Евфимий Зигабен считает, что в покаянии Иоанновом люди только могли отрекаться от своего греха, а в том покаянии, к которому призывает Христос, оказывалось возможным перенестись «из ветхой (жизни) в новую» . Говоря « приблизилось Царство Небесное », Сын Божий говорит о начале Своего Царствия, имя которому – Церковь (она же и есть Тело Его). Принадлежность к сему Телу преображает и даже преосуществляет человека. Здесь начало нового мира, Нового Неба и Новой Земли, и нового человечества. Сын Божий Сам говорил о Себе: «…се, творю все новое…» ( Откр.21:5 ). Блаженный Иероним обращает внимание на то, что проповедь покаяния Христос начинает, когда проповедник покаяния Иоанн Креститель пленен Иродом. Этим самым Сын Божий как бы говорит: закон пленил вас, ибо все вы виновники перед законом, а Евангелие дает вам свободу от греха, ибо в Боге каждый из вас имеет надежду на прощение. Иероним пишет о Христе: «Он Сам непосредственно начинает проповедовать, то есть по прекращении действия закона (то есть когда закон в лице Иоанна Крестителя, заключенного в темницу, замолчал –О.С.) собственно (то есть после этого-О.С.) и начинается Евангелие». Закон – это надежда на спасение от дел праведности, а Евангелие – надежда на спасение от благодати. От благодати – означает даром и независимо от дел закона. Акценты полностью смещаются. Покаяние, по Иоанну Крестителю,  – есть плач о грехах и несбыточное стремление исполнить весь закон. Покаяние Христово – суть Рождение свыше. И сама этимология слова «покаяние» является тому ярким подтверждением. Слово покаяние (по-гречески метаноэ) буквально означает «меняю ум», «меняю образ мыслей», «схожу с ума» (но это уже в грубой форме). Иногда это слово переводят как «исправьте вашу жизнь», но его правильнее перевести «исправьте ваше сердце». Подлинное покаяние столь радикальное, ни на что не похожее событие в жизни человека, что со стороны его можно, действительно, сравнить с безумием. Апостолы прямо говорили о себе: «Мы безумны Христа ради…» ( 1Кор.4:10 ). Сама проповедь Евангелия воспринималась душевными (мирскими) людьми как нечто, лишенное всякого смысла и явно безумное. Сказано: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Даже само христианское литургическое собрание представлялось внешним людям как нечто из ряда вон выходящее. Сказано: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» ( 1Кор.14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Еккл.10:20 . Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая – пересказать речь твою. В уме твоем не злословь царя, и в тайне спальни твоей не злословь богатого: потому что птица небесная перенесет речь, и пернатая возвестит слово. И простое наставление назидает слушателей. Не будем под влиянием гнева и раздражения позволять себе брань и злословие на царя и начальников; потому что иногда сверх нашего ожидания случается, что это доносится тем, которых мы злословим, и мы, за невоздержность языка, подвергаемся опасности. А сказанное: «птица небесная перенесет речь, и пернатая возвестит слово» нужно понимать в смысле гиперболы, подобно тому, как и мы обыкновенно говорим, что и стены при которых мы говорим, не скроют сказанного. Но лучше это наставление принимать в смысле заповеди, что не только ничего не должно говорить неразумного против Христа, но и в тайне сердца не должно помышлять ничего нечестивого, ничего богохульного, хотя бы мы и удручались различными испытаниями И так как мы обязаны и ближнего любить так же, как Христа, ибо «возлюбиши Господа Бога твоего и ближняго твоего, яко сам себе»: то нам повелевается, чтобы, кроме Царя, мы легкомысленно не поносили и святых и язвительным языком не грызли тех, кого увидим обогатившимися мудростью, знанием и добродетелями: потому что ангелы, которые обходят землю, которые суть служебные духи и которые говорят у Захарии: «обыдохом всю землю, и се, вся земля населена есть, и молчит» ( Зах.1:11 ), – ангелы, наподобие птиц, доносят на небо слова и помышления наши, и от ведения Божия не сокрыто что мы помышляем в тайне. 6 Буква, о значении которой неоднократно упоминалось уже в примечаниях к переводу бл. Иеронима, – правая сторона которой служила аллегорическим выражением добродетели, а левая – порока. 