в Болгарии, получило распространение на Руси в составе Четьих-Миней и затем вошло в ВМЧ (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1839-1862). На основании этого Жития во 2-й пол. XII в. на Руси было составлено краткое сказание о Е., помещенное в нестишном Прологе под 24 окт., днем памяти мч. Арефы (Там же. Стб. 1836-1837). Впосл. эта дата утвердилась в календаре РПЦ в качестве памяти Е. В проложном сказании эфиоп. царь именуется «блаженным» и его имя передано как Елезвой, хотя в пространном Житии оно транскрибируется как «Елисваан». Из нестишного Пролога сведения о Е. попали в стишной (Там же. Стб. 1863). В рус. традиции Е. воспринимался как образец правителя, с одной стороны презревшего земные блага и ставшего монахом, с другой - покаравшего гонителей христиан. Царь Иоанн IV Васильевич риторически вопрошал в «Послании в Кирилло-Белозерский монастырь»: «А Елизвой, царь Эфиопский, какой суровой жизнью жил?» (ПЛДР. 2-я пол. XVI в. 1986. С. 155). В «Истории о Казанском царстве» описывается стремление царя идти «на безбожную и поганую Казань... мстити крови христианския, яко Елизвои Ефиопский царь на Омирского князя Дунаса жидовина» (ПСРЛ. Т. 19. С. 99). В рус. ономастике имя Елезвой встречается редко. Его носил архитектор эпохи классицизма Е. С. Назаров (1747-1822). Ист.: агиографические: Iobi Ludolfi alias Leutholf dicti ad suam Historiam Aethiopicam antehac editam Commentarius. Fr./M., 1691. P. 416; ВМЧ. Окт. Дни 19–31. Стб. 1834, 1836–1837,1839, 1860–1863; ЖСв. Окт. С. 528, 529, 545–553; Martyrium sancti Arethæ et sociorum in civitate Negran/Ed. E. Carpentier//ActaSS.Oct. T. 10. P. 742–760; Martyrium Sancti et magni martyris Arethæ//PG. 115. Col. 1249–1289; Sapeto G. Viaggio e missione cattolica fra i Mensâ i Bogos e gli Habab con un cenno geografico e storico dell’Abissinia. R., 1857. Vol. 1. P. 401–402, 420–425; Historia dos martyres de Nagran: Versão ethiopica/Publ. por F. M. E. Pereira. Lisboâ, 1899. P. 79, 80–81, 108–122, 179– 180 [эфиоп. текст], 124–127, 152–165, 181–182 [португ.

http://pravenc.ru/text/189731.html

Святой архиепископ отвечал: – Хорошо ты предусмотрел, благочестивый царь: как твое сердце находится во власти Божией, так и слово твое дано тебе от Бога. Хорошо всегда о всяком деле сначала вопрошать Отца Небесного, Который на небе, и как Он велит, так и делать. Сказав это, блаженный встал со своего места, немного отошел от них и, обратясь на восток, опустился на колена. Возведя глаза и ум на небо и воздев руки кверху, он усердно и долго молился, чтобы Бог, знающий жизнь и мысли каждого, указал им достойного на царство мужа. Во время молитвы архиепископа, вдруг невидимая сила Господня подняла на воздух некоего мужа, по имени Аврамий, и поставила его перед царем Елезвоем. Все с ужасом долго восклицали: – Господи помилуй! Архиепископ же сказал: – Вот, кого вы требовали помазать на царство, его и оставьте здесь царем, мы будем с ним единомысленны, и Бог нам поможет во всем. И великая радость была у всех о таковом Божием усмотрении. После этого царь Елезвой взял явленного Богом мужа Аврамия, повел его в храм Пресвятыя Троицы, который находился в царствующем городе Афаре, надел на него царскую порфиру 8554 и возложил на главу его диадему 8555 , затем святым Григорием было совершено над ним помазание и принесена была Бескровная Жертва за царей и всех людей, и оба царя причастились Божественных Тайн из рук архиепископа. По окончании торжества, все присутствовавшие восклицали: – Многая лета Елезвою, царю ефиопскому! И Аврамию, Христолюбивому царю Омиритскому, многая лета! И снова обоим вместе повторили: – Елезвою и Аврамию, благочестивым и Боголюбивым царям многая лета! И пели многолетие по три раза. Потом все возгласили: – Григорию, святейшему архиепископу нашему, наставнику и