По распоряжению епархиального начальства, до сведения которого было доведено о том, приглашены были, летом 1873 года, три профессора архитектуры, в том числе Рудольф Богданович Бернгард, которые, внимательно осмотрев весь храм и особенно его своды, официально засвидетельствовали полную его безопасность. В таком виде храм существует доселе, только опять значительно обветшал снаружи и закоптел внутри. Особенных достопримечательностей, в отношении древности и ценности, в Георгиевском храме нет. Все иконы по иконостасу украшены серебряными ризами. Есть много икон, размещенных на стенах алтаря и храма в серебряных и сребропозлащенных ризах, которые пожертвованы, в разное время, разными лицами – после погребения усопших; из них особенно выделяются: 1) икона Воскресения Христова в алтаре близ жертвенника, пожертвованная гг. Васильевыми, 2) икона Боголюбской Божией Матери – за правом клиросом, в богатом золоченом киоте, пожертвованная купцами Исаевыми, 3) икона Казанской Божией Матери за левым клиросом, тоже в золоченом киоте, пожертвованная неизвестно кем, 4) икона Казанской же Божией Матери, на колонне, в правой стороне церкви, поставленная Ананьиными, 5) икона Покрова Божией Матери – на левой колонне, устроенная Илличевскими, 6) икона Богоматери с Предвечным Младенцем – на левой стене храма, над могилою Крутова, 7) икона св. Иоанна Милостивого и св. мученицы Екатерины, на правой стене храма, над могилою Ив. Иванова и Екатерины Павловой Борисовых 143 8) икона всех святых в панихиднице, в резном из белого мрамора киоте, пожертвованная Ан. Павл. Щедриною. На колокольне, кроме вышеупомянутого большого колокола весом в 252 пуд. и 32 ф., находятся: отлитый в 1846 году весом в 25 п. 23 ф. и еще пять меньших колоколов. е) Церковь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского Не смотря на трудность сообщения между городом и Охтой, особенно в то время, когда еще не было ни одного постоянного моста чрез Неву и когда, во время распутицы, нельзя было никаким образом попасть из города на Охту, Георгиевское кладбище, еще в прошлом столетии, начало быстро замещаться телами умерших городских обывателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями 1 июля. ПРАВМИР. Боголюбская икона Божией Матери – одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный, по преданию, евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло. Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где позже образовался монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской (в настоящее время икона принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику).

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-bogolyub...

20 января 1994 г. в храме Апостолов Петра и Павла, что на старом кладбище города Калуги, начала мироточить Боголюбская икона Божией Матери. Написанная в 1990 году местным художником, икона порой покрывается благоухающими каплями. “Может быть, Господь призывает всех нас усилить молитвенные труды, — предполагает настоятель храма о. Анатолий, — потому как большею частью люди являются христианами чисто теоретически. Быть крещеным — еще не значит искренне верить…” (Калуга Вечерняя. 1994. 29 янв. — 4 фев. 3). Древняя Боголюбская икона была сооружена усердием св. благоверного Великого князя Андрея Юрьевича и изображает явление князю Пречистой, повелевшей устроить обитель. На этом месте, названном Боголюбовым, благоверный князь, молитвенник за землю Русскую, принял мученическую кончину 4 ⁄ 17 июля 1174 года. Спустя много веков в этот же самый день совершилось убиение Царственных Страстотерпцев. В 1994 г. в Калуге было создано сестричество во имя Казанской иконы Божией Матери, позже преобразованное в монастырь. Первоначально оно размещалось в небольшом доме на улице Тульской. На Страстной седмице 1994 г. сестры, занимаясь приготовлениями к Пасхе, ощутили необычный аромат и обнаружили, что мироточит икона Святой Троицы. Чудо продолжалось и в течение всей Светлой седмицы. Спустя год монастырь переехал в новое здание на ул. Дарвина, в котором некогда располагалось Духовное училище с церковью святителя Гурия Казанского. Восстановленный и освященный во имя того же святого храм ныне стал монастырским. В 1995 г. на Успение архиерей с несколькими священниками служил в храме акафист празднику. В середине службы к настоятельнице монастыря игумении Анастасии подошла одна из сестер и сказала, что мироточит икона святителя Николая. Матушка увидела, что вся икона покрыта росинками, словно после дождя. Икона мироточила так обильно, что пятна остались даже на стене. Это чудо было засвидетельствовано архиереем и всеми священниками, которые после службы помазывались источенным миром. Впоследствии однажды видели, как в храме мироточили почти все иконы и Распятие. (Сведения о чудесах в Калуге предоставлены В. А. Дьяченко и Н. Солдатенковой)

