За последние недели своей жизни он часто молил Господа о ниспослании ему христианской кончины. Господь услышал его молитву и даровал ему кончину праведника, безболезненную, тихую, непостыдную, мирную. Казалось, что не умер он, а заснул спокойным сном до общего всех воскресения. На другой день, 26 июня с/с пришли отдать последний долг почившему архимандрит Никита, игумен Паисий, один протоиерей, четыре иеромонаха и другие ссыльные братия и сестры. Священнослужители тихо положили тело отца Никона в гроб, заранее заказанный отцом Петром. Прочитали еще раз канон «на исход души». Отслужили большую панихиду. Затем начали служить погребение по чину монашескому здесь же, в квартире почившего. Тихо окружили гроб с телом новопреставленного священноинока Никона. Тихо пели надгробные песнопения. Тихо теплились свечи в их руках, озаряя трепетным светом усопшего. Отец Никон лежал в гробу, как живой. Одет он был в полумантию, епитрахиль и поручи. На голове была скуфья. (Посылка с длинной мантией и клобуком задержалась и была получена после похорон.) Отец Парфений, оптинский иеромонах, о котором упоминалось выше, хотя и был с покойным отцом Никоном в хороших, мирных отношениях, в погребении участия не принимал из-за разногласия в некоторых церковных вопросах (пожалуй, он был единственным оптинским иеромонахом, не признающим митрополита Сергия). Приходил он проститься с покойным, когда все ушли. На предложение сестры Ирины отслужить панихиду ответил: – Нет. Отец Никон будет обижаться на меня. Я дома за него помолюсь... Приподняв наглазник и взглянув на усопшего, он воскликнул: – Смотри-ка... Сейчас засмеется!.. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно. Этот же отец Парфений за несколько дней до кончины отца Никона видел сон: отец Никон вдвоем с отцом Кириллом, с чемоданами в руках, куда-то шли. Отец Парфений спросил: «А меня-то возьмете с собой?» Отец Никон ответил ему: «Ты как хочешь, а Кирилла я не оставлю...» И оба пошли дальше. (Отец Кирилл, возвратившись из ссылки, скончался год спустя после смерти отца Никона в городе Козлове (Мичуринск) в 1932 году 19 июля церковного стиля.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

I. Дemcmbo 1. Наша родословная По рождению я тамбовец — в Тамбове находилось наше родовое гнездо. Дома Нечаевых и Быстровых (семья моей матери) стояли на одной улице. Точнее, перекресток расходился буквой Т, и дома помещались как бы на краях верхней перекладины, — иными словами, через переулок. Сам я родился в городе Козлове, позднее переименованном в Мичуринск, — где служил отец. Прожил я там всего четыре первых года своей жизни, а в Тамбове еще полтора года был в эвакуации (с осени 1941 по весну 1943), а впоследствии полгода временно управлял тамбовской епархией. знаю, что народ в этом крае интересный: очень упрямый и довольно консервативный. Тамбовцы шутят: «Мы последними Советскую власть приняли, последними от нее и отказываемся». Там до сих пор существуют колхозы. Называются они по–новому: ТОО, ООО, — но по сути как были колхозы, так и есть, и им такая организация по душе. Как когда–то говорила одна наша знакомая старушка: «Воробей — птица артельная». Мама, Ольга Васильевна, считала, что «люди делятся на тамбовских — и всех остальных». Есть в окрестностях Тамбова озеро, называемое Святым. С ним связана следующая легенда. Жил некогда на свете старичок–священник со своими сыновьями. Служил в церкви, но вот, пришло время — назначили на его место нового священника, а его отправили на покой. Сказал он тогда своим сыновьям: «Не хочу вас связывать, не хочу удерживать при себе. Ступайте, идите в жизни своей дорогой. Новый священник меня не обидит». И сыновья отправились в путь. Ушли — и не было от них никаких вестей. Прошли годы. Старичку захотелось узнать, что сталось с его детьми. Собрался он и пустился в путь. Шел, шел по проезжей дороге, заходил в селения, — но нигде ничего не слышал о своих детях. Однажды увидел: в сторону от дороги уходят две узких колеи, — как будто одна телега проехала. «Дай — думает, — сверну!». И пошел по этому следу. Пришел в деревню. Смотрит — деревня богатая, избы крепкие, а людей на улице нет. Постучался в одно окно, выглянула хозяйка, посмотрела тревожно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

