Еще в одном важнейшем районе иосифлянского движения – бывшей Центрально-Черноземной области – последние, отделившиеся от митр. Сергия храмы, за редчайшими исключениями, были закрыты в 1935 г. В этом году в Воронежской епархии арестовали еще одну значительную группу «буевцев» во главе с иеромонахом Иеронимом и монахиней Трифеной из быв. Покровского монастыря, почти все ее участники погибли в лагерях. Уцелевшие последователи еп. Алексия стали служить исключительно тайно. Так, например, в г. Мичуринске (Козлове) действовал катакомбный приход, обслуживавшийся жившим нелегально и работавшим печником известным «буевцем», архимандритом Александром (Филиппенко). Приезжими тайными священниками периодически совершались службы на квартирах и в Воронеже. В 1937–1938 гг. по епархии прокатилась новая волна арестов иосифлян, был схвачен и замучен иеромонах Антоний из быв. Толшевского монастыря. Однако даже и в этих условиях продолжали создаваться новые обители. Например, «Комсомольская правда» осенью 1937 г. сообщала, что в Воронежской области «женская молодежь недавно основала «тайный монастырь» – в монахини ушли сразу 15 девушек из двух соседних колхозных сел» 624 . Далеко не всегда иосифляне без сопротивления позволяли себя арестовывать и громить их храмы. В 1930-е гг. нередко случалось, что они давали и вооруженный отпор сотрудникам СТПУ и НКВД – в Липецкой, Тамбовской, Воронежской областях, на Дону и Кубани, в Башкирии, Сибири, а также в г. Серпухове. Второй после 1930–1932 гг. пик репрессий иосифлян пришелся на 1937–1938 гг., когда выявлялись скрывавшиеся священнослужители и уничтожались отбывавшие сроки заключения вожди движения. Так, например, в 1938 г. в Арзамасе были арестованы члены тайной иосифлянской общины во главе со свящ. Иоанном Ходоровским. Его и несколько монахинь-странниц расстреляли. В 1937 г. были арестованы и расстреляны: 17 сентября – епископы Сергий (Дружинин) и Григорий (Лебедев), 16 ноября – бывший ключарь собора Воскресения Христова протоиерей Никифор Стрельников, 20 ноября – митрополит Иосиф (Петровых) и др. 625

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1850 году Димитрий Иванович женился на дочери священника, воспитаннице Александровского института Ольге Семеновне Грузовой и в 1852 году принял священный сан. Рукоположение совершил духовный наставник Кастальского митрополит Московский Филарет. С 1853 года началась служба Димитрия Ивановича в Ремесленном учебном заведении (ныне – Московский государственный технический университет им. Баумана), где он являлся законоучителем и священником Мариинской церкви. Следующей вехой его биографии стало назначение к церкви Петра и Павла на Басманной улице, а в 1877 году – возведение в протоиереи и назначение настоятелем Казанского собора. В зрелые годы Димитрий Иванович приобрел известность как духовный наставник, проповедник, преподаватель и автор богословских работ, как основатель Филаретовского женского училища. Много сил было отдано Кастальским приведению в порядок архива бывшего настоятеля Казанского собора А. И. Невоструева. 158 Из формулярного списка о службе и должностях лиц, служивших в ведомстве Московской Синодальной конторы, следует, что происходивший из потомственных дворян А. Д. Кастальский действительно обучался во Второй московской гимназии, однако курса не закончил и по прошении отца был уволен из восьмого класса (РГАДА, ф. 1183, оп. 9, ч. 2, 71,1905 год) 159 В упомянутом формулярном списке датой поступления Кастальского в консерваторию назван 1876 год. Кстати, консерваторского курса Кастальский также не завершил: 16 ноября 1878 года он оставил учебу по домашним обстоятельствам. 160 Впервые Литургия Чайковского прозвучала под управлением П. И. Сахарова в ноябре 1880 года в закрытом концерте Московской консерватории, а 18 декабря этого же года – в экстренном собрании Русского музыкального общества. 161 Кастальский проживал в Козлове (ныне город Мичуринск) в 1882–1884 годах. Известно, что в организации местного оркестра ему помогал инспектор Московской консерватории К. К. Альбрехт. (См. письмо А. Д. Кастальского к К. К. Альбрехту от 5 марта 1884 года. ГЦММК, ф. 37, 1911.