7 По-видимому и бл. Иероним, сообразно с мнением многих как греческих, так и латинских отцов, признает здесь самого Соломона автором книги Премудрости Иисуса сына Сирахова. Предисловие к толкованию на Екклезиаст, где он исчисляет все книги Соломона, но не говорит о принадлежности ему этой книги, противоречит однако же такому мнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день (Ам 2:14–16). Этими семью образами описывается грядущее полное военное поражение Израиля перед ассирийским агрессором. Блаженный Иероним приводит толкование современных ему раввинов без точной, однако же, ссылки. Иудейские комментаторы видели здесь указание на собственных царей, израильских и иудейских. Так, под словами “у проворного не станет силы бежать евреи разумеют Иеровоама, сына Наватова, который прежде бежал в Египет (3 Цар 11:40) И крепкий не удержит крепости своей: под сильным разумеют Ваасу, который был весьма воинственным (3 Цар 15:27–34). И храбрый не спасет своей жизни: здесь разумеют Амврия. Ни стреляющий из лука не устоит: полагают, что это сказано относительно Ииуя, сына Намессиева, который стрелою поразил Иорама, царя Израильского (4 Цар 9:24). Ни скороход не убежит: разумеют Менаима, который тщетно поспешил отправить дары царю ассирийскому (4 Цар 15:19–20). Ни сидящий на коне не спасет своей жизни: под ним разумеют Факея, сына Ремалиина, который, соединившись с Арамом, то есть с Сириею, опустошил большую часть Иудеи при царе Ахазе (4 Цар 16:5). И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день Один только Осия, который был последним царём десяти колен и который старался возвратить блуждавший народ к служению Богу (4 Цар 17:2), как бы нагой уйдёт от пожара. Нагим же он называется потому, что при нём десять колен были взяты в плен. Так думают евреи, и так это было передано ими нам, в таком же виде мы с точностью изложили это для наших” 74 . Древнехристианские толкователи, впрочем, видят в образе отважного из храбрых, который убежит нагой, положительный образ поведения христианина, который, по мысли того же Иеронима, “потому мог убежать, что совлёк с себя ветхого человека и кожаные одежды грехов и не был обременён никакой тяжестью” 75 . Таковой, по мысли учителя Церкви, избегнет суда и вечной погибели. Однако Иероним, видя, конечно, что такое — положительное — объяснение вступает в противоречие с общим контекстом 13–16 стихов, предлагает ещё одно, прямо противоположное толкование, в котором обнажённостью изображается утрата Христа: “Он наг и утратил одеяние Христово, о котором у Апостола говорится: Облекитесь в Иисуса Христа (Рим 13:14), и в другом месте: Только бы нам и одетым не оказаться нагими (2 Кор 5:3) Никакой пользы не принесёт ему его сила, и в день битвы и брани он будет убегать от преследователей и, будучи бессилен без всеоружия апостольского противостать врагам, обратится в бегство пред ними” 76 .

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

Как я часто вам напоминаю: в духовной жизни нет мелочей. Блаженный Иероним Стридонский считает, что в некотором, «переносном», смысле мы все и довольно часто впадаем в «лунатизм». Святой Иероним пишет: «Но мне кажется, в переносном значении под лунатиком должно разуметь такого, который по временам ( per horarum momenta) изменяется в отношении к порокам (то есть сначала борется с ними, потом гоняется за ними. – О.С.) и не стоит твердо в начатом, но то усиливается, то ослабевает: то бросается в тот огонь, которым пылают сердца ведущих распутную жизнь, то в воды, которые не в силах угасить любви » 16 . Ориген даже считал, что каждая болезнь и недуг, который исцелял Христос, соответствуют разным свойствам души: расслабленный – тот, кто ничего не делает для своего спасения; слепой – тот, кто видит только внешнее и не замечает духовного; глухой – тот, кто слышит ушами, но не слышит сердцем и т. д. Несчастный отец восклицает: Мф.17:16 . «я я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». Если бы эти события происходили в наше время, то я назвал бы отца лунатика «латинянином». Те, похоже, даже и не догадываются, что священник – только посредник, и апостол, и святой – посредники. Все совершается только Богом, и только в соответствии с Его, Господа, волей. Если человеку надлежит от Бога умереть, он умрет; если болезни предстоит развиться в организме до критического состояния, то никто не поможет, если воля Божия именно такова, как она есть. Впрочем, порою лучше инвалидом войти в Царствие Божие, чем физически крепким человеком. Сказано: «…ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф.5:30 ). В наше время в мире господствует культ здоровья и молодости, но в Библии нет даже намека на то, что болезнь мешает делу нашего спасения. Сказано: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12:10 ); и еще: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» ( Пс.89:10 ). То есть, когда мы болеем и трудимся, грешные мысли реже посещают нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

