На основании чего представляя при сем два проекта Уставов Богадельни и Банка, покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство, исходатайствовать Высочайшее соизволение, как на учреждение в г. Козлове Богадельни и Банка по прилагаемым проектам Уставов, так равно испросить Высочайшего Государыни Императрицы покровительства над заведением Богадельни, ибо Августейшее покровительство Её Величества заставит многих из верноподданнических чувств, оказывать призреваемым в заведении благотворительные пожертвования. В случае, если представляемые мною проекты, признаны будут почему-либо, не вполне удовлетворительными и окажется необходимость произвести в них некоторые исправления, я осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство, предварительно представления их на Высочайшее утверждение, приказать кому следует предъявить их мне в исправленном виде, для соглашения по возможности моих желаний с требованиями начальства. Подлинное прошение подписал Коллежский асессор Николай Терентьев сын Козловский. Июня 1861 года. Санкт-Петербург. Жительство имею Выборгской части, Охтенского квартала, по Александровской улице, в своем доме 13». Проект богадельни, первоначально предлагаемый устроителем Н.Т. Козловским, был пересоставлен в 1863 году инженером штабс-капитаном Высекерским. Здание Николаевской богадельни предполагалось построить трехэтажной (подвал и два этажа). Но сегодня мы не увидим верхнего этажа, как не увидели его и наши предки. Почему? Ответ на этот вопрос кроется в следующем документе. В ноябре 1867 года исправляющий должность Рязанского губернского инженера штабс-капитан Высекерский рапортовал в Козловскую городскую думу: «Бывшею дорожною и строительною комиссией поручено мне было наблюдать за устройством богадельни - зданию, воздвигнутому господином Козловским. По случаю бывшего в 1865 году пожара и возвышенным в то время ценам строительных материалов господин Козловский объявил мне, что устройство третьего этажа он откладывает до будущего времени, и с тех пор я его не вижу, а здание остается неоконченным.

http://sobory.ru/article/?object=39146

После ареста отца Владимира Нечаева семью его выселили из дома, пришлось бедствовать, ютясь в маленькой квартире, которую сняли с трудом. У Кости Нечаева появилось тогда «книжное убежище» под большим столом, где он читал, сколько душе угодно. Когда же старшие говорили мальчику, что он читает то, что ему еще рано читать, он весьма находчиво отвечал: «То, что рано, я пропускаю». Кроме чтения он любил в детстве рисовать и писать, постоянно возился с бумагой и карандашами, над ним даже подтрунивали: «писчебумажная», мол, у тебя душа… В 1933 году отец Владимир вернулся из ссылки, но по состоянию здоровья оставался за штатом. Тогда же в Козлове он вместе с сыном Костей навестил епископа Вассиана (Пятницкого) , и этому визиту сопутствовало отрадное предзнаменование. «Мы зашли к нему в алтарь, – вспоминает митрополит Питирим, – а я в алтаре никогда раньше не бывал: отец не допускал туда детей, чтобы не охладевали, поэтому я, направляясь к владыке, прошел прямо перед престолом. Отец смутился, а тот сказал: “Ничего, значит – будет священником!”» Костя Нечаев (в центре) с мамой, сестрами и племянниками. 1936 г. В том же 1933 году семья Нечаевых переехала из Мичуринска в Москву, где уже жили, учились и работали старшие сестры и братья Константина (они стали крупными инженерами). Несмотря на декларации советского правительства о свободе совести, массовое закрытие православных храмов продолжалось. В 1937 году семью Нечаевых постигло горе – у отца Владимира случился инсульт. Смерть помогла избежать нового неминуемого ареста и расправы. В Москве весной 1941 года Константин окончил семь классов средней школы. Столицу он полюбил всем сердцем: «Когда мне рассказывали о рае, я всегда думал: неужели там не будет Кремля? И пускать-то тогда туда никого не пускали, а вот мне почему-то без него рай раем не представлялся». Особенно хорошо он постиг старинную и церковную Москву, ее традиции и достопримечательности, о чем мог часами рассказывать уже в зрелые свои годы. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

