Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. Фотография. 1977 г. Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. Фотография. 1977 г. [Боголюбовская], (празд. 18 июня), чудотворный образ 3-й четв. XII в. Первоначально икона находилась в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского мон-ря близ Владимира, после его разрушения в 1-й четв. XVIII в. была помещена в соборе с престолом того же посвящения, возведенном в 1751-1756 гг. на месте древнего. Во 2-й пол. XIX в. Б. и. перенесли в новый монастырский собор (1866), названный в ее честь. После закрытия мон-ря в 20-х гг. XX в. икону поместили в приходскую ц. во имя святых Иоакима и Анны в Боголюбове, а позднее - в Успенский собор во Владимире. В 1946 г. Б. и. поступила во Владимирский областной краеведческий музей, а в 1992 г. была передана в Успенский собор владимирского Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Иконография Б. и. принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы , распространенному в визант. искусстве XI-XII вв.: Богоматерь представлена в рост с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Свиток в руке Богоматери, дописанный позднее, сближает Б. и. с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Нек-рые аналогии средневизант. времени (изображения на печатях, эмалевая пластина на Хахульской иконе Божией Матери ), гравированное изображение Богоматери на рус. серебряном ковчеге XV в. (СПГИАХМЗ)) позволяют предположить, что первоначально Богоматерь была представлена в молении перед благословляющей десницей Иисуса Христа в небесном сегменте. На Б. и. в отличие от др. изображений молящейся Богоматери, сопоставленных с отдельным образом Иисуса Христа, голова Богоматери чаще всего опущена и взгляд не устремлен на Христа. Изображения кн. Андрея Боголюбского на иконе, вопреки мнению Н. Н. Воронина (Из истории рус.-визант. церковной борьбы. С. 217), никогда не существовало.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Боголюбская Зимаровская - описание Названа икона по наименованию села Зимарово Рязанской области. Представляет собой список (копию) владимирской БОГОЛЮБСКОЙ иконы Божией Матери, одной из древнейших чудотворных икон России. Икона, по древнему преданию, стояла на воротах города Пронска. После нашествия татар в XIII веке икона была найдена расколотой в кустах недалеко от города. При приставлении одной половины к другой обе части ее чудесным образом мгновенно соединились, но одна половина её так и осталась немного выше другой. На месте чудесного события был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Так как икона была найдена в день Благовещения, существует ещё один местночтимый праздник иконе Боголюбской-Зимаровской, совершаемый в праздник Благовещения 7 апреля (25 марта по старому стилю). До 1771 года об этой иконе ничего не было известно, неизвестно также, когда и каким образом она стала одной из домашних святынь зимаровского помещика Лопухина, жившего в Москве на Пречистенской улице. В 1771 году эта икона прославилась необычайным образом. К Лопухину пришёл больной житель Москвы и просил позволения отслужить молебен пред Боголюбской иконой Божией Матери. Хозяин смутился. В комнатах у него не оказалось такой иконы. Больной настойчиво утверждал, что такая икона есть у него в доме и что он видел её во сне. Больному дозволено было искать икону по всему дому. И вот после долгих поисков образ Пресвятой Богородицы был найден на чердаке среди хлама. Больной сразу узнал виденную им во сне икону. Икону очистили от пыли и пред ней отслужили молебен. Больной тотчас выздоровел. Весть об этом чуде тут же разнеслась по всей Москве, и болящие стали стекаться в дом Лопухина. Перед кончиной (около 1780 года) владелец иконы завещал отправить её на свою родину, где она находится и по сей день в Боголюбском храме села Зимарово Новодеревенского района Рязанской области. Чтимый список (копия) чудотворной иконы находится в Борисоглебском соборе города Рязани. В Георгиевском храме села Городище Рыбновского района Рязанской области чтится ещё один список Зимаровской Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, прославившийся чудесами и исцелениями уже в советское время. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Боголюбская Зимаровская " .

