У северной стены храма находилось Распятие Господа Иисуса Христа с изображениями предстоящих Божией Матери и святого Иоанна Богослова, «украшенными стеклянными камнями и позлащенными резными звездами, устроенное во весь рост, осеняемое рипидами, которые поддерживают по сторонам изображенные Ангелы. Над венцом Спасителя находится разное малое изображение сидения Христа одесную Отца, по сторонам, в сиянии, два резные венца, один терновый, другой царский; пространство между крестом и предстоящими занято резными изображениями зданий града Иерусалима, гор каменистых, разноцветных путей, растений и плодов Палестины. По углам находятся резные изображения четырех Евангелистов…» . Перед правым клиросом, на особом аналое располагалась серебряная рака с частицами мощей преподобной Марии Египетской и святого благоверного князя Михаила Тверского. На одной из сторон раки содержалась следующая надпись: «Сия рака устроена тщанием Московской купеческой дочери девицы Марии Дмитриевны Лухмановой, в вечное поминовение. Ноября 15 дня 1844 года» . В приделе святого Иоанна Предтечи иконостас деревянный, в один ярус, местами с резьбой, местами вызолоченный. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя с предстоящими преподобными Сергием и Варлаамом, икона Рождества святого Иоанна Крестителя. По левую сторону – Боголюбская икона Божией Матери, на северных вратах икона архистратига Михаила . В церкви святителя Николая Чудотворца иконостас деревянный, в три яруса с резьбой. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя, сидящего на престоле, на южной двери икона превосвященника Аарона, за ней – икона святого Николая. На южной стене – икона Сретения Господня. По левую сторону от царских врат – Владимирская икона Божией Матери, на северной двери – икона святого царя и священника Мельхиседека, затем икона святого Димитрия Солунского. На северной стене – икона Всех Святых. На южной стороне в киоте за стеклом – икона святого Иоанна Воина, на южной же стене за правым клиросом – икона святого князя Михаила Тверского и преподобной Марии Египетской.

