потому очень полезно и для великих грешников именовать Бога Отцом. Блудный сын, когда собирался грешить, и то называют Бога Отцом: «Отче! Дай мне следующую часть имения» (Лк. 15, 12). А в противоположность ему, старший сын, возвратившись с поля, когда Отец устроил пир покаявшемуся сыну, не вошел в дом: он осердился. А когда Отец вышел и «звал его» принять участие в радости, то этот мнимо хороший сын не почтил Отца не только своим послушанием, но даже и не назвал его Отцом, а грубо-гордо сказал в ответ Отцу: «Вот я столько лет служу Тебе, но Ты никогда не дал мне и козлёнка!» Не назвал его Отцом. И не мог. В тот момент у него была в душе вражда и злоба на брата и Отца. «А когда этот сын Твой, расточивший имение свое с блудницами, пришёл, Ты заколол для него откормленного телёнка». Да, когда мы не любим братьев, когда мы в злобе и гордости, вот тогда невозможно выговорить слово – Отец. Но и в тот момент Сам-то Бог остаётся нам Отцом и считает нас чадами. Смотрите, что сказал Отец старшему брату после такой сердитой речи его: «Сын мой! ты всегда со Мною; и все Моё – твоё». Да, мы плохи, но Бог всегда остаётся Богом Отцом и нам. Потому будем именовать Бога Отцом, хотя бы мы были великими грешниками, потому что это имя делает нас в тот момент лучшими, смиренными. Припомню некоторые слова богоносных отцов древних и наших. У св. Исаака Сирского есть такие сильные слова об отеческой любви Бога к людям, что он их и мог выразить лишь в восклицании: «Ах, если бы люди знали, что Бог есть Любовь!» – Дальше не помню… А из живших недавно подвижников (на Афонской горе), с которыми мне пришлось иметь переписку, один схимонах постоянно повторял эту главную мысль свою: «Как любит нас Бог!» У меня и сейчас есть некоторые письма его. (Он умер в 1939 году. ) Приведу из них несколько выписок. «Я хочу, чтобы вы жили по воле Господней и возлюбили Его единого. Он нас зело любит. Благодарите Его чаще за всё. И за скорби… Милостивый Господь любит нас и даёт нам скорби, чтобы мы были опытнее в духовной борьбе и побеждали

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Разделы портала «Азбука веры» Этот вопрос возникает у многих людей, желающих изменить свою жизнь при помощи Церкви и таинства Покаяния. Однако не всегда самостоятельный поиск приводит к правильному ответу. Попробуем дать ответ, исходя из реального опыта священнослужителей Жировицкой обители. Приходя на исповедь, надо всегда задавать себе четкий и ясный вопрос: зачем я это делаю? Собираюсь ли я менять свою жизнь, что собственно и подразумевает само слово «покаяние» (с греч. метаноя – изменение ума, мировоззрения, умного подхода ко всему)? В Таинстве покаяния можно выделить три основных момента или своеобразных покаянных этапа. Только последовательно пройдя все эти этапы, человек может надеяться на победу над грехом в себе. Вспомним притчу о блудном сыне. После того как младший сын получил от отца свою долю и промотал ее, «живя блудно», наступает «момент истины». Становится понятно, что он никому не нужен. И вот тогда-то младший сын вспоминает об отце: «Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!» ( Лк. 15:17 ). Итак, первый этап покаяния – это «прийти в себя», задуматься о своей жизни: осознать, что я все-таки неправильно живу и… вспомнить о том, что всегда и в любой ситуации есть выход. И выход этот единственный: Господь. Все мы начинаем вспоминать о Боге только в скорбях, болезнях и т.п. В том числе, и люди церковные: те, кто более-менее регулярно посещают храм, исповедуются и причащаются; даже они вспоминают о Боге – о том, что все проблемы решаются именно в Нем – не сразу. Второй этап – решимость расстаться с грехом и непосредственное исповедание греха. Блудный сын принимает это единственно правильное решение: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» ( Лк. 15:20-24 ). Человек уже понял, что так, как он живет сейчас, жить нельзя, поэтому он предпринимает конкретные шаги, чтобы изменить ситуацию.

http://azbyka.ru/o-chem-govorit-na-ispov...

