Блаженный Иероним пишет об этом так: «Евангельская проповедь меньшее из всех учений. В самом начале оно кажется неправдоподобным: оно проповедует человека и Бога, Бога умирающего, и соблазн креста. Сравни это учение с догматами философов, с их книгами, блистательным красноречием, со сложением их речей, – пишет Иероним, – и увидишь, как семя Евангелия меньше всех этих семян. Но то (учение философов – В.П.), при своем начале, проникая глубоко, не животворит, напротив того, оно слабеет, истощается и, подобно злакам, иссыхает. Благовестие же с виду малое, будучи посеяно в душе верующего или целом мире, укореняется подобно сильному дереву». Царство Божие, Царство Христа на земле, или Церковь Христова, сначала совсем малое, едва приметное, как горчичное зерно, разрослось. Церковь Христова всегда современна и вмещает в себя множество народов, подобно тому, как в ветвях горчичного дерева укрываются стаи птиц. В таких жарких странах, как Иудея, горчичное дерево достигает громадных размеров. Оно сильно отличается от горчичных растений в других странах мира, достигающих только роста обычного куста. Под его ветвями может проехать человек на коне; его сучьями топят большие печи; на его ветвях садятся огромные стаи птиц, и ветви его не ломаются даже под тяжестью человека. Семена горчичного дерева считались целебными, и потому само растение было широко известно. Христос Сам есть и горчичное семя и сеятель. В Нем одном, как в самом семени, заключалась первоначально вся Церковь Его, и от Него она распространилась по всей вселенной. Христос – единый, вечный Глава Церкви; без Него Церкви не было бы. Христос же есть и сеятель, добровольно предавший Себя на смерть и через эту смерть даровавший жизнь Своей Церкви – всем верующим в Него. Он Сам говорит о Себе: «Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» ( Ин.12: 24 ). Действительно, Христос был малым зерном в глазах людей. Родился Он в отдаленной, в политическом отношении незначительной стране Иудейской; тридцать лет жил в безвестном Назарете, в презираемой Галилее, в доме плотника; Своим учением привлёк к Себе немногих учеников из простых рыбаков и мытарей и, наконец, предав Себя в руки врагов, умер на кресте позорной смертью . Но вот Он воскрес, вознесся к Отцу, и Его Церковь распространилась по всей земле, подобно великому дереву. На Нем сбылось древнее пророчество Иезекииля: «И возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесёт плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его» ( Иез. 17:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Блаженный Иероним пишет: « То же самое значение имеет и известная притча в Евангелии от Луки, в которой старший сын завидует младшему и не хочет, чтобы он был после раскаяния принят, и обвиняет отца в несправедливости. А чтобы мы знали, что она имеет указанный нами смысл, и начало притчи, и конец ее согласны между собою: «Так будут, – говорит Он, – последние первыми, и первые последними» ». Здесь святой Иероним обличает зависть иудеев к христианам, когда первые (старшие), позавидовали последним (младшим). Но как я часто говорю, и для иудеев откроется дверь спасения в последние времена, когда они примут Христову Веру. Ибо и они дети обетования (см. Рим.11:25–26 ), и не веруют в это только еретики маркиониты. Истолковывая слова: « ибо много званых, а мало избранных », святитель Григорий Великий рассуждает о действительных и номинальных христианах, он пишет: « Устрашающе то, что за этим следует. Ибо много званных, а мало избранных; многие приходят к вере, но только часть их входит в Царство Небесное. Вот, смотрите, на сегодняшний праздник сколько нас собралось, мы заполнили стен Церкви; только кто знает, как много людей из нас будут зачтены в стадо избранников Бога? Здесь каждый голос восклицает «Христос», но каждого ли жизнь восклицает тоже? Многие следуют за Христом на словах, но бегут от Него в делах своих. потому и говорит Павел: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит.1:16 ), и Иаков тоже: «вера без дел мертва» ( Иак.2:20 ). И Господь говорит через псалмопевца: «Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобиться Тебе! – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число» ( Пс.39:6 ). По зову Господа число верующих возросло так, что не исчесть, потому что к вере приходят и не относящиеся к числу избранных. В этой жизни они смешиваются с верующими через вероисповедание, но в грядущей они не заслуживают быть зачтенными в ряды верующих по причине порочного образа жизни. Паства нашей святой Церкви включает и «агнцев» и «козлят», но, как свидетельствует Евангелие, когда явится Судия, Он отделит добро от зла, как пастырь отделяет овец от козлов.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Иероним Стридонский , обращая внимание на слова « не знает Сего Человека », пишет: «Я знаю, что некоторые благочестивые под влиянием любви к апостолу Петру так изъясняют это место, что будто апостол отрекся не от Бога, а от человека, и что смысл [его слов] такой: “Я не знаю человека, потому что знаю [Его как] Бога”. Насколько такое толкование легкомысленно, благоразумный читатель понимает: они так защищают апостола, что Бога представляют виновным во лжи. Действительно, ведь если апостол не отрекся, то Господь произнес ложь, когда сказал: “Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня”. Обрати внимание: Он говорит: “отречешься от Меня”, а не: “от человека” » 545 . – С другой стороны, прими мы истолкование, с которым не соглашается Иероним, то мы потерям ценность урока, который можем вынести из раскаяния апостола Петра, так сильно отличающегося от раскаяния Иуды. И далее мы читаем: Мф.26:73–74 . «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека». И далее мы читаем: Мф.26:74 . «И вдруг запел петух». Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Лука говорит, что Иисус воззрел на него ( Лк.22:61 ), то есть он не только отрекся, но и тогда, как пел петух, не вспомнил сам по себе, а надобно было, чтоб напомнил ему опять Учитель: взор служил ему вместо голоса. Так он был поражен страхом! Марк же повествует, что петух запел, когда Петр отрекся в первый раз; потом вторично запел, когда тот отрекся в третий раз ( Мк.14:68–72 ), – то есть, точнее, пересказывает о слабости ученика и об его оцепенении от ужаса; а Марк узнал об этом от учителя своего, так как был спутником Петра. Поэтому тем более надлежит удивляться ему, что он не только не скрыл падения учителя своего, но напротив. Потому-то яснее прочих и рассказал об этом, что был учеником » 546 . – Это и был стиль апостольский – ничего не скрывать о себе. Иногда грех или серьезная ошибка духовно великих людей обеспечивали им еще более высокий духовный рост и всегда создавали контраст между падением и восстанием. Сказано: «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» ( Лк.15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Иероним так истолковал смысл этих слов: «То же самое Он часто говорил ученикам, но так как в промежутках была речь о многих других предметах, то из памяти их могло ускользнуть то, что они слышали; поэтому собираясь войти в Иерусалим и повести с Собою туда апостолов, Он готовит их к искушению, чтобы они не соблазнились, когда наступит позорное мучение и крестная смерть» 142 . Святой Иероним называет смерть на кресте позорным мучением. И действительно, в те времена к подобной казни приговаривали беглых рабов, мятежных гладиаторов и детоубийц. Но Христос хочет взять на Себя не только проклятие наших грехов, но и позор наших преступлений. Слова: « Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть » – не могли не шокировать даже апостолов Господа Иисуса Христа. Это как, если вам, например, скажут, что патриарх и епископы замыслили убить вашего духовника. Вы не согласитесь с подобной нелепостью и решительно отвергнете ее. И вот апостолы услышали для себя нечто подобное, и даже более… Здесь становится более понятным, почему « Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников » и только их посвятил в эту тайну. Евфимий Зигабен пишет: «Говорит же с ними наедине, потому что не должно было знать об этом многим, чтобы они не соблазнились. Если ученики, слыша это, смущались, то гораздо более смущался бы народ» 143 . И далее мы читаем, что Христос говорит о Себе: «и предадут Его (то есть Христа. – О.