Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Итак, и в этом месте Он (Христос. – О.С.) обличает фарисеев и законников в скупости, потому что они заботливо требовали десятины даже незначительных овощей и оставляли без внимания правый суд при разборе дел, милосердие к бедным, сиротам и вдовам и веру в Бога, что имеет весьма великое значение » 372 . Другими словами, то, как они относились к доходу, и то, как исполняли прямые свои обязанности о суде и милости, – это сильно разнилось. Собирая десятины, они обращали внимание даже на незначительные вещи, как бы у нас сказали: считали каждую копейку. Но при этом им не было дела до нужд нищих и бедственного положения вдов и сирот. Сказано: «так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему» ( Зах.7:9 ); и еще: «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову» ( Втор.27:19 ); и еще: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ( Ис.1:17 ). И далее мы читаем: Мф.23:24 . «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!». Блаженный Иероним, истолковывая эти слова, косвенно обвиняет в грехах древних фарисеев современное ему духовенство. Он пишет: «Я думаю, что верблюд соответственно смыслу настоящего места есть и правый суд, и милосердие, и вера, а комар – это десятины из мяты, аниса и тмина и остальных более дешевых овощей. Вопреки заповеди Господа мы поглощаем и оставляем в небрежении то, что велико, а в незначительном, – в том, что дает нам прибыль, – мы обнаруживаем тщательность и придаем ему значение благочестивого деяния (religionis) » 373 . – Он пишет «мы поглощаем» , «мы обнаруживаем тщательность и придаем ему значение благочестивого деяния» . Таким образом он (Иероним) научает и нас воспринимать библейские обличения не как обращенные к древним нерадивым иудеям, но воспринимать все эти обличения как относящиеся к нашему нерадению. Древний текст не теряет своей актуальности и в наше время. Ибо и у нас есть свои архиереи, старцы, фарисеи и книжники, духовно « слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем: Мф.18:6 . «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Блаженный Иероним Стридонский считал, что борьба за власть среди духовенства за первенство кафедры или первенство достоинства – и есть тот страшный соблазн, который вводит в полное недоумения простых («малых») верующих, когда они видят, что их духовные вожди не могут поделить власть среди народа Божия; и что такие внутренние нестроения в Церкви – наихудшее из дел дьявола. Святой Иероним пишет: «Хотя этот приговор может быть общим против всех тех, которые соблазняют кого-либо, однако этот приговор («повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». – О.С) может быть понят в применении и к апостолам, которые своим вопросом: “кто – больше в Царстве Небесном” – давали понять (videbantur), что они спорят между собой о достоинстве; и если бы они продолжали пребывать в этом пороке, то могли бы соблазном своим погубить тех, которых призывали к вере, если бы эти, со своей стороны, увидели, что и апостолы состязаются между собой о почестях » 43 . Кто такие «малые сии»? Отвечая на этот вопрос, Евфимий Зигабен пишет: «Соблазном здесь называет бесчестие. Итак, говорит: подобно тому как оказывающие честь таковым (то есть верующим христианам. – О.С.), принимая их ради Меня, удостаиваются великого блаженства, – так и причиняющие им бесчестие, презирая их, понесут тяжкое наказание. Одного из малых сих, то есть малых с виду, простых. Говорит здесь о тех, которые становятся такими, как дети. Говоря же, что лучше ему понести тяжкое наказание здесь, показывает, что в будущем веке он потерпит более тяжкое» 44 . То есть зло, содеянное против любого верующего, есть величайшее зло против самого злодея. В более узком понимании данного стиха малые сии – это дети, о которых блаженный Иероним Стридонский пишет: « Обрати внимание на то, что соблазняющийся мал есть, ибо большие не подвергаются соблазну » 45 . То есть дите, по неопытности, легче соблазняется на что либо, чем человек взрослый. Посему и наказание за преступление против ребенка намного выше, чем наказание за то же преступление против взрослого.