Даже последняя стоянка, о которой мы говорили ( Быт. 20:1 ): «между Кадесом и между Суром», связана не только с тем, что в земле Герарской будет Исаак, будет Давид, когда он притворно перейдет на сторону филистимлян, но прежде всего место между Кадесом и Суром – это то самое место, куда пришли еврейские разведчики и потом сказали своим, что в земле, куда идут израильтяне, – очень высокие люди, как великаны ( Чис. 13:34 ). И народ так испугался, что отказался туда идти. Из-за этого было Божие наказание – они сорок лет потом ходили по пустыне. Вот это – главная причина, стоянки Авраама между Кадесом и Суром. Итак, земля Мориа – это будущий Иерусалим. Потому что те из вас, кто был в Иерусалиме, видели Храмовую гору – она находится в центре Иерусалима, гора Мориа. И вот Авраам должен туда идти. И не просто намаливать это место. Он должен, как Господь сказал, на одной из гор, «о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22:2 ), принести во всесожжение своего сына. И мы видим готовность Авраама исполнить волю Божию. Когда он услышал призыв, он сказал: «Вот я» ( Быт. 22:1 ). И далее мы читаем: « Авраам встал рано утром, – вы видите, как этот праведный поступает! – оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог » ( Быт. 22:3 ). «Авраам встал рано утром (поскольку в тексте прибавлено рано, вероятно стремление показать, что начало света сияло в его сердце), оседлал осла своего, наколол дров, взял с собой сына ( Быт. 22:3 ). Не мешкает, не раздумывает, не имеет с кем-либо из людей совета, но сразу выступает в дорогу. И пришел на то место, о котором сказал ему Бог, на третий день. Выпущу сейчас из рассмотрения, какое таинство содержат слова третий день, и попытаюсь постичь мудрость и замысел Искушавшего. Итак, поблизости не было ни горы, хотя всему предстояло свершиться в горах, и в течение всех трех дней непрестанными тревогами раздирается сердце отца, и на протяжении всего пути отец смотрит на сына, разделяет с ним пищу, укачивает его в объятьях каждую ночь, прижимает к груди, лелеет в своем сердце. Посмотри, насколько усиливается искушение» 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Деян.4:31 .  И, по молитве их, по­колебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзнове­нием. «Поколебалось место» – это было не естественное землетрясение, но чудесное (уже по тому, что поколебалось лишь «место собрания»), означавшее услышание молитвы их Богом, а вместе явившееся предвестием другого дальнейшего чудесного происшествия – исполнения верующих дерзновенною силою Духа Святого. Оно было также символом Божия всемогущества, уверявшим Апостолов, что им нечего страшиться угроз Синедриона, что защитить их силен колеблющий место их молитвенного собрания (Злат., Феофил.). Таким образом, в ободрение собравшихся верующих Господь сейчас же исполнил их молитву и даровал, чего они просили: говорить со смелостью и поддерживать их слово знамениями и чудесами. Вот они и говорили так, и место собрания «поколебалось». Деян.4:32 .  У множества же уверовав­ших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име­ния своего не называл сво­им, но всё у них было общее. Деян.4:33 .  Апостолы же с великою силою свиде­тель­ствовали о воскресе­нии Го­с­по­да Иисуса Христа; и великая бла­го­дать была на всех их. Чудо исцеления хромого и великая нравственная победа Апостолов над Синедрионом при первом его восстании на новое общество – были великим событием в первохристианской Церкви. С этих пор общество христиан умножилось почти втрое сравнительно с уверовавшими первого дня Пятидесятницы. Поэтому, дееписатель опять находит нужным сделать общие замечания о внутреннем состоянии этого умножившегося общества (32–37 ст.). Как главную характеристическую черту этого общества, он указывает то, что у множества этого было полное единодушие и братская любовь: «одно сердце и одна душа» – совершенное единение в мысли, в чувстве, в воле, в вере, во всем строе духовной жизни. Подлинно, дивное явление в грешном, самолюбивом мире. Другая характерная черта, естественно истекавшая из первой – полное общение имуществ, не по принуждении и какому либо обязательному для всех закону, а совершенно добровольно, в силу одушевлявшей всех братской любви и нравственного единения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если в Боге наше убежище, то в Нем и сила наша. Он, несомненно, даст нам силы исполнить то, что велит исполнить. Только Его именем мы подчиним себе того духа злобы, раздражения, холодности, который изгоняется лишь молитвою