учителю, мирные, здравые и многие лета, всему христианскому воинству и всем верующим людям многие лета! Затем, войдя в царские палаты, все веселились и пировали, радуясь о Господе Боге Спасителе своем и о благочестивых царях своих. Елезвой оставался еще тридцать дней в Омиритской земле, поучая и наставляя нового царя благочестию и справедливо устроять и управлять царством и во всем слушаться святейшего архиепископа Григория, своего отца духовного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Избрав из ефиопского войска 15 тысяч храбрых мужей, Елезвой оставил их новому царю для помощи и защиты царства, и возвратился в Ефиопию. Здесь, спустя немного времени, оставив свое земное царство, он удалился в пустыню, где близ одного монастыря затворился в темной келии и не выходил из нее до самой смерти, принимая пищу через окно от живущих там монахов, и еще долго пожив суровою жизнью подвижника, отошел в Царство Небесное 8556 . Столь знатный и богатый царь такой оставил всем пример смирения и добровольной нищеты! По его смерти был рассказан монахами такой случай. Один юный брат, посылаемый из монастыря на послушание, часто заходил в харчевню, где, упиваясь вином, впадал в грех нечистой плотской страсти. И вот, однажды, совершив обычный грех и возвращаясь через пустыню в монастырь, он зашел в непроходимое место, и здесь устремился на него большой змей, чтобы ужалить. Инок бросился бежать и уклонялся туда и сюда, желая избавиться от змея, но змей быстро настигал его. Когда же инок, наконец, был так стеснен, что уже бежать было некуда, змей устремился, чтобы пожрать его, но тут инок, вспомнив о блаженном царе Елезвое, обратился к змею и сказал: – Молитвами праведного и святейшего Елезвоя – отойди от меня. Змей, как бы устыдившись святого имени Елезвоя, остановился и, Божиим повелением, получив человеческий голос, сказал иноку: – Как я могу тебя пощадить, когда Ангел Божий явился мне и повелел съесть тебя за твою нечистоту и грехи, так как ты, дав обет работать Господу в чистоте, оскверняешь грехом свое тело и тем прогневляешь Святого Духа. Инок, услышав змея, говорившего человеческим голосом и обличавшего его дела, оставался безмолвным, трепеща и с клятвою умоляя змея пощадить его. Змей сказал ему. – Зачем ты заклинаешь меня? Ты сам прежде поклянись мне, что больше не исполнишь своего плотского желания, и тогда я оставлю тебя. Инок стал клясться, говоря: – Клянусь Богом, живущим на небе и молитвами честного царя Елезвоя, что не прогневаю больше Господа моего, Которого ныне я прогневал плотскою нечистотою.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

19-е † Память о преподобном Илии Муромце Преподобный Илия, по месту рождения Муромец, почивает открыто в Антониевой пещере. По словам Кальнофойского, он жил за 450 лет до его времени, и след. Около 1188 г. и по-народному назывался Чеботок 256 . Простодушный паломник в 1701 г. писал: «видехом храброго воина Илью Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люде; рука у него левая пробита копием, язва вся знать; а правая его рука изображена крестным знамением» 257 . Мнение, что преподобный Илия есть одно лицо с известным богатырём Ильёй Муромцем, встречается и в других Московских памятниках; но за верность его нет никаких ручательств. Паломник не досказал, как сложены персты преп. Илии для крестного знамения? Три первые перста соединены вместе и протянуты, а два последние, безымянный и мизинец, пригнуты к ладони. – Преподобный почивает в молитвенном положении и неотразимо обличает раскол 258 . Святого Григория, архиепископа Омиритского Когда Ефиопский царь Елезвой победил и казнил (в 528 году) возмутившегося против него Омиритского (в южной Аравии) царя жидовина и лютого гонителя христиан Дунаана, то просил у Александрийского патриарха Астерия посвятить