Так погибали непокорные Богу цари евреев; так, и еще ужаснее, погибали языческие цари-гонители истинной веры; так исчезли потому и многие народы Востока и Запада, едва оставив свое имя в истории – все эти Аммонитяне, Моавитяне, Филистимляне, Финикийцы, Ассирийцы, Халдеи, древние Египтяне, Греки и Римляне. Таковы судьбы народов по суду Божьему! 13. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. (И слава Ливанова к тебе приидет, кипарисом и певгом и кедром, вкупе прославити место святое Мое , и место ногу Моею прославлю). Вместе с богатствами стран южных (Мадиам, Савея), восточных (Кидар) и западных (Фарсис), придет в Иерусалим и богатство севера – из Финикии, а именно то богатство леса, которым славился хребет Ливанских гор: в Иерусалим будут доставлены великолепные кипарисы, крепкие певги и высочайшие кедры, и все это, разумеется, пойдет, прежде, всего, на украшение храма Божьего (подобно тому, как то было при сооружении храма Соломонова и украшении царских дворцов Давида и Соломона). Так прославится «святое место Божие», «место ног Божиих», т.е., место особенного и постоянного присутствия Божия, а именно храм на Сионе. 14. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева. (И пойдут к тебе боящеся сынове смиривших тя и раздраживших тя, и поклонятся следам ногу твоею ecu прогневавшии тя, и наречешися град Господень , Сион Святаго Исраилева). Когда совершится воссоздание Иерусалима, во всем его великолепии, при помощи богатств народов всех стран; то пойдут к нему, с благоговейной покорностью и сыны угнетавших его и раздражавших или презиравших его, т.е., потомки древних Египтян, Сирийцев и др., и будут поклоняться перед ним до земли, припадать не только к стопам, но и к следам ног обитателей Сиона. И это потому, что у всех этих народов Иерусалим будет называться «город Господа», «Сион Святаго Израилева». И здесь-то, а именно в храме, будет истинное благоговейное поклонение всех народов Богу и святым Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Тягостное положение женщины, как в древне-языческом мире, так и у евреев, побуждает Апостола дать наставления и мужу относительно жены, дабы наставление о повиновении жены не подало мужу повода злоупотреблять своим главенством в семье. Наставления мужьям и всем христианам 3:7-17 Муж должен обращаться с женой бережно, как с " немощнейшим сосудом " (5-7 ст.).Далее Апостол дает нравственные наставления всем вообще христианам, внушая им радоваться, если они страдают за правду, ибо " и Христос... пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом: которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал " (ст. 8-19). Христос пострадавший, сошедший во ад, воскресший и вознесшийся 3:18-22 Под этой " темницей " , как показывает употребленное здесь греческое слово, надо разуметь Ад, или " Шеол " — место, куда сходили, по верованию евреев, все души людей, умерших до пришествия Мессии. Это место в преисподней, то есть " под землей " или " внутри земли " — т.е. в " месте " мрачном и тесном. Это не ад в христианском смысле слова, как место вечного мучения грешников, но все же место, как показывает его название, стеснительное для души умершего, неприятное, нежелательное. Таким было это место до пришествия Христова для всех умиравших в Ветхом Завете людей, хотя, видимо, и там были все же разные степени, в зависимости от нечестия или праведности умерших. В эту " темницу " сходил Господь для проповеди о совершенном Им спасении человечества. Это было призвание всех умерших до Христа и находившихся в шеоле душ ко вступлению в Царство Христово, причем покаявшиеся и уверовавшие без сомнения были освобождены из места их заключения и введены в открывшийся воскресением Христовым рай — место блаженства праведников.По церковному преданию, эта проповедь Самого Христа в аду была предварена там проповедью о Христе святого Иоанна Предтечи (см. тропарь его). " Некогда непокорным " — значит, что проповедь Христа Спасителя была обращена и к наиболее упорным грешникам, примером которых Апостол поставляет современников Ноя, погибших от потопа.Из 4:6 можно заключить, что и из таких были спасшиеся проповедью Христовой в аду: " ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию (то есть погибнув в водах потопа), они впредь жили (в Небесном мире) по Богу духом " .