«Если римляне так поступили со Мною, деревом влажным, плодоносным, вечно зеленеющим и вечно живущим, силою Божества и плодами учения Своего всех питающим, как бы так говорит Господь, по словам блаж. Феофилакта; то чего не причинят они вам, т. е. народу, – дереву сухому, лишенному всякой животворной праведности и не приносящему никакого плода? Если бы вы имели сколько-нибудь живительной силы добра, может быть вы удостоились бы по крайней мере некоторой пощады, а теперь, как сухое дерево, вы подвергнетесь сожжению и погибели». Зач. 111. Распятие Иисуса Христа. Восьмое евангелие страстей и на 6-м часе великого пятка. Лк.23:32 . Ведяху же и ина двá злодея с ним убити. (Вели с Ним на смерть и двух злодеев.) Римские правители Иудеи обыкновенно жили в Кесарии и нечасто бывали в Иерусалиме, а потому естественно случалось им, в бытность в Иерусалиме, произносить смертные приговоры над несколькими преступниками. Лк.23:33 . И егдá приидóша на место, нарицáемое лóбное, тý распяша егó и злодея, óваго ýбо одеснýю, а другáго ошýюю. (И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.) У Матфея ( Мф.27 ) и Марка ( Мк.15 ) сказано: привели на место Голгофу, что значит Лобное место. «Чье сердце не содрогнется при одном имени Голгофа? восклицает один из духов. писателей. Есть ли на всей земле еще такое святейшее место, как гора Голгофа, на которой Единородный Сын Божий, нас ради воплотившийся, пролил кровь Свою и умер, яко человек, за всех нас грешных сынов Адамовых? Св. Голгофа, это – открытая дверь в царство небесное, в дом Отца Небесного. И сколько спасительных слез покаяния пролилось благочестивыми поклонниками здесь у подножия креста Господня в течении многих веков! Сколько грешных сердец облегчилось, сколько сердечных ран исцелилось!» (Тр. Лист.) Голгофа или Лобное место, это была не большая гора, или, скорее, холм, за стенами Иерусалима, к северовостоку. Полагают, что это место так называлось потому, что было кругообразное, на подобие черепа человеческой головы, или потому, что на нем казнили преступников, и тут находилось много их черепов и костей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Затем, по прошествии некоторого времени и по повелению Божию, я опять возымела желание отправиться в Аравию, к горе Навав, в ту местность, куда Бог повелел взойти Моисею, говоря ему: «Взыди на гору Аварим, сия гора Навав, яже есть в земли Моавли прямо Иерихону, и виждь землю Ханааню, юже аз даю сыном Израилевым во обдержание: и скончайся тамо на горе, на нюже восходиши». И Господь наш Иисус, не оставляющий надеящихся на него, и в этом сподобил привести в исполнение мое желание. И так, отправившись из Иерусалима, мы совершили путь со святыми мужами, то есть пресвитером и диаконами Иерусалимскими, и несколькими братиями, то есть отшельниками. И так мы дошли до того места на Иордане, где перешли сыны Израилевы, когда их перевел через Иордан святой Иисус Навин, как об этом писано в книге Иисуса Навина. Показали нам и то место, немного возвышенное, где сыны Рувима и Гада и половина колена Манассиина сделали алтарь, на той стороне берега, где стоит Иерихон. И так, перейдя реку, мы пришли в город, который зовется Ливиада и который находится на той равнине, где тогда расположились станом сыны Израилевы. И до ныне в этом месте видны основания стана сынов Израилевых и их жилищ, где они оставались. Это есть место, о котором писано: «и плакашася сынове Иизраилевы Моисеа во Аравоф Моавли у Иордана близ Иерихона сорок дней». Это есть место, где после кончины Моисея тотчас Иисус Навин исполнился духа разума, потому что Моисей возложил на него руки, как писано. Это есть место, где написал Моисей книгу Второзакония; это есть место, где говорил Моисей во ушеса всего сонма Израилева словеса песни, до ее конца, как она написана в книге Второзакония. Это есть место, где Святой Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых, каждого по одиночке перед кончиною своею. И так, когда мы прибыли на эту равнину, мы пришли на это место и произнесли там молитву; прочли на этом месте также и некую часть Второзакония, равно как и песнь Моисея и благословения, которые он произнес над сынами Израилевыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И совершенно непостижимым представляется в осажденном Иерусалиме ложное упование этого народа. Когда к ним приходит