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«И умален пред людьми», или как в славян. «паче всех сынов человеческих». Под «сынами человеческими», основываясь на библейском употреблении ( Ис.2:9 ; Пс.141:4 ), многие склонны разуметь здесь «знатных представителей» народа иудейского, в особенности, его законников и фарисеев, этих наиболее ожесточенных врагов Господа. Симмах переводит это словом ελαχιστος – «наименьший из людей», а Иероним – novissimus – «младший из всех». И эти два последних перевода, по-видимому, наиболее удачно передают мысль текста, задача которого указать на крайне невысокое, приниженное общественное положение Мессии, Который, происходя из низшего класса и обращаясь больше с простым народом, встречал постоянно оскорбительно-холодное и надменно-презрительное отношение к себе со стороны знатных, богатых и влиятельных официальных вождей народа. «Муж скорбей». С еврейского – isch maciboth – означает: «муж или человек трудов, печалей, скорбей» ( Исх.3:7 ). Дополнительным синонимом этого определения служит следующее за ним и изведавший болезни. Это – или общее определение человеческой природы, естественный удел которой скорби и болезни, или даже более частное указание на греховное человеческое естество, так как изнурительный труд, различные болезни и печали вошли в природу человека, в качестве ближайших следствий грехопадения ( Быт.3:16–19 ). Последнего толкования придерживается и блаженный Иероним, который говорит, что данный текст «указывает на истинное человеческое тело и на истинную человеческую душу Того, Кто, зная носить немощи, преодолел Божеством все оныя» (блаженный Иероним). Здесь, таким образом, прикровенно обозначена вся глубина тайны воплощения: Бог, явившись во плоти, воспринял на Себя падшее естество наше, чтобы Своей искупительной смертью его очистить, вознести и прославить, как это прекрасно пояснил и Апостол Павел, сказавши: «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

 См.:  Феофилакт,  блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.  См.:  Кирилл Александрийский,  святитель. Комментарии на Евангелие от Матфея.  См.:  Ориген.  Комментарии на Послание к Римлянам.  Однажды мне один православный прихожанин с сарказмом рассказывал, что он видел, как знакомый ему священник настолько упился водки, что разделся в присутствии гостей догола и полез пьяным мыться в ванну. Эта история настолько позабавила рассказчика, что он рассказал ее не только мне, но и некоторым другим людям. Несчастный, он плохо читал Библию, рассказывая подобное о священнике, – он оказался не кем иным, как «Хамом», сыном Ноя. История о Ное и Хаме такова: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт. 9: 20–22). Наказание всему роду Хамову оказалось ужасным – наказание проклятием на все дни существования всей расы хамитов. Я с ужасом слушал, как этот человек, говоря плохо о священнике, медленно, но верно навлекал проклятие Божие на себя самого, и мне было за него страшно. А что до священника, то, насколько мне известно, батюшка бросил пить и стал придерживаться норм трезвой жизни. Преподобный Макарий Оптинский учил: «Чистою мыслию нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего (дурного) устроения».  См.:  Евфимий Зигабен.  Толкование на Евангелие.  Принадлежность к сему Телу преображает и даже преосуществляет человека, по благодати, из состояния чада гнева в состояние чада Божия. Здесь начало нового мира, Нового Неба и Новой Земли, и нового человечества. Сын Божий Сам говорил о Себе: «се, творю все новое» (Откр. 21: 5). Блаженный Иероним обращает внимание на то, что проповедь покаяния Христос начинает, когда проповедник покаяния Иоанн Креститель пленен Иродом. Этим самым Сын Божий как бы говорит: закон пленил вас, ибо все вы виновники перед законом, а Евангелие дает вам свободу от греха, ибо в Боге каждый из вас имеет надежду на прощение. Иероним пишет о Христе: «Он Сам непосредственно начинает проповедовать, то есть по прекращении действия закона (то есть когда закон в лице Иоанна Крестителя, заключенного в темницу, замолчал.  – прот. О.С .), собственно (то есть после этого.  – прот. О.С .) и начинается Евангелие». –  Иероним Стридонский,  блаженный. Толкование Евангелия.