С.) язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет » ( Мф.20:19 ). Этими словами Христос как бы постепенно раскрывает перед Своими учениками то, что они еще не могли уразуметь в полной мере. И Зигабен, ученый византийский монах, пишет: «Даже и ученикам вначале не говорил об этом определенно, но сначала – темно, а потом уже яснее. Теперь же, когда они привыкли к мысли о страдании, присоединяет и другие подробности: что и предадут Его язычникам, то есть воинам римского правителя Пилата, и что они будут ругаться над Ним, будут бить и распнут Его» 144 . То есть истина никогда не дается в полном объеме, ибо ее свет может и ослепить воспринимающего ее. Сказано: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» ( Притч.4:18 ). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не с самого начала открыл им сие, но когда они довольно уже видели опытов Его всемогущества, когда Он дал им великие обетования о жизни вечной, тогда только и притом не однажды, но часто среди чудодействий и наставлений говорит им о сем» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Иероним так истолковал смысл этих слов: « То же самое Он часто говорил ученикам, но так как в промежутках была речь о многих других предметах, то из памяти их могло ускользнуть то, что они слышали; поэтому собираясь войти в Иерусалим и повести с Собою туда апостолов, Он готовит их к искушению, чтобы они не соблазнились, когда наступит позорное мучение и крестная смерть ». Святой Иероним, называет смерть на кресте позорным мучение. И действительно, в те времена к подобной казни приговаривали беглых рабов, мятежных гладиаторов и детоубийц. Но Христос хочет взять на Себя не только проклятие наших грехов, но и позор наших преступлений. Слова: « Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть » не могли не шокировать даже апостолов Господа Иисуса Христа. Это, если вам, например, скажут, что патриарх и епископы замыслили убить вашего духовника. Вы не согласитесь с подобной нелепостью и решительно отвергнете ее. Но апостолы услышали для себя нечто подобное, и даже более… Здесь становится более понятным, почему « Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников », и только их посвятил в эту тайну. Ефимий Зигабен пишет: «Говорит же с ними наедине, потому что не должно было знать об этом многим, чтобы они не соблазнились. Если ученики, слыша это, смущались, то гораздо более смущался бы народ». И далее мы читаем, Христос говорит о Себе: « и предадут Его (т. е. Христа – О.С.) язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет » ( Мф.20:19 ). Этими словами, Христос, как бы постепенно раскрывает перед учениками своими, то, что они еще не могли уразуметь в полной мере. И Зигабен, ученый византийский монах, пишет: «Даже и ученикам вначале не говорил об этом определенно, но сначала – темно, а потом уже яснее. Теперь же, когда они привыкли к мысли о страдании, присоединяет и другие подробности: что и предадут Его язычникам, т. е. воинам римского правителя Пилата, и что они будут ругаться над Ним, будут бить и распнут Его». Т. е. истина никогда не дается в полном объеме, ибо ее свет может и ослепить воспринимающего ее. Сказано: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» ( Притч.4:18 ). Святитель Иоанн Златоуст пишет: « Не с самого начала открыл им сие, но когда они довольно уже видели опытов Его всемогущества, когда Он дал им великие обетования о жизни вечной, тогда только и притом не однажды, но часто среди чудодействий и наставлений говорит им о сем ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 12 Быт.12:4 . «Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана». Возникает неразрешимый вопрос: если Фара, отец Авраама, всё ещё находясь в земле Халдейской, в 70 лет родил Аврама, а затем умер в Харране в 