пророк Иеремия и предупреждает, что город будет взят, а единственное их спасение – обратиться к Богу и принять то наказание, которое им Господь пошлет, люди упорствуют, не верят Иеремии, с ним спорят, они готовы его убить и причиняют ему всякие неприятности – и голодом морят, и в темницу сажают, лишь бы он не говорил об этом. Пытаясь возразить Иеремии через лжепророков, доказать, что никогда не будет взят город, они ссылаются на то, что раз здесь находится храм Господень, место святое, которое отметил Бог, единственное по всей Земле, оно никогда не достанется врагу. Вот парадоксальность падшего, изуродованного грехом человеческого сознания: совершенно ни во что не ставя Бога, на каждом шагу презирая Его заповеди, продолжая служить идолам и творить всяческое зло, они уверены, что никакой беды на них не придет только потому, что здесь храм Господень, место, избранное Богом. В ответ на это Иеремия им говорит: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости». Само по себе место не спасает человека. Как в русской пословице сказано, не место красит человека, а человек место. Здесь очень важная мысль, которая будет потом вполне раскрыта в Новом Завете. Христос в беседе с самарянкой скажет, что не место важно, не место спасает, что истинные поклонники будут поклоняться Богу в Духе и истине, а не в каком-то конкретном месте. Человеку еще надлежит прожить немало веков со времен разрушения Иерусалима до Пришествия Христа, и со времени Пришествия Христа немало веков придется прожить, прежде чем люди поймут, что Христос требует в первую очередь поклонения в Духе и истине. Другое дело, что достичь духовного и истинного поклонения Богу не так легко. Многие люди постепенно доходят до духовного служения, до того, чтобы сердцем вместить эти слова. Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/68

Ибо Господь, и только Господь, определяет каждому, где ему быть в веке сем и будущем. И потому любое место, которое определит Бог смиренному человеку – и в веке сем, и в веке будущем – будет принято им как законное. Потому что это закон для человека — принять волю Бога, какая бы она ни была. Как и сам Господь воплотился и смирился до крестной, самой худшей, смерти, ибо такова была воля Бога. Считать себя наихудшим, для нас грешных, – это и есть готовность принять волю Бога во всем возможном ее диапазоне, обращенном к человеку.    Нужно подчеркнуть: учение Оптинских старцев о смирении во всем основано на Священном Писании и Священном Предании. В данном случае, можно указать на следующую притчу Иисуса Христа:     «… когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! Пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» [Лк. 14: 8-11].    Здесь Господь как бы говорит всем нам, Его последователям и служителям: будучи избраны к служению, не задавайтесь целью определить место и значение вашего служения среди ваших духовных братьев и сестер. Ибо по греховности вашей вы всегда будете склонны преувеличивать роль и трудов, и молитв ваших. И потому вам не избежать разочарований, когда место, определенное вам Богом в этой жизни, выявится окончательно. Вот и надлежит смиряться, чтобы занять место, уготованное Богом, и не тратить время на бесплодные усилия к обретению незаслуженного нами.    Но принять волю Бога означает встать на путь спасения. И преп. Антоний замечает:     «…Без смирения в духе спастися невозможно, а смирению от одних слов научиться нельзя – потребна практика, чтобы кто трепал нас, и мял, и выколачивал кострику (жесткая кора растений), без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями обретается»; т.2, с. 335].    Без смирения спастись невозможно, но ему нужно учиться. Оптинские старцы говорят не только о том, что смирение — это путь к Богу, но и том, что идти к Богу возможно, если умеешь ходить. Т.е. речь идет о том, чтобы не только декларировать свое стремление к смирению, не только признавать таковое в качестве нравственной основы своей жизни, но и уметь на деле быть смиренным. «На деле” же означает необходимость опытной проверки способности человека к смирению, т.е. требует его пребывания в реальных ситуациях, в т.ч. и тяжелых, в которых нужно проявить смирение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