http://pravoslavie.ru/43974.html

Его хозяин, пожилой, но еще не старый железнодорожник, о чем свидетельствовала его форменная фуражка, был, видимо, доволен визитом «интеллигента» и тотчас же повел меня в свой сад-огород. Посмотреть там было на что. Огромные, крупнее вишни, ягоды черной смородины, столь же поражавшая своими размерами полубрюква-полуморковь, вытянутая им из грядки, еще зеленый, незрелый, но все же виноград, здесь, в Козлове… Мое искреннее удивление окончательно размягчило Мичурина. – Приятно говорить с образованным человеком, а здесь – что? Глушь, темнота, – лицо его сморщилось в гримасу невероятного презрения. – Росс-и-я… – протянул он, – верите ли, бесплатно саженцы и семена раздаю, и то не берут. Никакого разумного понимания и поощрения… Отсталость. В этом последнем утверждении Мичурин, как тут же выяснилось, врал и явно рисовался. В его заставленном фикусами и геранями зальце висело на стенах около дюжины похвальных листов и почетных дипломов от земств и департамента земледелия. – Моя библиотека, – указал мне Мичурин на полочку с сотней тощих популярных брошюрок, серийно выпускавшихся тогда Сытиным. – Тщательно слежу за развитием европейской науки… Там ценят прогресс! – добавил он, подчеркивая слово «там»… Я накупил у него и саженцев и семян, которые, вернувшись домой, передал своему садовнику, очень дельному, кончившему школу садоводства гр. Уварова, И. И. Дроздову. К моему удивлению, он очень холодно отнесся к рассказу о «чудесах» Мичурина. – Ничего нового в этом нет. Подобные скрещивания давно уже применяются в Германии, в Голландии, во французских цветоводствах. Ведутся они и нашими крупными фирмами Иммером, Уваровым, братьями Лисицыными. Они требуют системы и очень широкого разнообразия эксперимента. Как правило: если из 100 полученных разновидностей хоть одна окажется пригодной – опыт считается удачным. Однако попробуем… Мы попробовали и… все мичуринские «достижения» оказались негодными по вкусу. Плодоносность большинства тоже была низкой. В этом, а не в российской «темноте», крылся неуспех мичуринских сортов у окрестного населения.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Строился храм около двадцати лет. Освящение его главного престола состоялось только в 1801 году. Спустя семь лет после освящения верхнего храма Ильинской церкви (загадочным образом в процессе строительства обратившегося из Богородице-Рождественского в Преображенский) в ней освятили придел во имя великомученицы Параскевы. Впоследствии в храме всё-таки появился и Богородице-Рождественский придел - непонятно, когда именно, но к середине XIX века он точно существовал. Приходская жизнь в XIX - нач. ХХ вв. протекала довольно спокойно... Дважды в истории Ильинского храма случались серьёзные пожары в 1848 и 1865 годах. На возобновление храма после последнего пожара потребовалось десять лет, причём нашли необходимым прибегнуть к сбору пожертвований, для чего, согласно прошению попечителя церкви купца Софронова, рядом с храмом поставили " столбик с кружкою для вклада доброхотных подаяний " . Считаясь (и будучи) одним из самых красивых и богатых в Козлове (Мичуринске), Ильинский храм составлял гордость города. Однако соседствовали с ним не самые приглядные городские " учреждения " - такие, как толкучий рынок. В 1897 году " Тамбовские губернские ведомости " писали следующее: " В Козлове толкучий рынок находится на Ильинской площади, около храма св. Ильи, что весьма неудобно, особенно Великим постом. Нецензурная брань всегда раздается в толкучем рынке, а богомолец, идя в храм, принужден ее выслушивать; идя из храма - тоже. Церковная ограда снаружи служит вешалкой для товаров, а изнутри... клозетом... Следовало бы озаботиться переведением толкучего рынка в другое, более подходящее для этого место (хотя бы на базарную площадь, которая всегда пустует)... " Как уже было сказано, что этот великолепный храм был построен на средства купца Ивана Воронова, а впоследствии ремонтировался и украшался попечением козловского купечества. И до сих пор, глядя на городскую застройку (увы, пребывающую не в лучшем виде), окружающую площадь, да и близлежащие улочки, можно представить себе, сколь многочисленно было в Козлове это сословие.

