Здесь он, может, и прав был, так как, видим, в самом деле не был ни грабителем, ни обидчиком, ни прелюбодеем; но он хвалился этим, и за это осуждается. А в особенности осуждается за то, что дальше сказал: «…или как этот мытарь…», который тут же стоял. Откуда фарисей мог знать: кто выше пред Богом – этот мытарь или он сам? А он осудил мытаря и дальше продолжал хвалиться своими мнимыми добродетелями: «… Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Совсем другой была молитва мытаря. Она было очень краткой, он говорил: «Боже! милостив буди мне, грешному», но настроение этой молитвы было совершенно другое, чем у фарисея, – исполнено смирения. Он даже не смел возвести свои глаза на небо. А главное, эта молитва была исполнена чувством сокрушения. Это чувство самое необходимое при нашем покаянии. Можно даже не вполне знать своих грехов, но нужно сокрушаться пред Богом и сознавать, что ты не только несовершенен, но и грешен. Вот это смирение и предлагается нам как средство приближения к Богу, почему Христос и говорит, что «возвышающий сам себя, унижен будет, а уничижающий себя – возвысится» ( Лк.18:14 ). Аминь. Слово в Неделю о блудном сыне 14 февраля 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Притча о блудном сыне, которую сказал Господь наш Иисус Христос ( Лк.15:11–23 ), символически определяет нам, в чем заключается человеческое счастье. Блудный сын вернулся к отцу. То, что делает отец, многосторонне показывает, в чем состоит счастье. А что он делает? Обнимает его. Сын находится в объятиях отчих. Отец надевает на него лучшую одежду и дает перстень на руку его. Он попросил принести сапоги и обуть его босые, израненные ноги. Все это символы того, что счастье – есть жизнь с Богом и что счастье разностороннее. Но до сих пор мы видели состояние только одного человека, а дальше увидим, что это счастье распространяется и на окружающих. Отец говорит: «Приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться!» ( Лк.15:23 ). Начинается пиршество. На этом пиршестве раздаются звуки музыки и песен. Все это символы; символы того счастья, которое переживает человек, вернувшийся к Богу; счастья, которое захватывает не только его одного, но и многих, многих окружающих.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Не смотри, говорит, на настоящее, но подумай о великости прежнего несчастия; пред тобою брат, не чужой. Он возвратился к отцу, который не может помнить прежнего, а охотнее помнит только то, что может побудить к состраданию, милосердию, любви и снисходительности, свойственной родителям. Поэтому и сказал (отец) не о том, что сделал (блудный сын), но о том, что он потерпел; напомнил не о том, что он истратил имущество, но о том, что перенес множество несчастий. С такою же, или еще с большею, ревностью искал он овцу. Здесь сын сам возвратился, а там сам пастырь пошел и, найдя овцу, привел ее и радовался о ней больше, чем о всех, возвратившихся благополучно. Смотри еще, как и возвратил: не бичом погонял, но, возложив на плеча, принес и снова соединил с стадом. Итак, зная, что (Бог) не только не отвращается от обращающихся, но и принимает их не хуже добродетельных; что не только не подвергает наказанию, но и Сам идет отыскивать заблудших и, найдя их, радуется (о них) более, чем о тех, которые были в безопасности, — не будем ни отчаиваться о грехах, ни излишне надеяться на добрые дела, но, и живя добродетельно, будем бояться, чтобы от излишней надежды не