   Мы остановились на очевидных всякому положениях, чтобы показать, как далеко ушли от христианской истины протестанты и католики, – они извратили ясное и премудрое учение Спасителя. А это — оттого, что и протестанты и католики ушли от Церкви Божией (Мф. 15:13—14). «Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14:13—14).»    Здесь Спаситель указывает на прямую связь между землею и небом: жизнью земною и жизнью загробною. Все сделанное здесь не пропадет, но останется и в жизни будущей, вечной. Каждое наше слово имеет значение именно вечное. Как же поэтому важна земная жизнь: она есть приготовление к жизни небесной, и притом земная жизнь определяет направление вечной жизни: как развились мы духовно в этой жизни, с таким настроением будем вечно.    Поэтому крайне легкомысленны как те, кто проводит земную жизнь в пустых и греховных наслаждениях, так и все ленивые и не усердные в добрых делах: горько восплачут они в жизни будущей. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющееся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6:25). «Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно (Лк. 15:13).»    Когда я слышу о приточном блудном сыне, я думаю о русской атеистической интеллигенции. Юный сын ушел из богатого, светлого, гостеприимного отеческого дома, где так хорошо и свободно жилось ему, в чужую дальнюю страну. Так и интеллигенция наша в большинстве своем порвала с Церковью и с верою в Бога...    Юноша растратил в чужой стороне все свое достояние на разврат и пьянство и дошел до такого голода, что готов был есть корм свиней. Интеллигенция отдала свои таланты почти целиком на разрушение веры в простом народе нашем и на внешние чувственные наслаждения и радости земные, не дававшие покоя и удовлетворения душе человеческой — по природе христианке; и, томимая голодом без истинной религии, интеллигенция наша, старалась насытить свои стремления всякими суррогатами религии. Блудный сын опомнился: сознал свое падение и со слезами раскаяния пошел навстречу своему отцу, и отец все простил своему сыну, с любовью лобызая его, и одел в лучшие одежды и устроил радостный пир, веселясь от всей души, что сын его нашелся и прозрел духовно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Собрав всё, сын удалился «на страну далече» и, живя распутно, постепенно забывает отца и расточает имение. «Но, однако, как ни далеко своевольный сын удалился от дому отеческого, – говорит архиепископ Димитрий Херсонский (1806—1883), – как ни глубоко он пал в бездну разврата, но любовь отца не оставляла его, следила за ним всюду памятию любящего сердца и готова была выйти в сретение ему, как скоро он решится возвратиться в дом отеческий. С другой стороны, и в сердце сына не истребившаяся еще мысль о добром отце, не погибшая еще память об отеческом доме готова была воскреснуть; и исчезнувшие удовольствия оставили сердце его опустевшим и одиноким, с глазу на глаз с своею совестию, когда крайние злоключения и бедствия растерзали это бедное сердце и раскрыли его для лучших ощущений, – луч света облистал его: он вспомнил об отце своем, которого так жестоко оскорбил своим своеволием и неблагодарностью, которого обесчестил своею распутною и порочною жизнью, вспомнил о доме отеческом, где наслаждался некогда тихими, невинными радостями, где и наемники, и рабы наслаждаются довольством и спокойствием, – и новое чувство, чувство сожаления и скорби о прошедшем, совершенной беспомощности в настоящем, безнадежности и отчаяния в будущем – пробудилось в душе его: новое желание, – желание возвратиться опять в дом отеческий, выразить пред отцом чувства раскаяния, остаться при нем, хотя в числе рабов и наемников, повлекло сердце его к дому отеческому. «В себе же пришед, рече: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю; востав иду ко отцу моему» (Лк. 15:17, 18)».    Этого и ждала любовь отца. Движимый неизреченной любовью, побежал он навстречу сыну, и, пав на шею, целовал его. Сознание безмерной вины проникло всё существо сына, и, несмотря на признаки всепрощающей любви (выход отца навстречу, объятия, поцелуи), он приносит покаянную исповедь: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но отец приказывает служителям одеть сына в лучшие одежды и устроить в его честь пир: «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:24). «Отец, – говорит святой Иоанн Златоуст, – не помнит прежнего... Поэтому и сказал не о том, что сделал блудный сын, но о том, что он претерпел, напомнил не о том, что истратил имущество, но о том, что перенес множество несчастий». Обобщая свою мысль, святой отец продолжает: «Бог не только не отвращается от обращающихся и не только не подвергает их наказанию, но и Сам идет отыскивать заблудших и радуется, найдя их».