Архив Икона Божией Матери Боголюбская Празднование 18 июня/1 июля Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога. Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Боголюбской Икона Божией Матери Боголюбская Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-С венская... К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности. Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году - в Москву). Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему. Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

http://pravoslavie.ru/put/050701103326.h...

Курская Коренная икона Божией Матери: история возникновения Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. 20 марта, 2011 Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. Содержание статьи Изображение обложки: Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии» Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская) – самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви. Подробнее в статье! Курская Коренная икона Божией Матери – одигитрия русского рассеяния 12 сентября делегация Русской Православной Церкви за границей впервые за почти 90 лет приносит в Россию Чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. Введение Курская Коренная икона Божией Матери Курская Коренная икона Божией Матери, именуемая «Знамение,» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи,» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение,» появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная. О ней мы подробно расскажем в следующей главе. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Продолжается Боголюбский крестный ход Сопредседатель Движения «За веру Православную» Павел Безукладичный рассказал о посещении крестоходцами храмов и монастырей 28.06.2011 996 Продолжается Боголюбский крестный ход . О его движении 27 и 28 июня «Русской народной линии» после литургии в храме святителя Николая в Толмачах, где хранится чудотворная Владимирская икона Божией Матери, рассказал сопредседатель Международного общественного движения в защиту православного образа жизни «За веру Православную» Павел Безукладичный : «Вчера Боголюбский крестный ход посетил несколько монастырей. Ночевали мы в Свято-Тихоновой пустыни, где утром отслужили литургию. В обители реставрируется несколько храмов, и только сейчас закончено восстановление храма Владимирской иконы Божией Матери. Именно к этому моменту чудесным образом попали мы в монастырь и по благословению настоятеля вместе со священством отслужили молебен в этом только что восстановленном храме. Через неделю в нем состоится освящение алтаря. Далее Крестный ход доехал до Малоярославца, где мы отслужили молебен в главном городском храме Казанской иконы Божией Матери. После этого мы переехали в Малоярославецкий женский монастырь, где также отслужили молебен в храме Казанской иконы Божией Матери. Промыслительно, что мы отслужили в этот день молебен в трех храмах Казанской иконы Божией Матери в разных городах. Это очень красивый монастырь. При нем существует приют, в котором живут около 50 детей разного возраста. В приюте очень благостная атмосфера, хорошо обустроенные классы. Дети занимаются музыкой, приютский хор участвовал во многих конкурсах, в т.ч. международных. Воспитатели всячески пытаются сделать так, чтобы дети забыли о том, что они сироты; здесь они окружены такой заботой, что чувствуют себя, как дома. Потом крестоходцы переехали в город Боровск, в Свято-Пафнутьевский Боровский мужской монастырь. Это очень древний монастырь (XV век), в котором находятся мощи преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца. Нас встретило духовенство обители, мы отслужили молебен. Здесь мы заночевали, а утром, после литургии, произошло еще одно событие, которые мы считаем самым важным в этом крестном ходе: одним христианином на земле стало больше.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/06/28/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой Андрей Боголюбский и будущее России 03.12.2013 488 Время на чтение 10 минут Фонд имени Андрея Боголюбского намерен решать не только задачи объединения всех, любящих Россию и живущих в ней, но и нести апостольскую миссию. Ярким свидетельством тому стало событие, на первый взгляд, ординарное - очередной отчет перед Попечительским советом и партнерами о деятельности Фонда за год. Собрание состоялось 26 ноября в Московском Доме национальностей (старинный особняк Куракиных вблизи Садового кольца). С неподдельным интересом услышали рассказ, проиллюстрированный визуальным и видеорядом, попечители Фонда: Председатель Попечительского Совета Александр Макеев, Президент Фонда Ольга Тюрина, вице-президент фонда Елена Гильманова, его Преосвященство епископ Воскресенский Савва - настоятель Ново-Спасского монастыря в Москве , викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священнослужители, представители Белорусского Экзархата, Игорь Самохвалов и Николай Немчинов - руководители Высшего Совета Ассоциации «Витязи», руководитель движения «За Веру Православную» Павел Безукладичный, руководители Фонда «Колыбель-Тейково» Игорь Черемушкин и Лариса Белова. Князь Андрей Боголюбский, чья икона освящала благодатью собравшихся, казалось, сам принимал отчет о проделанной работе. И первую задачу, с которой Фонд успешно справился, подчеркнул Владыка Савва, отметив: «Фонд Андрея Боголюбского проводит ту деятельность, которая была осуществляема святым благоверным князем Андреем Боголюбским - объединение. Многие участники, попечители, трудящиеся в своей деятельности эту задачу выполняют, ибо призывают к единству вокруг добрых дел, как то: помощь детям в Тейково с рождением ребенка, помощь монастырям. И это единение вокруг тех дел, которые спасают жизни, спасают храмы, монастыри и помогают нашей необъятной Родине иметь какую-то перспективу. Если мы это единство с вами утратим, то перспективы у России никакой не будет, поскольку то, что святый князь Андрей Боголюбский созидал, - объединяло. А сейчас в нашем обществе есть разъединение». Владыка Савва, обращаясь к собравшимся, сказал простые слова: «В процессе заседания я увидел, что Фонд Андрея Боголюбского попытался людей призвать к тому, чтобы они посмотрели друг другу в глаза, поучаствовали в Крестном ходе, сделали какое-то доброе дело для проповеди Иисуса Христа, поскольку Крестный ход - это и есть проповедь, в процессе которой и мы слышим Слово Божие, проповедь священника, и сами являемся участниками, хотя могли бы находиться и в отдаленном расстоянии».