http://pravicon.com/info-244

Боголюбская икона восстановлена! Увидеть ее, причем в первоначальном виде, можно во Владимире Оксана Головко Любой желающий сможет увидеть ту самую настоящую Боголюбскую икону Божией Матери (XII в.) на выставке, которая открывается 15 марта в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Еще не так давно казалось, что святыня утрачена навсегда. Но реставраторы не только сохранили ее, но и смогли из-под поздних записей раскрыть первоначальный образ. Выставка «Икона XII века “Богоматерь Боголюбская”» предваряет череду крупных проектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, посвященных 1000-летию первого письменного упоминания Суздаля. Боголюбская икона Божией Матери На грани исчезновения Сколько раз икона могла погибнуть! В течение почти 900 лет своего существования чего только ей не пришлось пережить: набеги булгар, ордынское иго… Летопись Боголюбова монастыря сообщает о пожарах, ограблениях, происходивших в монастыре на протяжении длительного времени. От всевозможных воздействий, в том числе совершаемых из благих побуждений, древесина, оклад, живописные слои повреждались, появлялись новые живописные слои – икону поновляли, пытаясь сохранить, спасти так, как представлялось возможным в то время. Сколько раз икона могла погибнуть! В течение почти 900 лет своего существования чего только ей не пришлось пережить – В процессе реставрации я столкнулся с тем, что в некоторых частях иконы было более двадцати слоев подновлений. Такое редко встречается в истории реставрации, – говорит Александр Горматюк, куратор проекта, кандидат искусствоведения, реставратор высшей категории ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Александр Анатольевич – тот человек, который принимал самое непосредственное участие в реставрации памятника… В 1722 году произошло событие, которое внесло свой отрицательный вклад в сохранность иконы. Тогдашний настоятель Богородице-Рождественского храма XII века в Боголюбове, где хранилась святыня, велел растесать окна в храме, что в конце концов спустя время привело к обрушению здания. Как следствие – в середине иконы появился пролом древесины. Лик, к счастью, оказался не задет. То, что икона сохранилась, хоть и пострадав среди глобального разрушения, было чудом.

http://pravoslavie.ru/159130.html

Название села Страшевичи произошло, по преданию старожилов, от расположения его в непроходимой лесной и болотистой местности, наводившей на путников страх. Приход села состоит из четырех селений: собственно села Страшевичи, деревень: Нового Каплина, Копыловки и Чемодурово. Прихожане принадлежат к крестьянскому сословию, занимаются земледелием. Всех прихожан по исповедным ведомостям 19012 г. значится 2065 душ обоего пола. В XVII и в начале XVIII вв., как упоминается в «Истории Орловской епархии», в селе уже существовал ветхий храм во имя апостолов Петра и Павла. В 1731 г. построен был деревянный храм во имя свв. Афанасия и Кирилла. Храм этот просуществовал до 1812 г., когда был перестроен старанием и на средства генерал-майора М. П. Бахтина. В 1831 г. помещик А. С. Бахтин, бывший церковный староста села Страшевич, на свои личные средства к существующему храму пристроил просторный и равный по величине самому храму придел, тоже деревянный, во имя Боголюбской Божией Матери. Он же построил и деревянную колокольню. В 1901 г. утвержден выработанный Строительным комитетом проект постройки нового каменного храма. В храме находилась до 1841 г. икона Боголюбской Божией Матери, особенно чтимая прихожанами. Икона помещалась в киоте с вызолоченною резьбою, под балдахином на четырех колоннах. Икона не была внесена в церковную опись и считалась собственностью рода Бахтиных. Когда между наследниками и причтом возник спор о праве владения иконою, дело высшею инстанциею суда было решено в пользу наследников Бахтина, и икона была из храма села Страшевичи перевезена в 1841 г. в церковь села Юрьевска Боровского уезда. В 1845 г. архимандрит Боголюбова монастыря Феофил, справившись предварительно у причта о размере киота, в котором помещалась икона, прислал им точный список иконы Боголюбской Божией Матери, каковая икона и поставлена была на место взятой из храма. Замечательна также по своей древности икона-складень Смоленской Божией Матери. Часовен в приходе нет. При церкви помещается вместе с церковною караулкою здание земского сельского училища. Капиталов на содержание храма не имеется, так как бывший церковный капитал в 7 013 руб. вместе с попечительским в 1 068 руб. обращен в строительный.

http://sobory.ru/article/?object=00684

Л., 1970; Живопись домонгольской Руси/Авт.-сост. О. А. Корина. М., 1974. 5. С. 16-17, 37-39; Овчинникова Е. С. Московский вариант «Богоматери Боголюбской»//Дри. М., 1975. [Вып.:] Зарубежные связи. С. 333-353; Грабар А. Н. Заметка о методе оживления традиций иконописи в рус. живописи XV-XVI вв.//Тодрл. 1981. Т. 36. С. 289-294; Анисимов А. И. О древнерус. искусстве: Сб. ст. М., 1983. С. 88, 175-176, 325, 397-398, 440; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesikonen Russlands: Gnadenbilder, Legenden, Darstellungen. Bonn; Bad-Godesberg, 1985. S. 16, 19, 31-32; Романова М. В. Уникальное произведение живописи домонгольской Руси//Рус. искусство XI-XIII вв.: Сб. ст. М., 1986. С. 62-72; Ebbinghaus A. Andrej Bogoljubskij und die «Gottesmutter von Wladimir»//Russia Mediaevalis. 1987. T. 6/1. S. 182 ff.; idem. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 98-99; Vzdornov G. I. Frühe Russische Ikonen//Russische Ikonen: Neue Forschungen. Recklinghausen, 1991. 13. S. 110-112 (рус. вариант: Вздорнов Г. И. Ранние рус. иконы//VI науч. чтения памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2002. 15. С. 30); Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Коломна, 1993. С. 349-351, 351-355 [чтимые списки]; Агроскина Е. А. Неизвестный художник XVII в. Николай Соломонов//ПкНо, 1994. М., 1996. С. 210-221. [Боголюбская икона Н. Соломонова: С. 215-217]; Маханько М. А. «Богоматерь Боголюбская»: Об использовании древних иконографических изводов в иконописи XVI в.//Искусствознание. 1998. 2. С. 240-261; Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси, 1920-1930-е гг. М., 2000. С. 195, 211, 227, 233, 245, 282; Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерус. икон XI-XIV вв.: Происхождение, символика, худож. образ. М., 2000. С. 133-136, 162, 199-220; она же. Боголюбская икона Богоматери в XII-XIII вв.//Дри. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап. Европа: искусство и культура: Посвящ. 100-летию со дня рожд. В. Н. Лазарева (1897-1976).