http://pravoslavie.ru/67954.html

Согласно менее распространенному преданию, известному по надписи на гравюре с изображением «Богоматери Боголюбской» 2-й пол. XVIII в. ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 1221. С. 486-491), чудотворный образ принадлежал к числу икон, написанных евангелистом Лукой. То же предание отождествляет Б. и. с образом Богоматери Пирогощей в Киеве. Почитание Нек-рые исследователи, несмотря на отсутствие прямых свидетельств, говорят об особом почитании Б. и. в XII в. (Н. Н. Воронин, Е. С. Медведева, М. В. Щепкина), связывая эту икону с формированием на Руси праздника Покрова Пресв. Богородицы . О судьбе и почитании Б. и. в XIII-XIV вв. известно мало. Предположительно к XIV в. относится возникновение чтимой иконы Богоматери, известной под названием «Боголюбская», находившейся с XVII в. в Благовещенском соборе Московского Кремля (утрачена в 1812). Этот небольших размеров образ (ок. 44,5 ´ 26,7 см) принадлежал к числу домашних святынь великих князей и царей. Сохранившиеся детали драгоценного убора, частично относящиеся к кон. XIV в. (венец), а также описи храма позволяют судить об иконографии утраченной иконы. По мнению Стерлиговой, икона являлась списком с Б. и. (Богоматерь была представлена в молении; изображения свитка, Спасителя в небесном сегменте и Деисуса отсутствовали) и была связана с родом суздальско-нижегородских князей; в Москву могла попасть с Евдокией Димитриевной, дочерью кн. Димитрия Константиновича суздальского, женой вел. кн. блгв. Димитрия Донского. В то же время создание этой иконы могло быть связано с темой заступничества Богоматери за человеческий род и за заказчика иконы, а не с почитанием иконы из Боголюбова. Боголюбская икона Божией Матери (“Моление о народе”). 2-я пол. XVI в. (ГИМ) Боголюбская икона Божией Матери (“Моление о народе”). 2-я пол. XVI в. (ГИМ) Встречающиеся в лит-ре сведения о почитании Б. и. в Москве XV-XVI вв., как правило, имеют гипотетический характер. Так, икону, находившуюся в кремлевском Сретенском соборе, затем попавшую в собор Спаса на Бору, было принято связывать с эпохой вел.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Л., 1970; Живопись домонгольской Руси/Авт.-сост. О. А. Корина. М., 1974. 5. С. 16-17, 37-39; Овчинникова Е. С. Московский вариант «Богоматери Боголюбской»//Дри. М., 1975. [Вып.:] Зарубежные связи. С. 333-353; Грабар А. Н. Заметка о методе оживления традиций иконописи в рус. живописи XV-XVI вв.//Тодрл. 1981. Т. 36. С. 289-294; Анисимов А. И. О древнерус. искусстве: Сб. ст. М., 1983. С. 88, 175-176, 325, 397-398, 440; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesikonen Russlands: Gnadenbilder, Legenden, Darstellungen. Bonn; Bad-Godesberg, 1985. S. 16, 19, 31-32; Романова М. В. Уникальное произведение живописи домонгольской Руси//Рус. искусство XI-XIII вв.: Сб. ст. М., 1986. С. 62-72; Ebbinghaus A. Andrej Bogoljubskij und die «Gottesmutter von Wladimir»//Russia Mediaevalis. 1987. T. 6/1. S. 182 ff.; idem. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 98-99; Vzdornov G. I. Frühe Russische Ikonen//Russische Ikonen: Neue Forschungen. Recklinghausen, 1991. 13. S. 110-112 (рус. вариант: Вздорнов Г. И. Ранние рус. иконы//VI науч. чтения памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2002. 15. С. 30); Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Коломна, 1993. С. 349-351, 351-355 [чтимые списки]; Агроскина Е. А. Неизвестный художник XVII в. Николай Соломонов//ПкНо, 1994. М., 1996. С. 210-221. [Боголюбская икона Н. Соломонова: С. 215-217]; Маханько М. А. «Богоматерь Боголюбская»: Об использовании древних иконографических изводов в иконописи XVI в.//Искусствознание. 1998. 2. С. 240-261; Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси, 1920-1930-е гг. М., 2000. С. 195, 211, 227, 233, 245, 282; Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерус. икон XI-XIV вв.: Происхождение, символика, худож. образ. М., 2000. С. 133-136, 162, 199-220; она же. Боголюбская икона Богоматери в XII-XIII вв.//Дри. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап. Европа: искусство и культура: Посвящ. 100-летию со дня рожд. В. Н. Лазарева (1897-1976).