http://sobory.ru/article/?object=11319

Козлове, общественный дом, с церковью во имя Святителя Николая, в котором на первый раз, помещалось бы до 100 человек, на градской земле, отведенной обществом по моему требованию, в достаточном количестве под самое строение, огород и сад, близ кладбищенской Крестовоздвиженской церкви, по плану Правительством указанному. На постройку богадельни определяется 20 тыс. рублей, собственно на постройку богадельни и на содержание призреваемых 10 тыс. рублей. Сверх сего к расширению заведения сего, во всех отношениях, могут служить и добровольные пожертвования частных лиц, да и градская дума, получив от частного лица, устройство такого заведения на значительную сумму, хотя и обязана была бы, для блага своих сограждан, сама употребить такой капитал на подобное устройство, может без всякого обременения, взамен такого выгодного приобретения, отделяя из своих доходов, ежегодно по 1500 руб. для поддержания этого заведения. А как в г. Козлове, за доставлением такого приюта престарелым и прочим людям, могут быть временно нуждающиеся, как например: 1) вышедшие из больницы и по слабости физических своих сил, не могущие вступить в работу; 2) потерпевшие от пожара убытки или лишились всего своего имущества; 3) выходящие бедные девицы в замужество; 4) не имеющие совершенно никаких средств предать тело земле покойного по Христианскому обряду, и прочие разные нужды, то для удовлетворения по возможности того, определяется особый, независимо от богадельного капитал в 10 тыс. рублей. Чтобы жертвуемый капитал на содержание призреваемых и определяемый в единовременное пособие бедным, упрочить навсегда неприкосновенным, необходимо на этот предмет учредить в том же городе Козлове Общественный банк. Основною суммою может служить вышепомянутые 10 тыс. рублей. В учреждение банка предстоят две полезнейшие цели: а) доставить гражданам вспомоществование в коммерческих их оборотах ссудами, получаемыми из банка по документа под залог движимого и недвижимого имения, и б) призреваемые в Богадельне достаточно будут содержаться из одних только прибылей, получаемых от оборотов капитала, положенного на счет их в банке, равно и временно нуждающиеся могут получать себе пособие, из тех же источников банка.

http://sobory.ru/article/?object=39146

Мичуринск. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1765. Год утраты:1949 Адрес: Россия, Тамбовская область, Мичуринск, улица Марата, напротив дома 152 Координаты: 52.896108, 40.51138 Проезд:На сегодняшний день на месте Архангельской церкви находится парк (улица Марата), в центре которого размещен поклонный крест. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена козловскими благотворителями в 1765 году. Стояла на пересечении улиц Шацкой и Архангельской (улиц Марата и Украинской). Легкое воздушное здание напоминало архитектурный стиль сооружений Петербурга. Великолепная живопись, многоярусные иконостасы, украшенные золотом, дополняли архитектурные изыски. Здание на протяжении 100 лет меняло свой облик из-за пристройки к ней еще 2 приделов. Разобрана в 1949 году. Эта, пожалуй, самая древняя городская церковь, выстроенная в городе Козлове. Построена она была в 1765 году на средства козловских благотворителей и изначально имела всего два престола: во имя святителя Митрофана Воронежского, Николая Мирликийского и во имя Архистратига Михаила. Над написанием икон, как и в Вознесенской церкви, для этих приделов неустанно работал в 1832 году Афанасий Дмитриевич Надеждин, связавший с Козловом всю дальнейшую жизнь. В 1877-1878 годах с правой и левой сторон церкви пристроили ещё два придела, однако новый престол открыли только через десять лет. Он посвящался святому благоверному князю Александру Невскому и равноапостольной Марии Магдалине, а ещё через два года в церкви появился четвёртый престол - во имя Успения Божией Матери. На подворье Архангельской церкви издавна располагались два деревянных флигеля, до 1887 года сдаваемых в аренду. Один из них впоследствии был приспособлен под церковно-приходскую церковь, а арендная плата с другого шла на её содержание. До 1901 года школа при Архангельской церкви была одноклассной, то есть двухгодичной. Из предметов, изучаемых в ней, хотелось бы отметить Закон Божий, церковное пение, чтение, письмо и арифметику.