http://pravenc.ru/text/149497.html

Согласно менее распространенному преданию, известному по надписи на гравюре с изображением «Богоматери Боголюбской» 2-й пол. XVIII в. ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 1221. С. 486-491), чудотворный образ принадлежал к числу икон, написанных евангелистом Лукой. То же предание отождествляет Б. и. с образом Богоматери Пирогощей в Киеве. Почитание Нек-рые исследователи, несмотря на отсутствие прямых свидетельств, говорят об особом почитании Б. и. в XII в. (Н. Н. Воронин, Е. С. Медведева, М. В. Щепкина), связывая эту икону с формированием на Руси праздника Покрова Пресв. Богородицы . О судьбе и почитании Б. и. в XIII-XIV вв. известно мало. Предположительно к XIV в. относится возникновение чтимой иконы Богоматери, известной под названием «Боголюбская», находившейся с XVII в. в Благовещенском соборе Московского Кремля (утрачена в 1812). Этот небольших размеров образ (ок. 44,5 ´ 26,7 см) принадлежал к числу домашних святынь великих князей и царей. Сохранившиеся детали драгоценного убора, частично относящиеся к кон. XIV в. (венец), а также описи храма позволяют судить об иконографии утраченной иконы. По мнению Стерлиговой, икона являлась списком с Б. и. (Богоматерь была представлена в молении; изображения свитка, Спасителя в небесном сегменте и Деисуса отсутствовали) и была связана с родом суздальско-нижегородских князей; в Москву могла попасть с Евдокией Димитриевной, дочерью кн. Димитрия Константиновича суздальского, женой вел. кн. блгв. Димитрия Донского. В то же время создание этой иконы могло быть связано с темой заступничества Богоматери за человеческий род и за заказчика иконы, а не с почитанием иконы из Боголюбова. Боголюбская икона Божией Матери (“Моление о народе”). 2-я пол. XVI в. (ГИМ) Боголюбская икона Божией Матери (“Моление о народе”). 2-я пол. XVI в. (ГИМ) Встречающиеся в лит-ре сведения о почитании Б. и. в Москве XV-XVI вв., как правило, имеют гипотетический характер. Так, икону, находившуюся в кремлевском Сретенском соборе, затем попавшую в собор Спаса на Бору, было принято связывать с эпохой вел.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Боголюбская икона была одной из самых первых, переданных в 1990-х годах сотрудниками музея в ведение Владимиро-Суздальской епархии. И соглашение о передаче памятника Владимирскому Свято-Успенскому монастырю предусматривало, что принимающая сторона обеспечит его сохранность и создаст оптимальный для него температурно-влажностный режим. — В монастыре ежедневно ведется журнал наблюдений за тем, где, когда и как надо проветривать помещение главного собора. Вплоть до того, какую форточку в какое время открывать. Ковчег, в котором находилась икона, работал автономно: если внутри него увеличивалась влажность, он эту влагу забирал; как только становилось суше, он ее отдавал. Но в самом помещении храма, в целях экономии электроэнергии, монастырь отключил специальные осушители, которые регулировали температурно-влажностный режим в помещении. Это способствовало нарушению микроклимата в витрине Боголюбской иконы, — говорит Ольга Петрова, главный хранитель фондов ВСМЗ. – Конечно, монахини монастыря очень переживают. Это чувствуется. Звонят, справляются о состоянии иконы, молятся о ее благополучии. Думаю, ситуация с Боголюбской иконой Божией Матери нас многому научит. Среди основных причин обострения болезни святыни специалисты называют также и замену в храме, где находилась икона, без обсуждения на научно-методическом совете прежних полов на полы гранитные и, как результат, нарушение условий ее содержания. В течение прошлого столетия «Боголюбская Богородица» проходила четыре курса лечения. И в 1918 году, перед первой реставрацией, комиссия под Руководством И.Э. Грабаря сделала такое заключение: «Глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя. После первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника». «То, что икона Боголюбской Богородицы существует, — уже само по себе чудо!» — убеждены и реставраторы, и священники.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-ka...