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кончина профессора-протоиерея Петра Гнедича скорбью отозвалась в сердцах всех, кто знал его близко. Архимандрит Борис (Холчев) писал: «Умер мой самый большой духовный друг Петр Гнедич. И мне больно». Сегодня интерес к трудам отца Петра Гнедича весьма велик. В предисловии к «Догмату искупления...» протоиерей Максим Козлов пишет: «Публикуя труд нашего великого предшественника, надеемся, что [работа эта] явится очень важным мерилом, по которому многие современные молодые авторы смогут проверять не только букву, но и дух своих богословских сочинений». Как свидетельствовал В. В. Быков, «отец Петр всю свою жизнь чтил память священномученика Сергия Мечёва , считая его великим подвижником и молитвенником». А сам отец Сергий, по воспоминаниям его дочери Елизаветы Сергеевны, «очень любил отца Петра». Примечательно и то, что после кончины протоиерея Петра Гнедича у него не осталось никаких ценных вещей, кроме замечательной библиотеки, которую он завещал своим друзьям. Протоиерей Василий Евдокимов (1903–1990) Родился в городе Козлове (с 1932 года – Мичуринск) Тамбовской губернии в благочестивой семье бакалейщика Федора Михайловича Евдокимова и его супруги Александры Андреевны. В 1914 году окончил первым учеником церковноприходскую школу, но учиться далее в гимназии отец ему не позволил, сказав: «Пусть привыкает к скрипу телег». После экспроприации в 1918 году отцовской бакалейной лавки Василий поступил на службу в картографический отдел штаба Южного фронта Красной Армии. Здесь юноша был посыльным и освоил делопроизводство, что позволило ему в начале 1920-х годов работать делопроизодителем в различных государственных учреждениях Козлова. В 1924 году старец-игумен Иларий благословил его иподиаконствовать у местного архиерея – архиепископа Димитрия (Добросердова). После отъезда владыки в Москву Василий оказался безработным и отправился к оптинскому старцу Нектарию в Холмищи за советом. Старец сказал: «Пойдешь по церковной дороге – постигнет благополучие, не пойдешь по церковной дороге – постигнет злополучие». Так Василий Федорович снова оказался у архиепископа Димитрия, но уже в Москве. Жил у друзей, принимал участие в занятиях кружка по изучению Священного Писания , которые проводил будущий священномученик Владимир Амбарцумов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, Тамбовская обл., около г. Мичуринска, на высоком берегу реки Лесной Воронеж. В 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Федоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской Троицкий монастырь. Обитель старца находилась посреди дубовой рощи на берегу реки, ее противоположный берег называли «ногайской стороной». Монастырю были отведены лесные и сенные угодья. В 1636 году монахи получили благословение на сооружение храма во имя Святой Троицы с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первая церковь была деревянной и небольшой. Под личной опекой царя находилась Козловская обитель в 1641 году, поскольку находилась на Белгородской засечной черте. Монастырь, расположенный с южной стороны города Козлова, был вынужден принимать на себя тяжесть татарских и калмыцких набегов. Для лучшего обустройства, по грамоте царя Михаила Федоровича, монастырь получил рыбные ловли и бобровые гоны на Лесном Воронеже и место для постройки мельницы, позже – участок земли вдоль берега для просушивания неводов и для причала. Тогда же монастырь становится общежительным и в нем начинается большое каменное строительство: церковь Успения Пресвятой Богородицы, а под ней – церковь великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, поварни, кельи и ограда каменная. Началось и строительство соборной церкви Живоначальной Троицы. В 1662 году монастырю было отведено подворье в городе Козлове. В 1667 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыни: принесенный ему из Афона «перст от Гроба Господня», частицы мощей апостолов Андрея, Тита, архидиакона Стефана, великомученика Феодора Тирона, великомученика и Победоносца Георгия, великомученика и целителя Пантелеймона, мучеников Иакова Персианина, Киприана, Меркурия, Акепсима, великомученика Феодора Стратилата, мученика Лукиана, равноапостольного царя Константина, преподобного Онуфрия Великого, патриарха Иоанна Милостивого, преподобного Михаила Малеина, святителей: Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, преподобного Александра Свирского , мучениц Варвары и Феодосии.