Из образов в сей церкви замечательны по древности письма и украшению три храмовых образа Введения Пресвятыя Богородицы. 1 . Образ Введения Божией Матери. Риза на Божией Матери серебряная, вызолочена, венец с сиянием и короною; вокруг венца две нитки крупного жемчуга, а по ризе 4 нитки и на рукавах обведено средним и мелким жемчугом; в поясе алмазные и яхонтовые искры. 2 . Образ Введения Божией Матери. Риза и венец серебряные, чеканные, золочёны, по убрусу и венцу Божией Матери в 3 нитки обнизано средним жемчугом, а между жемчугом 8 зеленых и красных камешков и две алмазные искры, на коронах искры красные и зелёные, 8 бурминских зерен и 4 изумруда, – на зарукавье 4 жемчужины и два изумруда, на образе 6 венцов. 3 . Образ Введения Божией Матери – местный. На нём риза серебряная, венец на Божией Матери с сиянием и короною, в которой два камня зелёных и 1 белый, в сиянии стразы. 4 . За левым клиросом в киоте образ Боголюбивой Божией матери, список с настоящей Боголюбской иконы такой же меры. На нём риза серебряная чеканная. III. Церковь во имя Казанской Божией Матери, об одной главе, крыта железом. Построена она в 1710 году иждивением царевны Натальи Алексеевны ради престарелых больничных монахинь. Иконостас столярной работы, царские двери прорезные; стенного письма нет; пол деревянный. Из икон замечательных, храмовая местная икона Казанской Божией Матери, по всей вероятности, вклад царский. Венец и оклады серебряные, чеканные, вызолочены; венец с короною, по сторонам Божией Матери изображения апостола Петра и Наталии; 4 убрус вынизан жемчугом, в убрусе звезда с 4 красными камешками и 4 голубыми; на ожерельице 4 голубых камня и 3 красных, – низано оно жемчугом с алмазами. Из икон, хранящихся в монастырской ризнице, особенно замечательны как по древности письма, так и по украшению, следующие: 1) Икона Казанской Божией Матери – это очень верный список с чудотворной иконы, которая находится в г. Казани. На ней риза серебряная и венец с короною, немного повреждённою, оклад по сторонам иконы серебряный, золочён, с 7-ю финифтяными украшениями; убрус и ожерельице низаны жемчугом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбове, Владимирской области (1157) 18 июня/1 июля 1 июля, 2008. Редакция " Правмира " Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св. Икон, узнал он, что в Вышгородском девическом монастыре совершается нечто дивное, непостижимое для них, с иконой Богоматери, написанной, как говорит предание, Евангелистом Лукою и привезенной из Константинополя купцем Пирогощею. Св. Икона то сама собою переносилась в храме с одного места на другое, то стояла среди церкви на воздухе, как бы ища себе достойного места. Источникк: Храм Христа Спасителя Чтимые списки с Боголюбской  иконы: Московская (1157); Зимаровская (XIII). Среди других списков: Угличиская (1654), Юрьевская (1771),  ульская (1771), Козловская (1771), Елатемская (1771), Усманская (1831), Тарусская (1848 и 1870). МОЛИТВОСЛОВИЯ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ «БОГОЛЮБСКАЯ» О БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский родился в 1110 г. в Суздале, который был удельным княжеством его отца. Но свою молодость он провел в Киеве, где, то защищая русскую землю от иноплеменных врагов, то сражаясь за честь своего отца, стремившегося к великокняжескому престолу, прославил свое имя подвигами храбрости и неустрашимости в битвах. В 1155 г. Георгий Владимирович наконец сел на великокняжеском престоле в Киеве, а Андрея посадил в Вьшгороде, чтобы иметь сына усердным помощником и чтобы передать ему после смерти великокняжеское достоинство. Но сын был других мыслей. Театр алчнаго властолюбия, злодейств, грабительств, междоусобного кровопролития, Южная Русь, опустошаемая огнем и мечем, иноплеменниками и своими, казалась князю Андрею обителью скорби и предметом небесного гнева. Ему хотелось на свою родину — Ростовско-Суздальскую область, где народ еще не изъявлял мятежного духа, не судил и не менял Государей, но мужественно сражался за них и повиновался им. Желание князя исполнилось. Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе – чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Икона Божией Матери «О Тебе радуется обрадованная вся тварь».   Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, «Богоматерь Остробрамская-Виленская» представляет собой вариант, тяготеющий к типу «Знамение», так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ( «се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» . Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу «Знамение». Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона «Невеста Неневестная» (ошибочно ее называют «Умиление»), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского. Икона Божией Матери «Радуйся Невесто неневестная».   Известная древняя русская икона «Богоматерь Боголюбская»  также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу «Одигитрия». В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь. Боголюбская икона Божией Матери.   Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу — акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию «Богородица Семистрельная» или «Симеоново проречение», известен этот иконографический вариант и под другим названием — «Умягчение злых сердец»  . Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Рубрики Коллекции Православные праздники в июле 2018 10 мин., 03.07.2018 Поделиться Православные праздники 1 июля Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской обл. Икона Богородицы бала написана по повелению Андрея Боголюбского в XVII веке в память о чудесном явлении ему Пресвятой Девы Марии. Боголюбская икона Божией Матери Боголюбская икона Божией Матери. Иконография     Православные праздники 2 июля Апостола Иуды, брата Господня Один из 12 апостолов, сын Иосифа от первой жены, сводный брат Иисуса. Принял мученическую смерть за Христа. Апостол Иуда, брат Господень Святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси Первый патриарх Московский и всея Руси. Канонизирован в лике святых в 1989 году. Святитель Иов, патриарх Московский Собор преподобных отцов Псково-Печерских В этот день почитается память святых отцов Псково-Печорского монастыря. Печоры: Богом созданные и хранимые ПЕРВЫЙ ШАГ: Подвиги и будни Псковской епархии   Православные праздники 3 июля Священномученика Мефодия, епископа Патарского Значение имени Мефодий Благоверного князя Глеба Владимирского, сына святого Андрея Боголюбского   Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского   Православные праздники 4 июля Мученика Иулиана Тарсийского   Обретение мощей преподобного Максима Грека Максим Грек - православный писатель и переводчик с греческого. Обретение мощей святого произошло лишь в 1996 году. Суд человеческий и суд Божий: Преподобный Максим Грек Преподобный Максим Грек. Избранные творения Имя Максим Как святые сидели в тюрьме Сжигала ли Церковь книги? Пять мифов про борьбу «церковников» с просвещением   Священномученика Терентия, епископа Иконийского   Православные праздники 5 июля Священномученика Евсевия, епископа Самосатского   Православные праздники 6 июля Владимирской иконы Божией Матери Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.   Владимирская икона Божией Матери    Православные праздники 7 июля Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Художник В.Сташкевич с дочкой Ясной и владыка Гурий перед картиной «Всадник на белом коне». Фото Василия Грачева. На открытии выставки присутствовали священнослужители. Епископ Гурий (Шалимов) - настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском - отметил важность новой тенденции, которая заключается в том, что светские мероприятия стали проходить с участием духовенства. Владыка, отмечая особенность работ Вадима Сташкевича, подчеркнул, что современное искусство продолжает вековые традиции. При осмотре экспозиции в личной беседе с художником, епископ Гурий поинтересовался процессом работы над полотном «Всадник на белом коне». Владыку беспокоил вопрос, каковы мотивы отказа автора от греческих традиций в написании им картины на известную икону? - «А к чему всаднику греческие доспехи, если моя задача - показать красоту традиций промысловых школ, отразить все их своеобразие в одном произведении?», - отвечал Вадим Сташкевич. Владыка Гурий внимательно рассматривал, как соединялись эпохи народного искусства в одной отдельно взятой картине. Епископ Гурий (Шалимов) - настоятель храма иконы Божией Матери Казанская в Коломенском (Москва) и настоятель храма Святого Георгия Победоносца о.