В начале XIX века Троицкий монастырь процветал как крупный хозяйственный и религиозный центр Тамбовского наместничества. В 1801 году был построен двухэтажный настоятельский корпус, сохранившийся до сих пор, через 15 лет построили каменные одноэтажные келии и ряд хозяйственных построек. В 1822 году завершили строительство каменной четырехъярусной колокольни с часами-курантами, бой которых был слышен по всей округе. Старожилы свидетельствуют, что часы находились в рабочем состоянии вплоть до разрушения верхних ярусов колокольни в 1926 году. В звоннице было одиннадцать колоколов, подаренных прихожанами. Самый большой весил 442 пуда 20 фунтов. В 1844 году Успенская церковь была расширена, каменный купол на крыше заменили небольшим железным. В «Полном собрании исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях» (1852 год) упомянут Троицкий монастырь «близ уездного города Козлова», который находился «под управлением архимандрита, который есть и ректор Тамбовской семинарии… При сей обители бывают ежегодные ярмарки: в день Пятидесятницы (Святой Троицы) и Успения Пресвятой Богородицы». В 1868 году в Тамбовской епархии была учреждена кафедра викарного епископа, в управление которому вверялся Козловский монастырь. Викарию было предписано «именоваться епископом Козловским и местопребывание иметь в городе Козлове в подворьях и зданиях, принадлежавших монастырю Козловскому Троицкому и Саратовской пустыни». Викарий пользовался от этого монастыря «настоятельным жалованием и частью братских доходов, а также прислугою и экипажем». На следующий год усилиями и на средства горожан над святым колодцем была возведена каменная часовня с иконостасом в память об избавлении от опасности во время покушения Д. Каракозова на жизнь императора Александра II, случившегося 4 апреля 1866 года. До настоящего времени святой источник на берегу Лесного Воронежа пользуется большой популярностью у местных жителей. С историей Козлова и Троицкого монастыря связано имя российского новомученика святого Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, принявшего мученическую кончину от рук большевиков у стен Киевской Лавры 7 февраля 1918 года. Митрополит Владимир занимал крупнейшие российские кафедры: Тифлисскую, Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, поэтому получил именование «всероссийского митрополита». Крестный путь Василия Богоявленского (так звали митрополита в миру) начался в Козловском Троицком монастыре, куда Святейший Синод назначил его настоятелем 10 января 1866 года. Через месяц священник Василий Богоявленский с именем Владимир был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. Семь месяцев он управлял Козловским Троицким монастырем, после чего был перемещен в Новгородский Антониев монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

В 1930 году ОГПУ предприняло попытку закрыть в городе Козлове все храмы, а для этого арестовать священников. 3 февраля 1930 года священники были арестованы и заключены в тюрьму, и среди них – протоиерей Михаил. Их обвинили в создании контрреволюционной антисоветской организации. На следующий день после ареста отец Михаил был допрошен и, отвечая на вопросы следователя, сказал: «Никогда против советской власти агитации я не вел и ни в церкви, ни среди граждан ничего антисоветского не говорил».  Вызванные после его допроса свидетели показали, что священник жаловался на трудности и сетовал вслух: «Сколько же это может продолжаться, куда ни придешь, тебе нет ничего, ни корки хлеба не добьешься». Говорил, что ничего не остается, как только терпеть, рука Господа прекратит издевательства над нами захватчиков. Увидев проходивших по кладбищу обновленцев, отец Михаил будто бы сказал: «Вы продались власти. Власть творит безобразия и вы тоже. Власть мучает нас, православных, то же делаете и вы. Ну ладно, будем терпеть, а там, может, чего-либо и дождемся».  Настроения, когда власти воспринимались как оккупационные, тогда действительно были. Но когда таких настроений не было, власти навязывали их, утверждая именно такое о себе представление, как бы и сами воспринимая себя оккупантами.   19 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к пяти годам заключения, и он был выслан в один из концлагерей в Новосибирской области.   Освободившись из заключения в 1935 году, отец Михаил поначалу приехал домой в Козлов, переименованный к тому времени властями в Мичуринск, но служить здесь не смог, так как храм был захвачен обновленцами. И он уехал в село Беломестная Двойня Тамбовского района. Здесь он жил один: взрослые дети разъехались, а младшие остались с супругой в Мичуринске.   25 декабря 1936 года отец Михаил писал дочери: «Ты пишешь, что у тебя нервы не в порядке. Я тебе предлагаю очень верное средство, которое я на себе испытал – это отдайся всецело на волю Божию. Помни, что Бог всё, что ни делает, всё к лучшему. Как лучший доктор дает больному и сладкое лекарство, а больше всё горькое, так и Господь дает нам в жизни и горькое, и сладкое лекарство – для спасения нашей души. Подкрепляй свою веру молитвой дома и в храме, чтением слова Божия, в особенности святого Евангелия, и будешь всегда спокойна и счастлива. Это я говорю, на себе испытал».  