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Зато как счастлив отец, как он ликует, когда возвращается блудный сын! Сын хотел лучшей жизни, хотел сам стать таким же, как его отец. Жизнь без отца — мы подразумеваем жизнь без Бога — мыслилась им как что-то хорошее, самостоятельное. Но вот, он «приходит в себя» (это невероятное деепричастие — придя в себя !), и осознает весь ужас от потери богатства, которое, конечно, измеряется не только деньгами. Отче! я согрешил против неба и пред тобою! — сказать так может только человек покаявшийся. Недостоин называться сыном твоим — то есть не прошу столько же, сколько у меня было. Теперь — в наемники, теперь позволь мне жить в подвале дома, в котором у меня когда-то была комната. Сын занижает планку своих требований до предела, в его мыслях не было даже мечты о бычке и кольце. Третий момент — пропасть, в которую опрокидывает себя старший брат. Узнав о причине всеобщей радости, он даже в дом войти не хочет! С ним, по сути, случилась та же беда, что и с его младшим братом. Он совершает ровно тот же самый грех: осуждает отца и отказывается от брата. И неважно даже, что он не уходил в далекую страну, не кутил с блудницами. Важно, что он вычеркнул отца и брата из своего сердца. Хотя в чем его проблема? Отец его любит и так! Но старший сын хочет, чтобы тот любил его за конкретные вещи. Он ведь все соблюдает! И поэтому его должны любить больше, чем беспутного, неблагодарного сына, который загулял. Он-то не такой! Да, он не такой. Но он мыслит как фарисей. Для него, как и для фарисеев, важно лишь внешнее соблюдение правил, только внешнее благолепие. Все мое твое , — говорит ему отец. Давай вместе радоваться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся . И всё. Притча заканчивается. Мы не знаем, что произошло со старшим сыном. Притча не заканчивается словами: «Сказал отец так, и они вместе пошли есть теленка». Тогда это перестало бы быть притчей, это было бы драмой с обещанным хеппи-эндом. Но здесь абсолютно открытый финал, и в этом как раз и есть символическая беспредельность притчи.

http://foma.ru/pritcha-o-bludnom-syine-3...

Мы остановились на очевидных всякому положениях, чтобы показать, как далеко ушли от христианской истины протестанты и католики, – они извратили ясное и премудрое учение Спасителя. А это — оттого, что и протестанты и католики ушли от Церкви Божией (Мф. 15:13—14). «Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14:13—14).» Здесь Спаситель указывает на прямую связь между землею и небом: жизнью земною и жизнью загробною. Все сделанное здесь не пропадет, но останется и в жизни будущей, вечной. Каждое наше слово имеет значение именно вечное. Как же поэтому важна земная жизнь: она есть приготовление к жизни небесной, и притом земная жизнь определяет направление вечной жизни: как развились мы духовно в этой жизни, с таким настроением будем вечно. Поэтому крайне легкомысленны как те, кто проводит земную жизнь в пустых и греховных наслаждениях, так и все ленивые и не усердные в добрых делах: горько восплачут они в жизни будущей. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющееся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6:25). «Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно (Лк. 15:13).» Когда я слышу о приточном блудном сыне, я думаю о русской атеистической интеллигенции. Юный сын ушел из богатого, светлого, гостеприимного отеческого дома, где так хорошо и свободно жилось ему, в чужую дальнюю страну. Так и интеллигенция наша в большинстве своем порвала с Церковью и с верою в Бога... Юноша растратил в чужой стороне все свое достояние на разврат и пьянство и дошел до такого голода, что готов был есть корм свиней. Интеллигенция отдала свои таланты почти целиком на разрушение веры в простом народе нашем и на внешние чувственные наслаждения и радости земные, не дававшие покоя и удовлетворения душе человеческой — по природе христианке; и, томимая голодом без истинной религии, интеллигенция наша, старалась насытить свои стремления всякими суррогатами религии. Блудный сын опомнился: сознал свое падение и со слезами раскаяния пошел навстречу своему отцу, и отец все простил своему сыну, с любовью лобызая его, и одел в лучшие одежды и устроил радостный пир, веселясь от всей души, что сын его нашелся и прозрел духовно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику». Как вы думаете, чья молитва была более приятна Богу? Гордого фарисея, который превозносил себя и унижал мытаря? А может, всё-таки того, кто смиренно признавал свои грехи и искренне молил Господа о милости? Христос открыл ученикам разгадку: «Знайте, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей». 