Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ Васильевич Казарин (9.11.1886 с. Покассы Спасского у. Тамбовской губ.- 12.11.1942, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 30 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), протодиак. Род. в семье псаломщика. Окончил 4 класса ДУ. Учился в Тамбовской ДС, но не окончил ее. В 20-х гг. ХХ в. служил псаломщиком в г. Козлове (с 1932 Мичуринск). Был рукоположен во диакона. В 1930 г. арестован и приговорен народным судом к 2 годам заключения. Отбывал срок в тюрьме Козлова. С 1932 г., освободившись, служил протодиаконом в Ильинской ц. Мичуринска вместе с иером. прп. Севастианом (Фоминым ; впосл. схиархимандрит). 1 авг. 1937 г. был арестован в Мичуринске по обвинению в участии в «церковно-монархической повстанческой организации» и контрреволюционной агитации. Содержался в тюрьме Мичуринска. 6 дек. того же года Особой тройкой при УНКВД по Тамбовской обл. приговорен к 8 годам ИТЛ. 17 мая 1938 г. отправлен в Джартасское отд-ние Карлага. 3 июня 1938 г. прибыл в лагерь и был определен на общие работы. В 1939 г. работал на 3-м участке Карлага сторожем зерносклада. В лагере здоровье М. ухудшилось, он перенес операцию и был переведен на более легкую работу - дневальным. Скончался от вызванных тяготами заключения болезней (пневмонии и кровоточащей язвы желудка) в Джартасском отд-нии Карлага. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Тамбовской обл. Д. Р-5377. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2562644.html

Жизненный путь митрополита Питирима: факты и даты Родители владыки Питирима Митрополит Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился в городе Козлове Тамбовской области 8 января 1926 года, то есть 26 декабря 1925 года по старому стилю. Сын священника Владимира Нечаева и его благочестивой супруги Ольги Васильевны, он рос в глубоко церковной православной семье, дружной и многодетной: у него было четыре брата и шесть сестер, сам он был последним, одиннадцатым ребенком. Ольга Васильевна Нечаева в 1946 году получила из рук «всесоюзного старосты» М.И. Калинина золотую звезду «Мать-героиня». Его родитель, отец Владимир Нечаев, служил в Ильинском храме, до революции он такжепреподавал закон Божий в гимназии. Ревностный священнослужитель, в 1914 году, во время канонизации святителя Питирима Тамбовского (будущего небесного покровителя его сына), он организовал крестный ход из Козлова в Тамбов: сам заранее проехал по всему маршруту, определил, где останавливаться на ночлег и даже проследил, чтобы везде заготовили кипяченую воду.Его прихожанином был знаменитый русский селекционер Иван Владимирович Мичурин (1855–1935), глубоко верующий и очень скромный человек, у которого отец Владимир брал саженцы и делился с ним своими наблюдениями; они очень дружили. Заслуги Мичурина в 1912 году были отмечены орденом святой Анны III степени. В советское время он стал культовой фигурой, а в 1932 году город Козлов переименовали в Мичуринск. Дядя владыки Питирима, Михаил Васильевич Быстров, был талантливым хирургом, за самоотверженную работу он имел правительственные награды, ему было присвоено звание заслуженного врача РСФСР, имя М.В. Быстрова носит моршанская центральная больница. Костя Нечаев. Начало 1930-х гг. О начале жизненного пути митрополита Питирима мы узнаем из автобиографии, представленной при поступлении в Богословский институт в декабре 1944 года 16-летним юношей: «Отец мой был протоиереем г. Козлова Ильинской церкви. В 1930 году он был сослан, и я остался жить с матерью и сестрами на иждивении брата».

