Николо-Кузнецкий храм : оригинал иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Храм Воскресения в Сокольниках : иконы Божией Матери «Страстная», «Целительница», «Иверская», «Грузинская» и «Боголюбская». Храм Воскресения Словущего (Апостола Филиппа) на Арбате : иконы Божией Матери «Иерусалимская», «Скоропослушница», «Казанская» и «Ахтырская». Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке : иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и «Коневская», икона свт. Спиридона Тримифунтского. Ильинский храм : оригинал иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Спасо-Преображенский храм на Большой Ордынке : икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона св. Лонгина Сотника. Знаменский (Петропавловский) храм : «Московская-Боголюбская» икона Божией Матери. Петропавловский храм в Лефортово : благ. кн. Михаил Тверской и преп. Нил Сорский (частицы мощей), «Почаевская» икона Божией Матери, икона св. Иоанна Предтечи. Храм Св. Иоанна Воина на Большой Якиманке : иконы «Господь Вседержитель» и свт. Николая (с ворот Кремля). Успенский храм «в Гончарах» : икона Божией Матери «Троеручица». Знаменский храм в Аксиньино: «Казанская» икона Божией Матери. Рождественский храм в Измайлове : «Иерусалимская» и «Владимирская» иконы Божией Матери. Благовещенский храм в Федосьино : «Феодоровская» икона Божией Матери. Рождество-Богородицкий храм в Крылатском : «Рудненская» икона Божией Матери. Сергиевский храм в Бусиново : «Молченская» икона Божией Матери. Покровский храм в Медведкове : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Успенский храм в Косино: оригинал «Косинской» («Моденской») иконы Божией Матери. Владимирский храм в Патриарших Палатах : оригинал иконы Божией Матери «Серафимово Умиление» (келейный образ преп. Серафима Саровского). Единоверческий храм Свт. Николая «на студенце» : икона «Свт. Николай в житии». Старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище : икона «Покров Пресвятой Богородицы». Свято-Данилов монастырь : благ. кн. Даниил Московский (XIII в.) (часть мощей), преп. исп. Георгий Даниловский (ХХ в.), иконы Божией Матери «Троеручица» и «Владимирская», икона преп. Иоанна Кассиана Римлянина .

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год. Читайте также — Монастырь без секретов Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба». Фото: www.photorow.ru Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.

http://pravmir.ru/cerkov-pokrova-na-nerl...

Лозинский Р.Р. «Страницы минувшего» Размещено бело-голубое легкое здание церкви на перекрестке улиц Советской и Коминтерна. Этот храм прекрасный образец позднего барокко, хотя и лишился своей стройной пятиярусной колокольни, но и сейчас представляет собой одно из самых красивых зданий в городе. Храм в честь иконы Божией Матери Боголюбской зовётся в народе как Флора и Лавра. Под именем " Флоровская " церковь известна еще с 12 века. Это была деревянная церковь в честь святых мучеников Флора и Лавра с приделом святых бессребреников Космы и Дамиана. В начале 18 века на средства прихожан вместо деревянной церкви построили каменную церковь. В 1771 году, во время эпидемии моровой язвы, церковная икона Боголюбской Божией Матери прославилась чудотворениям и теперь древний образ пользуется особым почитанием у прихожан. В 1772 г. начали перестройку церкви. Окончено строительство было в 1796 году, в 1830-м при церкви была сооружена новая колокольня. В 1892-93 годах жители Тулы, напуганные приближением холеры, заменив серебряную, устроили на иконе этой золотую ризу. С 1894 года икону украшает риза в венце с бриллиантовыми розами. С 1894 года в приходе работала церковно-приходская школа. С течением времени здание было занято складом, колокольня снесена. Ныне храм возвращен православной общине верующих, в храме восстановлен престол в честь иконы Боголюбской Божией Матери, возобновлены богослужения. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Фрол — русифицированное простонародное имя святого мученика Флора, пострадавшего вместе со своим братом Лавром за идеи христианства. Их мощи были впоследствии обретены нетленными и перене­сены в Константинополь. Предание утверждает, что сразу после этого прекратился падеж скота, поэтому на Руси эти святые почитались как покровители ло­шадей. В Туле церковь во имя святых Флора и Лавра была известна еще в начале XVII века, являясь при­ходской церковью Флоровской слободы на кладбище возле Никольских ворот (перекресток сегодняшних улиц Металлистов и Советской). Затем, перестро­енная в 1796 году, она официально именовалась Боголюбской по иконе Боголюбской Пресвятой Бого­родицы, творившей чудеса во время эпидемии чумы 1771 года. В народе же до наших дней удержалось ее прежнее название по приделу во имя святых муче­ников Флора и Лавра. В 1930-х годах храм закрыли и передали Новому Оружейному заводу, впослед­ствии — Машиностроительному, который устроил здесь столовую. Тогда же была уничтожена велико­лепная колокольня с уникальным колоколом в 519 пу­дов (8304 кг) и редкой красоты часами в окнах пятого яруса. Переименовали и Старо-Павшинскую улицу, на которой стояла церковь. Она получила имя оружейни­ка Сергея Ивановича Мосина, работавшего на ТОЗе, изобретателя легендарной трехлинейки. Сейчас храм принадлежит Тульской епархии, при нем действуют библиотека и воскресная школа.