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Митрополит Питирим родом из старинной церковной семьи. По линии матери и отца его предки были священнослужителями. У Владыки имелись документы, где прослеживалась его родословная с XVII века. Церковная жизнь Константина Нечаева, будущего митрополита Питирима, началась в 40-х годах прошлого века. Еще будучи студентом Московского института инженеров транспорта (МИИТ), он был иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия I. В 1945 году поступил в только что открывшийся в Москве Православный Богословский институт, позднее преобразованный в Московскую Духовную Академию. Общение со Святейшим Патриархом Алексием I оказало решающее влияние на всю его жизнь. Владыка часто рассказывал о нем. Однажды он припомнил такой случай, как куда-то очень спешил, догнав вагон, вскочил на последнюю подножку и, тяжело дыша, вошел внутрь. Трамваи ходили тогда с открытыми дверями. Неожиданно к нему подошла какая-то бабушка и спросила: «Скажите, пожалуйста, когда Святейший служит?» «Мне было очень неудобно, – говорил он, – я даже не подозревал, что меня вот так могут узнать на улице как иподиакона Патриарха. В моих действиях было нечто игривое, бесшабашное...» Приводя этот пример, он призывал нас контролировать себя и не совершать неподобающих нашему сану движений, потому что нас постоянно видят и мы неправильными действиями можем ввести людей в смущение. Владыка был одиннадцатым ребенком в семье. У него было четверо братьев и шесть сестер. Родился он в г. Козлове (ныне Мичуринск) в 1926 году. Его отец, протоиерей Владимир Нечаев, был настоятелем Ильинского храма в этом городе. Деды и прадеды, все его предки, начиная с XVII века, тоже были священниками в Тамбовской епархии. После закрытия Оптиной Пустыни отец Владыки пригласил одного из Оптинских старцев, ныне преподобного Севастиана, служить в его храме. Когда отца Владыки арестовали, преподобный некоторое время опекал его семью. Однажды мать Владыки спросила у о. Севастиана, как нужно готовиться к смерти. Он посоветовал читать творения святителя Василия Великого . И случилось так, что через несколько лет она умерла именно в день памяти этого святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Тамбовское наместничество стало краем крупных помещичьих вотчин – тамбовским черноземом щедро одаривали своих приближенных и родственников и Петр I, и Елизавета Петровна, и Павел I, и Екатерина II. Во времена правления Николая I центрально-черноземные губернии стали одним из важнейших регионов производства товарного хлеба. Козлов стал богатым купеческим городом с лучшими предместьями во всем наместничестве. Богатые горожане не оставляли Козловский монастырь без поддержки. Среди частных благотворителей были князья Кугушевы, Хрущевы, Детковы, Каюковы, купцы Гладышевы, Каширские, Придорогины, Бельские, почетные граждане Козлова Кожевниковы. Купеческая жена Анна Михайловна Силантьева пожертвовала в Троицкий собор люстры стоимостью 7 тысяч рублей, на строительство колокольни – 4 тысячи рублей ассигнациями, а также крест, потир и Евангелие. Святой митрополит Иона положил на вечное поминовение своих родственников 2 тысячи рублей. В 1844 году Успенская церковь была расширена, каменный купол на крыше заменили небольшим железным. В «Полном собрании исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях» (1852 г.) упомянут Троицкий монастырь «близ уездного города Козлова», который находится «под управлением архимандрита, который есть и ректор Тамбовской семинарии… При сей обители бывают ежегодные ярмарки: в день Пятидесятницы (Святой Троицы) и Успения Пресвятой Богородицы». В 1868 году в Тамбовской епархии была учреждена кафедра викарного епископа, в управление которому вверялся Козловский монастырь. Викарию было предписано «именоваться епископом Козловским и местопребывание иметь в городе Козлове в подворьях и зданиях, принадлежащих монастырю Козловскому Троицкому и Саратовской пустыни». Викарий пользовался от этого монастыря «настоятельным жалованием и частью братских доходов, а также прислугою и экипажем». На следующий год усилиями и на средства горожан над святым колодцем была возведена каменная часовня с иконостасом – в память об избавлении от опасности во время покушения Д. Каракозова на жизнь императора Александра II 4 апреля 1866 года. До настоящего времени святой источник на берегу Лесного Воронежа пользуется большой популярностью у местных жителей.

