Рождество Христово, фреска. Каппадокия И мы вслед за Златоустом прервем изыскание в сфере невидимой, но начнем говорить о видимом. Тайна Рождества Христова созерцается ангелами и человеками только верою, и «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Здесь уместно задать вопрос: а почему Христос рождается в этот мир от Девы обрученной ? Отвечая на этот вопрос, блаженный Иероним Стридонский предлагает четыре возможных ответа. Он пишет: «Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа; во-вторых, чтобы Она не была побита камнями, как будто прелюбодейка; в-третьих, чтобы во время бегства в Египет Она могла иметь защиту в лице [мнимого] супруга. Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он зачат был от обрученной: это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от диавола, чтобы диавол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы» . Все четыре ответа справедливы и верны. Сам блаженный Иероним задает еще вопрос. Он пишет: «Прилежный читатель станет допытываться и скажет: “Так как Иосиф не был отцом, то какое отношение к Господу имеет порядок родов, доведенный до Иосифа?”» Отчасти Иероним ответил на этот вопрос, отметив, что тогда было принято брать жену себе из своего же рода (колена). Но проблема сложнее. Псалмопевцу Давиду было предсказано, что Мессия (Христос) произойдет из царственных потомков его (см.: Пс. 92: 2; 131: 11). А собственное родословие Девы Марии показывает нам, что Ее предком из сыновей Давида был не царь Соломон, а Нафан (Лк. 3: 31). Кстати, иудеи в полемике с христианами всегда обращали на это внимание. Ответ на это недоумение достаточно прост: праведный Иосиф, усыновив Младенца Иисуса (чрез наречение Ему имени), сообщил Ему и все права своего родословия. Об усыновлении Иосифом Иисуса мы будем читать чуть ниже. Но вернемся к Евангелию. «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1: 19). В этом стихе непонятно, о какой праведности Иосифа идет речь. Если речь идет о праведности ветхозаветной, то святой Иосиф, еще не посвященный в тайну беременности Марии, должен был руководствоваться известным текстом из Второзакония, где сказано: «Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города и побейте их камнями до смерти» (Втор. 22: 23–24).

http://pravoslavie.ru/92819.html

Так, Мелхиседек, священник Бога Всевышнего, принес Аврааму хлеб и вино как прообраз истинного Тела и Крови Христовой; а ветхозаветная «образная пасха» (typicum pascha) была прообразом «истинного священнодействия Пасхи» (verum Paschae sacramentum) 808 . Подобным образом хлеб, вино и елей, о которых говорит пророк Иеремия, по мнению нашего автора, были «образом» (typus) Тела и Крови Господних 809 . Также и хлебы предложения в ветхозаветном храме «настолько отличались от Тела Христова, насколько тени – от предметов, образ – от истины (inter imaginem et veritatem), а прообразы будущих вещей – от того, что прообразы предызображают» 810 . Переходя от прообразов к истине, Иероним учит, что на Тайной вечере Спаситель показал «образ Своих Страстей и подтвердил истинность Своего Тела» 811 , а совершаемая ныне священниками Евхаристия есть «заклание Агнца» (immolatio agni), приготовляющее нас к принятию Плоти и Крови Христовой 812 . Наш автор однозначно свидетельствует о реальном присутствии Христа в таинстве Евхаристии. Так, в пространном письме к Гедибии, отвечая на ее вопрос о том, что значат слова Христа: Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф.26:29 ), он пишет: «Да услышим, что хлеб, который преломил Господь и дал Своим ученикам, есть Тело Господа Спасителя, как Он Сам сказал им: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое; а чаша сия есть та, о которой Он сказал: Пейте из нее все, сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ) 813 . Царство Отца, о котором далее сказал Христос, есть Церковь , в которой “мы пьем Его Кровь... и Христос с нами будет пить Свою Кровь в Царствии Церкви”, поскольку “Он Сам – сотрапезник и трапеза, Сам вкушающий и вкушаемый”» 814 . Вместе с тем блаж. Иероним в близком к богословию александрийской школы духе полагает, что Тело и Кровь Христовы должны пониматься двояко: и как небесный хлеб – те «духовные и Божественные» Плоть и Кровь (spiritualis ilia atque divina), о которых Христос сказал, что они суть истинная пища и питие (ср.: Ин.6:55 ), и как распятое на кресте Тело и Кровь, истекшая из Его пронзенного ребра (ср.: Ин.19:34 ) 815 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Если начнутся гонения на христиан, вчерашние друзья будут предавать нас, а родные и близкие отвернутся от нас. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Это мы неоднократно и видим во время гонений, так что у тех, вера которых различна, нет никакого доверия между собой» . Они верят диаволу, а мы – Богу. Они возлюбили грех, а мы – праведность. Что общего может быть между нами? И мы читаем далее: Мф.10:22 . «и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». Блаженный Феофилакт поясняет: «Сказано – всеми, вместо – многими: ибо не все ненавидели их, но были и такие, которые принимали веру» . То есть Феофилакт считает, что правильнее было бы сказать: «и будете ненавидимы многими», а сказано – «всеми». Так сказано для того, чтобы усилить впечатление слушающих, с одной стороны, а с другой – чтобы показать масштаб неприятия истины. В этой земной жизни неверующих будет всегда больше, чем верующих. Но это не должно ни огорчать, ни расстраивать или же пугать нас. Сын Божий говорил, обращаясь к Своим последователям: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк.12:32 ). Словами «претерпевший же до конца спасется» Иисус Христос призывает нас к терпению. Но ошибочно думать, что терпение само по себе может спасти нас. Конечно, нет! Мы спасаемся только верою в Иисуса Христа! А правильнее сказать: спасаемся Самою Личностью Иисуса Христа. Сохранение этой веры и есть необходимое условие нашего спасения! То есть веру надо сохранять, несмотря ни на что, несмотря ни на какие гонения, скорби и переживания. Вот что могут означать слова: «претерпевший же до конца спасется». Здесь хорошо обратить внимание и на то уточнение, которое делает блаженный Феофилакт. Он пишет : «Претерпевый же до конца, а не в начале только, получит жизнь вечную» . То есть верующий может хорошо начать, но плохо закончить. В начале пути проявить и твердость в вере, и терпение в переживаниях, а потом впасть в уныние и потерять дар спасительной веры. Сказано: «Конец дела лучше начала его…» ( Еккл.7:8 ). Об этом же пишет и блаженный Иероним: «Действительно, добродетель состоит не в том, чтобы положить начало, а в том, чтобы дойти до совершенного конца» . А что есть начало и конец нашего пути? Сын Божий отвечает на этот вопрос следующими словами: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» ( Откр.1:8 ). То есть подлинное спасение возможно для нас только во Христе и со Христом!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В чём же туг различие? Просто смиренный человек может быть смиренным лишь внешне, а «смиренный духом» – смиренен в глубине своего «я». «Сокрушённый сердцем» – это сокрушённый, сломленный человек, как может быть сломлено дерево. А «сокрушённый духом» – это расставшийся со своей гордыней в глубине своего «я», не внешне (ведь гордыня внешне очень часто как раз выражается в нарочитой униженности, не случайно мы говорим: «Унижение паче гордости»), но в самых глубинах своего сердца. Таким образом, «нищий духом» – это тот, кто не просто надеется на Бога, как ребёнок, но в самой глубине своего «я» надеется на Бога, как ребёнок. Вот что значит это выражение в контексте Библии. Кто наследует землю Во всех без исключения рукописях латинского перевода Библии после стиха «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», идёт не «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», как в греческой Библии, а «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», и уже потом – «Блаженны плачущие…». Этот вариант, сохранённый именно всеми латинскими рукописями, в том числе и таким блестящим текстологом, каким был блаженный Иероним, заслуживает очень внимательного прочтения. Почему? «Блаженны нищие духом…», а дальше – «Блаженны кроткие…». Но мы понимаем, что слово «кроткий» по смыслу очень близко словосочетаниям «смиренный сердцем», «нищий духом», «сокрушённый сердцем» – это очень схожие понятия. Не случайно Господь говорит: «…ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Это Евангельское выражение взято из 36-го псалма, стих 11й: «А кроткие наследуют землю, и насладятся множеством мира». Какую землю? Конечно, Землю Обетованную, Святую Землю. Но на языке Нового Завета Землёй Обетованной называется Царство Божие, или Царство Небесное. Значит, слово «земля» здесь как бы синонимично словосочетанию «Царство Небесное»: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», то есть Землю Обетованную, или Царство Небесное. Одно и то же сказано дважды, как в классическом псалме из числа Давидовых, Кореевых и т. д.