http://sobory.ru/article/?object=01472

По правую сторону царских врат: икона Спасителя, икона св. Благоверного князя Владимира, икона преподобного Андрея Критского и св. пророка Осии. По левую сторону царских врат: икона Божией Матери, икона св. Архангела Гавриила, в алтарной двери икона преподобного Мардария Печерского. Иконы во втором ярусе, над царскими вратами: Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе во Емауссе. С правой стороны: Рождество Христово, Воздвижение Честного креста и сошествие св. Духа на апостолов; с левой: Благовещение Пресвятыя Богородицы, Вход Господень во Иерусалим и Воскресение Лазаря. Иконы в третьем ярусе, посредине: Господь Вседержитель, сидящий на престоле. По сторонам оной, с правой: св. апостол Иаков и св. апостол Иуда. С левой: св. апостол Матфей и св. апостол Фома. В клеймах над третьим ярусом, с правой стороны: св. пророк Даниил, с левой – св. пророк Исаия. Пред иконостасом, на солеи, железная решетка с дверцами, соложенная медным поручнем, с такими же шариками. Иконостасы и иконы в других местах храма На столбах четыре резных киота одинакового стиля и характера, украшенные резьбою и виноградными колонками по сторонам; в них иконы: на первом столбе от иконостаса, с правой стороны храма – икона святителя и чудотворца Николая, писанная масляными красками по золотому чеканному фону, работы художника С. Сутьбинского. В верху киота, в клейме – икона Казанской Божия Матери. На втором столбе, по той же стороне храма – икона Успения Божией Матери в апликовой ризе. Одежда на Божией Матери низана по бархату мелким жемчугом и украшена простыми каменьями. В верху киота, в клейме – икона Архангела Гавриила. На первом столбе от иконостаса, с левой стороны храма, икона Боголюбской Божия Матери. Риза на ней сребропозлащенная, весом – 1 пуд 38 золотников. В верху киота, в клейме – икона Спасителя. На втором столбе, по той же стороне храма, икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», в апликовой ризе. Одежда на Богоматери, шитая по бархату и белому глазету серебром и золотом и украшена цветными каменьями. В верху киота икона Ангела, приносящего молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первоначально икона поставлена была в Спасской обители преподобной Евфросинии, но впоследствии, по случаю брака благоверного князя Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячислава, перенесена в торопецкий соборный храм, где брак совершался (1239), и там остается доныне . 2) Икона Божией Матери Боголюбской или Боголюбимой — та самая, которая написана по повелению великого князя Андрея Боголюбского вследствие явления ему Богоматери и поставлена им в Рождественском Боголюбовом монастыре, где пребывает доселе. 3) Икона Покрова Пресвятой Богородицы, по преданию написанная также во дни Боголюбского для другой основанной им обители —Покровской; с 1764 г., когда последняя обитель упразднена, икона эта находится в Рождественском Боголюбове монастыре . 4) Икона Всемилостивого Спаса — одна из тех, которые носимы были при войске Боголюбского в 1164 г., когда он одержал знаменитую победу над болгарами. Ныне она помещена в нижнем ярусе главного иконостаса московского Успенского собора между алтарными северными и входными в Петропавловский придел дверьми. Нельзя не остановиться на том, что сложение перстов у благословляющего Спасителя здесь именословное . 5) Икона «Знамения» Божией Матери, находящаяся в новгородском Знаменском монастыре. В первый раз она прославлена в 1169 г. по случаю нападения на Новгород бесчисленной рати Боголюбского. Не надеясь на собственные силы, новгородцы спешили только огородить свой город острогом и пламенно молились Господу и Его Пречистой Матери о помощи. На третью ночь архиепископ Иоанн во время молитвы услышал голос, который повелевал идти в церковь святого Спаса на Ильиной улице, взять оттуда икону Богородицы и вынести на городскую ограду. Архиепископ с наступлением дня послал было за иконою одного диакона с клирошанами, но икона не подвиглась с места. Потом отправился за нею сам со всем Собором и после всенародного молебствия икона подвиглась с места и была торжественно изнесена на городскую ограду. В это время суздальцы приступили уже к Новгороду и пустили на него целую тучу стрел.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

