Икона Божией Матери «Милостивая». ХХ в. Икона Божией Матери «Милостивая». ХХ в. В 1993 г. монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая» был передан РПЦ, клирики и прихожане городского Димитриевского храма собирали средства на его реставрацию. 17 апр. 1997 г. мон-рь возобновлен. 31 авг. 1997 г. освящен храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая» с двумя приделами: во имя прп. Сергия Радонежского и во имя прп. Серафима Саровского. В 2006-2010 гг. в К. м. проведены реставрационные работы в соборном храме и келейном корпусе, благоустроено монастырское кладбище (на территории монастыря найдены захоронения 2 настоятельниц - Рафаилы (Волковой; † 1923) и Филареты). В сент. 2010 г. К. м. возвращено здание келейного корпуса (с сер. XX в. в нем размещалось общежитие технологического техникума). Рязанская епархия ходатайствует об освобождении храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», к-рый используется под учебный корпус Кадомского технологического техникума; здания бывш. сестринского корпуса (используется с 1920 правоохранительными органами; ныне в нем располагается ОВД по Кадомскому р-ну). К 2012 г. в К. м. почитаются икона Божией Матери «Милостивая» (написана в Афинах; братия Киккского мон-ря (о-в Кипр) в течение 40 дней служила молебны перед иконой до ее отправления в Кадом); Боголюбская икона Божией Матери (привезена из Москвы духовником мон-ря архим. Афанасием (Культиновым)); икона Божией Матери «Знамение». Из кадомского Димитриевского собора в К. м. возвращен монастырский образ св. вмч. Пантелеимона (XIX в.). С февр. 2008 г. по благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Павла (Пономарёва) в соборе в честь иконы Божией Матери «Милостивая» пребывает ковчег с частицами мощей: св. Иоанна Предтечи, вмч. Пантелеимона, святителей Иоанна Златоуста, Феодорита, еп. Рязанского, Питирима, еп. Тамбовского, прмч. Гедеона Афонского, мц. Харитины, прп. Евпраксии, девы Тавенской, преподобных Кукши Одесского, Александры и Марфы Дивеевских, блж. Василия Московского. Недалеко от монастыря расположены 2 святых источника, не упоминаемые в дореволюционных описаниях: св. Иоанна Предтечи и бессребреников Космы и Дамиана.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

