Й. А. Я. проводил политику открытых и жестких репрессий против потенциальных противников, к числу к-рых он относил христиан, в первую очередь единоверных Аксуму монофизитов. В химьяритской столице Зафаре он сжег церковь и ок. 500 находившихся в ней аксумитов. Затем он направил войска под командованием представителя рода зу Язан Шарахила Якбула (  ) на красноморское побережье (Тихаму). В ходе проводившихся операций, подробности к-рых известны лишь из сабейских надписей, была, в частности, сожжена церковь в портовом г. Моха (    ), общее число убитых превысило 12 тыс. чел., в плен было взято 11 тыс. чел., в качестве добычи уведены верблюды, крупный и мелкий рогатый скот, всего 290 тыс. животных. Преследованиям подверглись христиане прежней сабейской столицы Мариба и обл. Хадрамаут, но особо сильными были гонения на христиан оазиса Награн , который Шарахил Якбул осаждал с июня по кон. нояб. 523 г. Награнцы поверили Й. А. Я., который обещал им пощаду в случае сдачи, но впоследствии для сохранения жизни он потребовал отречения от христианства. После пыток и издевательств ок. 5 тыс. местных христиан, включая женщин, детей и стариков, были преданы смерти (см. статьи Арефа , Награнские мученики ). Дополнительным стимулом для расправы над награнскими христианами стал уровень достатка значительной их части, участвовавшей в трансаравийской караванной торговле; все имущество казненных досталось царю и его подручным. По-видимому, гонения не затронули несториан, придерживавшихся, как и Й. А. Я., проиранской ориентации. Не только монофизитский мир, но и правосл. Византия была потрясена столь чудовищным насилием над тысячами христиан. Имп. Юстин I и высшие иерархи восточнохрист. Церквей обратились к аксумскому царю Калебу Элла Ацбэхе (см. Елезвой ) с просьбой покарать иудея-узурпатора. Й. А. Я. попытался склонить лахмидского царя Мунзира III также начать гонения на христиан в своем гос-ве, но столкнулся с резкой оппозицией союзных Лахмидам представителей араб. племенной знати, исповедовавшей христианство.

http://pravenc.ru/text/1238031.html

Таким образом, предстоя Божественной Евхаристии, мы радуемся радостью неизреченной, которая омывает душевную скверну. «Господь для того и стал Человеком, чтобы принести Жертву, могущую нас очистить» (1, t. 63, col. 47), Жертву, могущую умиротворить расстоящееся, соединить Небо и землю, примирить человека с Богом, с братом своим и с самим собой». «Ты приступаешь к Жертве страшной и святой. Устыдись дела сего приношения: закланный предлежит Христос. И чего ради Он заклан и почему? Дабы умиротворить то, что на Небе и на земле, дабы тебя соделать другом Ангелов, дабы примирить тебя с Богом всяческих, дабы из врага и противника сделать тебя другом... Ради мира к брату твоему Жертва сия» (1, t. 49, col. 381–382). Благодаря Голгофской Жертве мы, будучи врагами... примирились с Богом ( Рим. 5:10 ). Однако речь идет не о простом восстановлении отношений между Богом и людьми. Речь идет о полноте жизни. Живоносная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяя яко в начале, в четыри Евангелия, мир орошая, тварь веселя, и языки верно научая покланятися Царствию Твоему (тропарь Блаженн, на утрене Великого Пятка). Даже то, чего не претерпел на Кресте Господь, то есть сокрушение костей, содержится в Таинстве, «да все исполнит» (1, t. 61, col. 200), «дабы мы стали сотелесными Ему» (1, t. 60, col. 477). Троическое Богоявление Совершаемая Церковью Евхаристическая Жертва является обобщением понятия Таинства Божественного Домостроительства и залогом постоянного присутствия