Юноши и девы, возрастающие в невинности и чистоте! Дорожите, как величайшей святыней своею невинностию и непорочностию, и помните, что вы избранные и любезнейшие чада пречистой девы Марии. Равно и вы, избранные мужи и жены, произнесшие ради Господа обет девственности и целомудрия, укрепляйтесь в своем великом подвиге примером неискусобрачной матери Господней и утешайте себя в борьбе с плотию тою отрадною мыслию, что непрерывно взирает на вас с любовию и небесным благоволением святая дева Мария. Но и вы, вступившие в брак честен и блюдущие святыню супружества, не думайте, что при ваших обязанностях вы лишены возможности стоять в близком благодатном союзе с пречистою девою Богородицею. О, будьте уверены, что велик пред очами ее будет и ваш подвиг, если вы сумеете господствовать над своими страстями, если чисты и целомудренны будете в своих помыслах, воздержны и верны в своих супружеских отношениях. Ибо как есть целомудрие девственности, так есть и должна быть в своем роде и в известной степени целомудренность супружества. И если нельзя всем стоять на одинаковой высоте подвига, то всем можно стяжать полное благоволение царицы небесной посильным подвигом внутреннего самоочищения и трезвенности. Напротив, ничто так не гнусно пред очами царицы небесной и ничто так скоро не удаляет нас от ее милости и благоволения, как сладострастные мечты, испорченность сердца и непотребство поведения. Не от того ли такою неустроенною и нездоровою представляется современная жизнь нашего общества, что мутной и грязной струей отвсюду врывается в нее развращение, и что животные инстинкты берут верх и господствуют над умами и сердцами большинства нынешних людей. Как часто наше юношество и молодость ходят уже с печатью преждевременного растления; как ослабела строгость нравственных начал в наших семьях, и как мало и редко вообще стала примечаться наклонность к подвигам благочестия и жажда высоких духовных наслаждений! О, как-бы не отвратила вовсе своего взора от нас грешных матерь Божия, как некогда Господь отвратил взор свой от развращенных допотопных людей, потерявших все духовное и обратившихся в плоть, по выражению писания! Да не будет, да не будет сего! Но обратим опять свою мысль к словам архангельского приветствия Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

3 . Внимание Флоренского-исследователя было привлечено не только к изучению икон, крестов, панагий, к творчеству троицкого резчика XV века Амвросия. В архиве Флоренского сохранилось описание колоколов, названное «Определение звука Лаврских колоколов, произведенное 1819 июня ст ст композитором Павлом Афанасьевичем Ипполитовым». Его приезд состоялся в 1919 году, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. 306 Кроме того, подобные описания встречаются в записной книжке П.А. Флоренского, помеченные 16 июня 1919 года. Лаврская колокольня – не только венец архитектурного ансамбля Лавры. Единственная в мире по красоте формы, пропорциям, гармонически стройная, легкая, устремленная в высоту (88 м), она уникальна и как музыкальный инструмент, своего рода орган. Звучащие голоса его образуют группы индивидуальных колоколов, подобранных по принципу хорового ансамбля. Наиболее впечатляющей была группа больших колоколов (самых низких по звуку), размещенная на 2-м ярусе колокольни. В нее входили 307 : 1 . Царь – вес 4,025 п., число колебаний 489; перелит при императрице Елизавете в 1742 году из меньшего – в 3000 п., был самым большим звучащим колоколом России. Тон его – СИ большой октавы (с призвуком октавой ниже). «Тембр глуховатый. Из колоколов низшего яруса второй по чистоте», – отмечено в описании. 2 . Карнаухий – вес 1275 п., 1850 колебаний; отлит в 1683 году. «Из тех же колоколов самый определенный по тону»; на полях описано «РЕ малой октавы». 3 . Годунов (или Цареборисов, 1600 года) – 1850 п., 1275 колебаний; звучит «приблизительно ДО-ДИЕЗ и АЯ малой октавы. Из тех же колоколов – наименее определенный, в его тоне много «призвуков». [У К.К. Сараджева – СОЛЬ-БЕМОЛЬ большой октавы. – С.Т.]. Заметно отделяется от них: 4 . Лебедок (Лебедь) – вес 625 пудов, более ранний дар Бориса Годунова (1600 года), «в момент удара звучит МИ-БЕМОЛЬ – после удара слышно верхнее СИ-БЕМОЛЬ, и все время слышно биение, происходящее от звучания совместно нижнего ДО и тона немного пониже (1/16 т.) ДО и повыше ДО (1/16 т.)», – дополняет на полях П.