Мк.1:32 . И весь город собрался к дверям. Мк.1:33 . И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. Весь город, т. е. очень многие из города. Слово весь нередко употребляется в Свящ. писании в смысле многие, весьма многие, как и, наоборот, многие вместо весь. Чит. в объясн. 5 ст. 1 гл. Исцели многи. Блаж. Феофилакт пишет: „Не всех исцелил потому, что некоторые оказались неверующими, каковы и не были исцелены за свое неверие; но многих из принесенных исцелил, т. е. тех, которые имели веру. Или – многих, сказано вместо всех“. Изгнал многих бесов. Чит. о бесноватых в объясн. 23 ст. Не позволял бесам говорить (не оставляше глаголати бесы), что они знают, что Он Христос (яко ведаху Его Христа суща). Чит. о сем в объясн. 24 и 25 ст. зач. 6. Удаление Иисуса Христа из Капернаума в пустыню, проповедь Его в селениях и городах и исцеление Им прокаженного. Читается в субботу 2-ой недели великого поста Мк.1:35 . А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место и там молился. Мк.1:36 . Симон и бывшие с ним пошли за Ним; Изыде (вышел) Иисус Христос из дома ап. Петра и Андрея в г. Капернауме, где Он пребывал (ст. 29). Удалился в пустынное место (иде в пусто место), т. е. в уединенное место, в пустыню близ Капернаума. Молился (молитву деяше). Иисус Христос часто удалялся в пустыню для молитвы и притом ночью или ранним утром, – т. е. в такое место и в такое время, где и когда более удобно молиться. Какой это пример для нас, Его учеников!.. Симон и иже (и бывшие) с Ним, это – ап. Петр с Андреем, Иаковом и Иоанном (ст. 29), быть может, и другие кто. Пошли за Ним (гнаша Его), т. е. пошли искать Его в пустыне (ст. 37). Мк.1:37 . И нашедши Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Мк.1:38 . Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. Мк.1:39 . И Он проповедовал в синагогах их, по всей Галилее, и изгонял бесов. Идем (пойдем) в ближние веси (селения), т. е. в те селения, которые окружали г. Капернаум, где был Иисус Христос, и грады, т. е. в места более отдаленные от Капернаума, – словом, по всей Галилее, как это видно из 39 ст. Я для того пришел (на сие изыдох), т. е. затем Я и сошел с неба на землю, чтобы проповедовать спасительную истину ( Лк.4:43 ). На сонмищах (в синагогах). О синагогах чит. в объясн. 21 ст. Изгонял бесов. О бесноватых чит. в объясн. 23 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Молились преподобные до трех дней. И когда молился преподобный Антоний в первую ночь, явился ему Господь, говоря: " Антоний, ты обрел благодать предо Мной " . Преподобный же Антоний сказал Ему: " Господи, если обрел благодать пред Тобою - да будет по всей земле роса, а на месте, которое Ты благоволишь освятить, пусть будет сухо " . И на другой день нашли то место, где теперь церковь, сухим, а по всей земле вокруг - росу. В другую же ночь, тоже помолясь, преподобный Антоний сказал: " Господи, да будет по всей земле суша, а на месте святом роса! " И когда пришли туда, так и оказалось. В третий же день, став на месте том, они помолились, преподобный Антоний благословил место, и размерили ширину его и длину Христовым золотым поясом, принесенным Симоном из Варяжской земли, по той мере, которую Симон на море слышал с неба. Тогда преподобный Антоний, подняв руки к небу, воззвал громким голосом, как некогда Илия: " Услыши меня, Господи, услыши меня днесь огнем, да познает народ сей, что Ты хочешь сего " (3 Ин. 18, 37). И упал огонь с небес и пожог весь хворост и терние, и истребил росу, и сделал углубление, подобное рву на размеренном месте. Те, кто были со святым, пали от страха, как мертвые. Итак, благодатью Божией было утверждено то Богом избранное место под руководством и при молитвах святого первоначальника Антония. Как и прежде, благодать, сошедшая на место это, продолжала проявляться то пламенем, исходящим на нее от старой церкви как бы дугой, иногда же появлением ангелов с иконой. Это было ответом на моление преподобного строителя Феодосия, как и пишется в житии его. Когда место таким образом определилось, была основана святая чудотворная Богородичная Печерская каменная церковь преподобными отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерскими, в год от создания мира 6581, от Рождества же Христова 1073, при боголюбивом епископе Михаиле, во время