« На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих » ( Быт.40:20 ). Кстати, в Библии говорится только о двух людях, которые праздновали свой день рождения: это фараон и царь Ирод. Помните, когда царь Ирод праздновал свой день рождения, то перед ним плясала дочь его любовницы, и он сказал: «Я полцарства отдам (он был пьяный), за танец!» А она потребовала голову Иоанна Крестителя. И, исходя из этого обстоятельства, Иероним Блаженный говорит, что, так как в Библии в связи с днем рождения вспоминаются нечестивые правители: фараон и грешный царь Ирод, то день рождения – это плохое дело. Я всегда думал, что только Свидетели Иеговы запрещают день рождения, но у Иеронима, в его толковании на Евангелие от Матфея 36 , объясняется, почему подозрительно надо относиться к дню своего рождения. И, действительно, мы же не знаем еще, для чего мы родились в этот мир. Может быть, вообще мы погибнем! Так чему же радоваться? Иов Многострадальный и пророк Иеремия проклинали день своего рождения, когда они оказались в сложных обстоятельствах ( Иов.3:3–5 ; Иер.20:14–15 ). И Иероним Стридонский как раз обращает внимание на то, что два отрицательных персонажа – фараон, глава оккультной цивилизации, и нечестивый Ирод – праздновали день рождения как праздник собственного эгоизма: вот, я родился!.. Собственно говоря, у православных не принято праздновать день рождения: православные отмечают именины, чествуют день своего святого. А, например, я – как я праздную день рождения? Я вспоминаю, что в этот день моя мама мучилась, а отец переживал. Мама мучилась, потому что она рожала, а отец переживал, потому что он хотел знать, родит она, не родит, и как пройдут роды. И я в этот день молюсь за своих родителей. Это такое маленькое отступление. И вот, « на третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, а главного хлебодара повесил [на дереве], как истолковал им Иосиф. И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его » ( Быт.40:20–23 ). Казалось бы, очень странная ситуация! Вообще этот виночерпий должен был вспомнить об Иосифе, выкупить его и угощать его самым лучшим вином за то, что он так здорово все истолковал, но он забыл…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но мы не будем описывать отдельно, как праздновался день очищения до плена и после него. Излагая и изъясняя постановления 16 гл. кн. Левит о дне очищения, и этим указывая, как праздновался день очищения во время Моисея и после него до плена вавилонского, мы тут же будем указывать, какие произошли изменения и дополнения в праздновании этого дня после плена. Такое совместное указание празднования дня очищения до плена и после него, избавит нас от тех повторений, какие неизбежно должны быть при отдельном описании допленного и послепленного празднования дня очищения, так как то, и другое празднование в существенных своих чертах остается одно и то же. Прежде чем излагать и изъяснять постановления Моисея относительно дня очищения, необходимо сначала указать название этого праздника, и прежде всего, указать то название, какое дается ему в священных книгах Ветхого Завета. Исходя из мысли, что день очищения имеет главною своею целью очищение сынов Израилевых от грехов, чтобы сделать их пред лицом Господним чистыми от всех грехов их ( Лев.16:3034 ), писатель кн. Левит называет этот день днем очищения. «В десятый день, говорит он, седьмого месяца день очищения ( ), священное собрание да будет у вас» ( Лев.23:27 ). «И воструби трубою, пишет он в другом месте, в седьмой месяц, в десятый день месяца, в день очищения ( ) вострубите трубою по всей земле вашей» ( Лев.25:9 ). В других местах Пятикнижия, где упоминается о дне очищения, мы не находим названия этого дня. В этих местах отмечается только существенная черта этого праздника, именно, очищение от грехов ( Лев.16:3034 ; Чис.29:11 , а также Исх.30:10 ). LXX толковников перевели выражение через μρα ξιλασμου, что соответствует нашему названию «день очищений». Блаженный Иероним вышеуказанное название дня очищения перевел через dies expiationum, что собственно значить «день очищений». Такой перевод бл. Иероним сделал, несомненно, потому, что он хотел передать буквально слова подлинника, где существительное «очищение» поставлено во множественном