Этим Апостол подчеркивает и то, что проповедь Христова была обращена ко всем без исключения людям, не исключая и язычников и притом самых грешных из них (19-20) [ 2 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Что сказал этот [голос], этого Писание не сообщает, – это, может быть, было то, о чем говорит апостол: слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати ( 2Кор. 12:4 ). Муж же, говорит, стоявший подле пророка, сказал ему, под этим [Мужем] мы, очевидно, должны разуметь Господа. Ибо кому другому может приличествовать то, что далее следует: сын человеческий! [это] место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я живу среди сынов Израилевых во веки, как не тому, Кто живет в Церкви среди сынов Израилевых, видящих Бога, и живет во веки, а не временно, как в храме Соломоновом? Место же Его есть то, о котором написано: бысть в мире место Его ( Пс. 75:3 ), превосходящем всякий ум, и место стопам ног Его, как говорят апостолы: поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его ( Пс. 131:7 ). И прекрасно сказал: стоясте, потому что в Церкви стоят ноги Господа, а в синагоге ходят и проходят. А чтобы мы знали, что это говорится о Церкви, для сего присоединяется: и дом Израилев не будет более осквернять святого имени Моего, что относится, собственно, к тем, кои ведут святую жизнь и пребывают в Церкви. А кто те, кои прежде оскверняли святое имя Божие, это он выражает яснее [чрез слова]: они и цари их, как народ, так священники, своими блудодеяниями, которыми они любодействовали пред Богом, и падениями царей своих, – тех, кои тщетно, вследствие высокомерия, присвояют себе царское имя. Поэтому далее следует: и на высотах. Ибо высокомерие оскорбляет Бога, а смирение вызывает Его на милосердие. Они вслед за высокомерием или вследствие высокомерия устрояли порог свой у порога Божия и косяки свои подле Его косяков. Пусть женщины, обремененные грехами, увлекающиеся всяким ветром учения, всегда учащиеся и никогда не достигающие познания истины, выслушают применительно к буквальному смыслу то, что мысленное соединение с Богом, а не соседство с церквами и не близость места жительства вызывает Бога на милосердие к ним, и что, напротив того, даже возбуждается гнев Божий, когда в местах, посвященных Богу, бывает недостойный обитатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что Бог посадил Христа «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» ( Еф. 1, 21 ). Отвечаю: место, идет ли речь о связанном с телесностью месте и в отношении тел, или же о связанном с духовностью месте и в отношении духовных субстанций, является тем более возвышенным, чем более возвышенным является его субъект. Так, небесное место, наивысшее из всех мест, приличествует духовным субстанциям как наивысшим в порядке субстанций. Но хотя тело Христа, если принять во внимание телесное состояние его природы, [в порядке субстанций находится] ниже духовных субстанций, однако оно, если принять во внимание то достоинство соединения, посредством которого оно личностно соединено с Богом, со стороны этого достоинства возвышенней всех духовных субстанций. Таким образом, в силу указанного превосходства ему подобает занимать место превыше всех духовных субстанций. Поэтому Григорий в своей проповеди на Вознесение говорит, что «Он, Творец всего, вознесся посредством Своей собственной силы надо всем». Ответ на возражение 1. Хотя место усваивается телесным и духовным субстанциям по-разному тем не менее положение о том, что высшее место приличествует лучшему, остается в силе. Ответ на возражение 2. Этот аргумент в отношении тела Христа справедлив с точки зрения его телесной природы, но не с точки его формальной стороны соединения. Ответ на возражение 3. Приведенную аналогию можно рассматривать [двояко]. Если [рассматривать ее] со стороны места, то нет такого столь высокого места, которое бы по достоинству превосходило духовную субстанцию, и в этом смысле возражение справедливо. Если же рассматривать ее со стороны достоинства того, чему усваивается место, то в таком случае телу Христа приличествует пребывать превыше духовных тварей. Раздел 6. Является ли вознесение Христа причиной нашего спасения? С шестым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что вознесение Христа не является причиной нашего спасения. В самом деле, Христос стал причиной нашего спасения в той мере, в какой Он его заслужил. Но Своим вознесением Он ничего для нас не заслужил, поскольку это Вознесение относится к награде Его превознесения, а заслуга и награда – это не одно и то же, как не одно и тоже путь и его предел. Следовательно, похоже, что вознесение Христа не является причиной нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

