Монашеский постриг он принял в 1917 году в Оптиной пустыни за год до закрытия монастыря. После 1918 года еще несколько лет монастырь продолжал существовать под видом сельхозартели.    В 1923 году монах Севастиан был рукоположен в иеродиакона за 2 месяца до ареста старца Нектария и высылки всех монахов из монастыря. Затем, уже живя в Козельске, в 1927 году он был рукоположен в иеромонаха. Преподобный Севастиан оставался келейником старца Нектария вплоть до самой его кончины, последовавшей 29 апреля 1928 года. По благословению старца после его смерти иеромонах Севастиан уехал служить на приход, сначала в Козельск, затем в Калугу, а потом в Тамбов, где получил назначение на приход в городе Козлове (Мичуринске) в Ильинскую церковь (1928—1933). Именно в Козлове, по свидетельству духовных чад, стали открыто проявляться высокие духовные дарования отца Севастиана.    В 1933 году отец Севастиан был арестован и осужден на 7 лет исправительно-трудовых лагерей.    На допросе в Тамбовском ГПУ иеромонах Севастиан сказал следователю: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей». Тюремщики, желая вынудить священника отречься от веры в Бога, в одной рясе поставили его на всю ночь на мороз и приставили стражу, которую сменяли каждые 2 часа. Батюшка сам рассказывал духовным чадам, каким чудом он спасся тогда от неминуемой смерти: он молился, и «Матерь Божия опустила надо мной такой «шалашик», что мне было в нем тепло». Батюшку отправили сначала на лесоповал в Тамбовскую область, а потом в Карагандинский лагерь, ставший местом мученичества и духовного подвига тысяч людей. В лагере били, истязали, заставляли отречься от Бога. Заключенные мерзли и голодали, но отец Севастиан находил силы и здесь соблюдать все посты: если в баланде попадался кусочек мяса, он не ел ее, а менял на пайку хлеба.    В последние годы заключения отца Севастиана расконвоировали, хотя жил он по-прежнему на территории лагеря, возил на быках воду для промышленных огородов. В Карлаге был основан показательный «Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ», использовавший даровой труд зэков. Рекордные урожаи давали здесь овощи, селекционеры-заключенные выводили новые сорта сельскохозяйственных культур. Карлаг кормил страну, а зэки умирали с голоду. Когда вольные карагандинцы, жалея батюшку, давали ему продукты, он делился ими с заключенными. В лагере его полюбили, и многие через него пришли к вере в Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Верхний же этаж всё это время пустовал и постепенно приходил в непригодность. Вначале с церковного купола наполовину исчезла кровля, затем раскрыли шпиль. Стены храма постепенно обрастали похабщиной, а согнутые рёбра перекрытий - толстым слоем голубиного помёта. Однако в 1945 году церковь решили прихожанам вернуть и даже отремонтировать на деньги из городского бюджета. Казалось бы, справедливость восторжествовала, но с середины 1960-х годов власти вновь повели атаку на храм, единые в своём стремлении раз и навсегда его закрыть. Для этого была придумана мотивировка: " Церковь расположена в центре города, среди культурно-просветительских учреждений: кинотеатр " Октябрь " , горсад, плодоовощной институт, школа " . В своём постановлении, изданном 20 января, сразу после Крещения и вызвавшем большое недовольство верующих, горсовет постановил: " ... использовать здание Ильинской церкви под музей " , а все работы по перемещению исполнительного органа церкви порекомендовал закончить к другому празднику - Сретению. На долгих двадцать восемь лет храм стал музеем. Лишь в 1992 году храм был вновь возвращён верующим, а с июня 1996 года с его колокольни после почти шестидесятилетнего перерыва заговорили колокола, подаренные мичуринскими меценатами. В том же году на церковном подворье была построена Водосвятная часовня в честь новомучеников российских за Христа в годы лихолетья пострадавших, освящённая правящим архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением. Ныне, благодаря усилиям настоятеля - пртоирея П. Медведева, храм постепенно возрождается. Из книги: Белых М. " Сказание о Козловских храмах " , Липецк, 2001 г. Ильинская церковь, в некотором смысле, - ровесница Козлова, появившегося в 1635-1638 годах на правом берегу реки Лесной Воронеж как один из укреплённых пунктов южной засечной черты. Одновременно с сооружением острога, согласно царскому указу, в Козлове возводится монастырь: " Во 144 (1636) году, как ставили город Козлов Ясельничей и воевода Иван Васильевич Биркин да Михайло Иванов Спешнев, и им воеводе и Михаилу, по указу блаженныя памяти великого Государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея России, и по грамоте из Новгородского приказу, велено построить в том городе Козлове царское богомолие, девичь монастырь пророка Божия Ильи " .

