[И у Греков снимались копии с Одигитрии (как у нас теперь снимаются копии с икон Владимирской и Иверской), см. например, Миклошича Acta Patriarchat. Const. I, 198 и 413.] 5 . Владимирской Божьей Матери, находящаяся в Москве, в Успенском соборе. Из сказанного выше видно, что икона приобретена из Константинополя или Мстиславом Владимировичем или его братом Юрием Долгоруким. Андрей Юрьевич Боголюбский, в 1155г. ушедший от своего отца из Киева в родовую Суздальскую область, взял с собой икону из Вышгорода (в котором, значит, она перед тем находилась). В Суздальской области, избрав вместо Суздаля новую столицу себе в городе Владимире, Боголюбский в последнем поставил и икону, которую великолепнейшим образом украсил 819 и для которой соорудил великолепнейшей храм. Боголюбский брал с собой икону в военные походы и ей приписывал свои победы (поход на Камских Болгар 1164г.,– Лаврентьевская летопись). Летописцы до-монгольского периода неоднократно называют икону чудотворной 820 . В 1287г. при взятии и разграблении Владимира Татарами она лишилась своих украшений, быв последними содрана. В 1395г., по случаю грозного нашествия на Россию Тамерлана, икона принесена была из Владимира в Москву, в которой навсегда и осталась 821 . С которой из трёх названных выше греческих икон была списком наша икона, не можем сказать; но с вероятностью думаем, что с той же Одигитрии Константинопольской. 6 . Божьей Матери Полоцкая, Евфросиньинская. Преподобная Евфросиния основала в Полоцке (в половине XII в.) два монастыря – женский и мужской. Для одного из своих монастырей,– женского,– по словам её жития, она испросила у императора греческого ту из трёх икон Божьей Матери, написанных евангелистом Лукой, которая находилась в Эфесе (подробнее см. ниже, в главе о монастырях). Это, очевидно, должно понимать так, что Евфросиния приобрела себе из Греции копию с иконы. При этом под иконой, как заставляют думать некоторые признаки (укажем их ниже, там же), нужно разуметь не Ефесскую, а ту же Константинопольскую Одигитрию 822 . (Женский монастырь Евфросиньин существует до настоящего времени; но сохраняется ли в нём наша икона, остаётся нам неизвестным).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Закрыть itemscope itemtype="" > На храме Великого князя-мученика Андрея Боголюбского установлена главка с крестом 29.12.2014 383 В это воскресенье на территории новой Москвы (г. Московский) состоялось знаменательное событие, сообщает пресс-служба Фонда Андрея Боголюбского. Отец Илия, настоятель будущего храма, обратился к жителям с просьбой всем ходить в храм, молиться и нести свой крест со смирением и терпением. Это испытание каждому - носить свой крест. О.Илия рассказал, как они 19 часов везли главку с крестом из Софрино, стоя в пробках. Сергей Иванович Смоля, глава прихода и глава администрации, рассказал, что это уже четвертый храм на территории поселения Московского, он закладывал Храм Святителя Тихона в деревне Говорово, храм Рождества Пресвятой Богородицы на территории Ульяновского совхоза, храм в честь образа Богородицы «Неувядаемый цвет», а также обратился с просьбой к жителям микрорайона об участии в строительстве храма. Пока устанавливали краном главку, люди, стоящие внизу, пели молитвы. У всех была радость. От фонда Андрея Боголюбского были розданы иконки образа Владимирской Божией Матери, а также была подарена храму первая настенная икона Божьей Матери Всецарица, которую бригадир строителей укрепил на стене храма, и к ней все приложились. Представители Фонда просят по возможности оказать финансовую помощь в строительстве храма. В храме Установка главки Руководители Фонда и священники в храме Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/29/na...