Николай. Фото Василия Грачева. Владыка Гурий высоко оценил художественную выразительность керамической иконы святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Икона святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Автор Вадим Сташкевич. Фото Василия Грачева. Слово автору экспозиции «Моя задача, - сказал Вадим Сташкевич журналу «Международная жизнь», - в новом эстетическом облике показать библейский традиционный сюжет в ракурсе декоративно-прикладных традиций. Это способ найти гармонию, навеянную эпохой Андрея Боголюбского». Художник полагает, что Великий князь Владимиро-Суздальский через построенные им храмы пришел к глубинному пониманию веры, ревностному почитанию Богородицы - они, эти храмы, и сегодня ни с чем не сравнимы. А сам художник к изучению народных промыслов пришел через соборы Андрея Боголюбского. Вадим много путешествовал по России, по русскому Северу, Центральной полосе, Сибири. В результате экспедиций он пришел к выводу, что, несмотря на моду, диктуемую светской властью, в каждом веке оставалось устойчивое почитание символизма белокаменных соборов России. Это просматривается и в пермогорской домовой резьбе (Архангельская область), и в расписных прялках Вологды, в ситцах Ивановской мануфактуры - во всём истоки из сюжетов храмов Андрея Боголюбского. «Все эти символы были понятны любому человеку, который имел поэтическое мышление, - говорит Вадим Сташкевич. - Этого не искоренить, эта закладка «прорастает» в каждом веке».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Главная черта новгородской иконописи и тесно с нею связанной псковской заключается в ее крайней обособленности и характерности: новгородскую икону узнают легко и сразу, и тем легче и скорее, чем она проще и «кустарнее» (см.: Новгородская школа иконописи). Даже появившиеся в этой иконописи влияния и произведения, бравшиеся ею за образец, тотчас переделывались на свой лад и в рисунке, и в красках. Но при переходе к суздальской иконописи, эта черта Новгорода дает возможность легко отличать в древней русской иконописи все, что не есть новгородское, или прямо заключать, что все это будут памятники суздальской иконописи, ибо – больше нечему и быть в XIV и XV вв. Только в Суздальской иконописи мы найдем почти греческий рисунок, по его осмысленной правильности, и итальянскую экспрессию. В самом деле, именно Суздальская область находилась в теснейших сношениях с Волынью и Галичем, а затем с Буковиной и Молдавией, и как только начали возводиться суздальские храмы, так тотчас нашлись для них образцы, и, следовательно, свои местные и близкие мастерские. Известные рельефы соборов Владимира, Юрьева-Польского и других суздальских храмов и соборов делятся на 2 образца: западно-романские, весьма малочисленные и однообразные, исключительно маскероны или личины, головы звериные и гротески и некоторые образа святых; и многочисленные греко-восточные и, быть может, также древнерусские, из Галича и Волыни, или югославянские и грузинские иной резьбы, более сухой, стильной и, главное, более разработанной. Конечно, наиболее характерным памятником Суздаля является Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбовом монастыре близ Владимира. Икона следует греко-восточному обычаю (см. мозаики солунского храма вмч. Димитрия от VI и VII–IX столетий) – вместо собственного молитвенного изображения в храме прибегать к изображению молящейся Спасу Матери – Заступницы рода человеческого и обычаю владык ставить такое изображение в среднем нефе храма, лицом к алтарю, около места владык-ктиторов. Боголюбская икона, большого, почти монументального размера, назначалась, конечно, для собора, а не для монастыря, т.к. около него и был дворец Андрея Боголюбского и переход из него в храм. Икона эта византийского характера, темного и в то же время красноватого охренья, с типичной греческой описью глаз, носа и губ, но, вероятно, русской работы. Голова напоминает древнейшие иконы Богоматери, Иверскую на Афоне и Римскую Одигитрию в храме св. Марии Маджиоре. Мафорий Богоматери имеет тот красновато-шоколадный оттенок, который особенно глубок и силен на римской иконе и является наследием греко-восточного или сиро-египетского типа Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Владимирская икона Богоматери, яко Апостольская, в прав. отечестве нашем стяжала великую славу. Церковь во Владимире, в которой первоначально поставлена была икона, называется в летописях преименитою 695 . Эта св. икона, по вере в нее князей, воевод и воинов, участвовала во многих походах русского войска, и многие иные священные воспоминания соединены с нею и свидетельствуют о благодати Божией, действующей посредством ее. В 1164 году Владимирская икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских булгар, коих победил он заступлением Богоматери 696 . По убиении Боголюбского в 1173 году, народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил Боголюбов и Владимир. Священник Николай, прибывший с Боголюбским из Вышгорода, в полном облачении открыл хождение с Владимирскою иконою по улицам города, и мятеж утих 697 . После Боголюбского решено было во Владимире отдать престол княжения Северского Ярополку и Мстиславу Ростиславичам, племянникам Боголюбского. Они в первый день своего княжения захватили себе серебро и золото владимирского храма и отобрали на себя волости и дани, пожертвованные ему Боголюбским. Ярополк самую икону Владимирскую отдал зятю своему Глебу Рязанскому. Это возбудило всеобщее негодование в жителях Владимира: решились изгнать Ростиславичей, коих воины, шедшие для одоления Михаила Юрьевича, призываемого на престол Владимирский, не вступив в бой, бросили княжеское знамя и обратились в бегство, «гонимые гневом Божиим и Св. Богородицы». Глеб Рязанский, коему отдана была икона Владимирская, сам со смирением возвратил ее. «Я виноват во всем», – говорил он 698 . «Мы же да подивимся, – говорит летописец, – чуду новому и великому и преславному Матери Божия, како заступи град Свой от великих бед и гражданы Своя укрепляет. Утеши их Бог и Св. Богородица Володимерская. Се бо володимерцы прославлены Богом по всей земле за их правду, Богови им помогающу» 699 . И неоднократно охраняла и осеняла своим покровом Владимирская икона суздальцев и владимирцев 700 . Во время пожара в 1185 г. 13 апреля, истребившего во Владимире соборный храм со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредима 701 ; во время нашествия татар под предводительством Батыя 7 февраля в 1237 году икона лишилась драгоценного оклада, но сама осталась невредима, «по благодати Богоматери, неотъемлемой от Ее иконы, в уверение благочестия и на соблюдение земли Русской» 702 . В 1380 году 8 сентября Димитрий Иоаннович Донской помощью Богоматери Владимирской иконы одержал победу над Мамаем 703 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Вскор Господь послалъ еще новую жертвовательницу, нкую У. И. Алексеву, которая, проживъ почти всю жизнь на усть и занимаясь бакалейной торговлей, пожертвовала отъ своихъ скудныхъ въ память покойнаго своего мужа новый колоколъ въ тридцать два пуда. Къ этому же времени поступили отъ Е. П. Свшниковой — Дарохрапительница серебряно-вызолоченная; отъ Е. С. Пушкаревой — напрестольный серебряно-вызолоченный, художественной работы крестъ; отъ А. М. Морозовой и Е. В. Чугуновой — запрестольный крестъ и Матерь, храмовая икона Казанской Матери, писанная на золот, для отъ И. И. и Н. А. Зобниныхъ — плащаница, шитая золотомъ; и святцы отъ С. К. Петрова и Н. Н.Якимова массивная художественной работы люстра, сплошь вызолоченная; отъ гг. Кожевниковыхъ напрестольное и серебряно-вызолоченные сосуды, В. Г. Гурьева, А. П. Пушкаревой, 3. В. Журавлева, М. К. и мн. друг. храма съ подобающею совершено было 6-го августа 1900 года, въ праздникъ Господня. Наканун всенощное совершилъ священникъ Макарьевской церкви П. I. Касаткинъ, а на и выходили Архимандритъ Зилантова монастыря о. Никодимъ и священникъ Боголюбской церкви Н. Крестниковъ. Всенощную плъ мстный хоръ подъ Е. Н. Доброхотова. Чинъ храма и божественную 6-го августа совершилъ въ архимандритовъ: Ивановскаго монастыря Зилантова монастыря Никодима, ключаря собора священника А. П. Яблокова, благочиннаго священника П. М. Руфимскаго, священника Макарьевской церкви П. I. Касаткина и священника Боголюбской церкви Н. М. Крестникова. Пли два хора и Въ конц храма слово произнесъ священникь Боголюбской церкви Н. М. Крестниковъ, на текстъ: „Благословенъ Господь Богъ днесь, иже даде покой людемъ своимъ Израилю». (3 Царств. 8, 56). Торжество храма закончилось Государю Императору со всмъ Царствующимъ Домомъ, Святйшему Синоду, Высокопреосвященнйшему строителямъ, благотворителямъ и украсителямъ св. храма сего. Затмъ началась божественная Въ конц по заамвонной молитв, сказалъ проповдь. Всесвятаго Дха, мы храмъ сей Богу живому и истинному (Евр. 9, 14.), такъ началъ Владыка. Се и еще мсто славы Его, мсто труждающихся и обремененныхъ, мсто благодатнаго и душъ алчущихъ и жаждущихъ слова и св. Таинствъ, мсто съ невидимымъ ангеловъ и святыхъ человкомъ. Да будетъ Господу, увнчавшему это благое дло вождленнымъ успхомъ, потому что аще не Гостдь созиждетъ домъ, всуе трудишася (Псал. 126, ст. 1-й).

http://sobory.ru/article/?object=34237

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло. Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010