— Нет на земле такого города, где бы ты мог избежать смерти. Но если ты хочешь остаться живым и победить нечестивого царя, то обещай потом перейти в иноческое житие. Елезвой обещал с клятвою, говоря: — Если мне Бог даст победу над Дунааном, я тотчас оставлю царство и стану иноком. Слыша сии слова царя и видя его слезы, старец помолился о нем Богу и благословил его, как некогда Саул — Давида против Голиафа (1 Цар.17:37), и сказал: — Да будет Бог с тобою! Иди, вспомоществуемый жертвами мучеников, молитвами архиепископа Астерия и святых отцов-пустынников, молящихся о тебе, а равно слезами блаженного царя Иустина. Ты победишь Дунаана и отомстишь за кровь неповинных. Царь утешился в своей печали, принял благословение и пошел к своим войскам, радуясь и прославляя Бога. В это время омиритский царь Дунаан, услышав, что Елезвой, царь Ефиопский, идет против него морем и сушею, также собрал множество войск и, сильно вооруженный, стал на границах своей земли, ожидая нашествия Елезвоя. Когда же он услышал, что войска Елезвоя, шедшие сушею, погибли в пустынях, то обрадовался и уже не опасался с суши, а только остерегался со стороны моря. Но и тут опасности не было. Между Ефиопией и страною Омиритскою есть морская мель и узкое место, шириною менее двух стадий [ 33 ]. На ней было рассеяно множество больших и острых камней, едва прикрытых водою. Потому место сие было весьма затруднительно для прохождения кораблей. К сему Дунаан еще присоединил большое препятствие. Он протянул толстую и огромную железную цепь и загородил ею морскую мель, чтобы не только частые камни, но и железная цепь преградили путь Елезвою и не допустили кораблей его по ту сторону. Но Бог, «разум Его неизмерим» (Пс. 146:5), погубил премудрость хитрого иудея. Своею чудесною силою Он устроил на этом непроходимом месте удобный путь для христиан. Когда Елезвой отплыл от города Дакела с доброю надеждою, поднялся попутный ветер. Поставив паруса, они плыли очень быстро и через несколько дней достигли пределов Омиритской страны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Кроме того, и сам он написал к царю Елезвою обо всем, что сделал Дунаан с христианами в Омиритской стране, особенно в городе Награне, а равно и о том, что он посылал послов к царю персидскому и к князю сарацинскому, просьбами и подкупом вооружая их против христиан. При этом Иустин просил Елезвоя, как имеющего смежные пределы с Дунааном, пойти войною против сего богохульника, жаждущего христианской крови. Архиепископ Астерий возбуждал Елезвоя к войне, а сам усердно молился Богу о помощи христианам и о рассеянии врагов их. Он послал также и ко всем инокам, находившимся в Нитрии и в скитах [ 28 ], прося их молиться. Ефиопский царь Елезвой узнал обо всем, происшедшем в Омиритской стране, не только от царя Иустина и архиепископа Астерия, — он сам знал и раньше, так как его войска, оставленные стеречь смежные города, были перебиты. Пламенея ревностью по Боге и болея сердцем за христиан, он хотел немедленно пойти войною на Дунаана, но не мог, так как была зима; и ждал он лета, готовя все необходимое для войны. Когда прошла зима, он собрал из собственных войск и из воинов других народов, пришедших к нему на помощь, войско в сто двадцать тысяч человек. Зимою же он вооружил семьдесят индийских кораблей, а равно взял шестьдесят кораблей у купцов персидских и ефиопских, прибывших для торговли, многие же ветхие корабли исправил. С наступлением весны, Елезвой пошел с своими отрядами на войну. Из нижней Ефиопии [ 29 ] он послал часть войска сушей в омиритские области, а сам с прочими войсками сел на корабли и отправился морем. Он хотел вступить в Омиритскую страну с суши и с моря, чтобы отовсюду окружить иудейского царя. Но Бог, все устрояющий премудро и творящий не по человеческой воле, а по Своим неисповедимым судьбам, — зная, что может служить на пользу, разрушил намерения блаженного царя Елезвоя. Войска его, посланные к омиритам сушею, заблудились в пустынях и горах, в непроходимых и безводных местностях, и не могли ни дойти до Омиритской области, ни вернуться назад. Блуждая много дней, они изнемогли от жажды и падали мертвыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Тогда они послали ему известие о дарованной Богом победе над мерзким иудеем. Оставив в городе часть войска для охраны, царь Елезвой сам поспешил к своим христианам. Нашедши