пребывания в Греции митрополита Георгия, во дни благоверного князя Святослава Ярославича, который начал своими руками копать ров под основание и дал сто гривен золота в помощь блаженному строителю Феодосию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Мф 13:25 «Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (одновременность, главное действие происходит в неопределенный момент данного отрезка времени) Мк 1:32 «…когда заходило солнце, приносили к Нему…» (главное действие происходит после «фонового» действия, тем самым данный пример иллюстрирует последовательность во времени) Мк 14:30 «… ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (главное действие происходит перед «фоновым»; случай обратной последовательности во времени) Лк 8:5 «… и когда он сеял, иное (семя) упало при дороге…» (одновременные действия; при этом одно из них является длительным, другое – прерывистым) Лк 17:29 «Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный…» (одновременные действия, происходящие в один день, причем этот день предопределяется действием) Ин 17:12 «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их…» (одновременные действия одного агенса) 2. МЕСТО Этот тип отношений указывает место, где происходит главное действие; отвечает на вопрос: где? Данное отношение часто комбинируется с отношением ВРЕМЕНИ; кроме того, МЕСТО – одно из отношений, выражаемых пропозицией состояния. Мк 1:39 «И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов» (главные действия – «проповедывал» и «изгонял бесов» – происходят по всей Галилее; на место обоих действий указывает первая пропозиция) Рим 15:20 «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово…» (определение места проповеди Павла дано в отрицательной форме) Если пропозиция, указывающая на место поясняет не всю пропозицию, а только слово, называющее ОБЪЕКТ, такой вид отношений определяется как ИДЕНТИФИКАЦИЯ или КОММЕНТАРИЙ. В примере из Лк 22:10 – «…последуйте за ним в дом, в который войдет он» – мы выделили придаточное, определяющее, о каком именно доме идет речь. В следующих примерах отношение ВРЕМЕНИ представлено пропозициями состояния и используется с целью введения нового участника (или новых участников).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ne-iska...

Не здесь, где вечный треск и шум Пугают сердце, давят ум, Не в них, не в этих своевольных, Самоуверенных, довольных, Блаженных братьев вижу я, А в тех – отверженных, опальных, Пренебрегаемых, печальных. Они, смиренные, несут Тяжелый крест, тяжелый труд. Их, недоверчивых, я знаю. Печаль их скромна, глубока, И радость бедная робка. Я только с ними отдыхаю, В них нищих духом признаю, И руку честную мою Я к ним с любовью простираю. Подвижник, избегавший людской славы Одна женщина, страдавшая неизлечимой болезнью (рак), зная о святости и богоугодной жизни подвижника Лонгина, искала случая увидеть его. Не зная его в лицо, она отправилась на берег моря, где, по слухам, жил преподобный. Когда больная пришла на морской берег, блаженный Лонгин собирал дрова. Увидав незнакомого человека, женщина спросила его: «Отче! Где живет раб Божий Лонгин?» На это старец ответил ей: «Чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему!.. Да и какое у тебя может быть дело к нему?» Женщина рассказала ему про свою болезнь. Лонгин перекрестил больное место и, отпуская ее, сказал: «Ступай домой, Бог исцелит тебя, а Лонгин ничем не может помочь тебе!» Женщина поверила незнакомому старцу и выздоровела. Вскоре, к своему удивлению, она узнала, что ее целитель и был сам подвижник Лонгин. Смирение Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк. 14, 11 ). Спаситель не раз учил Своих последователей смирению. Так, однажды, заметив, как званные на вечерю гости выбирали первые места, Господь сказал такую притчу: «Когда ты будешь позван кем-либо на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых почетнее тебя и звавший не сказал бы тебе: «Уступи мне место». Тогда со стыдом ты должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «Друг, пересядь выше». Тогда будет тебе честь перед сидящими с тобой». Читать далее Источник: Катехизис в рассказах. Выпуски 4–5. Заповеди блаженства. Заповеди Закона Божия/С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998 г. 263 с.