Но эти именно слова и говорит Он им непосредственно далее, так что выходит, будто обителей в достаточном для всех количестве и действительно в дому Отца нет, вопреки предыдущим словам Самого-же Господа; в дому Отца Моею обители многи суть... Напротив, славянский наш текст держится второго чтения, ставя перед «иду» точку 130 . За такое чтение стоят и все новейшие толкователи 131 . Мысль, получаемая при таком чтении, очень ясна: Господь желает подтвердить слова Свои о бытии в дому Отца многих обителей и вместо обычного: «аминь, аминь» – Он свидетельствует: если бы дело было иначе, Я сказал-бы вам об этом 132 . А далее развивается мысль уже другая: «Я иду приготовить вам место. И когда пойду и приготовлю вам место, прииду опять»... етс. Это последнее чтение и должно быть принято, как не представляющее никаких затруднений для понимания. Выразительно подтвердив, что в дому Отца обители многи суть, Господь изъясняет Ученикам, что Он идёт уготовать им место в этих обителях. «Каким, однако, образом, – спрашивает бл. Августин: Он идёт и уготовляет место, когда уже обители многи суть?»... Ор. col. 898. В ответ на этот вопрос можно указать на один пример св. истории, столь близко подходящий к изъясняемым словам Господа и столь сильно их напоминающий, что некоторые толкователи 133 прямо думают даже, что Господь в данном случае и имел этот пример в виду, откуда заключают далее и о том, как знал Он св. Писание и с каким уважением к нему относился. Разумеем здесь поэтический рассказ в книге Бытия о встрече раба Авраама с будущею женою сына его, Ревеккою ( Быт. 24:23 ): «и спросил (раб) ее и сказал: чья ты дочь? Скажи мне: есть-ли в доме отца твоего место нам ночевать?.. И она сказала ему: у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега (ст. 25). Лаван-же, брат девицы, говорит рабу: войди, благословенный Господом, зачем ты стоишь вне? Я приготовил дом и место для верблюдов» (ст. 31)... Итак, Апостолам было возвещено, что те таинственные царские чертоги, куда грядет для прославления Своего их Учитель и Господь, не малы и не тесны, – что их достаточно для всех, кто имел принять участие в новом открывающемся царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Святой Нектарий Эгинский говорит: «В широком и христианском смысле Церковь есть общество всех свободных и разумных существ, всех, кто верит в Спасителя, в том числе и Ангелов. Апостол Павел говорит: и поставил (Бог Отец) Его (Иисуса Христа) выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем 266 . Таким образом, она объединяет всех, кто верил во Христа до Его пришествия в мир, кто формировал Церковь Ветхого Завета, которая во времена патриархов управлялась обетованиями и данной в откровении верой, то есть устно. Затем, во времена Моисея и Пророков, она управлялась Законом и Пророчествами, то есть письменно... Она включает всех верующих от первых, до последних... Глава Церкви в Эдеме, Иисус Христос был главой Церкви Патриархов, утвержденной на Моисеевом Законе, предвосхитившим Новозаветную Церковь через образы и символы... В мире существует лишь одно место пребывания для человека: Рай, там находится Церковь , в которой спасение человека. После падения праотцев и возникновения греха те, кто отошел от Бога, создали другое местоместо греха. Церковь Божия включала в себя лишь только тех, кто обращал свои взоры к Богу и ждал пришествия Спасителя. Церковь несла в себе веру и надежду на обещанное спасение человечества во Христе Спасителе. Те, кто обладал этой верой и этой надеждой, находились в Церкви Божией, ожидая искупления человечества Спасителем, и получили его. Те, кто не имел этой веры и этой надежды, находились вне Церкви. Причиной существования места вне Церкви стал Адамов грех. Поэтому в этом мире с момента падения Адама существует два местаместо Церкви и место вне Церкви...» 267 . Итак: из всего сказанного нам уже легко уяснить то, при каких условиях возможно вхождение в это место первое: место единственно спасительное и благое для человека, которое есть и Рай, и Царствие Божие, и Вечное блаженство, иначе – вечное сопребывание с Источником всех благ: это – вера во Христа! Несомненно, что во все времена, кто бы из людей не искал жизни в Боге, – не мог улучить спасения без веры в Сына Божия и Его Спасительные Страдания за род человеческий. Так, от каждой верующей души во все времена протягивалась живая нить к той Спасительной Тайне, которая затем уже, по осуществлении ее, – дополнила и влила благодатную Жизнь в сосуды, уготовленные и ожидавшие исполнения обетования: «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные... И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного: потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства...» 268