– Считается, что при той реставрации были допущены ошибки, которые чуть было не привели к гибели иконы. Это так? – Всегда есть какие-то компромиссы… Икона тогда была в ужасающем состоянии. Во время подготовки к реставрации мы работали в архивах, в том числе в архиве Третьяковской галереи. У них хранятся документы о состоянии иконы после снятия с нее оклада: это было просто крошево, даже были живые личинки жука-точильщика. 1918 год, июль. И что можно было сделать в тех условиях?! При общем недоброжелательстве к такому делу, да просто агрессии. Вы только представьте себе, как они работали! Помните фильм «Собачье сердце»? Там был приблизительно такой же сюжет. Георгиевский, один из членов этой команды, просил в письме Грабаря выправить ему такую бумагу, чтобы его не досматривали в поезде, потому что он везет фотопластинки, которые частично не проявлены, а если их будут открывать, будет испорчена вся съемка. Он практически тем же текстом просил, как профессор Преображенский: «Дайте мне такую бумагу, чтобы она была настоящей броней для меня». Боголюбская икона после снятия оклада в 1918 г. Боголюбская икона после снятия оклада в 1918 г. Фрагмент Боголюбская икона после снятия оклада в 1918 г. Фрагмент А когда другие члены этой экспедиции уже уехали, квартиру Георгиевского обокрали, и он писал им: не могу сейчас к вам приехать, потому что у меня тут такое происходит… А вот что пишет сам Грабарь своей супруге: «…мы получили немножко денежек, тут, во Владимире, очень сытный рынок, купим продукты, привезем домой…» Потому что в Москве тогда не было еды. И в этих условиях они доставали материалы, работали! Было, к тому же, ограничено время работы: они начали 19 июля, а закончили работу с Боголюбской иконой где-то 10 сентября. В этот промежуток, достаточно небольшой, такой объем работы проделать! А икона большая: 185 см на 105. Они работали, конечно, в несколько рук, такими бригадами. И самая главная их задача была спасти икону – укрепить как-то красочный слой, чтобы он совсем не осыпался.

http://pravoslavie.ru/94897.html

Чудеса от святыни, ее всенародное почитание и воздействие на икону внешних неблагоприятных факторов оказывались рядом. В 1772 году, после чудес, связанных с исцелением от моровой язва (чумы) Владимирской губернии, начались ежегодные крестные ходы со святыней, которые могли длиться несколько месяцев, так что икона находилось и под дождем, и под прямыми лучами солнца. Серьезное испытание с точки зрения сохранности памятника, которое могло выпасть только на долю особо почитаемых икон… Икона «Богоматерь Боголюбская» в Боголюбском монастыре. 1900 г. В 1918 году икона оказалась в руках профессиональных реставраторов Комиссии по сохранению и реставрации памятников. После того как монастырь в 1922 году был расформирован, Боголюбская икона с серебряными ризами оказалась единственной не изъятой «церковной ценностью» – ее передали в боголюбовский же храм святых праведных Иоакима и Анны, который, в свою очередь, был закрыт в середине 1930-х годов, когда икону перевезли в Успенский собор во Владимире. После войны образ сначала находился в исторической экспозиции во Владимире, потом около 20 лет реставрировался в Москве. Затем памятник вернулся во Владимир, а после был помещен в специальную экспозицию в Княгинином монастыре. Получается, что и в прошлом веке у древнего памятника не было спокойной жизни. Монтаж экспозиции в Княгигином монастыре. 1990-е гг. – В 1992 музейное сообщество приняло решение передать икону Церкви, в то время как раз передавали и сам монастырь, – рассказывает Александр Горматюк, – что и было сделано по специальному договору о временном хранении. Для сохранения иконы была изготовлена самая прогрессивная на тот момент специальная капсула. Но в самом храме условия оказались неблагоприятными: внутри храма влажность часто оказывалась повышенной, весной она могла достигать даже 90%. В такой ситуации никакая капсула спасти не может, у нее все-таки ограниченные возможности. На праздники икону украшали венками из живых цветов. Понятно, что это делалось по незнанию, но состояние иконы становилось все хуже. О том, что образ в опасности, неоднократно сообщали и местные реставраторы, и хранители музея, которые регулярно осматривали икону. Нас, сотрудников Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ), на этом этапе подключили только в 2009 году, когда уже были выявлены очевидные проблемы: отставание красочного слоя, появление на иконе плесени.