http://sobory.ru/article/?object=38555

Мичуринск. Церковь Вознесения Господня. Никитская (Вознесенская) церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1772. Год утраты:1930 (взорвана) Адрес: Россия, Тамбовская область, Мичуринск, Революционная улица, 94А Координаты: 52.891995, 40.514486 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Совсем забытое название улицы Вознесенской (ныне Революционной) дала одноимённая церковь, заложенная в самом её начале на вершине городского холма в 1772 году на добровольные пожертвования купцов и городских обывателей. По преданию, подрядчик Иван Машков долго не мог найти подходящих для росписи храма иконописцев. Лишь в 1825 году талантливые художники были найдены в Москве и приглашены в Козлов для росписи Вознесенского храма. Среди них оказался и Афанасий Надеждин - будущий академик живописи, который вместе со своими товарищами с удовольствием взялся за порученное дело. Для Вознесенской церкви замечательный художник написал несколько картин на евангельские сюжеты: " Избиение вифлеемских младенцев " , " Снятие с креста " и ряд других. Некоторые из этих росписей были собственными композициями, а другие - копиями произведений лучших мастеров, чаще всего Неффа, копировать с картин которого Надеждин неоднократно выезжал в Петербург. Позже, будучи уже городским жителем, Надеждин из числа воспитанников школы живописи, основанной им в Козлове, организовал хор, который под авторским управлением часто пел в расписанной им церкви. Пострадав, как и многие городские храмы, от пожара 1848 года, церковь была возрождена в достаточно распространённом для того времени классическом стиле. Фасад её обрамляли два четырёхколонных портика под треугольным фронтоном, а из глубины массивного портала стремительно возносилась к небу ротондовая колокольня, увенчанная орнаментированным шпилем. Это было изящное и вместе с тем динамичное сооружение. Чёткий вертикальный ритм задавали ему многочисленные колонны и пилястры. Каждый входящий в церковь, минуя притвор и трапезную, оказывался в просторном светлом помещении, центром которого было главное украшение - фаянсовый иконостас, изготовленный в селе Коршево Рязанской губернии. Световой поток, льющийся из-под купола, играл в голубой и белой глазури его керамических колонок, сусальной позолоте царских врат, бликовал в праздничных облачениях священнослужителей, наполняя храм неуловимой аурой совершавшегося таинства. Главный престол церкви посвящался празднику Вознесения Господня и придельные - иконе Божией Матери " Неопалимая Купина " и великомученику Никите. С этим посвящением связывалось и второе название церкви - Никитская. Оно ещё более укоренилось в сознании местных жителей после того, как часть городского холма, на которую выходила алтарная часть церкви, они стали именовать " Никитской горой " .

http://sobory.ru/article/?object=38566

Мичуринск. Церковь Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты Построена к 1781 году в основном на средства купца Ивана Григорьевича Воронова по специальному проекту, заказанному в Петербурге. Церковь напоминает своей архитектурой Петропавлоский собор Санкт-Петербурга. Высота шпиля колокольни — 67 м, что делало церковь самым высоким зданием в Козлове (бывшее название Мичуринска). После пожара в 1865 году церковь была вновь отстроена и освящена в 1875 году. В 1930-е годы церковь была закрыта. В ней размещались ремонтные мастерские, с 1964 года — краеведческий музей. В 1992 году храм возвращён верующим. В 1996 году рядом с храмом построена часовня. Одной из красивейших церквей Козлова (ныне Мичуринск) является Ильинская. Она была построена по проекту петербургских архитекторов. Заказчиками проекта было городское купечество во главе с купцом Иваном Вороновым. Строительство церкви во имя пророка Илии завершилось в 1781 г. Каменная двухэтажная церковь с такой же колокольней венчалась высоким шпилем, придающим храму величественный, неповторимый облик. При строительстве были применены передовые для того времени приемы: каркас шпиля сделали из кованого металла, подкупольное пространство второго этажа выполнили без промежуточных опор. При пожаре 1865 г., нанесшем огромный урон Козлову, пострадала и Ильинская церковь. На восстановление ушло целых десять лет. Руководивший работами Иван Софронов привлек для этой цели лучших московских мастеров. Иконостас изготовил мастер В.А. Астафьев по рисунку архитектора П.П. Зыкова, иконы исполнил академик В.В. Шокорев. Особенно хороша была верхняя церковь храма – высокая, светлая, вместительная. После Октябрьской революции многие тысячи российских храмов были разрушены. Ильинская церковь в Мичуринске была внесена в списки памятников архитектуры, в защиту храма выступил академик И.Э. Грабарь – это и спасло ее от уничтожения. Длительное время здание занимал краеведческий музей, в настоящее время храм возвращен Русской Православной Церкви. Источник: сайт «Тамбовский государственный технический университет»

