Далее мы читаем: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5: 25–26). Блаженный Иероним пишет: «Господь и Спаситель наш, пока мы живем в этой жизни, увещевает нас к миру и согласию, соответственно чему и апостолы говорят: “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим. 12: 18)» 19 . Иероним подсказывает, ссылаясь на апостола Павла, что мир надо иметь, «если возможно». То есть когда невозможно иметь мир, тогда надо и воевать. Но при этом надо помнить, что мир предпочтительнее войны. Но не такой мир, конечно, который делает нас врагами Богу. Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). Следовательно, и здесь само слово «мир» означает именно мир с Богом, то есть не враждебное отношение к Его Святому Закону. Такого мира не знают современные политиканы. Они противопоставляют Закону Божию свои конституции, уголовные и гражданские кодексы. Узурпаторы приоритетов (власти) Бога, они последуют первому диссиденту и узурпатору диаволу. Сатана был первый, который вознамерился секуляризировать вселенную, обмирщвлять ее, отторгать ее из рук Создателя. «Живите мирно и с врагами, однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими» Мириться с соперником не означает заключать перемирие с диаволом и его слугами. Он, сатана, наш главный соперник! Мириться с соперником означает искать мир среди своих прежде всего и «чужих», если последнее возможно, если этот мир не ставит нас в противоречивое соотношение с волей Бога. В противном случае мы должны оставлять за собою право и на конфликт, войну со злом. Блаженный Феофилакт поясняет, что мир с диаволом совершенно невозможен, а далее он пишет: «Но ты разумей, что Господь говорит это о здешних соперниках, научая не судиться и не переставать делать дела Божии. Если тебя и обидят, – говорит, – не входи в суд, но помирись на пути, чтобы, при представлении соперником сильного оправдания, не потерпеть тебе чего-либо худшего». Преподобный Феодосий Киево-Печерский учил: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими; свой враг тебе тот будет, кто убил бы перед твоими очами твоего сына или брата; прости ему все; но Божии враги – жиды, еретики, держащие кривую веру…».

http://pravoslavie.ru/94858.html

Далее сказано: «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» ( Мф.12:25 ). Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Толпы народа приходили в изумление и исповедали, что Совершавший такие знамения есть Сын Давидов; а фарисеи приписывали дела Божии вождю бесов. Господь и отвечает им не на слова их, а на помыслы, чтобы хоть таким образом они были побуждены к вере в Того, Который созерцал тайники сердца» . О, чудо Божественной Любви! Сын Божий Духом Святым провидит помышления их сердец. И, несмотря на их отдаление от Него, Он видит их помыслы и слышит их слова. А чудо Божественной Любви заключается в том, что, зря их хулу на Духа Божия, Он продолжает искать для них покаяния, громким гласом стремясь достигнуть их слуха. Далее Он подсказывает им, в какие удивительные времена они живут. Он восклицает: Мф.12:26 . «И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?». Блаженный Иероним дает нам следующее истолкование данного стиха: «Итак, если сатана восстает против самого себя и если демон является врагом демонов, то должна уже наступить кончина мира, так что в нем уже не имеют места враждебные силы, вражда которых между собой есть мир для людей» . То есть, если силы зла стали целить людей и изгонять из них бесов, то, наверное, наступил конец света, когда все и вся подчинится Богу Отцу, и ничто не сможет Ему воспротивиться. Как и сказано: «Ибо Ему (то есть Сыну Божию – О.С.) надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его (под ноги Бога Отца – О.С.). Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что, кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:25–28 ). То есть, когда закончится Царство Благодати – это время, в которое мы с вами живем, когда призыв к покаянию может быть услышан каждым, – наступит время Страшного Суда, где никто уже не сможет примириться с Богом. По окончании Суда наступает Царство Славы, когда всё, и даже Сын Божий, покорится Богу Отцу. Как мы и прочитали: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И в наше время люди других вер, принимая Православие, становятся ревностными последователями Христа, а рожденные в православных семьях живут хуже язычников. Я был в Индии и наблюдал тамошних язычников: они почитают своих родителей, ведут трезвый образ жизни, преступность там не такая, как у нас. Так было и в древности, так и сейчас! Сходите в Москве на собрания православных татар: вы будете поражены их ревностью о Боге и о Православии! Так что «пришельцы» в истинную религию могут духовно опередить коренных (по происхождению) верующих. Блаженный