Ис.50:1 ; Иер.3:8 ); форма и содержание такого письма не приведены. Хотя в Библии нет прямых предписаний, по-видимому, муж обязан был дать определенную материальную компенсацию своей бывшей жене, – во всяком случае, в юридических сводах древних ближневосточных народов содержатся такие предписания» 103 . Мф.19:8 . «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Слова Его такого рода: “Разве Бог может Себе противоречить так, чтобы прежде приказать одно, а потом Свой приговор нарушить новым повелением?” Не так должно рассуждать; а так, что когда Моисей увидел, что вследствие желания иметь других жен, или более богатых, или более молодых, или более красивых, первые жены бывают умерщвляемы или проводят бедственную жизнь, то предпочел смягчить несогласие, чтобы не дать продолжаться ненависти и человекоубийству. Вместе с тем обрати внимание и на то, что Он не сказал: “По жестокосердию вашему повелел вам Бог”, но: “Моисей”, так что, – как говорит апостол, – это совет человеческий, а не повеление Божие» 104 . И далее мы читаем: Мф.19:9 . «но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». Блаженный Иероним учит: «Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: “Кто удерживает прелюбодействующую, тот неразумен и нечестив”. Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно. Но так как может случиться, что кто-нибудь наносит бесчестие невинной и вторым брачным союзом сваливает виновность на первую супругу, то и повелевается, чтобы таковой отпускал жену, но так, чтобы он при жизни [этой] первой второй жены уже не имел. В самом деле, ведь слова Его значат следующее: “Если ты отпускаешь жену свою не вследствие похоти, а вследствие обиды [на нее, или со стороны ее], то почему, испытав несчастье в первом браке, подвергаешь себя опасности нового?” И сверх того могло случиться так, что на основании того же закона жена также могла дать развод мужу, поэтому дается то же самое предупреждение, – именно: чтобы она не брала себе другого мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Истина очевидна! Если дело своего спасения мы строим на Нем (на Христе), то устоим и в день Суда, если нет, то падение наше будет велико. Блаж. Иероним писал: «Основание… есть едино Господь наш Иисус Христос. На этом устойчивом и крепком, имеющем силу в себе самом основании созидается Церковь Христова. А на подвижном песке, не могущем сплотиться и подчиниться одной связи, созидается слово еретиков для того, чтобы низвергнуться». Мы должны бояться сойти с нашего основания, потому что в одиночку нам не справиться со свирепыми врагами – демонами. Но пока мы во Христе, никто и ничто не может повредить нам, если только мы сами не повредим себе. Сказано: «…ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). Итак, если мы уверовали в силу Божественной Любви и Милосердия и обретаем для себя надежду на спасение только во Христе, тогда вместе с ап. Павлом мы можем воскликнуть: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8:38–39 ). И 7-я глава оканчивается словами: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф. 7:28–29 ). Источники и литература 1 . Святая Библия. М.: – РБО, 2000. 2 . Новый Завет . СПб, – РБО. На греческом языке с подстрочным переводом на русский язык, 2001. 3 . Антоний Великий , Преподобный. Добротолюбие. Кн. 1. М.:– изд. Сретенского монастыря, 2004. 4 . Ефрем Сирин , Преподобный. Творения. Кн. 4. Калуга, – изд. Ул. Московская 256, 2003. 5 . Иероним Стридонский , Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М.: – изд. Учебно-информационного экуменического центра ап. Павла. 6 . Симеон Новый Богослов , Преподобный. Кн. 1. М.: – изд. «Правило веры», Сретенский монастырь, 2003. 7 . Феофилакт Болгарский , Блаженный. Святое Евангелие и Апостол с толкованием текста. М.: – изд. «Ковчег», 2002. 8 . Георгий (Тертышков), архиман. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского . Кн. 1, 2. Рязань, – изд. «Зерна», 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, Закон Божий и писался в Духе Христовом, Его же, Христа, речениями и мир сотворен. Поясняя, что Новый Завет не отменяет Ветхого Завета, а усиливает и раскрывает его подлинный духовный смысл, блаженный Иероним Стридонский пишет: «Но это не значит, что приобретение новой жемчужины служит к умалению достоинства прежних жемчужин, а то, что по сравнению с ней всякая иная жемчужина гораздо менее ценна» . Но как все же совместить жизнь во Христе и со Христом и те грехи, которые совершаются в жизни нашей? А нам и не надо совмещать несовместимое! Если ты, брат или сестра, по-прежнему ненавидишь свой грех и не соглашаешься с ним, то надежда на спасение еще может жить в твоем сердце, покаяния двери отверзает для тебя Жизнодавец Христос. И мы читаем следующею притчу, «Притчу о неводе»: Мф.13:47–49 . «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных». Блаженный Иероним так истолковал слова этой притчи: «По исполнении пророчества Иеремии, который говорит: ″Вот, Я пошлю множество рыболовов″, то есть после того, как Петр, Андрей и сыны Зеведея – Иаков и Иоанн услышали: ″Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков″, они соткали себе сеть из евангельских учений Ветхого и Нового Завета и бросили ее в море этого мира, она и доныне простирается в глубине вод, схватывая в соляных и горьких пучинах все, что ни попадет в нее, то есть и добрых, и злых людей, или лучших и худших рыб. Когда же настанет кончина мира, – как Он Сам сказал немного ниже, – тогда сеть будет вытащена на берег, тогда и будет показан истинный суд [или: признак] для отделения одних рыб от других, и, как бы в некоем безопаснейшем пристанище от бурь, добрые будут положены в сосуды небесного жилища, а злых охватит огонь геенны, чтобы высушить и сжечь их» . Действительно, миссия Христа имеет двоякое назначение. Для одних проповедь о Христе, Сама личность Христа есть источник спасения; для других личность Христа и Его учение есть камень преткновения. Сказано: «И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима» ( Ис.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как и в других обществах Ближнего Востока, в древнем Израиле муж имел право по своей воле развестись с женой. Подобно месопотамским юридическим кодексам. Библия не содержит детально разработанного закона о разводе; библейский закон лишь предусматривает, что в случае развода муж должен написать разводное письмо (сефер критут), после вручения которого жене он может отослать ее из своего дома ( Втор.24:1 ; ср. Ис.50:1 ; Иер.3:8 ); форма и содержание такого письма не приведены. Хотя в Библии нет прямых предписаний, по-видимому, муж обязан был дать определенную материальную компенсацию своей бывшей жене, – во всяком случае, в юридических сводах древних ближневосточных народов содержатся такие предписания» (ЭЕЭ). Мф.19:8 . «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так». Блаженный Иероним Стридонский пишет: « Слова Его такого рода: «Разве Бог может Себе противоречить так, чтобы прежде приказать одно, а потом Свой приговор нарушить новым повелением?» Не так должно рассуждать; а так, что когда Моисей увидел, что вследствие желания иметь других жен, или более богатых, или более молодых, или более красивых первые жены бывают умерщвляемы или проводят бедственную жизнь, то предпочел смягчить несогласие, чтобы не дать продолжаться ненависти и человекоубийству. Вместе с тем обрати внимание и на то, что Он не сказал: «По жестокосердию вашему повелел вам Бог», но: «Моисей», так что, – как говорит апостол, – это совет человеческий, а не повеление Божие ». И далее мы читаем: Мф.19:9 . «но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». Блаженный Иероним, учит: « Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: «Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как Церковь поет на Рождество Христово: «С нами Бог ! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!» Итак, всякий раз, когда в беде мы призываем Бога на помощь, мы проявляем веру; а когда испытываем страх перед кем-либо кроме Бога, проявляем маловерие. Посему Господь Мф.8:26 . «И говорит им (апостолам) : что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» . Блаженный Иероним Стридонский , так истолковал вторую часть этого стиха: «И из этого места мы постигаем, что все твари чувствуют Творца – как (и) те, которым запрещается [или: запретил], так и те, которым повелевается [или: повелел], чувствуют повелевающего и не потому, что все одушевлено, как думают еретики в своем заблуждении, а потому, что в силу величия Творца бесчувственное в отношении к нам обнаруживает чувствительность к Нему» . Мир природы, хотя и не одушевлен, во всем следует Творцу своему. Когда Господь крестился во Иордане, то река испугалась соприкосновения с Творцом, и «Иордан возвратися вспять»; когда Господь умирал на Кресте, то солнце скрыло свет свой, не могуще взирать на это, а земля сотряслась от ужаса. И мы читаем далее: Мф.8:27 . «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?». Блаженный Иероним поясняет: «Удивлялись не ученики, а корабельщики и остальные, бывшие на корабле. Если же кто из любви к спорам захочет настаивать на том, что это были ученики, – которые удивлялись, – то мы ответим, что по справедливости названы людьми те, которые еще не познали могущества Спасителя» . Люди и ученики – какая разница? Когда в Писании говорится об апостолах, они называются учениками Его. Но никогда по отношению к ним не используется выражения «толпа», «люди» и т. п. Ученики – это те, которые всегда следуют за своим Учителем. А люди (толпа) пребывают в раздумье. Толпа всегда переменчива, она то приветствует Господа, входящего в Иерусалим, то кричит: «распни, распни Его» ( Лк.23:21 ). Толпа – это выбор большинства, демократический выбор, который всегда отвергнет Христа и изберет для себя Варраву.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его (Мф 10:34–36). Блаженный Иероним Стридонский толкует это противоречивое место в Евангелии следующим образом: “По вере в Христа весь мир разделился и восстал сам против себя: каждый дом имел и верующих, и неверных, и вследствие этого на землю послана добрая война, чтобы прекратить худой мир” 20 . “Благое отречение” восстанавливает порядок в любви: оставляя своих ближних и самого себя, мы через Бога, в Боге и Богом возвращаемся к ним. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37); если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк 14:26). «И в книге Песнь Песней, — пишет блаженный Иероним, — мы читаем: “Любовь ко Мне делайте правилом”. Это правило или порядок необходимо в каждом движении души. После Бога люби отца, люби мать, люби детей Итак, Он не запретил любить отца или мать, но многозначительно прибавил: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня”» 21 . “Благое разделение” — первый подготовительный момент в Бого-человеческом создании нового творения — Церкви, как очищение, облачение в “брачные одежды”, приготовление масла для светильников, чтобы быть готовыми к новому браку — Церкви и Агнца; чтобы, когда “придёт жених”, готовые могли войти с Ним на брачный пир (см. Мф 25:10). Этот первоначальный момент становления — жизни Церкви — подготовка к Тайной Вечери, к встрече со Христом и во Христе, когда каждый, собирающийся “на брачный пир”, с решительностью апостола Петра отсекает всё соблазняющее, “всякое житейское попечение”, чтобы составить Его тело под Его Главою, чтобы Он мог “придти и вселиться в ны”, как в приготовленный для Него дом — Кириакон. Второй момент созидания Церкви — сама евхаристическая Встреча Бога и человека: когда “Христос посреди нас”, когда принесённая верными “бескровная жертва” всего, что было для них любимым в жизни, возвращается в Духе и Духом, как Божественное разделение в нераздельности Божественной любви, как нераздельно-неслиянное Царство Святой Троицы.