39. Притча о блудном сыне Вот ещё одна притча, рассказанная Господом. У одного отца было два сына. Старший брат был послушным и во всём помогал отцу, работая по хозяйству целыми днями. А у младшего был другой характер: он завёл весёлых друзей, часто пропадал подолгу, развлекаясь с ними, и домашние обязанности стали ему надоедать. Тогда младший сын взял свою часть наследства и ушёл в другую страну жить самостоятельно. Но скоро все деньги были растрачены на друзей и увеселения, ведь молодой человек не знал, как ими распоряжаться и как их зарабатывать. Начал тогда блудный сын просить помощи у весёлых друзей, но те отказались с ним знаться — он же теперь стал бедным и не мог их больше развлекать. Что же делать? Юноша устроился пасти свиней к жестокому и скупому хозяину. Но жизнь его там была так тяжела, что от голода юноша был готов есть в месте с животными их еду. Тогда он решился на возвращение в отчий дом. Как встретит его отец? Очень стыдно было младшему сыну… Чем ближе подходил он к родным местам, тем сильнее совесть обличала его: «Что же скажут мне отец и брат?» Но любящее отцовское сердце уже почувствовало возвращение блудного сына! Издалека увидел его отец, побежал навстречу, обнимал и целовал без остановки. Затем велел слугам принести лучшую одежду и утроить пир: «Приведите откормленного телёнка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И в доме начался настоящий пир… К сожалению, среди пирующих не было старшего сына: он работал в поле. Вечером пришёл он домой и, узнав, что вернулся брат, возмутился и с упрёком сказал: «Отец, я столько лет служу тебе и всегда был послушен, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, растративший все твои деньги, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Но евангельский блудный сын, когда осознал свою духовную нищету, когда понял, что он потерял, и в каком находится ужасном состоянии, близком к окончательной гибели, то, говорит Господь, он " пришел в себя " . Он вспомнил, сколько наемников у отца находят всякое удовлетворение, а он здесь гибнет от духовного голода. Стану, сказал он себе, пойду к отцу и скажу ему: " Отче, я недостоин называться твоим сыном, но прими меня хотя как одного из своих наемников " . И вот с этой мыслью он встал и направился к Отцу своему. И когда он был еще далеко, Отец, как Бог Всевидящий, знающий уже его раскаяние, идет ему навстречу, бросается к нему на шею, целует его и уже не слушает слов сына, который говорит: " Отче я недостоин называться сыном твоим " . Он дает рабам приказание принести для сына лучшую одежду, дать ему перстень на руку, обуть его в сапоги и заколоть тельца упитанного, чтобы радоваться и веселиться, ибо сей сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И устроил отец пир, и все радовались возвращению сына. Выражаются наглядно в этой притче слова Господа: " Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся " . Чье сердце не затронет любовь отца, который, издалека увидя своего блудного сына, все промотавшего, истощившего все свои душевные и телесные силы, бежит ему навстречу, падает на шею, целует его, восстанавливает в первом достоинстве, достоинстве не наемника, как просил сын, а достоинстве своего родного сына? Мы знаем и о большей любви, чем говорит эта притча. Мы знаем о непостижимом, невыразимом, недоступном для понимания не только человеков, но и ангелов Милосердии Божием к падшему роду человеческому и каждому из нас. Мы знаем, что Отец Небесный на предвечном совете с Своим Единородным Сыном и Духом Святым решил послать на землю, в " страну далече " Единородного Сына Своего Господа Иисуса Христа. Сам Господь пошел в эту " страну далече " , оставив небо, жил как простой человек. Он прошел все возрасты человеческие, не имея греха, подвергался всякого рода оскорблениям и гонениям: даже явные чудеса Его хулили фарисеи; люди называли Его бесноватым, колдуном, имеющим связь с дьяволом, оскорбляли, гнали, наконец, оплевали, избили и распяли на Кресте. Все это