во архиепископа Омиритского достойного пастыря. Астерий, по бывшему ему откровению, возвёл в сей сан диакона Григория, из Медиолана, мужа премудрого, словесного и добродетельного, хорошо знавшего Ветхий и Новый Завет , который за свою святую жизнь сподобился многих видений. Во время рукоположения его во архиепископа, благодать Божия видимо присутствовала на Григории, у которого лицо просветилось, а от одежды его исходило благоухание. Св. архиепископ Григорий совершил помазание на царство избранного Елезвоем Аврамия в столице Омиритской страны Дафаре в соборной церкви Пресвятой Троицы, и был духовным отцом царя Аврамия, и советником его во всём. Блаженный Григорий поставил по городам страны епископов и советовал благочестивому Аврамию повелеть всем находящимся под властью Иудеям и язычникам креститься, а непокорных – преследовать. Когда вышло такое повеление, то многие из язычников, с жёнами и детьми, обратились ко Христу. Но знатнейшие и искуснейшие в своём законе Евреи, озабоченные после такого распоряжения царя, собрались из всех городов страны в столицу и составили тайное совещание о том, что им делать, чтобы, держась старого закона, избегнуть преследований. Обсудив много различных предложений, они, по совету некоего Ервана, мудрейшего учителя закона, знающего весь Ветхий Завет и не несведущего также и во внешнем любомудрии, решили подать царю просьбу, в которой предложить ему и епископу Григорию выбрать из своих учителей, кого хотят, для состязания с ними о законе. «Если убедят нас действительно», говорил Ерван, «то тотчас после испытания сделаемся христианами, а если не убедят, то и сами познают, что несправедливо заставляют нас отступать от закона нашего». Просьба была подана царю, и Евреям была дана отсрочка на сорок дней для приготовления к состязанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Видели это и послы Елезвоя, удивляясь сему, и после передали о всем виденном царю. После рукоположения и духовной беседы с патриархом, святой Григорий был отпущен с послами Елезвоя, — имея с собою подобающий сану клир и все необходимое для устроения церкви. Скоро они достигли Ефиопии, а затем и Омиритской страны. Царь Елезвой весьма обрадовался приходу Григория, а еще более, когда узнал, что Григорий был избран Божественным Откровением и что благодать Святого Духа, чудесно проявилась на нем во время хиротонии [ 13 ]. Он встретил Григория с большою честью, любезно принял его и отдал всю область в его распоряжение. Обходя с Григорием города в Омиритской стране, царь строил новые храмы, украшал гробницы святых мучеников, убитых за Христа нечестивым Дунааном, и приводил неверных ко крещению. В городе Награне Елезвой поставил князем сына мученика Арефы и построил там великолепный храм в честь Воскресения Христова, другой храм — в честь Пречистой Богородицы, третий — во имя святого мученика Арефы и пострадавших с ним, недалеко от того дома, где некогда жил святой мученик. И в других городах построено было много церквей, которые Григорий сам освящал и поставлял сюда пресвитеров и диаконов, вручая им добрую паству овец Христовых. Блаженный царь Елезвой почти 36 месяцев после смерти Дунаана оставался в Омиритской земле, и все добре здесь устроив, пожелал возвратиться на свой престол в Ефиопскую страну. Созвав со святым Григорием всех вельмож, князей, бояр, советников, он стал советоваться с ними, какого бы мужа благоверного, разумного, кроткого и богобоязненного избрать и помазать на Омиритское царство. Все советники отвечали царю: — Кого ты знаешь и кого тебе Бог откроет, того и поставь, так как у нас нет ни одного подобного тебе разумом и достойного царского венца. Тогда царь, обратившись к архиепископу, сказал: — Это дело твое, честный отец и наш учитель! Вот перед твоим лицом все князья, вельможи, воины, малые