и., изображения кн. Андрея на иконе «Моление о народе»: он представлен на иконе кон. XVII в., написанной Федором Андреевым и происходящей из Донского мон-ря (ГТГ), в числе припадающих святых. В XVIII-XIX вв. иконы Б. и. почитались в Москве (см. Боголюбская Московская икона Божией Матери ), в с. Юрьевском Боровского у. Калужской губ., в с. Зимарове Раненбургского у. Рязанской губ. (см. Боголюбская Зимаровская икона Божией Матери ), в ц. царевича Димитрия в Угличе (см. Боголюбская Угличская икона Божией Матери ). Менее известные списки находились в Тамбовской губ.: в Введенской ц. в Елатьме (1771), в соборе в Усмани (прославилась в 1831, празд. 25 марта), в Боголюбском жен. мон-ре в Козлове (ныне Мичуринск, празд. 29 окт.); во Флоровской (Боголюбской) ц. в Туле (прославилась в 1771), в ц. Воскресения Христова в Тарусе (пожертвована в 1790 г., прославилась чудесами в 1848 и 1870). Боголюбский образ прославился во время эпидемии чумы в 1771 г., когда Богоматерь, являясь разным людям, велела перенести Б. и. из Боголюбова во Владимир. После перенесения чудотворной иконы эпидемия прекратилась, и с того времени был установлен обычай ежегодного принесения Б. и. во Владимир 21 мая. Кроме того, в течение года икону носили по разным городам и селениям Владимирской губ. Мн. списки Б. и. тоже прославились в 1771 г. и во время холерных эпидемий 1831, 1848, 1853 и 1870 гг. В XVIII - нач. XX в. параллельно существуют 2 основных иконографических извода. Первый извод представлен многочисленными иконами и эмалевыми образками - списками Б. и. Эти памятники известны в 3 основных вариантах: 1-й точно копирует древний образец; во 2-м варианте (распространяется с кон. XVII в.?) присутствует изображение припадающего к Богоматери кн. Андрея Боголюбского (икона 2-й пол. XVIII (?) в., поновленная в сер. XIX в., в иконостасе придела святых Киприана и Иустины собора Покрова на Рву в Москве), иногда с изображением мон-ря (икона 1-й четв. XVIII в., ГВСМЗ). Этот иконографический тип иллюстрирует легенду о явлении Богоматери кн. Андрею. 3-й вариант, возможно, появившийся в нач. XVIII в., включает изображение Боголюбского мон-ря, помещенное у ног Богоматери (иногда с ц. Покрова на Нерли). Нек-рые поздние списки Б. и. воспроизводят крест, приложенный к образу царем Феодором Алексеевичем и прикрепленный к ее окладу у правого плеча Богоматери.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Икона Боголюбская Московская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Является разновидностью БОГОЛЮБСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы. На Московской Боголюбской иконе помимо Спасителя и Божией Матери изображены наиболее чтимые святые. На оригинале иконы изображены святители Московские: митрополиты Пётр, Алексий, Иона и Филипп; блаженные Василий и Максим; преподобная Параскева, святитель Василий Великий; апостол Пётр; Алексий, человек Божий; апостол Симеон, сродник Господень; мученица Параскева и преподобномученица Евдокия. На разных изводах Боголюбской Московской иконы Божией Матери изображены разные святые. Боголюбская икона у Варварских ворот в Москве Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Существует много списков с Боголюбской чудотворной иконы Богоматери. Один из таких списков, особенно почитаемый верующими, находится в Москве, при входе в Китай-город, над Варварскими воротами. На ней изображены Спаситель, Божия Матерь и свв. угодники Божии: Петр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские; блаженные Василий и Максим; прп. Параскева; св. Василий Великий; Алексий, человек Божий; Симеон, сродник Господень; апостол Петр; преподобномученица Евдокия и мученица Параскева. Икона имеет большие размеры — 2 3/4 аршина в длину и 1 3/4 аршина в ширину. Неизвестно, кто и когда поставил эту икону над Варварскими воротами. Предание рассказывает, что она поставлена здесь при императоре Петре Великом, в семействе которого она пользовалась особым почитанием и уважением. У этой иконы совершились многие чудеса и исцеления, особенно в 1771 году. С того времени икона Богоматери над Варварскими воротами пользуется особенным почитанием в народе. Ко дню празднования этой иконы, т. е. к [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Боголюбская икона Божией Матери (Московская). Палех. Начало XIX в. Дерево, темпера. 134x80. Пресвятой Богородице предстоят: святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Московские и всея России чудотворцы, блаженный Максим, Христа ради Московский юродивый, блаженный Иоанн Власатый, Ростовский чудотворец, преподобный Алексий, человек Божий, святой первоверховный апостол Петр, святая великомученица Варвара, святители Василий Великий и Григорий Богослов, преподобная Евдокия, святая мученица Параскева[...]