претерпел Сын Божий, Единородный Отца, Творец всего мира, Господь, пришедший спасти погибающего грешника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Отец — это тот, кто эту жизнь в нас воспитывает, но воспитывает строгим требованием безграничной любви, кто ни на какие компромиссы не готов идти и требует от нас, чтобы мы были тем, к чему мы призваны, кто не удовлетворяется ничем в нас, что ниже нашего достоинства. К примеру, возьмите притчу о блудном сыне (Лк 15:11—32). Вы помните, как блудный сын, опомнившись, идет обратно к отчему дому. И по дороге он повторяет для себя — не то что заучивает наизусть, но в его душе плачет молитва: Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня как одного из твоих наемников… Это плач души, это не повторение того, что он скажет отцу, — он это чувствует все время и идет к отцу, несмотря на свою недостойную жизнь. Хоть он недостоин, но он знает, что отец остался отцом, что его любовь не поколебалась, даже когда сын ему сказал: я не могу дождаться момента твоей смерти для того, чтобы начать жить. Давай сговоримся: умри для меня, дай мне ту долю богатства, которую я получил бы после твоей физической смерти, уговоримся, что тебя нет больше. Даже тогда отец не обмолвился ни одним упреком, а просто дал ему его долю имущества и отпустил с миром. И вот, вспоминая это, юноша идет домой именно к отцу — не к судье, не к чужому человеку, не в надежде, что его «может быть» примут. Это слово «отец» значит, что у него надежда еще не умерла. Но обратили ли вы внимание, что, когда он перед лицом отца хочет произнести свою исповедь, отец ему не дает сказать последние слова. Сын произносит: Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим… — и тут его отец прерывает: сын или дочь могут быть недостойными детьми своего отца или матери, но никаким образом не могут перестроить свои отношения на отношения достойных наемников или рабов. Отец не может его принять как наемника, как раба, он его может принять только как сына: кающегося — да, недостойного по своему поведению — да, но как сына и не иначе. И вот страшно для нас важно, что Бог никогда не примирится с тем, чтобы мы были ниже своего уровня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Отцовство имеет особенные свойства. Отец - это тот, кто является источником нашей жизни. Отец - это тот, кто эту жизнь в нас воспитывает, но воспитывает строгим требованием безграничной любви, кто ни на какие компромиссы не готов идти и требует от нас, чтобы мы были тем, к чему мы призваны, кто не удовлетворяется ничем в нас, что ниже нашего достоинства. К примеру возьмите притчу о блудном сыне. Вы помните, как блудный сын, опомнившись, идет обратно к отчему дому. И по дороге он повторяет для себя - не то что заучивает наизусть, но в его душе плачет молитва: Отче, я согрешил против неба и перед тобой, я недостоин называться сыном твоим; прими меня как одного из твоих наемников... Это плач души, это не повторение того, что он скажет отцу, - он это чувствует все время и идет к отцу, несмотря на свою недостойную жизнь. Хоть он недостоин, но он знает, что отец остался отцом, что его любовь не поколебалась, даже когда сын ему сказал: я не могу дождаться момента твоей смерти для того, чтобы начать жить. Давай сговоримся: умри для меня, дай мне ту долю богатства, которую я получил бы после твоей физической смерти, уговоримся, что тебя нет больше... Даже тогда отец не обмолвился ни одним упреком, а просто дал ему его долю имущества и отпустил его с миром. И вот, вспоминая это, юноша идет домой именно к отцу - не к судье, не к чужому человеку, не в надежде, что его «может быть» примут. Это слово отец значит, что у него надежда еще не умерла. Но обратили ли вы внимание, что, когда он перед лицом отца хочет произнести свою исповедь, отец ему не дает сказать последние слова. Сын произносит: Отче, я согрешил против неба и перед тобой, я недостоин называться твоим сыном... - и тут его отец прерывает: сын или дочь могут быть недостойными детьми своего отца или матери, но никаким образом не могут перестроить свои отношения на отношения достойных наемников или рабов. Отец не может его принять как наемника, как раба, он его может принять только как сына: кающегося - да, недостойного по своему поведению - да; но как сына и не иначе. И вот, страшно для нас важно, что Бог никогда не примирится с тем, чтобы мы были ниже своего уровня. Это - отцовство Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010