и большие, кого ты хочешь, призови и во имя Господа нашего Иисуса Христа помажь на царство, мы же все, пришедшие из Ефиопии, если Бог благоволит, желали бы возвратиться к себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святой архиепископ отвечал: — Хорошо ты предусмотрел, благочестивый царь: как твое сердце находится во власти Божией, так и слово твое дано тебе от Бога. Хорошо всегда о всяком деле сначала вопрошать Отца Небесного, Который на небе, и как Он велит, так и делать. Сказав это, блаженный встал со своего места, немного отошел от них и, обратись на восток, опустился на колена. Возведя глаза и ум на небо и воздев руки кверху, он усердно и долго молился, чтобы Бог, знающий жизнь и мысли каждого, указал им достойного на царство мужа. Во время молитвы архиепископа, вдруг невидимая сила Господня подняла на воздух некоего мужа, по имени Аврамий, и поставила его перед царем Елезвоем. Все с ужасом долго восклицали: — Господи помилуй! Архиепископ же сказал: — Вот, кого вы требовали помазать на царство, его и оставьте здесь царем, мы будем с ним единомысленны, и Бог нам поможет во всем. И великая радость была у всех о таковом Божием усмотрении. После этого царь Елезвой взял явленного Богом мужа Аврамия, повел его в храм Пресвятыя Троицы, который находился в царствующем городе Афаре, надел на него царскую порфиру [ 14 ] и возложил на главу его диадему [ 15 ], затем святым Григорием было совершено над ним помазание и принесена была бескровная жертва за царей и всех людей, и оба царя причастились Божественных Тайн из рук архиепископа. По окончании торжества, все присутствовавшие восклицали: — Многая лета Елезвою, царю ефиопскому! И Аврамию, Христолюбивому царю Омиритскому, многая лета! И снова обоим вместе повторили: — Елезвою и Аврамию, благочестивым и Боголюбивым царям многая лета! И пели многолетие по три раза. Потом все возгласили: — Григорию, святейшему архиепископу нашему, наставнику и учителю, мирные, здравые и многие лета, всему христианскому воинству и всем верующим людям многие лета! Затем, войдя в царские палаты, все веселились и пировали, радуясь о Господе Боге Спасителе своем и о благочестивых царях своих. Елезвой оставался еще тридцать дней в Омиритской земле, поучая и наставляя нового царя благочестно и справедливо устроять и управлять царством и во всем слушаться святейшего архиепископа Григория, своего отца духовного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

579.             440 мучч. Италийских, пострадавших от Лонгобардов. 2 марта. Ок. 580.       Симеон юродивый, и Иоанн спостник его, препп. Палестинские 21 июля. 582.             Евтихий, патриарх Цареградский. 6 апр. 584.             Ерминингелд царевич, муч. Испанский. 1 ноября. 595.            Иоанн постник, патриарх Цареград. 2 сент. 596.            Симеон преп., столпник на Дивной Горе. 21 мая. 600.             Вавила преп., КиликианИн.Субб. с. 7 век Фомаида, мучен. Александрийская 13 апр. Палладий, преп. Александрийский. 27 ноября. Флор преп., еп. Амидский. 18 дек. Зосима преп., еп. Вавилона Египетского. 4 июня. Вендимиан, преп. Вифинский. 1 февр. Аввакир и Лаврентий, препп. Египетские. Субб. с. Елезвой блаженный, царь Ефиопский. 24 окт. Леандр, еп. Испалитанский. 1 ноября. Иаков постник, подвизавшийся близ Кармильской горы. 4 марта. Симеон столпник третий, преп. Киликийский близ Ег. Субб. с. Софроний, архиеп. Кипрский. 9 дек. Леонтий, преп. Ливийский. Субб. с. Препп. Палестинские: Зосима. 4 апр. Агапит, Аноим, Иеремий, Дометиан, ученики Саввы Освященного, и Афродисий. Субб. с. Иоанн Савваит. 7 дек. Косма скопец. 3 авг. Пимен. 27 авг. Христофор. 30 авг. Василий, ученик преп. Феодосия. Субб. с. Мина Синаит. 5 янв. Вонифатий милостивый, еп. Форентийский. 19 дек. Зосима преп. Финикийский. 