Мы, пастыри, будем строги к своей пастве, пусть архипастыри будут строги к нам, пастырям, и пусть каждый будет строг к самому себе, дабы не тщетно взывать нам: " Боже, милостив буди нам грешным " . Аминь.     15 февраля 1925 г. Неделя о блудном сыне В церкви св. Панкратия за Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В евангельском чтении вы слышали сегодня притчу о блудном сыне. Эта притча о нас с вами. О Господи, если бы вся она была о нас! Но вспомним слова Спасителя. У одного человека было два сына. Младший сказал: " Дай мне следующую мне часть имения " . Отец разделил им имение. Младший сын взял всё и ушёл в дальнюю страну. Это про нас. Это мы ушли в дальнюю страну от Отца Небесного. Младший сын расточил в дальней стране имение своё, живя блудно. Это про нас. Это мы расточили духовное богатство своё, живя блудною мирскою жизнью. И вот, когда настал голод в той стране, блудный сын пошёл к одному из жителей, тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был насытиться рожками, которые ели свиньи. Это про нас. Это мы, голодные духовно, готовы заполнить пустоту души своей " рожками " — низменными, животными страстями. А дальше — уже не про нас. Дальше уже про немногих " Придя же в себя, сказал… " Многие ли приходят в себя? Многие ли приносят покаяние? " Придя же в себя, сказал:…Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих " (Лк. 15, 17–19). Многие ли сознают грехи свои пред Отцом своим? Многие ли говорят так? " Встал и пошёл " блудный сын назад, в отчий дом. Кто же из нас поступает так? Кто " встаёт? " Кто возвращается в обитель жизни духовной? А тех, которые не только приносят словесное покаяние, но действительно возвращаются к Отцу, какая радость ждёт их! Отец побежал навстречу сыну своему. Обнял его и целовал. Велел принести лучшую одежду, велел перстень надеть на руку его и обуть ноги его. Велел принести откормленного тельца. И устроил пир. Ибо сын этот " был мёртв " и ожил, пропадал и нашёлся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

      Блудный сын возвращается домой, потому что память об отце придает ему силу вернуться. Его исповедь мужественна и совершенна: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Он осужден собственной совестью, для себя у него нет оправдания, но в прощении есть тайна смирения, который мы должны учиться снова и снова. Мы должны учиться принимать прощение актом веры в любовь другого, в победу любви и жизни, смиренно принимать дар прощения, когда он предлагается. Блудный сын открыл отцу свое сердце - и значит, был готов принять прощение. Когда он приближается к дому, отец видит его, бежит навстречу, обнимает и целует его. Как часто стоял он на пороге, всматриваясь в дорогу, по которой сын ушел от него! Он надеялся и ждал. И вот, наконец, день, когда его надежда исполнилась! Он видит своего сына, который покинул его богато разодетый, украшенный драгоценностями, ни разу не оглянувшись на дом своего детства, потому что все его помыслы и чувства были в неизведанном, манящем будущем; сейчас отец видит его нищим, в лохмотьях, совершенно подавленным бременем прошлого, которого он стыдится; и без будущего... как-то встретит его отец? Отче, я согрешил... Но отец не позволяет ему отречься от сыновства, он как бы говорит ему: " Вернувшись домой, ты вернул мне жизнь; когда ты пытался убить меня, ты убил себя самого; теперь, когда я вновь ожил для тебя, ты тоже вернулся к жизни! " И обернувшись к слугам, отец дает распоряжение: Принести лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги...       Многие переводы, в том числе русский, гласят " лучшую одежду " , но в греческом и в славянском тексте говорится о " первой одежде " . Разумеется, " первая одежда " могла быть лучшей в доме, но разве не более вероятно, что отец сказал слугам: " Пойдите и найдите ту одежду, которую мой сын носил в день, когда он ушел, ту, что он бросил на пороге, облекшись в ризу измены " ? Если ему принесут лучшую одежду, бедняга будет чувствовать себя неуютно, словно ряженый; у него будет ощущение, что он не дома, а в гостях, и его принимают со всеми приличествующими гостеприимству знаками внимания и почета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1279...