В 1699 г. 10 сентября, по указу Великого Государя, икона эта взята у вдовы Гликерьи Кутузовой и, по передаче в Петровский монастырь, поставлена в Боголюбской церкви на аналое, посредине храма с правой стороны 17 . Ныне она за левым клиросом в той же церкви. В 1702 г. при ней находился «образной» старец или монах. В описи 1701 г. (от нее уцелело несколько листов) встречаем у Казанской иконы много привесок. «По осмотру нынешнего 725 года, лаловых и других серег не явилось, а по скаске пономаря старца Мартирия, как де, по указу блаженныя памяти Государыни Царевны Наталии Алексеевны 18 , приезжал столник Иван Никитин сын Хитрова, и тот образ Казанские Богородицы со всеми привесами взял к ней, Государыне Царевне, и оная Царевна с того образа привесные серьги и другие приклады велела снять и сделать, вместо тех привесов, к тому же образу цату жемчужную с разными камени и запаны, которая цата и ныне имеется в ризнице». Древняя икона была не раз поновляема, как это видно из надписей на нижних полях ее, сделанных в 1774 г. одной рукой. Таковы: ??? (так!) года поновил Симон Федороф Ушакоф при архимандрите Иосифе 19 ; ??? поновлена, Федот Феофанов Томской, при архимандрите Сергие; ??? г. поновлен (образ) при архимандрите Силивестре. В июле 1875 г. икона реставрирована художником И. С. Сушкиным, причем и оказались три надписи. Колера на ней темно-зеленый и желтый. К той же иконе есть древняя пелена из малинового атласа с изображением на ней Казанской Божией Матери, шитым золотом и шелками; корона обнизана средним и мелким жемчугом Вокруг пелены, по голубой кайме вышить вязью кондак: «Притецемъ людие». Образ Боголюбской Божией Матери, в выш. 2 арш., в шир. 1 арш. 6 ½ верш., в серебро-позолоченной ризе, вес. 22 ф., сделанной в 1849 г. «от доброхотных дателей». Как этот, так и прочие (числом до 70) в иконостасе Боголюбской церкви образа, современные построению ее в 1690 г., отличаются строгостью рисунка и необыкновенною тщательностью работы. Все они реставрированы. Влахернская икона Божией Матери, из воскомастики, в выш.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В суздальском музее представят бесценную икону Богоматери, которую реставрировали более 100 лет 11 октября, 2023. Новостная служба Эксперты оценивали состояние иконы «Богоматерь Боголюбская» как «катастрофическое» 11 октября. ПРАВМИР. В январе 2024 года во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике откроется выставка, где представят бесценную икону XII века «Богоматерь Боголюбская», об этом сообщает ТАСС. «Сама икона бесценная, а история ее реставрации — по сути, нового обретения — удивительна: на восстановление первоначального облика ушло около 100 лет. То, что лик Богородицы мы сможем увидеть практически таким же, каким его видел Андрей Боголюбский, — это настоящее чудо», — сказала генеральный директор музея-заповедника Екатерина Проничева она. Сразу три зала музея будет отдано под экспозицию. В одном можно будет увидеть, как проводилась работа по научной реставрации иконы, во втором — узнать о почитании образа. Сама икона будет располагаться в третьем зале. Боголюбская икона Божией Матери была написана в XII веке для Рождественского храма в загородной резиденции князя Андрея Боголюбского, построенной под Владимиром. К началу XX веку она была в «катастрофическом состоянии», по мнению экспертов. «Как и любая древняя святыня, икона многократно поновлялась, причём весьма решительными способами, далекими от современных научных методов, и к началу XX века она представляла собой конгломерат из разновременных левкасных чинок и нескольких слоев записи», — сказал о состоянии иконы «Правмиру» искусствовед Левон Нерсесян. Первую частичная реставрацию иконы провели в 1918 году специалисты Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи. Ее состояние тогда определили как плохое. Икону также реставрировали в 90-х годах. На реставрацию во Владимиро-Суздальский музей икону отдали в июне 2009 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-suzdalskom-muzee-pre...

Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. Икона Божией Матери «Знамение» — почитаемое Русской Православной Церковью 10 декабря изображение Богородицы с Божественным Младенцем. Подробности в статье! Икона Божией Матери «Знамение» Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. История иконы Божией Матери «Знамение» Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Читайте также — Владимирская икона Божией Матери Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. Иконография

http://pravmir.ru/ikona-bozhiej-materi-z...

и., так и образы, отражающие взаимовлияние иконографических типов Б. и. и Богоматери «Моление о народе». Характерная особенность этих икон - появление пейзажного фона и разных вариантов текста на свитке Богоматери. На нек-рых иконах присутствуют надписи с эпитетом «Боголюбская». Древнейший из точных списков Б. и. кон. XVII - нач. XVIII в., икона 1677 г., подписанная Феодотом Феофановым, сыном Протопоповым (Ухтомским), происходит, по сведениям Н. И. Комашко, из Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля-Залесского (ныне в частном собрании). Икона довольно точно передает сложившуюся к тому времени иконографию первообраза за исключением изображения Деисуса на верхнем поле. По сообщению Н. В. Султанова, в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с. Марково Бронницкого у. находилась Б. и., подписанная Симоном Ушаковым . Наиболее точными списками Б. и., воспроизводящими Деисус на верхнем поле, являются: икона 1694 г., написанная иером. Толгского мон-ря Геннадием (ЯХМ); икона 1710 г., написанная Яковом Ивановым Молчановым для ц. св. мч. Иоанна Воина на Якиманке в Москве (в наст. время там же), икона 1712 г., написанная Василием Улановым «с чудотворнаго образа, что у Стретения в Верху» для московской ц. Св. Троицы в Сыромятниках (ГТГ). Ряд икон рубежа XVII-XVIII вв., повторяя основные иконографические особенности древнего прототипа, под влиянием композиций с образом Богоматери «Моление о народе» дополняет изображение молящейся Богоматери фигурами припадающих святых: икона 1689 г. из московской ц. Воскресения в Кадашах, написанная Николаем Соломоновым и др. (ГТГ; к ногам Богоматери припадают преподобные Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский и Иоанн Дамаскин; изображение Деисуса отсутствует), и икона кон. XVII в. из собрания банка «Интеза» (г. Виченца, Италия; у ног Богоматери - Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, на верхнем поле изображен пятифигурный Деисус). На Б. и. Высокопетровского мон-ря было изображение припадающего кн. Андрея. Известен случай, обусловленный воздействием почитания Б.