и постом. Будем уповать на «Вождя спасения» ( Евр. 2:10 ) нашего, Который «всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» ( Евр. 7:25 ). В Нем мы одержим победу над нашим нетерпеливым нравом, над холодным себялюбием, над раздражающими нас людьми и обстоятельствами, над неудачами, оскорблениями, над чужими и собственными пороками и упущениями. Будем помнить, что над всем этим господствует Он. Будем верны в том, что нам всего доступнее. Первая заповедь есть: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею», – «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк. 12:30–31 ), помогай, облегчай, заботься каждый день о всяком встречающемся тебе – вот вторая заповедь, пополняющая первую. Бог любит и немощных 13 декабря. «Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть» ( Пс. 102:14 ) В этом мы видим причину Его сострадания. Он знает наше бессилие. Неспособные, слабые часто являются помехой в жизни. Они задерживают занятых людей; негодные для борьбы, неспособные дать добрый совет, они не нужны руководителям; ими пренебрегает и мыслитель, они его не понимают; и в делах, не оказывая никакой помощи, они являются только помехой. Но милосердие не гнушается ими. В нем есть им место, оно их терпит и благословляет. Апостолы думали, что малые дети помешают Христу и не хотели их допустить к Нему. Но Он вознегодовал на это; в Его сердце и в Его объятиях было место для них. И всем слабым, никому не нужным найдется у Него место – они Ему не мешают. Возрадуйся же, душа моя! Не сомневайся в Боге твоем и не предавайся безумным мечтам о мудрости и величии, как будто ими ты могла бы чего-нибудь достигнуть. У Господа есть место для тебя, какова бы ты ни была; Он готов принять и то, что ты принесешь Ему в твоей слабости. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» ( Пс. 102:13 ). Что подкупает нас в малом ребенке и вызывает нашу нежность? Не его ли беспомощность? Видя эту беспомощность, мы не только охотно, но радостно стараемся ему помочь, заботиться о нем и готовы день и ночь печься о нем. Маленький слабый ребенок находит себе место прямо у сердца матери, там, где ей скорее всего видна всякая его нужда, где ей слышнее малейший его крик, где она своими любящими объятиями может защитить его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

Если первое место здесь занимает Христос, то основание положено правильно. И кто строит, пусть строит спокойно, если по достоинству фундамента строит из золота, серебра и драгоценных камней. Если же кто берет материал не по достоинству фундамента: дерево, сено, солому — тот пусть хранит, по крайней мере, фундамент и с тем, что выстроил, пусть готовится для испытания на огне. Однако, если у кого-либо есть фундамент, т.е. если первое место в сердце занимает Христос, а все временное ценится так, что Господь Христос предпочитается ему и занимает в сердце фундамент, т.е. первое место, такой, по слову апостола, «потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор.3:15). Теперь нет времени увещевать вас, чтобы вы лучше строили на столь великом и крепком фундаменте из золота, серебра и драгоценных камней, а не из дров, сена и соломы; но и кратко сказанное примите так, как будто бы было говорено оно долго и во многих словах. Ведь если бы кому-либо из вас, братия, за то, что он любит теперь, угрожало заключение в смрадной тюрьме, он скорее бы пожелал лишиться всего, нежели попасть в такое место. Но вот, не знаю, почему, когда говорится об огне будущего суда, все к этому равнодушны и, боясь обыкновенного пламени, пламя геенны считают ни во что. Какое еще нужно ожесточение? Какое еще развращение сердца? Пусть бы хотя так люди боялись слов апостола об огне, как всякий боится, чтобы не сгореть живым, что происходит скоро, пока оставляющее тело ощущение не сделает излишним самого пламени, и все же человек боится мучения и не делает того, что запрещается законом, опасаясь попасть в место даже кратковременного страдания.    