http://fond.ru/kalendar/1337/mihail/

Храм был построен на средства козловского купца Ивана Ивановича Воронова. 30 мая (11 июня) 1806 года в городе Козлове при кладбищенской Скорбящия Божия Матери церкви был освящён придел во имя иконы Святого Пророка и Предтечи Иоанна. В мае 1809 года в церкви был освящён и третий престол в честь иконы Пресвятые Богородицы " Всех Скорбящих радость " . 22 ноября (4 декабря) 1858 года при церкви был открыт свой причт. До этого исправлять Богослужение и выполнять христианские требы было дозволено священникам двух городских церквей: Ильинской и Сторожевской Николаевской. К 1902 году престол во имя Казанской иконы Божией Матери был упразднён, а к 1911 году церковь стала однопрестольной. 21 апреля (3 мая) 1898 года Епископом Александром был определён и 7 (20) июня был рукоположен в священника к Скорбященской церкви Нового кладбища города Козлова Михаил Трофимович Богородицкий, канонизированный Архирейским Собором Русской Православной Церкви в 2004 году. 31 декабря 1938 года на заседании Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тамбовской области было утверждено Постановление Президиума Мичуринского Горсовета от 7 декабря 1938 года о закрытии Новокладбищенской церкви в городе Мичуринске на снос. 28 января 1940 года на заседании Президиума Мичуринского Горсовета было решено: " для обеспечения потребности строительства горпромкомбината кирпичом, железом и другими материалами, передать стройтресту церковь на новом кладбище под разборку " . К счастью, это постановление не было выполнено в полном объёме. Церковь осталась невредимой, разобрали лишь колокольню. 15 октября 1943 года на заседании Исполкома Мичуринского горсовета депутатов трудящихся по ходатайству верующих граждан города Мичуринска было решено: " Передать в арендное пользование здание кладбищенской церкви с отнесением производства ремонта за счёт общины. Просить Облисполком утвердить настоящее решение " . Настоятелем храма общиной был избран священник Александр Михайлович Лебедев (будущий Архиепископ Рижский и Латвийский Филарет).