29 ноября. «Посидите тут, пока Я пойду помолюсь там» ( Мф. 26:36 ) Очень тяжело находиться в бездействии в решительную минуту. В саду Гефсиманском из одиннадцати учеников восемь были обречены на бездействие. Иисус ушел вперед помолиться. Петр, Иаков и Иоанн оставались на полдороге, как бы настороже. Остальные в задних рядах находились в ожидании... они были в саду, но вот и все. То была минута решительная, время томительного ожидания, однако им не дозволено было действовать. Каждый из нас, вероятно, испытал на себе такое же чувство разочарования, когда нам суждено оставаться неподвижными, пока другие, рядом с нами, получают определенное назначение. Быть может, болезнь или нищета служат нам помехой, во всяком случае, мы связаны обстоятельствами, и нам горько и тяжело. Но успокойся, душа моя, это не значит, что ты не имеешь никакой части в общем деле. Неужели ты думаешь, что у Господа есть место лишь для тех, кто действует, кто трудится? Нет, Он принимает и тех, которые принуждены оставаться в бездействии. Вспомни, что Сам Христос сказал: «Посидите тут»; твое место в саду Гефсиманском также освящено этими словами. Оно имеет свое особое назначение, это не место борьбы, не место бдения, а это место ожидания. Есть люди, которым не суждено исполнять великие подвиги или носить тяжелые бремена, а только существовать на земле в тишине и безмолвии. Это те цветы, которые остаются незаметными в саду и не имеют своего особого назначения. Но и они не ускользают от взора Спасителя, приносят Ему утешение своим благоуханием, своею красотою, они тоже Ему нужны. Не ропщите, если и вы принадлежите к числу таких скромных растений. У Господа Свои цели 30 ноября. «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» ( Ин. 13:7 ) Эти слова всегда одинаково справедливы. Чтобы понять все их значение, требуются твердая вера и терпеливое ожидание. Иногда нам кажется, что вся наша жизнь состоит только из горестей и испытаний. Вспомним же тогда, что у Господа Свои цели, Свои намерения о нас. Он направляет события по Своему начертанию, никогда не прекращая заботы Своей о нас. Для Него во всем одна гармония, даже там, где мы видим смятение и разлад.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

9:47 Геенна – символическое обозначение конечной погибели грешников, заимствующее свою образность от топонимики и истории Иерусалима. Долина Хинном или Бен-Хинном («сыновей Энномовых»), расположенная к югу от Иерусалима, возле т.н. Солнечных ворот, бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей ( Иер 7:31 ); отсюда ненависть к этому месту всех евреев, верных своей вере. Ср. Иер 19:1–6 : «Так сказал Господь: [...] выйди в долину сыновей Энномовых, которая у ворот Харшиф, и провозгласи там слова, которые скажу тебе. [...] Вот, Я наведу бедствие на место сие, о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах, за то, что они оставили Меня и чуждым сделали место сие, [...] наполнили место сие кровью невинных, и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем [...]; за это, вот, приходят дни, когда место сие не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Энномовых, но долиною убиения..».. Благочестиво настроенный царь Иосия (VII в. до н. э.) уничтожил языческие жертвенники долины Хинном; место было проклято и превращено в свалку для мусора и непогребенных трупов, и там постоянно горели и тлели огни, зажженные с целью уменьшить заразу и зловоние. По-видимому, из наложения образов, внушаемых пророчеством Иеремии, на реальность непрекращающейся работы червей и огня в заклятом овраге возникла эсхатологическая картина, определившая метафорику другого ветхозаветного пророчества: «...И увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» ( Ис 66:24 ). Отсюда непосредственно понятный для каждого слушателя образ геенны огненной в словах Христа (ср. Мт 5:22–23 ). Интересно, что помимо мест Мк и Мт единственное упоминание геенны в НЗ встречается в столь иудеохристианском тексте, как Иак 3:6 (ср. F. Mussner, Der Jakobusbrief, Freiburg, 1975; R. Riesner, Essener und Urgemeinde in Jerusalem. Neue Funde und Quellen, 2. Erweiterte Aufl., 1998, S. 48, Anm. 245). – Из еврейской и христианской лексики слово «геенна» (в форме «джаханнам») перешло и в словоупотребление ислама .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