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Никто на земле не покажет место и не скажет: Бог здесь, на этом месте, а не на другом. Но если никакой храм, построенный людьми, и даже весь мир не может вместить Бога, то Бог имеет Свое присутствие в мире, да и кто укажет место, где Его нет? Каким образом присутствует Бог в мире? Каковы знаки Его Шекины? На храме Иерусалимском было наречено имя Бога Ягве. Не в рукотворенных храмах живет Бог, но имя Его обрело себе жилище в храме. Храм стал местом пребывания имени Ягве Бога, и таким образом, Шекина распростерлась над землей, над избранным местом на земле. Еще Моисей пророчествовал об этом с повелением: К месту, какое изберет Ягве, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите ( Втор. 12:5 ). Моисей пророчески знал, что Ягве изберет место Своему имени. Туда, к этому месту, обратятся любящие Ягве, туда придут поклониться Ему и имени Его святому. Но произошло это не сразу. Шли века. И с того дня, – говорит Ягве, Бог Израилев, – как Я вывел народ Мой, Израиля, из Египта, Я не избрал города ни в одном из колен Израилевых, чтобы построен был дом, в котором пребывало бы имя Мое ( 3Цар. 8:16 ). Как птица без гнезда, имя Божие витало над Обетованной Святой Землей. И вот настало время найти ему себе пристанище. И человек нашелся, озаботившийся этим – то был сладкозвучный псалмопевец и неустрашимый воевода Давид. И сказал тогда Ягве: Но избрал Я Иерусалим для пребывания в нем имени Моего, и избрал Давида ( 3Цар. 8:16 ). Давид сделал Сион столицей Израиля, и над городом Иерусалимом было наречено имя Ягве. Избрал Бог, наконец, город для пребывания в нем Своего имени. У Давида... было на сердце построить храм имени Ягве, Бога Израилева ( 3Цар. 8:17 ), но сделать это должен был сын его. И настал торжественный день. Ноева голубица нашла некогда сухое место на земле с прозябшей оливой. Имя Божие нашло место своего обитания. Соломон Премудрый построил храм ( бейт, что значит «дом») имени Ягве, Бога Израилева ( 3Цар. 8:20 ). Каким образом храм стал домом имени Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Осенней ночью 1654 года при въезде на мост удивительным образом сохранилась жизнь великого французского физика-математика Блеза Паскаля. Кони свалились в воду, а экипаж удержался на берегу. Тогда Паскаль пережил глубокое потрясение. Его философская мысль, как искра костра в ночи, не достигала неба, исчезая, едва оторвавшись от земли. Но небо спустилось к нему. Явился Бог. В ту ночь часов с десяти с половиной вечера до половины первого ночи он записал: Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не философов и ученых. Уверенность. Уверенность. Чувство. Радость. Мир. Бог Иисуса Христа... с. 355]. Эту запись на листе пергамента Паскаль имел потом всю жизнь при себе, по смерти его ее нашли зашитой в камзол. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не философов и ученых, – единый живой Бог, в огне явившийся знаменитому физику: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова...» А много ранее в огне неопалимой купины на горе Хорив Он явился простому пастуху и великому пророку. Место явления славы Ягве свято. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Ягве увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх. 3:3–5 ). Освящение места явления славы Ягве – начало обожения твари. Тварная природа приобщается славы Божией, пронизывается нетварной энергией Бога, Его святым действованием. Часть земли выделяется и посвящается в особое владение Творцу неба и земли. Земля святая – земля, где действует особым образом Бог. Благоговейное созерцание славы Ягве, неопалимого Божественного огня, порождает трепетное чувствование и отношение к земле священного Богоявления. О святости места по явлению на нем Бога говорит прп. Ефрем Сирин : Бог сказал Моисею: «Не приближайся семо, как приближаются к месту обыкновенному. Место бо свято есть, подобно тому, на котором спал Иаков. То место было свято, потому что была там лествица, и по ней нисходили и восходили Ангелы, для охранения Иаковлева; а сие место свято, потому что здесь Бог в пламени горящей купины» Толк. На кн. Исход, с. 346–347].