пасть, а когда согрешим, станем каяться. Что сказал я вначале, то говорю и теперь, а именно, что и излишняя надежда стоящего, и отчаяние лежащего, то и другое гибельны для нашего спасения. Потому Павел, остерегая стоящих, говорил: « Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть » (1 Кор. 10:12), и опять: « Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным » (1 Кор. 9:27); а восставляя лежащих и побуждая к большей ревности, писал к коринфянам так: «[ чтобы] не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись » (2 Кор. 12:21), показывая этим, что слез достойны не столько согрешающие, сколько нераскаивающиеся во грехах. Да и пророк к ним (грешникам) говорит: « Разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? » (Иер. 8:4). И Давид их же убеждает, говоря: « ныне, если глас его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании» (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но желающему каяться и ради страданий и смерти Христовой получить отпущение грехов непременно должно оставит свои грехи. Ибо где нет оставления грехов, там нет и истинного покаяния. Где нет истинного покаяния, там и заслуги Христовы не имеют места. Где заслуги Христовы места не имеют, там нет отпущения грехов. Где нет отпущения грехов, там следует осуждение и в аду вечное страдание за грехи. И так грешник, когда не будут оставлены ему гре­хи (не будут же оставлены ему, так как сам их оставить не хочет), как должник за долги, за все те грехи, которыми перед Богом согрешил, бу­дет истязай, и поскольку не имеет чем иску­питься, будет вечною смертью платить. Итак, надобно желающему каяться и спас­тись от грехов отстать, и прибегнуть к милосер­дию Божиему, исповедать себя со смирением и сожалением виноватым пред Богом, прощения просить ради пролитой Крови Христовой, ко­торая пролита за каждого грешника, и всякий грех очищает. Надобно с блудным сыном оста­вить чужую беззаконную страну, и возвратить­ся к Отцу с сожалением и самоуничижением, повергнуть себя, как недостойного, перед Его милосердными очами и признать: «Отче! Я со­грешил против неба и пред Тобою и уже недосто­ин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих» (Лк.15,18-19). Помилуй меня благодатью и человеколюбием Единородного Сына Твоего, Который как за всех, так и за меня, грешного, Кровь Свою пролил и умер. Ради Его неповинного страдания и смерти, прости мне, повинному, и оставь долги мои. Так, обратившемуся, и со смирением и со­жалением исповедующему свои грехи, и про­сящему милости, без сомнения, Отец Небес­ный оставит все его долги, не по каким-то его заслугам, но по одной благодати. Ибо сама Кровь Сына Божиего, пролитая ради грешни­ка, вопиет, да все долги ему будут оставлены и уже более не вспомнятся. Узнает на себе такой грешник милость Отца Небесного, как возвра­тившийся блудный сын узнал на себе милость премилостивого своего отца. Увидит Отец Небесный такого грешника, пришедшего к Нему, и воззрит на него мило­сердными Своими очами, и сжалится над ним. Не услышит от Отца выговора за своеволие, удаление и развращенную жизнь, а услышит один глас Премилосердного Отца: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откорм­ленного теленка, и заколите; станем есть и ве­селиться! Ибо этот сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:22—24). И так, — по слову Христову, — «на небесах радость будет об одном грешнике кающемся» (Лк.15,7).

http://predanie.ru/book/107534-istolkova...