Иероним Стридонский в этом смысле и толкует эти слова: «Царица южная осудит народ иудейский таким же образом, как ниневитяне осудят неверного Израиля. А это есть та царица Саба [Савская], о которой мы читаем в свитке Царств и Паралипоменон; она, несмотря на столь многие трудности, оставив свой народ и царство, пришла в Иудею, чтобы послушать премудрость Соломона и принесла ему многие подарки. Впрочем, под именем Ниневии и царицы Саба прикровенно предпочитается вера язычников вере народа израильского» . Как такое может быть, что образ жизни язычников и их открытость к проповеди единобожия предпочитается вере народа израильского? Им много было дано, но о многом и спросится. Феофилакт пишет об иудеях: «Осуждены будете, потому, что вы выросли с пророками, видели знамения и чудеса и, несмотря на то, не поверили» . Далее мы переходим к теме, обозначенной нами, как «Возвращение нечистого духа». Сын Божий продолжает Свое наставление верующим. Он говорит: Мф.12:43–44 . «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным». Блаженный Иероним дает такое истолкование: «Нечистый дух вышел из иудеев, когда они приняли закон, и бродил по безводной пустыне, ища себе успокоения, – именно: изгнанный из среды иудеев, он скитался по пустыне народов языческих; когда же последние потом уверовали Господу, он, не находя себе места у других народов, сказал: ″Возвращусь в дом мой, откуда я вышел″. – То есть пойду к иудеям, которых прежде оставил» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем: Мф.17:6 . «И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались». Страх сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Мы боимся потерять работу, боимся потерять здоровье, боимся за своих детей и внуков; мы боимся и своих собственных прежде содеянных грехов – что они достанут нас и нанесут предательский удар в спину. Но все эти страхи не имеют смысла, кроме одного страха, – страха Божия, – что означает испытывать ужас, панику и страх что мы, хоть как-то, можем нарушить волю возлюбленного Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И далее мы видим, как одно Его прикосновение – как знак милости и прощения – меняет всё, и мы, некогда мертвые по преступлениям, оживотворяемся со Христом, спасаемся Его благодатью, и вместе с Ним входим в вечность ( Еф.2:4–6 ). Но прежде попытаемся понять причину страха самих апостолов. Блаженный Иероним Стридонский так объясняет причину их страха: «Они подверглись страху по троякой причине: или потому, что познали свое заблуждение, или потому, что светлое облако осенило их, или потому, что услышали голос говорящего Бога Отца, ибо человеческая немощь (fragilitas=хрупкость, ломкость) не может выдержать созерцания высшей славы и с потрясенным духом и телом припадает к земле. Насколько больше кто-либо ищет высшего, настолько больше он повергается в низшие области, если не узнает меры сил своих» 12 . И далее сказано: Мф.17:7 . «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь». Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Так как они лежали на земле и не могли встать, то Он Сам милостиво нисходит к ним и прикасается к ним, чтобы прикосновением отогнать страх и чтобы укрепились ослабленные члены [их]… Первоначально отгоняется страх, чтобы потом подать наставление» 13 . И далее мы читаем: Мф.17:8–9 . «Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». В самих этих словах: « Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса », – глубокий мистический смысл; теперь для них и для всех последующих поколений христиан «Иисус» – это имя и будет единственной хоругвей спасения. И именно об этом новом имени Бога они скажут: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем: Мф.20:2 . «и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой». Сир.17:26 . «День», отведенный каждому работнику, – это человеческий век, динарий – предназначенная награда, уготованная каждому человеку от сотворения мира. Сказано: «По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их». То есть Бог разделил времена и периоды как для отдельно взятого человека, так и для целых народов, и для всего человечества в плане Своего домостроительства. Сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» ( Деян.17:26 ). В рассматриваемом повествовании (притче) мы видим пять периодов-призывов ( Мф.20:1, 3, 5–6 ), которые указывают и на пять заветов, заключенных Богом с человечеством. Первый завет был заключен с Адамом, второй – с Ноем, третий – с Авраамом, четвертый – с Моисеем, и пятый, он же и последний, – Новый Завет (Евангелие). Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Есть такие, которые объясняют эту притчу… Они представляют (volunt), что в первый час посланы были в виноградник Адам и другие патриархи до Ноя, в третий час – сам Ной [и другие] до Авраама и данного ему обрезания; в шестой час – от Авраама до Моисея, когда дан Закон ; в девятый – Моисей и пророки; в одиннадцатый – апостолы и народы языческие, которым все завидуют » 132 . Можно отнести число пять и к разным возрастным периодам в жизни человека. Тот же блаженный Иероним пишет: «Мне кажется, что делатели первого часа Самуил и Иеремия, и Креститель, которые вместе с Псалмопевцем могут сказать: “…от чрева матери моей Ты – Бог мой” ( Пс.21:11 ). А делатели третьего часа  – это те, которые начали служить Богу с юношеского возраста (a pubertate); делатели шестого часа это те, которые взяли на себя иго Христово в зрелом возрасте, а девятого – те, которые [начали] в возрасте, склоняющемся к старости. Затем делатели одиннадцатого часа это те, которые [начали] в глубокой старости. И, однако, все получили одинаковую награду, хотя труд их был различен » 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем: Мф.26:29 . «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». Святитель Иоанн Златоуст так истолковал этот стих: «Так как Он беседовал с учениками о страдании и Кресте, то опять говорит и о Воскресении, упоминает о Царстве, называя таким образом Свое Воскресение » 511 . – Это означает, что и мы переживаем воскресение первое, когда, обращаясь из неверия в веру, обретаем гражданство Небесного Царствия, еще оставаясь на земле (см. Еф.2:19 ). Блаженный Иероним Стридонский соглашается с Златоустом и пишет: «Царство Отца, по моему мнению, есть вера верующих, – это же самое утверждает также и апостол [евангелист]: “Царствие Божие внутрь вас есть” ( Лк.17:21 ) » 512 . Признавая власть Бога над собою, мы уже переходим под Его управление и становимся причастными Его суверенному теократическому господству. И хотя за нами и сохраняется гражданство земное, мы более подчиняемся воле Божественной и надмирной. Таким образом, Причастие на земле – уже есть участие в мессианском Небесном пире. И далее мы читаем: Мф.26:30 . «И, воспев, пошли на гору Елеонскую». Истолковывая слова « и, воспев », блаженный Иероним пишет: «По этому примеру Спасителя насытившийся Его Хлебом и вкусивший в изобилии Его Чаши может восхвалить Господа и вступить на Масличную гору (то есть подняться на духовную высоту. – О.С.) , на которой обретается успокоение от трудов, утешение в скорби и познание истинного света » 513 . – Иными словами, подлинную радость и отдохновение мы обретаем в общении со Христом, через Святые Дары Его Тела и Крови, – это и есть подлинный источник богопознания, о котором сказано: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис.12:3 ); и еще: «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» ( Ис.58:11 ). Святитель Иоанн Златоуст предлагает каждую трапезу, и не только литургическую, оканчивать духовным пением, он пишет: «Да слышат все те, которые, подобно свиньям, принимая пищу без молитвы, попирают чувственную трапезу и встают от нее опьянелыми, тогда как должно оканчивать ее с благодарностью и пением» 514 . Сказано: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф.5:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее сказано: Мф.26:18–19 . «Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал слова « пойдите в город к такому-то »: «Новозаветное Писание сохраняет обычай Ветхого завета. Часто мы читаем: “Он сказал ему… на месте оном… и оном”, что по-еврейски выражается словами: , и при этом не называется имя ни лиц, ни мест… Имена этих лиц опущены для того, чтобы всем, которые собираются совершить Пасху, была предоставлена полная свобода отпраздновать » 503 . – То есть не смотрели на имя человека, его происхождение и социальный статус. Слова: « Учитель говорит: время Мое близко » – должны были означать, что хозяин был знаком Господу Иисусу и был посвящен в тайну Его скорой смерти. Святитель Иоанн Златоуст подтверждает это, он пишет: «…еще другие слова: “Время Мое близко”. Это делал Он для того, чтобы, с одной стороны, чрез непрестанное напоминание и частое предсказание ученикам о страдании приучить их к бестрепетному размышлению о будущем, с другой – чтобы показать как самим ученикам, так и принимающему их и всем иудеям, как я часто говорил, что Он не непроизвольно идет на страдание» 504 . И далее мы читаем: Мф.26:20 . «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками». Блаженный Иероним, обращая внимание на то, что все 12 апостолов с Иисусом, пишет: «Иуда во всем поступает так, чтобы отклонить от себя подозрение в предательстве» 505 . – О таких апостол Иоанн Богослов писал: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ). И действительно, Иуда во время Тайной вечери вышел, оставив пасхальную трапезу, и к нему применимы слова пророка и псалмопевца Давида, сказавшего: «Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» ( Пс.1:4–6 ). 