числе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Однако слово «благоволение», по-гречески – эудокиа , в древнейших рукописях стоит здесь в родительном падеже (не эудокиа , а эудокиас ). Значит, не «в человеках благоволение», а «в человеках благоволения». Блаженный Иероним, переводивший Евангелие на латинский язык, это заметил, у него так и переведено – родительным падежом: bonae voluntatis . Выражение «добрая воля» («люди доброй воли») происходит именно отсюда. Однако Иероним, правильно поняв здесь грамматическую форму, не понял значения слова эудокиа . Эудокиа – это не добрая воля людей, а воля Божия, ибо этим словом в греческих текстах Нового Завета обычно обозначается именно любовь Божия. Как в словах Бога Отца в момент Богоявления: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих». По-славянски этот текст скопирован очень точно. Со славянского же на русский фразу «О Нем же благоволих» надо перевести как «Которого Я люблю» – «Вот Сын Мой возлюбленный». Что же получается? «Слава в вышних Богу, и на земле мир…». Мир – где? Не просто на земле, никем не населённой, а мир – в людях, которых любит Господь. На небесах – слава Божия, сияние Божие. А на земле это сияние превращается в шалом , мир в сердцах тех людей, которых любит Господь. Здесь есть что-то, напоминающее прошение в молитве «Отче наш»: «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли». Как на небе Твоя воля, так да будет она и на земле – на небе слава, на земле мир. Отражением славы Божией, которая сияет на небе, является шалом , мир в сердцах людей на земле. Именно шалом , ибо на иврите это не совсем то, что ирини по-гречески. Ирини – это мир, антоним слова «война». А шалом – это полнота бытия, полнота отданности и открытости друг другу; это слово передаёт ощущение полного единства человечества в Боге. Мир ( шалом ) на земле, в сердцах людей, которых любит Господь, есть отражение той славы Божией, которая на небесах, той славы Божией, которую видел и описал пророк Исайя в начале 6й главы своего пророчества. Само выражение «яко на небеси, и на земли» взято из Екклесиаста: «Не торопись языком твоим, и сердце твоё да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле» (Екк 5:1).

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

«Они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе». Он говорит, что они не получат землю отдельно и у них не будет своих собственных уделов, как у остальных колен, но смешаются с коленами Ефрема и Манассии как прибавление к народу. Быт.48:22 . «И я дал тебе преимущественно над братьями твоими Сикиму, которую я взял из рук Аморреев мечом моим и стрелой моей». Хотя слово «Сикима» по греческому и латинскому обычаю подвергнуто здесь склонению, однако по-еврейски оно звучит как sichem ( ), как и евангелист Иоанн свидетельствует (4, 5), хотя у него вкралась ошибка: город неправильно называется Сихарь. А теперь это самарянский город Неаполь. Итак, поскольку sichem переводится с еврейского языка как «плечо» или «горный склон», то здесь содержится искусная игра слов: «И я дам тебе одно плечо или один горный склон». Вместо «преимущественно», то есть ξαρετον, в еврейском тексте написано «одно». А то, что Иаков говорит, что овладел Сикимой с помощью лука и меча, то под луком и мечом он имеет в виду праведность, благодаря которой он, будучи странником и скитальцем, заслужил себе свободу от опасностей после того, как убил Сихема и Емора. Ведь, как мы читали выше, он боялся, что соседние города и крепости все вместе поднимутся против него за то, что он разрушил их союзный город ( Быт. 34 ). Но Господь не дал им повредить ему. Либо, скорее всего, это следует понимать так: «Я дам тебе Сикиму, которую я приобрёл за свою стойкость, то есть на деньги, добытые многими трудами и потами». А то, что он говорит «над твоими братьями», то тем самым показывает, что дал эту землю колену Иосифа не по жребию. Ведь Иосиф похоронен в той же местности и его великолепную гробницу до сих пор можно там увидеть. Читать далее Источник: Еврейские вопросы на книгу Бытия/Иероним Стридонский. - Москва : Московская духовная акад. : Отчий дом, 2009. - 271 с - (Библейская экзегетика/Каф. библеистики Московской духовной акад.). ISBN 5-85280-159-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Получается, что иудеи для синедриона имели одни обвинения, а для Пилата – другие обвинения, что и обнаруживает их лицемерие. Блаженный Иероним пишет: «Так как Пилат ничего другого не спрашивает о