http://sobory.ru/article/?object=10548

1938 г. – митрополит. 1945 г. – член Поместного Собора Русской Православной Церкви. 1946 г. – получил советское гражданство. 1947 г. – окончательно вернулся в Россию. Назначен управляющим Рижской и Латвийской епархией. 1951–1955 гг. – служил в Ростове-на-Дону. 1955 г. – управлял Саратовской епархией. 1958 г. – уволен на покой. Последние годы прожил в Псково-Печерском монастыре. 1961 г., 4 октября – скончался в Псково-Печерском монастыре. ВИКТОР (Островидов Виктор Александрович), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии. 1876 г. – родился в с. Золотое Золотовской волости Камышинского уезда, Саратовской губ., в семье крестьян. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Пострижен в мантию, иеромонах. Член Иерусалимской духовной миссии. 1909 г. – смотритель Архангельского духовного училища. 1910 г. – настоятель Троицкого Зеленецкого монастыря Петербургской епархии. Архимандрит, наместник Александро-Невской Лавры в Петербурге. 1919 г., 26 декабря – хиротонисан в Петрограде во епископа Уржумского (первый епископ на этой кафедре). 1920 г. – арестован, осуждён к тюремному заключению по обвинению в антисоветской агитации. 1923–1927 гг. – епископ Глазовский. 1927 г. – управляющий Ижевской епархией. 1927 г., 30 декабря – Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] запрещён в священнослужении «за раздорническую деятельность». Позже со своими последователями примыкает к группе митрополита Иосифа (Петровых) . Был в заключении на Соловках и в других концлагерях. 1934 г., 2 мая – скончался в ссылке в п. Усть-Цильма Архангельской обл. Погребён на деревенском кладбище. ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович), митрополит Киевский и Галицкий. 1848 г., 1 января – родился в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губ., в семье священника Никифора [Богоявленского], впоследствии также принявшего мученическую кончину. 1874 г. – окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Преподаватель Тамбовской духовной семинарии. 1882 г. – священник в г. Козлове (Мичуринске).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Изгнанный в 1923 году из обители, старец Нектарий доживал свои дни в селе Холмищи Брянской губернии. Рядом с ним снимал комнату отец Севастиан, который незадолго до преставления иеросхимонаха Нектария (29 апреля/12 мая 1928 года), был рукоположен в священники. Еще не достигнув своего сорокапятилетия, подвижник стал преемником великих оптинских старцев, открыв новую страницу бытия пустыни — период старчества в изгнании. С 1928 по 1933 год иеромонах Севастиан служил в городе Козлове (Мичуринск) Тамбовской области под руководством протоиерея Владимира Нечаева. Его сын, Константин, станет в последствие митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом , одним из видных деятелей нашей Церкви послевоенного времени. Вот фрагмент бесценных воспоминаний владыки Питирима, которые рисуют нам живой, яркий, неповторимый образ подвижника Христова: «Мой отец переписывался со старцем Нектарием. Отец Севастиан был его учеником. Это был удивительный человек. Он принимал людей еще будучи юным послушником, потом дьяконом и приобрел известность еще до первой мировой войны. После закрытия Оптиной пустыни он приехал к нам — отец написал ему и пригласил. Когда отца арестовали, отец Севастиан взял на себя заботу о нашей семье, — о нас, младших, потому что старшие были уже в Москве. Спустя некоторое время после того, как мы уехали, арестовали и его, и потом мы с ним встретились только в 1955 году, когда кончился срок его заключения и ссылки, а я уже стал церковным работником. Хлопотали о том, чтобы открыть церковь в Караганде, и я принимал в этом участие. Когда церковь открыли, я к нему поехал по благословению Патриарха и с тех пор поддерживал с ним отношения до самой его смерти. При всех своих необычайно высоких духовных дарованиях старец Севастиан был очень болезненным. Болезнь его началась с нервного потрясения. В начале XX века он был первым и любимым учеником старца Иосифа Оптинского. Когда старец Иосиф умер, его это так потрясло, что у него сделался парез пищевода. Всю жизнь он мог есть только жидкую супообразную пищу: протертую картошку, запивая ее квасом, протертое яблоко — очень немного, жидкое, полусырое яйцо. Иногда спазм схватывал его пищевод, он закашливался и есть уже не мог, оставался голодным. Можно себе представить, как тяжело ему приходилось в лагере, когда кормили селедкой и не давали воды».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Богородицы и свт. Николая Чудотворца) он освятил. 