http://sobory.ru/article/?object=11319

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Богородицкий с семьей. Фотография. 1926 г. Трофимович Богородицкий (30.05.1872, с. Студенецкие Выселки Усманского у. Тамбовской губ. (ныне Мазейка Добринского р-на Липецкой обл.) - 7.12.1937, Тамбовская обл.), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Липецктх святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи псаломщика. В 1897 г. окончил Тамбовскую ДС, преподавал в школах. 7 июня 1898 г. рукоположен во иерея и определен священником к храму в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Козлове (с 1932 - Мичуринск Тамбовской обл.). Также преподавал Закон Божий в жен. гимназии. Был отзывчив к нуждам прихожан: в любое время дня и ночи он ездил исповедовать и причащать больных. Принимал в своем доме нищих и странников. Впосл. стал настоятелем храма. Был возведен в сан протоиерея. В 1922 г. во время кампании по изъятию церковных ценностей М. был арестован, но вскоре освобожден из-за недостатка улик. В 1927 г. его арестовали за отказ перейти к обновленцам, но через короткое время вновь освободили. Однако гонения на него и его семью не прекращались, власти все увеличивали налоги, так что в конце концов семья лишилась дома, все имущество было конфисковано. 3 февр. 1930 г. М. был арестован и заключен в тюрьму в Козлове. Проходил по коллективному делу 6 священнослужителей Козлова, обвиняемых в создании «контрреволюционной антисоветской организации». На допросе М. сказал: «Никогда против советской власти агитации я не вел и ни в церкви, ни среди граждан ничего антисоветского не говорил». 19 марта того же года приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Центрально-чернозёмной обл. к 5 годам лагерей. Отбывал заключение в Сибирском ИТЛ на территории современной Новосибирской обл., стал в лагере инвалидом. В 1935 г. вернулся из заключения. Назначен священником к храму в с. Беломестная Двойня Тамбовского р-на Воронежской обл. (с сент. 1937 - в Тамбовской обл.). В начале окт. 1937 г. председатель сельсовета предупредила М. о готовящемся аресте и предложила ему уехать, но священник отказался покинуть свой приход. Узнав, что власти готовят закрытие храма, М. стал служить ежедневно, съездил попрощаться с семьей, проживавшей в Мичуринске, составил для родных духовное завещание. 12 нояб. М. был арестован по обвинению в «систематической контрреволюционной агитации против советской власти» и заключен в тюрьму в Тамбове. На допросе отказался признать себя виновным.

http://pravenc.ru/text/2563484.html

19 августа 1923 года вторично назначен на Егорьевскую кафедру патриархом Тихоном. В конце сентября 1923 года присутствовал на собрании епископов в Донском монастыре по вопросу примирения с обновленцами . В своем выступлении он говорил: " Я слышал на улице, - один из моих знакомых светских людей, встретился и сказал: владыка, у вас сегодня будет собрание в Михайловском храме. Будете обсуждать о том, как пойти к обновленцам и примириться с ними. Митрополит Евдоким признает патриарха Тихона патриархом, через него откроет Поместный собор , удалит его на покой, сам займет его место, провозгласив себя патриархом. Но едва ли кто пойдет за Евдокимом, потому что он идет против монашества . Как все это могло случиться, и допускаете ли Вы возможность притязаний на патриаршество со стороны митрополита Евдокима? " Собрание высказалось против сближения с обновленцами и, возможно, опасность увидеть на патриаршем престоле ярого обновленца Евдокима образумила и тех епископов, которые до того допускали возможность пожертвовать патриархом Тихоном ради церковного мира. Еп. Вассиан участвовал в Архиерейском совещании 12 апреля 1925 года (погребение свт. Тихона) и подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому) . 22 декабря 1925 года примкнул к григорианскому расколу ; вошел в состав Временного Высшего Церковного Совета , возглавляемого архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским) . 29 января 1926 года был запрещен в священнослужении митр. Сергием (Страгородским) . 28 мая 1926 года за литургией в московском храме Вознесения Господня принес публичное покаяние и выступил с проповедью, в которой дал глубокий богословский анализ расколу. Кратковременное пребывание архиерея в расколе подорвало его авторитет среди верующих, его перестали приглашать для служения в московских храмах. 22 июня 1927 года был назначен епископом Козловским , управляющим Тамбовской епархией . Проживал в городе Козлове (ныне Мичуринск ), приезжал в Москву для участия в заседаниях Синода. В Козлове подружился с семьей настоятеля Ильинского храма прот. Владимира Нечаева , архиерей назначил прот. Владимира благочинным храмов Козлова. Также еп. Вассиан был близок с жившим в то время в городе схиархим. Севастианом (Фоминым) .