Но притча не то говорит, в ней говорится только, что последние равны будут мужам уже испытанным и много трудившимся. " Сравнял их с нами " , говорится в ней, " перенесшими тягость дня и зной " . Итак, что же значит эта притча? Нужно прежде объяснить ее, и тогда мы разрешим указанное противоречие. Виноградом называются в ней повеления и заповеди Божьи, временем делания — настоящая жизнь, а делателями — те, которые различным образом призываются к исполнению заповедей Божьих; утро же, третий, шестой, девятый и одиннадцатый час — означают различные возрасты пришедших и получивших одобрение за труды свои. Но главное дело состоит в том: те первые, которые столько прославились и угодили Богу и весь день с особенной ревностью провели в трудах, не заражены ли сильнейшей страстью злобы, завистью и недоброжелательством? Видя, что и пришедшие после них получили такую же награду, они говорили: " эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной " . Так они, не потерпев никакого убытка и получив сполна свою награду, досадовали и негодовали на то, что другие пользуются благами, — а это происходило от зависти и недоброжелательства. Но что всего важнее, сам Домовладыка, защищая тех и оправдывая свой поступок перед человеком, говорившим ему, обвиняет его в злобе и крайней зависти, говоря: " не за динарий ли ты договорился со мной? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; или глаз твой завистлив от того, что я добр? " Итак, чему учат нас такие притчи? Не в этой только, но и в других притчах то же можно видеть. Так, например, и добрый сын впал в такую же душевную болезнь, когда увидел, что блудный брат его удостоился великой чести, и даже большей, нежели он. Как последним делателям винограда большая честь была оказана тем, что они первые получили награду, так и блудному сыну обилием даров сделано было предпочтение, о чем свидетельствует сам добрый сын. Что же следует сказать? То, что в Царстве Небесном нет ни одного человека, который бы производил такие споры и жалобы, и быть не может, потому что там нет места ни зависти, ни недоброжелательству.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Но это снова противоречит контексту. Ведь и здесь богач осуждается не просто потому, что он богат, но потому, что он только свое богатство и видит, в нем находит свою цель. В ( Лк.16:25 ) ему говорится: «Вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей» (в оригинале не просто «доброе», но конкретно «твое доброе», то есть то, что ты искал в жизни). Этот глагол apelabes соответствует apechein в ( Лк. 6:24 ). И здесь, как и там, нет поверхностного морализаторства: богатый осуждается не за свое богатство. С другой стороны, Лазарь «блажен» не потому, что он был «нищим». Рассказ говорит не только о его бедности, но и о его epithymia (жажде, страстном желании, тоске). Нищий Лазарь жаждал не сытости богача, но крошек с его стола ( Лк.16:21 ), как блудный сын жаждал корма свиней (ср. Лк.16:21 и Лк.15:16 , где употреблен один и тот же глагол). Лазарь – человек, оказавшийся на пределе человеческой нищеты в самом глубоком смысле этого слова. Он лишен всего, чувствует себя над бездной небытия, он отчаялся помочь сам себе, и ему остается только ждать помощи. В притче, как это и свойственно метафоре, не говорится прямо о том, что он ждет помощи от Бога, но только отмечается, что он – сын Авраама. Притча не называет также Лазаря блаженным ради его нищеты. Ее цель – направить на путь к блаженству через ту нищету, в которой человек с надеждой протягивает свои пустые руки к Богу. Несколько подробнее богатый человек представлен в притче о безумном богаче ( Лк. 12:16–21 ): «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя», – ту самую душу, которой он только что ( Лк.12:19–20 ) гарантировал обеспеченность: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». «Безумец», согласно Ветхому Завету, – человек, который практически желает жить без Бога ( Пс. 13:1 ). Описанный в притче земледелец безумен потому, что все его расчеты принципиально ложны. Он безумен, ибо полагает, что может жить своим имуществом. Однако, этот человек поступает так, как обыкновенно поступают все люди здравого смысла, мирской мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ну а пока стоишь в очереди на исповедь, для начала, не осуждай того, кто перед тобой слишком задержался у священника. Но когда дойдет до тебя, старайся, по возможности, не задержать других. Когда же подойдешь к аналою с Крестом и Евангелием, не облокачивайся, ни до чего не дотрагивайся. Говоря, не размахивай