Дунаана с его свитою сидящими в золотых цепях, Елезвой своею рукою казнил его и всех бывших с ним. Велико было торжество христиан и неизреченна радость по слову: «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение» (Пс. 57:11). Возвратившись в город, Елезвой казнил всех неверных, бывших в царских палатах с царицею, и совершенно истребил всех врагов Христовых. Затем он послал известие к царю Иустину и к архиепископу Александрийскому, сообщая, что Господь возвеличил над ними свою милость, положил под ноги их врагов их и отомстил за кровь христианскую. Все возблагодарили Бога. Архиепископ тотчас прислал к Омиритам епископов и священников, чтобы научить вере и крестить оставшихся людей. Елезвой же начал созидать по городам церкви и распространять славу имени Иисуса Христа. Пришедши в мученический город Награн, он восстановил церковь, которую сжег нечестивый Дунаан, — гробы святых мучеников благолепно украсил, а всех христиан ободрил и объявил свободными. Оставшегося в живых сына святого Арефы он поставил воеводою в городе, а всю Омиритскую землю в непродолжительное время очистил от безбожного нечестия и просветил святою верою. Затем он поставил царем благочестивого и добродетельного человека, по имени Авраамия, установил христианские законы церковные и гражданские и, упрочивши благоустройство, возвратился с своими войсками в свою страну, прославляя Бога. Возвратился он с великими богатствами, так как войска его захватили много добычи. Прибыв в свою страну, Елезвой воздал за все благодарение Богу и послал свой царский венец в Иерусалим, а сам, спустя несколько дней, предав воле Божией Ефиопское царство и себя самого, оставил все. Ночью он вышел тайно из царских палат и из города, в скромной одежде, не как царь, а как какой-либо нищий, и заключился близ находившегося там монастыря в келлии, из которой не выходил до самой кончины своей, трудясь для Бога день и ночь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Сказав это, апостол отошел, и видение окончилось. Григорий, придя в себя, опять упал на землю, называя себя окаянным и грешником. После долгой молитвы, он ушел в свое жилище и в эту ночь во сне увидел святого апостола Павла, подающего ему сосуд с елеем: это было предзнаменованием предназначенной ему благодати священства и архиерейства. Григорий, во сне взяв этот елей из апостольских рук, тотчас проснулся, обрадовался и запел: «Излилось из сердца моего слово благое» ( Пс. 44:2, 8 ), ибо Бог помазал меня елеем радования. После чего он вышел из Рима и пошел в Александрию, постоянно обращаясь сердцем к Богу, все более и более совершенствуясь в добродетелях и исполняясь Божественной премудрости и разума и Божественных великих дарований. В то время, когда царствовали благочестивые цари: в Греции – Иустин 8550 , а в ЕфиопииЕлезвой, Дунаан, царствовавший в Омиритской стране, воздвиг гонение на христиан и старался истребить из своего царства самое имя Христово. Он хитростью овладел славным городом Награном, где были верующие во Христа, и погубил бесчисленное множество христиан: одних сжег на огне, других усек мечом, а благочестивого князя Арефу со знатнейшими гражданами убил. Услышав об этом, благочестивые цари Иустин и Елезвой весьма сожалели о неповинно пролитой крови христиан; Иустин написал к Елезвою 8551 , уговаривая его идти войной против нечестивого Дунаана, чтобы отомстить за невинно пролитую кровь. Достохвальный царь Елезвой, исполнившись ревности, собрал все свое войско и пошел войной на нечестивого царя Дунаана 8552 . Во время этой великой войны, Елезвой, при помощи Божией, разбил полки Дунаана и все его войско уничтожил вконец, а его самого с родственниками усек мечом. Овладев царством Дунаана, Елезвой стал ревностно очищать его от еврейских и языческих заблуждений, распространяя в нем славу имени Господа нашего Иисуса Христа. Многие из евреев и находившихся в Омиритах язычников пожелали креститься, но у них не было ни епископа, ни священника, ни диакона, ни одного клирика, потому что весь церковный чин иерархии был истреблен Дунааном.