10. Впрочем, братия, повторяю, теперь нет времени разсуждать об этом предмете. Скажу лишь, что того же нужно ждать нам в воскресении мертвых, что случилось с Главою нашею, что произошло с телом Господа нашего Иисуса Христа. Кто думает иначе, тот уже не строит на основании не только из золота, серебра и драгоценных камней, но даже и из соломы. Вне основания полагает все, потому что не на Христе полагает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если посчитать по московским храмам число молящихся на воскресной службе, получится примерно 1% населения (а в провинции и того меньше). А если посмотреть данные опросов, проводившихся Центром изучения общественного мнения, то увидим, что 46–48% называют себя православными (при этом Священное Писание читают регулярно лишь 3%). Вот к этим 46% и посылает нас Господь. Отправляя учеников на проповедь, Господь напутствует: «Не берите с собой ни золота, на серебра, ни меди в поясы свои» (Мф.10:9). Эта рекомендация станет понятнее, если мы откроем один из талмудических трактатов, где написано: «Никто не должен входить в храм с посохом, в башмаках, с поясом с деньгами и с пыльными ногами». Входя в храм, человек должен оставить за порогом все мирские дела. А Христос посылает нас в мир как в храм. Во время Литургии мы поём; «Всякое ныне житейское отложим попечение», – это то самое напутствие Христа, которым Он напоминает нам, что для христианина весь мир – храм. Для иудея храм – не только место, где совершаются ритуалы, обряды, это место пребывания Бога и потому – место для молитвы. А для христианина место пребывания Бога и место Для молитвы – весь мир. Об этом прямо говорится и в Ветхом Завете: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня Десница Твоя» (Пс.138:7–10). Господь посылает апостолов, «как овец среди волков», и просит быть мудрыми, как змеи, и чистыми, как голуби. Думается, обнажённая, незащищённая мудрость – одна из важнейших христианских черт. Во Второзаконии сказано: «…и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор.6:5). А в ряде рукописей Септуагинты, греческого перевода Библии, находим ещё и слово диано’йас – «умом». Так в ветхозаветном тексте вместо слова «сердце» появляется «ум», а новозаветный (Мк.12:29–30) называет и то и другое – и сердце и ум. Таким образом, христианин должен иметь не только сердце горящее, но и ум, иначе любая деятельность может свестись на нет. Конечно, Иисус – Бог нашего сердца, об этом прекрасно сказано в акафисте ко причащению Святых Христовых Тайн: «Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою во веки». Однако не только сердцем, но и умом до’лжно любить Господа. Но это должен быть ум беззащитный.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Если посчитать по московским храмам число молящихся на воскресной службе, получится примерно 1% населения (а в провинции и того меньше). А если посмотреть данные опросов, проводившихся Центром изучения общественного мнения, то увидим, что 46-48% называют себя православными (при этом Священное Писание читают регулярно лишь 3%). Вот к этим 46% и посылает нас Господь. Отправляя учеников на проповедь, Господь напутствует: «Не берите с собой ни золота, на серебра, ни меди в поясы свои» (Мф 10:9). Эта рекомендация станет понятнее, если мы откроем один из талмудических трактатов, где написано: «Никто не должен входить в храм с посохом, в башмаках, с поясом с деньгами и с пыльными ногами». Входя в храм, человек должен оставить за порогом все мирские дела. А Христос посылает нас в мир как в храм. Во время Литургии мы поём; «Всякое ныне житейское отложим попечение», — это то самое напутствие Христа, которым Он напоминает нам, что для христианина весь мир — храм. Для иудея храм — не только место, где совершаются ритуалы, обряды, это место пребывания Бога и потому — место для молитвы. А для христианина место пребывания Бога и место Для молитвы — весь мир. Об этом прямо говорится и в Ветхом Завете: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря — и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня Десница Твоя» (Пс 138:7-10). Господь посылает апостолов, «как овец среди волков», и просит быть мудрыми, как змеи, и чистыми, как голуби. Думается, обнажённая, незащищённая мудрость — одна из важнейших христианских черт. Во Второзаконии сказано: «…и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6:5). А в ряде рукописей Септуагинты, греческого перевода Библии, находим ещё и слово диано " йас — «умом». Так в ветхозаветном тексте вместо слова «сердце» появляется «ум», а новозаветный (Мк 12:29-30) называет и то и другое — и сердце и ум. Таким образом, христианин должен иметь не только сердце горящее, но и ум, иначе любая деятельность может свестись на нет. Конечно, Иисус — Бог нашего сердца, об этом прекрасно сказано в акафисте ко причащению Святых Христовых Тайн: «Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою во веки». Однако не только сердцем, но и умом до " лжно любить Господа. Но это должен быть ум беззащитный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Заметив эту житейскую деталь, Господь, для Которого ничего не было в нравственном мире второстепенного, сказал слова, которые остались звучать над миром:  Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал тебе: «Уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подошедши, сказал: «Друг! Пересядь выше»; тогда будет тебе честь перед сидящими с тобою. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится ( Лк.14:8-11 ). Проявление человеческого самолюбия совершается чаще всего именно в житейской обстановке, в гостях, в гостиной, в столовой. Как и в древние времена, современный гость тоже хочет сесть на место более почетное. Такое местничество сильно было в ходу у бояр Московской Руси, которые (никак не являя в этом православного духа!) стремились друг друга вытеснить с первых мест, «пересидеть» за царским столом. Но, конечно, кроме трапез самых бедных людей, во всех странах мира идет, хотя и незаметное, соревнование в честолюбии. Скромность — трудноисполнимая форма добра! Человек, болезненно думающий о том, как бы в чем не поставить себя ниже другого и как бы поставить себя выше другого, не способен к созидательному труду. Тем более к высшему, духовному. Это, может быть, относится и к нам, пастырям. Тщеславие есть признак не только нравственного, но и умственного застоя. В мудрых и спокойных словах Христос открыл нам, людям, эту истину. Но перед тем как остро обличить человечество, Он выявил Свое Божественное милосердие, исцелив больного. Это было в доме «одного из начальников фарисейских» и случилось в субботу, в праздничный день, когда запрещалась всякая работа. Как в нашу эпоху, не понимали многие и тогда — в чем дух настоящего религиозного праздника, не понимали того, что он состоит не в мертвой букве внешнего «выполнения предписания», но истинный праздник религиозный есть день послушания Богу в духе и истине и выявлении милосердия.

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-g...

И в этом отношении строго разделяются жертвенные части, принадлежащие священникам, от народных, хотя те и другие священны. Кухни для последних не на внутреннем, а на внешнем дворе. Пророк стоял по Иез.44.4 пред фронтоном храма, именно здания святилища. Оттуда он был приведен («мужем» Иез.40.3 ) «ходом, который сбоку ворот», как видно из дальнейшего, описанным в Иез.42.4, 9 (по плану 3: г-и) «к священным комнатам для (евр. «ел», к, LXX, Пешито и Таргум читали «ашер ле» которые для) священников», описанным в Иез.42.13–14 , (LXX: «в преграду – см. объяснение Иез.42.13 , святых жерцев»), именно к тем из двух рядов этих комнат, которые были «обращены к северу», т. е. находились на северной стороне храма. Подле этих комнат было «место», очевидно, непокрытое, свободная часть двора (LXX: «место отлучно» вместо всего дальнейшего) «на краю к западу», букв. «в двух углах к морю (западу)», должно быть L, L» по плану No 3, не одно L потому что нарушалась бы симметрия, и не V, V» (Сменд) потому что место было бы недостаточно свято (задний, черный двор храма). LXX дают, должно быть, пояснительный перевод, когда прибавляют к «воротам» – «яже к югу»: северные ворота внутреннею стороною своею смотрели на юг, а к этой стороне их и должен был подойти пророк от фронтона храма. Иез.46:20 .  И сказал мне: «это – место, где священники должны варить жертву за преступление и жертву за грех, где должны печь хлебное приношение, не вынося его на внешний двор, для освящения народа». Как видно из предшествующего стиха, вблизи тех комнат, где священники должны были по Иез.42.13 есть принадлежащие исключительно им части жертвенных животных, находилось и место для кухонь, в которых эти части варились. Дается и перечень жертв, от которых поступали такие части священникам, представленный уже и в Иез.44.29 ; в жертве всесожжения сожигалось все, а к мирной допускались и миряне. Пророк усиливает здесь свою заботу о несообщении священника несвященным до того, что не допускает даже из несения на внешний двор священнейших частей жертвы (как ранее священных одежд – Иез.42.14, 44.19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И все это будет продолжаться до тех пор, пока ты не возвратишься в землю, из которой ты взят, потому что « прах ты и в прах возвратишься». То есть, ты умрешь, твое тело превратится в прах. Но сказано: возвратиться в землю не часть тебя, а весь ты уйдешь в землю. А как же душа? Куда уходит душа? Она тоже уходит в землю, в глубины земли. Душа человека уходит в ад, то есть в место отчаяния и бесконечной тоски, место тьмы, место безнадежности, место, где