Блудный сын (Путник). Иероним Босх. Нидерланды. 1510 г. В этой притче покаяние представлено как постепенный процесс, начинающийся с того, что блудный сын приходит в себя, вспоминает об отце и решает вернуться к нему. Далее от слов он переходит к действиям. Однако главный герой притчи – не сын, а отец, символизирующий Бога. Когда человек возвращается к Богу и приносит покаяние, Бог не осуждает его, но принимает с распростертыми объятиями. Притча показывает, что покаяние – это всегда встречное движение человека и Бога. Отец в притче не просто терпеливо ждет, пока сын приблизится к Нему: увидев его, он бежит ему навстречу. Из уст отца не слышно ни одного слова осуждения или упрека. Господь Иисус Христос говорит о Себе: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» ( Ин.12:47 ). Женщине, взятой в прелюбодеянии, Иисус сказал: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?.. И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин.8:10–11 ). Когда фарисей ожидал, что Иисус осудит женщину-грешницу, помазавшую ноги Его драгоценным миром, Иисус вместо осуждения сказал ей: «Прощаются тебе грехи... Вера твоя спасла тебя, иди с миром» ( Лк.7:48, 50 ). О тех, кто покаялся благодаря проповеди Иоанна Крестителя, Иисус говорил, обращаясь к фарисеям: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» ( Мф.21:31–32 ). Возвращение блудного сына. Рембрандт Харменс ван Рейн. Эскиз Покаяться никогда не поздно Покаяться никогда не поздно, и даже самый закоренелый преступник может на излете жизни принести покаяние и получить прощение от Бога. Это показывает пример благоразумного разбойника, который, будучи распят вместе с Иисусом, осознал греховность своего прежнего образа жизни и обратился к Нему со словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» На это Иисус ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною В раю» ( Лк.23:42–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 15, 8 ст. и далее. Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Под женою разумеется Господь; под драхмою – человеческий род; под светильником – учение Спасителя; под храминою – земля, нерукотворенная храмина. Для Господа очень дорога эта драхма: девять драхм составляют Ангельский собор, потому Он ищет ее прилежно. Господь представлен под образом жены, потерявшей драхму – небольшую монету, потому что женщина больше ценит деньги, не имея средств легко доставать их. 11–32 ст. О блудном сыне. О, неистощимая бездна милосердия Божия к нам, грешным! Радуйтесь, земнородные, что Отец ваш, Иже есть на небесех, так благосерд. Можете надеяться, что если будете заботиться о своем спасении, то непременно получите его; действительно надейтесь, что Отец Небесный печется о вашем спасении и дарует вам, по своей благости, обещанное блаженство. Смотрите: блудный сын приходит в себя и говорит: пойду к отцу своему. И что же отец? Когда блудный сын был еще вдали от него по своим нечистотам, по своим беззакониям – увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Какая нежнейшая, истинно родительская любовь! И это сущая правда, потому что в этом уверяет Единородный Сын Божий, Сын любви Отчей. Глава 16, 8[-9] ст. Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Люди мудры на устроение своего земного благополучия, а на устроение своей вечной судьбы, вечного спасения – тупы и глупы. Сыны Царствия Небесного! Поучитесь у сынов века сего тому, в чем они превосходят вас: оборотливости и искусству в устроении своего благополучия, только не временного, а вечного. 13 ст. Никакой слуга не может служить двум господам. Душа человеческая нераздельна: если она привязана всецело к одному существу, то к другому существу в то же время и в той же мере привязана быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мы видим два пути для достижения счастья. Один путь кажущегося счастья – жить, как хочу. Блудный сын думал: «Буду жить, как хочу, тогда буду счастлив». Он попросил у отца богатства; пошел в далекую страну; жил там, казалось бы, весело, но счастья не нашел. Наоборот, понял, что он несчастлив, нищ, голоден и оборван, и пришел в себя. Пришел в себя с мыслью, что он лучше будет наемником в дому отца его, чем останется