http://pravoslavie.ru/43974.html

Старшие — Михаил, вера, иван, Анна и Николай — к этому времени уже жили в Москве. Они уехали туда учиться. Время было очень тяжелое, но все выучились. Братья стали потом крупными инженерами. Кончив ученье, они остались в Москве. У них была своя студенческая компания, и жили они на Маросейке. мы решили переезжать к ним, и переехали, кажется, в 1932 г. Прожив некоторое время в Москве, снова вернулись в Козлов (уже в Мичуринск), где пробыли около полугода (о. Владимира тогда ненадолго выпустили). Тогда, в Козлове, отец как–то вместе со мной навестил епископа Вассиана (Пятницкого). Мы зашли к нему в алтарь, а я в алтаре никогда раньше не бывал: отец не допускал туда детей, — чтобы не охладевали — поэтому я, направляясь к владыке, прошел прямо перед престолом. Отец смутился, а тот сказал: «Ничего, значит — будет священником!»  Кстати, присутствие маленьких детей в алтаре действительно далеко не всегда им на пользу. Как, к примеру, объяснить малышу, что такое восьмая песнь канона? Вот и говорят: «Когда про печь запоют («Отроцы благочестивии в пещи…», значит) — неси кадило!» С этим знанием они и остаются, так и не пытаясь понять смысл того, что совершается. Наша семья была очень религиозная. в церковь я ходил постоянно и даже пел на клиросе — не знаю, что уж я мог там петь; помогал маме печь просфоры. Я помню, что в детстве меня всегда водили в церковь за руку — но не носили на руках (вообще вне дома я себя на руках не помню, да и дома носили только из ванны в постель). Церковь с детства была для меня родным домом и я не помню, чтобы у меня когда–то было от нее чувство усталости или скуки. При этом играть в церковь мне дома не позволяли — как бывало в некоторых семьях, где мастерили из бумаги фелони или саккосы и приделывали бубенцы, чтобы звенело. Когда я раз попробовал устроить колокольный звон, приладив к столбу какие–то жестянки, мне сказали что так делать нельзя, потому что это бывает только в церкви. Потом мы снова приехали в Москву и снимали дом у станции Абрамцево, в маленькой деревне на границе «поселка художников». Там с горки открывался широкий вид и когда где–то вдали шел дождь, были видны тающие космы туч, истекающие водой. Меня всегда поражало это зрелище. А как–то вечером я с биноклем ушел смотреть на луну. До того досмотрелся, что совсем стемнело и домой идти было страшно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

В 1909 году архимандрит Димитрий был назначен наблюдателем послушнических школ ставропигиальных монастырей. В 1910 году его избрали в действительные члены церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения . В это время он был также действительным членом Попечительства над учащимися в Москве славянами Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества . Епископ 18 мая 1914 года хиротонисан во епископа Можайского , викария Московской епархии . Хиротония состоялась в Московском Успенском соборе . Чин хиротонии совершали: Макарий , митрополит Московский; Алексий , архиепископ Тверской; Трифон , епископ Дмитровский; Анастасий , епископ Серпуховский; Модест , епископ Верейский; Нафанаил , епископ Архангельский и другие святители. С 1916 года он стал исполнять обязанности заведующего богословскими педагогическими курсами в Москве . Тогда же на него было возложено главное руководство и наблюдение за изданием научного художественно иллюстрированного описания Патриаршей ризницы. С 1917 года состоял настоятелем Саввино-Сторожевского первоклассного необщежительного монастыря . С 18 декабря 1920 года временно управляющий Бакинской епархией . К 14 сентября 1921 года стал епископом Ставропольским . Обновленцы в 1922 году в Ставропольской епархии одержали почти полную победу над православными, которые лишились большинства приходов. Одной из причин было массовое уничтожение духовенства в эпоху гражданской войны. В том же 1921 году под натиском обновленцев владыка Димитрий был вынужден покинуть епархию и переехать в Москву. В 1922 году православные Тамбовской епархии вели упорную войну с обновленцами. На первых порах обновленцам в некоторых городах удалось захватить большинство храмов. В городе Козлове (ныне Мичуринск ) к обновленцам отошло четырнадцать храмов, только два храма остались православными. Православный народ, однако, обновленческие храмы не посещал, а ходил в мужской Троицкий монастырь , расположенный в трех километрах от города. После освобождения в 1923 году Патриарха Тихона из заключения епархиальный совет Козлова направил в Москву своих представителей с просьбой назначить к ним православного архиерея. Святитель Тихон предложил им на выбор трех архиереев. Побывав на их службах, делегаты предпочли епископа Димитрия.