души пребывают в сознании, но они не имеют никакой надежды. И этот путь был единственным для всех людей независимо от качеств человека, в ад отправлялись все души до времени Христова искупления. И сейчас это место существует для всех некрещеных людей. Это путь изначальный для всего человечества, к сожалению. Таково Слово Божие, и такое проклятие дано человеку. «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» ( Быт.3:20 ). Он назвал жену Евой, что значит – прародительница жизни. То есть раньше Ева не отделялась от Адама, и хотя они были разными личностями, они были единое целое, поэтому она называлась просто женой. Теперь же она получила имя, как животное. И стала матерью всех живущих, от нее все мы родились. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:21-24 ). Итак, Бог одевает Адама и Еву в кожаные одежды. Здесь речь идет не просто о кожаных шкурах, в качестве одежды данных, или о физических кожных покровах, здесь говорится о том, что Бог положил границу между Адамом и миром духов. Если раньше Адам естественно и прямо мог общаться с Ангелами, то теперь такого нет, Бог поставил преграду – «кожаные одежды». Теперь человек в обычном состоянии с Ангелами не общается. Это профилактическая мера, для нашей же пользы, потому что сейчас с кем будет общаться человек, если он выйдет из тела в мир духов, как вы думаете? С падшими ангелами, конечно. Поэтому Бог поставил границы и запретил выход из-за предела. Но иногда кожаные ризы у некоторых людей снимаются, истончаются благодаря наркотикам, алкоголю, магии, восточным искусствам, и человек начинает выходить в мир духов и вследствие этого часто сходит с ума. И вот что интересно: когда я разговаривал с алкоголиками (мне приходилось много лет ездить в наркологическую больницу), они совершенно описывали одинаковые вещи, которые видели в период приступа белой горячки – зеленых бесов и так далее. А почему галлюцинации у всех одинаковые, Потому, что они видят одну и ту же реальность, они видят падших духов, которые издеваются над ними. И поэтому Господь ограничивает проход в мир духов и не дает человеку входить туда.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. Первые три говорят, что Симон нес крест Иисусов, а Иоанн — что его нес Сам Господь. Поэтому, вероятно, было то и другое: сначала Сам Иисус нес крест, а потом, нашедши на пути Симона, возложили на него крест. Ты же заметь и то, что Симон значит послушание: итак, имеющий послушание несет крест Христов. Киринея, будучи городом Пентапольским, означает пять чувств, которым надобно нести крест. И пришедши на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и отведав не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и сидя стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. И пришедши на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и отведав не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и сидя стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Место называлось лобным потому, что, как говорит предание отцов, здесь погребен был Адам: как в Адаме все мы умерли, так должно, чтобы во Христе ожили. Не смущайся, слыша евангелистов, когда этот говорит, что Господу был принесен уксус с желчью; Марк — что было принесено вино со смирною; а Иоанн — уксус с желчью и иссопом. Многими делаемо было многое, как бывает в беспорядочной толпе, когда каждый делает иное: поэтому надо думать, что один принес вино, а другой — уксус с желчью. Много родов смерти. Но Христос умирает посредством креста, чтоб и древо освятить, чрез которое мы прокляты были, и благословить все: и небесное, что обозначается верхнею частью креста, — и подземное, что обозначается чрез подножие, — и пределы земли, как восточной, так и западной, что обозначается поперечными частями креста; а вместе и для того умирает посредством креста, чтоб, распростерши руки, призвать и собрать чад Божиих расточенных. Воины делят одежды Его, как человека бедного и ничего иного не имеющего. Что другой евангелист назвал титлом, то Матфей называет «виною», ибо надписали, чего ради распять: распять, как Царь Иудейский и вводитель новшеств. Слово же «царь» они надписали ради клеветы; однако свидетельство это верно, хотя и представлено от врагов, — ибо Господь есть Царь, пришедший для того самого, чтобы спасти иудеев. Когда же плотские иудеи не восхотели, чтобы Он царствовал над ними, Он соделывается Царем духовных иудеев, то есть исповедывающих, ибо «иудей» значит «исповедывающий».

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010