А. Ипполитов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Надо же нам понять наконец, благочестивые слушатели, опасность, угрожающую нам с этой именно стороны, и постараться ослабить ее, сколько на то сил наших найдется. Опасность эта потому особенно велика и, можно сказать, неуловима, что потребности нашего тела и нужды нашей земной жизни имеют преимущественную некоторую чувствительность, громче всего о себе заявляют и потому способны казаться неотвратимыми и неизбежными в сравнении с потребностями нашего духа, которому не нужны ни пища, ни одежда ни все прочее материальное. И потому, начиная с законных и обязательных хлопот о своем теле и его потребностях, мы удивительно как склонны бываем увлечься в этих хлопотах за пределы законного и должного и совершенно позабыть о наивысших, но менее, так сказать, осязательных потребностях своего духа. Если не найдется в нас собственной крепости и зрелости размышления, чтобы отделить более важное и существенное от менее важного в наших потребностях, и чтобы поставить вверху потребности духа, а внизу и в подчинении наши телесные потребности то будем по крайней мере руководствоваться готовыми и живыми примерами, как это можно и должно сделать. Высочайшим руководственным примером и в этом случае может быть для нас пречистая матерь Господа нашего. Не смотря на то, что она была царственная отрасль из дома Давидова, не смотря на то, что удостоилась быть материю самого Сына Божия, творца и верховного обладателя вселенной и всех ее сокровищ и богатств, жизнь ее на земле протекла самым скромным образом, без всякой пышности, блеска и роскоши, которые подобали бы ей по ее неизмеримо высокому достоинству. По смерти своих родителей, вовсе неизвестных по своему богатству, она сделалась обрученицею старца Иосифа, который был не более, как простой древодел, и конечно не мог окружить ее какими-нибудь особенными удобствами житейскими. Самое величайшее событие в ее жизни, рождение от нее Спасителя мира, случилось при самой неудобной и можно сказать убогой обстановке, в Вифлеемской пещере, за городом и в скотских яслях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Федор Федорович ответил, что по случаю церковного праздника Боголюбской иконы Божией матери кроме 1 июля 1937 года служители культа собирались у него в доме 1 июля 1936 г. — «Следствием установлено, что Вы вместе с другими церковниками проводите контрреволюционную деятельность, направленную против существую­щего советского строя. Требую от Вас дать правдивые показания по данному вопросу!» — «Контрреволюционной деятельности, направленной против существую­щего советского строя, я не проводил и не провожу». Этим допросом следствие было завершено. Все это время родствен­ники Федора Федоровича носили ему в Звенигородскую тюрьму передачи, их принимали, но свидания не давали. Однако иногда им удавалось переговорить с ним через тюремное окно. Федора Федоровича посадили сначала в Бутырскую тюрьму, затем перевели в Таганскую. 17 сентября лейтенант госбезопасности П. Столетов подготовил обвинительное заключение по следственному делу по обвинению Гусева Ф. Ф. по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК. В нем сказано, что Гусев Ф. Ф, «вел среди колхозников контрреволюционную деятельность, распространяя гнусную контрреволюционную клевету против Соввласти, выступал в защиту расстрелянных врагов народа, высказывал террористические настроения в отношении членов советского правительства». На основании этих измышле­ний следователь постановил представить следственное дело на рассмотрение судебной тройки при Управлении НКВД по Московской области. 11 октября 1937 года тройка УНКВД постановила: «Гусева Ф.Ф. заключить в исправтрудлагерь, сроком на десть лет, считая срок с 24.8.37 г.». Федор Федорович был направлен в Амурскую область, в Югвостлаг . Родные получили от него несколько коротких писем, которые под его диктовку писали такие же как он осужденные, потому что сам он писать не умел. Сообщал, что работает сторожем в лагерном огороде. В последнем письме написал: «Пухнут ноги, опухоль дошла выше колен. Чувствую себя плохо, наверно, умру на чужой земле». Скончался в Югвостлаге 1 февраля 1940 года и был погребен в безвестной могиле.