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Видя же толпы, Иисус поднялся на гору. И, когда сел, приступили к Нему ученики Его, и Он, отверзя уста Свои, учил их, говоря: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное; блаженны кроткие, ибо они будут обладать землею; блаженны скорбящие, ибо их утешат; блаженны алчущие и жаждущие справедливости, ибо их насытят; блаженны милосердные, ибо их помилуют; блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят; блаженны миротворцы, ибо их назовут сынами Божьими; блаженны терпящие гонение за справедливость, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда вас будут злословить, и преследовать, и скажут против вас всякую клевету ради Меня: радуйтесь и ликуйте, ибо награда ваша изобильна на небесах. Так же преследовали пророков, бывших прежде вас. Вы соль земли. Если же соль испарится, то чем ее посолишь? Она ни к чему более не пригодна, кроме как бросить ее вон, чтобы попиралась людьми. Вы свет миру. Не может укрыться город, расположенный на горе. И не зажигают свечу, ставя ее под сосуд, но ставя на подсвечнике, чтобы светила всем, кто находится в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего, сущего на небесах. Не думайте, что Я пришел отменить закон или пророков. Не отменить пришел Я их, но выполнить. Ибо истинно говорю вам, пока не минует небо и земля, ни одна йота и ни одна черточка из закона не утратит значимости, пока все не будет выполнено. Итак, кто отменит одну из сих малейших заповедей и научит так людей, будет назван малейшим в царстве небесном; кто же сотворит и научит, тот будет назван великим в царстве небесном. Говорю же вам, что, если ваша справедливость не превзойдет справедливость книжников и фарисеев, вы не войдете в царство небесное. Вы слышали, что сказано древним: «Не убий; кто же убьет, подлежит суду». Я же говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего, подлежит суду. Кто же скажет брату своему: «Ничего не стоящий», подлежит собранию. Кто же скажет: «Слабоумный», подлежит геенне огненной. И если ты возлагаешь приношение твое на алтарь, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-то против тебя, оставь приношение твое там, пред алтарем, и иди прежде примириться с братом твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Блаженный Иероним писал: «Нам недостаточно желать правды, если мы не томимся от сильного стремления, как бы от голода» . Алкание – и есть острая и ненасытная потребность, в данном случае, понять волю Божию, а правильнее сказать, приобщиться к Праведности Христовой. Смысл жизни каждого в отдельности взятого христианина – понять, какое же Божие намерение существует относительно нашей жизни. Распознать это намерение – означает приблизиться к исполнению воли Бога в отдельно взятой жизни, жизни каждого из нас. Но что есть высшая правда, которую мы должны алкать и жаждать? Блаженный Иероним говорит, что это – желание исполнить всякую божественную правду в своей собственной жизни. Но такое едва ли возможно. Блаженный Феофилакт видит ответ на этот вопрос в словах Псалтири: «ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» ( Пс.33:11 ). Само греческое слово, которое переведено у нас как «правда» имеет в греческом языке несколько смыслов. Это слово можно понять и как праведность (такое истолкование мы нашли у Иеронима Стридонского ). Но, совместив понимание Иеронима и Феофилакта, мы поймем, что речь идет о праведности Христовой, исполнение которой надо искать в своей жизни. Апостол Павел писал: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» ( Флп.3:8–9 ). Вот библейский текст, который поясняет нам, каким должно быть наше стремление ко спасению и поиску высшей правды: «не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа». Все, что делал Христос, живя на земле, Он делал «нас ради человек, и нашего ради спасения» . Он единственный, Который и исполнил весь закон, чтобы в Нем Самом и мы могли бы