этого Таинства в Церкви. Дело Божественного Домостроительства является делом Пресвятой Троицы; как говорит святой отец, «все принадлежащее Троице нераздельно» (1, t. 61, col. 608). «Где присутствует одна Ипостась Святой Троицы, там присутствует вся Троица, ибо нерасторжимо Она существует в Самой Себе и пребывает в единстве» (1, t. 60, col. 519). Сын и Слово стал плотью и вселился в нас, Отец благоволит тому, и Дух Святой содействовал Сыну с момента девственного и непорочного зачатия Его во утробе Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(а не с Христос воскресе...). Примечание 2. В послед. нед. Антипасхи, Тип., л. 359, сказано: «начинаются отднесь литии, сиречь, исхождения в притвор и Оглашения... Феодора Студита , в них же поем Слава, и ныне, стихиру евангельскую... Внемли, яко литии в притворе прежде 1 часа бывают и Оглашения Студитова. Потом час 1-й прочее обычно и совершенный отпуст». В этих выражениях содержатся такия мысли: 1) Прерванные на время выходы в притвор по воскресным дням для чтения Оглашений Студитовых и 1 часа (в последний раз были в нед. Ваий), а по седмичным для пения литии по усопшим (они прекратились с Великого четверга) с нынешняго дня, т. е. с недели Антипасхи снова начинаются. 2) Когда бывает чтение Оглашений (а оно бывает по воскресным дням), то в притворе сначала произносятся Оглашения Студитовы и поется тропарь Феодору Студиту , а потом уже читается 1 час (между тем, в седмичные, непраздничные дни раньше читается 1 час и притом во храме, а затем уже бывает выход в притвор и в нем пение литии о усопших). Часы перед литургией поются обыкновенные и трехпсалмные. Петь их полагается в притворе. Часы следует начинать так: Благословен Бог... Аминь. Христос воскресе... 3. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся... 3. Три псалма 3 часа, и т. Д На всех часах – тропарь и кондак праздника. Тропарь праздника. Слава святого. Кондаки – попеременно: на 3 час – святого, на 6 – праздника, на 9 – святого. Литургия Златоустого. От недели Антипасхи до отдания Пасхи начало литургии бывает такое: Благослови, владыко. Благословенно царство... Тропарь: Христос воскресе... 3. Ектения великая. После великой ектении поются изобразительные псалмы. Для блаженн в неделю Антипасхи берутся 3 и 6 песни канона праздника, обе на 8. Блаженна праздника, т.е. нед. Антипасхи, из канона песнь 3 на 4 и из канона святого песнь 6 на 4. По входе – тропарь: Запечатану гробу... Слава, и ныне, кондак: Любопытною десницею... Тропарь праздника и святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Естественно, что при такой календарной вариативности Минеи IX–XII вв. характеризует и разнообразие состава песнопений. Их изучение показало, что если каноны Космы вошли в поздние “иерусалимские” Минеи в полном объёме, то Иоанна и Андрея — лишь частично. Более же всего пострадали каноны одарённого песнописца святого Патриарха Германа (†730 или 742). В синайских Минеях IX–XII вв. обнаружено 18 его неизданных канонов, выпавших из книги в процессе унификации. Унификация Минеи происходила в соответствии с уставным предписанием (XI в.): “если в Минее на память какого-либо святого содержатся каноны разных песнописцев, то предпочтение отдаётся канону кир Космы. Если есть канон кир Иоанна и другого песнописца, то — Иоанна, если кир Феофана и других, то кир Феофана. А если же есть канон Иосифа, то он предпочитается всем остальным”. Так, в Минее XII в. Ath. Vatop. Gr. 218 помещено 27 канонов Иосифа, 22 — Феофана, 5 — анонимных, 1 — Иоанна. Каноны Иосифа, составленные в отличие от ярких и технически