Закрыть itemscope itemtype="" > «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие» Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины просят Патриарха Кирилла благословить проведение Крестного хода в память св. блгв. князя Андрея Боголюбского 08.04.2011 466 Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины обратились к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой благословить проведение Крестного хода в память святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Как отмечается в сообщении, поступившем в нашу редакцию, в текущем году исполняется 900 лет со дня рождения основателя Боголюбского монастыря и великого исторического деятеля Руси благоверного Великого князя Андрея Боголюбского. В связи с чем представители общественности обращаются к Предстоятелю Русской Церкви с просьбой преподать архипастырское благословение на организацию и проведение Крестного хода по пути следования благоверного Великого князя Андрея Боголюбского с Владимирской иконой Божией Матери из г.Вышгорода – пригорода г.Киева ( Украина ) до пос. Боголюбово – пригород г.Владимира (Россия). Предполагаемое время проведения Крестного хода с 24 мая по 1 июля сего года. «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие, ибо будущая слава Владимира, как столицы древнерусского государства началась именно отсюда – из Боголюбова града, Боголюбова монастыря. Святой благоверный Великий князь Андрей Боголюбский был первым после святого равноапостольного Великого князя Владимира созидателем и устроителем Русской земли», - отмечается в пресс-релизе. «В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, " мизинный " как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирской и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской. Эта икона – первая писанная на Руси. В течение веков от нее происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей г. Владимира от моровой язвы, в память о чем был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 30 июня из г. Владимира в Боголюбский монастырь», - напоминают инициаторы Крестного хода.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/08/et...

При исправлении икон иконописцем Сушкиным произошло нечто особенное, о чём не следует умалчивать. Вместе с прочими иконами ему дана была, для поновления, икона Боголюбской Божией Матери, значащаяся в списке икон, поступивших в Московскую Консисторию из Уездного Суда, под 12-м. Об этой иконе Казначей иеромонах Иосиф первоначально сообщил мне в письме от 9-го ноября 1867 г. следующее: «Икон переправленных от живописца Сушкина принято 209, из числа коих особо уложенная икона Боголюбской Божией Матери, на которую прошу обратить особое внимание Ваше, потому что она нам с живописцем во сне явилась, о чём передано послушнику Вашему Константину; Вас же не смею беспокоить полным описанием виденного». Получив такое известие, я написал к о. Казначею от 18-го того же ноября и просил как его, так, чрез него, и живописца Сушкина описать, как можно, обстоятельнее свои видения, и эту запись, засвидетельствованную их собственноручными подписями, предварительно доставления мне в Витебск, представить Преосвященному Игнатию, с тем, чтобы он представил этот акт на благоусмотрение высокопреосвященного Митрополита. На это о. Казначей отвечал мне от 22-го декабря: «О виденном советовался я с преосвящ. Игнатием, но, как великого советника (т.е. Митрополита) не стало, преосвященный только и сказал, что можете написать о виденном. Конечно, я был в болезненном состоянии, и —755— 1867 г. под 9-е сентября во сне, неведомо, кто говорит мне: «что же ты принял иконы и не обратил внимания на икону Божией Матери Боголюбской? – Отвечаю: «есть ли она в числе принятых? не поступила ли с прочими иконами, испорченными, к уничтожению?» – Эту икону уже вижу на руках у себя, и я в облачении черным бархатном и послушник, принятый Вами, Сергий Виноградов в стихаре таком же и со свечей, и уже в карете я с иконой; против меня он, – едем в пути. Начали с Петербурга и до Витебска, в каждом селении была встреча с хоругвями; молебна нигде не служили, а только выходил и благословлял этой иконой народ на все четыре стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В воспоминание сего чудесного избавления Москвы от врагов, церковь празднует 21 мая Владимирской иконе Богоматери и совершает крестный ход из Успенского собора в церковь Владимирской иконы Богоматери. (См. Слава Пресвятыя Богородицы М. 1853 г, и Дни Богослужения, Дебольского. 109 Боголюбская часовня устроена была в 1880 роду, открыта и освящена 20 июня; приписана к Московскому Покровскому Миссионерскому монастырю и состоит в ведении Православного Миссионерского Общества. 