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

То есть это было судебное решение. Идет опять упоминание о вратах города, а мы с вами определились, что на языке Библии это означает место, где выносятся какие-то юридические постановления. То есть это решение было узаконено, и Авраам получает единственную собственность – это место упокоения и кладбищенская земля, которая отчуждала пещеру Махпела от земли, принадлежавшей язычникам. И таким образом патриарх Божий Авраам, которому Бог отдал всю эту землю, является собственником земли для погребения. И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения (Быт. 23, 17–20). Легенда-притча, о чем мы вспоминали выше, о бычке и сияющей пещере с Адамом и Евой, – это, конечно, сказка. Но дело в том, что в Библии очень часто встречается такое выражение – когда говорится о мертвом человеке, что он приложился к отцам своим (Быт. 25, 8; Дан. 14, 1; Деян. 13, 36 и др.), то есть «лег с отцами своими». И в Новом Завете сказано, что верующие, когда умрут, будут на лоне Авраама возлежать: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11). Итак, пещера Махпела – это особое место, и это первая и единственная собственность, которую Авраам имел на Святой земле. Это очень важный вопрос – вопрос погребения наших близких. Мы должны думать о том, где и мы будем похоронены, это очень важно. Важно, чтобы и дети знали, где они будут похоронены, после нас и с нами. Вот я, например (надеюсь), знаю, где меня должны похоронить,– это очень хорошее место… Там кладбище в сосновом бору, и для меня там есть место, очень удачное место, так я думаю.

http://pravoslavie.ru/109964.html

3. Поводов удалиться было, вероятно, несколько. Во-первых, Сам Христос говорит Апостолам (Мк.6-31), что им необходимо отдохнуть от утомления и постоянного наплыва народа. Во-вторых, Иисус Сам чувствовал потребность в уединении, как это и говорит: Мф.14:13 и Лк.9:10. После убиения Иоанна, после слухов о том, что Ирод считает Его за воскресшего Иоанна, очевидно, наступила критическая минута в жизни Господа. Со смертью Иоанна обрывается Его связь с ветхозаветной сферой. Глаза всех, ищущих правды, теперь устремлены на Него. Он должен выступить вполне и самостоятельно. Он должен выставить свою особую миссию рельефно и определенно теперь, со смертью Пророка. В решительные минуты Господь всегда прибегал к уединенной молитве; а так как и Апостолам нужно было отдохнуть, то Он и воспользовался этим, чтобы запастись духовными силами в пустынном месте. Затем была и третья причина, не менее важная и притом определившая и место, куда можно было уединиться. Если Ирод считал Иисуса за воскресшего Иоанна и ищет Его увидеть, то уж, конечно, не с доброй целью; если присоединить к этому вражду иродиан к Иисусу, заключивших союз с фарисеями, то, понятно, пребывание Господа в пределах Тивериадских, т.е. во владениях Ирода Антипы, было небезопасно, и Господь знал, что Ему еще рано окончить свой подвиг; вот Он и выбирает пустынное место в пределах Вифсаиды Юлии, т.е. во владении Филиппа. 4. Мф.14:13: " И услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком " . Мк.6:31-32: " Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, гак что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни " . Лк.9:10: " Апостолы, возвратившись, рассказали ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидой " . Ин.6:1: " После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады " . Соответствующие места у Евангелистов, касающиеся переправы Господа на ту сторону, представляют немало затруднений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