неоднородных канонов VII–VIII вв. по единообраз­ной схеме, как нельзя лучше отвечали задаче унификации. В результате из византийского богослужения выпали многие службы. При сравнении Минеи Sinait. Gr. 607 (IX–X вв.) c печатными греческими и славянскими книгами на март-апрель оказалось, что только 10 служб из 61 в издания вошли в полном составе. А из вышеназванных 107 мартовских и 102 апрельских в “иерусалимские” рукописные, а затем и печатные Минеи вошли 32 мартовских и 33 апрельских службы. Попытка собрать утерянные памяти была предпринята в стишных прологах, которые помещались после 6-й песни канона, например, в январской Минее ГИМ. Син. Греч. 331 (XIV в.) или в печатных Минеях, изданных в Венеции, где на каждый день указано до десяти памятей святых, при этом только одна-две имели особую службу, все остальные — краткий стишной пролог. Структура Миней IX–XII вв. Синайские Минеи IX–XII вв. содержали седален, три стихиры и канон. В целом они унаследовали структуру Тропология, приспособленную к порядку богослужения, с той разницей, что в начале служб поместили седальны, особые для каждого святого (что нарушало строгое следование богослужения), а в песни канонов вставили богородичны. На большие праздники объём гимнографии в Минеях, как и в Тропологии, увеличивался за счёт тропаря, стихир стиховны, стихир на “Хвалитех”, кондака, икоса, с XI–XII в. — эксапостилария, иногда праздничных блаженн и молебного канона.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

В. с. в современной греческой практике Согласно Типикону протопсалта Георгия Виолакиса, общепринятому в греч. приходской практике, вечерня и литургия В. с. также отделены от паннихис. Утреня и вечерня В. с. могут совершаться как вместе утром, так и раздельно (как в рус. практике). Утром перед службой (утреней или вечерней) вычитываются целиком непорочны (без припевов) и 12 из 15 паремий вечерни В. с. (т. о., на самой вечерне читаются лишь 3). Утреня имеет следующий порядок: обычное начало; тропари двупсалмия; шестопсалмие; мирная ектения, «Бог Господь» с тропарями, после к-рых сразу следует малая ектения и седален (тот, что должен петься по непорочных); Пс 50; канон (на 6), после 9-й песни к-рого поются на 3 статии припевы-похвалы В. с. (без непорочных, вычитанных заранее); «Свят Господь»; хвалитные псалмы и стихиры, во время к-рых совершается лобзание плащаницы; великое славословие и шествие с Евангелием и плащаницей вокруг храма во время Трисвятого; возложение плащаницы на св. престол, тропари В. с. (все 3) и каждение плащаницы; служба чтений; ектении и отпуст. Если и утреня, и вечерня с литургией служатся с утра, сразу после отпуста произносится возглас «Благословенно Царство» и начинается вечерня. Порядок вечерни: Пс 103; мирная ектения; «Господи, воззвах» и стихиры; вход; «Свете тихий»; 3 паремии (1, 4 и 15-я из 15 с песнью вавилонских отроков в последней). «Не рыдай Мене, Мати» Икона. 70-е гг. XVI в. (ГМЗК) «Не рыдай Мене, Мати» Икона. 70-е гг. XVI в. (ГМЗК) Сразу следуют малая ектения и, начиная с «Елицы во Христа», литургия свт. Василия (чтения и херувимская те же, что и в совр. рус. Типиконе; кроме того, в Типиконе описана практика усыпать храм перед Евангелием лавровыми листьями, а тропарь «Видехом свет истинный» заменен ирмосом воскресных блаженн 2-го гласа), для литургии указан воскресный отпуст. Благословение хлебов и чтение Книги Деяния св. апостолов в Типиконе Виолакиса не упомянуты; паннихис В. с. совершается непосредственно перед пасхальной утреней и имеет в целом тот же порядок, что и в старопечатных греч.