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Необходимо задуматься, почему Семьдесят пишут, что Бог нарек и мужчине, и женщине одинаковое имя Адам. Здесь невозможно понимать Адам в смысле личного имени и для мужчины, и для женщины, тем более, что в третьей главе говорится: «И нарек Адам имя жене своей: Ева (жизнь), ибо она стала матерью всех живущих» ( Быт. 3:20 ). Необходимо задуматься и над тем, почему прекрасный знаток древнееврейского языка блаженный Иероним в «Вульгате» ставит соответственно: «Адам, человек, человек». Приходится полагать, что он, приступая к переводу текста пятой главы и полагая, что вся хронология человеческого рода (родословная) идет от одного человека, считает необходимым родоначальника человечества, согласно традиции, назвать Адамом . В данном же случае текст: «Вот родословие Адама ...» – он мыслит согласно Евангелию от Луки, где родословная Иисуса Христа указывается в обратном порядке и завершается словами: «Сифов, Адамов, Божий» ( Лк. 3:38 ). Иначе он поступить не мог. Первый человек должен был иметь имя, и это имя было Адам. В двух других случаях он понимает адам в смысле всеобщем. Следовательно, мы можем сделать вывод, что наиболее авторитетные переводчики – Семьдесят и блаженный Иероним – мыслили, что тексты о сотворении человека надо понимать не как сотворение только первого человека по имени Адам, от которого далее произошел весь человеческий род 34 , а как сотворение человечества в целом. Вслед за этими двумя авторитетными переводами можем и мы мыслить, что Откровение говорит о сотворении всего человечества в целом, как нового биологического вида, именуемого в науке Хомо сапиенс, то есть человек разумный. «Адам» в значении «особенного» Уловить, где в Книге Бытия слово адам стоит в значении особенного, трудно. В 9 главе говорится об откровении, данном от Бога после потопа Ною и его потомкам: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю... все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу» ( Быт. 9, 1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Однажды я беседовал с Сергеем Торопом (Виссарионом) и спросил его: – А Вы уже начали исцелять, или хотя бы ходить по водам?  Без всякого смущения российский лжехристос из Минусинска ответил: – Вы слишком завысили, и даже очень, Христа и Его возможности. Все было намного проще, как теперь. Представления о Пришествии Христовом у людей совершенно различны. Так называемые «свидетели Иеговы» говорят о невидимом присутствии Христа, индусы верят в Его Пришествие как в реинкарнацию, для Виссариона и Муна – это новое рождение от новых родителей. И предупреждение Христа: « если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, – не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, – не верьте » – это предупреждение от неких «местечковых» лжехристов, которые время от времени появляются в нашем мире, погремят и пошумят – и пропадают в адском небытии. Предупреждая о подобных тайных (эзотерических) «христах», Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Если кто будет обещать вам, что Христос пребывает в пустыне язычников или в сокровенных учениях (dogma-tibus) еретиков, которые обещают вам сообщить тайны Божии, то не выходите, не верьте » 411 . Да! Именно любопытство и тяга к неким тайным учениям смутила и погубила многих людей. Но вчитайтесь в страницы Нового Завета – и вы удивитесь той простоте повествования, божественной простоте слога и поэтики евангельского текста. Ведь эти Евангелия диктовал Марку – рыбак Петр, их писали мытарь Матфей, лекарь Лука и синагогальный служка Иоанн. В описании евангелистов истинное Пришествие Христа не будет сопровождаться локальными чудесами, но просто будет – ЧУДЕСНО! И мы читаем далее: Мф.24:27 . «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого». Блаженный Иероним предлагает нам экклезиологическое истолкование данного стиха: «Не выходите, не верьте, что Сын Человеческий пребывает или в пустыне язычников, или в тайных убежищах людей, отделившихся от Церкви (haereticorum); но его учение (fides) блистает от востока до запада в Церквах вселенских » 412 . Эти слова напоминают известный библейский стих, где говорится о том, что служение Иерусалимского Храма после отвержения иудеев распространится в формате Христовой Церкви по всему миру. Сказано: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» ( Мал.