Боголюбская икона Божией Матери Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. 1 июля, 2012 Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. Портал «Слово» К числу немногих сохранившихся домонгольских икон относится чудотворный образ Богородицы Боголюбской , иконы, написанной по воспоминанию о чудесном явлении Божией Матери. В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в десяти верстах от Владимира,   повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества. Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikony-bo...

У северной стены храма находилось Распятие Господа Иисуса Христа с изображениями предстоящих Божией Матери и святого Иоанна Богослова, «украшенными стеклянными камнями и позлащенными резными звездами, устроенное во весь рост, осеняемое рипидами, которые поддерживают по сторонам изображенные Ангелы. Над венцом Спасителя находится разное малое изображение сидения Христа одесную Отца, по сторонам, в сиянии, два резные венца, один терновый, другой царский; пространство между крестом и предстоящими занято резными изображениями зданий града Иерусалима, гор каменистых, разноцветных путей, растений и плодов Палестины. По углам находятся резные изображения четырех Евангелистов…» . Перед правым клиросом, на особом аналое располагалась серебряная рака с частицами мощей преподобной Марии Египетской и святого благоверного князя Михаила Тверского. На одной из сторон раки содержалась следующая надпись: «Сия рака устроена тщанием Московской купеческой дочери девицы Марии Дмитриевны Лухмановой, в вечное поминовение. Ноября 15 дня 1844 года» . В приделе святого Иоанна Предтечи иконостас деревянный, в один ярус, местами с резьбой, местами вызолоченный. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя с предстоящими преподобными Сергием и Варлаамом, икона Рождества святого Иоанна Крестителя. По левую сторону – Боголюбская икона Божией Матери, на северных вратах икона архистратига Михаила . В церкви святителя Николая Чудотворца иконостас деревянный, в три яруса с резьбой. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя, сидящего на престоле, на южной двери икона превосвященника Аарона, за ней – икона святого Николая. На южной стене – икона Сретения Господня. По левую сторону от царских врат – Владимирская икона Божией Матери, на северной двери – икона святого царя и священника Мельхиседека, затем икона святого Димитрия Солунского. На северной стене – икона Всех Святых. На южной стороне в киоте за стеклом – икона святого Иоанна Воина, на южной же стене за правым клиросом – икона святого князя Михаила Тверского и преподобной Марии Египетской.

http://pravoslavie.ru/67954.html

е. выходили в свет и продолжают публиковаться следующие периодические издания: «Владимиро-Суздальский благовест» (1991-1992), «Вести из епархии Владимиро-Суздальской» (сер. 90-х гг. XX в.), «Свет милосердия» (1999), «Православный Суздаль» (1998-2001), «Православная газета для простых людей» (с 1988), «Свет истины» (с 2001), «Монашеский листок» (изд. муромским Спасским мон-рем с 1999), «Информационный бюллетень Владимирского епархиального управления» (с 2004), ж. «Свет невечерний» (с 2001). На областном телевидении выходит в эфир программа «Православные беседы». Публикуются нравственно-просветительские брошюры, жития новопрославленных святых, переиздаются исследования владимирских краеведов XIX - нач. XX в., посвященные иноческим обителям Владимирского края, выходят в свет новые исследования по церковной истории Владимирской земли. Свящ. Сергий Минин Святыни и крестные ходы Чудотворные иконы Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. (ГВСМ; Княгиня мон-ря) Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. (ГВСМ; Княгиня мон-ря) Главная святыня Владимирской земли - Владимирская икона Божией Матери с 1158 до 1480 г. с перерывами пребывала в Успенском соборе Владимира, в 1480 г. она была окончательно перенесена в Москву. Древнейший чтимый список иконы «в меру и подобие» был создан, вероятно, прп. Андреем Рублёвым в кон. XIV - нач. XV в., до 1923 г. находился во владимирском Успенском соборе, в наст. время хранится в ГВСМЗ. Боголюбская икона Божией Матери (3-я четв. XII в.) - 2-я по древности и почитанию святыня В. е.- первоначально помещалась в соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы Боголюбского мон-ря близ Владимира, в наст. время находясь на хранении в ГВСМЗ, с 1992 г. помещается в Успенском соборе Княгинина мон-ря. Др. чудотворный образ Божией Матери, находившийся в Успенском соборе,- Максимовская икона (1299), написанная после видения митр. Максиму во сне Богоматери, ныне также хранится в ГВСМЗ. В храме вмч. Пантелеимона в пос. Городищи находится мироточивая икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

http://pravenc.ru/text/154964.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010