http://pravoslavie.ru/159130.html

Князь Андрей полюбил основанную им обитель. Здесь он часто уединялся для молитвы, особенно после того как внезапно умер его двадцатилетний сын Глеб. После гибели самого князя от рук заговорщиков в 1174 году Боголюбский монастырь был разграблен, однако Боголюбская икона осталась невредимой. Свято-Успенский Княгинин женский монастырь, фото http://mapatia.com В XV веке, в годы правления великого князя Василия II Темного (1415–1462), с нее был сделан список. При царе Феодоре Алексеевиче (1661–1682) в 1680 году чудотворный образ был украшен золотым крестом. В 1771 году город Владимир был охвачен эпидемией чумы. В этот момент Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы Ее икона из Боголюбова была принесена во Владимир. В самом монастыре и рядом с ним чумы не было. После того как образ доставили во Владимир, чума прекратилась и там. В честь чудесного избавления от страшной эпидемии был установлен обычай – ежегодно переносить чудотворную икону из Боголюбова во Владимир. В 1820 году владимирцы украсили образ богатой ризой. По преданию, икона помогала и при эпидемиях холеры. Неоднократно от эпидемий чумы и холеры русские города спасали молитвы не только перед первообразом, но и перед списками Боголюбской иконы. Так было, например, во время эпидемий холеры в Юрьевском (1848), в Малоярославце (1848, 1853) и в Боровске (1853). История Боголюбской иконы в XX веке связана в основном с попытками сохранить ее в первозданном виде. Так, например, ее реставрация проводилась в 1946 году (увы, она оказалась неудачной), 1956, 1958–1976 годах. С 1992 года образ находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре города Владимира. В 1993 году для него была изготовлена герметичная витрина, позволявшая поддерживать необходимую температуру и влажность. В июле 1998 года икону поместили в новую витрину, где она пребывала до 4 июня 2009 года. В настоящий момент икона Божией Матери «Боголюбская» находится в специальной мастерской Владимиро-Суздальского музея, где ее надеются отреставрировать и снова выставить для всеобщего обозрения и поклонения.

http://foma.ru/bogolyubskaya-ikona-bozhi...

К числу древнейших и почитаемых московских икон Божией Матери принадлежала чудотворная икона «Одигитрия» из московского Вознесенского мон-ря (повторение к-польской чудотворной иконы), к-рая пострадала в пожаре и была переписана в 1482 г. мастером Дионисием (ныне в ГТГ). Под именем «Вознесенская» икона упоминается в летописях и московских соборных чиновниках (уставах) как равная по рангу чудотворной Владимирской иконе Божией Матери и участвующая с ней в городских крестных ходах. В 1518 г. в Москву была принесена из Успенского собора Владимира еще одна икона, называемая «Владимирская», как полагают исследователи, икона-заместительница (наместница) древней чудотворной Владимирской иконы. В 1519 г. эту икону-заместительницу вернули во Владимир с почестями, а в ее проводах с крестным ходом, согласно записи на л. 57 Устава церковного из московского Успенского собора, упоминается участие чудотворных Владимирской и Вознесенской икон ( Щенникова Л. А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» как «Одигитрия евангелиста Луки»//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 270. Примеч. 83). Боголюбская Московская икона Божией Матери с XVIII в. находилась над Варварскими воротами Китай-города (возможно, была размещена там при царе Петре I Алексеевиче). Образ, прославленный чудесами во время эпидемии чумы в 1771 г., представляет московских чудотворцев в молении Пресв. Богородице. Эта надвратная икона являлась заступницей и покровительницей города. В 1880 г. внутри Варварских ворот устроили часовню с шатровым крыльцом (архит. Н. В. Никитин), в которую поместили чудотворный образ, а над вратами - список, также прославившийся чудесами. В 1918 г. надвратная икона была перенесена в Воскресенскую ц. в Сокольниках, а оригинальный образ из часовни в 1923 г. оказался в Петропавловской ц. на Кулишках у Яузских ворот. «Благовещение Устюжское» икона Божией Матери - образ нач. XII в. До сер. XVI в. пребывал в Георгиевском соборе новгородского Юрьева мон-ря, откуда был привезен в Москву. Здесь, вероятно, он сначала стал храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а затем был перенесен в Успенский собор, где его пребывание зафиксировано описью 1627 г. В наст. время находится в ГТГ.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Когда прибыл во Владимир князь, то жители встретили его с великой радостью. После этого князь направился к Ростову: но в 10 вёрстах от Владимира остановились лошади, которые везли чудотворную икону, и не шли далее. Запряжены были другие лошади, но и те не трогались с места. Тогда князь начал молиться пред иконой, и, получив от Богоматери повеление – поставить икону во Владимире, он немедленно заложил тут храм Успения для пребывания чудотворной иконы. В 1160 году храм был окончен и великолепно украшен. Боголюбивый князь, обложив св. икону окладом из золота и серебра с драгоценными камнями, поставил её в новом храме во Владимире, и с тех пор икона стала называться Владимирской. После этого икона прославилась новыми и великими чудесами. По вере в благодатную силу иконы князей, воевод и воинов и всего народа она участвовала во многих походах Русского воинства. В 1164 году икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских болгар, которых он победил заступлением Богоматери. Перед сражением князь Андрей укрепил дух свой приобщением Св. Таин и молитвой пред чудотворной иконой Богоматери. «Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет», – так вопиял он к Ней в молитве. По примеру князя, и все воины усердно молились пред Её иконой и с верой в Её всесильную помощь отправлялись на врага. Болгары были разбиты, и после победы князь, прежде всего, принёс благодарственное молебствие Богоматери пред Её Владимирской иконой. После убиения князя Андрея Боголюбского в 1173 году, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил Боголюбов и Владимир, священник Николай, который прибыл с князем из Вышгорода, в полном облачении ходил с Владимирской иконой по улицам города, и мятеж скоро утих. Во время пожара, в 1185 году, 13 апреля, когда сгорел во Владимире соборный храм со всем его богатством, св. Владимирская икона сохранилась невредимой. Слава города Владимира возрастала и распространялась в течение всего времени, пока пребывала в нём чудотворная икона Богоматери. Когда же в Москве воздвигнут был храм во имя Пресвятой Богородицы (Успенский собор) и св. икона Владимирская была перенесена туда, тогда начала возвышаться Москва над всеми Русскими княжествами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