8 июня. Евстолия и Сосипатра царевна, препп. Цареградские. 9 ноября. Марфа прав., мать Симеона Дивногорца. 4 июля. 601.             Домитиан, еп. Мелитины Армян. 10 янв. 604.             Григорий Двоеслов, папа Римский. 12 марта. 600.             Иоанн Лествичник. 31 марта. 607.             Евлогий, архиеп. Александрийский. 13 февр. 609.             Феодор, архиеп. Александрийский. 3 дек. 610.            Фома, патриарх Цареград. 21 марта. 613.             Феодор Сиксот, еп. Анастасиопольский. 22 апр. 620.             Иоанн милостивый, архиеп. Александрийский. 12 ноября. 633.             Модест, архиеп. Иерусалимский. 18 дек. 610–641.       Анастасий, игумен горы Синайской. 20 апр. Алипий, столпник Адрианопольский в Пафлагонии. 26 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Блаженный ( греч. μακριος, лат. beatus) – 1. Наименование святых юродивых. 2. Связанное с определенной традицией и не всегда последовательное именование святых, житие или кончина которых заключали в себе черты явной святости; это определение может прилагаться к святителям (Б. Константин, митр. Киевский и всея России, † 1159), преподобным (Б. Исихий Хоривит, VI в.), благоверным князьям (Б. Елезвой, царь Ефиопский, † ок. 553–555), праведным подвижникам (Б. Клеопатра, † 327; Б. Таисия, V в.; Б. отроковица Муза, V в.; Б. Никита в Царьграде, XII в.). 3. Определение, прилагаемое в России к некоторым святым неразделенной Церкви, особо почитаемым в западных исповеданиях (Б. Августин, еп. Иппонийский; Б. Иероним Стридонский и др.). 4. У католиков – наименование подвижников, прошедших беатификацию (первый этап канонизации). Богослужебные книги – книги, по которым совершается богослужение Православной Церкви, они называются также церковными. Одни из них относятся к общественному богослужению: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи месячные, Минея общая, Минея праздничная, Триодь постная, Триодь цветная, Ирмологий, Чиновник, и Типикон, другие книги относятся к частному богослужению: Требник большой и малый, Акафистник, Канонник (две последние относятся к разряду книг для келейной молитвы). Есть Б. к, употребляющиеся и в частном, и в общественном богослужении: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Следованная псалтирь. Большинство из этих книг необходимо для певцов хора, особенно Часослов и Ирмологий. Можно выделить книги, которые содержат последования, повторяющиеся в определенные периоды времени: Октоих, Минеи, Триоди. Богослужебный круг годовой – последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный Б. к. г. Неподвижный, связанный с солнечным календарем, включает богослужения неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный Б. к. г., связанный с лунным календарем, включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и пасхального цикла, состоящего из служб Пасхи, Пасхальной седмицы и всего периода между Пасхой и Пятидесятницей; к подвижному Б. к. г. относится также недельный цикл Октоиха. Службы неподвижного Б. к. г. содержатся в Минеях, подвижного – в Триоди постной, Триоди цветной и Октоихе. Литургические тексты Б. к. г. не являются самостоятельными службами, но включаются в богослужения суточного круга, которые представляют собой соединение почти неизменной основы с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из Минеи, Октоиха или Триоди (постной или цветной).