http://sobory.ru/article/?object=11320

Основные события жизни 1848 год — в семье священника Никифора Богоявленского родился мальчик — Василий. 31 января 1882 года Василий Никифорович Богоявленский становится священником Покровской церкви в городе Козлове (Мичуринск). Июнь 1888 года — в Александре-Невской Лавре Петербурга архимандрита Владимира рукополагают в епископы. 1899 год — во время холеры на Волге епископ организует Комитет взаимопомощи. 1912–1915 годы — управление Санкт-Петербургской епархией. 1915 год — рукоположение в сан митрополита Киевского и Галицкого. 1917–1918 годы — служба митрополитом Киевским и Галицким. 1918 год — митрополит Владимир был зверски убит богоборцами в Киево-Печерской Лавре. Память священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого празднуется в день его кончины — 7 февраля. Этот же день считается Собором новомучеников и исповедников российских. Матронушка Матронушка. Таким ласковым именем называют святую праведную Матрону. Вспомним и Ксеньюшку, святую Ксению блаженную Петербургскую, вспомним и Андреюшку Симбирского, и Василия блаженного московского, многих и многих, которые настолько близки к нам, что стали навсегда родными. Поэтому и обращаемся к ним, как если бы жили с ними в одной семье. «Этот младенец будет свят» Матронушкой блаженная старица Матрона была уже в детстве. Последнего ребенка в русской семье трогательно звали «заскребышком». Он обычно был самый любимый. Заскребышка Матронушку не только любили, но и жалели — родилась слепенькой. Мать Наталия всегда казнила себя, что, ожидая ребенка, была не рада ему, а все думала: мне и этих-то троих нечем кормить. Думала даже отдать дочку в приют. А вышло так, что незрячая доченька стала кормилицей семьи. Места, в которых прошло детство и отрочество Матронушки, очень знамениты — здесь была великая Куликовская битва, которая спасла не только Русь, но и тогдашнюю Европу от ордынского ига. От родного села Матронушки, Себина, до Куликова поля всего двадцать шесть километров. Сейчас многие экскурсии, которые едут поклониться подвигу предков к междуречью былинной Непрядвы и Дона, посещают и Себино.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Преподобный Севастиан Карагандинский (1884–1966) В юные годы Стефан (так звали преподобного Севастиана в миру) был келейником преподобного Иосифа Оптинского . 9 мая 1911 года отец Иосиф скончался, и в его келью перешел преподобный Нектарий. Стефан остался при нем келейником и стал его духовным сыном. В 1917 году в Оптиной пустыни Стефан принял пострижение в монашество с именем Севастиан. В 1923 году, за два месяца до закрытия монастыря, принял рукоположение в иеродиакона. В келье со старцем Нектарием отец Севастиан прожил до закрытия монастыря, до весны 1923 года, двенадцать лет. А затем еще пять лет – до 28 апреля 1928 года – они продолжали жить вместе вне монастыря, в селе Холмищи, в пятидесяти верстах от Козельска. Здесь в 1927 году преподобный Севастиан был рукоположен в иеромонаха. Со старцем Иосифом отец Севастиан прожил пять лет, а со старцем Нектарием – семнадцать лет. Преподобный Нектарий благословил Севастиана после своей смерти уезжать служить на приход. Под руководством двух старцев преподобный Севастиан воспитал в себе кротость, рассудительность, высокий молитвенный настрой, милосердие, сострадание и другие духовные качества. Неутешно плакал отец Севастиан на похоронах и потом на могиле старца. После похорон он уехал сначала в Козельск, затем в Калугу, а потом в Тамбов. Там он получил назначение на приход в город Козлов, ныне Мичуринск, в Ильинскую церковь , где настоятелем был протоиерей Владимир Нечаев, отец будущего митрополита Волоколамского Питирима. Прослужил преподобный Севастиан в городе Козлове пять лет, с 1928-го по 1933 год, и пользовался там большой популярностью и любовью. В 1933 году отец Севастиан был репрессирован, осужден на десять лет и отправлен в Карагандинские лагеря, в Казахстан 11 . Близкие к нему и преданные ему монахини – матушки Аграфена, Феврония, Екатерина и Варвара – поехали за ним. Они устроились на работу в ближайшем селе от того лагерного отделения, где отбывал срок батюшка. Они опекали батюшку все десять лет его заключения. Часто посещали его, носили ему еду, стирали ему белье, покупали ему все, что было нужно. Потом скопили денег и купили в Караганде домик в Михайловке (район города) на Нижней улице. Туда и привезли в начале 1944 года матушки отца Севастиана. Он ходил по дому, все по-хозяйски осматривал и говорил, что нужно переоборудовать – матушки рассчитывали, что после войны вернутся в Россию, но отец Севастиан сказал, что придется обустраиваться здесь, в Казахстане. С четырьмя монахинями он каждый день служил в этом доме у себя в келье литургию и вечерню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В первые годы своего существования, до прихода в монастырь игумена Кирилла, обитель не была общежительной. «Братии было немногое число, и кормился всяк собою», – сообщал позже в Пушкарский приказ в своей челобитной архимандрит Дорофей. С 1660 года игумен Кирилл «учинил общую трапезу», при нем же началось и большое каменное строительство. «Своею работою и добрым подвигом, – по словам архимандрита Дорофея, – построил Кирилл в монастыре каменного строения церковь Успения Пресвятой Богородицы, а под нею – другую церковь же великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, и поварни и кельи, и около монастыря ограду каменную». Игумен Кирилл начал и строительство соборной церкви Живоначальной Троицы «на погребах и сделал до прагов», то есть заложил фундамент. «Всех чинов люди» города Козлова, видя «большую добродетель и радения» игумена Кирилла, принимали участие в строительстве монастыря, многие – для того, чтобы им в старости «в этом монастыре постригаться». В середине XVII века там было двадцать монахов, вокруг монастыря селились монастырские служители, которые работали на пашне, сенокосах, в лесу и на мельнице, принадлежавших монастырю. В 1658 году по просьбе игумена Дионисия монастырь получил право ловли рыбы в реках Иловай, Лесной и Польный Воронеж, а при игумене Кирилле – на Кривецком плесе. В 1662 году монастырю было отведено подворье в Козлове. Переписная книга Троицкого монастыря содержит сведения о наличии во второй половине XVII века у него бобровых гонов (урочищ в реках, где водились бобры и производилась их ловля). Они были обычным явлением в центральной, западной и южной полосе России, доходы от этого промысла облагались оброком в пользу казны). В Писцовой книге Разрядного приказа Белогородского стола записано, что в середине века монастырь владел землями на «ногайской стороне» реки, «около ржавца» (болота). В 1667 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыни – принесенный ему из Афона «перст от Гроба Господня», частицы мощей Апостолов Андрея, Тита, архидиакона Стефана, великомученика Феодора Тирона, великомученика и Победоносца Георгия, великомученика и целителя Пантелеимона, мучеников Иакова Персианина, Киприана, Меркурия, Акепсима, великомученика Феодора Стратилата, мученика Лукиана, равноапостольного царя Константина, преподобного Онуфрия Великого, патриарха Иоанна Милостивого, преподобного Михаила Малеина, святителей Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, преподобного Александра Свирского, мучениц Варвары и Феодосии.