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вот уже готовится тебе престол на небесах от Самого Владыки, и ты получишь воздаяние вместе с нами. Сказав это, апостол отошел, и видение окончилось. Григорий, придя в себя, опять упал на землю, называя себя окаянным и грешником. После долгой молитвы, он ушел в свое жилище и в эту ночь во сне увидел святого апостола Павла, подающего ему сосуд с елеем: это было предзнаменованием предназначенной ему благодати священства и архиерейства. Григорий, во сне взяв этот елей из апостольских рук, тотчас проснулся, обрадовался и запел: «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс. 44:2,8), ибо Бог помазал меня елеем радования. После чего он вышел из Рима и пошел в Александрию, постоянно обращаясь сердцем к Богу, все более и более совершенствуясь в добродетелях и исполняясь Божественной премудрости и разума и Божественных великих дарований. В то время, когда царствовали благочестивые цари: в Греции Иустин [ 9 ], а в Ефиопии Елезвой, Дунаан, царствовавший в Омиритской стране, воздвиг гонение на христиан и старался истребить из своего царства самое имя Христово. Он хитростью овладел славным городом Награном, где были верующие во Христа, и погубил бесчисленное множество христиан: одних сжег на огне, других усек мечом, а благочестивого князя Арефу [ 10 ] со знатнейшими гражданами убил. Услышав об этом, благочестивые цари Иустин и Елезвой весьма сожалели о неповинно пролитой крови христиан; Иустин написал к Елезвою [ 11 ], уговаривая его идти войной против нечестивого Дунаана, чтобы отомстить за невинно пролитую кровь. Достохвальный царь Елезвой, исполнившись ревности, собрал все свое войско и пошел войной на нечестивого царя Дунаана [ 12 ]. Во время этой великой войны, Елезвой, при помощи Божией, разбил полки Дунаана и все его войско уничтожил вконец, а его самого с родственниками усек мечом. Овладев царством Дунаана, Елезвой стал ревностно очищать его от еврейских и языческих заблуждений, распространяя в нем славу имени Господа нашего Иисуса Христа. Многие из евреев и находившихся в Омиритах язычников пожелали креститься, но у них не было ни епископа, ни священника, ни диакона, ни одного клирика, потому что весь церковный чин иерархии был истреблен Дунааном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Она, вкусивши, сказала: «благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты удостоил меня вкусить жертвы чистой убогих моих дщерей». Бог умудряет младенцев Дитя просилось с материю на мучение; царь спросил: " что такое мучение?» – «Мучение есть за Христа умереть и опять с Ним жить», сказало дитя. «А кто Христос?» – спросил мучитель. «Иди за мною в церковь и я покажу тебе,» – сказало дитя, и опять стало проситься к матери. Когда же увидело, что мать бросили в огонь, укусило царя и само вскочило в огонь и сгорело. Без Божиего совета всякое предприятие бесполезно Благочестивый Елезвой восстал на Дгу-Нована с многочисленным воинством и флотом; но так как он предпринял свой поход без Божия благословения, то с его воинами случилось несчастье, они заблудились в горах и вертепах, в непроходимых и безводных местах, и не могли ни дойти до вражеского города, ни возвратиться, но, блуждая долго, от жажды вымерли почти все. Сам Елезвой, сбросив с себя знаки царские, босой и в худой одежде вошел в церковь и Богу молился; потом просил одного пустынника помолиться о победе, но и тот отказал ему за то, что он самовольно восстал войною на Дгу-Нована; и только, после многих молитв Елезвоя, сказал, что Бог ему дарует победу молитвами его и архиепископа – под условием его иночества, – что после победы Елизвой и исполнил. Где Бог хочет помочь, там нет препятствий Пролив, который надобно было переплыть кораблям Елезвоя, был прегражден камнями, связанными железом, чрез которые ни одному кораблю нельзя было проехать; но Бог воздвиг бурю, и корабли все волнами были перенесены чрез цепи. Кого Бог хочет наказать, у того прежде разум отнимает Царь Дгу-Нован, узнав, что Елезвой овладел столицею его и жителями – сковал своих вельмож золотыми цепями и себя и ожидал казни от страха. Преп. Арева Печерский Скупому сокровища не в пользу Преп. Арефа в келлии много имел сокровищ; но воры все похитили, и он едва не убил сам себя. Благодарение Бога за похищение сокровищ обращается в милостыню Арефа в болезни видел полк ангелов и бесов, которые состязались за его душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Между тем туземные химьяритские князья (Тобба) старались противодействовать христианскому влиянию абиссинцев и со своей стороны поддерживали иудейство в Емене, а Тобба Зу-Навас 88 возбудил даже кровавое преследование