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие» Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины просят Патриарха Кирилла благословить проведение Крестного хода в память св. блгв. князя Андрея Боголюбского 08.04.2011 466 Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины обратились к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой благословить проведение Крестного хода в память святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Как отмечается в сообщении, поступившем в нашу редакцию, в текущем году исполняется 900 лет со дня рождения основателя Боголюбского монастыря и великого исторического деятеля Руси благоверного Великого князя Андрея Боголюбского. В связи с чем представители общественности обращаются к Предстоятелю Русской Церкви с просьбой преподать архипастырское благословение на организацию и проведение Крестного хода по пути следования благоверного Великого князя Андрея Боголюбского с Владимирской иконой Божией Матери из г.Вышгорода – пригорода г.Киева ( Украина ) до пос. Боголюбово – пригород г.Владимира (Россия). Предполагаемое время проведения Крестного хода с 24 мая по 1 июля сего года. «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие, ибо будущая слава Владимира, как столицы древнерусского государства началась именно отсюда – из Боголюбова града, Боголюбова монастыря. Святой благоверный Великий князь Андрей Боголюбский был первым после святого равноапостольного Великого князя Владимира созидателем и устроителем Русской земли», - отмечается в пресс-релизе. «В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, " мизинный " как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирской и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской. Эта икона – первая писанная на Руси. В течение веков от нее происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей г. Владимира от моровой язвы, в память о чем был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 30 июня из г. Владимира в Боголюбский монастырь», - напоминают инициаторы Крестного хода.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/08/et...

Некоторые из тогдашних икон, особенно явленные и чудотворные, сохранились до настоящего времени. Таковы: 1) икона Божией Матери Елецкая, явившаяся в 1060 г. на одной ели близ Чернигова, где тогда же основан был монастырь; ныне, впрочем, эта икона существует в Елецком монастыре только в копии . 2) Икона Божией Матери Киево-Печерская принесена из Царяграда каменоздателями, прибывшими в Киев около 1073 г. для сооружения Великой печерской церкви, и в этой церкви доныне сохраняется в подлинном виде . 3) Икона Божией Матери Смоленская, известная под именем «Одигитрии»; по древнему преданию, она считается первонаписанною святым евангелистом Лукою, прислана из Константинополя Всеволоду Ярославичу, когда он был князем черниговским (следовательно, 1077–1078), потом сыном его Владимиром Мономахом перенесена в сооруженный им (1111) смоленский Успенский собор, где остается доселе, впрочем уже в поновленном виде . 4) Икона Божией Матери, писанная в XI в. преподобным Алипием, ныне местная в ростовском Успенском соборе, та самая, которая была прислана в Ростов Владимиром Мономахом . 5) Икона Божией Матери Владимирская, писанная также, по преданию, святым евангелистом Лукою, принесена из Царяграда в Киев около 1131 г., потому что привезена, говорит летопись, в одном корабле с другою иконою Богоматери, называвшеюся Пирогощей, во имя которой великий князь Мстислав еще в 1131 г. заложил каменный храм в Киеве . Потом несколько времени находилась в женском Вышгородском монастыре. В 1155 г. перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир на Клязьме, отчего и стала называться Владимирскою. В 1395 г. перенесена в Москву; была поновлена здесь в 1514 г. по благословению митрополита Варлаама и находится в московском Успенском соборе . 6) Икона Божией Матери, достопамятная тем, что пред нею молился пред своею мученическою кончиною (1146) святой князь Игорь Ольгович в киевском Федоровском монастыре, ныне находится в Киево-Печерской лавре в приделе святого Стефана в алтаре над жертвенником . 7) Икона святителя Николая, именуемого Мокрого, она в первый раз сделалась известною по одному чуду, случившемуся во дни великого князя Всеволода I (1078–1093).