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Однако уместен вопрос: возможно ли бороться с Богом, Ему противостоять? Может быть святой патриарх Иаков является исключением? При этом нужно помнить, что сама инициатива борьбы с Иаковом исходила от лица Бога, и праведный Иаков — отнюдь не исключение. В книге пророка Иеремии (Иер 27:18) мы читаем: А если они пророки, и если у них есть словоГосподне,то пусть ходатайствуют пред Господом Саваофом… В одном древнем переводе, которым пользовался блаженный Иероним Стридонский, вместо слов “пусть ходатайствуют” говорится “пусть противостанут”. Так вот, предлагая толкование на это место, блаженный Иероним говорит: “Словами же: пусть противостанут Мне или Господу воинств, показывает то, что истинный пророк молитвами может противостоять Господу, подобно тому, как и Моисей в наказании противостал Господу, чтобы отвратить ярость гнева Его. То же сделал Самуил (1Цар 8). И Господь сказал к Моисею: остави Мя и потреблю народ сей (см. Исх 32:10). Когда говорит: остави Мя, то показывает, что молитвами святых Он может быть удержан. Пусть, говорит, противостанут пророки и докажут, что все предсказываемое ими исполнилось на деле, и тогда пророчество подтвердится истиной” 56 . Библейское наименование богоборец изображает духоносного, дерзновенного в вере человека. Подобная борьба необходима была и для духовного становления личности. “Тогда-то и только тогда, — пишет святитель Кирилл Александрийский, — он (то есть человек) будет силен бороться с людьми, когда осилит в борьбе с Богом” 57 . Жизнь пророка пронеслась в тяжелейшей борьбе с Богом, предметом которой был богоизбранный еврейский народ. Он дерзновенно вызывает Бога на суд: Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою… (Иер 12:1).И однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? (Иер 12:1). Здесь, по мысли преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, Иеремия, исследуя причины несоразмерности счастья с несчастьем, “препирается с Богом о благополучии нечестивых, хотя не сомневается в правде Господней” 58 .

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

По вопросу о любых формах идолопоклонства Закон Божий категоричен. Сказано: «не делайте предо Мною богов…» ( Исх.20:23 ). Иными словами, любая часть творения никогда и ни при каких обстоятельствах не может занять место Творца. И кто бы не навязывал вам те или иные формы идолопоклонства, особенно под видом ложного почитания человеков, тех или иных, отвечайте на эту бесовскую диверсию словами Сына Божия, сказавшего: «…отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). Блаженный Иероним Стридонский , рассуждая о маммоне, понимает под этим словом, понятием только богатство и пишет следующее: «На сирском (арамейском – О. С.) языке маммоной называется богатство. Не можете служить Богу и богатству! Пусть это слушает скупец, пусть слушает тот, кто носит имя христианина, что он не может одновременно служить богатству и Христу. Впрочем, Он не сказал о том, кто имеет богатство, а о том, кто является рабом богатства. Действительно, кто является рабом богатства, тот как раб сохраняет богатство, а кто сбросил с себя ярмо богатства, тот раздает его как господин» . Смысл этих слов очевиден: если ты не способен раздать свое богатство нуждающимся братьям, то богатство господствует над тобою, а не ты над ним. Этим человек тоже оскорбляет Бога. Над нами должен быть только Один Господствующий, и это Бог. Сказано: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» ( Рим.6:16 ). Рабство «послушания к праведности», – это рабство Богу. То единственное рабство, которое делает человека по-настоящему свободным! И мы читаем далее: Мф.6:25 . «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? » . Забота о потребностях нашего тела, «что… есть и что пить… во что одеться» , беспокоит многих и многих, особенно в наше время социального неравенства. Но христианин не может замыкать интересы своей жизни только на вопросах, относящихся к насущным проблемам тела. Сама природа, окружающая нас, предоставляет нам все условия для того, чтобы мы могли позаботиться о себе самих и своих близких. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Итак, мы почти совершенно освобождаемся от заботы о том, что природа дала всем и что есть общее у животных, диких зверей и людей» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010