были услышаны Царицей Небесной, и холера отступила. За усердие и самоотверженность, проявленные при борьбе с эпидемией холеры, Хметевскому было объявлено монаршее благоволение. Поскольку Андрей Петрович был прихожанином Боголюбского монастыря и особым почитателем Боголюбской иконы Божией Матери, то после своей кончины в 1849 году он был погребен в Боголюбском монастыре у стен древнего Богородице-Рождественского собора.

http://pravicon.com/image-34313

Николо-Кузнецкий храм : оригинал иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Храм Воскресения в Сокольниках : иконы Божией Матери «Страстная», «Целительница», «Иверская», «Грузинская» и «Боголюбская». Храм Воскресения Словущего (Апостола Филиппа) на Арбате : иконы Божией Матери «Иерусалимская», «Скоропослушница», «Казанская» и «Ахтырская». Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке : иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и «Коневская», икона свт. Спиридона Тримифунтского. Ильинский храм : оригинал иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Спасо-Преображенский храм на Большой Ордынке : икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона св. Лонгина Сотника. Знаменский (Петропавловский) храм : «Московская-Боголюбская» икона Божией Матери. Петропавловский храм в Лефортово : благ. кн. Михаил Тверской и преп. Нил Сорский (частицы мощей), «Почаевская» икона Божией Матери, икона св. Иоанна Предтечи. Храм Св. Иоанна Воина на Большой Якиманке : иконы «Господь Вседержитель» и свт. Николая (с ворот Кремля). Успенский храм «в Гончарах» : икона Божией Матери «Троеручица». Знаменский храм в Аксиньино: «Казанская» икона Божией Матери. Рождественский храм в Измайлове : «Иерусалимская» и «Владимирская» иконы Божией Матери. Благовещенский храм в Федосьино : «Феодоровская» икона Божией Матери. Рождество-Богородицкий храм в Крылатском : «Рудненская» икона Божией Матери. Сергиевский храм в Бусиново : «Молченская» икона Божией Матери. Покровский храм в Медведкове : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Успенский храм в Косино: оригинал «Косинской» («Моденской») иконы Божией Матери. Владимирский храм в Патриарших Палатах : оригинал иконы Божией Матери «Серафимово Умиление» (келейный образ преп. Серафима Саровского). Единоверческий храм Свт. Николая «на студенце» : икона «Свт. Николай в житии». Старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Свято-Данилов монастырь : благ. кн. Даниил Московский (XIII в.) (часть мощей), преп. исп. Георгий Даниловский (ХХ в.), иконы Божией Матери «Троеручица» и «Владимирская», икона преп. Иоанна Кассиана Римлянина .

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Рубрики Коллекции Православные праздники в июле 2018 10 мин., 03.07.2018 Поделиться Православные праздники 1 июля Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской обл. Икона Богородицы бала написана по повелению Андрея Боголюбского в XVII веке в память о чудесном явлении ему Пресвятой Девы Марии. Боголюбская икона Божией Матери Боголюбская икона Божией Матери. Иконография     Православные праздники 2 июля Апостола Иуды, брата Господня Один из 12 апостолов, сын Иосифа от первой жены, сводный брат Иисуса. Принял мученическую смерть за Христа. Апостол Иуда, брат Господень Святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси Первый патриарх Московский и всея Руси. Канонизирован в лике святых в 1989 году. Святитель Иов, патриарх Московский Собор преподобных отцов Псково-Печерских В этот день почитается память святых отцов Псково-Печорского монастыря. Печоры: Богом созданные и хранимые ПЕРВЫЙ ШАГ: Подвиги и будни Псковской епархии   Православные праздники 3 июля Священномученика Мефодия, епископа Патарского Значение имени Мефодий Благоверного князя Глеба Владимирского, сына святого Андрея Боголюбского   Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского   Православные праздники 4 июля Мученика Иулиана Тарсийского   Обретение мощей преподобного Максима Грека Максим Грек - православный писатель и переводчик с греческого. Обретение мощей святого произошло лишь в 1996 году. Суд человеческий и суд Божий: Преподобный Максим Грек Преподобный Максим Грек. Избранные творения Имя Максим Как святые сидели в тюрьме Сжигала ли Церковь книги? Пять мифов про борьбу «церковников» с просвещением   Священномученика Терентия, епископа Иконийского   Православные праздники 5 июля Священномученика Евсевия, епископа Самосатского   Православные праздники 6 июля Владимирской иконы Божией Матери Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.   Владимирская икона Божией Матери    Православные праздники 7 июля Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