против христиан города Наджрана. Известный христианский агиограф св. Симеон Метафраст повествует, что когда в греческой земле царствовал Иустин 89 , а в Эфиопии (Абиссинии) Елезвой, цари православные в то время 90 в омиритской (химьяритской) земле восстал беззаконный царь, по имени Дунаан (Зу-Навас), жидовин, неверный хульник имени Иисуса Христа и великий гонитель христиан. У него все советники, слуги и войска были набраны из иудеев и язычников. Он старался изгнать из своей области всех христиан и истребить в химьяритской стране самую память имени Христова и потому жестоко преследовал – мучил и убивал христиан, не покорявшихся его велению и не хотевших с ним жидовствовать. Когда услышал об этом эфиопский царь Елезвой, то очень опечалился и, собрав свои войска, пошел войной на Зу-Наваса. Одержав победу над Зу-Навасом, Елезвой сделал его своим данником и возвратился в свою страну. Но Зу-Навас в скором времени 91 снова восстал против Елезвоя. Собрав войско, он перебил всех Елезвоевых воинов, которые оставлены были охранять города (гарнизоны), и еще с большей силой восстал против христиан, объявив повсюду, что христиане или должны принять иудейскую веру, или же без милосердия будут изби­ваемы. После этого повеления в царстве Зу-Наваса не было никого, кто бы осмелился исповедовать христианство ; только в одном городе Наджране имя Иисуса Христа прославлялось. Когда Зу-Навас услышал, что жители Наджрана не повинуются повелению его, то пошел против них со всей своей силой и рассчитывал уничтожить христиан в своей области и тем досадить Елезвою, царю эфиопскому. Подойдя к городу, Зу-Навас обложил его со всех сторон и окопал рвом и хвалился скоро взять его, а жителей всех избить. Он говорил жителям Нарджрана: «если хотите по­лучить от меня милость и остаться в живых, то свергните изображения креста с ваших церквей и отрекитесь от имени распятого на нем Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Преподобный Арефа подвизался в Киево-Печерской обители. Сначала он был одержим грехом скупости, Имея у себя большие деньги, он не только не подавал милостыни, но даже отказывал и самому себе в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефн, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь, во время болезни, вразумил его видением. Св. Арефа так рассказывал об этом видении. «Когда я лежал больной, вот приходят ко мне в келлию ангелы и за ними бесы. Бесы говорят, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились во мне и сказали: «Если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому что терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздаче милостыни». Когда ангелы сказали мне так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе и скончался около 1200 г. Нетленные мощи его почивают в Киево-Печерской пещере. Блаженный Елезвой был царем эфипским. Когда Омиритский царь Дунаан преследовал и губил христиан, то он не мог равнодушно переносить этого и пошел на него войной, чтобы отомстить ему за христиан. Сначала поход Елезвоя был неудачен. По указанию свыше, он обратился к одному затворнику, и тот обличил святого в том, что он принял на себя мщение, вместо Бога, который говорит: Мне отмщение, Я воздам, и, чтобы избежать большего наказания и иметь успех в войне с Дунааном, советовал ему дать обет посвятить последние дни своей жизни Богу. Елезвой дал обет и, отправившись на врага Христова, победил его и даже, взяв в плен, казнил. После победы св..Елезвой, оставив престол и затворившись в келлии близлежащего монастыря, 15 лет провел в строгом воздержанию и подвигах. Скончался около 550 г. Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» установлено в 1688 г. по следующему случаю. Сестра патриарха Иоакима очень страдала от раны в боку. Молясь Пресвятой Богородице об исцелении, она услышала голос: «Евфимия! Почему же ты не прибегнешь к общей для всех Целительнице?» – «Где же мне найти такую целительницу?» – спрашивала Евфимия. Голос отвечал: «Есть в храм Преображения Сына Моего образ Мой «Всех скорбящих радость». Призови тамошнего священника, и когда он отслужит молебен с водоосвящением, – болезнь твоя пройдет». Евфимия сделала так, и получила исцеление. Икона находится в Москве, на Ордынке. В 1888 г. 23 июля прославилась другая Скорбященекая икона в С.