110 Боголюбская чудотворная икона Божией Матери первоначально прославилась чудотворениями в 1155 году. Когда великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский отправлялся на свою родину, в землю Суздальскую, и когда был в Вышгороде, то, по совету своих бояр, бывшую там в Девичьем монастыре Владимирскую икону Богоматери взял с собой и выехал со всем своим двором. Во время своего путешествия он не переставал совершать молебного пения пред иконою Богоматери. Когда подъезжали к городу Владимиру, то в одном месте при реке Клязьме, лошади, запряжённые в сани, в которых везена была икона, остановились, так что принуждены были несколько раз переменять, и впрягать других лошадей и ни одна из них не могла сдвинуть с места саней. Тогда великий князь велел раскинуть палатки, и долго молились пред иконою Богоматери. В это время Божия Матерь явилась ему с хартией в руке, завещевала не ехать далее и оставаться во Владимире, а на этом месте построить храм во имя Рождества Её и устроить монастырь. Князь исполнил повеление Божией Матери и воздвигнул на указанном Ей месте монастырь и назвал его Боголюбовым. Для прославления этого чудесного явления, он повелел иконописцам изобразить Божию Матерь в том виде, в каком Она явилась ему. Новонаписанную икону назвал Боголюбивою, и повелел праздновать Её 18 июня. В 1771 году, когда во Владимире свирепствовала моровая язва, тогда некоторые из благочестивых христиан испросили себе позволение принести из Боголюбова монастыря чудотворную икону Богоматери. Когда принесена была икона и начали совершать пред нею молебствия, то, как в городе, так и в окрестностях его, болезнь стала прекращаться. Между тем, моровая язва распространилась и в Москве; народ, видя постоянные жертвы этой болезни, в страхе прибегал к московским чудотворным иконам и угодникам Божиим, моля их о избавлении от гнева Божия. Когда слух о чудесах от Боголюбской иконы Божьей Матери во Владимире достиг до Москвы, тогда и здесь начали притекать с молитвой к Боголюбовой иконе Богоматери об избавления от смертоносной язвы. По вере и усердию народа, болезнь скоро начала прекращаться. С этого времени прославилась и в Москве Боголюбская икона Божией Матери и с благоговением чтится православными христианами. Празднование сей иконе совершается в Москве, по примеру Боголюбова монастыря, 18–го июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Фактически, заново обрели»: во Владимире показали Боголюбскую икону Божией Матери, на реставрацию которой ушел почти век 1 мин., 20.03.2024 15 марта 2024 года в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника во Владимире состоялось во многом историческое событие – открылась выставка иконы Божией Матери «Боголюбская» , на реставрацию которой ушло около 100 лет. В открытии экспозиции «Икона «Богоматерь Боголюбская XII века. Новое обретение» приняли участие председатель Императорского Православного Палестинского Общества, председатель Наблюдательного совета Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры им. Михаила Абрамова Сергей Степашин, директор департамента музеев Минкультуры России Елена Харламова, губернатор Владимирской области Александр Авдеев, а также руководители ведущих музеев страны, именитые деятели культуры, представители науки, духовенства и общественники, сообщает сайт музея-заповедника . Фото: vladmuseum.ru Об уникальной истории реставрации Боголюбской иконы на открытии выставки рассказал гендиректор ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря Дмитрий Сергеев. – Этот путь длиною в столетие был крайне драматичен, труден и парадоксален… В 1918 году, силами первой экспедиции, эта икона, находившаяся в руинированном состоянии, на грани гибели, была своевременно реанимирована и возвращена к жизни, – сказал Дмитрий Сергеев. Напомнив, что над сохранением «великой русской святыни» трудилось несколько поколений реставраторов, он отметил, что «самая сложная и ответственная часть работы была осуществлена в новейшее время, нашими современниками». – Именно им Богоматерь дала возможность увидеть Ее образ, Ее чудесный лик, запечатленный много веков назад. После многих лет древняя чудотворная икона может быть представлена обществу. Фактически, речь идет о ее новом обретении, – подчеркнул гендиректор ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря.  Уточняется, что специалистам Владимиро-Суздальского музея-заповедника удалось создать исключительные условия для представления древней иконы в музейном пространстве. Предполагается, что выставка «Икона «Богоматерь Боголюбская XII века. Новое обретение» в Музейном центре «Палаты» будет действовать постоянно, однако в музее заметили, что «все будет зависеть от состояния самого памятника». Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/fakticheski-zanovo-obreli...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБСКАЯ МОСКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 18 июня), чудотворный образ, с XVIII в. находился над Варварскими воротами Китай-города в Москве (по др. сведениям, появился там в царствование Петра Алексеевича (1696-1725), что косвенно подтверждают изображения на иконе святых, соименных членам царской семьи); в наст. время хранится в московской ц. св. апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот. датировка иконы (размер: 198 ´ 126 см) затруднена из-за поновлений. По иконографическим особенностям (поза, жест и свиток в руке Богоматери, фигура благословляющего Иисуса Христа) близка к типу древней Боголюбской иконы Божией Матери . Отличительная особенность московской иконы в том, что на ней перед Богоматерью изображены в неск. рядов молящиеся святые: московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп, блаженные Василий и Максим Московские, прп. Параскева, свт. Василий Великий, Алексий, человек Божий, сщмч. Симеон, сродник Господень, еп. Иерусалимский, ап. Петр, прмц. Евдокия и мц. Параскева. размещение иконы такого извода над Варварскими воротами можно объяснить неск. причинами. Во-первых, изображение московских чудотворцев, молящихся Богоматери за человеческий род, символизировало покровительство Богоматери и святых Москве и было связано с традицией помещать на городские ворота икону, выполнявшую защитные функции. Во-вторых, икона была установлена над воротами Китай-города, обращенными в сторону Владимира, недалеко от к-рого хранилась почитаемая Боголюбская икона. Наконец, изображения блаженных Василия и Максима Московских на иконе напоминали о том, что в противоположном от ворот конце ул. Варварки находятся храмы, где погребены эти святые (собор Покрова на Рву и ц. Максима Блаженного). Б. М. и. прославилась во время эпидемии чумы в 1771 г. Жители Москвы, узнавшие о том, что г. Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами. Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало беспокойство светских и духовных властей. московский архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по нек-рым данным, имел намерение убрать икону со стены. Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Московского архиепископа.

http://pravenc.ru/text/149499.html

В 1160 храм был окончен и великолепно украшен. Боголюбивый князь, обложив св. икону окладом из золота и серебра с драгоценными камнями, поставил ее в новом храме во Владимире, и с тех пор икона стала называться Владимирскою. После этого икона прославилась новыми и великими чудесами. По вере в благодатную силу иконы князей, воевод, воинов и всего народа она участвовала во многих походах Русского воинства. В 1164 икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских болгар, которых он победил заступлением Богоматери. Перед сражением кн. Андрей укрепил дух свой приобщением Св. Таин и молитвою пред чудотворною иконою Богоматери. «Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет» – так вопиял он к Ней в молитве. По примеру князя и все воины усердно молились пред Ее иконою и с верой в Ее всесильную помощь отправлялись на врага. Болгары были разбиты, и после победы князь, прежде всего, принес благодарственное молебствие Богоматери пред Ее Владимирскою иконою. После убиения кн. Андрея Боголюбского в 1173, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил Боголюбов и Владимир, священник Николай, который прибыл с князем из Вышгорода, в полном облачении крестным ходом прошел с Владимирскою иконою по улицам города, и мятеж скоро утих. Во время пожара, 13 апреля 1185, когда сгорел во Владимире соборный храм со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимою. Слава города Владимира возрастала и распространялась в течение всего времени, пока пребывала в нем чудотворная икона Богоматери. Когда же в Москве воздвигнут был во имя Пресвятой Богородицы Успенский собор и икона была перенесена туда, Москва начала возвышаться над всеми Русскими княжествами. Во Владимирском соборе вместо перенесенной в Москву поставлена другая икона, список с нее, написанный митр. Петром, в бытность его игуменом Ратского монастыря на Волыни. В Москве, как и во Владимире, чудотворная икона прославилась многими чудесными знамениями для спасения нашего Отечества. В 1395 вступил в пределы России страшный завоеватель Востока Темир-Аксак, или Тамерлан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимирская икона Богоматери, яко Апостольская, в прав. отечестве нашем стяжала великую славу. Церковь во Владимире, в которой первоначально