http://drevo-info.ru/articles/14511.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Православный Дом Милосердия в Почаеве Боголюбовский Крестный ход 30.07.2012 731 Время на чтение 9 минут Блаженны милостивии, яко тии Бога узрят! Боголюбовский Крестный ход - это разноплановое мероприятие. Молитва в пути, службы в местах остановки перемежается с простым человеческим общением, с посещением значимых для всех нас мест, где стоят в молитвенном подвиге и выполнении заповедей Божиих настоящие герои нашего времени. Бывает так, что нас просят выступить перед людьми и мы организуем общественные слушания по конкретным вопросам, родительский форум или вместе с большими крестоходными иконами Божией Матери «Владимирская» и «Боголюбская» заходим в дом, в котором случилось горе. Так было в Жировицах. Иконы принесли в семью, где недавно умер муж, отец пятерых детей, р.Б. Андрей. Это событие стало большим утешением и радостью для глубоко скорбящей вдовы и всех детей. Бывает, что после молитвы мы с детьми делаем импровизированный концерт православных и патриотических песен для детей из детского дома, и конечно встречаемся с местными многодетными семьями, рассказываем им о наших делах, стараемся объединить, организовать сообщества и помочь друг другу. В Почаеве участникам нашего Крестного хода представилась возможность посетить совершенно уникальное место - Православный Дом Милосердия, находящийся прямо у стен Почаевской Лавры. Знакомство наше началось еще в прошлом году, когда духовник Дома Милосердия отец Ювеналий приезжал в Москву к своим чадам, нашим друзьям и соратникам. Очень мудрый, обаятельный, легкий в общении батюшка, он был прекрасно осведомлен о происходящих у нас процессах и разговаривал с нами о важных для нас вопросах. Он даже не просил помощи, просто показал фотографии обитателей Дома Милосердия. Всем стало не просто ясно, что нужно помочь, а что в этом случае нельзя не помочь. Старенькие монахини, подвизавшиеся по 30 лет на послушании в Лавре и желающие умереть возле родных стен, раковые больные, у которых нет дома и родных, их со страшными язвами никуда не берут, калеки с запущенными обмороженными ногами, трудно залечивающимися страшными ранами и еще много несчастных, больных и безвестных нашли приют в Доме Милосердия. Много лежачих больных, некоторые на колясках. Там их лечат, причащают, кормят, моют, дают кров и все что нужно для нормальной жизни и достойной человека смерти. Меня поразило, что помимо такой трудной работы с болящими и стариками Дом Милосердия помогает нуждающимся многодетным семьям! Вещи им детские собирают, передают сладости, канцелярию. Да еще и кормят всех, кто попросит! Не отпустят никого голодным и неутешенным.

http://ruskline.ru/analitika/2012/07/31/...

И она с любовию возьмет нас под свое покровительство и осенит своим благодатным содействием, а мы будем чувствовать себя и действительно находиться в крепком нравственном союзе с пречистою материю Господа нашего, а при этом союзе и наше вечное спасение будет вполне обеспечено. Но, с другой стороны, нам, как людям житейским и носящим плоть с ее малочисленными и притом законными потребностями, неизбежно приходится заботиться и о своем теле, и об удовлетворении потребностей земной нашей жизни. Беда и опасность наша не в том собственно, что у нас есть эти потребности, а в том, что мы склонны искусственно расширять эти потребности, гоняться за не всегда доступными для нас удовольствиями мирскими, и что большинство из нас добровольно ставит себе в прискорбную и болезненную необходимость жить выше тех средств, какие каждому из нас определяет Господь по нашему состоянию и общественному положению. По тщательному наблюдению за образом жизни людей нашего времени оказывается, что целая бездна непотребных дел совершается у нас именно потому, что люди силятся жить не так, как им Бог велит по их состоянию, а как им собственно хочется, т. е. как можно шире и пространнее, как можно привольнее и прихотливее. Не потому ли в старину, когда жизнь была проще и менее искусственная, и когда люди жили ближе к природе и согласнее с ее законными и простыми потребностями, и самая жизнь была легче, и больше было во всем довольства, и меньше было преступных посягательств на чужое и общественное добро, и чаще люди вспоминали о Боге и о своей душе и были вообще религиознее нынешних людей? А нынче так разрослись потребности житейские, так утончились и осложнились наслаждения мирскими благами, и так усилилась жажда этих благ, что честных и законных средств для удовлетворения этой жажды у людей, разумеется, не оказывается, отсюда возникает масса преступлений, масса бедствий и крушений человеческих жизней, целое море огорчений и нищеты и всяческого неустройства. А при таком направлении и строе нашей телесной и материальной жизни много-ли у нас должно оставаться времени на попечение