http://pravoslavie.ru/93853.html

Беседа 17. Притча о двух сыновьях Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и сегодня мы рассмотрим Притчу о двух сыновьях (21, 28–32). Читаем 21-я главу Евангелия от Матфея с 28-го по 29-й стих: Мф.21:28–29 . «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал данный отрывок: «Под именем первого (сына. – О.С.) говорится о язычниках с указанием на естественный закон: “Пойди, работай в винограднике Моем”, то есть не делай другому того, чего не хочешь, чтобы было с тобой. А он горделиво ответил: не хочу. После же, по пришествии Спасителя, раскаявшись, он трудился в винограднике Божием и упорство, обнаруженное в слове своем, исправил своим трудом » 245 . Здесь мы видим вместе со святым Иеронимом под образом первого сына – весь языческий мир, который сначала не знал путей Господних, открытых только еврейскому народу, но, не исповедуя истинно Бога (первый сын), все же исполнял Его святую волю: следовал путями Создателя на уровне совести, хотя и не исповедовал этого устами. Об этом и апостол Павел писал: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ). И хотя Иероним видит их согласие с Богом в момент Пришествия Христова (когда свет Евангелия достиг и их, язычников, сердец), но святые Отцы древности настаивают на том, что и до Христа, не зная Бога, они отчасти все же подчинялись Ему. Святой Иустин Философ настаивает на том, что и сама возможность для человека говорить связана со Христом (Логосом), вне Которого никто не смог бы и слова сказать. То есть Логос (Христос) всеян в каждого человека, созданного по образу Божию. Блаженной памяти протоиерей Дмитрий Дудко под тем, кто сказал « не хочу; а после, раскаявшись, пошел », понимал безбожников (атеистов), которые, отрекшись на словах от Бога (сказав Ему « не хочу »), делами иногда превосходят и номинальных христиан. В частности, отец Дмитрий писал, что когда атеист на войне жертвует своей жизнью, то в глазах Бога Его подвиг должен иметь большее значение, чем подобный же подвиг, совершенный верующим. И действительно, погибая за свой народ и за свою страну, неверующий не имеет в виду награду на Небесах, посему и делает это совершенно бескорыстно, повинуясь всеянному в него стремлению к абсолютному добру и благу. Блаженный Иероним так и пишет: «Под именем первого (сына. – О.С.) говорится о язычниках с указанием на естественный закон ». Имеется в виду тот закон совести, о котором мы прочитали у апостола Павла: «они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В конце 2001 года на русском языке вышла первая книга серии — “Новый Завет II. Евангелие от Марка”. Евангелие от Марка искони было в Церкви общепризнанным и пользовалось большим авторитетом. По широко распространенному раннему преданию Евангелие от Марка было написано под сильным влиянием проповеди апостола Петра. Папий, епископ Иерапольский, муж апостольский и ученик апостола Иоанна, называл евангелиста Марка истолкователем апостола Петра. Однако проводя подборку святоотеческих комментариев на Евангелие от Марка, редакторы столкнулись с затруднением, представляющим для истории экзегезы настоящую проблему. Дело в том, что, в отличие от Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна, на это Евангелие не осталось ни одного полного подробного комментария (кроме кратких работ блаженного Иеронима и Досточтимого Беды). При подготовке данного тома эта проблема была решена путем скрупулезного поиска и тщательной подборки отдельных замечаний и упоминаний о Евангелии от Марка, рассеянных в разных проповедях, письма и трактатах, а также обращением к толкованиям на параллельные места из других Евангелий. Комментарии в серии построены по следующему принципу. Текст Священного Писания разбит на смысловые отрывки (пе­рикопы). После каждого отрывка дается краткий обзор святоотеческих комментариев — основная мысль и имя автора. Далее приводится полный текст каждого комментария со ссылкой на наименование книги и на выходные данные ее издания. Приведем образец толкования 4 . МК 12:41–44 (жертва вдовы) И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. Обзор: Дар вдовы ценен не весом и не стоимостью, но желанием, с которым она его принесла (Иероним Стридонский, Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский, Беда Достопочтенный 5 ). Поэтому он заслуживает сравнения с персонажами и метафорами Царства, приводимыми в Писании (Августин Иппонский, Иероним Стридонский), и является примером для бедных, равно как для богатых (Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский), тем более что материальные блага есть свойство только здешнего мира (Павлин Нольский). Верующий же по определению богаче всех остальных (Иероним Стридонский), даже если он беден (Гегемон), однако в делах духовных важно двигаться постепенно: без переусердствования и постановки непосильных целей, что и будет принято, подобно дару вдовы (Евагрий Понтийский).

http://pravmir.ru/novoe-izdanie-ekzegeti...