http://pravenc.ru/text/149497.html

В этой же церкви была временно поставлена и икона Божией Матери, принесенная Андреем из Вышгорода. Впоследствии она была перенесена Андреем Боголюбским во Владимир, почему и получила свое название Владимирской. Позднее она была перенесена из Владимира в Москву, где и находится теперь в Кремле, в Успенском соборе. Перенесение столицы во Владимир. Так заблаговременно Андрей Боголюбский создал задуманный им план перенесения столицы суздальского княжества, а со временем (с 1169 г.) и всего великого княжества русского во Владимир. Когда Юрий Долгорукий умер в Киеве, то ростовцы и суздальцы, вопреки распоряжению умершего князя, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли. Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, где он построил великолепный храм Успения Божией Матери, в который перенес из Боголюбова и чудотворную икону Богоматери. Он так поступил потому, что решил утвердить новый порядок управления государством и возвысить власть и значение князя. Андрей Боголюбский знал, что в старых городах – Ростове и Суздале были и старые предания и привычки, значительно ограничивавшие власть и нрав князя. Ростовцы и суздальцы избрали Андрея своим князем на вече. Они считали власть князя ниже своей вечевой власти. Живя в Ростове или Суздале, Андрей мог иметь постоянные пререкания с горожанами, которые гордились своим старшинством и ревниво оберегали свои права. Напротив, во Владимире, который ему всецело был обязан своим возвышением, Андрей мог чувствовать себя спокойнее и распоряжаться свободнее. Так он, действительно, и поступал. Решительный в своих действиях, он удалил от себя братьев и других родичей, а также и тех из своих бояр, которых считал недостаточно преданными себе. Такими мерами Андрей Боголюбский сосредоточил в своих руках сильную единодержавную власть. Живя во Владимире, Андрей, как сильнейший князь, подчинил себе и других русских князей и распоряжался делами всей русской земли. Он не думал о совершенном уничтожении уделов, но только желал, чтобы удельные князья были в полной зависимости от него, были скорее наместниками его, чем самостоятельными князьями. За это многие удельные князья не любили Андрея Боголюбского. Ненавидели его также и многие из его бояр за то, что он не спрашивал их советов и не терпел ни малейшего противоречия с их стороны. На этой почве возник заговор против князя. Андрей Боголюбский был убит своими родственниками Кучковичами в селе Боголюбове, где он проводил большую часть времени. За его мученическую кончину и добродетельную жизнь Церковь причислила князя Андрея к лику святых. По отзывам своих современников, он был набожен, благочестив, сострадателен к бедным. Нередко, он по ночам сам входил в храм, зажигал свечи и подолгу молился пред образом. Свою ревность к вере православной он обнаружил еще несколькими походами против соседнего болгарского царства, населенного магометанами. Походы его увенчались успехом, и многие болгары-магометане крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Файл 31642.jpg:   Размер: 542x768, 0.42 MPix, 109 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (81) , (2) . Описание: Чудотворная икона Пресвятой Богородицы " БОГОЛЮБСКАЯ ЮРЬЕВСКАЯ. " В настоящее время находится в Покровском храме. Карижа. Малоярославецкого р-на Калужской обл. Файл 31795.jpg:   Размер: 685x1024, 0.7 MPix, 179 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (85) , (2) . Описание: Богоматерь Боголюбская. Первая четверть XVII в. Дерево, левкас, темпера, басма, золочение. 40 х 31 см. Место создания: Россия, г. Москва. Государственный исторический музей. Файл 32145.jpg:   Размер: 573x711, 0.41 MPix, 258 Kb. Дата: 2018-06-21, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (76) , (1) . Описание: БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В СПАССКОМ ХРАИЕ СОЛНЕЧНОГОРСКА В разных источниках рассказывается, как в 1991 году Божия Матерь явилась во сне одной из прихожанок храма и известила о том, что на колокольне находится в небрежении Ее чудотворный образ. Поначалу женщина не решилась рассказать об это настоятелю, т. к. читала и слышала о том, что сонным видениям не следует доверять. И все-таки она захотела проверить: поднялась на колокольню, но ничего не обнаружила. Когда сон повторился, она расс[...] Файл 32626.jpg:   Размер: 640x960, 0.61 MPix, 267 Kb. Дата: 2018-09-10, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (80) , (0) . Описание: Период создания: 12 июля 1891г. - нач. ХХ в. Материал, техника: бумага, хромолитография Размер: 21,4х15,5 см Место создания: г. Одесса Местонахождение Государственное бюджетное учреждение Республики Коми " Национальный музей Республики Коми " Файл 33395.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 71 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (57) , (0) . Описание: Боголюбская икона Божией Матери передана в Никольский кафедральный собор г.Тейково. Историческая справка В далеком 1831 году на Тейково обрушилось большое испытание: в село пришла холера. Число погибших от морового поветрия, как именовали заболевание в те времена, шло на сотни. Бороться со смертельным недугом в Тейково прибыл Владимирский губернский предводитель дворянства Андрей Петрович Хметевский. Уроженец соседнего с Тейковом села Березовик, он не смог оставаться в стороне от бедствия [...]