http://pravicon.com/icon-37

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве состоялось открытие выставки «Икона XII века Богоматерь Боголюбская» 30.01.2016 482 28 января 2016 года в выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря состоялось открытие выставки «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская», говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. 100 лет исследований — ответы реставрации». Мероприятие приурочено к окончанию реставрации Боголюбского образа Божией Матери. Наконец-то состоялось это столь долгожданное всем православным миром событие, сообщает пресс-служба Фонда Андрея Боголюбского. Долгий путь проделала икона Божией Матери к своему выздоровлению! Сто лет реставрации, пять поколений реставраторов трудились над ее восстановлением! На выставке показаны уникальные архивные фотографии, по которым понятно, как близки мы были к утрате этой святыни. За всю свою историю (858 лет) икона претерпела более 20 вмешательств и многократно находилась в условиях драматично сказавшихся на ее сохранности. Подлинник иконы находится во Владимиро-Суздальском музее в специально оборудованной комнате в горизонтальном положении. По решению специальной комиссии икона будет находиться под пристальным наблюдением два года. И только потом будет решаться ее судьба – храм или музей! Для ее дальнейшей сохранности потребуются специальные условия хранения. Сейчас нам необходимо молиться всем миром, чтобы икона Божией Матери Боголюбивая вернулась в свой родной дом – храм! Икона Боголюбской Божией Матери является древнейшей русской иконой сохранившейся до наших дней. Божия Матерь была явлена в 1158 году Великому князю Андрею Боголюбскому недалеко от города Владимира на месте, где сейчас находится Боголюбский монастырь. Много чудес было совершено по молитвам перед этим святым образом! Вместе с Владимирской иконой Божией Матери она спасала Русь от татаро-монгольского ига, чумы и холеры. Была столько веков нашей заступницей и хранительницей! «Значение этого памятника переоценить невозможно. Он родился на Русской земле по велению русского князя Андрея Боголюбского. Эпоха князя – это переход от Киевской Руси к Московии. И то, что Богородица смотрит на нас, и она видела Русь 12 века, - само это уже удивительно», - сказала генеральный директор Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/30/v_...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (162) , (6) . в этом году (за прошлые годы с 2014-01-09) Описание: Икона Божией Матери «Боголюбская» («Моление пресветей Богородицы о мире»). Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 89х69,3 см. Икона реставрирована. Имеются тонированные вставки грунта, преимущественно на полях, и потертости красочного слоя и золота. Иконографический тип, к которому принадлежит икона Богоматери «Боголюбская», — один из древнейших в христианском мире. Его появление относится к VI—VII вв. Он восходит к византийской иконе «Богоматерь Агиосоритисса» (греч. Святая Рака), находившейся в храме Святой Раки, приделе Халко-пратийского храма Константинополя. Для образа характерно изображение Богоматери в рост, в повороте вправо, в молении, обращенном к Спасителю. Уже в древности появился вариант иконографии, где Богоматерь была представлена со свитком с текстом молитвы. Этот