преступлении, кроме того, что Царь ли Он иудейский, то иудеи обличаются в нечестии, потому что действительно не могли ничего ложного придумать, чтобы упрекнуть Спасителя » 561 . Но данное обвинение нелепо, даже если предположить, что кто-то вспомнил, что Иисус в родстве с царем Давидом, и предположил, что Он мнит Себя претендентом на царский трон. Но в то время династия царя Давида пришла в упадок, и его потомки вели образ жизни обычных людей. Истолковывая ответ Иисуса Пилату в словах « ты говоришь », Иероним добавляет: «Он ответил так для того, чтобы и высказать – истину и чтобы слово Его не подверглось ругательствам. И обрати внимание на то, что Пилату, который против воли вынес приговор свой о Нем, Он несколько отвечает; а священникам и князьям Он не хотел отвечать, считая их недостойными Своего слова» 562 . Читаем далее: Мф.27:12 . «И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал». Христос не разговаривает с первосвященниками и старейшинами, но отвечает на вопрос Понтия Пилата. Это обусловлено тем, что Пилат не знает Закона и наказание ему меньше, а архиереи и старцы знают волю Господа из Писаний, и поэтому наказание им будет более суровое. Сказано: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» ( Лк.12:47–48 ). Молчание перед лицом врага хороший урок и для нас – «чтобы не дать повода ищущим повода» ( 2Кор.11:12 ), так как что бы мы ни говорили, враги будут искажать и неправильно истолковывать наши слова. Поэтому лучше молчать перед лицом недоброжелателей и противников. Сказано: «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф.12:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Поэтому он посмеется над всяким укреплением» (блаж. Иероним, с. 139). Во всей этой несокрушимой силе всемирного победителя воздействует, конечно, всемогущество Бога – Иеговы, Господа сильного в брани ( Пс 23.8 ). Но победитель этого не поймет. Как раньше Ассирия ( Ис 10.5–15 ), так и этот новый завоеватель забудет видеть в себе только жезл или орудие ярости Божией: " тогда – вслед за чрезвычайными успехами – изменится дух его, преступит (предел скромности, смирения) и согрешит; могущество его станет богом его» (ст. 11) или, как поясняет блаженный Иероним (с. 140), «когда ничто более не будет препятствовать его силам, тогда изменится дух его к гордости, и, думая, что он есть Бог, воздвигнет себе золотое изображение в Вавилоне, и для поклонения ему созовет все народы», таким величайшее нечестие врага – победителя будет состоять в том, что он не возблагодарит за свое могущество Бога Всемогущего, владеющего царством человеческим и по своей воле дающего и царство, и власть, и силу ( Дан 4:14, 2:37, 47 ; см. Авв 3.14–15 ), но обоготворит самое свое могущество, сделает его предметом благоговения и культа (ср. Авв 1:16 ), наконец, как бы объявит себя самого богом (ср. Иов 12.6 ; Иез 28.2 ). Этим упоминанием о проявлении величайшего нечестия врага-победителя, как последствия его величайшего могущества, и заканчивается передача первого, грозного ответа Божия на сетования пророка. Авв.1:12–17 . Но не Ты ли издревле Го­с­по­дь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Го­с­по­ди, только для суда по­пустил его. Скала моя! для нака­за­ния Ты назначил его. Чистым очам Тво­им не свой­с­т­вен­но глядеть на злодеяния, и смотреть на при­тесне­ние Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолв­с­т­ву­ешь, когда нечестивец по­глощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в море, как пре­смыка­ю­щихся, у которых нет властителя? Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радует­ся и торже­с­т­ву­ет.: За то при­носит жертвы сети своей и кадит неводу своему, по­тому что от них тучна часть его и роскошна пища его.: Не­ужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестан­но изби­вать народы без по­щады? По получении странного ответа Божия ( Авв.1:5–11 ), в не постигающем судеб Божиих, хотя и глубоковерующем духе пророка, невольно возникает новое недоумение, почему Бог решил наказать иудеев именно через Халдеев, большая преступность которых сравнительно с первым открывается уже из первого Божественного отчета? Как согласить пагубное дело руки нечестивых с Божественным избранием, Израиля, с святостью, милосердием и Правосудием Божиим? В чувстве этого недоумения пророк еще раз с дерзновением веры вопрошает Бога: до какого предела будет простираться господство нечестивых язычников над богоизбранным народом (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010