поставлена была икона, называется в летописях преименитою 695 . Эта св. икона, по вере в нее князей, воевод и воинов, участвовала во многих походах русского войска, и многие иные священные воспоминания соединены с нею и свидетельствуют о благодати Божией, действующей посредством ее. В 1164 году Владимирская икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских булгар, коих победил он заступлением Богоматери 696 . По убиении Боголюбского в 1173 году, народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил Боголюбов и Владимир. Священник Николай, прибывший с Боголюбским из Вышгорода, в полном облачении открыл хождение с Владимирскою иконою по улицам города, и мятеж утих 697 . После Боголюбского решено было во Владимире отдать престол княжения Северского Ярополку и Мстиславу Ростиславичам, племянникам Боголюбского. Они в первый день своего княжения захватили себе серебро и золото владимирского храма и отобрали на себя волости и дани, пожертвованные ему Боголюбским. Ярополк самую икону Владимирскую отдал зятю своему Глебу Рязанскому. Это возбудило всеобщее негодование в жителях Владимира: решились изгнать Ростиславичей, коих воины, шедшие для одоления Михаила Юрьевича, призываемого на престол Владимирский, не вступив в бой, бросили княжеское знамя и обратились в бегство, «гонимые гневом Божиим и Св. Богородицы». Глеб Рязанский, коему отдана была икона Владимирская, сам со смирением возвратил ее. «Я виноват во всем», – говорил он 698 . «Мы же да подивимся, – говорит летописец, – чуду новому и великому и преславному Матери Божия, како заступи град Свой от великих бед и гражданы Своя укрепляет. Утеши их Бог и Св. Богородица Володимерская. Се бо володимерцы прославлены Богом по всей земле за их правду, Богови им помогающу» 699 . И неоднократно охраняла и осеняла своим покровом Владимирская икона суздальцев и владимирцев 700 . Во время пожара в 1185 г. 13 апреля, истребившего во Владимире соборный храм со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредима 701 ; во время нашествия татар под предводительством Батыя 7 февраля в 1237 году икона лишилась драгоценного оклада, но сама осталась невредима, «по благодати Богоматери, неотъемлемой от Ее иконы, в уверение благочестия и на соблюдение земли Русской» 702 . В 1380 году 8 сентября Димитрий Иоаннович Донской помощью Богоматери Владимирской иконы одержал победу над Мамаем 703 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

У этой иконы исцелилась параличная девица Дашкова. Икона стоит в Екатерининском храме Вознесенского монастыря. Казанская икона в Шлиссельбурге Икона эта чтилась еще в царствование царя Ивана Васильевича Грозного и находится ныне в крепостной часовне. В 1611 году крепость Орешек (нынешний Шлиссельбург) была взята шведами, а Казанская икона замурована в стене русской церкви, превращенной потом шведами в кирху. Здесь икона хранилась около ста лет. В 1702 году Орешек был отбит русскими и назван Шлиссельбургом. Было замечено, что одно место в алтарной стене постоянно остается влажным. Сколько ни возобновляли окраску и штукатурку, ничего не помогало. Однажды ночью стоявший тут на часах солдат увидел необыкновенный свет, исходивший из этой стены, а потом образовалась трещина, в которой показалась икона. Ее вынули, и она прославилась чудесами. Казанская икона в Московском Высокопетровском монастыре Икона эта в 1849 году принадлежала купеческой дочери, девице Татьяне Степановне Крашенинниковой, жившей в своем доме в приходе Благовещенской церкви, что на Бережках. В начале упомянутого года трижды во сне слышалось ей повеление оказывать помощь одержимым припадочными болезнями. Она стала собирать к себе таких больных, и они исцелялись от ее домашней Казанской иконы. Число собиравшихся к Крашенинниковой людей до того стало велико, что они не вмещались в доме и в сенях и ждали своей очереди на улице. Во избежание всяких нареканий на Крашенинникову митрополит Филарет предписал взять икону в Высокопетровский монастырь, где она продолжала подавать исцеления припадочным и расслабленным. Икона и поныне находится в этом монастыре: зимой в теплой Сергиевской церкви, а летом в Боголюбской. Казанская икона в Вязниках Владимирской губернии В г. Вязниках Владимирской губернии, в соборном храме есть древняя чудотворная икона, известная около трех веков. Следствие о ней производилось в 1624 году. По указу Государя Михаила Феодоровича и по благословению патриарха Филарета в Вязниковскую слободу были присланы из Москвы следователи. Они были свидетелями чудес. 