оказаться праведниками, которые стремятся приблизиться к Богу «не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа». Итак, алкание и жаждание правды – это естественное стремление человеческой души к источнику всякого блаженства и всякой праведности и правды во Христе и со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «И эта вторая притча с относящимся к ней толкованием, не одновременно предложена, а разъяснена после вставки других притчей. Ибо притча предлагается народу здесь, а потом, по возвращении домой, когда толпы народа были отпущены, приступили к Нему ученики Его с прошением: ″Изъясни нам притчу о плевелах на поле″. Итак, мы не должны, увлекаясь собственным желанием, искать изъяснения притчи, прежде, чем она не будет изъяснена от Господа» . То есть, блаженный Иероним советует нам сконцентрировать внимание на том, как Сын Божий Сам истолковывает эту притчу, для чего мы и соединяем Евангельские стихи не по порядку, но по смыслу, для их лучшего усвоения. То есть, лучшая форма истолкования библейского текста – это когда Библия истолковывает сама себя. Но так как святые Отцы в совершенстве владели познанием Слова Божия (конечно, в той мере, в какой совершенство может быть отпущено человекам, ибо абсолютное совершенство присуще только Богу), то мы и прибегаем к необходимым святоотеческим истолкованиям. Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Поле есть мир, или душа каждого; сеятель – Христос; доброе семя – заповеди Его; земля добрая – добрые люди, или добрые помышления» . То есть, добро и добрые люди, сыны Царствия Божия, – все сосуществует в этом мире греха, порока и беззакония. Люди становятся добрыми, потому что стремятся исполнять Христовы заповеди, которые есть суть все словеса Священного Писания, ибо Один и Тот же Логос, Божественное Слово, провещевал и в Ветхом, и в Новом Завете. Сказано: «Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала… Но притом и новую заповедь пишу вам…» ( 1Ин.2:7–8 ). То есть, Иоанн Богослов понимал, что любая часть Священного Писания, Библии, не может потерять актуальности, ценности в глазах верующего человека. Как сказано и у апостола Павла: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:16–17 ). Ничто в Библии не отменено и не заменено. Напротив, ветхозаветные заповеди именно усовершенствованы в Новом Завете и, если хотите, стали еще строже. Например, сказано: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:27–28 ). Или еще: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: ″рака″, подлежит синедриону; а кто скажет: ″безумный″, подлежит геенне огненной» ( Мф.5:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

С другой стороны, непослушание бывших слепых не надо считать тяжелым грехом. Они, получившие прозрение от Сына Божия, стремились прославить Его за дар прозрения, по сути, за дар новой, зрячей жизни. Блаженный Иероним пишет: «Как Господь повелел это по смирению Своему, во избежание тщеславия, так и они не могут умолчать о благодеянии, памятуя о милости к ним» . В одной книге я читал о том, что люди слепорожденные, получая прозрение, восторгались буквально всем: увидев впервые в жизни восход солнца, цветы на лужайке, звезды, лица близких, они падали на колени и начинали прославлять Бога за тот удивительный мир красок и света, в который они прежде не могли проникнуть! То, что для нас, людей зрячих, представляется обычным и будничным, они воспринимали как явные свидетельства величия, милосердия и красоты Божественного Промысла. И мы читаем далее: Мф.9:32 . «Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого». Блаженный Иероним обращает внимание на то, что «греческое слово κωφν (кофон)», переведенное у нас как «немой», «является обычно употребляемым в речи и должно пониматься скорее в значении ″глухой″, чем ″немой″» . Можно предположить, что этот человек был и нем, и глух, то есть глухонемой. Только что исцеление получили слепые, и уже приходит глухонемой. Сказано: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был, поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:4–5 ). Блаженный Феофилакт, объясняя, почему глухонемого «привели к Нему», и почему он не пришел сам, пишет: «Эта немота была не естественная, но от демона: посему и приводят его другие: сам по себе не мог он просить, потому что демон связал ему