-Петербурге в часовне у стеклянного завода. Во время страшной грозы молния ударила в часовню, обожгла внутренность в ней, но не коснулась иконы, и она, как бы обновленная, спустилась на пол, и 12 монет из совершенно разбитой кружки прилепились к ней в различных направлениях. В 1890 г. при сей иконе получили исцеление неизлечимо больные мальчик и женщина. 20-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Арефы Память 24 октября Когда в греческой земле царствовал Юстин 6943 , а в Ефиопии 6944 – Елезвой, цари правоверные и благочестивые, тогда в земле Омиритской 6945 вступил на престол беззаконный царь, по имени Дунаан, иудей по рождению и по вере, хулитель Христова имени и великий гонитель христиан. Все советники его, слуги и воины были или евреи, или язычники, поклонявшиеся солнцу, луне и идолам. Он старался изгнать всех христиан из своей области и искоренить в стране Омиритской самую память о великом Христовом имени. Ревностно преследуя Церковь Божию, он мучил и убивал верных, не покорявшихся его велениям и не хотевших жить по иудейскому закону. Услышав о том, что Дунаан воздвиг в своей стране гонение на христиан, царь Ефиопии Елезвой сильно огорчился и, собрав свои войска, пошел на него войною 6946 ; после многих битв Елезвой победил его и, сделав его своим данником, возвратился в свою землю. Спустя немного времени, Дунаан опять восстал против Елезвоя, нарушил договор с ним и, собрав свои войска, уничтожил все отряды Елезвоя, оставленные им для охраны городов, после чего еще сильнее вооружился против христиан. Он повсеместно повелел, чтобы христиане – или принимали иудейскую веру, или были избиваемы без милосердия. В царстве его уже не оставалось никого, кто дерзнул бы исповедовать Христа, и только в одном обширном и многолюдном городе Награне 6947 было прославляемо имя Христово. Святая вера воссияла в нем еще с того времени, когда Констанций, сын Константина Великого , посылал послов своих к Савеям, называемым ныне Омиритами 6948 и ведущим свой род от Хеттуры, рабыни Авраамовой. Прибыв туда, богомудрые и благочестивые послы расположили царя этой страны к Констанцию, научили жителей ее вере в Иисуса Христа и построили церкви. С этого времени в Награне процветало благочестие, возрастало христианское учение, увеличилось число иночествующих, устроялись монастыри, во всех сословиях сохранялось целомудрие, а верные преуспевали и совершенствовались в добродетелях. Они не дозволяли жить среди себя ни одному иноверцу: ни Еллину 6949 , ни Иудею, ни еретику 6950 , а сами они, как дети единой матери, Соборной Апостольской Церкви, пребывали во всяком благочестии и чистоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2 См. в четверг 5-й седмицы Великого поста (17 марта). 3 «Тогда церквонастоятель раздавает свещы братии, ихже вжигают ко всякому Евангелию» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 4 «Сии ектении глаголются от диакона, или от иерея пред седальными до 8-го Евангелия» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 5 Произносится перед чтением каждого Евангелия. 6 В приходской практике тропари антифонов зачастую исполняются без повторений. 7 «Седален... поется посреде церкве от канонарха. Слава: конец, И ныне: паки весь. На нихже не седим, но стояще поем, за еже кадит тогда иерей или диакон святую трапезу» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). «Не седим же на сицевых седальнах, за еже священнику кадити святый олтарь, но стояще поем я» (Постная Триодь, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Четверток вечера»). 8 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 611; Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 193, 349; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6-ти кн. Кн. 5: Пяток. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 41; Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 3. С. 190. 9 Стихи блаженн и тропари следует петь. В тех храмах, где выполнение этой уставной традиции представляется затруднительным, допускается стихи блаженн петь, а тропари к ним – читать. Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться. 10 По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. В Типиконе сказано: «От зде же диакон престает кадити, и ектении седальнов не глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 350.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-14/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010