http://pravenc.ru/text/149497.html

При исправлении икон иконописцем Сушкиным произошло нечто особенное, о чём не следует умалчивать. Вместе с прочими иконами ему дана была, для поновления, икона Боголюбской Божией Матери, значащаяся в списке икон, поступивших в Московскую Консисторию из Уездного Суда, под 12-м. Об этой иконе Казначей иеромонах Иосиф первоначально сообщил мне в письме от 9-го ноября 1867 г. следующее: «Икон переправленных от живописца Сушкина принято 209, из числа коих особо уложенная икона Боголюбской Божией Матери, на которую прошу обратить особое внимание Ваше, потому что она нам с живописцем во сне явилась, о чём передано послушнику Вашему Константину; Вас же не смею беспокоить полным описанием виденного». Получив такое известие, я написал к о. Казначею от 18-го того же ноября и просил как его, так, чрез него, и живописца Сушкина описать, как можно, обстоятельнее свои видения, и эту запись, засвидетельствованную их собственноручными подписями, предварительно доставления мне в Витебск, представить Преосвященному Игнатию, с тем, чтобы он представил этот акт на благоусмотрение высокопреосвященного Митрополита. На это о. Казначей отвечал мне от 22-го декабря: «О виденном советовался я с преосвящ. Игнатием, но, как великого советника (т.е. Митрополита) не стало, преосвященный только и сказал, что можете написать о виденном. Конечно, я был в болезненном состоянии, и —755— 1867 г. под 9-е сентября во сне, неведомо, кто говорит мне: «что же ты принял иконы и не обратил внимания на икону Божией Матери Боголюбской? – Отвечаю: «есть ли она в числе принятых? не поступила ли с прочими иконами, испорченными, к уничтожению?» – Эту икону уже вижу на руках у себя, и я в облачении черным бархатном и послушник, принятый Вами, Сергий Виноградов в стихаре таком же и со свечей, и уже в карете я с иконой; против меня он, – едем в пути. Начали с Петербурга и до Витебска, в каждом селении была встреча с хоругвями; молебна нигде не служили, а только выходил и благословлял этой иконой народ на все четыре стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В советское время церковь была закрыта и некоторое время использовалась в качестве склада сельхозпродукции. Из церковного имущества многое было утрачено и уничтожено. Сегодня в Боголюбской церкви проходят богослужения. Храм содержится в приличном состоянии, но реставрационные работы ещё полностью не завершены. По материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» http://www.ryazan-hram.ru/node/82 Первое упоминание o деревянной церкви Боголюбской иконы Божией Матери в селе Зимарово в Рязанской области встречается в окладных книгах XVII века. В 1781 году сельский храм пришел в ветхое состояние. В 1786 году построен новый, во имя Архангела Михаила. 10 января 1849 года здание было повреждено пожаром. В 1849 году приступили к строительству нового каменного храма. 18 июня 1852 год церковь Боголюбской иконы Божией Матери освящена. В храме устроено два придела: слева - в память святителя Николая Чудотворца и справа - в честь Архангела Михаила. В 1860-х годах к зданию пристроена трапезная и колокольня. В 1866 году оно обнесено каменной оградой, в двухэтажном каменном доме открыта школа. В сельском приходе числилось 100 дворов. В советское время церковь Боголюбской иконы Божией Матери в селе Зимарово в Рязанской области закрыли, имущество уничтожили. Здание некоторое время использовалось в качестве склада сельхозпродукции. В настоящее время Боголюбская церковь передана верующим, ведутся восстановительные работы архитектурного памятника прошлого. Голубыми куполами с золотыми звёздами издалека встречает путников храм Боголюбской иконы Божией Матери села Зимарово. Популярность этой церкви придаёт чудотворная икона, котрую называют " Зимаровской Боголюбской " . Предполагается, что это список (копия) с почитаемой иконы Божьей Матери, хранимой в Боголюбском женском монастыре, что под Владимиром. Достоверных сведений о том, как и по чьему решению появилась Зимаровская икона, нет. Она является списком с Боголюбской иконы Божией Матери, написанной в XII веке по повелению князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. С неё было сделано несколько списков, один из которых - Зимаровская Боголюбская икона.