20 января 1994 г. в храме Апостолов Петра и Павла, что на старом кладбище города Калуги, начала мироточить Боголюбская икона Божией Матери. Написанная в 1990 году местным художником, икона порой покрывается благоухающими каплями. “Может быть, Господь призывает всех нас усилить молитвенные труды, — предполагает настоятель храма о. Анатолий, — потому как большею частью люди являются христианами чисто теоретически. Быть крещеным — еще не значит искренне верить…” (Калуга Вечерняя. 1994. 29 янв. — 4 фев. 3). Древняя Боголюбская икона была сооружена усердием св. благоверного Великого князя Андрея Юрьевича и изображает явление князю Пречистой, повелевшей устроить обитель. На этом месте, названном Боголюбовым, благоверный князь, молитвенник за землю Русскую, принял мученическую кончину 4 ⁄ 17 июля 1174 года. Спустя много веков в этот же самый день совершилось убиение Царственных Страстотерпцев. В 1994 г. в Калуге было создано сестричество во имя Казанской иконы Божией Матери, позже преобразованное в монастырь. Первоначально оно размещалось в небольшом доме на улице Тульской. На Страстной седмице 1994 г. сестры, занимаясь приготовлениями к Пасхе, ощутили необычный аромат и обнаружили, что мироточит икона Святой Троицы. Чудо продолжалось и в течение всей Светлой седмицы. Спустя год монастырь переехал в новое здание на ул. Дарвина, в котором некогда располагалось Духовное училище с церковью святителя Гурия Казанского. Восстановленный и освященный во имя того же святого храм ныне стал монастырским. В 1995 г. на Успение архиерей с несколькими священниками служил в храме акафист празднику. В середине службы к настоятельнице монастыря игумении Анастасии подошла одна из сестер и сказала, что мироточит икона святителя Николая. Матушка увидела, что вся икона покрыта росинками, словно после дождя. Икона мироточила так обильно, что пятна остались даже на стене. Это чудо было засвидетельствовано архиереем и всеми священниками, которые после службы помазывались источенным миром. Впоследствии однажды видели, как в храме мироточили почти все иконы и Распятие. (Сведения о чудесах в Калуге предоставлены В. А. Дьяченко и Н. Солдатенковой)