руками, не жестикулируй. Ты не на ораторской трибуне. Все время помни, ты стоишь перед Богом, а не перед священником. И кайся перед Богом, а не перед священником. А то говорим: «Батюшка! Согрешил я...» А надо говорить: «Господи! Согрешил я...» Закончив говорить, склони голову, и опять же – склони ее не на сторону перед священником, но прямо перед Иисусом Христом, невидимо стоящим прямо перед тобой. Если хочешь, встань на колени. Если же трудно и может возникнуть заминка, лучше не делай этого. После того, как священник возложит на тебя епитрахиль и прочтет разрешительную молитву, один раз перекрестись и поцелуй лежащие перед тобой Крест и Евангелие, как видимые знаки присутствия Господа Иисуса. Изображение Иисуса Христа на кресте целуй не в лицо, а в подножие ног. Есть обычай после этого подставить руки священнику для принятия благословения причаститься... Итак, исповедав все свои грехи, ты более подробно сказал то же самое, что когда-то кратко сказал блудный сын: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим...» Когда же священник прочитал над тобой разрешительную молитву, ты услышал по существу то же, что тогда «отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...». Ведь поистине, как писал Иоанн Златоуст , твои грехи и Божье милосердие, это – искра, упавшая в море... А в это время... А между тем, на клиросе кончилось чтение «Часов», священник в Алтаре дал возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Об этом поведал нам Господь Иисус Христос в евангельской притче о блудном сыне. У одного человека, говорил Господь, было два сына. И меньший сказал однажды отцу: «Отче, дай мне надлежащую часть имения». И отец разделил имение между сыновьями. По прошествии времени младший сын взял свою часть и ушел в дальнюю страну, где проводил свою жизнь распутно, греховно. Когда же он изжил свое богатство с распутными женщинами, то стал нуждаться. В той стране случился великий голод, и чтобы не умереть, блудный сын нанялся в работники пасти свиней. И он был рад напитать свое чрево рожками, которыми питались свиньи, но и этой пищи ему не давали. Тогда, как сказано, он пришел в себя и подумал: «Столько наемников у моего отца пользуются благостию его и питаются, а я вот здесь, живя в далекой стране, изнываю от голода. Встану, пойду и скажу: отче, я согрешил на небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном, прими меня в число наемников твоих». И встал он и пошел. И отец принял его в свои объятия, возвратив ему сыновнее достоинство. Вот какую притчу изложил нам, возлюбленные братья и сестры, Спаситель мира — притчу о падении и восстании. Как же происходит грехопадение? Человеку даны заповеди Божий, сохраняя которые, он тем самым стяжает себе благодатную жизнь. Но все горе в том, что не всегда человек ценит это богатство — исполнение Божественных заповедей, от которых питается его душа. Подчас приходят такие минуты, когда в человеке оскудевает любовь к своему Источнику жизни, любовь к своему Творцу, и тогда все то, что служит пищею духа человеческого, становится уже как бы в тягость ему. Он старается освободить себя, удалить, сбросить бремя заповедей Божиих и стать на самостоятельную стезю, жить так, как ему хочется. Иными словами, человек удаляет себя от Господа и идет в объятия греха. Вот это и есть начало падения. Итак, началом удаления из отеческого дома служит охлаждение любви к Богу. Человек старается сбросить с себя благое иго Христово и удалиться в страну далекую, в страну греха, где, как ему кажется, он будет веселиться и радоваться без конца.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Один гордый человек вошел во храм и, став на первом месте, хвалился своими добрыми делами: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи». В это же время молился во храме мытарь, т. е. сборщик податей; он стал у порога храма, не смел даже поднять глаз к небу, но, ударяя себя в грудь, повторял: «Боже, будь милостив ко мне грешному»! Фарисей, не находивший в себе недостатков, хотя на самом деле их было очень много, пошел из храма осужденным, а смиренный мытарь – оправданным. На этом примере Церковь объясняет нам, что мы во время молитвы должны избегать осуждения других людей, забыть о всех своих добрых поступках и с полным смирением молиться, чтобы Господь помиловал нас по Своему милосердию: человек спасается единственно по милости Божией. Желая возбудить в нас чувство искреннего сокрушения о наших грехах и полного раскаяния в них, Церковь напоминает нам, что милосердие Господа к людям неистощимо, что для нашей искренней