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

   Некоторые из тогдашних икон, особенно явленные и чудотворные, сохранились до настоящего времени. Таковы: 1. икона Божией Матери Елецкая, явившаяся в 1060 г. на одной ели близ Чернигова, где тогда же основан был монастырь; ныне, впрочем, эта икона существует в Елецком монастыре только в копии. 2. Икона Божией Матери Киево-Печерская принесена из Царяграда каменоздателями, прибывшими в Киев около 1073 г. для сооружения Великой печерской церкви, и в этой церкви доныне сохраняется в подлинном виде. 3. Икона Божией Матери Смоленская, известная под именем “Одигитрии”; по древнему преданию, она считается первонаписанною святым евангелистом Лукою, прислана из Константинополя Всеволоду Ярославичу, когда он был князем черниговским (следовательно, 1077 – 1078), потом сыном его Владимиром Мономахом перенесена в сооруженный им (1111) смоленский Успенский собор, где остается доселе, впрочем уже в поновленном виде. 4. Икона Божией Матери, писанная в XI в. преподобным Алипием, ныне местная в ростовском Успенском соборе, та самая, которая была прислана в Ростов Владимиром Мономахом. 5. Икона Божией Матери Владимирская, писанная также, по преданию, святым евангелистом Лукою, принесена из Царя-града в Киев около 1131 г., потому что привезена, говорит летопись, в одном корабле с другою иконою Богоматери, называвшеюся Пирогощей, во имя которой великий князь Мстислав еще в 1131 г. заложил каменный храм в Киеве. Потом несколько времени находилась в женском Вышгородском монастыре. В 1155 г. перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир на Клязьме, отчего и стала называться Владимирскою. В 1395 г. перенесена в Москву; была поновлена здесь в 1514 г. по благословению митрополита Варлаама и находится в московском Успенском соборе. 6. Икона Божией Матери, достопамятная тем, что пред нею молился пред своею мученическою кончиною (1146) святой князь Игорь Ольгович в киевском Федоровском монастыре, ныне находится в Киево-Печерской лавре в приделе святого Стефана в алтаре над жертвенником. 7. Икона святителя Николая, именуемого Мокрого, она в первый раз сделалась известною по одному чуду, случившемуся во дни великого князя Всеволода I (1078 – 1093).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Боголюбово. Церковь Боголюбской иконы Божьей Матери. Боголюбская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Кирпичная двухпрестольная холодная пятиглавая церковь без колокольни, построена на средства Г.И. Киселёва вместо прежней деревянной (1784 г.). Освящена в 1877 г., придел: Михаило-Архангельский. В советское время закрыта, сломаны завершения. Ныне заброшена, сильно руинирована. В храме хранилась местночтимая икона Богоматери Боголюбская. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911, с. 195; http://temples.ru/card.php?ID=17699 Некогда село Боголюбское было центром волости, а основную информацию о нём можно почерпнуть из «Историко-статистического описания Тамбовской епархии» 1911 года: " Боголюбское. Церковь каменная, холодная, построена на средства купеческаго сына Гавриила Киселева в 1875 году. Престолов два: главный — Боголюбской иконы Божией Матери (18 июня), придельный — св. Михаила Архангела (8 ноября). Имеется местночтимая Боголюбская икона Божией Матери. Приход открыт в 1874 году. Дворов 182, д. м. п. 607, ж. п. 598, великороссы, земледельцы, имеют земли по 24 саж. на душу во всех трех полях. В приходе 4 деревни: 1) Варваринка, 51 дв., д. м. п. 171, ж. п. 191, в 3 вер. от церкви, 2) Преображеновка, 34 дв., д. м. п. 109, ж. п. 115, в пол вер. от церкви, 3) Марьина, 29 дв., д. м. п. 104, ж. п. 79, в 2,5 вер. от церкви, 4) Михайловка, 13 дв., д. м. п. 48, ж. п. 43, в 4,5 вер. от церкви. В полуверсте от храма два мелких хутора Киселевой и Заева и маленькая река Вишневая. Школы: одна церковно-приходская и три земских, все одноклассные, законоучителю в земских школах по 40 руб. в каждой. Есть церковно-приходское попечительство. Имеется опись церковного имущества и метрические книги с 1784 года. Штат: священник и псаломщик. У причта земли 3 дес. усадебной и 33 дес. полевой, полевая земля в 3-х участках и от церкви в 3 вер. Общая доходность причтовой земли 300 руб. в год. Братский годовой доход 385 руб. Казенное жалованье: священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. в год. Церковный капитал 300 руб. Дома у причта собственные.