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Благочестивый царь Феодор Алексеевич в 1680 году украсил подлинную Боголюбскую икону золотым крестом. В 1771 году во Владимире была чума. Богоматерь, являясь некоторым людям, приказывала нести во Владимир из Боголюбова Свою икону. Надо заметить, что ни в монастыре, ни в расположенном около него селении язвы не было. И больные, пришедшие в Боголюбов к торжеству перенесения иконы, получали исцеление. Когда икону перенесли во Владимир, чума прекратилась. С тех пор установился обычай ежегодно 21 мая приносить икону из Боголюбова во Владимир. Вообще большую часть года ее носят по разным местам Владимирской губернии. Икона пребывает в 10 верстах от города, в Боголюбовом монастыре. Писанная на кипарисе, она отличается большими размерами, имея в вышину 2 арш. 8 верш. и в ширину 1 арш. 8 верш. В 1820 году владимирские граждане украсили ее богатой ризой. Боголюбская икона в селе Юрьевском Село Юрьевское находится в Боровском уезде Калужской губернии. В приходской летней церкви этого села, позади левого клироса, в позлащенном киоте стоит чудотворная Боголюбская икона. Сначала эта икона принадлежала стольнику Борису Батурину, которому она была подарена Петром Великим как награда за особые заслуги перед государством. Петр предлагал ему самому избрать себе награду, но Батурин отказался от всякой награды и просил только государя благословить его Боголюбской иконой Богоматери, которая находилась в придворном храме, что Петр и исполнил. С этой поры икона Богоматери стала собственностью дома Батуриных. Она переходила по наследству в разные руки и, наконец, в 1838 году перешла во владение приходского храма села Юрьевского. Эта икона Богоматери прославилась многими чудесами и исцелениями. Так, по заступлению Богоматери жители Юрьевского прихода были спасены от моровой язвы в 1771 году. В то время икона еще принадлежала юрьевским помещикам Загряжским. Прихожане просили у них разрешения взять икону Богоматери для крестного хода. Получив разрешение, они обнесли ее вокруг своих селений, и язва прекратилась.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

Она была пущена на море в IX в. во времена иконоборства одной благочестивой женщиной, жившей близ города Никеи, а затем через два века явилась на море против Афонского Иверского монастыря (чит. выше). В 1647 г. в царствование царя Алексия Михайловича приезжал в Москву архимандрит Иверского монастыря Пахомий. Тогда царь поручил ему снять точный список с Иверской иконы, и Пахомий поспешно исполнил благочестивое желание царя и в следующем же году прислал в Москву таковой список. Вместе с иконой прислано было и письмо, в котором объяснено, как была написана икона: после молебна и водоосвящения святой водой облита была как чудотворная икона, так и доска, приготовленная для новой иконы; писавшие икону иноки соблюдали очень строгий пост. Когда же новонаписанная Иверская икона была привезена в Москву, то царь, патриарх, духовенство и народ встретили ее с великой радостью. Благочестивый царь, вспоминая, что Иверская икона, когда явилась па Афоне, то избрала себе место при вратах монастыря, пожелал, чтобы и эта икона поставлена была у Воскресенских ворот близ Кремля. Тут и устроена была для иконы часовня. В часовню к Иверской иконе каждодневно стекается великое множество народа. Сами государи и лица из их августейшего семейства, въезжая в Москву и в Кремль во дворец, всегда останавливаются у сей часовни, чтобы помолиться перед Иверской иконой и приложиться к ней. Иверскую икону каждодневно возят по домам москвичей, даже и в села, вокруг Москвы по желанию и приглашению. В 1812 г. во время нашествия неприятелей на Москву Иверская икона вместе с другими вывезена была из Москвы во Владимир. Боголюбская часовня Боголюбская икона прославилась чудотворениями первоначально в 1155 г. Когда князь Андрей Боголюбский ехал в Суздальскую землю и вез с собою Владимирскую икону Пресв. Богородицы, то близ г. Владимира, в одном месте при р. Клязьме лошади, везшие св. икону, остановились и не могли сдвинуть с места иконы. Князь начал молиться, и в это время явилась ему Пресв. Богородица с хартией в руке и повелела остаться во Владимире, не ехать дальше и на сем месте устроить монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010