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбове, Владимирской области (1157) 18 июня/1 июля 1 июля, 2008. Редакция " Правмира " Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св. Икон, узнал он, что в Вышгородском девическом монастыре совершается нечто дивное, непостижимое для них, с иконой Богоматери, написанной, как говорит предание, Евангелистом Лукою и привезенной из Константинополя купцем Пирогощею. Св. Икона то сама собою переносилась в храме с одного места на другое, то стояла среди церкви на воздухе, как бы ища себе достойного места. Источникк: Храм Христа Спасителя Чтимые списки с Боголюбской  иконы: Московская (1157); Зимаровская (XIII). Среди других списков: Угличиская (1654), Юрьевская (1771),  ульская (1771), Козловская (1771), Елатемская (1771), Усманская (1831), Тарусская (1848 и 1870). МОЛИТВОСЛОВИЯ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ «БОГОЛЮБСКАЯ» О БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский родился в 1110 г. в Суздале, который был удельным княжеством его отца. Но свою молодость он провел в Киеве, где, то защищая русскую землю от иноплеменных врагов, то сражаясь за честь своего отца, стремившегося к великокняжескому престолу, прославил свое имя подвигами храбрости и неустрашимости в битвах. В 1155 г. Георгий Владимирович наконец сел на великокняжеском престоле в Киеве, а Андрея посадил в Вьшгороде, чтобы иметь сына усердным помощником и чтобы передать ему после смерти великокняжеское достоинство. Но сын был других мыслей. Театр алчнаго властолюбия, злодейств, грабительств, междоусобного кровопролития, Южная Русь, опустошаемая огнем и мечем, иноплеменниками и своими, казалась князю Андрею обителью скорби и предметом небесного гнева. Ему хотелось на свою родину — Ростовско-Суздальскую область, где народ еще не изъявлял мятежного духа, не судил и не менял Государей, но мужественно сражался за них и повиновался им. Желание князя исполнилось. Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Елена Николаевна Мейендорф вписана в наши сердца 02.11.2014 953 Время на чтение 6 минут В тысячах сердец людей на разных концах планеты живет память о баронессе Елене Николаевне Мейендорф, ушедшей от нас в марте этого года. Вечер памяти в её честь под эгидой и по инициативе Фонда Андрея Боголюбского состоялся в Зальцбурге, где долгие годы жила и трудилась баронесса. С общественной российской организацией Фонд Андрея Боголюбского сотрудничала и дружила Елена Николаевна, возглавляя в Зальцбурге Центр Русской Культуры. Она входила в состав Попечительского Совета Фонда. Об этом аспекте плодотворной деятельности Елены Николаевны рассказала, открывая вечер памяти, президент Фонда Андрея Боголюбского Ольга Тюрина. Почему именно 11 октября состоялся памятный вечер, Ольга Тюрина пояснила: «Этот день выбран нами намеренно, 8-го октября в русской православной церкви отмечается день памяти преподобного Сергия Радонежского - покровителя Центра русской культуры в Зальцбурге, основанного баронессой, а 14 октября Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и храм в Зальцбурге, где много лет Елена Николаевна являлась прихожанкой, назван в честь этого Праздника». По согласованию и при поддержке большого друга Елены Николаевны, скрипача Луца Лесковица, вечер памяти состоялся в историческом зале дворцового ансамбля «Мирабель», где играл свои сочинения юный Моцарт. Казалось, гений Вольфганга Амадея Моцарта с его неистребимым восторгом к жизни витал в тот вечер в зале дворца, где собрались родственники, друзья, знакомые и почитатели этой необыкновенной женщины, умевшей объединять абсолютно разных людей в их любви к Богу, к жизни, ко всему светлому и прекрасному в этом мире. Когда зал затих в ожидании встречи с памятью о человеке, в уход которого всё еще не хочет верить душа, наступило время общей молитвы, с которой неизменно начинала каждое благое дело Елена Николаевна. На вечер была привезена из Мюнхена необыкновенная икона Николая Чудотворца. Елена Николаевна очень хотела увидеть эту икону, и вот икона прибыла в Зальцбург для участия в вечере и воскресной литургии на следующий день. Приобретенная в конце 19-го века Великой Княгиней Елисаветой Федоровной икона Николая Угодника была принесена ею в дар иерусалимскому храму Александра Невского «На Раскопках» при Александровском подворье после трагической гибели ее супруга Великого Князя Сергия Александровича. Елисавета Федоровна назвала и величала образ как «Николай Утешитель», и сие название сохранилось по сей день.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/03/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие» Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины просят Патриарха Кирилла благословить проведение Крестного хода в память св. блгв. князя Андрея Боголюбского 08.04.2011 466 Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины обратились к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой благословить проведение Крестного хода в память святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Как отмечается в сообщении, поступившем в нашу редакцию, в текущем году исполняется 900 лет со дня рождения основателя Боголюбского монастыря и великого исторического деятеля Руси благоверного Великого князя Андрея Боголюбского. В связи с чем представители общественности обращаются к Предстоятелю Русской Церкви с просьбой преподать архипастырское благословение на организацию и проведение Крестного хода по пути следования благоверного Великого князя Андрея Боголюбского с Владимирской иконой Божией Матери из г.Вышгорода – пригорода г.Киева ( Украина ) до пос. Боголюбово – пригород г.Владимира (Россия). Предполагаемое время проведения Крестного хода с 24 мая по 1 июля сего года. «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие, ибо будущая слава Владимира, как столицы древнерусского государства началась именно отсюда – из Боголюбова града, Боголюбова монастыря. Святой благоверный Великий князь Андрей Боголюбский был первым после святого равноапостольного Великого князя Владимира созидателем и устроителем Русской земли», - отмечается в пресс-релизе. «В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, " мизинный " как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирской и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской. Эта икона – первая писанная на Руси. В течение веков от нее происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей г. Владимира от моровой язвы, в память о чем был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 30 июня из г. Владимира в Боголюбский монастырь», - напоминают инициаторы Крестного хода.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/08/et...