http://sobory.ru/article/?object=46193

Закрыть itemscope itemtype="" > История византийской Владимирской иконы Богоматери И ее влияние на русскую иконографию 07.09.2023 1258 Время на чтение 11 минут Согласно легенде икона Владимирской Богоматери попала в Константинополь из Иерусалима в V в. н. э. при Императоре Феодосии. На Руси икона привезена из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году. При нашествии полчищ татарского хана Батыя, когда 7 февраля 1237 года Владимир подвергся страшному разорению, икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем. История Боголюбской иконы Божией Матери прямо взаимосвязана с Владимирской и является одной из древнейших чудотворных икон Древней Руси, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о Ее явлении ему. Св. блг. кн. Андрей Боголюбский увозит Владимирскую икону Божией Матери из Вышгорода во Владимир. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в. Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому Возрождению (1057 – 1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение. Владимировская икона. XII в. Константинополь (?). По церковному преданию икону написал евангелист Лука Изображение относится к типу Елеуса (греч. милующая от λεος – сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление – один из основных типов изображения Божьей Матери в византийской и древнерусской иконописи. Среди чтимых константинопольских икон базилики Богородицы во Влахернах мог быть образ Богородицы «Ласкающая», возможным его списком некоторые исследователи (О.Е. Этингоф. «Образ Богоматери», М., 2000г., С.,149) признают Владимирскую икону Божьей Матери. Одним из аргументов в пользу этой версии выступает близость форм почитания обеих икон в Византии и на Руси. Они обе были выносными, связанными с традицией пятничных крестных ходов из Влахерн в Халкопратию.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