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Откр.12:6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. Дракон, древний змий, хотел пожрать чадо, рождаемое женою-Церковью. Но Господь восхитил дитя ее. А жена убежала в пустыню. Так как мы имеем здесь знамение, то это бегство может рассматриваться образно. Дьявол желает пожрать чад Церкви вовлечением их в прелесть и суету житейскую. Он готов питать совращаемых им всеми благами мирской жизни. Пустыня – это место, лишенное всех средств для существования и всех богатств. В пустыню убегает Церковь от искушений сатаны. Пустыня – это неотмирность Церкви. Как Израиль был выведен из Египта и странствовал в пустыне, питаемый манною и водою, чудесно источаемою камнем, так и Церковь убегает от всякой мирской суеты, от житейских благ и всего, что предлагает мир. «Царство Мое не от мира сего», – говорит Христос ( Ин. 18:36 ). «Не любите мира, ни того, что в мире» ( 1Ин. 2:15 ), – учит апостол Иоанн. Уходя из мира, Церковь с точки зрения мира оказывается как бы в пустыне. Но именно там приготовлено было для нее место от Бога. Там, в жизни, удаленной от мира, от греха и разврата, от увеселений и зрелищ, от безумного времяпрепровождения, от мирской славы, богатства и власти; там – в молитвенном уединении, в благочестии, в постах и бдениях, в трудах, в служении ближнему, в честном и Богом освященном браке, в монашеских кельях и пустынях – там приготовлено тебе, душа, возлюбившая Господа, место. Не ищи душа мест, приготовленных тебе искусителем для твоей погибели, но ищи места пустынного, уготовленного Богом. Ныне говорят: что за жизнь без женщин, без вина, без табака, без мяса, без зрелищ, кино, театра, телевизора?! О, душа, беги от этих египетских пиршеств в пустыню воздержания и смирения. Там для нее место от Бога, чтобы питали ее там. Возлюби эту пустынную пищу, которою тебя там будет питать Сам Бог. Там «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ). Потому «возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» ( 1Пет. 2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Поскольку мы узнали, что в некоторых церквах диаконы имеют церковные должности и из-за этого некоторые из них по дерзости и своеволию сидят выше пресвитеров, то определяем, чтобы диакон, хотя бы и звание имел, т. е. занимал какую-либо церковную должность, не сидел выше пресвитера, разве только, представляя лицо своего патриарха или митрополита, он прибудет в другой город по какому-либо делу. Тогда он как занимающий место того будет почтен. Если же кто-либо дерзнет этого добиваться, употребляя насилие, то после низведения со своей степени да будет последним из всех в том чине, к которому он причисляется в своей Церкви. Господь наш увещевает не радоваться первым местам, согласно учению, предложенному святым евангелистом Лукой от лица Самого Господа нашего и Бога. Он говорил званым такую притчу: Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк. 14:7–11 ). To же самое пусть соблюдается и относительно прочих священных чинов, потому что мы знаем, что звания духовные превосходнее мирских. (I Всел. 18; Лаодик. 20.) Толкование Настоящее правило определяет: поскольку некоторые диаконы, имея церковные должности (такие начальственные служения называются также почестями и источниками дохода, по Вальсамону, т. е. это должности клириков-экзокатакилов 199 : великого эконома, великого сакеллария, скевофилакса, хартофилакса, малого сакеллария и протэкдика), ведут себя дерзко и садятся выше пресвитеров, то впредь ни один диакон, какую бы церковную должность он ни занимал, не должен садиться выше пресвитера, разве только, представляя лицо патриарха или митрополита, он будет послан в другое место по какому-либо церковному делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Пробудившись от сна, в изумлении от чудного видения Иаков сказал: „истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал. И убоялся и сказал: как страшно Его место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные“. Кто из нас знал, кто мог подумать, что это пустынное место, на котором мы присутствуем предназначено к прославлению чудесным явлением на нем Божия присутствия и Божия всемогущества? И не была ли сюда с небес простерта рука Божия, спасающая Его Помазанника, и не сходили ли сюда Ангелы Божии, охранявшие семейство Его? Не раскрылись ли здесь врата небесные, из которых просияли лучи благости и любви Божией к Избраннику