о своей душе, на размышления о небе и вечности, на удовлетворение самых дорогих и священных потребностей нашего духа? Конечно очень мало, или совсем ничего. Оттого-то нынче так много людей и засыпают непробудным сном беспечности о судьбе своей богоподобной души, губят ее сокровища и обращаются в одну только плоть и кровь, как люди пред потопом, и совершенно теряют вид и образ христианский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Тропарь благоверному великому князю Андрею Боголюбскому, Владимирскому чудотворцу, глас 8 Яко благоверен и праведен,/за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси,/кровь свою пролияв,/якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб,/ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу,/якоже Авеля и Захарии праведных,/благоверный страстотерпче, великий княже Андрее,/с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти/и сыновом российским спастися. Ин тропарь, глас 3 Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини:/како с телом к невидимым сплетением изшел еси, преславне,/и уязвил еси демонския полки./Отонудуже, Андрее, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/сего ради, отче, моли спастися душам нашим. Кондак, глас 8 В мире сем благочестно и праведно пожив,/молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси./Сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы,/Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое/и всех людей, благочестно тебе почитающих. Величание Величаем тя,/благоверный великий княже Андрее,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Евфимию, Суздальскому чудотворцу, глас 3 Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад,/оставив отечество твое, Нижний Новград,/и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/в нем обитель сотворил еси,/и собрал еси монахов множества,/и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/был еси о Христе собеседник/и спостник преподобному Сергию./С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/и душам нашим велию милость. Кондак, глас 2 Волнений множество невлажно проходя,/безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/Богомудре Евфимие преподобне,/тем и чудес дар приял еси,/моли непрестанно о всех нас. Ин кондак, глас тойже Восприим Авраамлю доблесть,/отче преподобне Евфимие,/оставль отечество свое, Нижний Новград,/и дошед Богоспасаемаго града Суждаля,/обрел еси место благоугодно,/на немже обитель велию составил еси/и в ней пожил еси в молитвах, в постах и во бдениих./Тем приим чудес дар от Бога,/собрал еси иноков множества,/с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В мае те же рекреации и тоже церковное торжество по случаю сретения иконы Боголюбской Божией Матери. Во второй половине июня и в первой июля частные экзамены, около 15-го числа торжественный акт с теми же атрибутами, как и в прошедшем году. На этом акте я получил в дар другой экземпляр тех же пиитических правил Байбакова. На другой день нам объявлены разрядные списки: я переведён в числе первых учеников в среднее отделение. За тем отпуск по домам. Во время вакации я познакомился в Горицах с купеческим сыном, Владимиром Александровичем Борисовым. Борисов – личность, в своём роде, очень примечательная. Сообщу здесь о нём некоторые биографические сведения. Он родился в 1809 году в селе Нижнем-Ландехе, Гороховского уезда; по смерти отца, в 1811 —109— 1836 г. году, мать его, уроженка села Гориц. из купеческого дома Барановых, переехала с своим семейством на свою родину. Десяти лет его отдали учиться грамоте причетнику, у коего он успел выучить только азбуку. В 1820 году в селе Дунилове открыто было приходское училище, куда его перевели для дальнейшего образования. Здесь он изучил Часослов и Псалтирь и научился писать, – тем и окончилось его образование. „К счастью, – буду продолжать далее словами самого Борисова, – в это время я отыскал у себя в доме краткую старинную географию. от которой был в восторге и никогда с ней не расставался; потом нашёл некоторые и другие книги и в 6-ти частях собрание путешествий Циммермана, от чего и получил охоту к чтению, а брат мои старший Пётр, привёз из Москвы и подарил мне пространную всеобщую географию, только что тогда вышедшую, составленную Кряжовым (См. Расписание книгам Смирдина 3592)… Этими книгами я для себя открыл, казалось, новый неведомый мир и стал читать путешествия, особливо любил из них: „Путешествие в Хиву капитана Муравьева“ и „Плен Головина в Японии“. После лёгкого чтения стал приучать себя к более серьёзному, для каковой цели выписывал в 1826 и 1827 годах Московские Ведомости, в которых печатались тогда протоколы Московского общества истории и древностей российских, – что и возбудило во мне первую охоту к занятию древностями... В 1832 году познакомился я с известным Нерехотским историком и археологом, священником М.Я. Диевым 1019 . С этого времени начал я уже вести некоторые заметки о Шуйских древностях... Статьи же собственного сочинения начал я печатать с 1837 года, сначала в Литературных прибавлениях к Русскому Инвалиду и Москвитянине... В письменных занятиях много обязан я наставлениями и поправками бывшему учителю Шуйского уездного училища В. А. Беляеву , с которым познакомился в Шуе в 1838 году, куда я переехал жить из Гориц в 1836 году“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