http://pravenc.ru/text/150073.html

7 Общие указания Устава о пении канонов на повечериях предпразднства Богоявления следующие: праздничный канон поется на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), и затем ирмос оба лика вкупе. Если у канона два ирмоса, то ирмос 1-го канона поется дважды, тропари же обоих канонов на 6, и затем ирмос 2-го канона оба лика вместе. 8 Если на повечерие переносится служба Минеи, канон святого Минеи поется без ирмосов, в песнях с трипеснцами трипеснцы предваряют. О порядке пения служб на повечерии см. также: 13 марта, вторник 2-й седмицы Великого поста. 9 Так как в службе предпразднства содержатся четыре седальна по кафизмах, то возможен следующий порядок: по 1-м стихословии – 1-й седален предпразднства, «Слава» – преподобного, «И ныне» – 2-й седален предпразднства; по 2-м стихословии – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 3-й седален предпразднства; по полиелее – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 4-й седален предпразднства. 10 По Минее, на хвалитех стихиры поются на 6: предпразднства – 3 и преподобного – 3, но это указание неточно. Типикон в аналогичной службе 21 декабря (свт. Петра) назначает не шесть, а восемь стихир: предпразднства хвалитные – 4, и святого – 4 (первая стихира – дважды). Петь стихиры следует согласно указанию главы Типикона 21 декабря (то есть на 8), поскольку в службе свт. Петра учитываются особенности богослужения предпразднства Рождества Христова (аналогичные предпразднству Богоявления), которые отсутствуют в периоды предпразднств и попразднств прочих двунадесятых праздников: в частности, в предпразднства Рождества и Богоявления, помимо трех обычных утренних стихир на стиховне, в рядовой службе приводятся еще четыре хвалитные стихиры предпразднства. 11 О пении блаженн и об исполнении ирмосов песней канона в составе тропарей на блаженнах см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 18. 12 Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия. 13 Рядовые чтения 2, 3, 4 и 7 января можно опустить ввиду Крещенской отступки.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-15/

   Над некрещеными младенцами отпевание не совершается.   § 6. Отпевание и погребение монахов    Чин погребения монахов помещен в Большом Требнике.    Последование отпевания монахов отличается от отпевания мирских людей следующим:    1) Кафизма 17-я (непорочны) разделяется не на три статии, а на две, при этом припевы бывают другие, а имен но: к стихам 1-й статии «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».    2) К стихам 2-й статии (до 132 стиха) — припев: «Твой есмь аз, спаси мя».    3) И со стиха 132 («Призри на мя и помилуй мя») — припев: «Во Царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего» или «рабу Твою».    4) Вместо канона об усопшем поются воскресные антифоны степенны из Октоиха всех 8-ми гласов, и после каждого антифона по четыре стихиры, в которых воспевается крестная смерть Господа как победа над нашей смертью и возносится моление об усопшем.    5) При пении «Блаженн» поются особые тропари, приспособленные к обетам монашествующих.    6) При последнем целовании, из числа стихир: «Приидите последнее целование дадим, братие, умершему» некоторые стихиры (5–10) не поются, а прибавляются особые стихиры.    7) При выносе тела умершего монаха для погребения поется не «Святый Боже», а поются стихиры самогласны: «Кая житейская сладость пребывает печали непричастна».    8) По пути на кладбище трижды останавливается шествие, и бывает заупокойная ектения и молитва.    9) В то время, когда бросают на гроб землю, поются тропари: «Земле, зинувши, приими от тебе созданнаго рукою Божиею прежде».    В этих тропарях Церковь взывает: «раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче». А почивший как бы обращается к братии: «Духовнии мои братие и спостницы, не забудите мене, егда молитеся... и молите Христа, да учинит дух мой с праведными». И братия при этом творят 12 поклонов за усопшего, окончившего временную жизнь, которая образом своим имеет 12 часов дневных и ночных.   § 7. Особенности чинопоследования иерейского погребения    При перенесении тела усопшего священника из дома в храм и из храма на кладбище шествие такое же, как при крестном ходе. Гроб несут священнослужители. Впереди гроба — несут Евангелие, церковные хоругви и крест (при несении тела мирян — впереди только крест). В каждом храме, мимо которого совершается шествие, бывает погребальный звон. При несении же тела архиерея — перезвон во всех церквах города; гроб перед каждым храмом, мимо которого проходит шествие, останавливается, и совершается заупокойная лития. Так издревле совершалось погребение священных лиц (см. историк Созомен, кн. 7, гл. 10). При изнесении тела архиерея из храма к могиле, обносят его вокруг храма, и при обнесении на каждой стороне храма совершают краткую литию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Так уже в раннем детстве у Николая Дмитриевича проявлялась важнейшая черта характера: спокойная, уверенная твердость в отстаивании своих принципиальных убеждений, от которых он за всю свою долгую жизнь не отрекся ни единожды, даже в самых критических обстоятельствах. Начальное образование отрок Николай получил в земской школе, а в 1909 г. его отдали в четырехгодичное духовное училище в Старой Руссе. На вступительных испытаниях он сразу обратил на себя внимание твердым знанием осмогласных напевов: свободно пел «Господи воззвах», «Бог Господь», воскресный тропарь и первый ирмос канона любого гласа. Его зачислили в училищный церковный хор, где он вскоре стал ведущим в партии дисканта. Окончив училище в 1914 г. он в августе того же года поступил в духовную семинарию в Новгороде. Во время обучения пел на клиросе Софийского Новгородского собора (у него к тому времени уже сформировался прекрасный певческий голос). В учебных духовных заведениях Новгородской епархии к вопросам обучения богослужебному пению относились с особым вниманием, благодаря, прежде всего, трудам и заботам архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) – большого знатока и любителя древних распевов Русской Церкви, ревнителя благочестия и благолепия в храмовом пении. Так в требования училищной программы входило обязательное знание главнейших жанров знаменного октоиха: догматиков, ирмосов, степенн, прокимнов, блаженн. Воскресные песнопения необходимо было знать наизусть, остальные петь по квадратной ноте синодальных сборников. Воспитанники семинарии изучали, кроме того, знаменную столповую нотацию, и умели петь те же песнопения по старообрядческим печатным книгам (это было особенно важно также в связи с тем, что в Новгородской губернии в то время было много старообрядцев). В конце апреля 1918 г. Новгородская духовная семинария в числе всех учебных духовных заведений в Советской России была закрыта. Семинаристу Николаю Успенскому было выдано свидетельство в том, что он закончил 4 класса семинарии и переведен в 5-й класс по 2-му разряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Другая проблема, неизбежно возникающая при исследовании жанра канона, – это вторая песнь, введённая “создателем девятипесненного канона” Андреем Критским , воспринятая Германом и исчезнувшая уже в творчестве их преемников Иоанна и Космы. Минеи IX-XII вв., в которых вторая песнь содержится в половине – трети канонов 34 , показывают, что если вышеназванные авторы чётко придерживались своих принципов и первые два писали её всегда, а другие два – никогда, то у последующих гимнографов отмечается необъяснимая хаотичность в отношении её употребления 35 . Ещё одно интересное наблюдение заключается в том, что троичны, помимо служб Богоявления и Троицы, постепенно начинают появляться на 7-й и 8-й песнях канонов, ещё не называясь троичными, напр., тропарь 8-й песни канона мученика Исидора (14 мая) в МГ 5: “Слово и Духа со Отцем ясно, Исидоре всеблаженне, проповедал еси, единое