205 лет, то каким образом теперь, после смерти Фары, упоминается, что, выходя из Харрана, Аврам был 75 лет, когда получается, что от рождения Аврама до смерти его отца прошло 135 лет? Таким образом, верно предание евреев, о котором я сказал выше, что Фара вышел со своими сыновьями из «огня халдейского» и что Аврам, находясь среди вавилонского огня за то, что не пожелал ему поклониться, был освобождён благодаря Божьей помощи; и с того времени, когда он исповедал Господа, презрев халдейских идолов, исчисляются дни его жизни и возраст. Но, поскольку Писание оставило это неопределённым, может оказаться, что Фара, выйдя из Халдеи, пришёл в Харран за несколько лет до смерти. Или он в действительности пришёл в Харран сразу после гонений и там задержался несколько дольше. Итак, если кто-либо не согласен с вышеизложенным, то пусть найдёт другое решение, и тогда ему будет прилично отвергнуть сказанное мной. Быт.12:9–10 . «И отправившись, Аврам ушёл в пустыню. И был голод на земле». И в этом, и во многих других местах взамен слова «пустыня» в еврейском тексте написано «к югу». Вот что нам следует здесь отметить. Быт.12:15–16 . «И увидели её вельможи фараоновы и похвалили её перед фараоном, и ввели её в дом фараонов; и он поступил с Аврамом хорошо ради неё; и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и мулы, и верблюды». Хотя тело святых жён оскверняется не насилием, а самопроизвольным стремлением, и Сару можно извинить за то, что во время голода, оставленная одна, оказавшаяся в незнакомых ей царских чертогах, при попустительству мужа она не могла сопротивляться, однако можно найти и другое извинение этому навлекающему позор вынужденному поступку. Согласно Книге Эсфири, у древних если какая-то женщина понравилась царю, то её сначала шесть месяцев натирали миртовым маслом и шесть месяцев украшали различными красящими веществами, и она жила, окружённая заботой служанок, и лишь затем вводилась к царю (ср.: Есф. 2, 12 ). И в данном случае может быть так, что Сара, после того как она понравилась царю, пока в течение года подготавливался её вход в царскую спальню, а фараон тем временем щедро одаривал Авраама, но затем был поражён Господом, – Сара вплоть до этого момента была сохраняема от сожительства с фараоном. Читать далее Источник: Еврейские вопросы на книгу Бытия/Иероним Стридонский. - Москва : Московская духовная акад. : Отчий дом, 2009. - 271 с - (Библейская экзегетика/Каф. библеистики Московской духовной акад.). ISBN 5-85280-159-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 13 Быт.13:1–3 . «И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним в пустыню. И был Аврам очень богат скотом, серебром и золотом. И он отправился в пустыню до самого Вефиля, откуда пришёл». Прекрасно сказано, что он, освободившись из Египта, поднялся. Но смысл этого стиха нарушает то, что следует далее: каким образом он, выходя из Египта, мог быть очень богат? Этот вопрос разрешается еврейской истиной, в которой написано: «Аврам, крайне обременённый ( βαρς σδρα)...», потому что он тяготился египетским грузом. И хотя это вроде бы богатство (скот, золото, серебро), однако, если это богатство египетское, то оно в тяжесть святому человеку. И, наконец, он отправился не в пустыню до самого Вефиля, откуда пришёл (как написано у Семидесяти), а «отправился своим путём через юг до Вефиля» (как написано в еврейском тексте). Поэтому он вышел из Египта не для того, чтобы пойти в пустыню, которую он уже покинул вместе с Египтом, а для того, чтобы через юг (Австр), противоположный северу (Аквилону), прийти к дому Божьему, где находился его шатёр между Вефилем и Гаем. Быт.13:13 . «Жители Содома были очень злыми и грешными перед Богом». В переводе Семидесяти здесь излишне добавлено «перед Богом», поскольку жители Содома были злыми и грешными и перед людьми. А грешником перед Богом называется тот, кто перед людьми может казаться праведным. А вот о Захарии и Елизавете, в похвале им, говорится, что они были оба праведны перед Богом ( Лк. 1, 6 ). И в Псалтири сказано: «Не