13 октября во время литургии был исцелен дьячек Иродион, который многие годы был «умом поврежден и внутренним недугом болезновал». Тогда же исцелилась крестьянка Владимирского уезда, деревни Насекиной, Ксения Семенова, не видевшая много лет одним глазом. Придя по обету к иконе, она выпила святой воды, омыла глаза и прозрела. Икона была признана чудотворной.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Вот в теплом Киеве над заветными волнами днепровскими дивная икона Успения Богоматери Киево-Печерская, которую Сама Владычица передала во Влахерне благочестивым братиям-зодчим, договаривая их идти в дальнюю Россию на создание Ей чудного храма. Вот «Нерушимая Стена» — это символ покрова, распростертого над Южной Россией Той Богоматерью, Которую так трогательно зовет тамошний народ «Мати русского краю». Вот, подвигаясь к северу, в селе Каплуновке Харьковского уезда, одна из отраслей Казанской иконыикона Каплуновская, помогшая Петру Великому в его борьбе с Карлом XII и находившаяся на поле знаменитой Полтавской битвы. Перейдем на запад. Вот икона «Одигитрии» — Смоленская, от которой был голос к воину Меркурию во время нашествия татар, повелевая ему идти бесстрашно в татарский лагерь и сразиться с тамошним богатырем. Вот в нескольких шагах от нее Смоленская надворотная икона, которая была вынесена из разоренного Смоленска в двенадцатом году дивизией генерала Неверовского, которую обносили перед Бородинским боем по рядам русского войска, пред которой излито готовившимися к смерти борцами столько чувств, столько дум о вечности в прощании с землей. Как Богоматерь, посещавшая Елизавету, день в день пребыла Смоленская надворотная икона при армии три месяца и вернулась в Смоленск: «Пребысть Мариам с нею яко три месяца и возвратися в дом Свой». Вот в верном оплоте России от западных ее врагов, седом Пскове, Псково-Печерская икона, благодатью которой сброшена со Пскова осада великого полководца того времени, польского короля Стефана Батория... Вот в Новгороде икона «Знамения», спасшая Новгород от разорения ратью Андрея Боголюбского, и в новгородских же пределах явившаяся в воздухе Тихвинская икона, спасшая Тихвинский монастырь от пленения шведским полководцем Делагарди. На Крайнем Севере в Архангельском монастыре икона Сосновская, благодатью своею оградившая в 1854 году Соловки от захвата англичанами и во время бомбардировки обители принявшая на себя рану, причем навсегда потемнел лик иконы.

http://pravoslavie.ru/2261.html

3. Почитание чудотворных икон в Византии было так велико (особенно после эпохи иконоборства), что наряду с храмами, освященными во имя Спасителя, Богородицы, святого или праздника стали основывать церкви в честь чудотворных икон. В Древней Руси икона также нередко становилась «основательницей» храма. В честь большинства чудотворных икон построены монастыри, храмы или, по крайней мере, приделы в храмах или же часовни. По всему лицу земли российской рассеяны богородичные монастыри в честь чудотворных икон: Абалацкий, Ахтырский, Боголюбский, Владимирский, Донской, Знаменский, Иверский, Казанский, Корсунский, Смоленский, Тихвинский, Толгский, Седмиезерный. Этот список можно значительно расширить; кроме того в честь одной иконы нередко воздвигнуто несколько монастырей. Например, в честь чудотворной иконы Знамения Божией Матери в России было перед революцией четыре мужских и три женских монастыря. Или обратимся к храмам. По нашим подсчетам только в Москве на 1998 год в честь чудотворных икон действует 76 церквей. Богослужебная функция. Эта функция иконы проявляется в двух аспектах: 1) икона в богослужении и 2) богослужение как икона. 1. Икона рождается в новозаветной Церкви, в храме, в богослужении, и только в Литургии она получает всю присущую ей духовную глубину и вселенскую полноту, только в ней икона живет живой и двуединой небесно-земной жизнью, только в Литургии она исполняет свое предназначение и свышнее призвание, только в ней она обретает синергийное единство с небесными первообразами и соборное единство с другими церковными образами, другими видами искусства. Часто праздничной иконой становится прославленная чудотворная икона. В данном случае сам праздник и икона праздника совпадают. Все богослужение совершается в честь иконы, покоящейся на специальном аналое. Икона не просто изображает праздник или напоминает о нем, но сама является объектом празднования. И в этом богослужебная функция иконы проявляет себя особенно наглядно. 2. Второй аспект этой функции состоит в том, что само богослужение можно рассматривать как икону, как образ. В Православии иконичны как богослужебные циклы (годовой, седмичный, суточный), так и каждая Литургия и отдельные богослужения. Весь годичный богослужебный цикл – это икона всемирной истории от сотворения мира до Страшного Суда.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010