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Избрав из ефиопского войска 15 тысяч храбрых мужей, Елезвой оставил их новому царю для помощи и защиты царства, и возвратился в Ефиопию. Здесь, спустя немного времени, оставив свое земное царство, он удалился в пустыню, где близ одного монастыря затворился в темной келии и не выходил из нее до самой смерти, принимая пищу через окно от живущих там монахов, и еще долго пожив суровою жизнью подвижника, отошел в Царство Небесное [ 16 ]. Столь знатный и богатый царь такой оставил всем пример смирения и добровольной нищеты! По его смерти был рассказан монахами такой случай. Один юный брат, посылаемый из монастыря на послушание, часто заходил в харчевню, где, упиваясь вином, впадал в грех нечистой плотской страсти. И вот, однажды, совершив обычный грех и возвращаясь через пустыню в монастырь, он зашел в непроходимое место, и здесь устремился на него большой змей, чтобы ужалить. Инок бросился бежать и уклонялся туда и сюда, желая избавиться от змея, но змей быстро настигал его. Когда же инок, наконец, был так стеснен, что уже бежать было некуда, змей устремился, чтобы пожрать его, но тут инок, вспомнив о блаженном царе Елезвое, обратился к змею и сказал: — Молитвами праведного и святейшего Елезвоя — отойди от меня. Змей, как бы устыдившись святого имени Елезвоя, остановился и, Божиим повелением, получив человеческий голос, сказал иноку: — Как я могу тебя пощадить, когда Ангел Божий явился мне и повелел съесть тебя за твою нечистоту и грехи, так как ты, дав обет работать Господу в чистоте, оскверняешь грехом свое тело и тем прогневляешь Святого Духа. Инок, услышав змея, говорившего человеческим голосом и обличавшего его дела, оставался безмолвным, трепеща и с клятвою умоляя змея пощадить его. Змей сказал ему. — Зачем ты заклинаешь меня? Ты сам прежде поклянись мне, что больше не исполнишь своего плотского желания, и тогда я оставлю тебя. Инок стал клясться, говоря: — Клянусь Богом, живущим на небе и молитвами честного царя Елезвоя, что не прогневаю больше Господа моего, Которого ныне я прогневал плотскою нечистотою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Нет на земле такого города, где бы ты мог избежать смерти. Но если ты хочешь остаться живым и победить нечестивого царя, то обещай потом перейти в иноческое житие. Елезвой обещал с клятвою, говоря: — Если мне Бог даст победу над Дунааном, я тотчас оставлю царство и стану иноком. Слыша сии слова царя и видя его слезы, старец помолился о нем Богу и благословил его, как некогда Саул — Давида против Голиафа (1 Цар.17:37), и сказал: — Да будет Бог с тобою! Иди, вспомоществуемый жертвами мучеников, молитвами архиепископа Астерия и святых отцов-пустынников, молящихся о тебе, а равно слезами блаженного царя Иустина. Ты победишь Дунаана и отомстишь за кровь неповинных. Царь утешился в своей печали, принял благословение и пошел к своим войскам, радуясь и прославляя Бога. В это время омиритский царь Дунаан, услышав, что Елезвой, царь Ефиопский, идет против него морем и сушею, также собрал множество войск и, сильно вооруженный, стал на границах своей земли, ожидая нашествия Елезвоя. Когда же он услышал, что войска Елезвоя, шедшие сушею, погибли в пустынях, то обрадовался и уже не опасался с суши, а только остерегался со стороны моря. Но и тут опасности не было. Между Ефиопией и страною Омиритскою есть морская мель и узкое место, шириною менее двух стадий [ 33 ]. На ней было рассеяно множество больших и острых камней, едва прикрытых водою. Потому место сие было весьма затруднительно для прохождения кораблей. К сему Дунаан еще присоединил большое препятствие. Он протянул толстую и огромную железную цепь и загородил ею морскую мель, чтобы не только частые камни, но и железная цепь преградили путь Елезвою и не допустили кораблей его по ту сторону. Но Бог, «разум Его неизмерим» (Пс. 146:5), погубил премудрость хитрого иудея. Своею чудесною силою Он устроил на этом непроходимом месте удобный путь для христиан. Когда Елезвой отплыл от города Дакела с доброю надеждою, поднялся попутный ветер. Поставив паруса, они плыли очень быстро и через несколько дней достигли пределов Омиритской страны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010