История праздника Покрова широко известна. Мы хорошо представляем себе Деву Марию с покрывалом в руках, окруженную сонмом ангелов. Однако образ святого Андрея Юродивого, одного из главных героев этого события, чаще всего остается в тени. Блаженный Андрей Константинопольский. Фрагмент иконы XVI века Тысяча лет прошла с тех пор, как, прикидываясь безумным, он бродил по улицам Константинополя, вызывая насмешки и терпя издевательства от злых людей. Житие Андрея Юродивого подробно рассказывает о жизни молодого, красивого и талантливого раба славянского происхождения. Он жил в большом и хорошем доме, занимался почетной работой, был любим и уважаем хозяевами. Но желая подвига, решил избавиться от комфортной жизни, притворился безумным и оказался на улицах Константинополя. Духовная жизнь святого Андрея, мотивы его поступков, встречи с друзьями, беседы и даже характерные для юродивых провокации очень подробно описаны в Житии . От этого загадочный подвиг юродства становится чуть понятнее. Сейчас такое произведение назвали бы атмосферным. Читая, вместе с блаженным Андреем бродишь по улицам древнего Константинополя — мимо форума, таверн и ипподрома, заглядываешь в знаменитые храмы, прячешься от ветра в портиках домов. То и дело нам встречаются горожане: мужчины и женщины, рабы и свободные граждане. Пороки этих людей не отличаются от современных. Отвратительные последствия их грехов описаны в Житии довольно старательно, с применением резких и отталкивающих сравнений. Несмотря на свою простоту, этот старый прием отлично работает — читаешь и начинаешь внимательнее приглядываться к своим мыслям и действиям. Храм Покрова на Нерли, основанный князем Андреем Боголюбским. Середина XII в. Желая принести читателю максимальную пользу и расширить его кругозор, автор в некоторых местах обращается к вопросам физического устройства этого мира. С негодованием отвергает он мысль о том, что перед грозой пророк Илья разъезжает по небесам, громыхая своей колесницей. Но тут же подробно объясняет, как радуга собирает в себя дождевую воду, а потом выливает ее в облака. Эта наивность древних сочетается с тонким и верным пониманием основ христианства.

http://blog.predanie.ru/article/pokrov-b...

С прискорбием мы должны покаяться, как в последнее время у людей, носящих христианское имя, стала слабеть ревность о вере и увеличиваться равнодушие ко всему, к чему приглашает людей и чему учит их Иисус Христос в своем евангелии. Высокие откровения, принесенные им для людей с неба, наприм. что все мы погибали, что нам угрожало вечное осуждение и погибель, что теперь напротив все мы искуплены его драгоценною кровию, пролитою за нас на кресте, что мы сподобляемся благодатного перерождения в купели крещения, что есть теперь у нас все средства побеждать греховные и страстные наклонности своей падшей природы благодатию св. Духа, что эта благодать обильными струями может изливаться на нас в св. церкви, что все мы лишь кратковременные гости на земле, что на том свете предстоит нам великая будущность, или бесконечно блаженная, или бесконечно горькая, судя по нашим деяниям на земле, что будет общее воскресение мертвых и в свое время откроется вечное царство славы, – все эти великие откровения христианские часто как бы не касаются мыслей и сердец людей христианских, остаются для них мало и поверхностно известными, нисколько не занимают их души, а потому и в жизни их и в деяниях как будто не приносят никакого плода. Постоянная суета и смятение, постоянные толки и хлопоты все о нуждах и удобствах телесной жизни, как будто век нам жить на земле, и как будто кроме тела и нет у нас ничего, – это грубое и материальное направление стало самым заметным и характерным направлением большинства нынешних людей. Остережемся, слушатели, этого погибельного и постыдного для христиан направления. Может быть еще целы в нас некоторые искорки христианского благоговеинства, оставшиеся от невинных детских лет. Побережем их и усилим заботливыми думами о своей загробной судьбе будем чаще взирать на лик царицы небесной, изображаемый на ее иконах, и чаще приводить на память ее дивную и богоподобную жизнь и сокровенные подвиги ее смиренного и религиозного духа, и станем усиленно искать ее помощи и содействия к таковому же устроению наших собственных мыслей и чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010