http://sobory.ru/article/?object=07565

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБСКАЯ МОСКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 18 июня), чудотворный образ, с XVIII в. находился над Варварскими воротами Китай-города в Москве (по др. сведениям, появился там в царствование Петра Алексеевича (1696-1725), что косвенно подтверждают изображения на иконе святых, соименных членам царской семьи); в наст. время хранится в московской ц. св. апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот. датировка иконы (размер: 198 ´ 126 см) затруднена из-за поновлений. По иконографическим особенностям (поза, жест и свиток в руке Богоматери, фигура благословляющего Иисуса Христа) близка к типу древней Боголюбской иконы Божией Матери . Отличительная особенность московской иконы в том, что на ней перед Богоматерью изображены в неск. рядов молящиеся святые: московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп, блаженные Василий и Максим Московские, прп. Параскева, свт. Василий Великий, Алексий, человек Божий, сщмч. Симеон, сродник Господень, еп. Иерусалимский, ап. Петр, прмц. Евдокия и мц. Параскева. размещение иконы такого извода над Варварскими воротами можно объяснить неск. причинами. Во-первых, изображение московских чудотворцев, молящихся Богоматери за человеческий род, символизировало покровительство Богоматери и святых Москве и было связано с традицией помещать на городские ворота икону, выполнявшую защитные функции. Во-вторых, икона была установлена над воротами Китай-города, обращенными в сторону Владимира, недалеко от к-рого хранилась почитаемая Боголюбская икона. Наконец, изображения блаженных Василия и Максима Московских на иконе напоминали о том, что в противоположном от ворот конце ул. Варварки находятся храмы, где погребены эти святые (собор Покрова на Рву и ц. Максима Блаженного). Б. М. и. прославилась во время эпидемии чумы в 1771 г. Жители Москвы, узнавшие о том, что г. Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами. Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало беспокойство светских и духовных властей. московский архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по нек-рым данным, имел намерение убрать икону со стены. Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Московского архиепископа.