язык» . Как мы здесь видим, многие недуги и болезни проистекают, в том числе, и от лютости демонов. Но Христос и пришел в этот мир, чтобы освободить нас от власти диавола и его ангелов (бесов). Сын Божий принес в этот мир освобождение от самой лютой тирании: тирании греха и диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Состояние апостола Петра граничит со священным безумием, Зигабен называет такое состояние «священное бесстыдство». А святой блаженный Иероним даже выговаривает Петру словами: «Не проси о трех палатках, потому что есть один покров Евангелия, в котором повторено содержание Закона и пророков. Но если уже ты ищешь три покрова; то не соединяй в одно рабов с Господом, а устрой три палатки, – и именно: одну – Отцу, [другую] – Сыну, и [третью] – Святому Духу, чтобы в твоем сердце был один общий покров для Тех, Божество Которых едино» 8 . А выше блаженный Иероним с пониманием пишет: «Тот, кто восходит к горнему, не имеет желания сходить к земному, а хочет постоянно пребывать в высоте» 9 . Есть и другая причина, почему апостол Петр не хочет оставлять Фавор. Блаженный Феофилакт пишет: «Петр, по многой любви ко Христу, желая, чтобы Он не пострадал, говорит: “хорошо нам здесь быть”, не уходить и не быть убиту, ибо если бы кто и пришел сюда, мы имеем Моисея и Илию помощниками нам; Моисей победил египтян, Илия же огнь свел с неба; таковыми же они будут и тогда, когда придут сюда враги» 10 . Оказывается он (Петр) готовится оборонять Господа Иисуса Христа до конца. И позже, в Гефсиманском саду, мы увидим, как он один бросится защищать Спасителя с мечом в руках. И далее мы читаем: Мф.17:5 . «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Святитель Лев Великий , папа Римский, так истолковал этот стих: «Голос с неба провозгласил: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ”. В проповеди Его Я делаюсь явным. В смирении Его Я прославлюсь. Потому слушайте Его непрекословно. Он – истина и жизнь. Он – сила Моя и мудрость. Слушайте Того, Кого предвещали таинства Закона, Кого воспевали уста пророков. Слушайте Того, Кто Кровью Своей искупил мир, Кто сковывает дьявола и сосуды его похищает, Кто разрушает узы греха и оковы вероломства. Слушайте Того, Кто открывает путь на Небеса и болью Креста готовит для вас ступени восхождения в Его Царство » 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Таким образом, мы установили, что добрые дела христианина – это следствие общения со Христом, после которого сохраняется «благоухание», подлинно добрые дела. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «По иудейскому преданию, Христос придет среди ночи, подобно исходу из Египта, когда совершалась Пасха и проходил губитель, и Господь снизошел на кровли, и кровью агнца были освящены косяки входов наших. Отсюда, по моему мнению, возникло и предание апостольское, чтобы в день кануна Пасхи до наступления половины ночи не позволяли отпускать [из храма] народ, ожидающий Пришествия Христова » 444 . И далее мы читаем: Мф.25:7–8 . «Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». Блаженный Иероним пишет: «Встали все девы, и каждая украсила светильник свой, то есть мысли, которыми они воспринимали елей познания, чтобы иметь дела добродетелей, которые могли бы блистать перед Истинным Судией » 445 . Человек, покидая этот мир, должен уходить в таком расположении духа, в каком не стыдно будет предстать перед Господом в день Суда. Поэтому необходимо бодрствовать, ибо не знаем час нашего отшествия в мир иной. Но как мы проведем последний день нашей жизни, так же начнется и первый день по нашем воскресении – как его продолжение. Это и означают слова: «и каждая украсила светильник свой, то есть мысли, которыми они воспринимали елей познания» . Имеется в виду «воспринимали» , прежде чем пришло успение. Блаженный Августин вторит Иерониму: «Что же это за крик, как не тот, о котором апостол говорит: “Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся” ( 1Кор.15:52 ). И когда в полночь раздался крик: “Вот, жених идет”, что за этим последовало? “Тогда встали все девы те”. А кто же “все”? – “Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут” ( Ин.5:28–29 ). Итак, при последней трубе все встали. “Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих” » 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010