Даже древние пророки предвозвещали Духом Сына Божия. Сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал… » ( 1Пет.1:10–11 ). Сам о Себе Сын Божий однажды сказал: «… истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ). Словами «Я есмь» Сын Божий свидетельствует о Себе Самом именно как о Предвечносущем. То есть Он именно сошел на Землю и воплотился как Богочеловек «нас ради человек, и нашего ради спасения». Потрясенный этой тайною, Златоуст восклицает: «Итак, не стремись далее, не требуй ничего больше сказанного и не спрашивай, каким образом Дух произвел Младенца от Девы?» И мы вслед за ним прервем изыскание в сфере невидимой но начнем говорить о видимом. Итак. Прочитаем вновь слова, с которых мы и начали сегодняшнее изыскание: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго» . Здесь возникает вопрос, почему Христос рождается в этот мир от Девы обрученной? Отвечая на этот вопрос, блаженный Иероним Стридонский предлагает четыре возможных ответа. Он пишет: «Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа; во-вторых, чтобы Она не была побита камнями как будто прелюбодейка; в-третьих, чтобы во время бегства в Египет она могла иметь защиту в лице [мнимого] супруга. Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он зачат был от обрученной; это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от дьявола, чтобы дьявол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы» . Все 4 ответа справедливы и верны. Сам святой Иероним задает и пятый вопрос, он пишет: «Прилежный читатель станет допытываться и скажет: «Так как Иосиф не был отцом, то какое отношение к Господу имеет порядок родов, доведенный до Иосифа ? ″» Отчасти Иероним ответил на этот вопрос, отметив, что тогда было принято брать жену себе из своего же рода (колена). Но проблема сложнее…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Из этих слов Викторина видно, что держай, по его мнению, есть римский император; а припоминая легенду о Нероне, мы находим в них ясный намек на то, что антихристом будет не кто иной, как Нерон. Далее, объясняя 17ю главу Апокалипсиса, Викторин в восьмом звере видит Нерона и в то же время признает этого зверя антихристом. Кроме того, и в словах из 13й главы Апокалипсиса, что одна из голов зверя, выходящего из моря, как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела, по мнению Викторина, говорится о Нероне. Из слов Викторина, что десять царей примут царскую власть тогда, когда Нерон двинется с Востока, видно, что он верил, будто Нерон не убит, а скрывается где-то на Востоке, и в свое время явится как антихрист. А основываясь на словах Апостола Павла о держай и на предсказаниях книги Даниила и Апокалипсиса о десяти рогах, означающих десять царей, Викторин полагал, что Римская империя будет существовать до самого пришествия антихриста, и что разделение ее между десятью царями совпадет по времени с явлением антихриста. Блаженный Иероним учение Апостола Павла об антихристе довольно обстоятельно изъяснил в письме к Алгазии. Алгазия предложила Иерониму одиннадцать вопросов относительно одиннадцати изречений из Евангелий и Посланий Апостола Павла, разъяснение которых было ей желательно. Последний из этих вопросов был: «Что означает то, что Апостол пишет к Фессалоникийцам: Пока не придет сначала отступление и не откроется человек греха, и прочее? Отвечая на этот вопрос, Иероним дает следующее объяснение учения Апостола. Апостол, – говорит Иероним, – выводит Фессалоникийцев из заблуждения, будто уже настоит день Господень, «и излагает то, чего должно ждать прежде пришествия Христа, чтобы, когда увидят те действия, узнали бы антихриста, т. е., человека греха…» «Пока, говорит, не придет сначала отступление…, так что все народы, которые подчинены Римской империи, отложатся от нее, и откроется, т. е. покажется человек греха, которого предвозвещают все слова пророков…»; «пока, говорит, не будет опустошена сначала Римская империя, и не придет предварительно антихрист: дотоле не придет Христос, Который потому и придет так, чтобы уничтожить антихриста…» «И ныне, что удерживает, знаете, чтобы открылся в свое время, т. е. какая причина того, что антихрист не является теперь, вы прекрасно знаете. А не желает открыто сказать, что Римская империя будет разрушена потому, что сами те, которые владычествуют, считают ее вечною. Ибо если бы он открыто и смело сказал, что антихрист не придет до тех пор, пока не будет предварительно разорена Римская империя, то это показалось бы достаточною причиною воздвигнуть гонения на возникавшую тогда Церковь ».