К 2003 г. на территории Б. м. живут ок. 100 насельниц и 30 насельников. Силами и средствами Б. м. восстанавливается Евфросиниев суздальский жен. мон-рь . Боголюбский собор был освящен 27 апр. 1997 г. К нач. 2003 г. в соборе установлен иконостас, продолжаются реставрационные работы, восстановление настенной живописи. 25 мая 1997 г. архиеп. Евлогий освятил Благовещенский храм, в к-ром совершаются будничные богослужения. В том же году на монастырскую колокольню подняты специально отлитые колокола весом 1000 и 2500 кг. Практически заново отстроен Иустиновский корпус, в мон-ре действуют иконописная, швейная и столярная мастерские, гостиница для паломников. К 2003 г. Рождественский собор, в к-ром неск. раз в году совершаются богослужения, и лестничная башня с переходом XII в., включенные ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия, находятся в совместном ведении ГВСМЗ и мон-ря. В Б. м. хранятся частицы мощей Владимирских и Киево-Печерских святых. В кон. июля 1991 г., во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход посетил Б. м. Мощи преподобного были обнесены вокруг Боголюбского собора, затем поставлены на паперти. Патриарх Алексий совершил перед ними молебен в благословение возрождающейся обители. Тогда же в память этого события в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм во имя прп. Серафима Саровского. В 1995 г. возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой, но в ином виде, чем до революции. На крестный ход выносится список иконы кон. XIX - нач. XX в. 30 июня после всенощного бдения образ увозят из Б. м. в храм равноапостольных Константина и Елены в Добром. Утром следующего дня из храма в Б. м. отправляется крестный ход, возглавляемый Владимирским архиереем. На окраине Боголюбова шествие встречается с крестным ходом, вышедшим из Б. м., во главе с наместником. Соединившись, крестные ходы входят в Б. м., и в Боголюбском соборе Владимирский архиепископ служит литургию. Арх.: ГА Владимирской обл. Ф. 556, 567; РГАДА.