Закрыть itemscope itemtype="" > История византийской Владимирской иконы Богоматери И ее влияние на русскую иконографию 07.09.2023 1258 Время на чтение 11 минут Согласно легенде икона Владимирской Богоматери попала в Константинополь из Иерусалима в V в. н. э. при Императоре Феодосии. На Руси икона привезена из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году. При нашествии полчищ татарского хана Батыя, когда 7 февраля 1237 года Владимир подвергся страшному разорению, икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем. История Боголюбской иконы Божией Матери прямо взаимосвязана с Владимирской и является одной из древнейших чудотворных икон Древней Руси, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о Ее явлении ему. Св. блг. кн. Андрей Боголюбский увозит Владимирскую икону Божией Матери из Вышгорода во Владимир. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в. Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому Возрождению (1057 – 1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение. Владимировская икона. XII в. Константинополь (?). По церковному преданию икону написал евангелист Лука Изображение относится к типу Елеуса (греч. милующая от λεος – сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление – один из основных типов изображения Божьей Матери в византийской и древнерусской иконописи. Среди чтимых константинопольских икон базилики Богородицы во Влахернах мог быть образ Богородицы «Ласкающая», возможным его списком некоторые исследователи (О.Е. Этингоф. «Образ Богоматери», М., 2000г., С.,149) признают Владимирскую икону Божьей Матери. Одним из аргументов в пользу этой версии выступает близость форм почитания обеих икон в Византии и на Руси. Они обе были выносными, связанными с традицией пятничных крестных ходов из Влахерн в Халкопратию.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