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И мы читаем далее: Мф.10:42 . «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Но кто-нибудь (alius) может привести себе такое оправдание: ″Я встречаю препятствия в бедности своей, недостаток меня удерживает от того, чтобы быть гостеприимным ″ . Однако и такое оправдание Господь устранил весьма легко исполнимой заповедью, чтобы мы от всей души подавали чашу холодной воды» . Здесь Иероним говорит о том, что любая милостыня – есть милостыня, даже та, которая дается от крайней скудости и нищеты. Впрочем, может быть, только таковая и есть только милостыня. Ибо тот, кто дает от великого достатка, похоже, не дает ничего. Скорее всего, он своей «благотворительностью» покупает себе расположение людей для одному ему известных целей. Похоже, что подлинно духовно богатым может быть только бедный человек. Впрочем, не всегда бедность приносит человеку благословение, равно как и богатый не всегда может восприниматься погибшим. Нищий спасается смирением, а богатый – обнищанием. В Книге Притч.есть такая мольба: «суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: ″кто Господь?″ и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч.30:8–9 ).  Здесь мы видим, что есть крайности и в жизни богатого, равно как и в жизни бедного человека. Блаженный Феофилакт пишет: « Впрочем, чашу студеной воды подает и тот, кто вразумляет человека, пылающего огнем гнева и похотей, и соделывает его учеником Христовым: и сей, конечно, не потеряет награды своей» . Действительно! Накормить желудок и напитать душу – разные дела. Конечно, иногда путь к душе человека лежит через его желудок. Сказано: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: ″идите с миром, грейтесь и питайтесь″, но не даст им потребного для тела: что пользы?» ( Иак.2:15–16 ). Но при этом нельзя, проявив заботу о плоти, не позаботится и о душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И так мы устанавливаем, что спасительная вера в Воскресение Христово заключается в том, что мы веруем в то, что Бог, воскресив Своего Сына, этим самым и засвидетельствовал, что принял Его искупительную Жертву. И это значит, что Мир с Богом восстановлен, и наши грехи прощены силой Крови Агнца Божия. И далее мы читаем: Мф.28:3–4 . «вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» . Этот стих и есть Евангельское свидетельство, что третий день просиял « как молния » в чуде воскресшего Господа. И была « одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет » – от столь великого Света. Блаженный Иероним говорит о Христе, «что Он – Сын Божий: скрывающееся солнце » 602 . И далее мы читаем: Мф.28:5–7 . «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» . Ангельская весть здесь содержит три призыва: « не бойтесь », « Он воскрес » и « скажите ученикам Его, что Он воскрес ». Жены-мироносицы с пасхальной радостью поспешили исполнить это поручение и сообщили апостолам, « что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите ». Но, по древнему преданию, когда жены-мироносицы вошли в Сионскую горницу и огласили ее радостным приветствием: «Христос воскресе!», в ответ им было сомневающееся молчание апостолов. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Стража, потрясенная страхом, лежала без движения, подобно мертвым, и однако Ангел обращается с утешением не к ней, а к женщинам: “Не бойтесь”. Они, говорит, боятся; в тех, которые остаются в неверии, продолжается страх. А вы, ищущие Иисуса распятого, узнайте, что Он воскрес и исполнил обещание » 603 . Страх смерти преследует человека на протяжении всей его жизни, ибо умирают молодые и старые, богатые и бедные, верующие и неверующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ис.41:15 . Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. Ис.41:16 . Ты будешь веять их, и ветер раз­несет их, и вихрь раз­веет их; а ты воз­радуешься о Го­с­по­де, будешь хвалиться Святым Израилевым. Вот, Я сделал тебя острым молотилом... ты будешь... растирать горы и холмы и сделаешь их, как мякину. Ты будешь веять их и ветер разнесет их». В приложении к историческому Израилю это опять будет значительной гиперболой, действительное зерно которой можно усматривать только в той религиозно-культурной миссии, которую осуществлял народ еврейский в древнем мире, волей или неволей жил среди других народов, где он подтачивал, подобно червю, корни язычества и содействовал торжеству истинного богопознания. Наглядный пример такого благотворного воздействия сынов Израиля на представителей язычества дает история пророка Даниила ( Дан.3:96 ; Дан.6:26 ; Дан.14:1–42 ). Но в полной мере все это должно быть отнесено к духовному Израилю и чудесному действию Евангельской проповеди, или Слова Божия, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» ( Евр.4:12 ), как это прекрасно выясняет и блаженный Иероним. «Я сделал тебя молотильнею новою, имеющей острия зубчатые» означает то, говорит он: «что проповедь евангельская сокрушит противные силы и духовную испорченность, восстающую на разум Божий, каковые, по различию превозношения, называются горами и холмами. И когда они будут унесены и развеяны вихрем, то будет ликовать и радоваться Израиль о Господе Святом Израильском» (Блаженный Иероним). Ис.41:17–20 . Этот отдел почти вовсе невозможно приспособить к историческому Израилю, так как он говорит о каком-то особом, исключительном благоденствии Израиля, каким он никогда, после этого пророчества, не пользовался и какое имеет скорее нравственный, чем материальный характер. Допуская все же некоторый возможный minimum отношения этого пророчества и к историческому Израилю, мы можем найти здесь ту общую мысль, что в судьбе израильского народа, находящегося теперь в самом бедственной и стесненном положении («бедный», «нищий», «жаждущий путник в безводной пустыне»), со временем произойдет улучшение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010