http://pravenc.ru/text/149505.html

— Летопись свидетельствует, что во время монголо-татарского нашествия хана Батыя, между 1237-1240 годами, монастырский храм в честь Рождества Богородицы был сожжен. Одна только Боголюбская Богородица уцелела. А в 1395 году, во время нашествия Тамерлана, ее вместе с Владимирской иконой увезли в Москву. Народ верил, что это спасет Русь от татар. И в день встречи икон у стен первопрестольной, как мы знаем из церковного предания, Пречистая Дева явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы. И татары бежали. Страна была спасена. История установления регулярных крестных ходов в честь Боголюбской иконы начинается в XVIII столетии. В 1774 году, после завершения войны между Россией и Турцией, на Родину стали возвращаться солдаты. А вместе с ними, сначала в Москву, а затем во Владимир, пришла моровая язва. — Болезнь выкашивала сотни людей! Оставалась надежда лишь на помощь Божию, — продолжает отец Сергий. — Народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону для совершения молебна и крестного хода. Но городское начальство некоторое время сомневалось. Один заезжий лекарь их убеждал в том, что при стечении большого количества людей эпидемия усилится. И все же 22 октября икона была внесена из Боголюбова во Владимир, совершены всенародные молебны. Из 200 ранее заболевших умерли лишь трое. Остальные получили исцеление. И в ноябре чума прекратилась. А лекарь восклицал: «Это чудо!». В тот же год жители Владимира отправили письмо Екатерине II с просьбой разрешить проводить ежегодные крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери. И высочайшее разрешение было получено. — Сам крестный ход фактически начинался 3 июня – по новому стилю, в праздник Владимирской иконы Божией Матери. А завершался лишь 1 июля. Объясню, почему. На Владимирскую, 3 июня, Боголюбскую икону торжественным шествием уносили во владимирский Константино-Еленинский храм.  И после молебна крестный ход продолжал шествие в центр города, к Успенскому собору. На соборной площади, в присутствии войска, под звон колоколов, звуки военного оркестра и пение хоров, крестный ход встречал епархиальный архиерей. Людей на праздник приходило очень много – до 18 тысяч человек! – восклицает отец Сергий. — Чуть ли не за неделю до его начала все гостиницы были переполнены приезжими.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Гор Ливанских Илие Караму с обетованием победы России в Великой Отечественной войне.     1943, август — Явление Пресвятой Богородицы во время сражения на Курской дуге.     1988, 16 ноября — Начало мироточения Казанской иконы Пресвятой Богородицы во Введенском соборе Оптиной пустыни.     1989 — Начало богослужения в Успенском соборе Московского Кремля.     1991, 18 июля — Священный Синод благословил возобновление Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Нижегородской епархии — четвертого удела Пресвятой Богородицы. 23 июля — 1 августа 1991 г. состоялось перенесение из Москвы в Дивеево честных мощей прп. Серафима, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II.     1991, 15 августа — Возвращение Русской Православной Церкви новгородского Софийского кафедрального собора и чудотворной Новгородской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».     1991—1992 — Начало богослужений в Казанском соборе Санкт-Петербурга.     1992 — Амурский областной краеведческий музей возвратил Русской Православной Церкви (Благовещенская епархия) чудотворную Албазинскую икону Пресвятой Богородицы.     1992, апрель — Икона Пресвятой Богородицы «Умиление», келейная прп. Серафима, возвращена в Дивеевскую обитель.     1992, 26 мая — Начало источения мира в Троицком соборе рижского Свято-Троицкого Сергиева женского монастыря от икон: Смоленской Божией Матери, прп. Сергия Радонежского, арх. Михаила, прп. Иоанна Лествичника, «Всех скорбящих Радосте», Введение во храм Пресвятой Богородицы и других.     1992, сер. июня — Начало источения мира в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Уфы от икон: Спасителя, Иверской иконы Пресвятой Богородицы афонского письма, прп. Серафима Саровского, иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» афонского письма, иконы Пресвятой Богородицы Табынская, иконы «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», иконы апостолов Петра и Павла.     1993, февраль — В возрождающийся Успенский Княгинин женский монастырь в г. Владимире возвращена чудотворная Боголюбская икона Пресвятой Богородицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы с переходом и лестничной башней. Фотография. 2002 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы с переходом и лестничной башней. Фотография. 2002 г. К нач. XX в. в обители существовали следующие здания. Собор в честь Рождества Пресв . Богородицы построен в 1751-1758 гг. на месте храма, воздвигнутого, возможно, в 1157/58 г. Первоначально собор являлся центром дворцового ансамбля Боголюбова, вероятно, в посл. четв. XII в. стал монастырским. Стены собора XII в. сохранились по всему периметру на уровне 3 рядов каменной кладки. Древний собор был одноглавым, трехапсидным, четырехстолпным, круглые столпы-колонны, увенчанные резными капителями, «корунами», были расписаны под мрамор. Столпам отвечали изнутри плоские лопатки. Светлый и просторный внутренний объем был роскошно декорирован с использованием меди и золочения («издну церкви от верха и до долу, и по стенам, и по столпом ковано золотом, и двери же и ободверье церкви златом же ковано и бяшеть же и сень златом украшена, от верха и до деисиса», согласно «Повести об убиении Андрея Боголюбского» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 581-582). Пол был выстлан полированными плитами красной меди (на хорах - глазурованной цветной плиткой с изображением птиц и орнаментов); листами золоченой меди были покрыты закомары и порталы (гвозди с фрагментами позолоченной медной оковки сохранились на косяках и колонках зап. портала). Храм был расписан фресками (выполнены, очевидно, в 50-х гг. XII в. греч. иконописцами) и насыщен «церковным строением»: иконами, священными сосудами (в их числе знаменитый «ерусалим злат с камении драгими», см. иерусалимы ), тканями, книгами и др. («иконами многоценными, златом и каменьем драгим и жемчюгом великым безценныи»). Снаружи по периметру собор охватывал характерный для средневек. владимиро-суздальских храмов аркатурно-колончатый пояс, архивольты перспективных порталов были украшены орнаментальной резьбой, цоколь имел выразительный аттический профиль, стены членились сложно профилированными пилястрами с тонкими полуколонками. Г. К. Вагнер полагал, что в тимпанах центральных закомар располагались скульптурные композиции в технике белокаменного рельефа (при археологических раскопках найдены их фрагменты: жен. маски, изображения птиц и зверей; 3 резных изображения львов были вмонтированы в кладку собора XVIII в.). Богомольцы и гости кн. Андрея сравнивали Рождественский собор с храмом Соломона; ближайшим его архитектурным аналогом является ц. Покрова Пресв. Богородицы на Нерли.