http://pravicon.com/icon-34-photo

Боголюбская икона была одной из самых первых, переданных в 1990-х годах сотрудниками музея в ведение Владимиро-Суздальской епархии. И соглашение о передаче памятника Владимирскому Свято-Успенскому монастырю предусматривало, что принимающая сторона обеспечит его сохранность и создаст оптимальный для него температурно-влажностный режим. — В монастыре ежедневно ведется журнал наблюдений за тем, где, когда и как надо проветривать помещение главного собора. Вплоть до того, какую форточку в какое время открывать. Ковчег, в котором находилась икона, работал автономно: если внутри него увеличивалась влажность, он эту влагу забирал; как только становилось суше, он ее отдавал. Но в самом помещении храма, в целях экономии электроэнергии, монастырь отключил специальные осушители, которые регулировали температурно-влажностный режим в помещении. Это способствовало нарушению микроклимата в витрине Боголюбской иконы, — говорит Ольга Петрова, главный хранитель фондов ВСМЗ. – Конечно, монахини монастыря очень переживают. Это чувствуется. Звонят, справляются о состоянии иконы, молятся о ее благополучии. Думаю, ситуация с Боголюбской иконой Божией Матери нас многому научит. Среди основных причин обострения болезни святыни специалисты называют также и замену в храме, где находилась икона, без обсуждения на научно-методическом совете прежних полов на полы гранитные и, как результат, нарушение условий ее содержания. В течение прошлого столетия «Боголюбская Богородица» проходила четыре курса лечения. И в 1918 году, перед первой реставрацией, комиссия под Руководством И.Э. Грабаря сделала такое заключение: «Глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя. После первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника». «То, что икона Боголюбской Богородицы существует, — уже само по себе чудо!» — убеждены и реставраторы, и священники.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-ka...

Византийская икона Божией Матери XII века (находится в г. Фрайзинге. Бавария) была написана в XII веке и является, вероятно, знаменитой византийской иконой Божией Матери «Агиосоритисса», находившейся некогда в часовне «Святой Раки» («Агиа Сорос») в Константинополе. Образ Владимирской иконы Богоматери также связан с образом Феодоровской иконы. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают версию о том, что икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городетского монастыря. ( Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской»//Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10 – 13 мая 1994 г. – Городец, 1995.) Феодоровская икона Богоматери без ризы Феодоровская – Костромская икона Божией Матери, по преданию, написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Испорчена реставрацией И.Э.Грабаря (подробнее в книге А.В.Федорова «Тайна Царской святыни» СПб, 2012г.) Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Богомладенца Христа. (Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. – М., 1976. С. 155 – 156; Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. – М.: Искусство, 1981. С. 50 – 54, 62 – 63). Феодоровская икона до 1917 года Название «Феодоровская» икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского и отца – Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