образ выражал идею заступничества Богоматери как всему миру, так и конкретному лицу — ктитору, правителю, которые нередко делали вкладные, обетные, вотивные и надгробные иконы по этому образцу. На одном из греческих образов Богоматери (конец VIII — начало IX в.), относящихся к этому типу, текст на свитке гласил: «Моление. Господи Боже, внемли гласу моления моего, ибо я молюся за мир». «Богоматерь Боголюбская» является одной из древнейших чудотворных икон Пресвятой Девы на Руси. По преданию, видение Богоматери побудило благоверного великого князя Андрея Боголюбского (1110-1174, память 4/17 июля) заказать около 1158 г. образ для собора Рождества Богородицы Боголюбова монастыря близ г. Владимира. В соответствии с видением, Дева Мария изображена «стоящая и в единой руце хартию держащая...». Изначально икона почиталась как покровительница Владимира, но постепенно ее слава распространилась по всей стране. В XV в. с нее был сделан список для московских великих князей. С XVI в. образ Богоматери дополняется фигурами коленопреклоненных молящихся. Такие иконы получают название «Моление о народе». На московских «боголюбских» иконах среди святых изображаются особо чтимые в Москве святые.

http://pravicon.com/image-23036

Описание иконы Боголюбская Зимаровская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В приходской церкви села Зимарова Рязанской губернии, недалеко от города Раненбурга, находится один очень древний местночтимый список с Боголюбской иконы Богоматери. Обстоятельства происхождения этой иконы неизвестны. Устное предание, сохранившееся в Рязанской губернии, рассказывает, что эта икона стояла над воротами города Пронска и во время татарского нашествия была расколота и брошена в кусты. Но она срослась сама собой и с тех пор стала известна, как чудотворная. Во второй половине XVIII-ro века икона эта перешла в собственность помещика села Зимарова Лопатина. Так как к этому времени она весьма обветшала, то ее поместили в кладовой вместе с другими ветхими вещами. Но Богоматери неугодно было такое забвение и пренебрежение со стороны Лопатина к Ее иконе. В 1771 году Москву посетила моровая язва. Когда один житель Москвы заболел этой болезнью, ему было указано в сонном видении, что он может исцелиться, если совершит молебен перед иконой Богоматери, находившейся в доме Лопатина. Б[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Образ из церкви Иконы Божией Матери Боголюбская в Зимарово. Церковь известна хранившейся в ней чудотворной иконой Богоматери Боголюбской-Зимаровской. Известно, что Зимаровская икона была одним из древних списков с той самой оригинальной Боголюбской иконы, написанной еще в начале XII века. В настоящее время в интернете под видом Зимаровской иконы часто предлагаются различные образы Боголюбской иконы, не являющиеся Зимаровской иконой. Файл 178.jpg:   Размер: 114x202, 0.02 MPix, 9 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (478) , (16) . Описание: Богоматерь Боголюбская (снимок с Чудотворной иконы села Зимарова Рязанской губернии). 1901 г. Материал, техника: дерево, металл, печать на металле. 11,5 х 9,2 х 1,2 см. Место создания: Российская империя, г. Москва. Саратовский областной музей краеведения.

http://pravicon.com/icon-35

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010