оправдается перед Тобой всякий живущий» ( Пс. 142, 2 ). Быт.13:14–15 . «Подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты стоишь, на север, на юг, на восток и к морю, потому что всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему семени». Перечислены четыре страны света: восток, запад, север и юг. О том, что встретишь на протяжении всего Писания, достаточно сказать здесь один раз: слово «море» всегда употребляется в значении «запад», потому что палестинская область расположена так, что море находится на западе. Читать далее Источник: Еврейские вопросы на книгу Бытия/Иероним Стридонский. - Москва : Московская духовная акад. : Отчий дом, 2009. - 271 с - (Библейская экзегетика/Каф. библеистики Московской духовной акад.). ISBN 5-85280-159-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 38 Быт.38:5 . «И ещё родила сына и назвала его именем Селом. А находилась она в Хазби, когда родила его». Здесь стоит еврейский глагол, а не название места (Хазби). Акила перевёл это так (слова «Хазби» у него нет): «И назвала его именем Селом. И случилось, что она солгала в рождении после того, как родила Селома». Это означает, что, родив Селома, она перестала рожать. Таким образом, словом Хазби называется не некоторое место, а ложь. Поэтому и написано в другом месте Писания: «Солжёт дело маслины» ( Авв. 3, 17 ), то есть маслина не будет давать плода. Быт.38:12 . «Иуда, утешившись, поднялся в Фамну к стригущим его овец, сам и Хира Одолламитянин, его пастух». Вместо «пастух» по-еврейски читаем «друг». Однако данное слово можно понять двояко, потому что оба существительных пишутся одними и теми же буквами, но «друг» читается ree ( ), а пастух – roe ( ). Быт.38:14 . «И села у ворот Енама, что на дороге в Фамну». Еврейское слово enaim ( ) переводится как «глаза». Следовательно, это не название места, но смысл таков: она села у дорожной развилки или у перекрёстка, где путник должен внимательнее смотреть, по какой дороге идти дальше. Быт.38:26 . «Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Селому, сыну моему». В еврейском тексте стоит: «_она оправдана из-за меня», потому что, конечно, она не была праведна, но по сравнению со своим свёкром совершила меньший грех . Ведь она вовсе не к ветреной распущенности стремилась, а искала способа продления рода. Быт.38:29 . «И вот, вышел брат его. И она сказала: почему расторглась ради тебя преграда? И назвала его именем Фарес». Вместо «преграды» Акила и Симмах перевели «разделение», что по-еврейски звучит как phares ( ). От того, что он разорвал оболочку последа, он получил имя «разделение». Поэтому и фарисеи, которые якобы в силу своей праведности отделяли себя от народа, назывались «отделённые». Быт.38:30 . «Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И она назвала его именем Зара». Это имя переводится как «восток», то ли потому, что он появился первым, то ли потому, что от него родились многие праведники, как сказано в Книге Паралипоменон ( 1Пар. 2 и далее). Читать далее Источник: Еврейские вопросы на книгу Бытия/Иероним Стридонский. - Москва : Московская духовная акад. : Отчий дом, 2009. - 271 с - (Библейская экзегетика/Каф. библеистики Московской духовной акад.). ISBN 5-85280-159-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Е. Зигабен в толковании этого места 51-го псалма приводит слова блаженного Феодорита Кирского , который говорит об уповании на Бога и в нынешней, и в будущей бесконечной жизни. И сам Е. Зигабен, составивший свои толкования на основании писаний множества святых отцов, изъясняет это место так же: «... надеюсь на милость Божию не в настоящем только веке, но и в будущем» 43 . Итак, в этом месте Священного Писания однозначно говорится о желании Давида уповать на милость Божию бесконечно, и это означают слова во веки веков. 3 . Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней ( Ис. 34, 8–10 ). В греческом тексте Септуагинты вместо во веки веков здесь стоит: ες χρ νον πολν – на долгое время. Это неточность русского перевода, и поэтому это место Писания мы исключаем из рассмотрения. Но небезынтересно обратить внимание на другое слово в этом месте Писания: вечно будет восходить дым ее. В греческом тексте стоит ες τν ανα χρ νον – в вечное время. Это выражение по смыслу уже можно назвать обозначающим бесконечность. Рассмотрим, как понимали это место святые отцы. Блаженный Иероним, толкуя эту главу, на предваряющие стихи 1–7 пишет: «После разрушения Иерусалима... говорится о погибели всех племен и кончине мира, которая будет в день суда 44 ... чтобы после наказания демонов были судимы также души людей» 45 . Далее, на приведенные нами стихи, начиная с 8-го: «То, что, как мы сказали, было предречено об Иерусалиме и что, по мнению иудеев, было сказано о римском государстве, некоторые относят ко вселенной, чтобы не казалось разногласящим с предшествующим» 46 . Блаженный Иероним полагает, что в этом месте Писания говорится не только о временных событиях земной истории, но и о Страшном Суде и наказаниях во вневременной вечности. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Хотя он и изображает тягчайшее бедствие идумеев, однако, многие полагали, что это сказано о последнем суде, потому что, говорят, здесь – смола и сера и вечное наказание, так как он прибавляет: не угаснет в вечное время, ни днем, ни ночью» 47 . Как мы видим, Златоуст выражение в вечное время ( ες τν ανα χρ νον) понимает здесь в смысле бесконечности, так как наказание неугасающее: «не угаснет в вечное время, ни днем ни ночью» (выражение ни днем ни ночью мы также рассмотрим ниже). И именно из-за этих слов он относит описанное в этом отрывке Писания не только к временным событиям в Палестине, но и к последнему Суду и вневременной вечности. Поэтому пророк Исайя, по Златоусту, здесь говорит, что смола и сера и вечное наказание не угаснет в вечное время, то есть наказание никогда не закончится.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

е. южных; ибо Я возвращу плен их, говорит Господь. Хотя буквально в образе это исполнилось после возвращения от Халдеев, когда, по повелению царя Кира, народ возвратился в Иудею; но духовно, истиннее и полнее исполняется во Христе и апостолах. Тогда и люди и скоты возвращены в Церковь , по оному написанному: человека и скоты спасеши Господи, – разумных и простецов. Тогда и поля были куплены за деньги, чтобы мы творили себе друзей от маммоны неправедной, дабы они приняли нас в вечные кровы (Лук. гл. 16). И записаны в книге, – без сомнения живых. И приложена печать знамени Господня Креста и победы, и приглашены свидетели, – мученики и весь лик святых. В земле Вениаминовой, где есть сила Господня, и в окрестностях Иерусалима, в котором видение мира и вечная безопасность. В городах Иуды, в которых истинное исповедание Христа; и в городах нагорных, из коих об одном говорится; не может граду крытися верху гори стоя (Мат. гл. 5). И в городах низменных, которые по-еврейски называются Sephela, чтобы из пропастей и низменностей равниною полей мы восходили к высочайшему. И в городах южных, что LXX перевели Nageb, – где полдень и полный свет истины. Когда же все это совершится, то исполнится написанное: возвращу плен их, говорит Господь, плен, о котором написано: восшед на высоту пленил еси плен, и приял или, как говорит апостол, даде даяния человеком ( Пс. 67, 19 . Еф. 4, 8 ). 17 1 Бл.Иероним называет пророка Иеремию евангельским мужем потому, как объясняет в предисловии к переводу книги пр.Иеремии, что он был девственник, «sua virginitate Euangelieum virum Ecclesiae dedieavit» 4 При допросе старейшин, когда один из них показал, будто видел Сусанну под мастиковым деревом (σχνος), Даниил сказал: «ангел Божий разсечет тебя“ (σχσει), а другому, утверждавшему, что видел ее под ясеныо (πρνος), сказал, что ангел Божий с мечем ждет, чтобы разрубить тебя (πρσαι). Дан. 13, 54–59 5 Передаем произношение еврейских слов так, как оно выражено латинскими буквами самим Иеронимом. Возможно, что он именно так и произносил ис и исса, а не иш и иша как говорят теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010