http://pravenc.ru/text/149505.html

К нач. 1929 г. с колокольни были сняты 15, а вскоре и оставшиеся 18 колоколов. В 1935 г. состояние боголюбовских памятников описал инспектор облоно: в Рождественском соборе рассыпано зерно, в зап. паперти разместился колхозный телятник, в алтаре Андреевского придела - кубовая с кипятильником, здание часовни занято складом под деготь и керосин. В 1934-1938 гг. на территории Б. м. проводились археологические раскопки под рук. Воронина. Часть придела св. кн. Андрея Боголюбского, находившаяся под переходом XII в., была разрушена. Вероятно, в те годы уничтожили часовню и монастырское кладбище. 29 авг. 1937 г. музей принял решение о «сохранности оставленных не засыпанными памятников». В Рождественском храме, переходе и башне были открыты экспозиции. С 1941 до нач. 90-х гг. XX в. в др. монастырских зданиях размещались районная и поселковая администрация, банк, отд-ние милиции, почта и телеграф. Боголюбский собор служил зернохранилищем, его приделы - складами медикаментов, стеклотары, пива. До нач. 80-х гг. в нек-рых монастырских корпусах располагались жилые квартиры. В 1988 г. Госстрой СССР и Академия художеств СССР решили устроить в Боголюбове Центр перспективных проблем архитектуры. В монастырских зданиях предполагалось разместить гостиницы, в соборе - выставочный зал, кинозал и т. д. Однако вскоре община верующих пос. Боголюбово и окрестных деревень получила разрешение на использование Боголюбского собора для совершения в нем богослужений. 1991-2003 гг. Монастырская жизнь в обители возобновилась в 1991 г., когда часть зданий Б. м. была передана монашествующим (ок. 10 чел., настоятель - схиигум. Никодим). В 1992-1997 гг. настоятелем являлся архим. Иероним (Деркач). 14 янв. 1997 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиеп. Владимирского Евлогия (Смирнова) в Б. м. были переведены 60 сестер и архим. Петр (Кучер) из Задонского в честь Преображения Господня мон-ря . В Боголюбове разместились 2 мон-ря: муж., наместником к-рого стал архим. Петр, и жен., его настоятельницей была утверждена насельница суздальского Покрова Богородицы мон-ря Елена (Богдан).

http://pravenc.ru/text/149505.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010