Его? И в нетерпеливом желании всех русских людей достигнуть до этого места и видеть его, в разнообразных предположениях, как и чем достойно почтить его, не слышится ли общее убеждение, общий голос потрясенных дивным событием сердец: „страшно место сие. Это врата небесные“. И как мы счастливы, что не только видим это место, но и приносим на нем благодарную молитву Богу! Но не менее близки к настоящему нашему положению и дальнейшие черты библейского события: И „встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому Вефиль, – дом Божий. Этот камень, который я поставили, сказали Иаков, будет домом Божиим“. Если бы кто из современных нам людей, любящих великолепные памятники, посмотрели на этот малый камень, который называется в Библии памятником, сказали бы: какой это памятник? Кто его заметит? Но Иаков сделал его жертвенником Богу, возлил на него елей, что означало в патриархальные времена жертвоприношение Богу. И так, он сделал памятник из того, что было под рукою; он принес жертву из того, что было в его походной сумке. Здесь важно то, что он не замедлил воздать славу Богу, что он дал исход и выражение наполнявшему сердце его чувству благоговения и благодарности Богу. Смотря на наше настоящее скромное сооружение, многие говорят, что это место и совершившееся на нем событие достойны более великолепного памятника. Это совершенно справедливо; но этому будет время. Возвеличим и украсим этот малый памятник тем, чем Иаков сделал знаменитым свой малый камень, и тем сделал угодною Богу свою малую жертву: верою, любовью, благоговением и молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Продолжая Свою речь, Господь заповедал так жить, чтобы всегда быть готовыми отойти из этого мира и предстать на суд Божий. Будьте (сказал Он) всегда готовы к этому; будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, чтобы тотчас отворить ему, как только он постучит. Блаженны рабы, которых господин найдет бодрствующими! Будьте же и вы готовы, ибо придет Сын Человеческий в такой час, в какой вы и не думаете. 59. Притча о бесплодной смоковнице. Лк. 13:1–9 Продолжая поучение, Господь сказал; «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; .и сказал виноградарю: «Вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее! на что она и землю занимает?» Но виноградарь ответил ему: «Господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом; не принесет ли плода? если же нет, то в следующий год срубишь ее». Слушатели должны были понять, что владелец виноградника, то есть всего мира, – Бог . Он ждет от Своей смоковницы, своего избранного народа еврейского, плодов, то есть веры в посланного к ним Мессию, покаяния и добрых дел. Приходит к концу уже третий год проповеди Сына Человеческого срок этот достаточен для того, чтобы узнать, способна ли смоковница к плодоношению, уверует ли народ еврейский в посланного ему Избавителя. Поэтому, не имея уже надежды на исправление евреев, Хозяин виноградника произносит суд над бесплодной смоковницей: Сруби ее (говорит Он Виноградарю, Иисусу Христу) на что она и землю занимает? оставь этот жестокосердный народ! отвергни его! место его займут иные народы, которые уверуют в Тебя и будут творить волю Мою. – Но добрый Виноградарь просит отсрочить на год исполнение приговора; Он думает, что, при чрезвычайных мерах с Его стороны, этот народ, быть может, и даст ожидаемые от него плоды. Время срубить бесплодную смоковницу еще не ушло: оставь ее и на этот год. 60. Притчи о званных. Лк. 14:1–24 Находясь в Перее, Господь получил как-то приглашение на обед от одного из начальников фарисейских. Прийдя к нему в дом, Господь заметил, что приглашенные стали выбирать себе места за столом, стараясь сесть поближе к хозяину, где обыкновенно садились почетные и знатные гости. Заметив такое стремление каждого поставить себя выше других, Господь сказал им: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтоб не случился кто из званных им почетнее тебя, и звавший тебя и его не сказал бы тебе: «Уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, садись на последнее место, чтобы звавший тебя сказал: «Друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою.· Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится ».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010