XLII. О почитании храмов Божиих Ещё в Ветхом Завете Богу было угодно проявлять особенное присутствие Своё на отдельных местах, где делались жертвоприношения ( Быт.4:4 ). Жертвенники в древней церкви заменяли собой храмы. Позже пророк Моисей устроил по повелению Божию первый храм на земле истинному Богу. В книге Исход читаем: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; всё (сделайте), как я показывал тебе, и образец скинии и образец всех сосудов её; так и сделайте» ( Исх.25:8–9 ). В другом месте читаем: «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертёж притвора и домов его, и кладовых его... Всё сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки» ( 1Пар.28:11–19 ). Отсюда видно, что построить храм угодно было Самому Богу. Сам Бог повелел Моисею и Давиду построить храм для общественной молитвы. В этом храме Бог обещал пребывать вечно, как говорит Соломон: «А я построил дом в жилище Тебе (Святой), место для вечного Твоего пребывания» ( 2Пар.6:2 ). Пророк Иезекииль говорит: «И сказал мне: сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» ( Иез.43:7 ). А вот послушайте, что говорит Господь о храме устами пророка Исаии. Он обещает дать сынам Израилевым имя и место лучшее, нежели сынам и дочерям, имя вечное, которое не истребится. Он говорит: «тем (которые будут держаться завета Его) дам Я в доме Моём и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям, дам им вечное имя, которое не истребится» ( Ис.56:5 ). Здесь пророк говорит о новом имени, имени христиан, которое Господь даст в доме Своём. Далее в седьмом стихе читаем пророческие слова об этом доме: «Ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов». Пророчество, что дом Господень назовётся домом молитвы для всех народов, Господь подтвердил во время Своей земной жизни. Войдя в храм, Он нашёл там страшный беспорядок. Люди забыли, что храм должен служить домом молитвы, и обратили его в разбойнический вертеп. Поэтому Христос напоминает им слова пророка Исаии, говоря: «написано: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

XXI:27). И не только страшит, но и грозно изгоняеть вон, говоря: „вне же чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу» (Апок. XXII:15). Итак, уже и нет нам места на небесех; уже нас и не пустят туда, и изженут оттуда вон? – Но Господь наш, взирая на нас светлым и милосердым лицом, говорит: „не приидох призвати праведные, но грешные; токмо покайтеся – и сподобитеся равной чести со святыми и праведными. Где место Петру, отвергшемуся Мене и потом плакавшему горько, где место жене блуднице, плакавшей у ног Моих, где место блудному сыну, мытарю, разбойнику, – там будет место и вам, – только восплачите о грехах ваших, горько, как Петр, припадите к ногам Моим с покаянием, как блудница, обратитесь ко Мне, как блудный сын, смиритесь, как мытарь, сораспнитесь Мне, как благоразумный разбойник, покайтеся – и спасетесь, На небеси у меня готово место и для вас, и вы вместитеся во утробу милосердия Моего». (Извлеч. в соращ. из „Твор. св. Димитрия, митр. ростовского»).   3. Библейские тексты о вознесении Иисуса Христа    Пророчества возвещающие: поднимите, врата верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы. Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы (Пс. XXIII:7 – 9) . – (Посему и) сказано: восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам (Еф. IV:8). – Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. CIX, 1). – (Ибо) Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих (Деян. II:34, 35). – Вот раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится (Ис. LII:13).    Вознесение И. Христа предсказано Им Самим: отныне Сын человеческий воссядет одесную силы Божией (Лук. XXII, 69). Иисус же сказал им: еще не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня (Иоан. VII:33). – Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