http://pravenc.ru/text/149499.html

А как дорога была заветная и родная им святыня, видно из того, что они ревностно сохраняли даже самый национальный костюм и язык от других поселенцев г. Павловска. По словам митрополита Евгения: «в Павловске купечество – большая часть казанцев, коих отличие в языке, а также в женских уборах сохраняется в Павловске и до ныне». В павловском городовом магистрате, сообщает митрополит Евгений, две грамоты от Казанского митрополита Тихона (с 25 марта 1699 г. по 24 марта 1724 г.) к предкам сих граждан, жившим еще в г. Троицке на Таганроге, писанная одна в 1709 г. от 8 августа, а другая в 1710 г. от 13 мая. С первою грамотою митрополит прислал им по просьбе их икону казанских чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа с вложением в оною св. мощей. Икона написана на кипарисной доске… Во второй грамоте митрополит Тихон благодарит граждан за то, что они не забывают своего пастыря. Кроме этой иконы замечательна и древностью, и глубоким к ней благоговением граждан храмовая икона Казанской Божией Матери, точная копия с чудотворной. Написана она на кипарисной доске, покрыта серебряною позлащенною ризою и украшена драгоценными камнями. На обороте этой иконы выбита следующая надпись: «При державе Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича сей образ Пресвятой Богородицы образ написан истинным подобием с чудотворной ее иконы, именуемой Казанской, сребропозлащенным окладом обложен по обещанию града Казани разных чинов жителей. Писал изограф Казанский протодиакон Григорий Терентьев, среброковач Семен Дмитриев». Первоначально построенная деревянная церковь сгорела в 1766 г. и на месте ее построена новая каменная с приделом св. Николая. Эта церковь была освящена 7 июля 1776 г., а придел св. Николая освящен 6 июля 1770 г. В Казанской церкви местно чтится как чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. Икона написана на кипарисной доске, обложена серебряно-позлащенною ризою. По преданию, она была пожертвована кем-то в Казанскую церковь и до 1831 г. находилась в церковной кладовой. В 1831 г. в Павловске была сильная холера, и во время этого бедствия местный священник о. Павел Корейша из любопытства рассматривал бывшие в кладовой иконы и обратил внимание на эту. Ему вспомнилось чудесное спасение г. Смоленска, Козлова (в 1779 г.) от моровой язвы по молитвам граждан перед иконою Боголюбской Божией Матери и приказал икону поставить в храм. Во время холеры ее обносили вокруг города, и болезнь ослабела, стали брать ее в дома для служения перед нею молебнов и больные выздоравливали. Особенную веру питала к этой иконе помещица слободы Семеек Елисавета Александровна Станищева-Лазарева, нередко бравшая икону в дом свой. Ее усердием устроена серебряная позлащенная риза. Во время холеры 1847 г. граждане с верою притекали к сей иконе и получали исцеление. С того времени в каждый воскресный день на вечерни перед иконою читается акафист Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=09776

Другие иконы, пожертвованные Фотием, суть: а) икона Нерукотворённого Спаса, 6) святого Феодора Стратилата и Фотинии; да в приделе святых мученик Адриана и Наталии –иконы: Спасителя, Адриана и Наталии и Неопалимой купины. Все эти иконы писаны на кипарисных досках и письма очень хорошего. В трапезе этого же храма на столпе в киоте поставлен образ Боголюбивой Божией Матери – верный список с настоящей иконы Боголюбской Божией Матери – такой же меры – написан по усердию настоятельницы монастыря, игуменьи Максимиллы. Риза на образе серебряная. В этом же Введенском храме попечением и усердием настоятельницы монастыря игуменьи Евгении, по указанию члена археологического общества, протоиерея А. Свирелина , устроены три киота, в которых собраны из монастырской ризницы особенно замечательные по древности и искусству иконописииконы. В первом киоте поставлены иконы: 1 . Спасителя, благословляющего, в окладе серебряном с вызолоченными полями. Икона эта, по преданию, есть вклад царицы Натальи Кирилловны; 2 . икона Владимирской Божией Матери в ризе серебряной, вызолоченной – вклад г. Марии А. Слободской – икона уважаемая в её роде; 3 . икона Ахтырской Божией Матери – вклад Г. Ерлыковой, икона – свято хранимая в её роде. Во втором киоте – иконы: 1 . Казанской Божией Матери с предстоящими Петром и Наталиею в серебряной ризе с драгоценными украшениями; венец с короною, убрус жемчужный, в убрусе звезда с 4 камнями красными и 4 голубыми, ожерелье низано жемчугом с алмазами; по преданию вклад царский; 2 . Владимирской Божией Матери – письма древнего с украшениями – вклад известной (см. далее) Натальи Ивановны Взимковой; венец на ней с короной и оклад серебряные, вызолочены, убрус и ожерельице среднего жемчуга; на полях лики нескольких святых; 3 . икона Иверской Божией Матери – художественного письма в серебряной, позолоченной ризе. В третьем киоте иконы: 1 . Знамения Божией Матери; 2 . Казанской Божией Матери – в серебряной ризе и окладе с финифтяными украшениями, – по преданию, вклад царский; убрус и ожерельице низаны жемчугом;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010