здесь, в этой стране. Вернулся – и увидел настоящее счастье, которое заключается в близости Богом. Обратимся теперь к образу старшего брата. Казалось бы, он тут рядом живет с отцом, а оказывается, это все-таки не была всецело жизнь с Богом. Это только внешняя близость. Это самое страшное, что многие, которые мнят себя быть близкими к Богу, на самом деле оказываются далеко. Это познается через испытание. Было испытание и для старшего брат, оно заключалось в том, как он отнесется к возвращению младшего. Если бы он порадовался – было бы замечательно. Он получил бы ангельское счастье, потому что Ангелы радуются об обращении одного единственного грешника. А он позавидовал, сказал отцу: «Ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими, а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец ему дает наставление. Он говорит ему: «О том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И на этом притча кончается. Я не знаю, что же сделал потом старший брат, но понимаю, что ему, старшему брату, также необходимо было покаяние, как и младшему. У покаяния бывают различные пути, но они все сходятся на одном и заключаются в том, чтобы смириться перед Богом и пожелать быть с Ним. Как блудный сын желал быть среди наемников, готов был отказаться даже от звания сына, лишь бы быть близким к Богу. Если бы старший сын возрадовался, то тогда и он был бы на этом пиру счастья, счастья благодати, счастья даров Духа Святого, счастья быть вместе с Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Притча о Блудном сыне 13 «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему» ( Лк. 15:17–19 ). Как только вспыхнула искра в душе блудного сына, и как только он сравнил свою жизнь на чужбине и жизнь у отца, принял твердое решение «встану и пойду к отцу моему!» Говорит «встану», ибо видит свое глубокое падение. Третьего пути не существует: или на самое дно адской пропасти, или ввысь, к отцу своему. А отец богат, изобильны его богатства, нет рядом с ним голода; наемники его имеют хлеб с избытком, а я, его сын, умираю с голода. Хлеб символизирует жизнь, наемники – творения, которые ниже человека, созданные Богом: животные и другие существа. Блудный сын пал ниже животного и пожелал иметь хотя бы столько же, сколько имеют животные. Животные не свободные существа, Бог управляет ими по Своей воле и силе. Он дает им жизнь, пищу, заботится о них. А блудный сын расточил в блуде и ту жизненную силу, которую Бог дает животным, но они не злоупотребляют этой силой. «Согрешил против неба и пред тобою». Небо здесь символизирует в первую очередь святых Ангелов Божиих и особенно Ангела-Хранителя; символизирует и те божественные дары, которые Господь дает каждому человеку и которые представляют в грешном человеке небо и «удовольствие в законе Божием» ( Рим. 7:22 ). О том, что под небом понимаются Ангелы, говорят слова Самого Господа: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). А если бывает радость о кающемся, то есть и печаль о нераскаянном грешнике. То, что под небом понимаются и духовные существа, подтверждается и такими словами апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор. 6:19 ), и еще более понятно это из слов Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ). Следовательно, всякий, кто согрешит перед Богом, тот согрешает и перед Ангелами Божиими, и перед праведником в себе самом, который от Бога, что значит перед небом. Потому и говорит раскаявшийся сын: «согрешил против неба и пред тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Это настроение общехристианское, но переживаемое не только за себя, но и за паству. Вся жизнь христианина является как постепенное духовное возрастание в одном цельном и вполне определенном настроении, вмещающем всю сущность евангельского закона. Со стороны положительного своего содержания это настроение есть постепенно проясняющееся предвкушение Царства Небесного – общение с Богом и ближними в любви, или по апостолу: «Правда, мир и радость о Дусе Святе». Отрицательное содержание духа христианского подвижничества есть скорбь о своей греховности и духовная борьба с постепенною победою. Христианин переживает такое настроение за свою собственную