http://drevo-info.ru/articles/1123.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Васильевич Кедроливанский (15.05.1890, с. Шарапово Егорьевского у. Рязанской губ.- 17.02.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи псаломщика. Учился в Рязанской ДС, но курса не окончил, т. к. после смерти отца как единственный кормилец должен был содержать мать и сестер. Служил псаломщиком в Троицком храме с. Шарапова, с 1911 г.- в храме с. Кузнецы Егорьевского у.; в 1922 г. вновь переведен в Троицкий храм с. Шарапова, в 1925 г. рукоположен во диакона к этому храму. В том же году приговорен к штрафу за выступление на общем собрании жителей села. В 1929 г. арестован и приговорен к 5 годам ссылки за то, что не сумел уплатить в срок наложенный на него как на священнослужителя повышенный налог. Ссылку отбывал в г. Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской губ., где был рукоположен во иерея к храму с. Сычёвка Козловского у. По окончании ссылки вернулся в с. Шарапово. В 1934 г. вторично сослан за «антисоветскую агитацию», из ссылки вернулся в кон. 1935 г. В 1936 г. переведен в храм во имя свт. Николая с. Круги Егорьевского р-на Московской обл. В 1937 г. Д. было предложено публично заявить о снятии сана, но он категорически отказался. 20 янв. 1938 г. арестован по обвинению в «активной контрреволюционной агитации», заключен в тюрьму г. Егорьевска, позднее переведен в Бутырскую тюрьму. Виновным себя не признал. 11 февр. 1938 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Погребен в безвестной общей могиле. Имя Д. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 6 окт. 2003 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-51062. Лит.: Пэнэжко О. , свящ. Егорьевский уезд: Храмы Егорьевского и Шатурского районов. Ликино-Дулево, б. г. С. 33; Бутовский полигон. Вып. 1. С. 199; ЖНИР: Моск. Доп. Т. 2. С. 70-76; ЖНИР. Февр. С. 119-125.

http://pravenc.ru/text/178039.html

Мальчик Василий, будущий митрополит Владимир, родился в Моршанском уезде Тамбовской губернии, в семье священника Никифора Богоявленского. Простые, богобоязненные люди окружали Василия с малых лет. Стремление пойти по духовному пути, чтобы быть нужным людям, было естественным для него. Путь священничества начался с духовного училища в Тамбове и с духовной семинарии. Затем Василий учился в Киевской духовной академии, защитил диссертацию. Ему была присвоена ученая степень кандидата богословия. Преподавателем он возвратился в родные стены Тамбовской семинарии. 31 января 1882 года Василий Никифорович Богоявленский становится священником Покровской церкви в городе Козлове (Мичуринск) и сразу благочинным всех городских церквей. Молодой батюшка полюбился горожанам, и, если бы не трагическая смерть жены и единственного ребенка, отец Василий служил бы батюшкой всю жизнь. В смерти жены и ребенка отец Василий увидел промысл Божий и просил церковное начальство постричься в монахи, в Тамбовский Казанский монастырь. Он принял иноческий постриг с именем Владимир, а уже на следующий день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем монастыря. Но в том же году судьба ведет его к новому месту службы: он становится настоятелем монастыря в Великом Новгороде. В июне 1888 года в Александро-Невской Лавре Петербурга архимандрита Владимира рукополагают в епископы. Отныне он — викарный епископ Старорусский Новгородской епархии. В Старой Руссе все живет недавним пребыванием в ней семьи писателя Федора Михайловича Достоевского. Епископ Владимир служит в том храме, где исповедовался и причащался автор романов «Бесы», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Записки из Мертвого дома». В проповедях молодого епископа слышатся отголоски много страдавшего за Россию писателя. В Старой Руссе епископ Владимир начал вводить тогда внебогослужебные беседы пастырей и паствы. Это было необычно, и скоро услышалось: в России — священник, до того отгороженный от молящихся царскими вратами, одеянием, пришел в семьи, в рабочие коллективы, оживил и одухотворил приходскую жизнь.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Освящение храма совершено 30 августа 1892 года. Епископ Иероним обещал лично освятить его еще в начале строительства. Но летом 1892 года распространилась эпидемия, которая воспрепятствовала приезду Владыки, так как необычайно большое стечение народа могло быть небезопасным. Освящением храма было поручено протоиерею Тамбовского Александровского института В.В. Знаменскому. Само освящение храма проводилось по возможности негласно, чтобы не вызвать большого наплыва людей из соседних сел и деревень. А.И. Новиков сформировал церковный хор, которым управлял регент и учитель пения Седельников. Хор состоял исключительно из мальчиков школьного возраста и насчитывал несколько десятков человек. Некоторое время священником и законоучителем был О.Г. Лукин, ставший впоследствии настоятелем Архангельской церкви в городе Козлове. Затем долгое время настоятелем храма и директором женской Свято-Ольгинской гимназии в новой Александровке был Тимофей Петрович Лепилин. Т.П. Лепилин в конце1929 года был репрессирован (реабилитирован в 1989 году, похоронен в Мичуринске). Сама церковь просуществовала только 38 лет. В 1930-1931 годах её снесли. Сейчас на этом месте луг, и ничто не напоминает о ее существовании, даже фундамента не осталось. Н. Поздняков, Староюрьевская ЗВЕЗДА 19 января 2001 г.  23 июля 2011 года, по благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия, в канун праздника святой равноапостольной княгини Ольги, в селе Новиково Староюрьевского района благочинный Мичуринского благочиннического округа протоиерей Алексий Гирич совершил молебен и освящение Поклонного креста на месте разрушенного в начале 1930-х годов Иоанно-Богословского храма. Иоанно-Богословская церковь была построена в 1892 году за очень короткий срок (чуть более одного года) на средства общественного деятеля, писателя-публициста А. И. Новикова. Александр Иванович в 90-х годах XIX века служил земским начальником в Козловском уезде и выстроил также за свой счёт для крестьянских детей в родовом имении женскую второклассную Свято-Ольгинскую и мужскую церковно-учительскую Иоанно-Богословскую школы.