3 . Пока же посмотрим, что мы можем извлечь из сегодняшнего чтения. Иисус находится в Иерихоне, враги по-прежнему занимают город и еще не побеждены. И, несмотря на это, Иисусу сказано: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» ( Нав.5:15 ). Как же может Иерихон быть святой землей, если он в руках врагов? Это указывает, и отнюдь не случайно, на то, что вождь воинства силы Господней освящает всякое место, на которое приходит, ибо Иерихон вовсе не был святым местом. Но так как вождь воинства Господня пришел сюда, то это место, как сказано, стало святым. Дерзну сказать больше: даже то место, на котором стоял Моисей, было свято не через самого Моисея, но потому что с ним стоял Господь. Это место освятилось присутствием Господа, и поэтому сказано ему: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5 ). Поэтому если своими благими делами и всей своей жизнью приблизимся мы к Господу и сподобимся того, что Бог встанет рядом с нами, то и нам скажут освободить ноги души нашей, если они еще связаны путами. Ибо они суть ноги, которые умывал Иисус, и если не умоет Он их, то не имеем мы части с Ним (ср. Ин.13:8 ). Итак, если мы освободим нашу душу и наш разум от пут земных забот, то Бог сразу же с радостью придет к нам и встанет рядом. 4 . Посмотрим, что дальше. Иерихон окружен, и его необходимо взять. Каким же образом взят Иерихон? Мечи не обнажены против него; стенобитные орудия не установлены; стрелы не выпущены. Использованы только трубы священников: их гласом разрушены стены Иерихона (ср. Нав.6:19 ). В Писании Иерихон часто служит образом этого мира. Ибо и в Евангелии сказано: «Некий человек спускался из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам» ( Лк.10:30 ). Без сомнения, это образ Адама, изгнанного из рая в этот мир. И слепые из Иерихона, к которым пришел Иисус, чтобы прозрели они (ср. Мф.20:30 ), являются образом тех, кто ослеплен неведением в этом мире, в который приходит Сын Божий. Таким образом, этот Иерихон, то есть этот мир, должен пасть, ибо о завершении этого века давно уже сказано в священных книгах. Так как же он завершится? Каким орудием? Сказано, что трубным гласом. Гласом каких труб? Пусть откроет тебе эту тайну Павел; послушай, что сам он говорит: «Вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» ( 1Кор.15:52 ), и «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут» ( 1Фес.4:16 ). Тогда Иисус Господь наш с помощью труб захватит Иерихон и разрушит его, так что спасутся только блудница и весь ее дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   4) насмехались и ругались над Ним, когда Он был судим, и потом, когда уже висел на кресте (Лк.22:63; Мк.15:20; Лк.23:35);    5) был причислен к разбойникам, между которыми и был распят (Мк.15:27—28);    6) Он знал, что многие останутся равнодушными к Нему и навеки погибнут в своем неверии и греховности.     240. Кто помог Господу Иисусу Христу нести крест?    Нести крест помог Господу Иисусу Христу Симон Киринеянин (Лк.23:26).     241. Кто плакал о Господе Иисусе Христе, когда Он нес крест Свой на место казни?    Когда Господь Иисус Христос нес крест Свой на место казни, плакали и рыдали о Нем многие иерусалимские женщины (Лк.23:27).     242. Что сказал Господь Иисус Христос плакавшим о Нем женщинам?    Плакавшим о Нем женщинам Господь Иисус Христос сказал: «Дщери иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк.23:28).     243. Где и в какой день недели был распят Господь Иисус Христос?    Господь Иисус Христос был распят недалеко от Иерусалима на горе Голгофе, на которой было место казни, в пятницу.     244. Что значит слово «Голгофа»?    Слово «Голгофа» значит лобное место.     245. Отчего это место было названо лобным?    Это место было названо лобным оттого, что на нем лежало много черепов (лбов) и костей казненных, которых, если они не были евреями, не погребали, но оставляли их тела на съедение хищным зверям.     246. Что делали враги Господа Иисуса Христа в то время, когда Он в страшных муках висел на кресте?    Когда Господь Иисус Христос в страшных муках висел на кресте, враги Его смеялись над Ним и богохульствовали.     247. Как отвечал распятый Спаситель на хуления Своих врагов?    На хуления Своих врагов распятый Спаситель отвечал горячей молитвой за них: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).     248. Как вели себя разбойники, распятые вместе с Господом Иисусом Христом?    Распятые вместе с Господом Иисусом Христом разбойники вели себя так: висевший слева «злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас»; разбойник, висевший справа, упрекнул его за это словами: «или ты не боишься Бога?» — и просил Иисуса: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:39—42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010