http://drevo-info.ru/articles/15322.html

Отец Михаил (Чихачев) не достиг высоких иерархических степеней и к ним не стремился. Ему всю жизнь нравилось тихое, незаметное положение, он всегда старался быть незаметным при своем друге и устранял от себя всякое покушение разглашать что-либо о каких бы то ни было его особых духовных дарах. Одно было явно всем видевшим и знавшим его – истинное смирение подвижника Сергиевой пустыни. Схимонах Михаил отошел ко Господу 16 января 1873 года, пережив своего друга на шесть лет. Ныне честные мощи схимонаха Михаила обретены и пребывают во вновь возрождающейся Приморской Троице-Сергиевой пустыни. Преподобный схиархимандрит Севастиан Карагандинский (Фомин) исповедник (†6/19 апреля 1966) Преподобного Севастиана Карагандинского называют одним из последних Оптинских старцев. Стефан Васильевич Фомин родился 28 ноября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье и рано остался сиротой. В 1905 году он был принят келейником к преподобному Иосифу Оптинскому , который стал его духовным наставником, а по кончине старца Стефан стал келейником преподобного Нектария. Иногда старец Нектарий, как бы юродствуя, отсылал к нему приходивших богомольцев. «Спросите об этом моего келейника, отца Севастиана, – он лучше меня посоветует, он прозорлив», – говорил преподобный. Через послушание у старцев Иосифа и Нектария отец Севастиан включился в златую цепь преемственности традиции оптинского старчества. Монашеский постриг он принял в 1917 году в Оптиной пустыни за год до закрытия монастыря. После 1918 года еще несколько лет монастырь продолжал существовать под видом сельхозартели. В 1923 году монах Севастиан был рукоположен в иеродиакона за 2 месяца до ареста старца Нектария и высылки всех монахов из монастыря. Затем, уже живя в Козельске, в 1927 году он был рукоположен в иеромонаха. Преподобный Севастиан оставался келейником старца Нектария вплоть до самой его кончины, последовавшей 29 апреля 1928 года. По благословению старца после его смерти иеромонах Севастиан уехал служить на приход, сначала в Козельск, затем в Калугу, а потом в Тамбов, где получил назначение на приход в городе Козлове (Мичуринске) в Ильинскую церковь (1928–1933). Именно в Козлове, по свидетельству духовных чад, стали открыто проявляться высокие духовные дарования отца Севастиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мичуринск. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Церковь на городском кладбище Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Скорбященская кладбищенская церковь, бесприходная, каменная, теплая, построена в 1808 году на средства купца Ивана Воронова. Престол один - иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Имеется опись церковного имущества и метрические книги с 1876 года. Штат: священник и два псаломщика, братский годовой доход около 2000 руб. Причтовый капитал 6000 руб., церковный капитал 1200 руб. Дома у причта церковные. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Козловский уезд, стр. 140. Скорбященская церковь, возведенная в 1803 году на средства купца Ивана Ивановича Воронова, расположена на Новом городском кладбище. Как и многие другие храмы страны, в 1930-х годах храм был закрыт, в 1939 году было принято решение разрушить храм, но успели снести только колокольню, и через некоторое время в нем размещалась тракторная мастерская. В конце лета 1943 года Богослужения в нем были возобновлены и сооружена небольшая деревянная колокольня простой конструкции. Храмовая композиция в крестообразном плане включает в себя двухсветный четверик, завершенный куполообразной металлической кровлей и луковичной главкой на декоративном барабане. С востока к нему примыкает полукружие алтарной апсиды, а с запада - просторная трапезная и колокольня, где ведутся работы по восстановлению прежнего вида - трехъярусная, высотой 32 метра. В настоящее время церковь действует, разноголосый колокольный звон, как и во все времена на Руси, призывает верующих на утешительные молитвы. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ На городском кладбище, что на Липецком шоссе, величественно возвышается недавно отреставрированная церковь в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , единственный из всех козловских-мичуринских храмов остававшийся действующим в годы гонений (за исключение небольшого периода времени, когда церковь была закрыта). Строительство храма началось в 1803 году и было закончено строением в 1808 году. Ктитором выступил козловский купец Иван Воронов, сын И.Г. Воронова, построившего Ильинскую церковь (Вороновы были едва ли не самыми активными храмоздателями в Козлове).