душу, пастырь – за себя и за паству; последний носит в душе своей все то, чем нравственно живут его пасомые, сраспинается им, сливает их духовные нужды со своими, скорбит и радуется с ними, как отец с детьми своими. У него как бы исчезает его личное «я», а всегда и во всем заменяется «мы». В этом задача его деятельности, в этом он уподобляется апостолу, сказавшему: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, пока не изобразится в вас Христос» ( Гал.4:19 ). Задача деятельности пастыря – привести к Отцу-Богу блудных детей. Подумайте над притчею о блудном сыне: что заставило сына вернуться к отцу? Любовь отца. Она, таинственная, не стесняемая пространством, заставила его сказать: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче, я согрешил против неба и пред тобою» ( Лк.15:18 ). Не раз блудный сын вспоминал в душе своей, сколько наемников у отца его избыточествуют хлебом, а он, некогда любимый им так, что отец отдал ему половину имения, он теперь рад был бы наполнить чрево свое рожками, но и тех никто не дает ему. Он сознает и чувствует всю вину свою, сокрушается и, только всецело надеясь на милосердие отца своего, решается идти к нему и просить прощения. Другими словами, отъединенный от отца, совершенно погибающий, не нашедший среди ближних такого сердца, с которым мог бы сразу сродниться, слиться, блудный сын с тоскою в сердце и с крайними угрызениями совести встал и пошел к отцу своему. И вот отец еще издалека увидел его и сжалился, побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать. «Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою; и уже недостоин называться сыном твоим». А отец велит одеть его в лучшую одежду, надеть перстень на руку его и сапоги на ноги его и приготовить пиршество, потому что «этот сын его был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

27 января. Призыв к покаянию уже начался с праздника Крещения Господня, а перед этим праздником Иоанн Креститель призывал к покаянию: «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное!» Говорю и я всем: «Покайтесь». Как каяться? Господь укажет. Зачем крестился Иисус Христос? Чтобы показать всем Свое смирение. Господь принял крещение, и каждый человек должен быть крещен. Вот третья неделя по Просвещении. Евангелие на литургии передает нам о том, что однажды Иисус Христос вошел в город Иерихон; в этом городе был начальник мытарей Закхей; он был богат, ему хотелось видеть Иисуса, но так как за Иисусом Христом ходило много народа, то Закхей влез на смоковницу, чтобы увидеть Его. Когда же Иисус Христос пришел к нему в дом, то он сказал: «Половину имения моего раздам нищим, а если кого чем обидел, заплачу вчетверо». Вот нам великий пример для подражания; о, если бы и через наши сердца не проходило корыстолюбие и счеты! Еще следующая неделя по Просвещении. Воскресное Евангелие этой недели передает нам, что два человека вошли в храм помолиться. Один был гордый, надменный, богатый, он хвалился, что живет не так, как другие, что он и постится, и дает милостыню не так, как вошедший с ним мытарь. Но он и Бога обманывал, и себя обманывал. Другой же был грешник, но он проливал слезы и выказывал искреннее раскаяние. И что же! Лукавый богомолец был осужден, грешник же оправдан. Затем идет следующая неделя. Читается Евангелие о том, как недостойный сын не захотел жить с отцом и матерью, взял свою часть наследства, прожил в чужой стране, вернулся назад к отцу и просился быть хотя одним из его наемников. Это был блудный сын. Может быть, и вы блудные дети, а может быть, и я был такой же блудный сын, но да не помянет Господь старое. А там неделя мясопустная, покойников поминают, чтобы мы постоянно помнили, что мы земля и прах; а там сыропустная неделя и святая Четыредесятница. А после будем приготовляться и к великому празднику, но об этом, Бог даст, после поговорим. Аминь. 30 января. В прошлый раз я вам изложил краткое содержание каждой из последующих недель до святой Четыредесятницы, нынче же вы услышите проповедь о наступающем дне.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Аксюша: А проживем мы деньги, что ж потом?   