    Ис.14:27 Ибо Господь Вседержитель определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, - и кто отвратит ее?!         Отсюда упала скала. Сейчас здесь непрерывный живой камнепад     Не взывает сомнения, что  монахи – живая часть Святой Горы. И если они не соответствуют своему призванию, не выполняют предназначение, то весь живой Организм противится им. Магула, поистине, страшное место. Исполнилось слово пророка:     Иер.21:5 Я Сам буду воевать против вас рукою простертою и мышцею крепкою, во гневе и в ярости и в великом негодовании!               Можно ли назвать это место – проклятием Отца? Не знаю. Но даже проходя по нему, чувствуешь, как мурашки пробегают по коже…  С ужасом думаешь, о словах Господа: Матф.7:19 - так это не аллегория?!   …Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь….               Неужели мы так и не вышли из Ветхого Завета?! И видя эти страшные камни, вместо «Авва Отче» хочется молить Господа:   Пс.78:5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь? Комментарии Всего комментариев: 14 2016/06/16, 15:10:51 Два года пытался найти это место. Только во время посещения Афона в этом году " случайно " к нему вышел. Во-первых это место находится не рядом со скитом Василия Великого, а рядом со скитом св. Нила. Если от скита св.Нила идти к скиту Продром или Великой Лавре, то тропинка проходит прямо по самой насыпи. От скита примерно в 10-15 минутах ходьбы начинается эта насыпь. Автор статьи на мой взгляд " сгущает краски " место мне не показалось ни зловещим, ни мистическим. Никакого космодрома там тоже никогда не было. отчет от поездке на Афон в 2016 году опубликую на своем сайте http://kailash-explorer.com/ Алексей Перчуков 2016/02/09, 21:49:35 Очень интересно и назидательно! Спаси Господи! еще и фото есть! А еще " магула " созвучна с " могила " ... ммм : 2015/06/14, 08:08:30 странный подход к созданию православного ресурса. если сами монахи предпочитают не упоминать о этом месте, зачем о нем рассказывать?

http://isihazm.ru/1/?id=467

Апостол Павел пишет коринфянам: Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно ( 1Кор.12:18 ). Блаженный Феофилакт Болгарский и святитель Иоанн Златоуст подробно развивают эту мысль апостола: «Бог восхотел, и каждому в частности члену определил свойственное место (ибо это значит расположил). Ни нога, занимающая низшее место, не должна скорбеть, ибо так угодно было Богу, и для неё полезно именно то, чтобы помещаться внизу; ни голова, находящаяся наверху, не должна превозноситься; ибо это от Бога, а не её дело» 340 . «Каждый поставлен так по Его воле; и ноге полезно быть на таком именно месте, а не одной только голове; и если бы (какой-нибудь член) переменил положение, оставил своё место и перешёл на другое, то хотя по-видимому занял бы лучшее место, но погубил бы и расстроил всё; он потерял бы своё место и не достигнул бы чужого» 341 . Так и в Церкви Бог поставил одного низко, что для него и полезно, а другого поставил высоко; первый же должен быть доволен, последний не должен превозноситься. Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки ( 1Кор.12:28 ). А.П. Лопухин комментирует эти слова апостола Павла: «Перечисляя разные дарования и должности, существующие в Церкви вселенской, Апостол хочет этим показать, что все эти дарования и должности имеют своё высокое значение, потому что они явились в жизнь по воле Божией» 342 . Так «Бог поставил: как же ты противишься Богу? На первом месте ставит апостолов, потому что они раздаятели всех благ; на втором – пророков не ветхозаветных (ибо они пророчествовали о пришествии Христовом до Иоанна: Мф.11:13 ), но тех, которые по пришествии Христовом пророчествовали в Новом Завете, каковы были дочери Филиппа, Агав и множество других. Ибо сия благодать Духа была обильна в каждой Церкви. Силы и больных исцеляли, и противников наказывали, а дарования исцелений только врачевали: посему первые он поставляет выше последних. А прежде обоих сих по справедливости поставлен учитель, который учит делом и словом» 343 . Дары вспоможения, управления ( 1Кор.12:28 ), по мнению блаженного Феофилакта Болгарского , для апостола Павла «есть вспоможение слабым и управление или распоряжение братским имуществом. Хотя это зависит и от нашего старания, но он называет дарования Божиими, убеждая нас быть благодарными, и к Нему взирать, а не превозноситься. Дар языков поставил последним, дабы смирить тех, которые тщеславились им» 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010