http://sobory.ru/article/?object=10548

Последний раз такое произошло на Дне знаний в 2003 году. Через два месяца его не стало. Многие знали, что Владыка болен. Но что смертельно болен – не предполагал никто. А сейчас, вглядываясь в беспристрастную фотографию, сделанную в тот день, замечаешь, что взгляд его ясных, открытых миру и радости глаз обращен как бы внутрь себя – дух знал предстоящее, а бренное тело бессознательно готовилось к уходу в жизнь вечную. Это был красивый человек. Человек, который никогда ни во что не играл в жизни: ни в святость – это было его сутью, ни в человека демократических взглядов – он был равным и с власть предержащими, и с простыми людьми – интеллигентность в нем была воспитана с детства. И по всем своим человеческим качествам он представлялся человеком не от мира сего, но от мира, для нас, грешных, неизвестного и уму нашему непостижимого. Деды и прадеды Владыки как по отцовской, так и по материнской линии были священниками, начиная с XVII века. Один из его прадедов был ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, а затем епископом Тамбовским и Шацким. Священником был и его отец, протоиерей Владимир Нечаев, настоятель храма во имя пророка Илии в Козлове (ныне Мичуринск). И в анкете, в графе «Социальное происхождение», он неизменно писал: «из семьи священнослужителей». К счастью, эта формулировка не повлекла негативных последствий для Константина Нечаева. Как и положено всем детям страны Советов, он получил законченное среднее образование, а в семнадцать лет от роду поступил в институт. Этим институтом стал МНИТ. Это случилось в 1943 году, во время кратковременного изменения отношения власти к религии – в годину суровых военных испытаний о Боге вспомнили самые угрюмые атеисты, обратились к Его Всесильной помощи. Летом 1944 года в Новодевичьем монастыре в Москве открылись Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы, через два года преобразованные соответственно в Московскую Духовную академию и в Московскую Духовную семинарию. Именно в этих условиях стал возможным решительный поворот в жизни Константина Нечаева, когда он из студента престижного инженерного вуза превратился в тихого семинариста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

18 мая 1914 г. хиротонисан во епископа Можайского. Хиротонию в Успенском соборе Московского Кремля возглавил Московский митр. Макарий (Невский) . Назначен викарием Московской епархии. Настоятель звенигородского Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , зав. Высшими жен. богословско-педагогическими курсами в московском Скорбященском жен. мон-ре. Руководил изданием научного иллюстрированного описания Патриаршей ризницы. С 15 янв. 1918 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. 1 июня 1918 г. представил доклад делегации Высшего Церковного Управления для защиты перед правительством имущественных и иных прав РПЦ, включив в него сведения об арестах монахов Саввина Сторожевского мон-ря, а также сотрудников Звенигородского ДУ. 6 июня обратился к губ. комиссару юстиции с просьбой об освобождении до суда под личное поручительство иером. Феофана (Андреева), задержанного по делу о выступлениях крестьян в защиту имущества Саввина монастыря. После вскрытия в Саввином мон-ре в марте 1919 г. мощей св. Саввы Сторожевского направил Патриарху св. Тихону доклад о кощунственном поведении членов проводившей вскрытие комиссии ( Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез». М., 1998. С. 194-195). В 1921 г. назначен епископом Ставропольским (по др. данным, временно управлял также Бакинской епархией). Под натиском обновленцев, к-рых поддерживали представители властей, был вынужден покинуть Ставропольскую епархию и переехал в Москву. Епархиальный совет г. Козлова (ныне Мичуринск) направил делегацию к Патриарху Тихону с просьбой о назначении к ним в город правосл. архиерея. 26 сент. 1923 г. Д. был назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. Поскольку Тамбовский архиеп. сщмч. Зиновий (Дроздов) в это время находился в заключении, на Д. было возложено временное управление епархией до освобождения архиеп. Зиновия весной 1924 г. Если к моменту прибытия Д. у православных оставалось в Козлове только 2 храма, то вскоре удалось вернуть 13 из 14 церквей, ранее захваченных обновленцами. Д. служил во всех городских храмах, был прекрасным проповедником.

http://pravenc.ru/text/178031.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010