http://sobory.ru/article/?object=11320

Заслуженный профессор-протоиерей Михаил Кронидович Сперанский скончался в 1984 г., на 97-м году жизни. В «Журнале Московской Патриархии» был опубликован пространный некролог, где, тем не менее, были хронологические «дыры». «С 1925 по 1930 гг. о. Михаил – настоятель Успенского собора г. Кирсанова (Тамбовская епархия). В 1930–1937 гг. о. Михаил проживал в городе Мичуринске (бывш. Козлове) Тамбовской области. С большой теплотой о. Михаил любил вспоминать, как в апреле 1944 г. в Москве он встретился со Святейшим Патриархом Сергием, который принял его со свойственным ему участием и вниманием» 483 . А где же был о. Михаил с 1937 по 1944 гг.? «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя» ( Откр. 13:18 ). «Богоборческий зверь» отмерил о. Михаилу семь лет ссылки (1930–1937 гг.), затем восемь лет ГУЛАГа... Незадолго до своей кончины профессор-протоиерей обрёл «нечаянную радость». Один из сотрудников ЛДА, работая в городском архиве, обнаружил целый ряд кандидатских работ, написанных выпускниками дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии. И среди них – кандидатское сочинение о. Михаила Сперанского. Убелённый сединами старец был потрясён: гонения, арест, лагеря, лесоповал; блокадный Ленинград с его сотнями тысяч жертв, – всё это, казалось, должно было стереть из памяти студенческие воспоминания. И вот, словно из небытия, – осколок разбитого вдребезги... Расстрела избежал и тогдашний инспектор ЛДА Лев Николаевич Парийский; он был под судом вместе с митрополитом Вениамином. Выпускник ещё дореволюционной Петербургской академии, брат известного математика, академика, в первые революционные годы он работал в Петроградском епархиальном управлении. Затем в течение десятков лет регентом, одно время – секретарём митрополита Алексия (Симанского), а затем был его секретарём в Патриархии. И, наконец, он попал на должность инспектора ЛДА, которую занимал 20 лет, почти до самой своей кончины. Студенты боялись его за строгость: мелкое нарушение дисциплины – выговор, снижение стипендии. Нарушение «средней тяжести» – вызов в кабинет: вот Бог , а вот порог. Деньги на дорогу, чемодан, вокзал. Профессор А.И. Макаровский