Изображения святителей Леонтия, Исаии и И. впосл. стали центральными в иконографии Собора Ростовских святых: икона «Прп. Сергий Радонежский и Ростовские чудотворцы» (сер. XVI в., ГМЗРК); Боголюбская икона Божией Матери («Моление о народе») с Ростовскими святыми (кон. XVI - нач. XVII в., ГРМ); икона «Богородица с Младенцем в молении Ростовских чудотворцев» (XVII в., ЦМиАР); Боголюбская икона Божией Матери с припадающими Ростовскими чудотворцами (кон. XVII в., ГМЗРК); Богоматерь с Младенцем («Богоматерь Ростовская») с предстоящими Ростовскими святителями (2-я пол. XVIII в., ГМЗРК; на верхнем поле надпись - «Богоматерь Ростовская») и др. На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые представлены в 2 ряда, И. в 1-м ряду 2-й справа, в белом клобуке, с темно-русой заостренной бородой. Свт. Игнатий, еп. Ростовский. Фрагемент оклада Евангелия. 1776 г. Свт. Игнатий, еп. Ростовский. Фрагемент оклада Евангелия. 1776 г. В XVII - нач. XX в. были широко распространены иконы Божией Матери с Младенцем в предстоянии Ростовских святителей Леонтия, Исаии, И. Это новый сравнительно с созданным во 2-й пол. XV в. вариант иконографии первых Ростовских святителей, где Богоматерь изображается близко стоящей к святителям, склонив к ним голову. Лик Младенца и Его благословляющая десница также обращены к предстоящим. И. показан за свт. Исаией или впереди него за свт. Леонтием ( Маркелов. Т. 1. С. 440-443). Большинство известных в наст. время икон этого типа датируются XVII - 1-й пол. XVIII в. (ГИМ, ЦМиАР, АОКМ, ГМЗРК). Исторически засвидетельствовано, что с образом этой иконографии жители Ростова встречали в 1613 г. избранного на царство Михаила Феодоровича Романова, ехавшего из Костромы в Москву. Подобный образ получил в благословение из рук свт. Тихона (Беллавина) имп. мч. Николай II, посетивший Ростов во время поездки по древнерус. городам и вотчинным землям бояр Романовых (15-27 мая 1913) ( Вахрина. 2001. С. 119-120). С историческими событиями связана и икона «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» (1645, с дополнениями XVIII и XIX вв., ГМЗРК), к-рая, согласно надписи на ее нижнем поле, была создана при Ростовском митр. Варлааме и по его благословению поставлена «над вратами града» (очевидно, в башне над воротами Петровского въезда земляной крепости, 1632), а в 1743 г. по благословению сщмч. митр. Арсения (Мацеевича) перенесена в ростовскую ц. Всех святых. Вероятно, при поновлении в сер. XVIII в. во 2-м ряду были дописаны Ростовские чудотворцы.

http://pravenc.ru/text/293397.html

Гребневская икона Божией Матери в иконостасе Гребневской ц. Фотография. 20-е гг. XX в. (ГНИМА) Гребневская икона Божией Матери в иконостасе Гребневской ц. Фотография. 20-е гг. XX в. (ГНИМА) Рассказ о поднесении образа вел. кн. Димитрию Донскому после Куликовской битвы близок к преданию о происхождении Донской иконы, к-рая, согласно сказанию кон. XVII в., была подарена тому же князю донскими казаками (в этом отношении сказание о Г. и. аналогично позднейшему сообщению о перенесении в 1395 г. в Москву Боголюбской иконы Божией Матери , «повторявшему» соответствующий эпизод истории Владимирской иконы Божией Матери ). Возможно, сказание о Г. и. по неизвестным ныне причинам повторяет сказание о Донской иконе, в к-ром получило развитие более раннее предание о связи этого образа с Куликовской битвой. Первоначальный смысл именования иконы «Гребневская», к-рое, как и название Донской иконы, было зафиксировано еще во 2-й пол. XVI в., неизвестен; по аналогии с названием «Донская» к кон. XVII в. оно могло быть истолковано как указание на связь иконы с гребенскими казаками и событиями времени вел. кн. Димитрия Донского. Из сказания известно о принадлежности иконы московскому великокняжескому дому и ее связи с походом на Новгород в 1471 г., поэтому нельзя исключить ее московского или новгородского происхождения. В пользу последней версии свидетельствуют иконографическое сходство чудотворного образа с нек-рыми новгородскими иконами Божией Матери, в т. ч. с вывезенной в Москву при Иоанне IV Гефсиманской (Иерусалимской) иконой Божией Матери , а также встречающиеся в лит-ре сведения об основании ц. Успения на Бору новгородцами и предположение о новгородском происхождении топонима «Лубянка». Однако замечание Н. П. Кондакова о том, что после раскрытия в 1917 г. Г. и. «оказалась прямо итало-критского письма» ( Кондаков. Рус. икона. 1933. Примеч. 1. С. 208),), позволяет предположить, что это могла быть греч. икона, попавшая в Москву после приезда Софьи Палеолог и переданная Иоанном III в храм на Лубянке.

http://pravenc.ru/text/166423.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010