http://sobory.ru/article/?object=36632

Вскоре после появления обновленчества Тамбовский еп. Зиновий (Дроздов) и Козловский еп. Павел (Поспелов) пошли на сотрудничество с обновленческим Высшим церковным управлением, но уже в сент. 1922 г. порвали с ним. Обновленческий «епископ Липецкий», временно управляющий Тамбовской обновленческой епархией, Василий Знаменский, прибыв в нояб. 1922 г. в Тамбов, поставил вопрос об образовании в регионе вик-ств в рамках уездных духовных правлений, в т. ч. и вик-ства для Козловского у. Канонической Церкви противостояли обновленческие «Козловские епископы»: Досифей Степанов (1926 - 16 авг. 1927), Христофор Сокольский (23 сент.- 1 нояб. 1927), Сергий Волков (1 нояб. 1927 - 1928), Герман Никольский (4 окт. 1928 - 20 марта 1929), Алексий Щербаков (1929-1930), Димитрий Крылов (1930), Иоасаф Рогозин (1930-1931), Арсений Покровский (1931-1932), Гермоген Лебедев (1933-1935), Григорий Орлов (2 окт. 1935 - 15 апр. 1938). Не позднее 1930 г. Козловское вик-ство было преобразовано в самостоятельную епархию в составе обновленческой Центрально-Чернозёмной митрополии. 4 окт. 1927 г. по указу заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) Козловский еп. Вассиан (Пятницкий) был назначен временно управляющим Тамбовской епархией с передачей в его ведение приходов Тамбовского, Козловского, Кирсановского и Борисоглебского уездов. В этот период часть духовенства в регионе не признавала власть митр. Сергия в связи с возникновением в Воронежской и Тамбовской епархиях в 1928 г. движения буевцев , одного из наиболее радикальных течений иосифлян , основателем к-рого стал бывш. Козловский еп. Алексий (Буй), 27 марта 1928 г. запрещенный в священнослужении. В 30-40-х гг. XX в. в Козлове (с 1932 Мичуринск) и ближайших районах власти боролись с «козловским подпольем истинно православных христиан». 9 апр. 1930 г. еп. Вассиан (Пятницкий) был возведен в сан архиепископа (по одним данным, с сохранением титула «Козловский», по др. данным, с титулом «Тамбовский и Козловский»). 18 сент. 1930 г. он был заключен в тюрьму, освобожден 4 февр. 1931 г., вернулся в Козлов, в 1935 г. к Пасхе награжден правом ношения креста на клобуке. 26 окт. 1935 г. архиеп. Вассиан был вновь арестован. Впосл. кафедра в Мичуринске не замещалась. 26 дек. 2012 г. была образована самостоятельная Мичуринская и Моршанская епархия в составе Тамбовской митрополии .