существо и единое Божество, трем ипостасям единому Богу поклонившеся”. А в ирмосе 7-й песни канона Вознесения автор прямо связал образы трёх отроков и Троицы: “Троицы славу богочестнии отроци запечатлевше, печь паки огнем возгараемую в росу претворивше, и пояше возопили: благословен еси Боже отец наших”. И наконец, говоря об особенностях древних канонов, нельзя не упомянуть о девятой песни, некогда припевавшейся к песни Богородицы “Величит душа моя” и сохранившей структуру припевов на “Величит”. Каждый её тропарь в канонах праведного Иова, великомученика Георгия, мученика Христофора, Апостолов, Богоявления и т. д. в Тропологии МГ 5 заканчивался словами “Тя величаем” или “в песнех величаем”: “Тя, небеснаго и славнаго Царя, егоже исповедали Апостоли, Христе, упразднившаго прелесть идольскую, в песнех величаем”, “Богородицу по рождестве Деву Матерь света величаем”, “Крещеннаго в струях Иорданских Царя всех величаем”, “Отеческим гласом засвидельствованнаго Сына возлюбленнаго воспеваем” 36 . У авторов IX века уже редко встретишь эту структурную особенность девятой песни. К древнему и уже в Византии исчезнувшему гимнографическому жанру относятся “праздничные блаженны” (греч. makarismo…), тропари, припеваемые к стихам заповедей блаженств ( Мф 5:3–12 ) на праздничной (не воскресной) литургии. “Праздничные блаженны” возникли, по мнению А. М. Пентковского, в монашеской богослужебной практике в Палестине в VIII в. и оттуда проникли в константинопольскую традицию, в богослужение некоторых южно-итальянских обителей, на Древнюю Русь 37 . Среди авторов блаженн были песнописцы Андрей и Герман.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часы имеют обычный порядок, но после 3 псалмов стихословится кафизма, вместо тропаря Минеи поется трижды тропарь Часослова (на каждом часе свой), а вместо кондака Минеи читаются иные тропари Часослова (кроме того, на 1-м часе стихи часа поются, а на 6-м перед стихами поются тропарь пророчества и бывает паремия с прокимнами; согласно замечанию в ркп. Sinait. gr. 1109, 1464 г., первоначально в лавре прп. Саввы паремию читали не на 6-м, а на 1-м часе - Там же. С. 232). Изобразительны начинаются сразу с блаженн , стихи к-рых поются с припевом «      ». На вечерне, когда она не соединена с литургией Преждеосвященных Даров, нет начального возгласа; на «Господи, воззвах» поются подобны Триоди со стихирами Минеи, а на стиховне - самогласен Триоди с мученичном; бывает постовое окончание (как на утрене, только место тропарей «      » занимают тропари «    » и др. с 3 земными поклонами), после к-рого прочитываются заключительные молитвословия изобразительных. На вечерне, переходящей в литургию Преждеосвященных Даров, эти молитвословия прочитываются в конце изобразительных; на «Господи, воззвах» выпеваются и самогласен, и подобны Триоди; литургия начинается с возгласа «    » перед 2-й паремией и прокимна «    » после нее. Вечерня вечером в недели имеет особый устав: на «Господи, воззвах» поются 10 стихир (Октоиха, Триоди и Минеи); бывает вход с кадилом (хотя вечерня будничная); попеременно поется один из 2 особых прокимнов (1-й в недели сыропустную, 2-ю и 4-ю; 2-й - в недели 1, 3 и 5-ю); в конце вечерни молитва прп. Ефрема имеет только 3 поклона, без конечного Трисвятого и молитвословий изобразительных, и произносится отпуст. Со среды 4-й седмицы в последование литургии Преждеосвященных Даров после ектении об оглашенных вставляется ектения о готовящихся к Просвещению (ко Крещению), причем по рукописным и печатным богослужебным книгам, вплоть до старопечатных московских изданий 1-й пол. XVII в., эта ектения возглашалась и на Преждеосвященных литургиях седмичных дней, и на полных литургиях суббот и воскресений (что соответствует как древней традиции, так и смыслу ектении). В совр. Служебнике предписано возглашать эту ектению только на литургиях Преждеосвященных Даров.

http://pravenc.ru/text/150109.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010