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Слова эти не отозвались особенно в сердце моем, но в нем я их тогда сложил. Исполнилось 10 лет со дня смерти Старца, и предсказание его начало сбываться: в 1923 г — выгнан из монастыря, в 1925 и 1926 — известные вам мои " визиты " в калуж т и, наконец 1927 г — далекая ссылка.... " После Туркестана отец Кирилл переселился в город Белёв Тульской области, поближе к Оптиной, откуда также был выслан и поселился в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области, где 19 июля/1 августа 1929 года преставился ко Господу. Перед смертью его причащал преподобный Севастиан Карагандинский (один из последних Оптинских старцев). Иеромонах Лаврентий (Левченко) (†10/23 февраля 1946) Будучи насельником Оптиной пустыни, вел строгую подвижническую жизнь. После закрытия монастыря был арестован, прошел концлагеря и в ссылке принял мученическую кончину. Иеромонах Макарий (Иноземцев) (†29 апреля/12 мая или 4/17 мая? 1970) Начало своих трудов полагал в Оптиной пустыни. После ее закрытия понес исповеднический подвиг; был старцем святой жизни. Последние свои годы провел в городе Белёве Тульской области. Иеросхимонах Макарий (†1972) Послушник Евгений (монах Ермоген) принял монашеский постриг незадолго до закрытия Оптиной пустыни. Жил в Белёве, первое время требы совершал на дому, а поскольку это было запрещено, жил полулегально. " Спросить, Боже упаси, нельзя было: он жил тайно,— рассказывает А. С. Лукьянова, ставшая впоследствии его духовной дочерью,— а я болела, где тут искать, но делать нечего, ищу. Кому было благословлено — ездили к нему из разных городов. Вдруг меня спрашивают: " Ты корове сено ищешь? " .— " Да " ,— отвечаю, сама не зная почему. " Это здесь " . Толкаю дверь и чувствую: кто мне нужен, живет здесь. И вправду, оказалось — здесь. Он еще не был схимником. Гонения на него устраивали, а мы все равно ходили. Поисповедует батюшка, а потом велит: иди в церковь под крест, под Евангелие, чтобы скрыть эту тайную исповедь " . Отец Ермоген обладал даром исцелять людей. Один тульский священник до сих пор бережет его подрясник, чтобы отчитывать бесноватых. Некоторое время он служил в Белёве. " Однажды он вышел с крестом, а я смотрю и глазам не верю: у него за спиной ангельские серые крылышки. А в другой раз вижу: на голове василькового цвета воздух лежит. Господи, думаю, я же недостойна это видеть " . Незадолго до смерти отец Ермоген келейно принял схиму с именем Макарий. В схиме пробыл недолго — 9 недель, как и сам предсказал. Скончался в 1972 году, похоронен на Троицком кладбище.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Выражаю мое сочувствие родным и близким покойного. Я соболезную всем тем, кому покойный архипастырь был близок и дорог. Здесь присутствуют министр путей сообщения, ректор университета путей сообщения, в котором учился покойный Владыка, и многие другие, хорошо и близко знавшие его люди. Я хочу отметить, что каждый мог получить от покойного архипастыря и укрепление в вере, и утешение в скорбях, трудностях, болезнях и испытаниях. А сегодня он нуждается в наших молитвах и обращается ко всем нам словами тропаря из чина отпевания: «Братие мои возлюбленнии, не забывайте мя, егда поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь». Мы верим, что за свое преданное и верное служение Церкви Христовой, за свое послушание Священноначалию (ибо безотказно покойный Владыка выполнял любое церковное послушание, совершал любую поездку, представляя нашу Церковь на торжествах многих Поместных Православных Церквей) он услышит милостивое призывание Отца Небесного: Рабе благий и верный, в малом ты был верен, войди в радость Господа своего ( Мф.25:21 ). Помолимся же об упокоении души новопреставленного Преосвященного митрополита Питирима, прося у Господа прощения его согрешений, вольных и невольных, и упокоения там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим 4 ноября 2003 года, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, в Москве, в Центральном военном госпитале в Сокольниках, после тяжелой продолжительной болезни Владыка скончался. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим был одним из старейших и наиболее почитаемых иерархов Русской Православной Церкви. Более тридцати лет он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата. Высокопреосвященный Питирим (в миру – Константин Владимирович Нечаев) родился 8 января 1926 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области, в семье потомственного священнослужителя, предки которого в течение нескольких столетий служили у престола Божия. Как и они, юноша с детства хотел быть священником, и в том, что он смог осуществить свое призвание, нельзя не видеть проявления к нему особой милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Высокопреосвященнейший митрополит Питирим, в миру Константин Владимирович Нечаев, вырос в русской православной, церковной среде. Он родился 8 января 1929 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. В своей автобиографии при поступлении в Богословский институт в декабре 1944 года он писал: «Отец мой был протоиереем города Козлова Ильинской церкви. В 1930 году он был сослан, и я остался жить с матерью и сестрами на иждивении брата». В 1933 году семья Нечаевых переехала в Москву. В том же году вернулся из ссылки отец, который, по причине полного расстройства своего здоровья, находился за штатом до самой своей смерти в 1937 году. Константин Нечаев окончил семь классов средней школы в 1941 году. Грянула война, и он с матерью и незамужними сестрами был эвакуирован в Тамбов, где окончил 8 и 9 классы, а затем, вернувшись в 1943 году в Москву, поступил на подготовительное отделение Московского института железнодорожного транспорта, в котором учился до 1946 года. С 1945 года в судьбе Константина Нечаева открывается новая страница, ознаменовавшая его жизненный путь. Он – «глубоко верующий, усердный в молитве, благоговейный, смиренный, нравственный» – как отметил в данной ему рекомендации настоятель храма во имя святого мученика Иоанна Воина протоиерей Александр Воскресенский – стал воспитанником четвертого класса Московской Духовной семинарии и иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия I. В 1951 году он уже выпускник Московской Духовной академии, кандидат богословия и молодой преподаватель. В 1952 году становится диаконом, в 1954 году – священником, в 1959 году принимает монашество. В том же году иеромонах Питирим возведен в сан архимандрита и назначен на должность инспектора Академии и Семинарии. В 1962 году архимандрит Питирим по указу Святейшего Патриарха Алексия назначен ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии». Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 14 мая 1963 года ему определено быть председателем Издательского отдела Московского Патриархата, епископом Волоколамским, викарием Московской епархии. В праздник Вознесения Господня 23 мая 1963 года в Московском патриаршем Богоявленском соборе состоялась епископская хиротония Преосвященного Питирима. В сентябре 1971 года последовало возведение его в сан архиепископа, а в декабре 1986 года в сан митрополита Волоколамского и Юрьевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010