молитвы открыт доступ к Его престолу; еще есть время раскаяться нам в грехах наших и исправиться. Это беспредельное милосердие Господа к раскаявшемуся грешнику изображается в евангельской притче о блудном сыне, которая читается в следующий воскресный день. Сын, получив от отца богатое наследство, ушел от него в чужую землю и там предался разгульной жизни, промотал свое имение и впал в крайнюю нищету. Бедность, голод и унижение заставили его обратить внимание на дурно проведенную жизнь; луч Божьей благодати проник в душу его, осветил и согрел ее, и тогда-то представилась ему вся глубина его падения. Оглянувшись на свое прошедшее, он с ужасом вспомнил безрассудное свое поведение. Так пробуждается в грешнике сознание греховности пред Отцем Небесным, и это сознание есть уже шаг к исправлению. Блудный сын, сознав свою вину пред отцом, узнал вместе с тем высокую цену мирной жизни, потерянной им по уходе из дома родительского: он вспомнил, что в дом отца его каждый наемник имеет для себя кров и одежду, тогда как он умирает с голоду; он понял, что лишился всего, единственно благодаря своему распутству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Остановленный властной рукой Божией и потрясенный стыдом, блудный сын пришел в себя, одумался, встал и пошел в дальний путь к отцу своему, приготовив покаянную речь: «Отче! я согрешил против Неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» ( Лк. 15:18-19 ). Но, полный любви и милосердия, отец его поспешил навстречу ему, прервал речь его, обнимал и целовал его и велел рабам своим принести лучшую одежду для него, перстень на руку его, сапоги на ноги его, велел заколоть откормленного теленка и устроить пир ради возвращения его. Будем же помнить слова Христовы: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). О, как надо было бы и нам вместе с Ангелами Божьими радоваться о глубоком покаянии и возвращении на путь спасения братьев и сестер наших! О, как надо было бы нам иметь мягкие, сострадательные сердца, а не такие черствые, осуждающие ближних сердца, какое видим у старшего брата раскаявшегося блудного сына. Он возвращался с поля и, услышав веселие пира, возмутился и ожесточился и укорял своего отца за то, что встретил он с любовью и всепрощением его грешного младшего брата. И послушайте, как кротко и тихо ответил ему отец на его резкие укоры: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся»  (Лк. 15:31-32 ). Да поможет же нам Господь наш Иисус Христос спастись самим от сетей диавольских и искренне, всем сердцем радоваться о спасении наших ближних. Аминь. 1958 г. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 февраля, 2020 6 декабря, 2019

http://pravmir.ru/spasitelnyiy-golos-sty...

По уставу Православной Церкви, непосредственно за Крещением вступающего в Церковь и доселе следует его миропомазание; а после миропомазания, окропляя водой новокрещённого и миропомазанного, священник, согласно с тем же уставом, так выражает плоды Таинств: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» и потом, отирая его губкой, повторяет: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Если из этих слов, указывающих как на внешние, так и на внутренние действия, совершаемые в обоих Таинствах, мы остановим внимание отдельно на тех и других, то окажется, что к внутренним действиям Таинств Церковь относит: оправдание и освящение, одним словом, просвещение (то же, что возрождение); а к внешним: крещение, или омовение, и миропомазание. Оправдание и освящение составляют таким образом два нераздельных момента завершительного акта обращения, который, одним словом, может быть назван возрождением или просвещением. Вот почему и Сам Иисус Христос называется не только нашим искуплением (разумеется объективное спасение), о и просвещением, и праведностью, и освящением ( 1Кор.1:30 ). Верующий и в силу своей веры благодатью Божией возрождённый есть уже не блудный сын, идущий к дому прогневанного Отца своего, чтобы просить Его о помиловании и принятии в число Его наёмников, но, обновлённый во всём нравственном состоянии своём, любимый сын любящего Отца, живущий уже в Его доме в теснейшем общении и единении с Ним. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» ( 2Кор.5:17 ). «Вы научились отложить прежний образ жизни ветхого человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:22–24 ). «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, которым взываем: авва, отче! Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Рим.8:14–15 ). «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010