http://pravenc.ru/text/1841698.html

Новый " девичь монастырь " призван был дать приют осиротевшим женам, сестрам и дочерям тех, кто " служил по Козлову в полковой службе " . Для сестёр выстроили храм (а иконы прислал сам царь Михаил Федорович - " Нерукотворенного Спаса, пророка Илии, Михаила Малеина, писаны на празелени " ), поставили кельи, одели их денежной и хлебной ругой. Однако со временем положение монастыря расстроилось. Число насельниц увеличивалось. И, как обычно у нас, помогло лишь обращение в высшие инстанции - в данном случае, к царям и великим государям Иоанну и Петру Алексеевичам. Инокини писали, что они, " игуменья с сестрами, многие осиротели, и многие из них вдовы и девки, пострижены и живут в том монастыре в тесноте по чужим кельям, потому что келий поставить негде, а в монастыре их человек до ста и больше, многие хотят постричься, а за утеснением, что келий поставить негде и прокормиться нечем, не постригаются " . Надо отметить, что к моменту " перепрофилирования " монастырской церкви в приходскую она была уже каменной. В том самом 1764 году, когда храм стал приходским, он серьёзно пострадал при пожаре - а вернее, как следует из документов, - при целом ряде пожаров, изнурявших Козлов в июле того года, когда лето выдалось необычайно жарким. Священник Алексей Максимов уведомлял консисторию, что " святые образа, ризница и протчая церковная утварь вынесена была в другое безопасное место в которое время как с святых престолов так и с жертвенников святые одеяния были сняты, престольные же столбцы из разных случаев повреждены и крыша вся обгорела " . Богослужения совершать, таким образом, не представлялось возможным. Потребовался ремонт, после которого церковь вновь освятили. Но ремонт, по всей видимости, не смог решить всех проблем. Здание ветшало, и в 1781 году жители Козлова решили строить новый храм. Ктитором новой церкви выступил козловский купец " Иван Григорьев сын Воронов " , к моменту закладки здания числившийся во второй гильдии. Проект заказали в Петербурге, Но вот кому? Тут начинается путаница. Согласно распространённой в Козлове легенде, новый Ильинский храм строился по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Это, конечно, сущий вздор (хотя бы потому, что Растелли умер за десять лет до составления оного проекта), но вздор, оказавшийся спасительным для церкви в 1930-е годы, когда её собирались ломать. Тогда этой городской легендой сумели усмирить прыткость властей. Не обошлось без привлечения И. Э. Грабаря. Однако совершенно очевидно, что Грабарь в данном случае лукавил, самым простительным и даже единственно возможным образом: коли для спасения оригинального храма требовалось назвать его растреллиевским, значит так тому и быть. В качестве второго претендента на роль строителя Ильинского храма называют Томмазо Адамини (1764-1828). Но в 1781 году архитектор был ещё слишком юн и, кроме всего прочего, находился вне пределов России. Так что следует признать, что имя автора Ильинской церкви, составляет очевидную загадку...

http://sobory.ru/article/?object=11319

Отец, как и дед, обладал незаурядной физической силой. После революции надо было куда-то ездить за продуктами на лошади, запряженной в телегу, или, зимой, в сани. Однажды — дело было к весне — отец ехал на санях; когда подъехал к речке, лошадка заупрямилась и не хотела идти на слабый лед. Тогда Владимир Андреевич выпряг ее, положил на сани и в толчки перевез через речку. После окончания семинарии отец с другом, жили вместе на квартире. Когда они заметили, что вес переваливает за восемьдесят килограммов — это в двадцать-то с небольшим лет! — решили, что нужно срочно худеть. Худели следующим способом: вместо ужина на двоих выпивали четверть молока и десяток сырых яиц - это считалось ни во что. Совсем другие какие-то были люди, не то, что современные! В прежнее время у духовенства был принят чай с молоком. Отец всегда пил его из огромной кружки. Считалось, что чай, особенно с молоком, вещь очень полезная и продлевает жизнь. Родители вспоминали, как однажды в Тамбов приехал митрополит Антоний (Храповицкий). Встречать его отрядили отборных, дюжих семинаристов. Владыка посмотрел на них и сказал: «О благословенная земля Тамбовская! Великих малых рождаешь ты!» Часто говорят о том, что в среде духовенства было очень распространено пьянство . Это действительно так, но наш отец, когда еще был семинаристом, дал своим товарищам клятву: дома не иметь спиртного. И родители выдержали ее, пронеся это правило через всю жизнь. У нас дома слово «водка» считалось неприличным. Храм во имя пророка Божия Илии в г. Козлове (Мичуринске), где служил отец митрополита Питирима, священник Владимир Нечаев О. Владимир был в своей семье старшим из детей. У него были еще три сестры и два брата. Одна из сестер была замужем за священником. Муж ее, Митрофан Федорович Умнов, после революции был арестован, какое-то время работал бухгалтером, потом, в 40-е годы стал работать в епархии и снова служил. Его дочь, Елена, впоследствии была личным секретарем архиерея. Это была женщина отважная. По характеру ее напоминали две мои родственницы со стороны матери: София, одна из моих теток, и Ольга, ее племянница. Обе прошли всю войну — с 1941 — 1945, одна медсестрой на передовой, другая — полевым хирургом. Об Ольге бабушка как-то сказала: «Ну разве это девка? Это же какой-то Колчак!» Так «Колчаком» ее в семье и звали, — при этом она всегда была очень церковным человеком.

http://pravoslavie.ru/1957.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010