1 окт. 1846 г. в Тамбове он совершил закладку храма в честь Покрова Пресв. Богородицы (1869). Попечением Н. в тамбовском Казанском мон-ре, являвшемся резиденцией Тамбовских архиереев, были перестроены и расширены ветхое и тесное здание духовной консистории, теплая Иоанно-Предтеченская ц. и келейные корпуса. Епископ также освятил 16 июня 1844 г. главный престол собора в честь Казанской иконы Божией Матери (1831-1843) в Вышенском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , 22 мая 1846 г.- главный престол 5-купольного собора в честь Казанской иконы Божией Матери (1828-1846) в г. Лебедяни, в 1848 г.- перестроенный приходской 5-престольный храм в честь Вознесения Господня в г. Липецке, 12 сент. 1849 г.- 5-престольный Сторожевский Николаевский храм в г. Козлове (ныне Мичуринск), в 1852 г.- теплый собор во имя св. Илии Пророка в г. Кирсанове и др. При Н. в г. Моршанске был возведен величественный 5-купольный собор во имя Св. Троицы, освященный 24 нояб. 1857 г. уже новым еп. Тамбовским Макарием (Булгаковым) . Н. особо заботился о быте и благоприятных условиях служения тамбовского духовенства. По его ходатайству в епархии были введены т. н. приходские штаты: архиерей приписывал деревни из состоятельных приходов к бедным церквам, наделял храмы землями, переводил многосемейных служителей в лучшие приходы. Выдавал денежное пособие в качестве приданого девушкам, оставшимся без родительского обеспечения. «Никогда сироты духовного звания не пользовались такою благотворительностию и пожизненным обеспечением, как при епископе Николае, который слишком глубоко трогался их судьбою». В 1848 г., во время неурожая, по ходатайству Н. Синодом «разрешена была духовенству ссуда из кошелькой суммы» до 100 р. серебром «на семейство с уплатою без процентов» в течение 5 лет ( Хитров. 1861. С. 229-230; Андриевский. 1911. С. 6). В 1851 г. в купеческом доме на месте бывш. усадьбы купца Байкова Н. основал 2-е тамбовское (впосл. Серафимовское) духовное училище.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

Игумен Кирилл начал и строительство соборной церкви Живоначальной Троицы «на погребах и сделал до прагов», то есть заложил фундамент. «Всех чинов люди» города Козлова, видя «большую добродетель и радения» игумена Кирилла, принимали участие в строительстве монастыря, многие для того, чтобы им в старости «в этом монастыре постригаться». В середине XVII века там было двадцать монахов, вокруг монастыря селились монастырские служители, которые работали на пашне, сенокосах, в лесу и на мельнице, принадлежавших монастырю. В 1658 году по просьбе игумена Дионисия монастырь получил право ловли рыбы в реках Иловай, Лесной и Польной Воронеж, а при игумене Кирилле — при Кривецком плесе. В 1662 году монастырю было отведено подворье в Козлове. Переписная книга Троицкого монастыря содержит сведения о наличии во второй половине XVII века у него бобровых гонов (урочищ в реках, где водились бобры и производилась их ловля). Они были обычным явлением в центральной, западной и южной полосе России, доходы от этого промысла облагались оброком в пользу казны. В писцовой книге Разрядного приказа Белгородского стола записано, что в середине века монастырь владел землями на «ногайской стороне» реки, «около ржавца» (болота). В 1667 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыни — принесенный ему из Афона «перст от Гроба Господня», частицы мощей апостолов Андрея, Тита, архидиакона Стефана, великомученика и Победоносца Георгия, великомученика и целителя Пантелеймона, мучеников Иакова Персианина, Киприана, Меркурия, Акепсима, великомученика Феодора Стратилата, мученика Лукиана, равноапостольного царя Константина, преподобного Онуфрия Великого, патриарха Иоанна Милостивого, преподобного Михаила Малеина, святителей Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, преподобного Александра Свирского , мучениц Варвары и Феодосии. В 1672 году было закончено строительство двухэтажной каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1682 году повелением царя Феодора Алексеевича была открыта Тамбовская епархия, а настоятели монастыря возведены в сан архимандрита. На следующий год в Троицком монастыре скончался игумен Кирилл, и архиепископ Тамбовский Леонтий поставил на его место игумена Дорофея. Тридцать человек братии было в тот год в монастыре: «…многие люди старые, и на ваших, Государи, — обращался архимандрит Дорофей к царям Иоанну и Петру Алексеевичам в челобитной, — службах раненные». В этой челобитной в Пушкарский приказ архимандрит «с братиею» просил выделить монастырю железо, «пудов с четыреста», на завершение строительства соборной церкви, для чего «сарай и всякие заводы кирпичные готовы близко монастыря». Государи пожаловали монастырю железо: 50 пудов «железа тянутого, саженного» — было отмечено в приходно-расходной книге Троицкого монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010