http://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixris...

Отсутствие благоговения пред Богом – духовная смерть. Раши под нечестивыми понимает завоевателей Иудеи, а город – это их столица (Вавилон?). «Однако они [нечестивые. – Г. Ф.] овладели Домом Пресвятого, местом святым, а когда ушли оттуда на свою землю, похвалялись у себя в городе , что такое-то и такое-то содеяли в Доме Вездесущего» 8, 10–13]. Это явно означает халдеев и разорение ими святого Иерусалима в 587 г. до Р. Х. В Вавилоне были похваляемы , но потом «презренны были среди других народов, и о них сказано: «Сего народа как бы и не было». В этом же мире так: «Хотя Он (Бог) не спешит взыскать с нечестивых и тем самым отличить праведных от нечестивых, я знаю, что в конце концов каждый получит должное воздаяние, и тем, кто Его страшится, будет благо» [там же]. Св. Григорий Чудотворец говорит о благоговении: «Величайшее же – благоговейный страх пред Богом, потерявши который, нечестивые не много времени будет пользоваться своей глупостью» 8]. С горечью говорит по поводу слов Екклесиаста блж. Иероним: «Я увидел, что нечестивые умирают с таким мнением и погребаются так, как бы они считались на земле святыми… А происходит это оттого, что никто не осмеливается противоречить грешникам, и что Бог не тотчас воздаёт за беззаконие» 8, 10–13]. Отсюда и упорство в беззаконии. Блж. Иероним приводит нелицеприятный для церкви пример: «Свидетельством этим можем пользоваться против епископов, которые получили власть в церкви, а между тем более соблазняют тех, кого они должны учить и возбуждать на лучшее. Такие после смерти часто восхваляются в церкви и то преемниками, то народом публично провозглашаются блаженными за поступки неодобрительные. Но и это суета… Трудно обвинение на епископа: ибо если он согрешит, то не верят, и если будет обличён, то его не наказывают» [там же]. Однако восхваление нечестивых в городе не навсегда. Екклесиаст видит и конечный результат: А нечестивом не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. Блж. Иероним отмечает, что в еврейском подлиннике здесь говорится в повелительном наклонении: А нечестивому да не будет добра, и, подобно тени, да не продлит дней тот, кто не благоговеет от лица Божия .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

По-современному это звучало бы так: «Симон Скинхед» и «Матфей Валютчик». Так же и в случае « Симона прокаженного », но Иероним добавляет: «А сам Симон называется также “повинующимся”, он же, по другому толкованию, может называться “миром” (mundus), в доме которого исцелилась Церковь » 494 . Здесь возникает вопрос: причем тут помазание миром и то, что «исцелилась Церковь » ? Как одно связано с другим? Иероним добавляет: «А другой евангелист вместо сосуда драгоценного благовонного масла, – сосуда из мрамора некоторого рода, – указывает на безыскусственный, настоящий, неподдельный нард, чтобы показать веру Церкви и народов языческих» 495 . – Вот и ответ! Ведь Христос Глава Церкви, и когда на Его голову излили «безыскусственный, настоящий, неподдельный нард» , это как бы намек на будущую Церковь из уверовавших язычников – людей простых и безыскусных в своей дикости. «А другой Евангелист»  – это апостол Марк. Сказано: «И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову» ( Мк.14:3 ). Разница между двумя стихами та, что у Марка есть уточнение: «разбив сосуд, возлила Ему на голову» – то есть сосуд «безыскусственный» , что и есть намек на то, что и сама она была не из иудеек, но язычница, обретшая веру в Господа Иисуса Христа как Сына Божия. По поводу женщины « с алавастровым сосудом мира драгоценного » блаженный Иероним делает существенное замечание: «Никто пусть не думает, что одна и та же женщина и та, которая вылила благовонную мазь на голову Его, и та, которая вылила на ноги Его. Действительно, та омывает [Его ноги] слезами и осушает [их] волосами и весьма ясно называется блудницей. А об этой не написано ничего такого. И в самом деле, блудница не могла быть достойна тотчас же помазать главу Господа» 496 . И далее мы читаем: Мф.26:8–9 . «Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010