Петр: Вот тут-то я не додумал еще. Либо ехать виниться, либо выбрать яр покруче, а место поглубже, да чтоб воду-то воронкой вертело, да и по-топорному, как топоры плавают. Надо подумать еще…       Такие личности не новость. Одни бегут в страну далече. Другие бегут от самих себя и от родителей к бесам, не выходя из дома, во внутреннюю иммиграцию. Бесу-то прописка не важна. Миллионы наших женщин кормят таких блудных сыновей и лодырей, ушедших в страну греха. Сидит великовозрастный бугай на шее у матери, а она плачет: – Батюшка, опять Сережка иконы побил и побросал на пол. Сам руки об стекло обрезал. Говорит, что мы бумажных богов в церкви навешали, а попы с нас деньги обдирают и руки трут. Водки просит. А если не дать, говорит, что дом сожжет и руки на себя наложит! Так дать мне ему вина? А что делать? Выгнать сердце не позволяет. Сын все-таки. Не прогонишь, но и жить не возможно. Сущий ад. Зачем сын живет с родителями? Просто выгодно. Работать не надо. Думать не надо. Спи сколько хочешь. День будет и вино будет. Прекраснейшее состояние. Так и этот блудный сын. Он вернулся ведь не потому, что любил дом, отца-мать, брата, труд или чистую жизнь. А потому что в доме отца еда лучше. Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. И странно. Почему это он умирал от голода? Даже в диких сообществах любили честных работников. Так Авраам купил совершенно ему не известного раба Елиазера. А тот в благодарность честно служил ему. И стал этот раб как член семьи. Так фактически членом семьи была раба Эвриклея в семье Одиссея. Так святой Иоанн Русский своим трудом и праведностью расположил к себе сердца басурман, что и они почтили в нем святость. Древний мир был не чужд благодарности. А тут мы видим, что хозяин свиней кормил лучше, чем этого блудного сына. Видимо, этот работник был лодырь и лукавый человек. В самом деле, лукавства ему не занимать. Сам себе говорит о еде, а отцу готовит красивую версию раскаяния:

http://pravmir.ru/bludnyiy-syin-ili-zhdu...

Даруй же нам, Господи Иисусе Христе, сие покаяние, искреннее и такое как бы легкое и непринужденное, чтобы нам вернуться к Богу, к счастью Его благодати. Аминь. Слово в Неделю о блудном сыне 6 марта 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы сделали еще шаг в направлении к встрече праздника Святой Пасхи. В прошлое воскресенье Святая Церковь показала нам, как должен человек идти к Богу, – молиться; но как? – без похвальбы, смиренно. В это воскресенье Святая Церковь показывает нам, как Бог идет навстречу человеку; правда, и в этом случае первый шаг должен сделать сам человек. Грешный блудный сын ( Лк.15:11–23 ). Его главный грех заключается в том, что он оставил отца своего и пошел в далекую страну; а затем великое богатство, данное ему отцом, стал расточать в блудной жизни. Последствия этого не замедлили сказаться. Он обнищал, стал голодать и тогда вспомнил об отце. И даже подготовил исповедь свою пред отцом и просьбу, чтобы отец принял его уже ни как сына, а как одного из своих слуг-наемников. И вот, когда он пошел к отцу, отец издали увидел его, вышел из дома, быстро пошел ему навстречу и обнял. И хотя сын уже начал свою, заранее подготовленную исповедь, он не дал ее докончить и приказал облечь его в лучшие одежды, обуть босые ноги в мягкие сапоги, возложить перстень на его руку и устроить роскошный пир. В притче под отцом подразумевается Бог. Отец определил греховное состояние своего сына как смерть: надо бы радоваться и веселиться тому, что «сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Бог встречает кающегося грешника, но грешник все-таки должен сделать первый шаг. Пример блудного сына является примером крайним. Не все так уж много грешат, как это блудный сын, но многие находятся как бы в спящем состоянии. В отношении таких спящих Слово Божие говорит от Божиего Лица: «Се, стою при дверях и стучу». Это значит, что Бог стоит пред дверями нашего сердца и стучится в него. И далее там же говорится: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Сказано: если кто отворит – это значит, что человек должен свое действие проявить – отворить двери своего сердца для Бога. Тогда в душе наступит праздник радости. Вот к чему приводит обращение к Богу.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010