К числу древнейших и почитаемых московских икон Божией Матери принадлежала чудотворная икона «Одигитрия» из московского Вознесенского мон-ря (повторение к-польской чудотворной иконы), к-рая пострадала в пожаре и была переписана в 1482 г. мастером Дионисием (ныне в ГТГ). Под именем «Вознесенская» икона упоминается в летописях и московских соборных чиновниках (уставах) как равная по рангу чудотворной Владимирской иконе Божией Матери и участвующая с ней в городских крестных ходах. В 1518 г. в Москву была принесена из Успенского собора Владимира еще одна икона, называемая «Владимирская», как полагают исследователи, икона-заместительница (наместница) древней чудотворной Владимирской иконы. В 1519 г. эту икону-заместительницу вернули во Владимир с почестями, а в ее проводах с крестным ходом, согласно записи на л. 57 Устава церковного из московского Успенского собора, упоминается участие чудотворных Владимирской и Вознесенской икон ( Щенникова Л. А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» как «Одигитрия евангелиста Луки»//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 270. Примеч. 83). Боголюбская Московская икона Божией Матери с XVIII в. находилась над Варварскими воротами Китай-города (возможно, была размещена там при царе Петре I Алексеевиче). Образ, прославленный чудесами во время эпидемии чумы в 1771 г., представляет московских чудотворцев в молении Пресв. Богородице. Эта надвратная икона являлась заступницей и покровительницей города. В 1880 г. внутри Варварских ворот устроили часовню с шатровым крыльцом (архит. Н. В. Никитин), в которую поместили чудотворный образ, а над вратами - список, также прославившийся чудесами. В 1918 г. надвратная икона была перенесена в Воскресенскую ц. в Сокольниках, а оригинальный образ из часовни в 1923 г. оказался в Петропавловской ц. на Кулишках у Яузских ворот. «Благовещение Устюжское» икона Божией Матери - образ нач. XII в. До сер. XVI в. пребывал в Георгиевском соборе новгородского Юрьева мон-ря, откуда был привезен в Москву. Здесь, вероятно, он сначала стал храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а затем был перенесен в Успенский собор, где его пребывание зафиксировано описью 1627 г. В наст. время находится в ГТГ.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Из монастырских и соборных описей XVI-XVII вв. известно, что такие иконы назывались «Богоматерь Молебная» или «Моление о народе» и отличались от Б. и. (предстоящими, пейзажным фоном, свитком в левой руке Богоматери, иногда изображением облака под Ее ногами). К числу памятников этого типа принадлежат небольшие домашние и большие храмовые иконы, композиции в составе житийных циклов Богоматери (напр., клеймо иконы «Рождество Богоматери, с клеймами земной жизни», сер. XVI в., Устюженский краеведческий музей), а также подвесные пелены. С кон. XVII - нач. XVIII в. в описях встречаются упоминания эпитета «Боголюбская» в отношении древних изображений Богоматери в молении или Богоматери «Моление о народе»: в описи Благовещенского собора Московского Кремля 1680-1681 гг. иконой «Пресвятая Богородица Боголюбская» названа древняя аналойная икона, на к-рой изображена Богоматерь в молении; составители описи московского Успенского собора 1701 г. считали образами Богоматери Боголюбской многочисленные иконы с разными вариантами изображения Богоматери в молении, известные по описям 1-й пол. XVII в. как образы «Пречистыя Богородицы молебные». Появление подобных композиций, родственных памятникам XIV-XV вв. с одиночным изображением молящейся Богоматери (Богоматерь в молении на иконе 30-40-х (?) гг. XV в. (традиционно именуемая «Богоматерь Боголюбская», СПГИАХМЗ) и на пелене Софии Палеолог 1499 г. из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ), связано с характерным для рус. искусства позднего средневековья интересом к теме соборной молитвы и заступничества Богоматери за правосл. народ. Определенное сходство икон «Богоматери Молебной» с Б. и. объясняется их общим происхождением от древней визант. иконографии Богоматери Параклисис. Возможно, под воздействием произведений нового типа на древней Б. и. появились изображения свитка в руке Богоматери и Иисуса Христа в правом верхнем углу средника. Среди большого числа копий Б. и. 3-й четв. XVII - нач. XVIII в., связанных с художественной традицией Оружейной палаты, встречаются как точные списки Б.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сошествия Святого Духа (1501-05) Храм свт. Иоанна Златоуста с трапезной и приделами свт. Николая, прав. Филарета Милостивого и свт. Димитрия Ростовского (1676-87) Храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой (1904-06), архит. П.А. Виноградов Колокольня с храмом сщмч. Евгения Херсонского (1835-36), архит. Н.И. Козловский Святыни [ править править код ] Икона Живоначальной Троицы Икона Рождества Пресвятой Богородицы Казанская икона Пресвятой Богородицы Боголюбская икона Пресвятой Богородицы Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Икона св. ап. и Евангелиста Иоанна Богослова и мч. Лонгина Сотника Икона свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей св. мощей Икона прп. Софии Суздальской с частицей св. мощей Икона Собора Оптинских старцев с частицами св. мощей Икона святого праведного Симеона Верхотурского с частицей св. мощей Икона св. блгв. князя Александра Невского/выносится для поклонения в день памяти святого Престольные праздники [ править править код ] Действующие престолы Царственные страстотерпцы - 5 февраля, 25 июня, 11 февраля, 17 июля Сошествия Святого Духа на апостолов (придел собора Рождества Пресвятой Богородицы) Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " - 21 июля, 4 ноября Сщмч. Евгения, епископа Херсонесского Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Престолы на реставрации Свт. Иоанна Златоуста (храм находится на реставрации) Свт. Николая (придел храма свт. Иоанна Златоуста) Св. прав. Филарета Милостивого (придел храма свт. Иоанна Златоуста) Свт. Димитрия Ростовского (приставной придел храма свт. Иоанна Златоуста) Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (на подворье монастыря) Сщмч. Василия, епископа Херсонесского (на подворье монастыря) Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] " Вера, Надежда, Любовь " : Рождественский монастырь.тр4 Всенощное бдение. Богородице-Рождественский монастырь. 28 февраля 2015

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010