http://sobory.ru/article/?object=11319

259 Протопресвитер Иоанн Янышев (1826–1910) – доктор богословия, ректор Санкт–Петербургской духовной академии (1866–1883). Происходил из семьи диакона Калужской губернии. По окончании академии был назначен священником в православный приход в Висбадене, а затем – в Берлине. Преподавал Закон Божий датской принцессе Дагмаре, невесте наследника русского престола, будущей императрице Марии Федоровне. С 1883 года – духовник царской семьи, протопресвитер соборов Большого в Зимнем дворце Санкт–Петербурга и Благовещенского в Москве. 262 Сщмч. Владимир (Богоявленский , † 1918), митрополит Киевский; память – 25 января/7 февраля. Василий Никифорович Богоявленский родился в 1848 году, происходил из семьи священника села Малой Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, по окончании которой был назначен преподавателем Тамбовской духовной семинарии по гомилетике, литургике и пастырскому богословию. Спустя восемь лет он женился, оставил службу в семинарии и в 1882 году был рукоположен во священника. Служил в г. Козлове (ныне – Мичуринск Тамбовской области). Однако вскоре его постигла тяжелая утрата – умерли жена и единственный ребенок. И тогда, в 1886 году, отец Василий принял монашеский постриг с именем Владимир и сразу же был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Свято–Троицкого монастыря в Козлове. В 1888 году хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Отец Владимир был ревностным пастырем, выдающимся проповедником, духовным писателем, много занимался религиозно–просветительской работой. В 1891 году назначен епископом Самарским, в 1892 – архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии. В 1898 стал митрополитом Московским и Коломенским. Московскую кафедру митрополит Владимир занимал около пятнадцати лет. С 1912 года – митрополит С.–Петербургский и Ладожский и первенствующий член Святейшего Синода, с 1915 – митрополит Киевский. Удален со столичной кафедры из–за неприятия им Распутина. Митрополит Владимир принял мученическую кончину. В 1992 году владыка был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Его святые мощи покоятся в Дальних пещерах Киево–Печерской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

22 дек. 1925 г. В. вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС) во главе со Свердловским (Екатеринбургским) архиеп. Григорием (Яцковским) . 29 янв. 1926 г. запрещен в священнослужении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) . 28 мая 1926 г. за литургией в московском храме Вознесения Господня принес публичное покаяние и выступил с проповедью, в к-рой дал глубокий богословский анализ расколу. Кратковременное пребывание архиерея в расколе подорвало его авторитет среди верующих, его перестали приглашать для служения в московских храмах. После того как в 1927 г. при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя был образован Временный Патриарший Свящ. Синод , В. подал прошение о назначении его на кафедру; 22 июня он был назначен епископом Козловским, временно управляющим Тамбовской епархией. Проживал в г. Козлове (с 1932 Мичуринск), приезжал в Москву для участия в заседаниях Синода. В Козлове В. подружился с семьей настоятеля Ильинского храма прот. Владимира Нечаева (отец Волоколамского митр. Питирима ), архиерей назначил прот. Владимира благочинным храмов Козлова. Также В. был близок с жившим в то время в городе схиархим. прп. Севастианом (Фоминым) . 9 апр. 1930 г. В. был возведен в сан архиепископа. 18 сент. 1930 г. арестован по обвинению в «антисоветской и контрреволюционной деятельности». Освобожден 4 февр. 1931 г. из-за недоказанности обвинения. Вернулся в Козлов, в 1935 г. к Пасхе награжден правом ношения креста на клобуке. 26 окт. 1935 г. В. был вновь арестован, заключен в тюрьму в Мичуринске. Поводом к аресту послужили найденные властями в Ильинской ц. Мичуринска серебряные и золотые церковные сосуды весом 23 кг. Власти обвинили архиерея в «умышленном сокрытии ценностей», а также в «антисоветской агитации, призывах к террористическим акциям против представителей власти» и др. В ходе заседания выездной сессии спецколлегии Воронежского обл. суда 25 апр. 1936 г. В. был приговорен к 8 годам лишения свободы. Попытка обжаловать приговор не удалась, и вскоре архиерей был направлен в Ухтпечлаг НКВД СССР (Коми АССР). О кончине святого существуют разноречивые данные. Материалы «Личного дела заключенного Пятницкого В. В.» указывают дату - 9 янв. 1941 г. (без уточнения обстоятельств). К. А. Розова в своем исследовании, давая подробное описание последних дней В., сообщает, что первоначально он работал в лагере на лесоразработках, но впосл. был признан инвалидом, не способным к физическому труду, и переведен в с. Кылтово (ныне Княжпогостский р-н Республики Коми), где находился до 10 дек. 1938 г. Оттуда в связи с прогрессирующей дистрофией архиерей был перевезен в тюремную больницу Свердловска, где скончался.

http://pravenc.ru/text/149863.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010