мария Хорькова, ефим эрихман Такой ее видел князь Андрей: Боголюбская икона после 100-летней реставрации На выставке в центре им. Грабаря в 2016 году можно было увидеть подлинный лик Боголюбской иконы Божией Матери Значение этого образа переоценить невозможно: икону Божией Матери, названную позднее Боголюбской, заказал князь Андрей Георгиевич в 1158 году после чудесного явления ему Богоматери недалеко от Владимира. Эта икона стала одной из самых почитаемых святынь и, что удивительно, дошла до наших дней. Икона много раз была на грани гибели, но героические усилия нескольких поколений реставраторов дают надежду на то, что этот шедевр древнерусского искусства увидят и наши внуки. Икон домонгольского периода сохранилось немного: всего около 30. Поэтому открытие первоначального живописного слоя Боголюбской иконы – значимое событие. Сотрудники ВХНРЦ им. Грабаря отметили это событие «Публичным отчетом о реставрации» – по сути, увлекательной выставкой. Правда, подлинник иконы на ней не представлен. Почему? Это долгая история… Благословение Патриарха Тихона и разрешение революционного правительства Когда члены реставрационной комиссии под руководством Игоря Грабаря в 1918 году впервые сняли металлический оклад с Боголюбской иконы, они испытали шок: икона была черной, крошилась, по поверхности ползали живые личинки… Это была, по словам реставратора Александра Анисимова, «археологическая руина». Спасти икону ученые не надеялись. Тем не менее, реставраторы сделали всё, что могли: очистили и укрепили доску, сфотографировали икону, вложили ее вновь в киот и вернули в Боголюбский монастырь. Как это было возможно в неспокойном 1918 году? В первую очередь, благодаря героическим усилиям Игоря Грабаря. С одной стороны, художнику удалось убедить революционное правительство в необходимости сохранять и реставрировать иконы. С другой – заручиться письменным благословением Патриарха Тихона. «Желаю успеха этому полезному для Святой Церкви начинанию. Призываю благословение Божие на тружеников науки», – написал в документе Патриарх.

http://pravmir.ru/creative/takoy-ee-vide...

Мичуринск. Кафедральный собор Боголюбской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Решение о строительстве собора было принято в 1848 году, заложен в 1849 году. Собор строился в течение 24 лет по проекту знаменитого архитектора К.А. Тона в знак благодарности Пресвятой Богородице за избавление от эпидемий холеры 1831 и 1847 годов. По исполнению является копией московского Храма Христа Спасителя. Значительная часть денежных средств на постройку была пожертвована козловским купцом Герасимом Вороновым. Собор способен вместить до пяти тысяч прихожан. Церковь в честь иконы Божией Матери " Боголюбская " сооружалась с 1849 по 1873 гг. В 1848 г. козловское городское общество приняло решение о строительстве храма как памятника милосердию Богоматери, покровительницы Козлова во время эпидемий холеры в 1831 и 1847 гг. В то время в церковной архитектуре господствовал русско-византийский стиль, создателем которого был знаменитый русский архитектор К.А. Тон. Построенная по его проекту в Петербурге в 1834-1842 гг. церковь в честь Введения в святой храм Пресвятой Богородицы явилась прообразом храма Христа Спасителя, заложенного в 1839 г. Следующим воплощением проекта Тона стал Боголюбский храм в Козлове. Средства, необходимые для столь масштабного строительства, были собраны жителями Козлова. Длительный срок возведения храма объясняется сильным пожаром 1865 г., уничтожившим половину города. Только в 1871 г. началось оформление интерьера храма и устройство иконостасов, а в 1873 г. завершилось строительство. Храм представляет собой величественное сооружение с типичными для древнерусской архитектуры деталями: куполами, закомарами, барабанами. Здание в плане квадратное, обширное подкупольное пространство освещается шестнадцатью окнами барабана большого купола. В смутные годы уничтожения церковных святынь Боголюбский храм избежал разрушения. В1990 г. был возвращен Русской Православной Церкви. Источник: сайт «Тамбовский государственный технический университет» Козлов (Мичуринск). Боголюбская церковь бесприходная, каменная, построена на добровольные пожертвования граждан г. Козлова, освящена в 1873 году. Престолов три: главный - Боголюбской иконы Божией Матери, придельные – Сретения Господня и преподобного Сергия Радонежского. Имеется местно чтимая Боголюбская икона Божией Матери. Церковно-приходское попечительство есть, опись церковного имущества имеется. Женская богодельня, содержимая на средства церковного старосты Павперова.

http://sobory.ru/article/?object=11321

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010